Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

2 ..._ . , С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К ■ — 1 ' " т " ~ ----™ ” 24 .сентября 1944 г., № 228(298), Техник звена докладывает летчику-штурмовику лейтенанту Лаврову о готовности самолета, к боевыому вылету. Фото И. Михеева. = = ♦ ♦ БИТВА ЗА ТАЛЛИН Гвардии подполковник Д. Маренко Оценка воздушной обстановки ИЗ ОПЫТА БОЕВ НА БЛОКИРОВАНИИ ВРАЖЕСКОГО АЭРОДРОМА ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, ‘J.2 сентября. (Спец корр. ТАСС). Стремительное наступление войск Ленинградского фронта, начавше­ еся несколько дней назад проры­ вом сильно укрепленной обороны немцев в Прибалтике, увенчалось сегодня новой крупной победой. Войска фронта под командованием Маршала Советского Союза Гово­ рова с 'боем овладели столицей эстонской республики городом Таллин (Ревель) — важной военно- морской базой, лучшей естествен­ ной гаванью Эстонии, одним из крупных портов на Балтийском море. В разыгравшемся на эстонской земле сражении наступление сое­ динений Ленинградского фронта было осуществлено с двух направ­ лений: из района западнее Нарвы— параллельно берегу Финского , за­ лива и из района севернее Тарту— вдоль западного побережья Чуд­ ского озера. Двойной удар советских войск затруднял неприятелю маневр. Ча­ сти, действовавшие с востока, за ­ ставляли противника непрерывно ощущать угрозу полного окруже^ ишя. іВ то же время советские диви, зил, ііюспользоваашись этим обстоя­ тельством, в результате искусных маневров, сбивали противника с выгодных для него рубежей. іВчера части Ленинградского фронта, действующие вдоль побе­ режья Финского залива, разгромив крупные вражеские силы, неожи­ данным для (противника броском .чаняли одно из важных укрепле­ нии на пути к Таллину — город Раквере, являющийся узлом ж е ­ лезных, шоссейных и грунтовых дорог, веером расходящихся во всех направлениях. Вслед за этим пал другой неприятельский узел сопротивления — железнодорож­ ная станция Тая а. Другой удар одновременно нано­ сился врагу с юга. Преодолевая заболоченные низины, форсируя десятки водных рубежей, на кото­ рых отступающий противник взры­ вал мосты, наши части с боями за­ нимали один населенный пункт за другим. После соединения частей Ленинградского фронта, наступав­ ших из района, западнее Нарвы и подразделений, двигавшихся по за ­ падному побережью Чудского озе­ ра, положение противника еще бо­ лее осложнилось. Нараставший темп наступления не давал воз­ можности вражескому командова­ нию привести в порядок свои раз­ громленные дивизии, отступавшие на запад. Если вначале нашего наступле­ ния неміцы успевали поджигать на­ селенные пункты, взрывать дома, приводить в негодность дороги, поднимать на воздух мосты, то на заключительном этапе битвы за Таллин гитлеровским вандалам не удавалось до конца осуществить свой варварский план разрушения. Дух ярости и ненависти, овладев­ ший нашими бойцами, заставлял их безустали двигаться вперед, со­ вершать с боями марши, немысли­ мые даже в мирных условиях воен­ ных маневров. С неописуемой радостью встре­ чает эстонское население свою ос­ вободительницу — Красную Ар­ мию. В деревне Скамел при появ­ лении первых советских танков стихийно возник митинг. Жители деревни, приветствуя Красную Ар­ мию, выражали ей свою благодар­ ность и готовность помочь насту­ пающим советским подразделе­ ниям. Немцы, отступая, взрывают мосты. Эстонские крестьяне помо­ гают нашим саперам наводить но­ вые переправы. Героически сражаются с фа­ шистскими поработителями бойцы и офицеры эстонского корпуса ге­ нерал-лейтенанта Нэрна. Плечом к плечу с советскими частями они преследуют гитлеровцев. На пути наступления бойцы и офицеры видят страшные разруше­ ния, произведенные немцами на эстонской земле. Они видят сож­ женные мызы, села. И наши воины неудержимо идут вперед, чтобы скорее закончить освобождение со­ ветской Эстонии от гитлеровских захватчиков. Е. МАЙОРОВ. Воздушные бои, проведенные на­ ми над немецким аэродромом с целью его блокирования, показали, что успех во многом обеспечивала здравая и правильная оценка воз­ душной обстановки. Из каких основных элементов состояла оценка этой обстановки? 1. I Іодготоика летного состава к выполнению задачи. 2. Определение времени выхода на вражеский аэродром. 3. Учет сил противника, его так­ тики, а отсюда распределение сво­ их сил. 4. Использование метеоусловий и рельефа местности. Перед каждой операцией мы про­ изводили разыгрывание ее в не­ скольких положениях, причем бра­ ли самые сложные. Например, при подходе к аэродрому на нашей вы­ соте уже находится равная по чи­ слу группа немецких истребителей. Что должны делать наши летчики? К а к они обязаны распределить свои силы? Эти вопросы разбира­ лись самым подробнейшим обра­ зом. Или: при подходе к аэродрому мы застаем половину истребителей врага взлетающими, а другую по­ ловину — находящимися на высо­ те 500 м. Здесь решается задача— какие группы идут в атаку на взле­ тающих немецких истребителей и в каікой район, какие атакуют уже взлетевшие. Решение подобных задач прохо­ дит не только в системе части, но и в зависимости от их роли, места в бою —. в системе подразделения, звена. Больше того, каждый лет­ чик придумывает для себя массу атакующих шагов и, как хороший ша.хматист, решает исход их и успех. Такая предварительная оценка обстановки оказывает летчикам немалую услугу в правильном ре­ шении тех или иных задач, кото­ рые возникают перед ними во вре­ мя сражения. Кроме того, она раз­ вивает в летчиках хорошую чер­ ту — стремление постоянно думать, искать новые тактические приемы. Большую роль в успехе опера­ ции играет время выхода на враже­ ский аэродром. Здесь важно уло­ вить тот момент, когда самолеты противника начинают взлетать и не успели еще набрать скорость и высоту. Причем бить по ним нуж ­ но с хода. Первая же наша атака должна заставить врага перейти к обороне. Правильный выход по времени на аэродром противника всегда приносил нам победу: рас­ стреливая взлетающие самолеты врага, мы лишали их возможности активно вести с нами бой и уходом под разрывы зениток взаимодейст­ вовать со своей системой ПВО. Для того, чтобы выбрать по сво­ ему усмотрению время выхода на цель, мы не могли рассчитывать на такой фактор, как внезапность, т. к. наши самолеты, взлетающие над аэродромом на высоту, превыша­ ющую бреющую, уже засекались локационными аппаратами против­ ника. Поэтому основной расчет мы брали на минимальный (по време­ ни) проход маршрута: взлетая на максимальной скорости, по пря­ мой шли на цель. Сама операция по блокированию вражеского аэродрома несколько отличается от других операций. Наши летчики знали, что они шли вызывать врага на бой, а отсюда вся их тактика основывалась на наступлении. Причем старались на­ ступать при любых силах врага и при любом положении по отноше­ нию к нему. Как-то раз в хвост на­ шей шестерке зашло 6 «Ме-109». Рядом с нашими самолетами были облака и ввиду того, что положе­ ние наше являлось невыгодным (враг сидел в хвосте), можно было войти в них. Но это бы, в свою очередь, значило перейти к обо­ роне, отдать противнику инициати­ ву боя. Оценив обстановку, я ре­ шил резко развернуться и первым навязать врагу бой. Немцы, види­ мо, не ожидали такого маневра и быстро рассыпались. Один «стоде- вятый» был сразу же нами сбит. іНемалое значение для эффектив­ ности блокирования немецкого аэ­ родрома имеет правильный выбор места подхода к цели и бар- ;ража над ней. Здесь важно находиться в том районе, в на­ правлении которого взлетают са­ молеты противника. Это позво­ лит бить их при наборе высо­ ты, в состоянии слабой боеспособ­ ности. Зная заранее места стоянок вражеских истребителей, располо­ жение «Т» и направление взлета, ■мы, подходя к аэродрому, станови­ лись в барраж в таком месте, где можно было «ЛОвить» взлетевшие с аэродрома и еще неуспевшие на­ брать скорости самолеты врага. Место этого барража не всегда может быть постоянным. Как-то раз во время сильного дождя и ветра, направление которого не позволяло немцам взлетать в обыч­ ном порядке, нам пришлось изме­ нить свою тактику. Мы стали бар­ ражировать с другой стороны аэ­ родрома, но опять-таки в таком месте, чтобы атаковывать врага на взлете и во .время его разворота (немецкие летчики, как правило, после взлета разворачиваются в л е­ вую сторону). Место нашего бар­ ража см. на схеме. £ I — направления взлета немецких самолетов; 2—место их стоянки; 3— основное место барража на­ ших истребителей; 4— место бар­ ража при изменении направления взлета немецких истребителей. Правильно оценить силы про­ тивника ч і умело распределить свои силы—важная задача при бло­ кировании аэродрома немцев. Как обычно мы разрешали ее? Прежде всего, и это является, поніалуй, основным, старались не распылять свои силы. Если замечали шестер­ ку немецких истребителей, против нее выделяли шестерку своих. При обстоятельствах, когда врагу удается создать превосходство в силах, важно, как и в первом сл у ­ чае, не распылить свои силы, всей группой разбить неприятельскую и заставить противника перейти к обороне. Как бы ни велики были силы врага, наши летчики при бло­ кировании немецкого аэродрома ни в коем случае не должны пере­ ходить к обороне, ибо оборона для них— поражение. Нельзя не учитывать при веде­ нии воздушного боя над аэродро­ мом противника наличия большого количества зенитной артиллерии, которой он охраняется. Враг свою тактику во всех боях строит на взаимодействии с зенитчиками. Поэтому для нас было важно за­ ставить противника драться не в районе действия своей зенитной артиллерии, а в стороне. Если же этого не удавалось сделать, то при воздушных боях в зоне зенит­ ного огня врага мы учитывали три основных момента:. первое—ни в коем случае не производить само­ стоятельные боевые развороты или другие какие-либо фигуры, лишающие ,на определенное время самолет противозенитной мане­ вренности; второе—мы старались не проходить над одной и той же точкой. Если же приходилось это делать вынужденно, меняли высо­ ту и скорость; за самолетами противника до ми­ нимума сокращали дистанцию, у меня был случай, когда, преследуя «Мессершмитта», я два раза про- скочил над аэродромом врага. п обоих случаях .мой самолет обстре­ лян не был: я шел от «стодевято- го» па расстоянии 40 м., и немец­ кие зенитчики, боясь поразить свои истребитель, огня не вели. Четвертым элементом оценки воздушной обстановки является правильное использование метео­ условий и рельефа местности. Этот вопрос при любых операциях са­ мым серьезнейшим образом дол­ жен учитываться нашими летчика­ ми. Д л я того, чтобы подтвердить важность его, я приведу два при­ мера. (В последнем нашем вылете на блокирование немецкого аэро­ дрома лад целью стояла облач­ ность Причем с северо-западной стороьы от нее—белая, кучевая, с юго-восточной-—темная, дождли. вая. Ясно, что при такой обстанов­ ке наше место было около темных облаков. Они скрывали наши ма­ шины как от самолетов противни­ ка', так и от его зенитного огня. Мы же в таком положении виде­ ли прекрасно. Правильно исполь­ зуя особенность такой метеооб­ становки, североморские летчики сбили тогда 3 немецких самолета. В этом ж е вылете летчиком Мцзю- ковым была допущена ошибка: вы­ скочив на фон белых облаков, он дорого поплатился. В другом нашем вылете, 23 авгу­ ста, произошло следующее: идя 'под самыми облаками, я услышал голос гвардии капитана Бокий. «По нас бьют», — передал летчик. Од­ нако разрывов не было видно. Сделав резкий маневр, я присмот­ релся. Оказывается немцы, зная заранее высоту облачности, с большой точностью вели огонь. Снаряды рвались в облаках, и дым от разрывов был незаметен. Отсю­ да вывод: при полете в зоне зе­ нитного' огня врага ни в коем слу­ чае нельзя итти под самыми обла­ ками. В заключение хочется остано­ виться ,на роли ведущего в пра­ вильной оценке воздушной обста­ новки и руководстве боем в про­ цессе изменения ее. Имеются слу­ чаи, когда при действии больших групп бомбардировщиков, веду­ щие их вовсе освобождаются от атак. Этим я не хочу сказать, что и ведущие истребительных групп должны освободиться от боя. Од­ нако у нас есть случаи, когда от­ дельные ведущие (и даже такие опытные, как Коломиец, Диденко), превращаются в рядовых драчу­ нов, а отсюда и все их летчики ведут фактически не групповую, а одиночную борьбу. Кроме того, та­ кие ведущие перестают следить за обстановкой и неправильно распределяют силы. Я лично счи­ таю, что место ведущего всей группы истребителей — наверху. 'Имея с собой 3—4-х хороших лет­ чиков, он командами руководит ■боем, а в нужную трудную минуту вступает в него сам. Причем, всту­ пив в бой, ведущий по радио обя­ зан предупредить об этом своего заместителя и приказать ему, если позволяют условия, выйти из боя и следить за обстановкой. Веду­ щий всех групп истребителей обя­ зан иметь связь с ведущим каждой из них. Последние, вступая в бой, должны немедленно ставить об этом в известность ведущего командира: «Я номер такой-то, веду бой там-то». Командир же, в зависимости от обстановки, будет решать куда и какую помощь по- Ьлать, кого из подчиненных пре­ дупредить от неверного шага. Из всего этого ясно: творческая подготовка к вылету, здравая оцен­ ка обстановки над целью, грамот­ ное использование слабых сторон врага и метеорологической обста­ новки, критический анализ каждо­ го своего полета — все это являет- іся основой успеха истребителей и •при любых операциях играет одну в нанесении - о — ■^&^АВИАЦИИ «ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРОБКА» Об-вом „Сим- мондс Аэроцессо- р и с “ (США) р а з ­ работано приспо­ собление, называ­ емое „гидравли­ ческой пробкой”, действующее по­ добно самозатяги- вакицимся бензо­ бакам. Эта пробка автоматически за­ крывает пробитое отверстие трубо­ провода в гидрав­ лической системе самолета, после того как через пробоину вытечет определенное ко­ личество жидко­ сти. .Американ Авиэ ш е н \ ЗАПАСНОЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ Фирмой .В а л ь ­ тер Кид“ (США) сконструирован новый запасной пневматический механизм, рассчи­ танный на случай неполадок в р аб о ­ те основного ме­ ханизма управле­ ния убирающими­ ся шасси и бом- болюками. В новом устрой­ стве применяется углекислый газ, находящийся под сильным давлени­ ем в однокило- граммовом цилин­ дре. „Паіікшнр Сіійанс*. С из решающих ролей третье—при погоне 'наибольших потерь противнику.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz