Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 ..._ . , С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К ■ — 1 ' " т " ~ ----™ ” 24 .сентября 1944 г., № 228(298), Техник звена докладывает летчику-штурмовику лейтенанту Лаврову о готовности самолета, к боевыому вылету. Фото И. Михеева. = = ♦ ♦ БИТВА ЗА ТАЛЛИН Гвардии подполковник Д. Маренко Оценка воздушной обстановки ИЗ ОПЫТА БОЕВ НА БЛОКИРОВАНИИ ВРАЖЕСКОГО АЭРОДРОМА ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, ‘J.2 сентября. (Спец корр. ТАСС). Стремительное наступление войск Ленинградского фронта, начавше еся несколько дней назад проры вом сильно укрепленной обороны немцев в Прибалтике, увенчалось сегодня новой крупной победой. Войска фронта под командованием Маршала Советского Союза Гово рова с 'боем овладели столицей эстонской республики городом Таллин (Ревель) — важной военно- морской базой, лучшей естествен ной гаванью Эстонии, одним из крупных портов на Балтийском море. В разыгравшемся на эстонской земле сражении наступление сое динений Ленинградского фронта было осуществлено с двух направ лений: из района западнее Нарвы— параллельно берегу Финского , за лива и из района севернее Тарту— вдоль западного побережья Чуд ского озера. Двойной удар советских войск затруднял неприятелю маневр. Ча сти, действовавшие с востока, за ставляли противника непрерывно ощущать угрозу полного окруже^ ишя. іВ то же время советские диви, зил, ііюспользоваашись этим обстоя тельством, в результате искусных маневров, сбивали противника с выгодных для него рубежей. іВчера части Ленинградского фронта, действующие вдоль побе режья Финского залива, разгромив крупные вражеские силы, неожи данным для (противника броском .чаняли одно из важных укрепле нии на пути к Таллину — город Раквере, являющийся узлом ж е лезных, шоссейных и грунтовых дорог, веером расходящихся во всех направлениях. Вслед за этим пал другой неприятельский узел сопротивления — железнодорож ная станция Тая а. Другой удар одновременно нано сился врагу с юга. Преодолевая заболоченные низины, форсируя десятки водных рубежей, на кото рых отступающий противник взры вал мосты, наши части с боями за нимали один населенный пункт за другим. После соединения частей Ленинградского фронта, наступав ших из района, западнее Нарвы и подразделений, двигавшихся по за падному побережью Чудского озе ра, положение противника еще бо лее осложнилось. Нараставший темп наступления не давал воз можности вражескому командова нию привести в порядок свои раз громленные дивизии, отступавшие на запад. Если вначале нашего наступле ния неміцы успевали поджигать на селенные пункты, взрывать дома, приводить в негодность дороги, поднимать на воздух мосты, то на заключительном этапе битвы за Таллин гитлеровским вандалам не удавалось до конца осуществить свой варварский план разрушения. Дух ярости и ненависти, овладев ший нашими бойцами, заставлял их безустали двигаться вперед, со вершать с боями марши, немысли мые даже в мирных условиях воен ных маневров. С неописуемой радостью встре чает эстонское население свою ос вободительницу — Красную Ар мию. В деревне Скамел при появ лении первых советских танков стихийно возник митинг. Жители деревни, приветствуя Красную Ар мию, выражали ей свою благодар ность и готовность помочь насту пающим советским подразделе ниям. Немцы, отступая, взрывают мосты. Эстонские крестьяне помо гают нашим саперам наводить но вые переправы. Героически сражаются с фа шистскими поработителями бойцы и офицеры эстонского корпуса ге нерал-лейтенанта Нэрна. Плечом к плечу с советскими частями они преследуют гитлеровцев. На пути наступления бойцы и офицеры видят страшные разруше ния, произведенные немцами на эстонской земле. Они видят сож женные мызы, села. И наши воины неудержимо идут вперед, чтобы скорее закончить освобождение со ветской Эстонии от гитлеровских захватчиков. Е. МАЙОРОВ. Воздушные бои, проведенные на ми над немецким аэродромом с целью его блокирования, показали, что успех во многом обеспечивала здравая и правильная оценка воз душной обстановки. Из каких основных элементов состояла оценка этой обстановки? 1. I Іодготоика летного состава к выполнению задачи. 2. Определение времени выхода на вражеский аэродром. 3. Учет сил противника, его так тики, а отсюда распределение сво их сил. 4. Использование метеоусловий и рельефа местности. Перед каждой операцией мы про изводили разыгрывание ее в не скольких положениях, причем бра ли самые сложные. Например, при подходе к аэродрому на нашей вы соте уже находится равная по чи слу группа немецких истребителей. Что должны делать наши летчики? К а к они обязаны распределить свои силы? Эти вопросы разбира лись самым подробнейшим обра зом. Или: при подходе к аэродрому мы застаем половину истребителей врага взлетающими, а другую по ловину — находящимися на высо те 500 м. Здесь решается задача— какие группы идут в атаку на взле тающих немецких истребителей и в каікой район, какие атакуют уже взлетевшие. Решение подобных задач прохо дит не только в системе части, но и в зависимости от их роли, места в бою —. в системе подразделения, звена. Больше того, каждый лет чик придумывает для себя массу атакующих шагов и, как хороший ша.хматист, решает исход их и успех. Такая предварительная оценка обстановки оказывает летчикам немалую услугу в правильном ре шении тех или иных задач, кото рые возникают перед ними во вре мя сражения. Кроме того, она раз вивает в летчиках хорошую чер ту — стремление постоянно думать, искать новые тактические приемы. Большую роль в успехе опера ции играет время выхода на враже ский аэродром. Здесь важно уло вить тот момент, когда самолеты противника начинают взлетать и не успели еще набрать скорость и высоту. Причем бить по ним нуж но с хода. Первая же наша атака должна заставить врага перейти к обороне. Правильный выход по времени на аэродром противника всегда приносил нам победу: рас стреливая взлетающие самолеты врага, мы лишали их возможности активно вести с нами бой и уходом под разрывы зениток взаимодейст вовать со своей системой ПВО. Для того, чтобы выбрать по сво ему усмотрению время выхода на цель, мы не могли рассчитывать на такой фактор, как внезапность, т. к. наши самолеты, взлетающие над аэродромом на высоту, превыша ющую бреющую, уже засекались локационными аппаратами против ника. Поэтому основной расчет мы брали на минимальный (по време ни) проход маршрута: взлетая на максимальной скорости, по пря мой шли на цель. Сама операция по блокированию вражеского аэродрома несколько отличается от других операций. Наши летчики знали, что они шли вызывать врага на бой, а отсюда вся их тактика основывалась на наступлении. Причем старались на ступать при любых силах врага и при любом положении по отноше нию к нему. Как-то раз в хвост на шей шестерке зашло 6 «Ме-109». Рядом с нашими самолетами были облака и ввиду того, что положе ние наше являлось невыгодным (враг сидел в хвосте), можно было войти в них. Но это бы, в свою очередь, значило перейти к обо роне, отдать противнику инициати ву боя. Оценив обстановку, я ре шил резко развернуться и первым навязать врагу бой. Немцы, види мо, не ожидали такого маневра и быстро рассыпались. Один «стоде- вятый» был сразу же нами сбит. іНемалое значение для эффектив ности блокирования немецкого аэ родрома имеет правильный выбор места подхода к цели и бар- ;ража над ней. Здесь важно находиться в том районе, в на правлении которого взлетают са молеты противника. Это позво лит бить их при наборе высо ты, в состоянии слабой боеспособ ности. Зная заранее места стоянок вражеских истребителей, располо жение «Т» и направление взлета, ■мы, подходя к аэродрому, станови лись в барраж в таком месте, где можно было «ЛОвить» взлетевшие с аэродрома и еще неуспевшие на брать скорости самолеты врага. Место этого барража не всегда может быть постоянным. Как-то раз во время сильного дождя и ветра, направление которого не позволяло немцам взлетать в обыч ном порядке, нам пришлось изме нить свою тактику. Мы стали бар ражировать с другой стороны аэ родрома, но опять-таки в таком месте, чтобы атаковывать врага на взлете и во .время его разворота (немецкие летчики, как правило, после взлета разворачиваются в л е вую сторону). Место нашего бар ража см. на схеме. £ I — направления взлета немецких самолетов; 2—место их стоянки; 3— основное место барража на ших истребителей; 4— место бар ража при изменении направления взлета немецких истребителей. Правильно оценить силы про тивника ч і умело распределить свои силы—важная задача при бло кировании аэродрома немцев. Как обычно мы разрешали ее? Прежде всего, и это является, поніалуй, основным, старались не распылять свои силы. Если замечали шестер ку немецких истребителей, против нее выделяли шестерку своих. При обстоятельствах, когда врагу удается создать превосходство в силах, важно, как и в первом сл у чае, не распылить свои силы, всей группой разбить неприятельскую и заставить противника перейти к обороне. Как бы ни велики были силы врага, наши летчики при бло кировании немецкого аэродрома ни в коем случае не должны пере ходить к обороне, ибо оборона для них— поражение. Нельзя не учитывать при веде нии воздушного боя над аэродро мом противника наличия большого количества зенитной артиллерии, которой он охраняется. Враг свою тактику во всех боях строит на взаимодействии с зенитчиками. Поэтому для нас было важно за ставить противника драться не в районе действия своей зенитной артиллерии, а в стороне. Если же этого не удавалось сделать, то при воздушных боях в зоне зенит ного огня врага мы учитывали три основных момента:. первое—ни в коем случае не производить само стоятельные боевые развороты или другие какие-либо фигуры, лишающие ,на определенное время самолет противозенитной мане вренности; второе—мы старались не проходить над одной и той же точкой. Если же приходилось это делать вынужденно, меняли высо ту и скорость; за самолетами противника до ми нимума сокращали дистанцию, у меня был случай, когда, преследуя «Мессершмитта», я два раза про- скочил над аэродромом врага. п обоих случаях .мой самолет обстре лян не был: я шел от «стодевято- го» па расстоянии 40 м., и немец кие зенитчики, боясь поразить свои истребитель, огня не вели. Четвертым элементом оценки воздушной обстановки является правильное использование метео условий и рельефа местности. Этот вопрос при любых операциях са мым серьезнейшим образом дол жен учитываться нашими летчика ми. Д л я того, чтобы подтвердить важность его, я приведу два при мера. (В последнем нашем вылете на блокирование немецкого аэро дрома лад целью стояла облач ность Причем с северо-западной стороьы от нее—белая, кучевая, с юго-восточной-—темная, дождли. вая. Ясно, что при такой обстанов ке наше место было около темных облаков. Они скрывали наши ма шины как от самолетов противни ка', так и от его зенитного огня. Мы же в таком положении виде ли прекрасно. Правильно исполь зуя особенность такой метеооб становки, североморские летчики сбили тогда 3 немецких самолета. В этом ж е вылете летчиком Мцзю- ковым была допущена ошибка: вы скочив на фон белых облаков, он дорого поплатился. В другом нашем вылете, 23 авгу ста, произошло следующее: идя 'под самыми облаками, я услышал голос гвардии капитана Бокий. «По нас бьют», — передал летчик. Од нако разрывов не было видно. Сделав резкий маневр, я присмот релся. Оказывается немцы, зная заранее высоту облачности, с большой точностью вели огонь. Снаряды рвались в облаках, и дым от разрывов был незаметен. Отсю да вывод: при полете в зоне зе нитного' огня врага ни в коем слу чае нельзя итти под самыми обла ками. В заключение хочется остано виться ,на роли ведущего в пра вильной оценке воздушной обста новки и руководстве боем в про цессе изменения ее. Имеются слу чаи, когда при действии больших групп бомбардировщиков, веду щие их вовсе освобождаются от атак. Этим я не хочу сказать, что и ведущие истребительных групп должны освободиться от боя. Од нако у нас есть случаи, когда от дельные ведущие (и даже такие опытные, как Коломиец, Диденко), превращаются в рядовых драчу нов, а отсюда и все их летчики ведут фактически не групповую, а одиночную борьбу. Кроме того, та кие ведущие перестают следить за обстановкой и неправильно распределяют силы. Я лично счи таю, что место ведущего всей группы истребителей — наверху. 'Имея с собой 3—4-х хороших лет чиков, он командами руководит ■боем, а в нужную трудную минуту вступает в него сам. Причем, всту пив в бой, ведущий по радио обя зан предупредить об этом своего заместителя и приказать ему, если позволяют условия, выйти из боя и следить за обстановкой. Веду щий всех групп истребителей обя зан иметь связь с ведущим каждой из них. Последние, вступая в бой, должны немедленно ставить об этом в известность ведущего командира: «Я номер такой-то, веду бой там-то». Командир же, в зависимости от обстановки, будет решать куда и какую помощь по- Ьлать, кого из подчиненных пре дупредить от неверного шага. Из всего этого ясно: творческая подготовка к вылету, здравая оцен ка обстановки над целью, грамот ное использование слабых сторон врага и метеорологической обста новки, критический анализ каждо го своего полета — все это являет- іся основой успеха истребителей и •при любых операциях играет одну в нанесении - о — ■^&^АВИАЦИИ «ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРОБКА» Об-вом „Сим- мондс Аэроцессо- р и с “ (США) р а з работано приспо собление, называ емое „гидравли ческой пробкой”, действующее по добно самозатяги- вакицимся бензо бакам. Эта пробка автоматически за крывает пробитое отверстие трубо провода в гидрав лической системе самолета, после того как через пробоину вытечет определенное ко личество жидко сти. .Американ Авиэ ш е н \ ЗАПАСНОЙ ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ Фирмой .В а л ь тер Кид“ (США) сконструирован новый запасной пневматический механизм, рассчи танный на случай неполадок в р аб о те основного ме ханизма управле ния убирающими ся шасси и бом- болюками. В новом устрой стве применяется углекислый газ, находящийся под сильным давлени ем в однокило- граммовом цилин дре. „Паіікшнр Сіійанс*. С из решающих ролей третье—при погоне 'наибольших потерь противнику.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz