Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 20 сентября 1944 г., № 224 (294), С воздуха и моря — по врагу 1 -vi: ч. 1: 1 'A ЩШ і * ■ $ »,Iш i«;:! \il II V ф-\ 1 « V Летчик-истребитель младший лейтенант А. Каменев, недав но сбивший «Ме-109», поздравляет с первым успешным боевым вылетом младшего лейтенанта Н, Комиссарова. Фото И. Михеева, ♦ = = = = Майор П. Обухов ДНЕМ И НОЧЬЮ ТРИ ВЫЛЕТА БОМБАРДИРОВЩИКОВ Недавно группа бомбардировщи ков краснознаменной части трижды в течение суток участвовала в бое вых вьілетаос. В полдень с аэродрома подня лись два звена бомбардировщиков. (В звено Героя Советского Союза ка-питана Рукавицына (штурман майор Шулин) входили экипажи молодых летчиков тт. Попруженко и Юрченко, а в мое звено вошли экипажи, также возглавляемые мо лодыми офицерами тт. Чамара и Бойко. Вместе с нами вылетел са молет-торпедоносец капитана Во лынкина и, кроме того, самолет- фотограф. Самолеты взяли курс на враже ский лорт Н. До района цели імы шли па бре ющем полете. Находясь уже вбли зи порта, мы набрали высоту до 1.500 метров — такова была высо та облачности — и, маскируясь кромкой облаков, вышли к цели. В то время, как бомбардировщи. ди подошли к цели, и по ним нача ли стрелять фашистские зенитчики, ■вышел в торпедную атаку капитан Волынкин. Естественно, что бом бардировщики отвлекли на себя часть вражеского огня, а самолет- торпедоносец, в свою очередь, ослабил интенсивность зенитного иротивЬдейет вия, оказываемого бомбардировщикам. Противник вы нужден был рассредоточить огне вые средства противовоздушной обороны порта, и уже этот факт может служить еще одним под тверждением эффективности взаи модействия бомбардировщиков и торпедоносцев при нанесении уда ра по немецким кораблям. К вечеру перед бомбардировщи ками была поставлена новая зада ча: ночное бомбометание по порту Киркенес. іВ вылетах, которые мы производили поочереди, с опреде ленным временным интервалом, на ряду с опытными летчиками (Ру- «авицыпым, Новицким и др.) уча*- •ствовала и молодежь (Батраков, Николаев, Негуляев и др.). Подходя ,к району Киркенеса, я видел разрывы бомб, сброшенных вылетевшими до меня экипажами. Так как в темноте было хорошо видно направление зенитного огня, который велся по самолетам, на ходившимся над целью, я решил выйти на цель с противоположного направления. Принятое решение оправдало себя: зенитные батареи и «эрликоны» начали бить по мое му самолету лишь тогда, когда я был уже над Киркенесом. Я сбро сил бомбы и, делая затем разворот, заметил, что одна из моих бомб по пала в район фашистской зенитной батареи, которая сразу же за молкла. • Через некоторое время я вторично вылетел на Киркенес. На этот раз мне довелось вылетать первым и по мимо прежней задачи—бомбомета БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО Этот бой произошел 14 (Сентября. Как уже сообщалось, «при активной поддержке нашей штурмовой и истребительной авиации торпедные катера ударной группы іринулись в атаку». В результате операции были потоплены 3 транспорта и 1 са моходная баржа. іВ воздушном бою было |сбито 2 самолета про тивника. Публикуем ниже рассказы летчиков тт. СКОПИНЦЕ- ВА, МУРОМЦЕВА и ШЕВЧЕНКО — участников боя. ПОМОГЛИ КАТЕРАМ Старший лейтенант В. Скопинцев ния, на меня возлагалось дополни тельное задание — разведка усло вий полета, данные которой я дол жен был передавать земле по ра- дио. Условия полета, как я вскор<? убедился, были таковы, что прини мать участие в ночной операции могли только наиболее подготов ленные экипажи. Если в предыдущем вылете мне и моему штурману капитану Писаре ву легко было ориентироваться по просматриваемой береговой черте, то сейчас (особенно на обратном пути) возможность использовать этот ориентир отпадала: в сгустив шейся темноте разглядеть берего вую черту нам никак не удавалось. Нас окружала сплошная черная мгла. Я вел самолет исключительно по приборам. Из этого полета я сделал вывод: готовясь к боевой работе полярной ночыо, следует как можно лучше и тщательнее освоить «слепой по лет», непрестанными тренировками в облаках и ночью приобрести со лидные навыки полета по приборам. ■Необходимо также всемерно изу чить район действий, чтобы всег да суметь использовать сигналы световых маяков и приводных ра диостанций. 'Все это .— обязатель ные предпосылки боевого успеха ночных операций наших летчиков. Группе «Ильюшиных» была по ставлена задача—нанести бомбовой удар по атакованному торпедными катерами немецкому конвою. Удар должен был наноситься точно в назначенный срок, ибо в районе к а равана катера вели ожесточенный морской бой с кораблями охране ния. Таким образом, выполняя основную задачу—удар по конвою, мы должны еще были помочь ка терам. В назначенное время шесть штурмовиков под прикрытием вось ми истребителей, ведомых Героем Советского Союза капитаном Пет ренко, взлетели с аэродрома. Взяв курс прямо на вражеский конвой, мы вышли в море. На пути «Илью шиных» и «Яковлевых» сразу вста ла сначала разорванная, а потом и сплошная облачность. Это затруд няло полет. Но мы пробивали об лака, проходили под ними, ориен тируясь по близлежащей берего вой черте. Вот показался один из кораблей конвоя, остальные были закрыты пеленой дыма и облачности.. По том мы увидели в стороне, в дым- завесах, мелкие суда. Это и были наши катера, ведшие неравный бой с немецкими охотниками. Положение для удара штурмови ков было очень выгодное. Кара ван, атакованный ранее катерами, теперь потерял свой боевой поря док. Большинство кораблей охра нения было занято боем с катера ми. Я принял решение немедленно нанести удар, так как это, во-пер вых, имело бы большую эффектив ность, а, во-вторых, привело бы в замешательство охрану немецкого конвоя и дало бы возможность вы хода из боя торпедным катерам. Сделав разворот, мы легли на боевой курс. В это время нас уже обнаружили немцы и открыли з е нитный огонь. Боясь нападения с воздуха, охотники по одному вы ходили из боя и спешили на по мощь каравану. Все меньше и мень ше их оставалось для преследова ния североморских катеров, кото рые, видя помощь с воздуха, актив нее вели бой. Мы вошли в пикирование. Точно на вражеские суда полетели наши бомбы. Немцы даже на отходе не смогли притти в себя и вести при цельный огонь. Удар по врагу с .моря и с возду ха завершился победой северомор цев. Осмотр самолета после боевого вылета. Фото И. Михеева. Чему научил нас воздушный бой Старший лейтенант В. Шевченко Этот вылет был сотым за время моей боевой работы. С младшим лейтенантом Черноголовым мы -по лучили задание усилить группу истребителей, прикрывавшую тор педные катера. Выйдя в море, мы внимательно осмотрелись. Плотная белесая дым ка сильно ухудшала видимость. Од нако херошее знание района и пра вильно организованный обзор по могли нам быстро отыскать своих истребителей. Они ходили над ка терами, в стороне. Отсутствие вражеских истреби телей было явно подозрительным. Не могло быть, чтобы фашисты от казались от преследования ка'теров, только что атаковавших их круп ный караван. Это заставило еще больше насторожиться. — Смотри в оба. Враг обязаггель. но появится, — передал я своему ведомому, продолжая набирать вы соту. И действительно, через несколь ко секунд мы получили сообщение с земли о наличии в нашем районе неприятельских истребителей. Прошла еще минута. В стороне я заметил одиночный самолет. Это был «Фокке-іВульф». Ходил немец на вираже и подавал вид, что его, мол, «ничего не интересует», а сам в то же время тщательно наблюдал за всем происходившим. — Ясно, — додумал я и передал Черноголову, чтобы тот не ослаб лял наблюдения за задней полу сферой. Для меня было понятно, что, кроме этого «фоккера», побли зости есть еще истребители про тивника и что именно этот «Фокке- Вульф» ходит специально для того, чтобы «заманить» одного-двух на ших истребителей на погоню и по том легко разделаться с ними. Нашей паре, как ударной в си стеме прикрытия катеров, и надле жало организовать преследование противника. Отрываться другим истребителям, прикрывавшим непо средственно катера, было нельзя, так как немцы могли атаковать ка терников. Кроме того, мы с Черно головым имели и преимущество в высоте, позволявшее быстро на стичь врага и дать ему бой. Но пой ти в атаку сразу, не подумав и не оценив обстановки, также было нельзя. Тысячу раз прав гвардии капи тан Коломиец, который, выступая в «Североморском летчике», говорил, .что «каждая атака нашего летчика должна быть разумной и произво- /диться с учетом окружающей об становки», что «ни в коем случае (нельзя преследовать врага сломя голову», что. «погоня за одиночным самолетом будет тогда успешной, когда летчик хорошо оценит обста новку, когда хвост его машины на дежно прикрывает ведомый». Па мятуя это, я, не выпуская из виду «ФВ-190», решил вначале выбрать выгодную позицию для атаки и ис- /пользовать для скрытности подхо д а солнце. Но на высоте около 3.500 метров, когда мы развернулись и хотели итти наперерез «ФВ-190», вместо одного я увидел два истребителя противника, теперь уже идущих парой. Это целиком подтвердило мое предположение о том, что, кро ме первого «ФВ-190» в данном районе были другие самолеты вра га. Теперь один из них, заметив каше преследование, подошел на помощь первому. Два «Фокке-Вульфа» шли в сто роне и немного ниже нас. Видно было, что они на солнце не заме чали моей пары. Как раз это и не обходимо было нам для атаки. Я немедля пошел наперерез врагу, Но МЕНЯ СПАСЛИ КАТЕРНИКИ Младший лейтенант Д. Муромцев В составе четверки истребителей, ведомой лейтенантом Николаевым, я прикрывал торпедные катера. Это была наша вторая совместная операция с катерниками. Как только катера один за дру гим, пробив дымзавесы, легли на боевой курс, ведущий нашей груп пы дал сигнал к обстрелу кораблей охранения. Мы всей четверкой устремились к противнику и, пики руя, били по артиллерийским точ кам вражеских судов. Это вызвало замешательство немцев. Тем вре менем торпедные катера, исполь зовав удобную минуту, сблизились с караваном и выпустили торпеды. Летчики гордились своими това- рищами-моряками: они действова ли исключительно дерзко. Тут же после первой атаки ими были по топлены два неприятельских суд на. В эту минуту я вдруг почувст вовал, как вздрогнула мо'я машина. Прямым попаданием вражеского автомата был подбит мотор моего самолета, и мне оставался один вы ход — итти на вынужденную по садку в море. Это заметили мои товарищи в воздухе. Машина держалась несколько секунд на воде. За это время я успел выбраться из кабины и рас пустить шлюпку. Но положение попрежнему оставалось опасным, так как я находился совсем близ ко от каравана. И вдруг мне на помощь пришли товарищи. Лейтенант Кириченко, оторвавшись от группы самолетов, наводил один из катеров на тот район, где находилась" моя ма шина. Вскоре катер принял меня на борт. Озябшего, уже почти потерявше го сознание, моряки поместили ме ня в теплую каюту, оказав первую ■помощь. Большую заботу проявил « сам командир катера старший лейтенант Желваков. Позже я узнал, что катер Жел- івакова в этой операции потопил ■немецкий транспорт. Поздравив то варищей с победой и горячо отбла годарив их за то, что они спасли мою жизнь и вернули меня бодрым и здоровым в свою часть, я поки нул катерников и в этот же день был готов к очередному бою. когда дистанция до «Фокке-Вуль- фа» сократилась до 500 — 400 мет ров, один из фашистов (ведущий) сделал правый полупереворот и резким пикированием лошел под меня. Это же хотел сделать и вто рой немец, но не успел. Он попал под огонь моей машины и, пресле дуемый мною, вынужден был пики ровать и тут же, на пикировании, был сбит. __ Какой вывод можно сделать из этого боя? Во-первых, тактика немецких истребителей остается прежней — немцы, боясь открыто принимать бой с нашими истребителями, вся ческими путями стремятся зама нить их в ловушку. В частности, «ФВ-іІЭО», первым замеченный на ми, выполнял задачу «заманива ния». Во-вторых, противник вылеп ляет специальных истребителей «засады», которые в случае отры ва и погони советских истребите лей за одиночными самолетами на носят по ним внезапный удар «п спину». Однако все эти коварные прие мы врага можно во-время разга дать и противопоставить им свою смекалку и находчивость, в каж дом отдельном случае правильно строить свой маневр. Хорошая осмотрительность и правильно ор ганизованное преследование врага обеспечивают победу нашим летчи кам. , ______ _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz