Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 20 сентября 1944 г., № 224 (294), С воздуха и моря — по врагу 1 -vi: ч. 1: 1 'A ЩШ і * ■ $ »,Iш i«;:! \il II V ф-\ 1 « V Летчик-истребитель младший лейтенант А. Каменев, недав­ но сбивший «Ме-109», поздравляет с первым успешным боевым вылетом младшего лейтенанта Н, Комиссарова. Фото И. Михеева, ♦ = = = = Майор П. Обухов ДНЕМ И НОЧЬЮ ТРИ ВЫЛЕТА БОМБАРДИРОВЩИКОВ Недавно группа бомбардировщи­ ков краснознаменной части трижды в течение суток участвовала в бое­ вых вьілетаос. В полдень с аэродрома подня­ лись два звена бомбардировщиков. (В звено Героя Советского Союза ка-питана Рукавицына (штурман майор Шулин) входили экипажи молодых летчиков тт. Попруженко и Юрченко, а в мое звено вошли экипажи, также возглавляемые мо­ лодыми офицерами тт. Чамара и Бойко. Вместе с нами вылетел са­ молет-торпедоносец капитана Во­ лынкина и, кроме того, самолет- фотограф. Самолеты взяли курс на враже­ ский лорт Н. До района цели імы шли па бре­ ющем полете. Находясь уже вбли­ зи порта, мы набрали высоту до 1.500 метров — такова была высо­ та облачности — и, маскируясь кромкой облаков, вышли к цели. В то время, как бомбардировщи. ди подошли к цели, и по ним нача­ ли стрелять фашистские зенитчики, ■вышел в торпедную атаку капитан Волынкин. Естественно, что бом­ бардировщики отвлекли на себя часть вражеского огня, а самолет- торпедоносец, в свою очередь, ослабил интенсивность зенитного иротивЬдейет вия, оказываемого бомбардировщикам. Противник вы­ нужден был рассредоточить огне­ вые средства противовоздушной обороны порта, и уже этот факт может служить еще одним под­ тверждением эффективности взаи­ модействия бомбардировщиков и торпедоносцев при нанесении уда­ ра по немецким кораблям. К вечеру перед бомбардировщи­ ками была поставлена новая зада­ ча: ночное бомбометание по порту Киркенес. іВ вылетах, которые мы производили поочереди, с опреде­ ленным временным интервалом, на­ ряду с опытными летчиками (Ру- «авицыпым, Новицким и др.) уча*- •ствовала и молодежь (Батраков, Николаев, Негуляев и др.). Подходя ,к району Киркенеса, я видел разрывы бомб, сброшенных вылетевшими до меня экипажами. Так как в темноте было хорошо видно направление зенитного огня, который велся по самолетам, на­ ходившимся над целью, я решил выйти на цель с противоположного направления. Принятое решение оправдало себя: зенитные батареи и «эрликоны» начали бить по мое­ му самолету лишь тогда, когда я был уже над Киркенесом. Я сбро­ сил бомбы и, делая затем разворот, заметил, что одна из моих бомб по­ пала в район фашистской зенитной батареи, которая сразу же за­ молкла. • Через некоторое время я вторично вылетел на Киркенес. На этот раз мне довелось вылетать первым и по­ мимо прежней задачи—бомбомета БОЕВОЕ СОДРУЖЕСТВО Этот бой произошел 14 (Сентября. Как уже сообщалось, «при активной поддержке нашей штурмовой и истребительной авиации торпедные катера ударной группы іринулись в атаку». В результате операции были потоплены 3 транспорта и 1 са­ моходная баржа. іВ воздушном бою было |сбито 2 самолета про­ тивника. Публикуем ниже рассказы летчиков тт. СКОПИНЦЕ- ВА, МУРОМЦЕВА и ШЕВЧЕНКО — участников боя. ПОМОГЛИ КАТЕРАМ Старший лейтенант В. Скопинцев ния, на меня возлагалось дополни­ тельное задание — разведка усло­ вий полета, данные которой я дол­ жен был передавать земле по ра- дио. Условия полета, как я вскор<? убедился, были таковы, что прини­ мать участие в ночной операции могли только наиболее подготов­ ленные экипажи. Если в предыдущем вылете мне и моему штурману капитану Писаре­ ву легко было ориентироваться по просматриваемой береговой черте, то сейчас (особенно на обратном пути) возможность использовать этот ориентир отпадала: в сгустив­ шейся темноте разглядеть берего­ вую черту нам никак не удавалось. Нас окружала сплошная черная мгла. Я вел самолет исключительно по приборам. Из этого полета я сделал вывод: готовясь к боевой работе полярной ночыо, следует как можно лучше и тщательнее освоить «слепой по­ лет», непрестанными тренировками в облаках и ночью приобрести со­ лидные навыки полета по приборам. ■Необходимо также всемерно изу­ чить район действий, чтобы всег­ да суметь использовать сигналы световых маяков и приводных ра­ диостанций. 'Все это .— обязатель­ ные предпосылки боевого успеха ночных операций наших летчиков. Группе «Ильюшиных» была по­ ставлена задача—нанести бомбовой удар по атакованному торпедными катерами немецкому конвою. Удар должен был наноситься точно в назначенный срок, ибо в районе к а­ равана катера вели ожесточенный морской бой с кораблями охране­ ния. Таким образом, выполняя основную задачу—удар по конвою, мы должны еще были помочь ка­ терам. В назначенное время шесть штурмовиков под прикрытием вось­ ми истребителей, ведомых Героем Советского Союза капитаном Пет­ ренко, взлетели с аэродрома. Взяв курс прямо на вражеский конвой, мы вышли в море. На пути «Илью­ шиных» и «Яковлевых» сразу вста­ ла сначала разорванная, а потом и сплошная облачность. Это затруд­ няло полет. Но мы пробивали об­ лака, проходили под ними, ориен­ тируясь по близлежащей берего­ вой черте. Вот показался один из кораблей конвоя, остальные были закрыты пеленой дыма и облачности.. По­ том мы увидели в стороне, в дым- завесах, мелкие суда. Это и были наши катера, ведшие неравный бой с немецкими охотниками. Положение для удара штурмови­ ков было очень выгодное. Кара­ ван, атакованный ранее катерами, теперь потерял свой боевой поря­ док. Большинство кораблей охра­ нения было занято боем с катера­ ми. Я принял решение немедленно нанести удар, так как это, во-пер­ вых, имело бы большую эффектив­ ность, а, во-вторых, привело бы в замешательство охрану немецкого конвоя и дало бы возможность вы­ хода из боя торпедным катерам. Сделав разворот, мы легли на боевой курс. В это время нас уже обнаружили немцы и открыли з е ­ нитный огонь. Боясь нападения с воздуха, охотники по одному вы­ ходили из боя и спешили на по­ мощь каравану. Все меньше и мень­ ше их оставалось для преследова­ ния североморских катеров, кото­ рые, видя помощь с воздуха, актив­ нее вели бой. Мы вошли в пикирование. Точно на вражеские суда полетели наши бомбы. Немцы даже на отходе не смогли притти в себя и вести при­ цельный огонь. Удар по врагу с .моря и с возду­ ха завершился победой северомор­ цев. Осмотр самолета после боевого вылета. Фото И. Михеева. Чему научил нас воздушный бой Старший лейтенант В. Шевченко Этот вылет был сотым за время моей боевой работы. С младшим лейтенантом Черноголовым мы -по­ лучили задание усилить группу истребителей, прикрывавшую тор­ педные катера. Выйдя в море, мы внимательно осмотрелись. Плотная белесая дым­ ка сильно ухудшала видимость. Од­ нако херошее знание района и пра­ вильно организованный обзор по­ могли нам быстро отыскать своих истребителей. Они ходили над ка­ терами, в стороне. Отсутствие вражеских истреби­ телей было явно подозрительным. Не могло быть, чтобы фашисты от­ казались от преследования ка'теров, только что атаковавших их круп­ ный караван. Это заставило еще больше насторожиться. — Смотри в оба. Враг обязаггель. но появится, — передал я своему ведомому, продолжая набирать вы­ соту. И действительно, через несколь­ ко секунд мы получили сообщение с земли о наличии в нашем районе неприятельских истребителей. Прошла еще минута. В стороне я заметил одиночный самолет. Это был «Фокке-іВульф». Ходил немец на вираже и подавал вид, что его, мол, «ничего не интересует», а сам в то же время тщательно наблюдал за всем происходившим. — Ясно, — додумал я и передал Черноголову, чтобы тот не ослаб­ лял наблюдения за задней полу­ сферой. Для меня было понятно, что, кроме этого «фоккера», побли­ зости есть еще истребители про­ тивника и что именно этот «Фокке- Вульф» ходит специально для того, чтобы «заманить» одного-двух на­ ших истребителей на погоню и по­ том легко разделаться с ними. Нашей паре, как ударной в си­ стеме прикрытия катеров, и надле­ жало организовать преследование противника. Отрываться другим истребителям, прикрывавшим непо­ средственно катера, было нельзя, так как немцы могли атаковать ка­ терников. Кроме того, мы с Черно­ головым имели и преимущество в высоте, позволявшее быстро на­ стичь врага и дать ему бой. Но пой­ ти в атаку сразу, не подумав и не оценив обстановки, также было нельзя. Тысячу раз прав гвардии капи­ тан Коломиец, который, выступая в «Североморском летчике», говорил, .что «каждая атака нашего летчика должна быть разумной и произво- /диться с учетом окружающей об­ становки», что «ни в коем случае (нельзя преследовать врага сломя голову», что. «погоня за одиночным самолетом будет тогда успешной, когда летчик хорошо оценит обста­ новку, когда хвост его машины на­ дежно прикрывает ведомый». Па­ мятуя это, я, не выпуская из виду «ФВ-190», решил вначале выбрать выгодную позицию для атаки и ис- /пользовать для скрытности подхо­ д а солнце. Но на высоте около 3.500 метров, когда мы развернулись и хотели итти наперерез «ФВ-190», вместо одного я увидел два истребителя противника, теперь уже идущих парой. Это целиком подтвердило мое предположение о том, что, кро­ ме первого «ФВ-190» в данном районе были другие самолеты вра­ га. Теперь один из них, заметив каше преследование, подошел на помощь первому. Два «Фокке-Вульфа» шли в сто­ роне и немного ниже нас. Видно было, что они на солнце не заме­ чали моей пары. Как раз это и не­ обходимо было нам для атаки. Я немедля пошел наперерез врагу, Но МЕНЯ СПАСЛИ КАТЕРНИКИ Младший лейтенант Д. Муромцев В составе четверки истребителей, ведомой лейтенантом Николаевым, я прикрывал торпедные катера. Это была наша вторая совместная операция с катерниками. Как только катера один за дру­ гим, пробив дымзавесы, легли на боевой курс, ведущий нашей груп­ пы дал сигнал к обстрелу кораблей охранения. Мы всей четверкой устремились к противнику и, пики­ руя, били по артиллерийским точ­ кам вражеских судов. Это вызвало замешательство немцев. Тем вре­ менем торпедные катера, исполь­ зовав удобную минуту, сблизились с караваном и выпустили торпеды. Летчики гордились своими това- рищами-моряками: они действова­ ли исключительно дерзко. Тут же после первой атаки ими были по­ топлены два неприятельских суд­ на. В эту минуту я вдруг почувст­ вовал, как вздрогнула мо'я машина. Прямым попаданием вражеского автомата был подбит мотор моего самолета, и мне оставался один вы­ ход — итти на вынужденную по­ садку в море. Это заметили мои товарищи в воздухе. Машина держалась несколько секунд на воде. За это время я успел выбраться из кабины и рас­ пустить шлюпку. Но положение попрежнему оставалось опасным, так как я находился совсем близ­ ко от каравана. И вдруг мне на помощь пришли товарищи. Лейтенант Кириченко, оторвавшись от группы самолетов, наводил один из катеров на тот район, где находилась" моя ма­ шина. Вскоре катер принял меня на борт. Озябшего, уже почти потерявше­ го сознание, моряки поместили ме­ ня в теплую каюту, оказав первую ■помощь. Большую заботу проявил « сам командир катера старший лейтенант Желваков. Позже я узнал, что катер Жел- івакова в этой операции потопил ■немецкий транспорт. Поздравив то­ варищей с победой и горячо отбла­ годарив их за то, что они спасли мою жизнь и вернули меня бодрым и здоровым в свою часть, я поки­ нул катерников и в этот же день был готов к очередному бою. когда дистанция до «Фокке-Вуль- фа» сократилась до 500 — 400 мет­ ров, один из фашистов (ведущий) сделал правый полупереворот и резким пикированием лошел под меня. Это же хотел сделать и вто­ рой немец, но не успел. Он попал под огонь моей машины и, пресле­ дуемый мною, вынужден был пики­ ровать и тут же, на пикировании, был сбит. __ Какой вывод можно сделать из этого боя? Во-первых, тактика немецких истребителей остается прежней — немцы, боясь открыто принимать бой с нашими истребителями, вся­ ческими путями стремятся зама­ нить их в ловушку. В частности, «ФВ-іІЭО», первым замеченный на­ ми, выполнял задачу «заманива­ ния». Во-вторых, противник вылеп­ ляет специальных истребителей «засады», которые в случае отры­ ва и погони советских истребите­ лей за одиночными самолетами на­ носят по ним внезапный удар «п спину». Однако все эти коварные прие­ мы врага можно во-время разга­ дать и противопоставить им свою смекалку и находчивость, в каж­ дом отдельном случае правильно строить свой маневр. Хорошая осмотрительность и правильно ор­ ганизованное преследование врага обеспечивают победу нашим летчи­ кам. , ______ _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz