Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 19 сентября 1944 р., №223 Лейтенант С. Батраков Бо е в о й по чин К Р Е Й С Е Р С К И Й ПОЛЕТ НА СВОБОДНУЮ „ОХОТУ 1 На рассвете наш экипаж полу- орды, в которых, как можно пред- чил задание произвести . крейсер­ ский полет вдоль побережья Се верной Норвегии и обследовать коммуникации противника с тем, чтобы, обнаружив конвой или от­ дельные вражеские корабли, на­ нести по ним торпедный удар. Выполнение этого задания было полно для меня особого смысла. Боевую работу я начал менее, чем полгода тому назад, и хотя на мо­ ем боевом счету уже значилось не­ сколько потопленных транспортов и десантных барж, но в торпед­ ную атаку мне предстояло выйти впервые. Прошлые победы явились результатом наших успешных бом­ бардировочных ударов по конвоям противника на его коммуникациях и в портах, п трудном же искусст­ ве тортіедометания я был еще но- пичком. И все же, несмотря на эго, тренировочные сбрасывания на по­ лигоне придавали мне уверенность, что при нахождении цели я смогу ее поразить. — Обнаружим — без победы не вернемся! — сказал мне и штурман лейтенант Беляев, занимая свое ме­ сто в самолете. Метеорологическая обстановка нам благоприятствовала. Сплошная и низкая облачность — наилучшая погода для охотника-торпедоносца. Итак — вперед, на поиск врага! Взлетаем. Штурман дает курс, и мы сразу же от аэродрома уходам в море. Еще немного, и штурман дает новый курс, на этот раз — на основную коммуникацию противни­ ка, туда, где вероятнее всего удаст­ ся обнаружить немецкий конвой или транспорт. Летим а предрассветных сумер­ ках. Беляев, обладающий большим опытом штурман, все время уточня­ ет мне местонахождение нашего самолета, что очень облегчает поиск: заглядываем в глухие фи- -----О положить, отстаиваются, укрываясь от советской авиации, вражеские корабли. I Іока все тщетно — нигде ничего обнаружить не удается. Уверен­ ности в конечном успехе нашей «охотыл все же не теряю: раз заду-, ■мал.. значит должен найти. Три с половиной часа длится этот полный казалось бы напрас­ ного напряжения полет, когда да­ леко на западе, в глубине дальне­ го фиорда нам, наконец, удается уже совсем неожиданно для себя обнаружить немецкий танкер водо­ измещением в 3 — 4 тысячи тонн, стоящий вблизи причалов одного мелкого населенного пункта. Де­ лаю для себя вывод на будущие времена: никогда не следует ни­ чем брезговать — в самых глухих местечках может оказаться ценная пожива для «охотника»! Танкер стоит у западного бере­ га фиорда, сам же фиорд очень узок и маневрировать в нем само­ лету будет очень трудно. Но цель найдена, остается ее поразить. Штурман предлагает мне ата­ ковывать сходу, и мы, прижавшись к восточному берегу, выходим в атаку на танкер. Береговая артил­ лерия it «эрликоны» берут нас под перекрестный огонь. Берега высо­ кие, скалистые. Трассирующие пу­ ли рикошетируют, ударяясь и от­ скакивая от отвесных гранитных стен. Но все дело в том. что фа­ шистские зенитчики открыли этот фейерверк с явным запозда­ нием: мы появились в фиорде совершенно внезапно для против­ ника, неожидавшего, что советский самолет заберется так далеко от сноих баз, и когда они опомни­ лись, торпеда уже пошла на цель. Внезапность оказалась нашим вер­ ным союзником. Нам всем не раз приходилось бы- Воинское мастерство молодого большевика В одном из неравных тяжелых боев младший лейтенант Молча­ нов продавил высокое мастерство воздушного воина—хорошую тех­ нику пилотирования, осмотритель­ ность, умение во-время приттн на помощь товарищу. Североморские летчики выпол. вяли задание по уничтожению ко­ раблей противника. После нанесе­ ния удара я воздухе появились вражеские истребители. Они пыта­ лись аггапшвать наши самолеты, но были <)тогн?ды. Тогда на перехват советских летчиков вылетела боль­ шая группа немецких истребите­ лей. Первую атаку отбили истре­ бители, ведомые капитаном Саха­ ровым, но затем подошла другая ігруппа противника, а за ней и третья. Бой был продолжительный и неравный. Немцы наседали, но североморцы, выдержав все атаки, сами перешли в наступление. Один за другим были сбиты 4 «Ме-109», остальные бежали. В этом бою летчик Молчанов и показал высокое мастерство во­ здушного воина. Правда, сам он не сбил ни одного самолета, по за­ то не дал противнику сбить ни од­ ной нашей машины. Иногда тот или иной наш летчик увлекался погоней за отдельным немецким самолетом и не замечал, как про­ тивник заходил і) хвост его маши­ ны. Тогда Молчанов смелой ата­ кой выбивал противник а из-под хвоста самолета товарища'. Позднее, на земле, друзья креп­ ко жали ему руку. Молчанов—способный летчик и примерный коммунист. В партию он принят недавно, но высокое звание большевика научился оправ­ дывать повседневно. Большим авторитетом пользует­ ся коммунист Молчанов у своих товарищей. Храбрый в бою и скромный на земле, он окружен любовью боевого коллектива. Чут­ кий и отзывчивый, он никогда не оставит товарища в беде. Лейтенант А. НИКОЛАЕВ. ф/б&С/Ии Зарубежно АВИАЦИИ С Р О К С Л У Ж Б Ы М О Т О Р А У В Е Л И Ч И В А Е Т С Я В 5 Р А З Для увеличения срока службы авиамоторов в США применяется пористое хроми­ рование рабочей части поршневых колец. Пористое покрытие, равное примерно толщине листа бумаги, пос­ ле пропитки «ас- лом придает коль­ цам слмосмазыва- юідее свойство и повышенную проч­ ность. Этим срок службы мотора до капитального ре­ монта удлиняется, примерно, в 5 раз. .Сайенс Ньюс- Лвттер“- Американские самолеты ,С-47“ оборудованы пон­ тонами с убираю­ щимися колесами. П О Н Т О Н Ы Н А С А М О Л Е Т А Х Это нововведение дает возможность самолету произво­ дить посадку на вать под ожесточенным зенитным огнем во время бомбардировочных ударов по конвоям и портам. Как и следовало ожидать, выстрелы из «эрликонов» не смутили никого из членов нашего экипажа. Выход из атаки п узкости фиор­ да был весьма затруднен. Нам при­ шлось уйти в облачность с левым боевым разворотом, чтобы не вре­ заться в отвесный склон скалы. — Отлично! Вижу взрыв в носо­ вой части! — услышал я доклад радиста старшего сержанта Быко­ ва. — Черный дым с пламенем взмемтулся вверх! Дело было сделано. Возвращение не представляло особых трудностей. Погода была отличная, пришлось только эконо­ мить горючее, чтобы дотянуть до­ мой. Из числа экипажей, вышедших в этот день на свободную «охоту», мы вернулись первыми. Это была и первая моя личная победа, мое боевое крещение в качестве торпе­ доносца. Во мне укрепилась уве­ ренность в собственных силах. Я понял, что маневр самолета в фиордах весьма затруднен и что необходимо вырабатывать в себе умение и навыки грамотно произво­ дить атаку в этих чрезвычайно трудных условиях, характерных для боевой работы охотников-тор- педоносцев в специфической об­ становке северного морского те­ атра. НА ВЙ а ГА і Торпедисты Н-сксій части готовят торпеду. ■Фото И. Михеева. ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Мастер бомбового удара воду, на землю, на снег и на лед. ,Америкэн Авиа- шеи". Во всех уголках нашей необ’ят- ной Родины с чувством гордости и уважения произносится имя Ни­ колая Васильевича Челнокова, это­ го выдающегося мастера бомбо­ штурмового удара, талантливого командира, человека безграничной храбрости и отваги, навеки просла­ бившего себя в боях с .немецко- фашистскими за хватчиками. Родился Николай Васильевич в 1900 году в семье рабочего-столя- ра, в городе Иркутске. Потом Ни­ колай Челноков жил, учился и работал в Ленинграде и в Калини­ не. В 1923 году сбылась его мечта: молодого рабочего приняли в авиа­ ционное училище. Учился Николай Васильевич от­ лично. Достаточно сказать, что сразу после выпуска его зачисли­ ли инструктором военно-морского авиационного училища имени Сталина, и Челноков а течение 9 лет і-отовил летчиков для нашей морской авиации. Его воспитанни­ ков можно встретить на Балтике, на Черном море, в Заполярьи, на Тихом океане. Все они с большой теплотой вспоминают о своем за­ мечательном учителе, чутком и скромном товарище. Восемь лет тому назад первая правительственная награда—орден «Знак почета»—украсила грудь Ни­ колая Челнокова, которой он был удостоен за успехи, достигнутые в подготовке летчиков своего звена. В 1939 году Николай Васильевич прибыл на Балтику. Здесь еще с большей ,силой раскрылись его замечательные боевые качества. Еще в дни боев с белофиннами своими могучими бомбовыми удара­ ми по врагу Челноков снискал се­ бе славу бесстрашного воздушно­ го бойца. В те дни Родина отмети­ ла его подвиги орденом Красного Знамени. Началась Великая Отечествен­ ная война. 22 июня 1941 года бом­ бардировщики, ведомые Челноко­ вым, произвели'первый удар по не­ мецко-фашистским захватчикам. С тех пор Николай Челноков непре­ рывно громит ненавистного врага на море и на суше. Летчик высо­ кой авиационной культуры, колос­ сальной выдержки и точного рас­ чета, он по праву считается одним из первых штурмовиков морской авиации. В умелых руках Челнокова и его иоспитанников самолеты «Илью­ шин-2» быстро завоевали па Бал­ тике свою грозную славу, прочно вошли в арсенал морского оружия. Бесстрашно прорываясь через огне­ вые завесы, преодолевая все пре­ грады, Челноков наносит сокруши­ тельные удары по врагу. Он штур­ мует фашистские полчища, рву­ щиеся к Ленинграду, поддержи­ вает действия наших кораблей и частей Красной Армии в тяжелые дни блокады города Ленина. 14 июня 1942 года капитан Чел­ ноков был удостоен звания Героя Советского Союза. По всему фрон­ ту гремит слава о доблести штур- мовиков-балтийцев Н. Челнокова, М. Клименко, А. Карасева и А. По­ тапова. Писала в те дни газета «Правда» в своей передовой ста­ тье: «Дружная четверка почти всегда ходит вместе. Ведомая Н. Челноковым, она, как гром с ясного неба, налетает на скопление вражеских войск, на танковые ко­ лонны, на вражеские позиции. Там, где был Н. Челноков, остаются груды бесформе иного металла. Только за первое полугодие вой­ ны его подразделение совершило около 700 боевых вылетов, унич­ тожив 50 танков, 18 бронемашин, 100 автомашин, 43 зенитных ору­ дия, множество пушек и миноме­ тов». Высокая .награда и громкая сла­ ва не вскружили голову воздуш­ ному богатырю. Он еще с большим ожесточением обрушивает свои удары по гитлеровцам, неустанно совершенствует свою тактику. Командование направило героя на Черное море. И здесь немцы скоро почувствовали всю силу челно- ковских штурмовок, Его прослав­ ленная гвардейская часть особенно отличилась в боях за освобождение Крыма. Челноков непрерывно летает сам, он водит своих гвардейцев на са­ мые ответственные задания. Толь­ ко за полгода Николай Челноков лично отправил па дно Черного моря транспорт, сторожевой ко­ рабль, торпедный катер и 2 бы­ строходных десантных баржи про­ тивника. За этот же период штур­ мовики его части произвели около 1.800 боевых вылетов д своими бомбами и пушечным огнем пото­ пили 68 различных фашистских ко­ раблей и судов, из них 19 тран­ спортов и 20 быстроходных десант­ ных барж. Кроме того, летчики Челнокова уничтожили много тех­ ники и живой силы врага. Когда развернулись активные наступательные боевые действия войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, Николай Васильевич Челно­ ков снова на своем быстрокрылом самолете штурмует те места, где началась его боевая жизнь, где ро­ дилась его боевая слава. Он уча­ ствует в штурме Выборга, уничто­ жает корабли и транспорты про­ тивника, приумножая славу непобе­ димого русского оружия. Только за один из недавних дней штурмовики Челнокова по­ топили 13 фашистских судов. Ни днем, ни ночью не прекращается их' трудная боевая работа. За время Отечественной войны Челноков произвел 277 успешных боевых вылетов, сотни раз он вих­ рем проносился над базами, ко­ раблями, батареями и вражескими полчищами, сея смерть и .уничто­ жение. Ни бешеный артиллерии- ский огонь, ни фашистские истре­ бители —ничто не может остановить этого русского витязя в достиже­ нии победы. Он сражается во имя свободы и независимости любимой •Родины. Медаль «Золотая Звез­ да», шесть орденов и медаль «За оборону Ленинграда»—яркое сви­ детельство беспримерных подви­ гов офицера-большевика Николая Челнокова. За образцовое выпол­ нение боевых заданий командова­ ния на фронте борьбы с немецкими захватчиками этот выдающийся морской летчик награжден второй медалью «Золотая Звезда». В. КОРШУНОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz