Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 19 сентября 1944 р., №223 Лейтенант С. Батраков Бо е в о й по чин К Р Е Й С Е Р С К И Й ПОЛЕТ НА СВОБОДНУЮ „ОХОТУ 1 На рассвете наш экипаж полу- орды, в которых, как можно пред- чил задание произвести . крейсер ский полет вдоль побережья Се верной Норвегии и обследовать коммуникации противника с тем, чтобы, обнаружив конвой или от дельные вражеские корабли, на нести по ним торпедный удар. Выполнение этого задания было полно для меня особого смысла. Боевую работу я начал менее, чем полгода тому назад, и хотя на мо ем боевом счету уже значилось не сколько потопленных транспортов и десантных барж, но в торпед ную атаку мне предстояло выйти впервые. Прошлые победы явились результатом наших успешных бом бардировочных ударов по конвоям противника на его коммуникациях и в портах, п трудном же искусст ве тортіедометания я был еще но- пичком. И все же, несмотря на эго, тренировочные сбрасывания на по лигоне придавали мне уверенность, что при нахождении цели я смогу ее поразить. — Обнаружим — без победы не вернемся! — сказал мне и штурман лейтенант Беляев, занимая свое ме сто в самолете. Метеорологическая обстановка нам благоприятствовала. Сплошная и низкая облачность — наилучшая погода для охотника-торпедоносца. Итак — вперед, на поиск врага! Взлетаем. Штурман дает курс, и мы сразу же от аэродрома уходам в море. Еще немного, и штурман дает новый курс, на этот раз — на основную коммуникацию противни ка, туда, где вероятнее всего удаст ся обнаружить немецкий конвой или транспорт. Летим а предрассветных сумер ках. Беляев, обладающий большим опытом штурман, все время уточня ет мне местонахождение нашего самолета, что очень облегчает поиск: заглядываем в глухие фи- -----О положить, отстаиваются, укрываясь от советской авиации, вражеские корабли. I Іока все тщетно — нигде ничего обнаружить не удается. Уверен ности в конечном успехе нашей «охотыл все же не теряю: раз заду-, ■мал.. значит должен найти. Три с половиной часа длится этот полный казалось бы напрас ного напряжения полет, когда да леко на западе, в глубине дальне го фиорда нам, наконец, удается уже совсем неожиданно для себя обнаружить немецкий танкер водо измещением в 3 — 4 тысячи тонн, стоящий вблизи причалов одного мелкого населенного пункта. Де лаю для себя вывод на будущие времена: никогда не следует ни чем брезговать — в самых глухих местечках может оказаться ценная пожива для «охотника»! Танкер стоит у западного бере га фиорда, сам же фиорд очень узок и маневрировать в нем само лету будет очень трудно. Но цель найдена, остается ее поразить. Штурман предлагает мне ата ковывать сходу, и мы, прижавшись к восточному берегу, выходим в атаку на танкер. Береговая артил лерия it «эрликоны» берут нас под перекрестный огонь. Берега высо кие, скалистые. Трассирующие пу ли рикошетируют, ударяясь и от скакивая от отвесных гранитных стен. Но все дело в том. что фа шистские зенитчики открыли этот фейерверк с явным запозда нием: мы появились в фиорде совершенно внезапно для против ника, неожидавшего, что советский самолет заберется так далеко от сноих баз, и когда они опомни лись, торпеда уже пошла на цель. Внезапность оказалась нашим вер ным союзником. Нам всем не раз приходилось бы- Воинское мастерство молодого большевика В одном из неравных тяжелых боев младший лейтенант Молча нов продавил высокое мастерство воздушного воина—хорошую тех нику пилотирования, осмотритель ность, умение во-время приттн на помощь товарищу. Североморские летчики выпол. вяли задание по уничтожению ко раблей противника. После нанесе ния удара я воздухе появились вражеские истребители. Они пыта лись аггапшвать наши самолеты, но были <)тогн?ды. Тогда на перехват советских летчиков вылетела боль шая группа немецких истребите лей. Первую атаку отбили истре бители, ведомые капитаном Саха ровым, но затем подошла другая ігруппа противника, а за ней и третья. Бой был продолжительный и неравный. Немцы наседали, но североморцы, выдержав все атаки, сами перешли в наступление. Один за другим были сбиты 4 «Ме-109», остальные бежали. В этом бою летчик Молчанов и показал высокое мастерство во здушного воина. Правда, сам он не сбил ни одного самолета, по за то не дал противнику сбить ни од ной нашей машины. Иногда тот или иной наш летчик увлекался погоней за отдельным немецким самолетом и не замечал, как про тивник заходил і) хвост его маши ны. Тогда Молчанов смелой ата кой выбивал противник а из-под хвоста самолета товарища'. Позднее, на земле, друзья креп ко жали ему руку. Молчанов—способный летчик и примерный коммунист. В партию он принят недавно, но высокое звание большевика научился оправ дывать повседневно. Большим авторитетом пользует ся коммунист Молчанов у своих товарищей. Храбрый в бою и скромный на земле, он окружен любовью боевого коллектива. Чут кий и отзывчивый, он никогда не оставит товарища в беде. Лейтенант А. НИКОЛАЕВ. ф/б&С/Ии Зарубежно АВИАЦИИ С Р О К С Л У Ж Б Ы М О Т О Р А У В Е Л И Ч И В А Е Т С Я В 5 Р А З Для увеличения срока службы авиамоторов в США применяется пористое хроми рование рабочей части поршневых колец. Пористое покрытие, равное примерно толщине листа бумаги, пос ле пропитки «ас- лом придает коль цам слмосмазыва- юідее свойство и повышенную проч ность. Этим срок службы мотора до капитального ре монта удлиняется, примерно, в 5 раз. .Сайенс Ньюс- Лвттер“- Американские самолеты ,С-47“ оборудованы пон тонами с убираю щимися колесами. П О Н Т О Н Ы Н А С А М О Л Е Т А Х Это нововведение дает возможность самолету произво дить посадку на вать под ожесточенным зенитным огнем во время бомбардировочных ударов по конвоям и портам. Как и следовало ожидать, выстрелы из «эрликонов» не смутили никого из членов нашего экипажа. Выход из атаки п узкости фиор да был весьма затруднен. Нам при шлось уйти в облачность с левым боевым разворотом, чтобы не вре заться в отвесный склон скалы. — Отлично! Вижу взрыв в носо вой части! — услышал я доклад радиста старшего сержанта Быко ва. — Черный дым с пламенем взмемтулся вверх! Дело было сделано. Возвращение не представляло особых трудностей. Погода была отличная, пришлось только эконо мить горючее, чтобы дотянуть до мой. Из числа экипажей, вышедших в этот день на свободную «охоту», мы вернулись первыми. Это была и первая моя личная победа, мое боевое крещение в качестве торпе доносца. Во мне укрепилась уве ренность в собственных силах. Я понял, что маневр самолета в фиордах весьма затруднен и что необходимо вырабатывать в себе умение и навыки грамотно произво дить атаку в этих чрезвычайно трудных условиях, характерных для боевой работы охотников-тор- педоносцев в специфической об становке северного морского те атра. НА ВЙ а ГА і Торпедисты Н-сксій части готовят торпеду. ■Фото И. Михеева. ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ Мастер бомбового удара воду, на землю, на снег и на лед. ,Америкэн Авиа- шеи". Во всех уголках нашей необ’ят- ной Родины с чувством гордости и уважения произносится имя Ни колая Васильевича Челнокова, это го выдающегося мастера бомбо штурмового удара, талантливого командира, человека безграничной храбрости и отваги, навеки просла бившего себя в боях с .немецко- фашистскими за хватчиками. Родился Николай Васильевич в 1900 году в семье рабочего-столя- ра, в городе Иркутске. Потом Ни колай Челноков жил, учился и работал в Ленинграде и в Калини не. В 1923 году сбылась его мечта: молодого рабочего приняли в авиа ционное училище. Учился Николай Васильевич от лично. Достаточно сказать, что сразу после выпуска его зачисли ли инструктором военно-морского авиационного училища имени Сталина, и Челноков а течение 9 лет і-отовил летчиков для нашей морской авиации. Его воспитанни ков можно встретить на Балтике, на Черном море, в Заполярьи, на Тихом океане. Все они с большой теплотой вспоминают о своем за мечательном учителе, чутком и скромном товарище. Восемь лет тому назад первая правительственная награда—орден «Знак почета»—украсила грудь Ни колая Челнокова, которой он был удостоен за успехи, достигнутые в подготовке летчиков своего звена. В 1939 году Николай Васильевич прибыл на Балтику. Здесь еще с большей ,силой раскрылись его замечательные боевые качества. Еще в дни боев с белофиннами своими могучими бомбовыми удара ми по врагу Челноков снискал се бе славу бесстрашного воздушно го бойца. В те дни Родина отмети ла его подвиги орденом Красного Знамени. Началась Великая Отечествен ная война. 22 июня 1941 года бом бардировщики, ведомые Челноко вым, произвели'первый удар по не мецко-фашистским захватчикам. С тех пор Николай Челноков непре рывно громит ненавистного врага на море и на суше. Летчик высо кой авиационной культуры, колос сальной выдержки и точного рас чета, он по праву считается одним из первых штурмовиков морской авиации. В умелых руках Челнокова и его иоспитанников самолеты «Илью шин-2» быстро завоевали па Бал тике свою грозную славу, прочно вошли в арсенал морского оружия. Бесстрашно прорываясь через огне вые завесы, преодолевая все пре грады, Челноков наносит сокруши тельные удары по врагу. Он штур мует фашистские полчища, рву щиеся к Ленинграду, поддержи вает действия наших кораблей и частей Красной Армии в тяжелые дни блокады города Ленина. 14 июня 1942 года капитан Чел ноков был удостоен звания Героя Советского Союза. По всему фрон ту гремит слава о доблести штур- мовиков-балтийцев Н. Челнокова, М. Клименко, А. Карасева и А. По тапова. Писала в те дни газета «Правда» в своей передовой ста тье: «Дружная четверка почти всегда ходит вместе. Ведомая Н. Челноковым, она, как гром с ясного неба, налетает на скопление вражеских войск, на танковые ко лонны, на вражеские позиции. Там, где был Н. Челноков, остаются груды бесформе иного металла. Только за первое полугодие вой ны его подразделение совершило около 700 боевых вылетов, унич тожив 50 танков, 18 бронемашин, 100 автомашин, 43 зенитных ору дия, множество пушек и миноме тов». Высокая .награда и громкая сла ва не вскружили голову воздуш ному богатырю. Он еще с большим ожесточением обрушивает свои удары по гитлеровцам, неустанно совершенствует свою тактику. Командование направило героя на Черное море. И здесь немцы скоро почувствовали всю силу челно- ковских штурмовок, Его прослав ленная гвардейская часть особенно отличилась в боях за освобождение Крыма. Челноков непрерывно летает сам, он водит своих гвардейцев на са мые ответственные задания. Толь ко за полгода Николай Челноков лично отправил па дно Черного моря транспорт, сторожевой ко рабль, торпедный катер и 2 бы строходных десантных баржи про тивника. За этот же период штур мовики его части произвели около 1.800 боевых вылетов д своими бомбами и пушечным огнем пото пили 68 различных фашистских ко раблей и судов, из них 19 тран спортов и 20 быстроходных десант ных барж. Кроме того, летчики Челнокова уничтожили много тех ники и живой силы врага. Когда развернулись активные наступательные боевые действия войск Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского флота, Николай Васильевич Челно ков снова на своем быстрокрылом самолете штурмует те места, где началась его боевая жизнь, где ро дилась его боевая слава. Он уча ствует в штурме Выборга, уничто жает корабли и транспорты про тивника, приумножая славу непобе димого русского оружия. Только за один из недавних дней штурмовики Челнокова по топили 13 фашистских судов. Ни днем, ни ночью не прекращается их' трудная боевая работа. За время Отечественной войны Челноков произвел 277 успешных боевых вылетов, сотни раз он вих рем проносился над базами, ко раблями, батареями и вражескими полчищами, сея смерть и .уничто жение. Ни бешеный артиллерии- ский огонь, ни фашистские истре бители —ничто не может остановить этого русского витязя в достиже нии победы. Он сражается во имя свободы и независимости любимой •Родины. Медаль «Золотая Звез да», шесть орденов и медаль «За оборону Ленинграда»—яркое сви детельство беспримерных подви гов офицера-большевика Николая Челнокова. За образцовое выпол нение боевых заданий командова ния на фронте борьбы с немецкими захватчиками этот выдающийся морской летчик награжден второй медалью «Золотая Звезда». В. КОРШУНОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz