Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

СМЕРТЬ НЕМЕЦКИМ ОККУПАНТАМ! [ СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК е ж е д н е в н а я г а з е т а в о е н н о - в о з д у ш н ы х с и л с е в е р н о г о ф л о т а № 223 (293) 19 сентября 1944 года, вторник № 223 (293) Мастерское и полное овладе­ ние боевой техникой, умелое использование ее в боях с вра­ гом —» одно из первых условий нашей победы . Мастерски и полностью использовать боевую технику Умение неустанно совершен­ ствоваться, учиться на опыте боев—непременная предпосылка победы. Опыт наших летчиков, «искавших себе славу в ожесто­ ченных боях с немецкими захват­ чиками, показывает, что все они достигла своіих замечательных победа путем грамотного' и полного исЦальзоВДния летно-тактическ^х данных вверенных им самолетов, 'в результате мастерского самоліе- товождения, умелого сочетания ма­ невра и огня. Об этом гово­ рят бои, проведенные дважды Ге­ роем Советского Союза Сафоно­ вым, Героями Советского Союза Рассадкиным, Петренко, Бурмато- вым и многими) другими нашими истре»б;ителяіми. Об этом свиде­ тельствуют смелые сокрушитель­ ные бомбіо-штурмоівые удары Ге­ роев Советского Союза Гуляева, Синицына и Орыки. Это подтверж­ дает Дерзкие торпедные атаки героев-торпедоносцев Пирогова, Францева, Шкарубы. Геріой Советского Союза Фран­ цев в сйоих многочисленных крей­ серских полетах на полный так­ тический радиус торпедоносца |сме.Ц<* и решительно действовал в мчре. Уверенность и смелость придавали ему глубокое знание вверенной машцны, умение выжать из нее в^е, что она мож,е'т даргь. Истребитель-бомбардиров­ щик старшего лейтенанта Батрако*- ва в одном из пол,ет<№ на Кирке­ нес был подбит обколками зенит­ ного снаряда. Батраков уверенно продолжал полет над вражеской территорией. На подбитую машину Бг(тракіоіва‘ напало 4 «Мессершмит- та», но и здеісь североморский летчик не растерялся—умелым ма­ невром он уходил от атак немцев. Наконец, в трудную минуту боя, когда один из «мессеров» напо­ ролся на плоскость самолета стар­ шего лейтенанта и сильно дефор­ мировал ее, Батраков сумел уйти от неприятеля и все-таки довел НсНалечен'ный самолет на свой аэ­ родром. Только громадная выдержка и мужество, высокое летное ма^тер- ств^ и отличное знание техники Йалц возможность' Батракову вы­ полнять боевое задание и прео­ долеть все трудности. Отличное; знание самолета, уме­ ние владетц им| в любых усло­ виях, постоянное стремление пол­ ностью использовать технику в бою позволяет летчикам часто вскрывать новые качества самоле­ тов. Трижды Герой Советского Союза Александр Покрмшкин, дважды Герой Советского Союза Глинка и некоторые другие летчи­ ки научились выжимать из своих маішин непредвиденные ранее ка­ чества. Известно, что северомор­ ский истребитель старший лейте­ нант Едуш намного лучше пило­ тирует самолет, чем его боевые товарищи, летающие на такой же машине. На вираже, например, в хвост его машины не могут зайти многие летчики в то время, когда Едуш очень быстро ловит в при­ цел других. Все это — результат смелого дерзания, а в воздушном бою, как известно, побеждает тот, кто дерзает. Скорость современного самолета очень велика. Задача летчика со­ стоит в том, чтобы умело пользо­ ваться этой скоростью. Часто бы­ вает, что такая, на первый взгляд «мелочь», как неплотно закрытый фонарь кабины, излишне выпущен­ ные заслонки радиаторов, неуме­ лый подбор режима работы мотора, загрязненность планера—приводят к значительному снижению ско­ рости. Чем же добывается летное ма­ стерство и умение полного исполь­ зования боевой техники? — НЕ­ УСТАННОЙ УЧЕБОЙ И ТРЕНИ­ РОВКОЙ, ЖЕЛАНИЕМ ПО­ ЗНАТЬ НОВОЕ, СМЕЛЫМ ДЕРЗНОВЕНИЕМ. Надо, чтобы каждый летчик постоянно думал над тем, как лучше, как вернее использовать свой самолет и свое оружие в бою. Советские машины оборудованы замечательными современными аэ­ ронавигационными приборами, от­ личным вооружением. В сочетании с высокими летно-тактическими данными, наш . самолет представ­ ляет грозную боевую силу. Но творец победы, ее вершитель—не самолет, а летчик, экипаж самоле­ та в целом. Поэтому первейшей обязанностью и долгом каждого летчика и экипажа должно быть мастерское и полное овладение боевой техникой, умелое исполь^, зование ее в боях с врагом, Правительство Советской Молдавии переехало в Кишинев Президиум Верховного Совета Молдавской Советской Социали­ стической Республики, Совет На­ родных Комиссаров Молдавской ССР, ЦК КП(б) и ЦК КСМ Мол­ давии и другие республиканские учреждения переехали из города Сороки в столицу Молдавской ССР—город Кишинев. (ТАСС). — о — — Арест группы маршала Антонеску и представителей германского командования в Румынии Ввиду того, что группа маршала Антонеску и военные представите­ ли Германии в Румынии могут оказаться подходящими кандида­ тами для внесения их в список военных преступников, командова­ ние советских войск в Румынии взяло под стражу: 1) маршала Антонеску И. И., 2) бившего ми­ нистра иностранных дел Румынии Антонеску М. А., 3) бывшего воен­ ного министра генерала Пантази *С К., 4) бывшего генерал-инспек- тора внутренней жандармерии Ва­ силиу К. 3., 5) бывшего префекта бухарестской полиции Элефте- реску М. С., 6) германского посла по экономическим вопросам в Ру­ мынии Клодиуса К., 7) начальни­ ка германской военной миссии в Румынии генерала от кавалерии Ганзена Э., 8) начальника герман­ ского военно-морского связного штаба в Румынии адмирала Тил- лессена В., 9) командующего не­ мецкими военно-воздушными сила­ ми в Румынии генерал-лейтенанта Гер'стенберга А., 10) германского коменданта Варшавы в 1944 году генерал-майора Штагеля Р. По немецким кораблям и портам! ВСЕМИ ВИДАМИ АВИАЦИОННОГО ОРУЖИЯ^ ... ДВА БОЕВЫХ ДНЯ ■ В РЕЗУЛЬТАТЕ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ ШТУРМОВИКОВ И ТОРПЕДОНОСЦЕВ ПОТОПЛЕНО 2 НЕМЕЦКИХ ТРАНСПОРТА ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 5 ТЫСЯЧ ТОНН, ДВУМ ДРУГИМ ТРАНСПОРТАМ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ 8 ТЫСЯЧ ТОНН, МОРСКОМУ ОХОТНИКУ И ДВУМ МОТОБОТАМ ПРОТИВНИКА НАНЕСЕНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ ■ ИСТРЕБИТЕЛИ-БОМБАРДИРОВЩИКИ АТАКОВАЛИ ПОРТ КИБЕРГЕНЕС, ПОВРЕЖДЕН ПРИЧАЛ, РАЗРУШЕН СКЛАД И 2 ЗДАНИЯ ■ СБИТО 4 НЕМЕЦКИХ ИСТРЕБИТЕЛЯ ■ ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ МОЛОДЫХ ЛЕТЧИКОВ тт. АЛЕКСАНДРОВА, АЛЗОЕВА И СТАРКОВА. Два боевых дня—16 и 17 сен- рык повели Герой Советского Союза капитан Синицын и стар­ ший лейтенант Суровов. Щитом штурмовиков были истребители под командованием Героя Совет­ ского Союза капитана Тарасова, тт. Малиновского и Шипова. тября принесли летчикам авиаі- ции Северного флота новые побе­ ды. Утро субботы началось вы­ летом на свободную «охоту» яст­ ребител ей-бомбардировщиков под командованием старшего лейте­ нанта т. -Батракова. Предыдущие удары северомор­ ских каггерникоз и летчиков по вражеским конвоям вынудили противника сократить движение по морским коммуникациям. После продолжительного без­ результатного поиска командир группы решил нанести удар по порту Кибергенес. И вот истре­ бители-бомбардировщики над целью. Несмотря на яростный зе­ нитный огонь противника, бомібы ложатся на цель. Летчики на­ блюдают взрыв на причале, ви­ дят, как рушится склад, а вслед за этим загораются два здания. Удар поКибергенесу был вступ­ лением к еще большему налету на скопление кораблей противни­ ка', обнаруженных нашей развед­ кой в одном из вражеских фиор­ дов. На этот раз к цели устреми­ лись группы «Ильюшин-2», кото- Подойдя к фиорду противника, штурмовики вошли в пике — на вражеские корабли посыпались бомбы. Их взрывы поднялись на трех транспортах одновременно. Наблюдением экипажей штурмо­ виков и летчиков, прикрывавших удар, а также последующей раіз- ведкой установлено: транспорт водоизмещением 2.000 тонн по­ шел ко дну, два других транс­ порта в 3.000 и 5.000 тонн полу­ чили серьезные повреждения. Из истребителей противника, пытавшихся атаковать штурмови­ ков, 2 были сбиты летчиками при­ крытия. Характерно, что оба не­ мецких самолета уничтожены мо­ лодыми североморскими летчика­ ми тт. Александровым и Алзое- вым. На боевой счет каждого из них записано по первой победе— по одному «Ме-109». Бомбы штурмовиков попали в цель. На транспорте противника взорвались котлы. Результат удара штурмовиков зафиксировал на фотопленку участник операции летчик Марко вский. Несколькими минутами раньше этого удара торпедоносец гвар­ деец т. Литвак торпедировал в другом районе транспорт против­ ника водоизмещением 3.000 тонн. Разведчик т. Сенаторов, находив­ шийся в это время в районе атаки, наблюдал, как торпеда на­ стигла вражеский транспорт и вызвала пожар. Судно погрузи­ лось в воду. Так протекал боевой день 16 сентября. В течение дня потоп­ лено 2 транспорта противника, двум другим транспортам нане­ сены серьезные повреждения, значительный ущерб причинен порту Кибергенес. Воскресенье 17 сентября ока­ залось на редкость ясным днем. Используя хорошую погоду, командование решило нанести удар по порту Вадсэ, па рейде которого было обнаружено свы­ ше 20 различных судов против­ ника. Нанесение удара было по­ ручено штурмовикам. В воздух поднялись штурмови­ ки Героя Советского Союза к а ­ питана Синицына и т. Евдокимо­ ва. Прикрытие возглавили тт. Петров, Шипов и Кузнецов. Как и накануне, обнаружив цель, штурмовики вошли в пике. Навстречу нм встали разрывы снарядов зенитной артиллерии, которой густо насыщен этот вра­ жеский порт. Однако огонь про­ тивника не помешал штурмови­ кам сбрасывать свои бомбы. Вый­ дя из пикирования, экипажи мог­ ли наблюдать результаты своей работы. 3 единицы неприятеля получили повреждения. На отходе, от іцели штурмови­ ков пытались атаковать свыше десяти немецких истребителей. Наши истребители прикрытия в скоротечном бою сбили два не­ мецких самолета. Один «Ме-109» уничтожил т. Дмитрик. Успех .сбить «ФВ-190» выпал на до­ лю т. Старкова. Это был первый самолет противника, записанный на счет молодого летчика, и тре­ тий за два истекших дня, унич­ тоженный молодыми воинами подразделения. Капитан А. ЧЕРНЯЕВ. От Советского Информбюро КОЛЕШТЬ и железнодорожная станция ГУРЬ- ЧЬЮ. На других участках фронта—бои местного значения и поиски разведчиков. За 16 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 106 немецких танков. В воздушных боях и огнем зенитной артиллерии сбит 101 самолет противника. Оперативная сводка за 17 сентября В течение 17 сентября западнее города ИЕЛ- ГАВА (МИТАВА) наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника и на­ несли ему большие потери в живой силе и технике. В Северной Трансильвании наши войска, дей­ ствуя совместно с румынскими войсками, с боями заняли несколько населенных пунктов и среди них ГЛЭЖЕРИА, ГУРЬЧЬЮ, КРАЧУНЕШТЬ, НИ- МАССОВЫЕ НАЛЕТЫ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА ГОРОДА И ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ УЗЛЫ САТУ-МАРЕ И ЧОП В ночь на 17Тентябся наша авиация дальнего действия произвела массовые налеты на город и железнодорожный узел Сату-'Маре (в Северной Трансильвании), город и железнодорожный узел Чоп (125 километров южнее Ужгород). Бомбар­ дировке были подвергнуты воинские эшелоны и военные склады немцев и венгров. На железнодорожном узле Сату-Маре в ре­ зультате бомбардировки возникло много пожаров, из них до 20 пожаров весьма больших размеров. Горели железнодорожные составы и склады с го­ рючим и боеприпасами. Пожары сопровождались взрывами, особенно сильными в южной части же­ лезнодорожного узла. При подходе наших самолетов к городу Чоп .на железнодорожном узле находилось 10 воинских эшелонов. Прямым попаданием бомб были взорва­ ны четыре, эшелона с боеприпаса,ми и горючим. Кроме того, бомбардировкой создано более 30 оча­ гов пожара. Среди огня периодически происходи­ ли взрывы, в том числе несколько взрывов огром­ ной силы. (Олеративную сводку за 18 сентября см. на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz