Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 2 сентября І944 г., № ‘203 (270), ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ СЫН МОРДОВСКОГО НАРОДА 1. За 75 параллелью амолет шел второй нас в море. Кругом вода. Д алеко позади осталась родимая земля. Д аже чайки покинули. А одинокий самолет, не' сворачивая с курса, все шел но прямой. Можно было подумать, что он пробивается к полюсу, ьскоре прекратилась связь с землей: радио- ьзлаы обходили малень кую точку в море. Над винулись облака. Стали чаще встречаться заря ды. Экипажу прибави лось работы. Летчик, нахмурившись, следил за приборами, прислушивал ся к работе моторов. Штурман делал пометки на карте, еверяя курс. Стрелок-радист тщетно вызывал землю. Внезапно штурман за стыл, вперив взор в ком пас. Стрелка компаса прыгала вправо и влево от курсовой черты гра дусов на двадцать. Мелькнула мысль: все ли в порядке с управлением? Мо жет быть, летчик что-нибудь за метил и маневрирует? Бывает и так, что летчик, увлеченный другими приборами, на время за бывает компас. Зная хладнокровие и опытность командира, штурман решил помолчать минуту-другую: зачем напрасно волновать чело века? Сам заметит. Но стрелка продолжала прыгать и, не выдер жав, штурман закричал в микро фон: — Курс! Как держишь курс? В наушниках послышался спо койный голос летчика: — Чего волнуешься? Держу точ но. ГІо гирокомпасу. Магнитный давно отказал. Влияние полюса. Штурман вспомнил, что сам предупреждал о такой возможности перед полетом и, больше не доверяя компасу, на чал определяться по солнцу. 75 градусов 30 минут широты. Само лет шел дальше, на Север. Через некоторое время машина взяла горку, и штурман слова услышал голос летчика: — Посмотри хорошенько, нет ли где льда? Но кругом, насколько хватал глаз, лежала серая вода, а над нею лохматые разорванные облака. Зем ля осталась далеко позади, за тысячу километров. Задание вы полнено. — Поворачиваю домой! — Пройдем еще немного, Ни колай Яковлевич, до 76-й. Для ровного счета— просил штурман. — Не выйдеті Не будем ри сковать, дорогой. Горючего в обрез на обратный путь,— сурово ответил летчик н развернул машину, — Курс? Та же дорога, та же вода. Ком пас показывал что-то совсем не суразное. Пока светило солнце, ориентировались по нему. Но вот нахлынул теплый фронт, и кругом потемнело. Пошел снег вперемеж ку с дождем. Снизились до брею щего. Чтобы не врезаться в воду, летчик открыл левую форточку и, измеряя высоту на-глаз, во-вре- мя задирал нос, машины. Штур ман помогал стоя на коле нях у открытого, люка, он, когда летчик отвлекался прибо рами, своевременно предупреждал о потере высоты. В такой мути прошли немало километров. На конец, раздался спасительный го лос радиста: — Слышу Мурманск! Кончился дождь, но туман не рассеялся. Штурман занялся ра диопеленгацией. — Куда тебя вывести, Николай Яковлевич?— спросил он. Герой Советского Союза капитан Н. Я. Турков. — На Кильдин — отлично бу дет, — спокойно ответил летчик. ...У берегов туман ра-ссеялся. Внизу экипаж увидел Кильдин. «Молодец, штурман!», — подумал летчик. Самолет прошел заливом и вско ре опустился на родном аэродроме. Машина пробыла в воздухе больше шести часов. В последнем баке оставалось несколько литров горючего. Пойди они дальше, не выдержи летчик курса, и самолет сел бы на воду. Караван воспользовался данны-^ ми разведки и благополучно при* шел в наш порт. В этом ответственном полете ма шину вел опытный летчик-развед чик Турков Николай Яковлевич, ныне Герой Советского Союза. Штурманом был Селезнев Петр Иванович, ныне также Герой Со ветского Союза. 2. Посадка на темную воду Это было давно. Зимней ночыо 1942 года. Наши морские самолеты каждые 10 минут подымались в воздух и шли бомбить аэродром Луостари. В одном из звеньев шел самолет Туркова. Сбросив бомбы на штаб немец кой дивизии, Турков положил ма шину на обратный курс. На развороте самолет поймали немецкие прожектора. В кабине стало светло, как днем. А кругом все почернело. Турков уткнулся в приборы, це ликом доверился им и вывел ма шину из лучей прожекторов. Ночное зрение медленно возвра щалось ему. Но это не беспокоило. Опыт ночных полетов был бога тый. Турков решил было садиться на озеро, но, прислушавшись к рабо те мотора, повел машину на свой аэродром. Знакомая акватория освещена прожектором. Взлетают и садятся самолеты. Турков зашел на посад ку без очереди. Просигналил ш тур ману, чтобы дал опознательную ракету. И тут произошла ошибка, чуть-было не ставшая роковой: штурман не понял летчика и вме сто ракеты дал сигнал, установлен ный на прошлую ночь. Прожектора сразу погасли. К а к потом выяснилось, прожектористы, видя старый сигнал, приняли само лет за вражеский и погасили лучи. Мотор сдал окончательно. Фа келы не зажигались. Летчик чер тыхнулся и пошел на посадку Он чика как бы еще видел осве щенную поверхность во ды и, повинуясь какому- то особому чутью, во время выровнял машину. 3. Над вражескими караванами На изучение новой ма- . термальной части дали короткий срок. Способ ный летчик первым осво ил новую машину и вскоре его послали на доразведку каравана. Он быстро обнаружил к о рабли противника и стал наводить на вражеский конвой шедшие следом торпедоносцы. Впервые в жизни летчик наблюдал смелую атаку наших торпедоносцев, видел, как взрывались и тонули вражеские корабли. С той поры ему все ча ще и чаще приходилось висеть над вражескими караванами. Он стал х о дить в далекие рискован ные полеты. И счастье всегда сопутствовало ему. А счастье летчи- уменье. Он научился безошибочно определять немец кие корабли, знал районы, где они любят отстаиваться. Над Се верной Норвегией стал ходить, как над своей землей. Его имя ставили в ряд с именами отважных разведчиков — Вербицкого, Ель- кина, Суворова. Командование стало поручать Туркову наиболее ответственные задания. ■ і Однажды потребовалось срочно уточнить местонахождение враже ского каравана и навести на него наших торпедоносцев. На выполне ние задания было дано 50 минут. Выбор пал на Туркова. Ровно че рез 50 минут он уже висел над караваном и отправил первую радиограмму командованию. В другой раз летчик фиксировал результаты торпедного удара. Кругом вились «Мессершмитты» и не давали зайти на фотос’е.*іку. Настойчивый летчик больше деся ти раз заходил на маршрут и к а ж дый раз вражеские самолеты за ставляли его нырять в облака. Н і- стойчивость победила. Турков улучил минуту и привез отлиФше фотоснимки. Свыше 200 боевых вылетов со. вершил капитан Николай Яковле вич Турков. Он разыскивал'под водные лодки врага и бомбил их. ■Участвовал в ударах по портам и аэродромам противника. М ного совершил полетов ночью и в тр уд ных метеорологических условиях. Обнаружил сотни немецких кораб лей. И в каждом полете он чувство вал себя коммунистом. Это чувство не раз помогало ему преодолевать трудности и опасности боевой ж и з ни летчика-разведчика. Товарищи любят и уважают его. Долгое время он был партийным организа тором подразделения. От рядового пилота до коман дира разведчиков — таков путь славного сына мордовского наро да Героя Советского Союза капитана Николая Яковлевича Туркова. Он непрерывно совершенствует свои знания. Совсем недавно он освоил еще одну машину и совершает на ней полеты на дальнюю разведку. К. ЗАХАРОВ СИЛА АГИТАТОРА — В ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ М . И. Калинин в своем высту плении на совещании секретарей парторганизаций гор. Москвы 12 января 1944 года говорил: «...Раз ве работа, укрепляющая совет ский строй, работа, которая на носит величайшие удары нашим врагам, работа, которая по всему миру славит имя Советской страны, а иначе говоря, социалистический строй,—разве такая работа не ком мунистическая работа, не. партий ная работа? Разве наши производ ственные достижения, наши к у л ь турные успехи—это не коммуни стическая, это не партийная работа? Ведь есть пропаганда словом, а есть пропаганда делом. Пропа ганда и агитация делом — более реальны. Это везде почти у нас говорят — пропаганда и агитация делом— самая действенная пропа ганда». Прочитав эти слова т. Калинина и ознакомившись с составом агита торов в подразделении т. Петренко, можно убедиться, что именно в этом и состоит сила агитаторов. Лучшим агитатором не только в подразделении, но и пожалуй в части является старший сержант Козлов Петр Григорьевич. В про шлом т. Козлов служил на Черном море в торговом флоте, электриком на пароходах и танкерах. В авиа ции т. Козлову пришлось работать по той же специальности. Значи тельные теоретические знания и большая практика помогают ему от лично справляться с работой меха ника по электрооборудованию. При переходе на новую матери альную часть Козлов быстро изу чил и освоил ее, разобрался в сложных электрических схемах, не имеющих достаточного описания. Обслуживаемая им материальная часть не знает отказов. Вот пример агитации делом, по каз товарищам, как должен рабо тать коммунист, как должен гото вить машину механик, который стремится к скорейшему разгро му немецких захватчиков. Это первостепенная, но не един ственная черта агитатора Козлова. Ему помогает в работе непрерыв ное повышение своего идейного уровня. Тов. Козлов систематиче ски читает газеты, журналы, поли тическую и художественную лите ратуру. Работа по расширению своего кругозора дает возмож ность агитатору ответить товари щу на интересующий вопрос, раз’- яснить то или иное положение. Все это в сочетании с отличной работой на материальной части со здало тов. Козлову авторитет сре ди товарищей. К его слову при слушиваются, зная что у него сло ва с делом не расходятся. Д р уго го агитатора старшего тех. ник - лейтенанта тов. Кузнецова знают за пределами части. Его увидишь и на клубной сцене. Он умеет увлекательно прочитать но вый рассказ из журнала или злобо- ■ дневный фельетон из газеты. Но самое главное, его знают, ка к от личного механика. Руководимые им авиаспециалисты перевыполни ли все нормы по сборке материаль ной части. Таких же результатов в работе добился и агитатор меха ник Шахнин. Быть передовиком в работе— вот девиз этих агитаторов. Хорошо руководит и помогает агитаторам парторг авиаэска дрильи старший лейтенант Бойчен ко. Он имеет неплохую общеобра зовательную и политическую под готовку. Сейчас Бойченко и зу чает труды Ленина и Сталина и .это дает ему возможность напра вить работу агитаторов, целеуетре- мить их. Тов. Бойченко командир звена. Он передает свой опыт мо лодежи—летчикам, учит и трени рует их, готовя к будущим боям. В последний полет на Киркенес агитаторы подразделения перед вылетом написали лозунги, призы вающие техников лучше подгото вить материальную часть, а летчи ков—беспощадно громить фашист ских стервятников. Сбивая само лет противника над Киркенесом, Бойченко показывает лицо воина - коммуниста. Личный пример в бою — лучшая агитация, лучший призыв к победе. Добиться аваигардной роли в боевой подготовке, показав, как нужно работать на материальной части, как бить противника в воз духе, — вот с чего следует начи нать каждому агитатору свою ра боту. Наши лучшие летчики—это пе редовые агитаторы— такие, ка к тт. Петренко, Тарасов, Лапин, Ш е в ченко, Михайлов и Швечков, унич тожившие не один десяток самоле тов врага. Своей боевой работой они подтверждают всю правдивость слов нашего старейшего пропа гандиста и агитатора тов. М . И. Калинина, что сила агитации — в личном примере. Старший лейтенант В. КОРНИЛОВ. П И С ЬМ А ИЗ ЧА СТЕЙ И П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Й . ПЕРЕДОВЫЕ ВОИНЫ ПОДАЮТ ЗАЯВЛЕНИЯ 0 ПРИЕМЕ В ВКП(б). Примером в работе и дисципли не служат у нас т. Тепляков, вы полняющий .свои задания почти вдвое, а также ' комсомольцы тт. Мосенков и К утуков , работающие вдвоем за троих. Недавно эти пе редовые воины нашего подразделе ния подали заявление о приеме их в ВКП (б ). Лейтенант Ф. ЛЫБА. -О— У ДЕВУШЕК-НРАСН0ФЛ0ТЦЕВ Недавно в подразделении, где комсоргом т. Мещанинов, прошло собрание девушек-краснофлотцев. Доклад комсомолки т. Лемеховой «О роли женщины в Отечествен ной войне» оживленно обсуждался. На собрании особо отмечали хо рошую работу т. Дехтяренко, на гражденной медалью «За боевые заслуги» и т. Корнеевой, получив шей значок «Отличный связист». —Боец Корнеева,— говорили вы- Не н ужно быть механиком, что бы знать, что через большое о т верстие вытечет больше жидкости за ту же единицу времени, чем через малое. К а к раз эту истину забыли в автомастерских т. Адо- киенко. Недавно мы получили из ре монта двигатель автомашины М-1. При первом же запуске . нас уди вило странное явление: на всех ре жимах работы мотора из выхлоп ного коллектора, вместо нормаль ных бесцветных выхлопных газов, валил черный дым... К а к выясни лось позже, отверстие славного ступавшие, — сл уж и т примером в работе и культурном отдыхе. Она занимается спортом. В эстафете имени Сафонова Корнеева заняла первое место среди женщин. Собрание послужило новым толч ком к более настойчивому изуче нию девушками-краснофлотцами воинских специальностей. Боевые помощницы наших летчиков с еще большей энергией взялись ;за дело. И. МЕНЬШАКОВ. — о — ИЗ ТРУБЫ ВАЛИТ ДЫМ... жиклера карбюратора на этом мо торе было больше нормального почти в полтора раза. Такое явле ние наблюдалось и в других сл у чаях. Оказалось, что при ремонте отверстие жиклера было увеличе но. Строгая тарировка калиброван ных отверстий карбюратора дает значительную экономию горючего. Об этом все мы хорошо знаем. Не следует ли вспомнить эту истину и ремонтникам, которые также обя заны бороться за экономию доро- гостоющего бензина? Сержант М. КОЛЕСОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz