Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 2 сентября І944 г., № ‘203 (270), ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ СЫН МОРДОВСКОГО НАРОДА 1. За 75 параллелью амолет шел второй нас в море. Кругом вода. Д алеко позади осталась родимая земля. Д аже чайки покинули. А одинокий самолет, не' сворачивая с курса, все шел но прямой. Можно было подумать, что он пробивается к полюсу, ьскоре прекратилась связь с землей: радио- ьзлаы обходили малень­ кую точку в море. Над­ винулись облака. Стали чаще встречаться заря­ ды. Экипажу прибави­ лось работы. Летчик, нахмурившись, следил за приборами, прислушивал­ ся к работе моторов. Штурман делал пометки на карте, еверяя курс. Стрелок-радист тщетно вызывал землю. Внезапно штурман за­ стыл, вперив взор в ком­ пас. Стрелка компаса прыгала вправо и влево от курсовой черты гра­ дусов на двадцать. Мелькнула мысль: все ли в порядке с управлением? Мо­ жет быть, летчик что-нибудь за­ метил и маневрирует? Бывает и так, что летчик, увлеченный другими приборами, на время за бывает компас. Зная хладнокровие и опытность командира, штурман решил помолчать минуту-другую: зачем напрасно волновать чело­ века? Сам заметит. Но стрелка продолжала прыгать и, не выдер­ жав, штурман закричал в микро­ фон: — Курс! Как держишь курс? В наушниках послышался спо­ койный голос летчика: — Чего волнуешься? Держу точ­ но. ГІо гирокомпасу. Магнитный давно отказал. Влияние полюса. Штурман вспомнил, что сам предупреждал о такой возможности перед полетом и, больше не доверяя компасу, на­ чал определяться по солнцу. 75 градусов 30 минут широты. Само­ лет шел дальше, на Север. Через некоторое время машина взяла горку, и штурман слова услышал голос летчика: — Посмотри хорошенько, нет ли где льда? Но кругом, насколько хватал глаз, лежала серая вода, а над нею лохматые разорванные облака. Зем­ ля осталась далеко позади, за тысячу километров. Задание вы­ полнено. — Поворачиваю домой! — Пройдем еще немного, Ни­ колай Яковлевич, до 76-й. Для ровного счета— просил штурман. — Не выйдеті Не будем ри­ сковать, дорогой. Горючего в обрез на обратный путь,— сурово ответил летчик н развернул машину, — Курс? Та же дорога, та же вода. Ком­ пас показывал что-то совсем не­ суразное. Пока светило солнце, ориентировались по нему. Но вот нахлынул теплый фронт, и кругом потемнело. Пошел снег вперемеж­ ку с дождем. Снизились до брею­ щего. Чтобы не врезаться в воду, летчик открыл левую форточку и, измеряя высоту на-глаз, во-вре- мя задирал нос, машины. Штур­ ман помогал стоя на коле­ нях у открытого, люка, он, когда летчик отвлекался прибо­ рами, своевременно предупреждал о потере высоты. В такой мути прошли немало километров. На­ конец, раздался спасительный го­ лос радиста: — Слышу Мурманск! Кончился дождь, но туман не рассеялся. Штурман занялся ра­ диопеленгацией. — Куда тебя вывести, Николай Яковлевич?— спросил он. Герой Советского Союза капитан Н. Я. Турков. — На Кильдин — отлично бу­ дет, — спокойно ответил летчик. ...У берегов туман ра-ссеялся. Внизу экипаж увидел Кильдин. «Молодец, штурман!», — подумал летчик. Самолет прошел заливом и вско­ ре опустился на родном аэродроме. Машина пробыла в воздухе больше шести часов. В последнем баке оставалось несколько литров горючего. Пойди они дальше, не выдержи летчик курса, и самолет сел бы на воду. Караван воспользовался данны-^ ми разведки и благополучно при* шел в наш порт. В этом ответственном полете ма­ шину вел опытный летчик-развед­ чик Турков Николай Яковлевич, ныне Герой Советского Союза. Штурманом был Селезнев Петр Иванович, ныне также Герой Со­ ветского Союза. 2. Посадка на темную воду Это было давно. Зимней ночыо 1942 года. Наши морские самолеты каждые 10 минут подымались в воздух и шли бомбить аэродром Луостари. В одном из звеньев шел самолет Туркова. Сбросив бомбы на штаб немец­ кой дивизии, Турков положил ма­ шину на обратный курс. На развороте самолет поймали немецкие прожектора. В кабине стало светло, как днем. А кругом все почернело. Турков уткнулся в приборы, це ликом доверился им и вывел ма­ шину из лучей прожекторов. Ночное зрение медленно возвра­ щалось ему. Но это не беспокоило. Опыт ночных полетов был бога­ тый. Турков решил было садиться на озеро, но, прислушавшись к рабо­ те мотора, повел машину на свой аэродром. Знакомая акватория освещена прожектором. Взлетают и садятся самолеты. Турков зашел на посад­ ку без очереди. Просигналил ш тур­ ману, чтобы дал опознательную ракету. И тут произошла ошибка, чуть-было не ставшая роковой: штурман не понял летчика и вме­ сто ракеты дал сигнал, установлен­ ный на прошлую ночь. Прожектора сразу погасли. К а к потом выяснилось, прожектористы, видя старый сигнал, приняли само­ лет за вражеский и погасили лучи. Мотор сдал окончательно. Фа­ келы не зажигались. Летчик чер­ тыхнулся и пошел на посадку Он чика как бы еще видел осве­ щенную поверхность во­ ды и, повинуясь какому- то особому чутью, во­ время выровнял машину. 3. Над вражескими караванами На изучение новой ма- . термальной части дали короткий срок. Способ­ ный летчик первым осво­ ил новую машину и вскоре его послали на доразведку каравана. Он быстро обнаружил к о ­ рабли противника и стал наводить на вражеский конвой шедшие следом торпедоносцы. Впервые в жизни летчик наблюдал смелую атаку наших торпедоносцев, видел, как взрывались и тонули вражеские корабли. С той поры ему все ча­ ще и чаще приходилось висеть над вражескими караванами. Он стал х о ­ дить в далекие рискован­ ные полеты. И счастье всегда сопутствовало ему. А счастье летчи- уменье. Он научился безошибочно определять немец­ кие корабли, знал районы, где они любят отстаиваться. Над Се­ верной Норвегией стал ходить, как над своей землей. Его имя ставили в ряд с именами отважных разведчиков — Вербицкого, Ель- кина, Суворова. Командование стало поручать Туркову наиболее ответственные задания. ■ і Однажды потребовалось срочно уточнить местонахождение враже­ ского каравана и навести на него наших торпедоносцев. На выполне­ ние задания было дано 50 минут. Выбор пал на Туркова. Ровно че­ рез 50 минут он уже висел над караваном и отправил первую радиограмму командованию. В другой раз летчик фиксировал результаты торпедного удара. Кругом вились «Мессершмитты» и не давали зайти на фотос’е.*іку. Настойчивый летчик больше деся­ ти раз заходил на маршрут и к а ж ­ дый раз вражеские самолеты за­ ставляли его нырять в облака. Н і- стойчивость победила. Турков улучил минуту и привез отлиФше фотоснимки. Свыше 200 боевых вылетов со. вершил капитан Николай Яковле­ вич Турков. Он разыскивал'под­ водные лодки врага и бомбил их. ■Участвовал в ударах по портам и аэродромам противника. М ного совершил полетов ночью и в тр уд ­ ных метеорологических условиях. Обнаружил сотни немецких кораб­ лей. И в каждом полете он чувство­ вал себя коммунистом. Это чувство не раз помогало ему преодолевать трудности и опасности боевой ж и з ­ ни летчика-разведчика. Товарищи любят и уважают его. Долгое время он был партийным организа­ тором подразделения. От рядового пилота до коман­ дира разведчиков — таков путь славного сына мордовского наро да Героя Советского Союза капитана Николая Яковлевича Туркова. Он непрерывно совершенствует свои знания. Совсем недавно он освоил еще одну машину и совершает на ней полеты на дальнюю разведку. К. ЗАХАРОВ СИЛА АГИТАТОРА — В ЛИЧНОМ ПРИМЕРЕ М . И. Калинин в своем высту­ плении на совещании секретарей парторганизаций гор. Москвы 12 января 1944 года говорил: «...Раз­ ве работа, укрепляющая совет­ ский строй, работа, которая на­ носит величайшие удары нашим врагам, работа, которая по всему миру славит имя Советской страны, а иначе говоря, социалистический строй,—разве такая работа не ком­ мунистическая работа, не. партий­ ная работа? Разве наши производ­ ственные достижения, наши к у л ь ­ турные успехи—это не коммуни­ стическая, это не партийная работа? Ведь есть пропаганда словом, а есть пропаганда делом. Пропа­ ганда и агитация делом — более реальны. Это везде почти у нас говорят — пропаганда и агитация делом— самая действенная пропа­ ганда». Прочитав эти слова т. Калинина и ознакомившись с составом агита­ торов в подразделении т. Петренко, можно убедиться, что именно в этом и состоит сила агитаторов. Лучшим агитатором не только в подразделении, но и пожалуй в части является старший сержант Козлов Петр Григорьевич. В про­ шлом т. Козлов служил на Черном море в торговом флоте, электриком на пароходах и танкерах. В авиа­ ции т. Козлову пришлось работать по той же специальности. Значи­ тельные теоретические знания и большая практика помогают ему от­ лично справляться с работой меха­ ника по электрооборудованию. При переходе на новую матери­ альную часть Козлов быстро изу­ чил и освоил ее, разобрался в сложных электрических схемах, не имеющих достаточного описания. Обслуживаемая им материальная часть не знает отказов. Вот пример агитации делом, по­ каз товарищам, как должен рабо­ тать коммунист, как должен гото­ вить машину механик, который стремится к скорейшему разгро­ му немецких захватчиков. Это первостепенная, но не един­ ственная черта агитатора Козлова. Ему помогает в работе непрерыв­ ное повышение своего идейного уровня. Тов. Козлов систематиче­ ски читает газеты, журналы, поли­ тическую и художественную лите­ ратуру. Работа по расширению своего кругозора дает возмож­ ность агитатору ответить товари­ щу на интересующий вопрос, раз’- яснить то или иное положение. Все это в сочетании с отличной работой на материальной части со­ здало тов. Козлову авторитет сре­ ди товарищей. К его слову при­ слушиваются, зная что у него сло­ ва с делом не расходятся. Д р уго го агитатора старшего тех. ник - лейтенанта тов. Кузнецова знают за пределами части. Его увидишь и на клубной сцене. Он умеет увлекательно прочитать но­ вый рассказ из журнала или злобо- ■ дневный фельетон из газеты. Но самое главное, его знают, ка к от­ личного механика. Руководимые им авиаспециалисты перевыполни­ ли все нормы по сборке материаль­ ной части. Таких же результатов в работе добился и агитатор меха­ ник Шахнин. Быть передовиком в работе— вот девиз этих агитаторов. Хорошо руководит и помогает агитаторам парторг авиаэска­ дрильи старший лейтенант Бойчен­ ко. Он имеет неплохую общеобра­ зовательную и политическую под­ готовку. Сейчас Бойченко и зу­ чает труды Ленина и Сталина и .это дает ему возможность напра­ вить работу агитаторов, целеуетре- мить их. Тов. Бойченко командир звена. Он передает свой опыт мо­ лодежи—летчикам, учит и трени­ рует их, готовя к будущим боям. В последний полет на Киркенес агитаторы подразделения перед вылетом написали лозунги, призы­ вающие техников лучше подгото­ вить материальную часть, а летчи­ ков—беспощадно громить фашист­ ских стервятников. Сбивая само­ лет противника над Киркенесом, Бойченко показывает лицо воина - коммуниста. Личный пример в бою — лучшая агитация, лучший призыв к победе. Добиться аваигардной роли в боевой подготовке, показав, как нужно работать на материальной части, как бить противника в воз­ духе, — вот с чего следует начи­ нать каждому агитатору свою ра­ боту. Наши лучшие летчики—это пе­ редовые агитаторы— такие, ка к тт. Петренко, Тарасов, Лапин, Ш е в ­ ченко, Михайлов и Швечков, унич­ тожившие не один десяток самоле­ тов врага. Своей боевой работой они подтверждают всю правдивость слов нашего старейшего пропа­ гандиста и агитатора тов. М . И. Калинина, что сила агитации — в личном примере. Старший лейтенант В. КОРНИЛОВ. П И С ЬМ А ИЗ ЧА СТЕЙ И П О Д Р А З Д Е Л Е Н И Й . ПЕРЕДОВЫЕ ВОИНЫ ПОДАЮТ ЗАЯВЛЕНИЯ 0 ПРИЕМЕ В ВКП(б). Примером в работе и дисципли­ не служат у нас т. Тепляков, вы­ полняющий .свои задания почти вдвое, а также ' комсомольцы тт. Мосенков и К утуков , работающие вдвоем за троих. Недавно эти пе­ редовые воины нашего подразделе­ ния подали заявление о приеме их в ВКП (б ). Лейтенант Ф. ЛЫБА. -О— У ДЕВУШЕК-НРАСН0ФЛ0ТЦЕВ Недавно в подразделении, где комсоргом т. Мещанинов, прошло собрание девушек-краснофлотцев. Доклад комсомолки т. Лемеховой «О роли женщины в Отечествен­ ной войне» оживленно обсуждался. На собрании особо отмечали хо­ рошую работу т. Дехтяренко, на­ гражденной медалью «За боевые заслуги» и т. Корнеевой, получив­ шей значок «Отличный связист». —Боец Корнеева,— говорили вы- Не н ужно быть механиком, что­ бы знать, что через большое о т ­ верстие вытечет больше жидкости за ту же единицу времени, чем через малое. К а к раз эту истину забыли в автомастерских т. Адо- киенко. Недавно мы получили из ре­ монта двигатель автомашины М-1. При первом же запуске . нас уди­ вило странное явление: на всех ре­ жимах работы мотора из выхлоп­ ного коллектора, вместо нормаль­ ных бесцветных выхлопных газов, валил черный дым... К а к выясни­ лось позже, отверстие славного ступавшие, — сл уж и т примером в работе и культурном отдыхе. Она занимается спортом. В эстафете имени Сафонова Корнеева заняла первое место среди женщин. Собрание послужило новым толч­ ком к более настойчивому изуче­ нию девушками-краснофлотцами воинских специальностей. Боевые помощницы наших летчиков с еще большей энергией взялись ;за дело. И. МЕНЬШАКОВ. — о — ИЗ ТРУБЫ ВАЛИТ ДЫМ... жиклера карбюратора на этом мо­ торе было больше нормального почти в полтора раза. Такое явле­ ние наблюдалось и в других сл у­ чаях. Оказалось, что при ремонте отверстие жиклера было увеличе­ но. Строгая тарировка калиброван­ ных отверстий карбюратора дает значительную экономию горючего. Об этом все мы хорошо знаем. Не следует ли вспомнить эту истину и ремонтникам, которые также обя­ заны бороться за экономию доро- гостоющего бензина? Сержант М. КОЛЕСОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz