Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 17 сентября 1944 г., № 222 (292). Преследовать врага умело, с расчетом Гвардии майор С. Логинов Совершенно прав гвардии капи тан Коломнец *): пора нам, истре бителям, более эффективно унич тожать немецких «Фокке-Вуль- фов» и «Мессершмиттов». Ка сто роне североморских летчиков яв ный перевес в силах и мастерстве. Уже продолжительное время мы на- ступаем ,в воздухе, а наша тактика іво 'всех отношениях более совер шенна, чем немецкая. Теперь мы, истребители, можем во всю ширь ставить вопрос не только о том, что бы быть (Надежным щитом ударной авиации, но и о том, чтобы быть на стоящим мечом, чтобы, наряду с прикрытием подшефных самолетов, самим наступать, исТреблЯть про тивника. Более активные бои по истреб лению воздушного врага связаны с преследованием немецких истреби телей, ибо они сейчас стараются атаковать наши самолеты скрытно, используя для , этого обстановку (солнце, облачность, рельеф мест ности). Придерживаясь такой так тики, неприятельские истребители соответственно скрытно строят свой уход от наших атак. Послед ние бои показали, что немцы ста раются после атаки уходить со снижением (для маскировки на фо ле местности), под огонь своей зенитной артиллерии. ^ Н е к о т о ры е летчики-истребители, особенно это касается молодых, считают преследование противни- 1ка второстепенным, несложным делом. «Врага, который бежит — легко бить»,—думают они. Однако это далеко не так. Преследовать (Надо умело, с расчетом — иначе грош цена будет напрасной, никому ненужной погоне. Если еще учесть, что преследование врага у нас, как правило, сочетается с выполнением к) См. „Сенероморекні! летчик- «л 1.1 сентябри. Летчик-истребитель Карель ского фронта младший лейтенант Бежанов, уничтоживший в один день четыре самолета против ника. Фото Д. Козлова. других -задач (воздушный бой или сопровождение ударной авиации), ясно, как сложно в этих условиях авиационное преследование. Даже при ведении свободного воздуш ного боя нельзя преследовать «сломя голову». Опыт воздушных боев показы вает, что противник при наших ата ках нередко так строит свой уход от них, что неопытные истребители могут попасть в «ловушку». Отсюда каждое преследование, каждая по гоня за врагом должны обязатель но прикрываться другими нашими самолетами. Однажды над Киркепесом пара гвардии старшего лейтенанта За- даленова первой заметила группу вражеских истребителей и, отде лившись от нас, пошла в атаку. Я ■со своей парой должен был при крыть Запаленова, но ввиду того, что сам был связан боем другими немецкими самолетами, этого сде лать не смог. В результате Запа- іленову пришлось очень трудно. Обратное получилось в другой раз. Обнаружив двух «Ме-109», я отдал приказание ведущему пары летчику Чепурнову выйти вперед и, преследуя, атаковать врага, а сам во главе четверки остался на высоте и стал прикрывать пресле дование-Чепурпова. Бой тогда про шел успешно, наша группа унич тожила двух «Ме-109». В связи с тем, что нашим истре бителям очень часто приходится решать задачи по прикрытию споей ударной авиации, большинство крупных воздушных боев происхо дит на сопровождении. Мне кажет ся, что и в этих боях можно более активно нести борьбу с вражески ми истребителями. Неплохо, напри мер, за несколько минут до конца операции в район атаки Торпедо носце-в или штурмовиков высылать специальную группу истребителей (4 -6), которая подходила бы к месту боя на высоте. Эта группа смогла бы специально заниматься преследованием подбитых, уходя оцих на свой аэродром без бое комплекта и вообще одиночных самолетов противника. /'“ Постоянное стремление истреб- Ілять врага, искать боя, преследо вать противника—долг и обязан ность североморского истребите ля. Но нельзя это делать без стро- /гого сохранения боевого порядка группы, как попало, на-авось. Пре следовать врага надо умело, с рас четом. -о - ПО ПЕРЕДНЕМУ КРАЮ ПРОТИВНИКА БОМБЫ СЕВЕРОМОРЦЕВ Н-СКИИ АЭРОДРОМ. (По телеграфу). Группа -наших с а молетов нанесла бомбо-штур- мовой удар ,по траншеям и зем лянкам переднего края против ника. Удар штурмовиков стар шего лейтенанта Скопинцева и истребителей - бомбардировщи ков старшего лейтенанта Сав чук был точен. Бомбы легли в самый центр расположения землянок и траншей против ника!. Бойцы морской пехоты, на блюдавшие действия крыла тых друзей, были восхищены меткостью удара. Видя панику, поднявшуюся и стане драга, морские пехотинцы кричали «ура» в честь авиаторов. Летчики тщательно готови лись к бомбо-штурмовому уда ру по узкой цели. Изучили по картам близлежащие ориенти ры — озера, изгибы береговой черты, характерные сопки. Зна ли сигналы наземных войск для авиации и авиации для назем ных войск. ...Пройдена линия фронта. В стороне—цель. Склон сопки из резан траншеями, виднеются землянки, ниже небольшое озе ро. .Над целью разрываются НАКРЫЛИ ЦЕЛЬ три дымовых артиллерийских снаряда. Бьет наша артилле рия: что условный знак. Самолеты резко меняют курс и неожиданно для врага идут в атаку. Немцы явно -растеря лись. Их зенитная артиллерия молчит. Старший лейтенант Ско-пинцев обстреливает .врага пушечно-пулеметным огнем. Это делают и его ведомые. Бомбы штурмовиков Скопин- цева легли точно -в цель. За ними пикируют самолеты стар шего лейтенанта Савчук. Они, как п штурмовики, быот плот ным строем. Это обеспечивает хорошую прнцелыюсть всей груішы самолетов. Летчики, умело используя рельеф местности, уходит от цели и благополучно произво дят посадку самолетов в усложненной обстановке. Задание выполнено. Возбуж денные и радостные летчики делятся своими .впечатлениями-. Вечером на КП летчиков по звонил командир части морской пехоты: — Работой ваших соколов доволен. И. ЛУКАЧЕВ. = С о в е ты бомбардира = 3. Всегда учитывай - свою скорость Старший лейтенант Але ксандр Батраков сравнительно не давно находится на фронте. Но и за это короткое время он проявил себя, как способный и опытный истребитель-бомбарди ровщик. На боевом счету т. Батракова около 10 потопленных мелких судов противника и 2 поврежденных транспорта. Б омбя с бреющего, всегда помни о собственной скорости. Знай: чем меньше твоя скорость, тем меньше относ бомбы. Относ бомбы прямо пропор ционален твоей скорости. Старший лейтенант А. БАТРАКОВ. Над Трансильванией ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Ак тивную помощь наступающим на земным частям оказывают летчики генерал-полковника авиации Горю нова. Куда бы ни направлялись на ши танки, мотопехота и мотоцик листы, их всюду сопровождают с воздуха многочисленные группы «Яковлевы*», «Лавогокиных» и «Ильюшиных». Согласованность удаіра наземных астей и авиации дает неизменный [ весьма большой эффект. Так, на одном .участке успех был обеспечен атакой нашей пехоты и одновре менным с этой атакой налетом штурмовиков-, появившихся над горным ущельем, где засел про тивник. Наіши кавалеристы в Тран сильванских Альпах совершают под прикрытием «Яковлевых» и «Ла вочкиных» смелые рейды в глубо кие тылы -немецко-венгерских .войск. За последние два—три дня наша авиация ь Трансильванских Аль пах нанесла противнику большие потери .в живой силе и технике. Майор П. Шулин КАЖДУЮ БОМБУ—ПО ВРАГУ! В нашей части прошла летно тактическая конференция, на кото рой летчики, штурманы и стрелки- радисты поделились опытом своих бомбовых, ударов по об’ектам про тивника. — Наши удары должны быть очень сильными). Каждую бомбу — по врагу!—под -этими лозунгами протекала вся работа конференции. Конференция мобилизовала лет ный -состав -на дальнейшую активи зацию бомбовых ударов по про тивнику и обобщила боевой опыт бомбардировщиков. Очень цен ными были доклады и -высту пления тт. Писарева, Гапенко, Тка- ченко, Переверзина, Моисеева - и других. .Мне, как участнику конфе ренции, хочется остановиться .на некоторых вопросах, связанных с подготовкой и нанесением бомбо вых ударов по врагу. О ВРЕМЕНИ НА ПОДГОТОВКУ УДАРА Известно, что одним из важ нейших факторов, от которого зависит успешное выполнение лю бой воздушной операции, является уяснение поставленной коман- С КОНФЕРЕНЦИИ БОМБАРДИРОВЩИКОВ дованием задачи всеми экипажами. 'Иными словами, эффективность бомбоудара группы всегда зависит ют качества проработки задания каждым летчиком и штурманом, от подготовки этого задания группой на земле до вылета. Однако иногда для проработки задания на земле Отводится мало времени. Я говорю о времени, которое остается от конца проработки задания ведущи ми групп до вылета. Ведущему группы недостаточно иметь в своем распоряжении 15 —20 минут пред- 'полетного времени. В самом деле, Надо собрать ведомых и тщатель но изучить с ними обстановку, до вести до подчиненных последние разведданные, потолковать о тех нике самого удара. А за 15—20 минут ведущие групп успеют только дойти до своих самолетов и лично изготовиться к вылету. В Связи с этим; участники конфе ренции подняли вопрос о том, что бы у ведущих групп всегда было бы резервных 40—60 минут. Этого 'будет достаточно для уяснения за дачи всеми экипажами, для де тального изучения цели противни ка, ее обороны, а также маршрута « других необходимых данных. ВЫБОР МАРШРУТА Вопросу выбора и построения маршрута также необходимо уделить самое серьезное внимание. :Хотя на северном театре военных действий цели противника нахо дятся в основном и на незначи тельном удалении от наших баз, выбор .маршрута — ответственное дело. Отдельные летчики, высту пая на конференции, внесли пред ложение: при налетах ударной авиации на порты Киркенес, Вадсэ и Вардэ несколько удлинять маршрут. Следуя по короткому маршруту, бомбардировщики вы нуждены до самой цели итти на повышенных скоростях с набором высоты, необходимой для произ водства бомбометания. Ввиду это го возможны случаи перегрева мо торов на подходе к району цели. Участники конференции поэтому и рекомендуют при выборе маршру та удлинять его минут на 10. Про филь маршрута должен строиться так, чтобы не в-се время итти с на бором высоты, а через определен ные отрезки пути делать площад ки (т. е. итти по прямой). Последнее исключит перегрев моторов. Такой удлиненный маршрут имеет еще одно преимущество: он облегчает одновременный выход нескольких групп на цель, что очень важно в комбинированных ударах. Некоторые товарищи в своих выступлениях, останавливаясь на вопросах выбора маршрута, указы вали на необходимость более ча стой замены курсов захода на цель. Изменение направлений выхода на цель, кроме рассредоточения вни мания ПВО противника, дает воз можность экипажам более спокой но изготовиться к прицельному бомбометанию. ВЫСОТА БОМБОМЕТАНИЯ Опыт бомбовых ударов, на копленный нашей ударной авиа цией на Севере и на других участ ках фронта, показал, что наивыгод. пейшей высотой бомбометания по военным об’ектам крупных разме ров (ж. д. узлы, порты и пр.) яв ляются высоты порядка 2.500 — 4.500 метров. Выбор же наивыгод нейшей высоты бомбометания по какой-то определенной цели зави сит от характера самой цели, ее противозенитной обороны и метео условий. Поэтому при выборе вы соты бомбометания следует всегда учитывать характер данной цели. Нам известно, например, что тол щина зенитного огня над Киркене- сом равна 700— 800 метрам. Изве стно также, что расположение главных сил ПВО в этом порту крестообразное. Последние два фактора необходимо обязательно учитывать при выборе высоты бомбометания. Особую роль это об стоят,ельство приобретает опять таки при комбинированных ударах Если мы будем заходить не сколькими группами с разных вы сот, противник вынужден будет применительно к этому менять толщину зенитного огня, а значит уменьшать его плотность. Разумеется, все это важно а том -случае, если несколько групп вы ходит на цель одновременно. Лет чики нашей части имеют претен зии по этому поводу к другим -группам, которые иногда или опаздывают, или опережают нане сение удара, хотя он по замыслу должен наноситься одновременно. ПРОТИВОЗЕНИТНЫЙ МАНЕВР И ПРИЦЕЛИВАНИЕ построения надо Для грамотного противозенитного маневра так же, как и для выбора высоты бомбометания, отлично знать про
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz