Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

С Е В Е РО М О Р С КИ Й Л Е Т Ч И К І6 сентября 1944 г., № 221 (291). БОМБОШУРМОВЫЕ УДАРЫ ТЯЖЕЛЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПО УКРЕПЛЕННОЙ ПОЛОСЕ ПРОТИВНИКА Автор публикуемой статьи гвардии майор Д . Бородав­ ка — летал штурманом в эки­ паже прославленного балтийско­ го летчика— дважды Героя Со­ ветского Союза Ракова. Ь соста­ ве этого экипажа он бомбил вра­ жеские коммуникации, базы и ко­ рабли. Немало вылетов он со­ вершил и на бомбо-штурмовые удары по переднему краю про­ тивника. омбоудары шо укрепленной ■полосе противника зиачи+ельно от личатотсн от бомбометания но тлино-морсшим базам. Сложность заключается здесь шрежде всего в т ом, что передний край обороны •противника, огневые точки, распо-' ложение живой силы, технических средств, к а к правило, тщательно маскируются. Зтим затрудняется отыскание дели. Военно-морскую базу экипажи обнаруживают при хорошей метео- иботановке за 12— 15 кдм., т а к как они идут обычно иа значительной высоте. При бомбоудара.ч же с 4и0— 600 ім. или при бомбо-ішурмо- вых ударах с высоты 100 :М. цель можно обнаружить на ограничен­ ной дистанции. Отсутствие харак­ терных ориентиров для отыскания цели такж е затрудняет бомбоме­ тание. Поэтому подготовка и вы­ полнение бомбо-штурмового удара до переднему краю имеют свои осо­ бенности. I. ПОД ГО ТО В КА БОМБО­ Ш Т У РМО ВО ГО УДАРА Еще до получения боевой зада­ чи летный состав должен в си­ стеме .наземной подготовки изу­ чить район предстоящих военных ■действий но картам крупного ■масштаба (километровка, полуки- лометровка, фотопланшети). В про­ цессе этого изучения летчики ос­ ваивают «се характерные ориенти­ ры (проселочные и шоссейные до­ роги-, .населенные пункты , озера и т. п.). Экипажи изучают .располо­ жение командных пунктов, узлов связи, артиллерийских и миномет­ ных батарей, окопов и траншей неприятеля. Необходимо знать так­ же расположение тактических ре­ зервов противника. I Іредварителыюе изучение цели мсегда помогает обнаружению и уничтожению заданных об’ектоа. Э го подтверждают (многочисленные примеры из боевой практики. Так, например, группа бомбардировщи­ ков, ведомая дважды Героем Со­ ветского Союза Раковым, в экипа­ же которого я 'Находился, вылете­ ла однажды на уничтожение командного пункта немецкой ар­ мейской группировки Красносель­ ского направления, расположенно­ го в районе Ропша. С первого за­ хода мы не могли обнаружить об’ект атаки, хотя район цели эки­ паж знал отлично. Штаб немецкой армии находился глубоко под зем­ лей. Сверху все было засеяно травой. Различить эту точечную цель было трудно. Только на вто­ ром заходе удалось обнаружить вражеский КТ 1. Мы сличили фото­ планшет с местностью и заметили лод’езды и тропинки, ведущие к командному пункту. Таким образом точно определили местонахожде­ ние цели. В результате бомбоуда- ра штаб немецкой армейской груп­ пы войск был разрушен. Не менее важным элементом под­ готовки бомбоудара является зна­ ние всех ориентиров, разграничи­ вающих линию фронта. Экипажи должны быть заранее оповещены о тех условных сигналах, которые укаж ут им линию франта и помо­ гут обнаружить об’екты противни­ ка, расположенные на переднем крае. Целеуказание наземными вой­ сками, как правило, производится выкладыванием полотнищ, дымо­ выми шашками и ракетами. Ночью, естественно, основными разграни­ чителями фронта служат световые сигналы. Однажды при бомбо-штурмовом ударе по скоплению автотранспор­ та и іцрйск противника в районе Волосово мы не могли точно опре­ делить 1линию фронта: наши ча­ Экипаж пикирующего бомбардировщика (слева направо): дваж­ ды Герой Советского Союза гвардии полковник В. Раков, гвардии майор Д. Бородавка, гвардии старший лейтенант Костромцов. сти продвигались по 5—G клм. в час. Только тогда, когда наземные войска при приближении нашей группы выложили впереди себя серии дымовых шашек и ракетами указали нам направление на цель, мы смогли точно отбомбиться и уничтожить до 20 автомашин с живой силой противника. Отсюда можно сделать вывод, что только при отличном знании района предстоящих боен, изуче­ нии наземных условных сигналов, тесном контакте с наступающими войсками можно точно выйти на цель п успешно выполнить за­ дание. 2. ДЕЙСТВИЯ ПО У К Р ЕПЛ ЕННО Й ПОЛОСЕ ПРО ТИВНИКА Непосредственно перед вылетом, получив боевую задачу, экипажи обязаны нанести последние данные о линии фронта та карту крупного масштаба. Это закон каждой операции по оборонительной линии противника. Придя в район цели, экипажи устанавливают расположение об’ек- тоів удара, выбирают направление захода (если не указано в боевом приказе) и производят атаки це­ ли. При бомбоудаіре с 'высот по­ рядка 400—600 метров группа пе­ рестраивается в пеленг, зависящий от разворота машин в районе цели (круг левый — пеленг правый и наоборот). Практика показала, что группе бомбардировщиков целесообразнее с дистанции 1.800 м. до 1.200 мет­ ров от цели вести огонь из носо­ вых точек по атакуемым об’ектам. Этим достигается значительное ослабление зенитного огня и демо­ рализация противника. Но, откры ­ вая огонь из передних точек, лет­ чик обязан особо внимательно сле­ дить за эволюциями ведущего, чтобы ,не поразить свои машины. Подойдя ,на дистанцию 1.200 ‘ метров, группа прекращает обстрел цели, устанавливает полетный ре­ жим для бомбометания и про­ изводит бомбардировочный удар. Количество заходов на цель оп­ ределяется либо ведущим группы, либо командованием на земле. Все летчики обязаны строго вы­ полнять команды ведущего. М а ­ лейшая неточность в маневре может привести к столкновению в возду­ хе. Однажды а момент бомбоуда­ ра по скоплению войск противника на переправе у Кингисеппа груп­ па, ведомая Раковым, сделала два захода. На втором заходе замы­ кающий ведомый отвернул не аправо за группой, з влево. Поэто­ му над целью бомбардировщики начали сближаться на встречных курсах. Если бы экипаж Ракова своевременна не обнаружил отбив­ шегося ведомого— могло произойти столкновение. Так недисциплини­ рованность одного экипажа, осо­ бенно при повторных заходах на цель, может привести, в лучшем случае, к расстройству группы и, в худшем—к обстрелу своими са­ молетами или даже к столкнове­ нию. Отсюда видно, что .ведомый дол­ жен при всех случаях в районе цели істроить свой маневр толь­ ко по ведущему. Организованность и взаимодействие группы над целью— незыблемый закон. 1 Ірп плохих метеоусловиях— об­ лачность в 10 баллов, высота 600— 800 метров и ограниченной видимо­ сти—можно Использовать тяжелую бомбардировочную авиацию также на низких высотах. Бомбо-штур- Гвардии майор Д. Бородавка мовой удар по укрепленной полосе противника предусматривает два варианта перелета групп через фронт: 1) под кромкой облаков, т. е. на высоте 600—800 метров, 2) на бреющем полете. Практика показала, что перелет под кромкой облаков, на высоте 600 -800 іметрощ, влечет за собой воздействие большего количества зенитных средств. Перелет на бреющем полете, как правило, бо­ лее удобен тем, что противник не успевает ввести в действие свои огневые точки и открыть прицель­ ный огонь. Большинство перелетов фронта, .совершенных нашей группой при плохих метеоусловиях, производи­ лось на бреющем полете. За все время мы не потеряли ни одной ма­ шины во время перелета линии фроит а. 3. ОТХОД ОТ Ц ЕЛИ Если какие-либо самолеты вы ­ нуждены из-за повреждений или отказа материальной части рань­ ше времени покинуть строй, то они обязаны предупредить по радио или эволюциями ведущего группы о своем решении. В этом случае ведущий сможет выделить истреби­ телей для прикрытия подбитой ма­ шины. При возвращении лруппы веду­ щий обязан на пониженной скоро­ сти пристроить всех ведомых, со­ брать группу прикрытия и только после этого ложиться на обратный маршрут. Следует помнить, что отрыв от группы отдельных самолетов над передним краем более опасен, чем при бомбоударах по базам, когда группа отходит мористее. У нас (был случай, когда один из экипа­ жей отстал в районе цели и был (перехвачен истребителем против­ ника и подбит. Не следует забывать, что над фронтом 'часто летают истребите­ ли-перехватчики противника, ата­ кующие только отставшие само­ леты. Поэтому сохранение ведо­ мым своего места в строю—это во­ прос жизни экипажа. случае, если самолет подбит В над целью и не может дотянуть на свой аэродром, нужно всегда использовать запасные площадки. Не следует никогда бесцельно рисковать, пытаясь дотянуть ма­ шину до своего основного аэро­ дрома. ПРИКРЫТИЕ УДАРНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ НАД Успешные наступательные дей­ ствия Красной Армии, особенно в приморских районах и дальнейшее сужение транспортных возможно­ стей противника, заставляют его, несмотря на серьезные потери, — ■все шире использовать морские коммуникации. Чтобы избежать больших потерь в судовом составе, немцы изменили свою тактику проводки конвоев. Особенно это заметно на их север­ ных коммуникациях. Если до поло­ вины 1943 г. там отмечалось дви­ жение одиночных транспортов или мелких групп судов без прикрытия, то уже с половины прошлого и особенно в текущем году тран­ спорты, как правило, следуют в составе конвоев под сильным экскоргом боевых кораблей и авиации. Те участки коммуникаций, ко то ­ рые находятся в радиусе действия наших истребителей, немцы ста­ раются проходить только ночью, или днем при неблагоприятных ме­ теоусловиях. При движении конвоев в свет­ лое время суток, вне зоны дей­ ствий нашей ИА , противник орга­ низует их прикрытие небольшим числом самолетов (2— 4 «Ме-110» и 1—2 «Хе-115»), задача которых— борьба с торпедоносцами. На участках коммуникаций, к о ­ торые входят в радиус действия наших истребителей и штурмови­ ков, прикрытие с воздуха усили­ вается одноместными истребите­ лями «Ме-109» и «ФВ -190». К,оли- Подполковник П. Невзоров чество самолетов колеблется при этом в зависимости от численно­ сти кораблей в конвое, его важно­ сти и обстановки. Нередки случаи, хогда количество самолетов, при­ влекаемых для прикрытия, дости­ гает 20—30. К а к правило, они эше­ лонируются по высоте, исполь­ зую т для внезапной атаки облач­ ность, стараясь перехватить удар­ ные группы нашей авиации еще на подходе к цели. Привлечение противником боль­ шого количества своих истребите­ лей к охране конвоев потребовало усиленного прикрытия наших удар­ ных групп авиации истребителями и отработки надежного взаимодей­ ствия между ними. Боевым опытом выдвинуто мно­ го различных способов обеспечения своих самолетов как-то: непосредственное сопровож­ дение торпедоносцев, бомбарди­ ровщиков или штурмовиков на всем их пути следования; вылеты на «отсечку» истреби­ телей противника при возвраще­ нии наших самолетов; демонстративные полеты истре­ бителей к линии фронта, аэродро­ мам противника, или в район цели с задачей преждевременного вы ­ зова его истребителей в воздух и обеспечения свободы действий ударным группам авиации; Любить машину, как Сафонов М О ЛО ДЫ Е Л Е Т Ч И К И ПО Л У Ч АЮ Т БОЕВЫЕ С АМ О Л Е ТЫ Н -С К И Й АЭРОДРОМ , 14 сен­ тября. (По телефону от наш корр.). На линейке около боевых самоле­ тов выстроился личный состав подразделения. В основном строю стоят старые, опытные летчики и весь технический состав, чуть в стороне— молодые пилоты. Сегод. ня в подразделении торжественный день: молодым летчикам, закон­ чившим обучение, вручаются бое­ вые самолеты. Гвардии М'айор Логинов прини­ мает рапорт и произносит речь: — В нашу боевую семью,— -го­ ворит тов. Логинов,—вступают но­ вые истребители. Сегодня они по­ лучают машины. Молодежь должна помнить, что будет драться с вра­ гом в составе дружной боевой семьи, которой руководил дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Са­ фонов. Самолеты, которые полу­ чают летчики, являются прекрас­ ными по своим качествам. Долг молодых летчиков взять от маши­ ны все, что она может дать, знать самолет так, как знал его Сафонов, владеть боевой машиной и любить ее, к а к Сафонов. Вот к чему призываю я молодых северо­ морцев. В нашем подразделении сл ужи т достойный Сафонове ц Ге­ рой Советского Союза гвардии капитан Н. Бокий. У него вы должны учиться воевать. Вручая боевые самолеты, желаю всем бое­ вых успехов, слаівных побед, кото­ рыми умножится честь нашей гвар­ дии, От имени молодых летчиков выступил младший лейтенант Ка- рачевский. Молодой гвардеец ска­ зал: — Родина вручила нам боевые самолеты. Настало время в бою применить тот опыт и знания, ко ­ торые мы приобрели и училище и здесь, на аэродроме, от старых сафонсвиев. От имени летчиков, получающих сегодня боевые маши­ ны, заверяю командование, что мы оправдаем доверие Родины. В заключение выступил гвардии майор Усков. Он призвал молодых летчиков бить врага умело, мно­ жить славу гвардейцев-сафонов- цев. Сейчас молодые летчики тт. Ка- рачевский; Сюрипченко и Будни­ ков прикреплены к ведущим. Они готовят себя к боям с врагом. К. ЗАРОДОВ. АВИАЦИИ МОРЕМ высылка к цели истребителей для «выметания» противника к моменту прихода ударной авиации. Наиболее надежным способом обеспечения групп ударной авиации является непосредственное сопро­ вождение их истребителями. Одна­ ко не исключена возможность применения и других способов в различном их сочетании. Приведем пример. Однажды для обеспечения атаки штурмовиков по конвою противника за 40 минут до удара в район цели была выслана шестер­ ка наших истребителей с задачей вызвать на себя авиацию против­ ника и измотать его силы. іК моменту окончания .патру­ лирования вражеских истребите, лей появилась шестерка наших штурмовиков а сопровождении истребителей. В то же время к аэ­ родрому истребителей противника прибыла демонстративная группа в .составе 4 наших самолетов, кото­ рая в дальнейшем выполняла за­ дачу «отсечки». іВ результате такой организации удара противник был введен в за­ блуждение и оказал слабое сопро тивление над конвоем. В момент атаки штурмовиков корабли про­ тивника прикрывались всего лишь парой «Ме-109», которые были сби­ ты нашими истребителями. Ш тур­ мовики, не встречая п р о т и в о д е й ­ ствия со стороны и с т р е б и т е л е й , по- топили один и повредили в т о р о й транспорты противника. (Окончание см. на 4 стр-).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz