Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
С Е В Е РО М О Р С КИ Й Л Е Т Ч И К І6 сентября 1944 г., № 221 (291). БОМБОШУРМОВЫЕ УДАРЫ ТЯЖЕЛЫХ БОМБАРДИРОВЩИКОВ ПО УКРЕПЛЕННОЙ ПОЛОСЕ ПРОТИВНИКА Автор публикуемой статьи гвардии майор Д . Бородав ка — летал штурманом в эки паже прославленного балтийско го летчика— дважды Героя Со ветского Союза Ракова. Ь соста ве этого экипажа он бомбил вра жеские коммуникации, базы и ко рабли. Немало вылетов он со вершил и на бомбо-штурмовые удары по переднему краю про тивника. омбоудары шо укрепленной ■полосе противника зиачи+ельно от личатотсн от бомбометания но тлино-морсшим базам. Сложность заключается здесь шрежде всего в т ом, что передний край обороны •противника, огневые точки, распо-' ложение живой силы, технических средств, к а к правило, тщательно маскируются. Зтим затрудняется отыскание дели. Военно-морскую базу экипажи обнаруживают при хорошей метео- иботановке за 12— 15 кдм., т а к как они идут обычно иа значительной высоте. При бомбоудара.ч же с 4и0— 600 ім. или при бомбо-ішурмо- вых ударах с высоты 100 :М. цель можно обнаружить на ограничен ной дистанции. Отсутствие харак терных ориентиров для отыскания цели такж е затрудняет бомбоме тание. Поэтому подготовка и вы полнение бомбо-штурмового удара до переднему краю имеют свои осо бенности. I. ПОД ГО ТО В КА БОМБО Ш Т У РМО ВО ГО УДАРА Еще до получения боевой зада чи летный состав должен в си стеме .наземной подготовки изу чить район предстоящих военных ■действий но картам крупного ■масштаба (километровка, полуки- лометровка, фотопланшети). В про цессе этого изучения летчики ос ваивают «се характерные ориенти ры (проселочные и шоссейные до роги-, .населенные пункты , озера и т. п.). Экипажи изучают .располо жение командных пунктов, узлов связи, артиллерийских и миномет ных батарей, окопов и траншей неприятеля. Необходимо знать так же расположение тактических ре зервов противника. I Іредварителыюе изучение цели мсегда помогает обнаружению и уничтожению заданных об’ектоа. Э го подтверждают (многочисленные примеры из боевой практики. Так, например, группа бомбардировщи ков, ведомая дважды Героем Со ветского Союза Раковым, в экипа же которого я 'Находился, вылете ла однажды на уничтожение командного пункта немецкой ар мейской группировки Красносель ского направления, расположенно го в районе Ропша. С первого за хода мы не могли обнаружить об’ект атаки, хотя район цели эки паж знал отлично. Штаб немецкой армии находился глубоко под зем лей. Сверху все было засеяно травой. Различить эту точечную цель было трудно. Только на вто ром заходе удалось обнаружить вражеский КТ 1. Мы сличили фото планшет с местностью и заметили лод’езды и тропинки, ведущие к командному пункту. Таким образом точно определили местонахожде ние цели. В результате бомбоуда- ра штаб немецкой армейской груп пы войск был разрушен. Не менее важным элементом под готовки бомбоудара является зна ние всех ориентиров, разграничи вающих линию фронта. Экипажи должны быть заранее оповещены о тех условных сигналах, которые укаж ут им линию франта и помо гут обнаружить об’екты противни ка, расположенные на переднем крае. Целеуказание наземными вой сками, как правило, производится выкладыванием полотнищ, дымо выми шашками и ракетами. Ночью, естественно, основными разграни чителями фронта служат световые сигналы. Однажды при бомбо-штурмовом ударе по скоплению автотранспор та и іцрйск противника в районе Волосово мы не могли точно опре делить 1линию фронта: наши ча Экипаж пикирующего бомбардировщика (слева направо): дваж ды Герой Советского Союза гвардии полковник В. Раков, гвардии майор Д. Бородавка, гвардии старший лейтенант Костромцов. сти продвигались по 5—G клм. в час. Только тогда, когда наземные войска при приближении нашей группы выложили впереди себя серии дымовых шашек и ракетами указали нам направление на цель, мы смогли точно отбомбиться и уничтожить до 20 автомашин с живой силой противника. Отсюда можно сделать вывод, что только при отличном знании района предстоящих боен, изуче нии наземных условных сигналов, тесном контакте с наступающими войсками можно точно выйти на цель п успешно выполнить за дание. 2. ДЕЙСТВИЯ ПО У К Р ЕПЛ ЕННО Й ПОЛОСЕ ПРО ТИВНИКА Непосредственно перед вылетом, получив боевую задачу, экипажи обязаны нанести последние данные о линии фронта та карту крупного масштаба. Это закон каждой операции по оборонительной линии противника. Придя в район цели, экипажи устанавливают расположение об’ек- тоів удара, выбирают направление захода (если не указано в боевом приказе) и производят атаки це ли. При бомбоудаіре с 'высот по рядка 400—600 метров группа пе рестраивается в пеленг, зависящий от разворота машин в районе цели (круг левый — пеленг правый и наоборот). Практика показала, что группе бомбардировщиков целесообразнее с дистанции 1.800 м. до 1.200 мет ров от цели вести огонь из носо вых точек по атакуемым об’ектам. Этим достигается значительное ослабление зенитного огня и демо рализация противника. Но, откры вая огонь из передних точек, лет чик обязан особо внимательно сле дить за эволюциями ведущего, чтобы ,не поразить свои машины. Подойдя ,на дистанцию 1.200 ‘ метров, группа прекращает обстрел цели, устанавливает полетный ре жим для бомбометания и про изводит бомбардировочный удар. Количество заходов на цель оп ределяется либо ведущим группы, либо командованием на земле. Все летчики обязаны строго вы полнять команды ведущего. М а лейшая неточность в маневре может привести к столкновению в возду хе. Однажды а момент бомбоуда ра по скоплению войск противника на переправе у Кингисеппа груп па, ведомая Раковым, сделала два захода. На втором заходе замы кающий ведомый отвернул не аправо за группой, з влево. Поэто му над целью бомбардировщики начали сближаться на встречных курсах. Если бы экипаж Ракова своевременна не обнаружил отбив шегося ведомого— могло произойти столкновение. Так недисциплини рованность одного экипажа, осо бенно при повторных заходах на цель, может привести, в лучшем случае, к расстройству группы и, в худшем—к обстрелу своими са молетами или даже к столкнове нию. Отсюда видно, что .ведомый дол жен при всех случаях в районе цели істроить свой маневр толь ко по ведущему. Организованность и взаимодействие группы над целью— незыблемый закон. 1 Ірп плохих метеоусловиях— об лачность в 10 баллов, высота 600— 800 метров и ограниченной видимо сти—можно Использовать тяжелую бомбардировочную авиацию также на низких высотах. Бомбо-штур- Гвардии майор Д. Бородавка мовой удар по укрепленной полосе противника предусматривает два варианта перелета групп через фронт: 1) под кромкой облаков, т. е. на высоте 600—800 метров, 2) на бреющем полете. Практика показала, что перелет под кромкой облаков, на высоте 600 -800 іметрощ, влечет за собой воздействие большего количества зенитных средств. Перелет на бреющем полете, как правило, бо лее удобен тем, что противник не успевает ввести в действие свои огневые точки и открыть прицель ный огонь. Большинство перелетов фронта, .совершенных нашей группой при плохих метеоусловиях, производи лось на бреющем полете. За все время мы не потеряли ни одной ма шины во время перелета линии фроит а. 3. ОТХОД ОТ Ц ЕЛИ Если какие-либо самолеты вы нуждены из-за повреждений или отказа материальной части рань ше времени покинуть строй, то они обязаны предупредить по радио или эволюциями ведущего группы о своем решении. В этом случае ведущий сможет выделить истреби телей для прикрытия подбитой ма шины. При возвращении лруппы веду щий обязан на пониженной скоро сти пристроить всех ведомых, со брать группу прикрытия и только после этого ложиться на обратный маршрут. Следует помнить, что отрыв от группы отдельных самолетов над передним краем более опасен, чем при бомбоударах по базам, когда группа отходит мористее. У нас (был случай, когда один из экипа жей отстал в районе цели и был (перехвачен истребителем против ника и подбит. Не следует забывать, что над фронтом 'часто летают истребите ли-перехватчики противника, ата кующие только отставшие само леты. Поэтому сохранение ведо мым своего места в строю—это во прос жизни экипажа. случае, если самолет подбит В над целью и не может дотянуть на свой аэродром, нужно всегда использовать запасные площадки. Не следует никогда бесцельно рисковать, пытаясь дотянуть ма шину до своего основного аэро дрома. ПРИКРЫТИЕ УДАРНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЯМИ НАД Успешные наступательные дей ствия Красной Армии, особенно в приморских районах и дальнейшее сужение транспортных возможно стей противника, заставляют его, несмотря на серьезные потери, — ■все шире использовать морские коммуникации. Чтобы избежать больших потерь в судовом составе, немцы изменили свою тактику проводки конвоев. Особенно это заметно на их север ных коммуникациях. Если до поло вины 1943 г. там отмечалось дви жение одиночных транспортов или мелких групп судов без прикрытия, то уже с половины прошлого и особенно в текущем году тран спорты, как правило, следуют в составе конвоев под сильным экскоргом боевых кораблей и авиации. Те участки коммуникаций, ко то рые находятся в радиусе действия наших истребителей, немцы ста раются проходить только ночью, или днем при неблагоприятных ме теоусловиях. При движении конвоев в свет лое время суток, вне зоны дей ствий нашей ИА , противник орга низует их прикрытие небольшим числом самолетов (2— 4 «Ме-110» и 1—2 «Хе-115»), задача которых— борьба с торпедоносцами. На участках коммуникаций, к о торые входят в радиус действия наших истребителей и штурмови ков, прикрытие с воздуха усили вается одноместными истребите лями «Ме-109» и «ФВ -190». К,оли- Подполковник П. Невзоров чество самолетов колеблется при этом в зависимости от численно сти кораблей в конвое, его важно сти и обстановки. Нередки случаи, хогда количество самолетов, при влекаемых для прикрытия, дости гает 20—30. К а к правило, они эше лонируются по высоте, исполь зую т для внезапной атаки облач ность, стараясь перехватить удар ные группы нашей авиации еще на подходе к цели. Привлечение противником боль шого количества своих истребите лей к охране конвоев потребовало усиленного прикрытия наших удар ных групп авиации истребителями и отработки надежного взаимодей ствия между ними. Боевым опытом выдвинуто мно го различных способов обеспечения своих самолетов как-то: непосредственное сопровож дение торпедоносцев, бомбарди ровщиков или штурмовиков на всем их пути следования; вылеты на «отсечку» истреби телей противника при возвраще нии наших самолетов; демонстративные полеты истре бителей к линии фронта, аэродро мам противника, или в район цели с задачей преждевременного вы зова его истребителей в воздух и обеспечения свободы действий ударным группам авиации; Любить машину, как Сафонов М О ЛО ДЫ Е Л Е Т Ч И К И ПО Л У Ч АЮ Т БОЕВЫЕ С АМ О Л Е ТЫ Н -С К И Й АЭРОДРОМ , 14 сен тября. (По телефону от наш корр.). На линейке около боевых самоле тов выстроился личный состав подразделения. В основном строю стоят старые, опытные летчики и весь технический состав, чуть в стороне— молодые пилоты. Сегод. ня в подразделении торжественный день: молодым летчикам, закон чившим обучение, вручаются бое вые самолеты. Гвардии М'айор Логинов прини мает рапорт и произносит речь: — В нашу боевую семью,— -го ворит тов. Логинов,—вступают но вые истребители. Сегодня они по лучают машины. Молодежь должна помнить, что будет драться с вра гом в составе дружной боевой семьи, которой руководил дважды Герой Советского Союза Б. Ф. Са фонов. Самолеты, которые полу чают летчики, являются прекрас ными по своим качествам. Долг молодых летчиков взять от маши ны все, что она может дать, знать самолет так, как знал его Сафонов, владеть боевой машиной и любить ее, к а к Сафонов. Вот к чему призываю я молодых северо морцев. В нашем подразделении сл ужи т достойный Сафонове ц Ге рой Советского Союза гвардии капитан Н. Бокий. У него вы должны учиться воевать. Вручая боевые самолеты, желаю всем бое вых успехов, слаівных побед, кото рыми умножится честь нашей гвар дии, От имени молодых летчиков выступил младший лейтенант Ка- рачевский. Молодой гвардеец ска зал: — Родина вручила нам боевые самолеты. Настало время в бою применить тот опыт и знания, ко торые мы приобрели и училище и здесь, на аэродроме, от старых сафонсвиев. От имени летчиков, получающих сегодня боевые маши ны, заверяю командование, что мы оправдаем доверие Родины. В заключение выступил гвардии майор Усков. Он призвал молодых летчиков бить врага умело, мно жить славу гвардейцев-сафонов- цев. Сейчас молодые летчики тт. Ка- рачевский; Сюрипченко и Будни ков прикреплены к ведущим. Они готовят себя к боям с врагом. К. ЗАРОДОВ. АВИАЦИИ МОРЕМ высылка к цели истребителей для «выметания» противника к моменту прихода ударной авиации. Наиболее надежным способом обеспечения групп ударной авиации является непосредственное сопро вождение их истребителями. Одна ко не исключена возможность применения и других способов в различном их сочетании. Приведем пример. Однажды для обеспечения атаки штурмовиков по конвою противника за 40 минут до удара в район цели была выслана шестер ка наших истребителей с задачей вызвать на себя авиацию против ника и измотать его силы. іК моменту окончания .патру лирования вражеских истребите, лей появилась шестерка наших штурмовиков а сопровождении истребителей. В то же время к аэ родрому истребителей противника прибыла демонстративная группа в .составе 4 наших самолетов, кото рая в дальнейшем выполняла за дачу «отсечки». іВ результате такой организации удара противник был введен в за блуждение и оказал слабое сопро тивление над конвоем. В момент атаки штурмовиков корабли про тивника прикрывались всего лишь парой «Ме-109», которые были сби ты нашими истребителями. Ш тур мовики, не встречая п р о т и в о д е й ствия со стороны и с т р е б и т е л е й , по- топили один и повредили в т о р о й транспорты противника. (Окончание см. на 4 стр-).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz