Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

СМ ЕРТЬ Н ЕМ Е Ц К И М 01( К У Л Л Н ТАМ і СЕВЕРОМ О РСКИЙ ЛЕТЧИК ЕЖ Е Д Н Е В Н А Я ГА ЗЕТА ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ СЕВЕРНОГО ФЛОТА № 221 (291 ) 16 сентября 1944 года, суббота № 221 ( 2 9 1 j НРЕПЧЕ УДАРЫ ПО ВРАГУ, СЕВЕРОМОРСНИЕ ЛЕТЧИНИ! ГРОМИТЕ НЕМЦЕВ ДНЕМ И НОЧЬЮ! Летать ночью, как днем Вести ночную разведку, ночной воздушный бой, производить ноч­ ные налеты на вражеские об’екты обороны стало составной и не- от’емлемой частью боевой деятель­ ности морской авиации. Успех ночной боевой работы обеспечивается, прежде всего, ор­ ганизацией всесторонней и тща­ тельной подготовки к поле­ ту. Можно без преувеличе­ ния сказать, что искусство ноч­ ного боя, ночной разведки и бомбометания есть результат хо­ рошей предполетной подготовки, систематической и упорной учебы экипажей. Опыт ночных полетов на поиск и уничтожение плавсредств про­ тивника на Балтике и Черном мо­ ре, опыт североморских торпедо­ носцев показывает, что от летчика требуется прежде всего хорошая техника пилотирования в простых и сложных условиях, натрениро­ ванность в слепом полете и отлич ное знание района действий и рас­ положения переднего края оборо­ ны и аэродромов противника. Опыт подсказывает и некоторые обязательные правила при полете в лунную ночь. Так, например, захо­ дить в район поиска следует с тем­ ной стороны горизонта, просматри­ вая на лунной дорожке водную поверхность. Это позволяет заме­ тить не только транспорты, но да­ же барказы и шлюпки. Ночной поиск — не новое дело для летчнков-'североморцев. Из­ вестный торпедоносец майор По­ пович дважды ходил в ночной поиск и дважды возвращался с победой, потопив два транспорта ні)отивника. Повторил его пример летчик гвардии капитан Величкин, потопивший транспорт 6.000 тонн водоизмещения. Блестяще дей­ ствовали в условиях сумерек и плохой видимости, когда приходи­ лось лететь вслепую, наши опыт­ ные «охотники» летчики Литвинов, Пирогов, Зайцев. Каждый их полет представлял немалую трудность, но всегда приносил им победу. Слов нет, ночная атака торпедо­ носца— трудное дело и требует большой натренированности от экипажа. Однако труднзсти прео­ долимы, если всесторонней и пол­ ной будет подготовка экипажей, их стремление постичь в совершен­ стве искусство ночного поиска и уничтожения плавсредств против­ ника. Ночные удары наших бомбарди­ ровщиков по портам и^. базам про­ тивника, их опыт также говорят о необходимости самой тщательной подготовки экипажей к полетам. Затруднение ориентировки в ноч­ ное время особенно усложняет поиск целей, выход на них и распо. знавание. Отыскивание цели и точ­ ное ее поражение осенней и зим­ ней ночью требует соответствую­ щих навыков и сноровки. Все это обязывает летный со­ став тщательно изучать район по карте, а если' есть хоть малейшая возможность, то и облетать его. Особенно тщательно надо отрабо­ тать компасную аэронавигацию, так как она является основным способом ориентировки зимой. Те же требования пред’являются и к истребителям. Эффективность их боевой деятельности ночью обеспечивается не только хорошо налаженным и четким взаимодей­ ствием с наземными средствами ПВО, но и особой подготовкой летчика. Герои Советского Союза гвардии старший лейтенант Кли­ мов, Бокий и другие истребители- гвардейцы специально готовились к ночным полетам и в нужный мо­ мент вылетали на перехват немец ких бомбардировщиков и разведчи. ков. В одном из таких полетов Климов, наведенный средствами ПВО на разведчиков противника, атаковал и сбил неприятельский са­ молет. Ha-днях совершили успеш­ ный боевой вылет ночью гвардии капитан Диденко и Мухин. От истребителя-ночника тре­ буется умение вести поиск и бой как в световых полях прожекторов, так и без освещения вражеских самолетов. В условиях Заполярья в лунные и светлые ночи, как по­ казала практика, воздушный бой истребителя с самолетами против­ ника весьма возможен и эффекти­ вен. Требуется только умелый поиск и наведение истребителя, которые будут значительно облег­ чены правильной организацией ноч­ ной работы, хорошей радиосвязью с землей и специальной подготов­ кой истребителей. Постоянная готовность организо­ ванно и искусно вести ночную разведку, ночной бой, ночной по­ иск и уничтожение плавсредств противника — свидетельство высо­ кой боеготовности части, отменных боевых качеств ее командного со­ става. У ПО Н Е М Е Ц К И М КОРАБЛЯМ! „ОХОТНИКИ- ПРОДОЛЖАЮТ АТАКОВАТЬ ВРАГА АТАКУЕТ ГРУППА СТРЕЛЬНИКОВА ф ЛЕТЧИКИ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ШВАЙЛАХ ПОТОПИЛИ МОТОБОТ ПРОТИВНИКА ф ДВА ДНЯ - ОБА УСПЕШНЫЕ Н -С іКИИ АЭРОДРОМ , 15 сентября. (Наш. корр.). В 'сводке от 14 сентября Советское Информ­ бюро сообщило, что «Авиация Северного флота потопила в Баренцевом море транспорт водоизме­ щением -в 2 тысячи тонн и сторожевой катер про­ тивника». Этот боевой успех записан на боевой счет летчиков, которых водили тт. Стрельников и Митрофанов. На другой день капитан Стрельников вторич­ но вылетел со своими ведомыми на свободную «охоту». После непродолжительного поиска были обнаружены два тральщика противника. По коман­ де ведущего группа атаковала один из вражеских кораблей. От первых ж е попаданий тральщик по­ терял ход, а бомбы младшего лейтенанта т. Г ри ­ горьева .пробили борт корабля. Тральщик .получил серьезные повреждения. Позднее на свободную «охоту» вышла группа старшего лейтенанта т. Швайлах. Невдалеке от вражеского берега летчики заметили мотобот типа сторожевого катера и со. стороны с уши атаковали его. Сброшенными бомбами и двумя штурмовыми заходами североморцы добились успеха. М о ­ тобот противника был іпотоплея. Второй день осеннего сезона свободной «охоты» также чался успехом. увен- — О— ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО КИНЕМНТОГРАФИИ ДВА ВЫЛЕТА— ДВЕ ПОБЕДЫ РАССКАЗ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ КАПИТАНА СТРЕЛЬНИКОВА 1,4 сентября четверкой истре- бятелей-бомбардировщиков мы вы ­ летели на свободную «охо­ ту». Сплошная облачность на высоте 600 — 700 метров бла­ гоприятствовала полету. Дойдя на бреющем почти до вражеских берегов, мы набрали высоту и осмотрели береговую черту. После восьмиминутного поиска летчики обнаружили сторожевой катер про­ тивника. Я развернулся на цель и повел группу в атаку. Немцы успели дать только одну пулеметную очередь. Бомбы с самолета лейте­ нанта т. Павлова, попавшие в кор­ му катера, решили его судьбу. С диферептом на корму он быстро погрузился в воду. Немцы в пани­ ке метнулись от кормы к носу ата­ кованного судна. Но эго их «е спасло. Вскоре над катером про­ тивника сомкнулись волны. На следующий день утром мы снова вылетели на «охоту». Невда. леке от вражеского берега летчики обнаружили два немецких траль­ щика. Я передал по радио: — Впереди цель, заход с суши, бить по концевому. Нам удалось внезапно выйти в атаку. Мои бомбы пробили правый борт и разорвались у левого борта тральщика.. Корабль потерял ход. Затем немцев атаковал младший лейтенант Григорьев. Противник открыл .по самолету сильный огонь, но Григорьев смело зашел на ко ­ рабль. Его бомбы разворотили борт судна. Тральщик задымил и накре­ нился на левый борт. Транспорт противнина пошел на дно РАССКАЗ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА МИТРОФАНОВА Группа капитана Стрельникова только что возвратилась с зада­ ния. Поздравив боевых друзей с успехом, мы также вылетели на свободную «охоту». Я повел ше­ стерку истребителей-бомбардиров - щиков. 14 сентября небо в районе по­ иска было ясным, безоблачным. При подходе к вражеским бере­ там мы сделали подскок до 700 800 метров и сразу же заметили вражеский корабль, шедший в свой порт. На судне нас также увидели и стали разворачиваться Косом. Атака с хода не удалась. Тогда я отвернул и зашел на цель с суш». Немцы огрызались пуле­ метными очередями. Снизившись до бреющего, я открыл огонь по вражескому .кораблю. Немцы в па­ нике заметались по палубе. С пре­ дельно короткой дистанции я сбро­ сил бомбы, взорвавшиеся в подвод, ной части судна. Было видно, как повалилась труба, снесло мачты, рушились надстройки. Затем вышел в атаку младший лейтенант Баев, впервые вылетев­ ший в море. Е го бомбы разорва­ лись точно в центре вражеского корабля. Раздался сильный взрыв. Транспорт окутало паром. Когда пар рассеялся, судно противника уже погружалось в воду. На гл а ­ зах у летчиков оно пошло ко дну. Младший лейтенант Брайко с ф о ­ тографировал результаты нашего бомбоудара. О— Пулеметным огнем по немецкому мотботу РАССКАЗ ВЕДУЩЕГО ГРУППЫ СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ШВАЙЛАХ На свободную «охоту» Совнарком Союза ССР создал при Комитете іпо делам кинемато­ графии постоянный Художествен, ный совет. В его задачи входит все­ стороннее повышение качества к и ­ нокартин и обеспечение выпуска на экран полноценных ка к в худ о ж е ­ ственном отношении, так и ів отно­ шении идейного содержания кино­ фильмов. В состав Художественного пета входят 29 деятелей -кусе тв — кинорежиссеры, арти- * ты, композиторы, писатели, х у ­ дожники, кинооператоры. Предсе­ дателем совета утвержден И. Боль­ шаков, заместителем председате- И. Пырьев, членами совета: лекЦйДров, Бабочкин, Васильев, со- ис- ген ерад-майор М . Галактионов, Ге­ расимов, Горбатов, Дикий, Егоров, художественный руководитель хо­ ра имени Пятницкого Захаров, М о ­ сквин, Охлопков, Поликарпов, П у ­ довкин, Ромм, Савченко, Соболев, Симонов, Тихонов., генерал-майор Н. Таденский, Хренников, Хмелев, Черкасов, Чиаурели, Чирков, Ш а­ порин, Шостакович, Эйзенштейн. 14 сентября состоялось первое заседание совета, на котором п о ­ сле просмотра обсуждался новый художественный фильм «Быков- пы», рассказывающий о жизни кол ­ хоза в дни Великой Отечественной войны. Фильм сделан .по сценарию М. Папава. Постановка режиссеров Б. Бабочкина и А. Буслаева. я повел шестерку истребителей-бомбарди­ ровщиков. Еще вне видимости берегов противника, мы набра­ ли высоту и вскоре обнару­ жили вражеский мотобот типа с то ­ рожевого катера. За ним тянулись длинные буруны: немцы шли на большой скорости. Зайдя с суши, мы атаковали суд- ---------- . -л? = == і ---- : но, но, не определив точно с ко ­ рость его хода, промахнулись. Только бомбы, сброшенные млад­ шим лейтенантом Волковым, разо­ рвались в непосредственной бли­ зости от судна. Оно потеряло ход, но не затонуло. Тогда .вся группа, двумя заходами, проштурмовала цель. Вражеское судно загорелось и вскоре затонуло. От Советского Информбюро Оперативная сводка за 15 сентября В течение 15 сентября севернее ПРАГИ наши войска, совместно с частями І-й Польской армии, с упорными боями продвигались вперед и овладели населенными пунктами РЫНЯ, БЯЛОБЖЕГИ, АЛЕКСАНДРУ В, ИЗАБЕЛИН, СТАНИСЛАВУВ, ЧАРНА СТРУГА, МАРКИ, ГРОДЗИСК, БЯЛО- ЛЕНКА, АННОПОЛЬ, ТАРГУВЕК. Южнее города САНОК наши войска овладели городом ЛИСКО и населенными пунктами ПЛОН- НА, БЖОЗОВЕЦ, ЛУКОВЕ, ДЗЮРДЗЮВ, ГО- ЧЕВ, УГЕРЦЕ, РУДЕНКА, БЕЗМИХОВА и же­ лезнодорожной станцией УГЕРЦЕ. В Северной Трансильвании наши лойска, дей­ ствуя совместно с румынскими войсками, овладели городом и железнодорожной станцией ГОПЛИЦА, а также с боями заняли более 40 других населен­ ных пунктов, в том числе крупные населенные пункты СОВАТА, ШИКЛОД, КИБЕД, МАДЬЯ- РОШЬ, МАКФАЛА, ВАДАШ, ХАВАДТЭ, БОР ДОШЬЮ и железнодорожные станции СОВАТА КИБЕД, ЧОК, ЭРДЭ-СЕНТ-ДЬЭРДЭ. На других участках фронта — поиски развед­ чиков и в ряде пунктов шли бои местного значения. За 14 сентября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 110 інемецких танков. В воз­ душных боях и огнем зенитной артиллерии сбито 72 самолета противника. МАССИРОВАННЫЙ НАЛЕТ НАШЕЙ АВИАЦИИ НА БУДАПЕШТ В ночь на 15 сентября наша авиация дальнего действия вновь произвела массированный налет на столицу Венгрии — город Будапешт. В результате (Окончание см. на I с гр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz