Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

15 сентября 1944 г., № 220 (290). С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 3 Зазнайство к добру не приводит СЛОВО КОМСОМОЛЬЦЕВ О ПРОСТУПКЕ ПОДДУБНЯКА Капитан Куренок в своей статье*) «О зрелости истребителя» пишет: «Я лично летаю 12 лет, но также никогда не скажу, что всего достиг. Каждый раз, идя на посадку, про­ веряю себя». Это заявление исхо­ дит от летчика, который имеет большой летный стаж, прекрасно владеет техникой пилотирования и десятки раз участвовал в воздуш­ ных боях с противником. И такой летчик считает, что лучше лишний раз проверить себя, чем потом оши­ биться. А вот летчик-комсомолеи, Поддубняк пренебрег этим золо­ тым правилом и допустил при по­ садке аварию. На боевое задание Поддубняк шел ведомым у капитана Куренок, который на земле дал все у каза­ ния и приказал взлетать по одному. Поддубняк решил «блеснуть». При­ строившись справа, он хотел взле­ теть парой. Ведущий, увидев по­ пытку летчика и зная его неопыт­ ность, вторично категорически за ­ претил производить взлет парой. Поддубняк настоял на своем. Так начались его нарушения. П о выполнении задания, на под­ ходе к своему аэродрому, с само­ летом капитана Куренок что-то случилось. Он вынужден был с хо­ да итти на посадку, предупредив об этом ведомого. Поддубняку следовало итти на круг, но он так­ же с хода пошел на посадку. Л е т ­ чику давали ракету за ракетой, за­ прещающие садиться. Не обращая на это никакого внимания, Поддуб­ няк посадил самолет, не успев вы­ пустить шасси, а чтобы скрыть причину .происшедшей при этом аварии, перевел кран аварийного выпуска шасси на середину. Так определили причину аварии Поддубняка опытные летчики. Комсомольцы решили обсудить проступок 'Поддубняка на бюро ВЛКСМ. Члены комсомольского бюро услышали заявление: «Я счи­ тал, что моя подготовка вполне достаточна, ведь летаю я с 1941 года—все учусь, и те знания, кото­ рые получил в. школе, думаю, для меня достаточны. А здесь произо­ шла случайность: казалось, все сделал и совсем не обратил вни­ мания, что не выпущены шасси. Простая ошибка, с каждым может случиться». Так ли действительно обстояло дело? — Вот вы, Поддубняк, говорите, *) См. „Сенерсшорскнй летчик" Ь сентября. что сделали все и спокойно шли на посадку,—начал член бюро летчик Дмитрии, — а почему не проверили выпуск шасси? Ведь для этого есть контрольные лампочки. К т о ­ му же нужно было воспользоваться аварийным краном не на земле, как вы сделали, а в воздухе, тогда не было бы и аварии. У вас много ба­ хвальства и мало’ скромности. Вы слишком рано -возомни­ ли и считаете себя созревшим летчиком. Хвастовство и желание «блеснуть» и привело к аварии. Вам нужно отбросить самохваль­ ство и взяться за учебу, поставив своей целью овладеть в совер­ шенстве боевым самолетом и в по­ следующих заданиях доказать, что учеба не пропала даром. Поддубняк снова старался д о ­ казать свою правоту н выставил аргумент, который свидетельствует о слабых знаниях летчика,, что «видимо, при большой скорости шасси не выпустились». Ему об'яс- нили, что не может быть такого положения. Затем взял слово летчик Алек­ сандров. — Неправильно вы говорите, т. Поддубняк. Самолет осматривал капитан Петренко. А он заявил, что только на земле вы стали поль­ зоваться аварийным краном. Вы хотите скрыть факт грубейшего на­ рушения летной инструкции, а ведь честность — первейшее качество деігчіикіа-крімсоімрльца . — Поддубняк хотел удивить нас своим мастерством. Это «удивле­ ние» стоило аварии. Летчик начал совершать ошибки с самого взлета: неправильно понял поставлен­ ную задачу, а впоследствии не выполнил требование ведущего. На бюро Поддубняк заявляет о своей подготовленности, а на заданный вопрос отвечает неправильно. Все этр говорит о том, что вы слабо з.иает1е инструкции' и наставления. Я нахожусь в подразделении не­ много больше івас, имею несколько боевых вылетов, іно у меня нехва- тит мужества заявить, что все по­ знал и могу считать себя закон­ ченным пилотом. Повседневно стараюсь перенять опыт у старых летчиков, которые покрыли себя славой. У них учусь и готовлюсь к тому моменту, когда смогу з а я ­ вить: да, сейчас я кое-что знаю. Поддубняк очень быстро захотел стать рядом с Лапиным, Кужа-но- вым, (Кузнецовым. А они прошли суровую школу войны. Слава к ним пришла не сама. Эти люди завоева­ ли ее. 'И не таким путем, каким хочет приобрести ее Поддубняк. Наконец, поступок Поддубняка разобрал старший лейтенант К уз­ нецов. Члены бюро летчики тт. Кузне­ цов), Александров, Дмитрик серьез­ но подошли к вопросу, указали Поддубняку на все его недостатки, подвергли резкой критике за ба­ хвальство и зазнайство. Они дали товарищеский совет, как испра­ виться и предложили свою помощь. Уходя с бюро, Поддубняк крепко прочувствовал свою ошибку. Старший лейтенант И. СЕЛИКОВ. С. Варшавский, В. Реет ★ ★ ★ Младший лейтенант тов, П од­ дубняк молодой летчик. Он недав­ но прибыл я з училища, но уже возомнил, что достаточно опытен. Поддубняк счел, что учиться уже нечіему и плохо интересовался опы­ том товарищей, которые провели немало воздушных боев. Зазнай­ ство и привело молодого летчика к плачевным результатам. Поддуб­ няк допустил грубое нарушение. Несмотря на то, что ведущий по­ ставил хвост своей машины так, чт|обы парой не вылетать, П о д ­ дубняк все же, нарушая правила полетов, произвел івзлет в паре. По возвращении на свой аэро­ дром летчик должен был сосредо­ точить все свое внимание на по­ садке, но думал он о чем-то дру­ гом и, несмотря на ряд предупре­ дительных сигналов, посадил ма­ шину, не выпустив шасси. В ре­ зультате самолет получил ряд повреждений. Пытаясь обмануть командование и скрыть следы недисциплиниро­ ванности, Поддубняк уже на земле поставил кран на выпуск шасси, но был разоблачен и вынужден был признаться в эггом сам. Поступком тов. Поддубняка заня­ лась наша организация ВЛКСМ, но вначале он отрицал вину. Тогда члены комсомольского бюро, уже опытные летчики, доказали тов. Поддубняк, что авария—результат зазнайства и нежелания совершен­ ствовать свое мастерство. Впослед­ ствии Поддубняк понял, к чему приводит такое поведение и обе­ щал повседневно учиться, точно выполнять все наставления и у к а­ зания. Лейтенант Н. КУЗНЕЦОВ. В ПОМОЩЬ ПАРТОРГУ КАК ОФОРМИТЬ ПРИЕМ В ПАРТИЮ Д л я оформления приема в пар­ тию нужны следующие докумен­ ты: заявление, лично написанное вступающим в В'КП(б), заполнен­ ная и подписанная анкета и три рекомендации коммунистов со ста­ жем не менее 3-х лет, знающих вступающего по совместной работе не менее года. Вступающим в пар­ тию по боіевю-й характеристике, со­ гласно постановления ЦК ВКП(б) от 19 аагусітіа 1941 года, могут Дать рекомендацию члены ВКП(б) со с'тажем менее трех лет и знаю- (іцие по .совместной работе меньше года. В том и другом случае рекомен­ дации, полученные от коммуни­ стов, должны быть заверены. Большинство парторгов Эскадри­ лий—летчики. Они не в с е г і э име­ ют достаточно времени д ая того, чтобы помочь вступающему поды­ скать рекомендации и правильно оформить их. Именно поэтому мак­ симальную помощь парторгу д о л ж ­ ны оказать парторг полка и заме­ ститель командира по политчасти Многие парторги •недос. га точно Уяснили порядок разбора чела по приему в партию. Прием в ряды ВКП(б) не являет, ся кампанией, а требует строгого соблюдения принципа индивиду­ ального отбора, без нарушения Устава партии и указаний Ц е н т ­ рального Комитета ВКЛ(б) о прие­ ме. , Как нужно поступить, когда летчик, штурман или стрелок-ра­ дист подал заявление о приеме его ,в партию перед боевым вылетом? В таких случаях парторг, принимая заявление, обязан совместно с по­ давшим заполнить анкету, узнать, ікто сможет его рекомендовать, а потЬм ліЛт>ів|о|рить с указанными коммунистами. , Порядок рассмотрения вопросов р приеме в партию в действующем флоте установлен следующий: прием в кандидаты и члены ВКШб) обсуждается на собрании партий­ ной организации подразделения (эскадрильи или роты), затем ре­ шается на заседании бюро первич­ ной парторганизации с последую­ щим утверждением партийной ко­ миссией при политотделе соеди­ нения, минуя общее собрание пер­ вичной парторганизации. В тех частях, где нет партийных организаций подразделений, а есть первичная партийная органи­ зация, вопрос о приеме следует ре­ шать на партийном собрании с по­ следующим утверждением парт- комиссией политотдела соедин е­ ния, минуя партийное бюро части. Опыт работы партийных органи­ заций действующих частей говорит о том, что установленное положе­ ние н оформлении документов и порядок рассмотрения заявлении о приеме в партию не нарушались. Партийные руководители частей даже в самые жаркие дни боев д о ­ бивались оперативного разбора по­ данных заявлений. Остановлюсь на примере о д ­ ного из парторгов авиаполка. Перед каждым боевым вылетом парторг полка обходил эскадрильи, узнавал от парторгов эскадрилии о поданных заявлениях, беседовал с подавшим заявление и с коммуни­ стами, которые могут дать реко­ мендации. Затем, если позволяло время, помогал парторгу оформить необходимые документы и совето­ вал, как лучше и организованнее провести обсуждение. После этого договаривался с секретарем парт- комиссии о разборе дела по приему непосредственно в части. Такая работа значительно ускоряла раз­ бор поданного заявления о приеме з партию. Секретари партийных комиссий, заместители командиров по полит­ части должны решительнее вести борьбу с задержкой в рассмотрении дел по приему в партию. Они обя­ заны строго выполнять требования устава ВКП(б) к оформлению до­ кументов, внимательно и всесто­ ронне изучать людей, вступающих в ряды ВК-ГІ(б). Майор В. БЫСТРОВ. День выдался ясный, солнеч­ ный. В ожидании приказа о выле­ те экипажи сидели подле ма­ шин, на валунах, громоздившихся на склоне сопки. 'Несколько дней тому назад распустились густо усеявшие сопку северные цве­ ты, пышные, лиловые, на высоких зеленых стеблях, и еще недавно совершенно голый склон был сейчас покрыт огромным лилово- зеленым ковром. — Верь после этого слухам,— сказал імайор Селенко, только что прибывший на Северный флот с Черного моря.—Всякой всячины наговорили мне о севере. Зелени, мол, там никакой нет, одни мхи, да лишайники, а тут —на тебе: цветочные плантации! — Цветущее Заполярье в са­ мом натуральном виде!—отозвал­ ся капитан Ермашов. Капитан был давнишним севе­ роморцем и отлично знал, как ко­ ротки эти запоздалые летние не­ дели, когда суровая северная природа оживает пестрыми, ра­ дующими глаз красками цвете­ ния, чтобы вскоре вновь поблек­ нуть в осенних дождях и тума­ нах. Но север Ермашов любил, и поэтому не без гордости добавил: — Между прочим, товарищ майор, у нас на севере до войны даже помидорА выращивали. В теплицах, правда, выращивали, но зато овои собственные перво­ сортные заполярные помидоры в самом натуральном виде... Вспомнив вкус заполярных по­ мидор, Ермашов от удоволь­ ствия причмокнул губами: — Хорошая штука — свежий помидор! — Отличная! — согласился Се­ ленко.—После войны, я думаю, здесь и розы зацветут... Хорошо будет: вот на такой сопке гра­ нитный обелиск поставят — па­ мятник героям-летчикам, а кру­ гом—розы... Красивый цветок! — Помидоры лучше!—безапел­ ляционно заявил Ермашов. Селенко улыбнулся: — На вкус и цвет товарищей нет... О вкусах не спорят, това­ рищ капитан. — Поживет'е, майор, на севере, полностью согласитесь со мной, — пожал плечами Ерма­ шов. — Климат у нас какой — должно быть, догадываетесь? Десять месяцев—зима в самом натуральном виде, остальное — лето... А о помидорах еще в пес­ не поется: «Роза вянет от моро­ за, ваша прелесть никогда...» — Сильна у вас песня полу­ чается, — оценил майор шутку Ермашова,—Но только о розах разные песни бывают... — И, между прочим, .все груст­ ные, тоскливые,—подхватил ка­ питан и запел приятным тенор­ ком: Чайную розу, эмблему печали, В знак расставанья ты мне подарил... Оборвав песню, капитан убеж­ денно тряхнул головой: — Нет, товарищ майор, для жизнерадостного военного чело­ века существенное значение имеет не какая-нибудь эмблема печали. — іКак знать!—уклончиво о т­ ветил майор и добавил чуть по­ годя:—Хотите, я вам расскажу кое-что о цветах? — Лекция по ботанике?! Рыль­ ца-пыльца и тому подобное? — Нет,—сказал майор,—я хо­ чу рассказать вам историю, при­ ключившуюся однажды с. Васи­ лием Петровичем... Он назвал фамилию знаменито­ го летчика-бомбардировіцика Ге­ роя Советского Союза, и понят­ но, что не только капитан, но и все сидевшие поблизости офице­ ры пододвинулись к майорѵ, что­ бы послушать его рассказ. РАССКАЗ Было в ремяі,—начал ма вор,— когда имя Василия Петровича еще не гремело на всех флотах, и был он всего-навсего комсо­ мольцем Васей, только закон­ чившим учебу в московском аэроклубе и собиравшимся по­ ступать в авиационное училище. Не знаю, знаком ли кто-нибудь из вас с женой Василия Петро­ вича, но и она в те времена бы­ ла молоденькой курносой девуш­ кой, работавшей чертежницей на одном из московских заводов. Вася; как вы догадываетесь, уха­ живал за хорошенькой чертеж­ ницей и, воспользовавшись тем, что канун его от’езда в учи­ лище совпадал с авиационным праздником на Тушинском аэро­ дроме, поехал со своей будущей подругой жизни на этот самый аэродром. В выборе столь непод­ ходящего для прощальной про-' гулки 'многолюдного маршрута уже тогда сказывались незауряд­ ные тактические способности Василия Петровича: демонстра­ цией своей осведомленности в вопросах авиации он хотел за­ крепить овою первую личную победу над впечатлительным д е­ вичьим сердцем. И вот стоят они в толпе на аэродроме, кушают эскимо—мо­ роженое тогда такое продава­ лось, на палочках, — и Вася с важным видом поясняет происхо­ дящее в воздухе. — Обратите внимание,—гово­ рит Вася, — сейчас над нами проходит новейшее достижение авиационной техники—скорост­ ной истребитель «И-16». А эта фигура,—поясняет Вася,—назы­ вается «бочкой», сейчас же лет­ чик делает «горку»... — Вася,—ахает каждый раз впечатлительная девушка, — не­ ужели и вам придется когда-ни­ будь делать «бочку»? — Не когда-нибудь, — гордо отвечает Вася,— а «бочку» и все прочие фигуры я сдал в аэроклу­ бе на «отлично». — Неужели?—опять ахает д е­ вушка.—И на таком же «И-16-м»? — Нет, — отвечает Вася,—не на «И-16-м», но на самолете то­ го же конструктора, только дру­ гого типа — «У-2» называется этот самолет. А на истребителе «И-16» я когда-нибудь буду ге­ роически драться с врагами на­ шей Родины... В ту пору Василий Петрович еще предполагал, что он будет истребителем, а не бомбардиров­ щиком. Девушка, конечно, говорит все полагающиеся в подобных слу­ чаях горячие, нежные и всякие там слова-, а Вася—тоже от пол­ ноты чувств—покупает у бли ­ жайшей цветочницы букет роз и преподносит девушке. — Вот эти красные розы,—го­ ворит Вася,—я дарю вам в знак моей пылкой любви, а эти ж е л ­ тенькие, — указывает он, — в знак неизбежного и, надеюсь я, временного расставания по слу­ чаю моего отбытия в авиационное училище. Но девушка отбирает из б у к е ­ та все чайные розы и прижимает их к впечатлительному девичье­ му сердцу, а красные розы воз­ вращает Васе. — Красные розы,—говорит де вушка,—оставьте себе. — Зачем портить букет?—сму­ щается Вася.—И не брать же мне их с собой в дорогу, у меня и так много вещей гіоднасобира- лось... А у вас цветочки в поде постоять могут, я вам для них банку из под огурцов приспо­ соблю... (Продолжение следует).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz