Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
“ С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К . 15 сентября 1944 'Г., № 220 (290). » НАСЛЕДНИКИ САФОНОВА Три года назад, 15 сентября 1941 года, семь летчиков-североморцев, во главе с замечательным мастерам воздушных боев Борисом Сафоновым, одержали блестящую победу в воздухе над немец ко-фашистскими захватчиками. На опыте этого и других боев, проведенных дважды Героем Совет ского Союза Б. Сафоновым, учатся наши летчики побеждать врага. Своими боевыми подвигами пи томцы Сафонова, наследники его боевых традиций умножают славу североморской авиации. ВОТ ЧТО ОБЕСПЕЧИЛО НАМ УСПЕХ Гвардии капитан В. Максимович] ъ 15 СЕНТЯБРЯ 1941 ГОДА . Это был второй вылет. Первый состоялся рано утром и принес летчикам нашего подразделения немалую победу: четыре фашист ских самолета ‘были записаны па счет сафоновцев. Весь день на строение оставалось приподнятым, боевым. Во второй лолоівине .дня у знаг менитого сафоновского КН взле тела к лебу ракета. Первым вы руливал сам Сафонов, за ним я— его ведомый, а потом Покровский, Коваленко, Ж н вотовский и дру- гиеГВсего шесть «И-16» и один ~і«Миг». Время тогда было боевое и мы Юразу, с круга легли ла маршрут. ЦІли на бреющем, Сафонов чуть впереди. Подлетая к линии фронта, набрали высоту. Вылет наш был рас- ■читан точно. На высоте 1.500 метров Сафонов, а іза ним л остальные, за метили большую группу немецких самолетов. Без особого сигнала, соглас но договоренности на земле, наши истребители разделились на две ча сти. Четверка во глазе со старшим лейтенантом /Коваленко отошла в сто рону и стала набирать ■высоту. В ее задачу входили связать боем истребителей противника. Са зонов, я и Покровский, маскиj іруясь в рваных облаках, по шли на сближение с бомбардиров щиками. I Ілотным, казалось нераз- биваемым строем, шли немецкие «Юнкерсы». Главное для лас в тот момент было не дать против нику возможности сбросить бомбы т наши івойкжа. Помахав крыльями самолета, (радиоустановки на них мы тогда еще не имели), Сафонов спереди (Сбоку повел нас в атаку на врага. «Юнкерсы» потеряли строй, ’ но продолжали інтггіи1 іпо курсу. ПрЬ- скіочив между бомбардировщи ками, мы развернулись « за шли «Юнікерісаім» сзади. Покров ский оторвался от иаіс и стал дей- сивювапъ самостоятельно. Я по- лріежишу остміваикгя с Сафо^ ноівым. Выбрав целью правого ведомопо «Юнкерса», подошел к нему іна малую дистанцию и меткой очередью поджег его. Мы стали набирать высоту. На горке меня іаггаюоівал один «Ме-109», «И-If)» машина юркая. Сделав раз ворот вправо, я ушел от трассы ■врага и пропустил под себя «Мес- сершмитта», а затем нагнал С а ф о нова. Мы вошли в облака. Капи тал выбрал іновіого «Юикерса» и пошел на негр в атаку. Также напористо в бою дей ствовали летчики Покровский, Ко валенко, Жнвотовский. 5 немец-., ких самолетов из 52 мы сбили в >том бою к заставили «Юнкеисов» бросить (юШы на свои же войска. Когда ' “немецкие бомбардиров- щики стали по одному отходить, С а фонов вылетел вперед и несколь к о раз переложил машину с крыла на крыло. Все летчики пристрои лись к своему командиру. При отходе от линии фронта мы заметили выше себя немецкого разведчика «Х-126». Ф а шист, видимо, был послан . для фотографирования результатов бомбо-удара только что нами атако,- ванных и в полном смы сле разогнанных «Юн- керсов». Сафонов подо шел к «Хейнкелю» сни зу іи в первой же атаке сбил его. . •На свой аэродром мы вернулись тогда все. Правда, 'некоторые были здорово побиты, но большой успех радовал каждого. __ 1 I Іосле того знаменитого боя прошло ровно три года. Сейчас в корне 'изменилась наша тактика, выросли наши силы. 'Но бой С а ф о нова— 7 против .52,...проведенный 15'сентября 1941 года, остался для североморских летчиков примером того, как надо драться с врагом. Почему *мы, сражаясь семеркой против 52, одержали тогда победу? ц р т . ч і у , i . T ^ f п а р ц п і і «таки взяли инициативу боя в свои руки и не выпускали ее до конца; во-вторых, действовали напористо и даже л некоторых случаях нахально. ‘Били по врагу только с малой дистанции, иаіверняка; в третьих, вся семерка была спаян ной, слетаииой. летчики понимали друг друга, в нужную минуту о к а зывали взаимопомощь; в четвер тых, правильно были использованы метеоусловия. іВсе это помогло нам создать ви димость большой силы. Противник, ікак потом стало известно, передал даже радиограмму; «Окружены со-/ ветскими истребителями». Бой учит всегда наступать Я принадлежу к числу, моло дых летчиков сафоновской і гвардейской ча сти. Н а моем счету сегодня 10 воздушных боев, 2 сбитых немецких >само: лета. Боевой счет пока невелик, но и его росту !во многом спо собствовал опыт боев дважды Героя С о ветского Союза Б. Сафонова, его ведомого гвардии капитана Макси мовича и других старых северомор цев. Много было у гвардии подпол ковника Сафонова замечательных боев, 'rib, пожалуй, самым дерзким .являются бой 15 сентября 1941 года. Главное, что Обеспечило С а ф о нову и-товарищам в этом бою успех, по моему -мнению, является то, что они с первой же атаки пе решли в наступление и темп его держали до конца. В своих немногочисленных б о ях я всегда придерживался пра вила — первым атаковывать про тивника и ни в коем случае не переходить к обороне. Однажды во время боя лад немецким а э ро дромом, мы вместе с ведущим вступили в драку с пятью «Ме- jl-09». (Немцы стали заходить на нас с разных направлений, но мы не перешли к обороне, а отсюда и добились успеха Когда я заметил, что сзади на меня идет пара «сто- деівяггых», я быстро развернулся, ■атаковал ее первым и сбил одного «Мессершмлтта». Были и другие подобные при меры. когда наступление в бою мне помогало одерживать победы. Бой . Бориса Феоктистовича С а фонова 15 сентября 1941 г. при лю бых обстоятельствах будет слу жить для нас примером мастер- ,ства и смелости. Его детально изучали мы, будут изучать все по следующие группы молодых лет чиков, приходящих в нашу часть. И з него североморцы будут чер- Лать силы, на опыте его учиться побеждать врага. Гвардии лейтенант н. ПИЛ ЮС. ИЗ ОПЫТА ОПЕРАЦИЙ СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИКОВ Бомбо-штурмовые удары по войскам противника 2. Штурмовка подходящих резервов и переправ противника * / у і ііе не пришлось летать вме- J , *CTe с гвардии подполковни ком Сафоновым. Первым воевать -меня учил последователь Б. Са фонова — летчик, награжденный вместе с ним первым орденом Красного Знамени, ныне Герой Советского Союза, Василий Адѳи- кин. Сафоновский, стиль боев, «го смелую 'напористую так тику—вот что перениіѵфл я от 'Адонкина. О бое 7 против .52, ко торый провел дваж'ды Терой Советского Союза Сафонов 15 сентября 1941 года, :я слышал еще будучи сержантом — ря довым пилотом. О нем много писали, рассказы вали старые опытные (се вероморские летчики, в частности, капитан Адон- кин. При каком случае обычно інапоминали Нам ‘об ѳтом бое? Когда при ходилось трудЛо, когда враг в воздухе перехо дил в решительное ла- Бить врага не числом, а уменьем Гвардии капитан Н. Диденко -- ■ступлелие и .силои лытался вы рвать у нас господство в лебе. Действительно, бой 15 сен^ тября 1941 .года до сих пор учит нас, как ладо бить врага не чи слам, а уменьем. Мы, нос ледова те^ ли боевых традиций Сафонова, на опыте .этого боя учимся напори стости, постоянному сохранению инициативы в своих руках, взаим- Летчик-нстребитель гвардии лейтенант А. Бе ляев (слота), обесшечивший семь побед Своему ведущему гвардии капитану Н. Диденко. Фото И. Михеева. мой поддержке в бою и правиль ному использованию метеоусло вий. За последнее время гвардейцам- сафоновцам пришлось провести не сколько трудных, но успешных боев над аэродромом противника. 'Почему мы одерживали в них 'победы? .Ното'му, что, подходя « дели іи встречаясь с врагом, мы сразу же переходили в наступление. Бои вели в напористом, дерзком тем. пе. Паши летчики бук вально гоняли немецких, не давая ни минуты им Лагто, чтобы опоміігиться, собрать свои силы. О с о бенно в .этом отличались гвардейцы Гредюшко и Голодников. Впереди нас ждут большие, суровые бои. 'Как бы обстановка Ни складывалась, бой сафо? невской семерки против. 52 немецких самолетов всегда будет для нас примером того, как надо бить врага не числом, а уменьем. В воздушных операциях летчй- кам-североморцам, наряду с дей ствиями по переднему краю про тивника, часто приходилось нано сить удары по подходящим резер вам и переправам. Н ад о сказать, что штурмбвка вражеских резер вов и переправ, особенно здесь, на Севере, имеет ряд особенностей и требует от летчиков соответствую щей подготовки и навыков. іі Ірежде івісегоі, экипажи должны иметь хорошую штурманскую под готовку, гак как полет производит ся на большое расстояние, в тыл 'врага. Вылет на штурмовку ре зервов и переправ немыслим без предварительной воздушной р аз ведки или точных последних дан ных наземной разведки. Необходи мо также заранее проложить себе ’маршрут. При этом следует обяза тельно учитывать обход линии фронта или, если это невозможно, уклонение от мест наиболее насы щенных средствами П В О . Опыт по казал, что полеты на подобные за дания без маршрута, как правило, кончаются неудачей. Северный участок фронта харак терен ограниченностью подходя щих к переднему краю дорог. Яс- Ло, что это до некоторой степени облегчает летчикам поиск враже ских войск, скопления гужевого и автотранспорта и другой техники. П о нельзя забывать, что северные Дороги тянутся среди сопок и за рослей. Это затрудняет ориенти ровку, а главное— поиск цели. П о этому, как правило, полет в тыл врага должен быть полетом на бреющей высоте. Такой полет вы годен еще и потому, что при нем достигается 'максимальная внезап ность появления над целью. внезапность при штурмовках по 'подходящим резервам противника Имеет важное значение. Любая колонна войск или обоз без этого может за короткое время рассредо точиться по обочинам дороги, тща тельно замаскироваться. Осенью 1941 года мы получили сведения разведки о движении большой ко- 'лонны немецких солдат по дороге ів район «Н». Группа в составе 18 самолетов вылетела с целью Штурмовки вражеских войск. О д нако ведущий допустил ошибку — подошел на большой высоте— 1.500 •метров. Н а дороге немцы не были обнаружены, а наши самолеты под. верглись сильному зенитному о б стрелу. 'Когда ж е летчики снизи лись до высоты 200 метров, они ■увидели, что немецкие солдаты попрятались в оврагах по обочине дороги. Техника нанесения бомбо-штур- мового удара по колонне живой силы или скоплению транспорта *) Окончание. Начало см. «Севе роморский летчик» за 13 сентября. мало чем отличается от удара по войскам противника на переднем крае. Мы сбрасывали бомбы с пи кирования с высоты 500'— 600 мет ров в первую очередь п о голове и хвосту колонны. Затем самолеты опять становились в круг и не сколькими заходами вели обстрел из пушек и пулеметов. В отличие от удара по перед нему краю и переправам, удар по ■подходящим резервам наиболее безопасен с точки зрения противо зенитной защиты. Однако не сле дует забывать, что немцы очень ■часто организуют перехват наших самолетов, для чего высылают своих истребителей. Чаще всего с ними приходится встречаться на ■обратном маршруте. И з опыта прошлых операций можно дать с о вет— после нанесения удара ухо дить ніа (свою базу ломаным кур сом. Иногда противник прибегает к преследованию наших самолетов 'вплоть д о места их посадки. I ак было однажды с нашей группой. Выполнив задание, мы пошли 'сначала на юг, а затем легли на обратный курс. Казалось бы, все кончилось — нигде истребителей противника не было видно. О д нако на подходе к своему а э р о дрому нас.догнало несколько «сто- девятых» и пытались атаковать- На нашем театре, где имеется множество рек и озер, особое зна чение приобретает борьба авиации на переправах. Действия по пере правам сопряжены со многими трудностями. Во-первых, чтобы п о разить их, необходимо прицельное, точное бомбометание, во-вторых, переправы, как правило, защищены сильным зенитным огнем и очень часто могут защищаться истреби телями. Бомбить по .переправам лучше всего с высоты 1.500— 2.000 метров. Причем, как показал опыт, удар желательно наносить комбиниро ванный: бомбят 2— 3 группы с раз ных направлений и разным мето дом бомбометания (с пикирования, с низких высот). Н а подходе к це ли группа должна перестроиться в пеленг, растянуться и с разворотом под 90 град, по одному начать пи кировать. Такой порядок позволяет каждому летчику (экипажу) сбр а сывать бомбы прицельно, без спешки. В зимнее время удары по подхо дящим резервам значительно э ф фективнее, так как колонны про тивник® легче обнаружить, хотя они также тщательно маскируются. Ночью и в сумерках при выполне нии подобных заданий следует иметь ввиду трудность обн аруже ния целей. Однако хорошо натре нированные и .подготовленные к ночным полетам экипажи и ночью смогут эффективно воздействовать на противника. -о- Авиация в боях за переправы Д Е Й С Т В У Ю Щ А Я А РМ И Я . 'На одном участке фронта советские войска вышли к реке .и ф о р с и р о вали ее. Немцы решили 'во что бы то ни стало не допустить расширения нашего плацдарма на западном б е регу и подтянули на атот участок много танков, пехоты и авиации. Завязались жаркие воздушные бои. Группа немецких бомбардирол- щиков под прикрытием большого ‘числа «Фокке-'Вульфов» и «Мес- сершмиттов» неоднократно пыта лась п’рорвать'ся к нашим перепра вам. Н о каждый раз им на .пе рехват вылетали десятки '«Яков левых» и «Лавочкиных». В тече ние дня наши летчики провели 28 воздушных боеів и сбили несколь ко самолетов противника. В один из моментов боя над бое выми порядками Лемцел появились 16 «Ильюшиных» под командова нием капитала 'Егорова в юопро- вожде'нии 12 («Лавочкиных» П и кируя с высоты 800 метров до .300, они нанесли бомбовый удар ;На втором заходе штурмовики Снизились почти до 100 метров и расстреливали врага лушечлым и пулеметным огнем. Немецкие тан кисты в .панике выскакивали из маши'н и прятались в лощинах и 'оврагах, артиллеристы бросали свои орудия. Только за Один день авиация фронта совершила до 2.000 самоле товылетов. В результате было уничтожено и подбито несколько вражеских танков л сотни авто машин, подавлел огонь многих ар тиллерийских и минометных ба тарей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz