Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

14 сентября 1944 г., № 219 (289). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Истребители над полем боя Гвардии капитан В. Максимович В БОЯХ ЗА СОВЕТСКУЮ Л И Т В У Из опыта действий истребитель­ ной авиации совместно с наземны­ ми войсками, полученного мною в условиях Заполярья, я хочу рас­ сказать в данной статье о прикры­ тии наземных войск с воздуха и штурмовке переднего края оборо­ ны противника. I. ПРИКРЫТИЕ НАЗЕМНЫХ ВОЙСК ИСТРЕБИТЕЛЯМИ Основная задача истребителей, прикрывающих наземные войска, с воздуха—не допустить самолеты противника до боевых порядков на­ шей пехоты. В случае, если врагу удастся прорваться к нашему переднему краю, — обязанность истребителей не дать ему возможности прицель­ но отбомбиться, а на прицелива­ нии—настичь его и уничтожить. Характер прикрытия наземных войск с воздуха зависит от погоды. При сплошной облачности высо­ той 1.500 метров лучше всего па­ трулировать над войсками брею­ щим полетом. Такой полет обезо­ пасит наши самолеты от засечки вражескими постами наблюдения и от зенитной артиллерии противни­ ка, лучше скрывает их на фоне местности и улучшает видимость (на поверхности облаков самолеты противника прекрасно видны). При таком патрулировании нам дважды удавалось сбивать враже­ ских разведчиков и притом так внезапно, что даже прикрывающие их «Мессершмитты» замечали нас лишь после того, как немецкие разведчики горящими падали вниз. Чем мы обеспечивали себе эту внезапность? Летая между сопками на брею­ щем, наши самолеты на фоне мест­ ности не видны врагу. При появле­ нии противника вся наша группа набирала скорость и, сделав горку, одной атакой снизу сбивала немца. Конечно, эти два случая с раз­ ведчиками не характеризуют всей 'нашей тактики. Да ведь и трудно предложить какие-то шаблонные формы прикрытия. Мы, например, при появлении вражеских само­ летов действовали так. Делились 'н а две группы. Одна уходила в сторону и набирала высоту, чтобы затем, подойти к месту боя свер­ ху, с запасом скорости. Другая •группа шла на сближение с вра­ гом. Используя рельеф местности и метеорологическую обстановку, занимала более выгодную позицию *і атаковала противника над его территорией. Такой организацией прикрытия мы обеспечивали за со­ бой внезапность атаки и забирали у врага инициативу боя. При облачности с разрывами до высоты 1.000 метров патрулирова­ ние над войсками лучше вести под облаками с периодическим выхо­ дом пары или четверки за облака. Цель такого выхода — просмотр подоблачного неба. Следует во время патрулирова­ ния при облачности с разрывами наблюдать внимательно и за зем­ лей. Случается так, что против­ ник бомбит из-за окон, и разрывы бомб, прекрасно заметные -с высо­ ты, всегда наведут наших истре­ бителей на противника, если до этого он не был обнаружен. Так у 4k&c/hU Мастер по вооружению сержант С. Баштан за подготовкой истребителя к очередному боевому вылету. Фото И. Михеева. нас произошло однажды п районе Западной Лицы. Кучевая много­ ярусная облачность позволила тог­ да «Юнкерсам» незаметно подойти к расположению наших войск. Внимательно наблюдая за землей, мы сразу же заметали разрывы первых бомб, сброшенных немец­ кими самолетами, и стали набирать высоту. С первой атаки ведущий группы Борис Сафонов сбил одного «Ю-88». При наличии большого количе­ ства истребителей вполне можно ппименять две группы прикрытия. Одну—патрулирующую под обла­ ками, и другую—за облаками. Меж­ ду этими группами должна быть отличная радиосвязь. Во время ясной погоды для при­ крытия наземных войск нужно вы­ делять несколько групп истреби­ телей. Первая должна находиться на высоте 500— 600 метров, вто­ рая—1.100—1.200 метров, третья — 2.000— 2.100 метров. При таком по­ строении прикрытия особенно важ­ но правильно распределить зоны просмотра и установить между о т­ дельными группами радиосвязь и, по возможности, зрительную связь. 2. ШТУРМОВКА ПЕРЕДНЕГО КРАЯ ОБОРОНЫ ПРОТИВНИКА При штурмовке переднего края обороны противника значительную долю успеха в условиях гористой местности решает наземная подго­ товка. От того, как будет прорабо­ тано задание, насколько хорошо летчик будет знать район действий и как быстро он сможет сличать карту с местностью — зависит весь 'эффект его штурмовки. В самом деле, что значит d го­ ристой местности, при полете на бреющей высоте, когда ориенти­ ровка сильно затруднена,—непра­ вильно выйти на цель? Значит, впустую произвести первую, самую эффективную ата­ ку ц дать возможность противни­ ку обнаружить тебя. Подход к месту штурмовки нужно производить на бреющей высоте. При подходе к цели д е­ лать горку, а затем итти в атаку. Для того, чтобы быстро «оторвать­ ся» от зенитного огня противника, '3сг/*у0'еэ*сно ^АВИАЦИИ ТОРПЕДИРОВАННЫЙ ТАНКЕР ОСТАЕТСЯ НА ПЛАВУ Старый англий- в отсеки, получив- ский моряк Внль- шиепрабоины,по- сжатый ям Нельсон пред­ ложил надежное Устройство для поддержания на плаву торпедиро­ ванных танкеров. Для этого по всей Длине танкера про­ кладываются тру- ы» соединенные с компрессорами, с ПОМОЩЬЮ которых дается воздух. В резуль­ тате создаваемого давления не толь­ ко прекращается приток воды в трюмы, но и выте­ сняется проник­ шая вода. Необхо­ димое давление з отсеках может поддерживаться до прихода танкера в порт или до окончайия аварий­ ных работ. Это изобретение принято соответ­ ствующим мини­ стерством для обо­ рудования танке­ ров. „Шипбильдинг знд Шилпинг Ре корд", выход из атаки следует делать на минимальной высоте, скрываясь между сопками и в ущельях. После атаки летчику нельзя разворачи­ ваться над целью, так как при раз­ вороте он будет хорошей мишенью для зенитчиков врага. Подобный случай у нас был с летчиком Ти­ товым. Идя над целью, он сделал горку и стал разворачиваться. Немцы сосредоточили по Титову огонь и подбили его машину. При уходе от цели рекомен­ дуется внимательно просматривать среднюю полусферу, чтобы не на­ толкнуться на зенитные точки про­ тивника. При втором заходе на цель — одновременно со штурмовкой обо­ роны противника истребители вполне успешно могут уничтожать зенитные точки врага. Как-то раз мне, во главе группы самолетов, пришлось штурмовать наземные войска противника. Немец вел по нашей группе интенсивный зенит­ ный огонь. Сила его особенно воз­ росла при втором заходе. Здесь помогла нам взаимная выручка. 'Когда я заметил, что по самолету летчика Красавцева ведет сильный огонь одна зенитная точка врага, я дал по ней очередь и подавил. То же сделал летчик Озеров, подавив зенитку, ведущую сильный огонь по мне. Прикрытие наземных войск с воздуха требует от летного со­ става вдумчивого и серьезного под­ хода. Необходима, прежде всего, отличная связь с наземными вой» сками, прекрасное знание летным составом всех условных сигналов, умелое взаимодействие. Все это является основой успеха в совмест­ ных действиях пехоты и авиации. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 12 сентября. (Спец. корр. ТАСС). Не­ мецкое командование бросило на участок, занимаемый литовским соединением, крупные силы танков и пехоты. Ожесточенный бой начался рано утром. В дымке рассвета наблюда­ тели увидели, как с высоких выж­ женных солнцем холмов, тяжело переваливаясь, сползли первые «Тигры». К левому флангу, где ле­ жали бойцы подполковчик '1 Луня, двигалось около 40 тяжелых ма­ шин. Но фланг молчал. И только Когда несколько сот метров отде­ ляло танки от цели, заговорили на­ ши огневые точки. Первыми открыли огонь артил­ леристы взвода Добротворского. Орудийный расчет младшего сер­ жанта Рассадина подбил танк. С первого выстрела поджег танк наводчик Ермолаускас. Стеной огня орудий и противотанковых ру­ жей встретили наши бойцы при­ ближающиеся танки. Несколько из них уже стояли окутанные ды­ мом. Очереди автоматчиков заставили залечь двигавшихся за танками немцев. Не выдержав огня совет­ ских артиллеристов, враг повернул 'обратно. Но вскоре на стыке двух полков появилась новая группа немецких машин и двинулась на батарею капитана Робинзонас. Ка­ питан приказал открыть огонь 'прямой наводкой. Артиллеристы, выкатив орудия, в упор били по ■танкам. Уже пылали несколько ма- 'шин, но остальные, на ходу ведя огонь, приближались к батарее. Из строя выбыл расчет орудия старшего сержанта Шенбилиса, у пушки остался лишь раненый н а ­ водчик Колманович. К нему на п о ­ мощь бросился капитан Р обин зо ­ нам, и орудие снова начало сгре 'лять. Запылали два танка. Столб земли поднялся на том месте, о т ­ куда била немецкая пушка. Н о н о­ вые танки и новые отряды пехоты беспрерывно двигались на наш пе­ редний край. Большая группа тан- ‘ков шла на правый фланг, который прикрывали подразделения пол­ ковника- Митеки. Когда немецкие танки были уже совсем близко, в цепи лежащих советских бойцов раздался клич: — ЛитовцыІ Мы на своей земле! Ни шагу назад! — и повторенный сотнями голосов он покатился по рядам бойцов. іК окопу, в котором лежал боец Мншкенас, ринулся танк. Боец <подпустил машину на 15 метров и. поднявшись, бросил под гусёницы связку гранат. Уцелевший из р а с ­ чета противотанкового орудия р а ­ неный наводчик Лясаускас под­ полз к своему орудию, медленно прицелился и выстрелил. Один из танков остановился. С возгласом ■«за Литву» Лясаускас выстрелил еще раз и из башни второй машины Повалил дым. 'Навстречу танкам ползли пехотинцы, взрывая их связ­ ками гранат. Немцы не выдержали и начали отходить. На поле, у хол­ мов, с которых немцы начинали атаку, теперь догорали подбитые машины, валялись трупы гитлеров­ цев. В этот же день бойцы литов ского соединения атаковали нем дев, стремительным ударом о п р о ­ кинули их и продвинулись вперед, значительно улучшив свои пози­ ции. Опознавательный знак самолетов союзников Новым опознавательным знаком, обязательным для всех типов и марок самолетов союзников, действующих против немецко-фа* шистских сил на советском театре военных действий, установлена пятиконечная белая звезда, вписанная в синий круг, фланкирован­ ный белым прямоугольником. Знак помещается: на поверхности левого крыла самолета свер­ ху и правого — снизу и по бокам фюзеляжа. НА ВОЗДУШНЫХ КОММУНИКАЦИЯХ ПОИСК И УНИЧТОЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ САМОЛЕТОВ ПРОТИВНИКА Весной текущего года Красная Армия полностью блокировала Крым. Немецко-фашистские за­ хватчики, захлопнутые в ловуш­ ке, вынуждены были широко ис­ пользовать транспортную авиа­ цию для перевозки резервов, бое­ припасов н продовольствия, а затем и для эвакуации своих по­ трепанных частей. Черноморские летчики, актив­ но действуя на воздушных ком­ муникациях противника, срывая •замыслы немцев, уничтожили де­ сятки транспортных самолетов неприятеля. Сегодня мы печатаем статью летчика-черноморца гвардии ка­ питана В. Пирогова, в которой он на опыте боев в Крыму рассказы­ вает о поиске н уничтожении транспортных самолетов врага на воздушных коммуникациях. Воздушной разведкой было уста­ новлено, что противник исполь­ зует самолеты «Юнкере -52», кото­ рые следуют большими группами, до 30 машин одновременно, иногда лод прикрытием «Ме-110». Тран­ спортные самолеты совершают свои рейсы преимущественно в утренние часы. Они идут, как правило, на вы­ соте не более 100 метров, поэтому раднопеленгаторные станции не засекают их. Тактика обороны транспортных самолетов противника выражается главным образом в смыкании строев и порядков, в переходе на брею­ щий полег и в массированном огне крупно-калиберных пулеметов зад­ них -стрелков. Самолеты типа «Ю-52» удобнее всего атаковать сзади снизу. Имен, но поэтому противник стремится при обороне перейти на бреющий полет. Атака с передней полусфе­ ры на одной высоте не дает врагу возможности вести ответный огонь, но ее недостаток — скоротечность и необходимость выхода цз атаки под огнем стрелков противника. Наши летчики предпочитают атаку сзади сверху лод ракурсами от 2/4 до 0/4. Ее преимущества— удоб ство прицеливания, психологиче­ ское воздействие на вражеских стрелков, насыщенность огня на­ ших самолетов и выход из атаки вне района обстрела стрелками противника. В нашем подразделении девять пар имели встречи с группами «Ю-52» и сбили 18 самолетов про­ тивника, не понеся никаких потерь. Приведу в качестве примера не­ которые полеты на «охоту». Ведущий летчик Карасев и ве­ домый летчик Любимков на соро­ ковой минуте поиска встретили в районе мыса Т. группу самолетов противника. Пятнадцать «Ю-52» шли курсом на Крым на высоте ста метров тремя пятерками, ши­ роким, близким к фронту строем. Заметав наших истребителей, са­ молеты противника перешли из бреющий полет. Карасев, зайдя сзади сверху, вместе с Любимковым атаковал крайнего левого ведомого правой пятерки и, выйдя из атаки правым разворотом, повторил ее под ракур­ сом 3/4 с дистанции 50—100 мет ров, ведя огонь ло (іабине летчика. 'При второй атаке самолет протки кнка зацепил колесами за воду и, перейдя на нос, быстро затонул После этого ведущий прошел вперед левым разворотом, іашел и тыл левого фланга группы и пот (Окончание см. на 1 4'

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz