Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК- 13 сентября 1944 г,, № 218 (288). ИЗ О ПЫ ТА ОПЕРАЦИЙ СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИ КО В Бомбо-штурмовые удары по войскам противника Капитан На северном участке фронта гитлеровцы вся чески пытались овладеть Мурманском—единствен ным незамерзающим портов,свяіывающим Совет*' Чкин Союз с миром. Для этой цели Гитлер бросил горно-егерюкие дивизии, имеющие, большой воен ный опыт в боях за Нарвик. Наступление фашист ских наземных войск поддерживалось значитель ными силами авиации. Тот, кто был ів это время на Севере, тот ном- ниг эти горячие. Дни. В те Дни всей стра не стали известны имена бесстрашных заполярных летчиков, мастеров воздушного боя —Сафонова, Коваленко, Адонкина, Семеиенко, Покровского, Максимовича, Сорокина, отважных штурмовиков и Ф. Плотно бомбардировщиков—Туманова, Хамдохоиа, Родина, Комиссарова, Погодина, Дорошина и других. Немцы неоднократно намечали сроки взятия Мурманска. Но каждый раз их «генеральное» на ступление разбивалось о мужество и стойкость красноармейцев и моряков, которые, будучи на дежно прикрыты с воздуха, контратаковали про тивника, нанося ему потери в живоі^силе и технике. Немалую роль в те дни сыграла штурмовая и истребительная авиация, действовавшая в тесной связи с наземными войсками. Мне, как участнику этих боев, хочется более подробно остановиться на двух видах действий истребителей-бомбардиров- щиков )іо войскам противника. ★ ★ ★ /. Штурмовка переднего края Штурмовые действия авиации по переднему краю противника, в от личие от каких-либо других, тре буют от экипажа четкого и согла сованного взаимодействия со свои ми наземными войсками. К а к и чем достигается это взаи модействие? Прежде всего оно немыслимо без связи штабов наземного и воздушного командования, которая осуществляется через представи телей. Такая связь позволяет эки-. пажам постоянно быть в курсе со бытий на фронте, детально знать расположение линии фронта и, бо лее того, отлично знать свои цели перед каждым вылетом. Грамотные авиационные специалисты, нахо дящиеся на переднем крае, всегда могут оказать экипажам неоцени мую услугу. В майской операции 1942 года две группы наших самолетов л одном из вылетов имели задание нанести удар по соп ке, занятой немцами. Надо ска- заггь, чт.о район, где находилась эта сопка, хорошо знали все летчики. Однако над целыо у них появи лось сомнение, так ка к рядом на ходились еще две однообразные ,солки, которые могли быть в ру ках наших войск. Последнее приве ло в недоумение штурмовиков. Они іне решались сбрасывать бомбы. Вдруг ведущий заметил сигнал: ,извившяся ракета показала, в ка ком направлении надо наносить удар. Этот сигнал был дан нашим авиационным представителем. Наличие четкого взаимодействия іи связи между штурмующими эки пажами и своими войсками приоб ретает исключительно важное зна чение в период наступления, когда линии фронта перемещается. В та ких случаях летчики должны быть информированы об изменениях на переднем крае во время полета. Приведу один пример. В июле 1941 года, во время первого на ступления немцев, я со своей де вяткой «чаек» получил задание на нести бомбо-штурмовой удар в квадрате <яН». При подходе к цели было обнаружено значительное скопление войск восточнее услов ного квадрата. Будучи информиро ван, что немцы находятся, запад нее, я дал команду сбрасывать бомбы п о заранее определенной цели. Однако, ка к выяснилось позже, восточнее «Н» находилась большая немецкая часть, вклинив шаяся ,в нашу оборону. Этот при мер показывает, как необходимо знание последних событий на пе реднем крае. Наш театр характерен пересе ченной местностью. Линия фронта проходит в. сопках, озерах и боло тах. Это затрудняет поиск цели. В практике штурмовых действий наших истребителей-бомбардиров- щиков в 1941—42 гг. имело место широкое применение выхода на пе редний край на бреющем полете, используя побережье н лощины. Такой полет позволял нам скрытно выходить противнику сначала в тыл, а потом появляться над ли нией фронта с той стороны, о т к у да враг нас.меньше всего ожидал. Гористая местность помогает противнику хорошо маскировать свои войска и укрепления, затруд няет поиск цели. В таких случаях необходимо более тщательно про сматривать район. Однажды у ме ня был такой случай. По данным разведки, в районе Н. немцы на чали скопление -своих обозов. К о г да імы пришли ,в указанное место, под нами ничего не оказалось :(весь склон сопки был в зелени) Зная, что враг мог тщательно за маскироваться (он даже не вел огонь), я решил снизиться. И дей ствительно, когда мы прошли на бреющем (10— 15 метров), у под ножья сопки я заметил около 100 лошадей, замаскированных маск- сеткой. іВыше мы говорили, что в усло виях Севера затруднен выход «а цель на бреющем полете. Это об стоятельство об’ясняетея отсут. ствием видимости при полете на низкой высоте (летчик не видит то го, что делается за следующей сопкой). Здесь трудно Дать какой- либо совет, ибо так или иначе бу- дат потерян элемент внезапности. Однако отличное знание района и хорошая осмотрительность всегда позволят и о наших условиях ата ковать противника с малой высоты. Техника нанесения штурмового, удара не может быть шаблонной. Она зависит от многих причин и, в первую очередь, от того, какая ‘это цель, ка к она защищена и в какой местности находится. Нами было принято выделение из соста ва группы нескольких экипажей специально для борьбы с зенитной артиллерией противника. Эти эки пажи при подходе к цели и в рай онах, более насыщенных ПВО, не сколько оттягивались от основной группы, и подавляли зенитные точ ки. Следует помнить, что огневые средства, как правило, немцы со средотачивают на вершинах сопок. По'этому лучше всего избегать перелета вершин ісопок, а если есть возможность — обходить их лощи нами. Бомбо:штурмовой удар по живой- силе противника должен произво диться несколькими заходами. В первую очередь- с высоты 400- — 500 метров сбрасываются бомбы (угол пикирования не превышает 30 градусов). В -борьбе с живой силой весьма, эффективен пуле метно-пушечный обстрел. Для этой цели лучше всего после пи кирования группе встать в круг и несколькими заходами -истреблять фашистов. При такой штурмовке, когда группа становится в круг, сбор и отход от цели производится ф&епм ** Зару&е ■ Я ^ АЕИАЦИИ* 4 ТОННЫ ГРУЗА НА ПЛАНЕРЕ В Америке ор ганизован серий ный вы п у с к к р у п ных транспортных планеров нового типа, грузопод'ем- ностью свыше 4.000 кг. Груз раз мещается в цен троплане и в фю зеляже между двухбалочной кон струкцией хвосто вого оперения, „Интврааиа* по заранее обдуманному плану. Поэтому ведомым экипажам во время нее ни в коем случае нель зя терять ведущего. Уничтожение огневых и укреп ленных точек переднего края (ба тареи, дзоты, доты и -проч.) зна чительно сложнее поражения живой силы. Во-первых, эти цели гораздо труднее отыскать-, во-вто рых, чтобы их поразить, необходимо точное прицельное бомбометание. По таким целям оно также произ водится с -пикирования, с разворо том. под 90 градусов. Практика учит, что летчики, идущие на вы полнение подобных заданий, д о лж ны перед вылетом тщательно изу чить каждую цель <в отдельности по новейшим разведданным и фо тоснимкам. При действиях по переднему краю особо важную роль приобре тают организованный и правиль ный отход от цели и выход на свою территорию. Понятно, это во мно гом зависит от ведущего. Он дол жен знать, куда безопаснее выйти и обязательно дать о своем выхо де знак ведомым. Мы часто прак тиковали следующее: ведущий от ходит в сторону (по возможности к своей территории) и там делает горку, что служит ка к бы сигна лом для сбора. Последнее в на шей местности обязательно, так- как без этого ведомые теряют ве дущего, будут уходить на свою территорию по одному, что позво лит противнику безнаказанно ата ковать наши самолеты. Перед боевым вылетом. | Техник провожает командира экщпажа в боевой полет. Фото И. Михеева. ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ШАКИРОВА Д Е Й С Т В УЮ Щ А Я АРМ ИЯ , 12 сентября. (Спец. корр. ТАСС ). К о г да командир роты дал сигнал ата ки, красноармеец 'Кульма Ш а к и ров, удмурт по национальности, первым поднялся, вскинул автомат и побежал к вражеским траншеям. Д о 30 гитлеровцев бежали ему навстречу, и Шакиров вступил с •ними в поединок. Он дал очередь. Н е сколько немцев упали на дно траншеи, другие заколебались. іМалейшее промедление со сторо ны красноармейца—и враги могли 'бы прийти в себя. Шакиров не дал 'им опомниться, ои метнул гранату ■и снова продолжал стрелять из автомата. Кончились патроны, не осталось больше и гранат. Немцы, увидев, что огонь прекратился, к и нулись на красноармейца, но он заметил в изгибе траншеи немец- ш е гранаты, схватил их и стал -метать в фашистов. іКогда на помощь к Шакирову подбежали его товарищи, они уви дели на дне траншеи и около нее много убитых немцев. Возле Ш а кирова стояли два вражеских офи цера, подняв вверх дрожащие ру ки . Геройский поступок Кульмы Ш а кирова содействовал успешному исходу боя за крупный населен ный пункт. Рота с хода овладела селением. Ш акирову присвоено звание Героя Советского Союза Е. КОРЯВИЧЕВ. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ВРАГА В БОЮ Из опыта последних воздушных боев, проведенных над немецким аэ родромом в Луостари, видно, что если наши летчики атакуют врага решительно и дерзко, он переходит к обороне и начинает действовать разрозненно — парами, по одному. Иногда, особенно во время при крытия своих караванов, немцы пы таются драться компактными груп пами- по 6 — 8 самолетов. Однако -после нашей первой смелой атаки и в этом случае противник рассы пается и действует парами и по од ному. Разбившись на несколько мел ких групп, фашисты начинают охо титься за нашими одиночными са молетами и применяют такти ку «заманивания» их в сторону от об щего строя. Какие уловки и маневры про тивника пришлось наблюдать нам за последнее время? Первое и, пожалуй, основное — это уход -врага от атаки нашего истребителя вниз переворотом, с последующим изменением направ ления при пикировании. Это дает немцу возможность скрыться под защиту огня своей зенитной артил лерии и пулеметов. Однажды во главе четверки ист ребителей я находился выше всех наших самолетов, ведущих воздуш ный бой. Когда три «Ме-109» -по пытались выбраться наверх, я сра зу же атаковал их. Два «стодевя- тых», применив свой излюбленный прием, ушли вниз, один — штопо ром, другой — переворотом. Тре тий фашист пошел вверх, но был настигнут гвардии капитаном Д и денко и сбит. К а к известно, во время переворо. та самолет значительно теряет вы- Г вардии капитан П. Коломиец соту к а к за счет самой фигуры, так (ГШТгому, что, -встретив пару «Me lt за счет осадки. Немцы, ислоль- ] 109», которая после первой атаки зуя то, что «Ме-109» дает неболь шую осадку, производят иногда переворот на высотах 100— 150 мет ров. Д л я нашего летчика важно не увлечься погоней за врагом. В о д ном из воздушных боев гвардии подполковник тов. Маренко на вы соте 150 метров атаковал одного «Ме-109». Неприятель сделал п е реворот. Если бы Маренко после довал за ним, он мог бы врезаться в землю. Гвардии подполковник произвел резкий -ра-зворот и, при жимаясь к земле, догнал врага и сбил его. нескольких боях противник, ри уходе от наших атак, применял ледующий маневр: один «Ме-109» уходит -в -сторону, а другой оттяги вается от него на 500—600 метров и выжидает удобного момента. іКогда наш летчик увлекался пого ней за первым «стодевятым», в то рой немец быстро набирал ско- 4 Щ т ь и сближался с ним. Переход противника к -своеобраз. ной тактике борьбы с нашими ист ребителями, основанной на оборо не, ставит перед нами новую зада разошлась, он увлекся одним фа шистом и не заметил, как второй атаковал его сзади. — Однако значит ли это, что пре следовать противника вовсе нель зя? -Конечно, нет. Иначе бы мы почти никогда не сбивали немец кие самолеты. А побед в последних боях гвардейцами было одержано немало. Некоторые молодые летчики, когда и-х начинаешь упрекать за отрыв от ведущего и от ст.роя во время воздушного боя, оправдыва ются и даже возмущаются: «Или будем строй сохранять, или врага уничтожать», — -говорят они. За являя так, они не понимают одного: отрыв/ от строя, отрыв от ведуще го всегда на руку противнику, тактика которого заключается сей час имеНно в том, чтобы добивать ся этого отрыва, а затем ловить наши одиночные самолеты и сби вать их. Е Поэтому каждая атака нашего тчи ка должн-а быть разумной и .«изводиться с учетом о кр уж аю щей обстановки. Ни в коем случае чу — умело преследовать и унич- Нельзя преследовать врага, как го- тожать одиночные самолеты врага, /ворят, сломя голову. Погоня за Известно, что когда -североморец одиночным самолетом противника видит хвост уходящего противни- будет тогда успешной, когда лет ка, у него разгорается желание чик хорошо оценит обстановку, обязательно догнать его и сбить, когда хвост его машины надежно Это желание бы-вает иногда -на столько большим, что истребитель вовсе забывает об окружающей обстановке, о товарищах. Подобное случается не только с молодыми, но и с опытными летчиками. Поче му, например, в воздушном бою над районом Петсамо гвардии капитана Диденко чуть не сбили? Только прикрывает ведомый. * -Как же- лучше /сочетать сохра нение компактности группы истре бителей, прикрытие нашей ударной авиации и более эффективное унич тожение вражеских истребителей? Мне кажется, по этим вопросам следует поговорить нам более об стоятельно. — -
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz