Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК- 13 сентября 1944 г,, № 218 (288). ИЗ О ПЫ ТА ОПЕРАЦИЙ СЕВЕРОМОРСКИХ ЛЕТЧИ КО В Бомбо-штурмовые удары по войскам противника Капитан На северном участке фронта гитлеровцы вся­ чески пытались овладеть Мурманском—единствен­ ным незамерзающим портов,свяіывающим Совет*' Чкин Союз с миром. Для этой цели Гитлер бросил горно-егерюкие дивизии, имеющие, большой воен­ ный опыт в боях за Нарвик. Наступление фашист­ ских наземных войск поддерживалось значитель­ ными силами авиации. Тот, кто был ів это время на Севере, тот ном- ниг эти горячие. Дни. В те Дни всей стра­ не стали известны имена бесстрашных заполярных летчиков, мастеров воздушного боя —Сафонова, Коваленко, Адонкина, Семеиенко, Покровского, Максимовича, Сорокина, отважных штурмовиков и Ф. Плотно бомбардировщиков—Туманова, Хамдохоиа, Родина, Комиссарова, Погодина, Дорошина и других. Немцы неоднократно намечали сроки взятия Мурманска. Но каждый раз их «генеральное» на­ ступление разбивалось о мужество и стойкость красноармейцев и моряков, которые, будучи на­ дежно прикрыты с воздуха, контратаковали про­ тивника, нанося ему потери в живоі^силе и технике. Немалую роль в те дни сыграла штурмовая и истребительная авиация, действовавшая в тесной связи с наземными войсками. Мне, как участнику этих боев, хочется более подробно остановиться на двух видах действий истребителей-бомбардиров- щиков )іо войскам противника. ★ ★ ★ /. Штурмовка переднего края Штурмовые действия авиации по переднему краю противника, в от­ личие от каких-либо других, тре­ буют от экипажа четкого и согла­ сованного взаимодействия со свои­ ми наземными войсками. К а к и чем достигается это взаи­ модействие? Прежде всего оно немыслимо без связи штабов наземного и воздушного командования, которая осуществляется через представи­ телей. Такая связь позволяет эки-. пажам постоянно быть в курсе со­ бытий на фронте, детально знать расположение линии фронта и, бо­ лее того, отлично знать свои цели перед каждым вылетом. Грамотные авиационные специалисты, нахо­ дящиеся на переднем крае, всегда могут оказать экипажам неоцени­ мую услугу. В майской операции 1942 года две группы наших самолетов л одном из вылетов имели задание нанести удар по соп­ ке, занятой немцами. Надо ска- заггь, чт.о район, где находилась эта сопка, хорошо знали все летчики. Однако над целыо у них появи­ лось сомнение, так ка к рядом на­ ходились еще две однообразные ,солки, которые могли быть в ру­ ках наших войск. Последнее приве­ ло в недоумение штурмовиков. Они іне решались сбрасывать бомбы. Вдруг ведущий заметил сигнал: ,извившяся ракета показала, в ка­ ком направлении надо наносить удар. Этот сигнал был дан нашим авиационным представителем. Наличие четкого взаимодействия іи связи между штурмующими эки­ пажами и своими войсками приоб­ ретает исключительно важное зна­ чение в период наступления, когда линии фронта перемещается. В та­ ких случаях летчики должны быть информированы об изменениях на переднем крае во время полета. Приведу один пример. В июле 1941 года, во время первого на­ ступления немцев, я со своей де­ вяткой «чаек» получил задание на­ нести бомбо-штурмовой удар в квадрате <яН». При подходе к цели было обнаружено значительное скопление войск восточнее услов­ ного квадрата. Будучи информиро­ ван, что немцы находятся, запад­ нее, я дал команду сбрасывать бомбы п о заранее определенной цели. Однако, ка к выяснилось позже, восточнее «Н» находилась большая немецкая часть, вклинив­ шаяся ,в нашу оборону. Этот при­ мер показывает, как необходимо знание последних событий на пе­ реднем крае. Наш театр характерен пересе­ ченной местностью. Линия фронта проходит в. сопках, озерах и боло­ тах. Это затрудняет поиск цели. В практике штурмовых действий наших истребителей-бомбардиров- щиков в 1941—42 гг. имело место широкое применение выхода на пе­ редний край на бреющем полете, используя побережье н лощины. Такой полет позволял нам скрытно выходить противнику сначала в тыл, а потом появляться над ли­ нией фронта с той стороны, о т к у ­ да враг нас.меньше всего ожидал. Гористая местность помогает противнику хорошо маскировать свои войска и укрепления, затруд­ няет поиск цели. В таких случаях необходимо более тщательно про­ сматривать район. Однажды у ме­ ня был такой случай. По данным разведки, в районе Н. немцы на­ чали скопление -своих обозов. К о г­ да імы пришли ,в указанное место, под нами ничего не оказалось :(весь склон сопки был в зелени) Зная, что враг мог тщательно за­ маскироваться (он даже не вел огонь), я решил снизиться. И дей­ ствительно, когда мы прошли на бреющем (10— 15 метров), у под­ ножья сопки я заметил около 100 лошадей, замаскированных маск- сеткой. іВыше мы говорили, что в усло­ виях Севера затруднен выход «а цель на бреющем полете. Это об­ стоятельство об’ясняетея отсут. ствием видимости при полете на низкой высоте (летчик не видит то­ го, что делается за следующей сопкой). Здесь трудно Дать какой- либо совет, ибо так или иначе бу- дат потерян элемент внезапности. Однако отличное знание района и хорошая осмотрительность всегда позволят и о наших условиях ата­ ковать противника с малой высоты. Техника нанесения штурмового, удара не может быть шаблонной. Она зависит от многих причин и, в первую очередь, от того, какая ‘это цель, ка к она защищена и в какой местности находится. Нами было принято выделение из соста­ ва группы нескольких экипажей специально для борьбы с зенитной артиллерией противника. Эти эки­ пажи при подходе к цели и в рай­ онах, более насыщенных ПВО, не­ сколько оттягивались от основной группы, и подавляли зенитные точ­ ки. Следует помнить, что огневые средства, как правило, немцы со­ средотачивают на вершинах сопок. По'этому лучше всего избегать перелета вершин ісопок, а если есть возможность — обходить их лощи­ нами. Бомбо:штурмовой удар по живой- силе противника должен произво­ диться несколькими заходами. В первую очередь- с высоты 400- — 500 метров сбрасываются бомбы (угол пикирования не превышает 30 градусов). В -борьбе с живой силой весьма, эффективен пуле­ метно-пушечный обстрел. Для этой цели лучше всего после пи­ кирования группе встать в круг и несколькими заходами -истреблять фашистов. При такой штурмовке, когда группа становится в круг, сбор и отход от цели производится ф&епм ** Зару&е ■ Я ^ АЕИАЦИИ* 4 ТОННЫ ГРУЗА НА ПЛАНЕРЕ В Америке ор­ ганизован серий­ ный вы п у с к к р у п ­ ных транспортных планеров нового типа, грузопод'ем- ностью свыше 4.000 кг. Груз раз­ мещается в цен­ троплане и в фю­ зеляже между двухбалочной кон­ струкцией хвосто­ вого оперения, „Интврааиа* по заранее обдуманному плану. Поэтому ведомым экипажам во время нее ни в коем случае нель­ зя терять ведущего. Уничтожение огневых и укреп­ ленных точек переднего края (ба­ тареи, дзоты, доты и -проч.) зна­ чительно сложнее поражения живой силы. Во-первых, эти цели гораздо труднее отыскать-, во-вто­ рых, чтобы их поразить, необходимо точное прицельное бомбометание. По таким целям оно также произ­ водится с -пикирования, с разворо­ том. под 90 градусов. Практика учит, что летчики, идущие на вы ­ полнение подобных заданий, д о лж ­ ны перед вылетом тщательно изу­ чить каждую цель <в отдельности по новейшим разведданным и фо­ тоснимкам. При действиях по переднему краю особо важную роль приобре­ тают организованный и правиль­ ный отход от цели и выход на свою территорию. Понятно, это во мно­ гом зависит от ведущего. Он дол­ жен знать, куда безопаснее выйти и обязательно дать о своем выхо­ де знак ведомым. Мы часто прак­ тиковали следующее: ведущий от­ ходит в сторону (по возможности к своей территории) и там делает горку, что служит ка к бы сигна­ лом для сбора. Последнее в на­ шей местности обязательно, так- как без этого ведомые теряют ве­ дущего, будут уходить на свою территорию по одному, что позво­ лит противнику безнаказанно ата­ ковать наши самолеты. Перед боевым вылетом. | Техник провожает командира экщпажа в боевой полет. Фото И. Михеева. ПОДВИГ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ШАКИРОВА Д Е Й С Т В УЮ Щ А Я АРМ ИЯ , 12 сентября. (Спец. корр. ТАСС ). К о г ­ да командир роты дал сигнал ата­ ки, красноармеец 'Кульма Ш а к и ­ ров, удмурт по национальности, первым поднялся, вскинул автомат и побежал к вражеским траншеям. Д о 30 гитлеровцев бежали ему навстречу, и Шакиров вступил с •ними в поединок. Он дал очередь. Н е сколько немцев упали на дно траншеи, другие заколебались. іМалейшее промедление со сторо­ ны красноармейца—и враги могли 'бы прийти в себя. Шакиров не дал 'им опомниться, ои метнул гранату ■и снова продолжал стрелять из автомата. Кончились патроны, не осталось больше и гранат. Немцы, увидев, что огонь прекратился, к и ­ нулись на красноармейца, но он заметил в изгибе траншеи немец- ш е гранаты, схватил их и стал -метать в фашистов. іКогда на помощь к Шакирову подбежали его товарищи, они уви­ дели на дне траншеи и около нее много убитых немцев. Возле Ш а ­ кирова стояли два вражеских офи­ цера, подняв вверх дрожащие ру­ ки . Геройский поступок Кульмы Ш а ­ кирова содействовал успешному исходу боя за крупный населен­ ный пункт. Рота с хода овладела селением. Ш акирову присвоено звание Героя Советского Союза Е. КОРЯВИЧЕВ. ПРЕСЛЕДОВАНИЕ ВРАГА В БОЮ Из опыта последних воздушных боев, проведенных над немецким аэ­ родромом в Луостари, видно, что если наши летчики атакуют врага решительно и дерзко, он переходит к обороне и начинает действовать разрозненно — парами, по одному. Иногда, особенно во время при­ крытия своих караванов, немцы пы­ таются драться компактными груп­ пами- по 6 — 8 самолетов. Однако -после нашей первой смелой атаки и в этом случае противник рассы­ пается и действует парами и по од ­ ному. Разбившись на несколько мел­ ких групп, фашисты начинают охо­ титься за нашими одиночными са­ молетами и применяют такти ку «заманивания» их в сторону от об­ щего строя. Какие уловки и маневры про­ тивника пришлось наблюдать нам за последнее время? Первое и, пожалуй, основное — это уход -врага от атаки нашего истребителя вниз переворотом, с последующим изменением направ­ ления при пикировании. Это дает немцу возможность скрыться под защиту огня своей зенитной артил­ лерии и пулеметов. Однажды во главе четверки ист­ ребителей я находился выше всех наших самолетов, ведущих воздуш­ ный бой. Когда три «Ме-109» -по­ пытались выбраться наверх, я сра­ зу же атаковал их. Два «стодевя- тых», применив свой излюбленный прием, ушли вниз, один — штопо­ ром, другой — переворотом. Тре­ тий фашист пошел вверх, но был настигнут гвардии капитаном Д и ­ денко и сбит. К а к известно, во время переворо. та самолет значительно теряет вы- Г вардии капитан П. Коломиец соту к а к за счет самой фигуры, так (ГШТгому, что, -встретив пару «Me­ lt за счет осадки. Немцы, ислоль- ] 109», которая после первой атаки зуя то, что «Ме-109» дает неболь­ шую осадку, производят иногда переворот на высотах 100— 150 мет­ ров. Д л я нашего летчика важно не увлечься погоней за врагом. В о д ­ ном из воздушных боев гвардии подполковник тов. Маренко на вы­ соте 150 метров атаковал одного «Ме-109». Неприятель сделал п е ­ реворот. Если бы Маренко после­ довал за ним, он мог бы врезаться в землю. Гвардии подполковник произвел резкий -ра-зворот и, при­ жимаясь к земле, догнал врага и сбил его. нескольких боях противник, ри уходе от наших атак, применял ледующий маневр: один «Ме-109» уходит -в -сторону, а другой оттяги ­ вается от него на 500—600 метров и выжидает удобного момента. іКогда наш летчик увлекался пого­ ней за первым «стодевятым», в то­ рой немец быстро набирал ско- 4 Щ т ь и сближался с ним. Переход противника к -своеобраз. ной тактике борьбы с нашими ист­ ребителями, основанной на оборо­ не, ставит перед нами новую зада разошлась, он увлекся одним фа­ шистом и не заметил, как второй атаковал его сзади. — Однако значит ли это, что пре­ следовать противника вовсе нель­ зя? -Конечно, нет. Иначе бы мы почти никогда не сбивали немец­ кие самолеты. А побед в последних боях гвардейцами было одержано немало. Некоторые молодые летчики, когда и-х начинаешь упрекать за отрыв от ведущего и от ст.роя во время воздушного боя, оправдыва­ ются и даже возмущаются: «Или будем строй сохранять, или врага уничтожать», — -говорят они. За­ являя так, они не понимают одного: отрыв/ от строя, отрыв от ведуще­ го всегда на руку противнику, тактика которого заключается сей­ час имеНно в том, чтобы добивать­ ся этого отрыва, а затем ловить наши одиночные самолеты и сби­ вать их. Е Поэтому каждая атака нашего тчи ка должн-а быть разумной и .«изводиться с учетом о кр уж аю ­ щей обстановки. Ни в коем случае чу — умело преследовать и унич- Нельзя преследовать врага, как го- тожать одиночные самолеты врага, /ворят, сломя голову. Погоня за Известно, что когда -североморец одиночным самолетом противника видит хвост уходящего противни- будет тогда успешной, когда лет­ ка, у него разгорается желание чик хорошо оценит обстановку, обязательно догнать его и сбить, когда хвост его машины надежно Это желание бы-вает иногда -на­ столько большим, что истребитель вовсе забывает об окружающей обстановке, о товарищах. Подобное случается не только с молодыми, но и с опытными летчиками. Поче­ му, например, в воздушном бою над районом Петсамо гвардии капитана Диденко чуть не сбили? Только прикрывает ведомый. * -Как же- лучше /сочетать сохра­ нение компактности группы истре­ бителей, прикрытие нашей ударной авиации и более эффективное унич­ тожение вражеских истребителей? Мне кажется, по этим вопросам следует поговорить нам более об­ стоятельно. — -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz