Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
12 сентября 1944 г., № 217 (287). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ГІ г) д виг ГЕРОИ МО РС КОЙ А ВИ АЦ ИИ льшевиков С момента взлета прошло только пятнадцать минут, а берега уже не было видно. Клюш кин сквозь прозрачный пол штурманской кабины подолгу вгля дывался вниз. Ему казалось, что самолет висит в воздухе над одним и тем же местом. Он спросил Рыхлова: «Ну, как?» На этот ничего не выражающий во прос Рыхлов ответил таким же ничего не об’ясняющим, словом: «Ничего». К люш кин посмотрел на часы. Прошло девятнадцать минут сорок секунд. Очень мало. Очень мало, если принять во внимание, что до цели абсолютно нечего де лать. На море нет характерных ориентиров, и ему не с чем сличать карту. Определять свое место ему незачем, потому что это делает за него штурман ведущего корабля Писарев. Обдумывать тактику предстоящей атаки тоже не надо, потому что все, абсолютно все за ранее оговорено и предусмотрено на земле. По правде говоря, пред приятие это довольно рискован ное. Где же это видано— днем, в ясную, безоблачную погоду пе ресечь Черное море в самой широкой его части, появить ся над вражеским портом на тридцатиметровой высоте, сбро сить торпеды и потом на такой же высоте развернуться над городом и, отбиваясь от истребителей, к о торые, конечно, там будут, уходить домой опять через все море. Клюш кин вспомнил, как командир дивизия, провожая их в воздух, сказал: «Помните, товарищи, что в истории авиации такого еще не бы ло. Первыми это делают советские летчики, а среди советских летчи ков— черноморцы, а среди черно морцев — вы». К люш кин вынул из планшета схему констанцского порта и, пе ревернув ее чертежом вниз, поста рался еще раз припомнит}., где что расположено. Мысль тотчас же нарисовала на чистой доске памяти широкий волнорез, прикрывающий вход в порт, два мола, походившие па редкие расчески: от них зубья ми вдавались во внутренней рейд причала. У стенки внутреннего рейда и должны стоять те эсмин цы, которые им предстоит атако вать. Им—это значит экипажу Рыхлов— Клюш кин, потому что тут еще должны быть десятка два транспортов, я подводные лодки, и еще всякая мелочь—и это уже цель Фокина, Рукавицыяа и всех других.. Произнеся про себя эти два слова: «всех других», К люш кин невольно усмехнулся. Все дру гие — это полковник Бидзиншвили, Дю ков и Левашев. Ш есть экипа жей, но зато это такие экипажи, которые или упадут прямо на ули цы Констанцы, или выполнят за дание. Д аж е если упадут, то все равно выполнят. В конце концов врезаться на горящем самолете в какой-нибудь корабль, или в п а к гауз, или в бак с нефтью—это то же значит выполнить задание. А о том, что в случае неизбежного каждый из них поступит именно так, заранее договорено на земле, ...Прошло еще несколько минут. По расчетам, скоро должен был появиться румынский берег, и Клюш кин почувствовал, ка к остав ляет его сонливость, и теперь он Уже ни о чем не мог думать и ни о чем вспоминать, кроме того, о чем ему следовало думать и вспоми нать в оставшееся перед атакой время. Он еще раз нарисовал мы сленно схему констанцского порта и, убедившись, что помнит ее хо рошо, проверил приборы и потом надел ка ску и туго притянул ее ремешком к подбородку. Это была обычная стальная солдатская ка ска, и Клюш кину на секунду при шла в голову мысль, что торпедо носцы чем-то похожи на пехотин цев, и в первую очередь хотя бы тем, что для них, как и для пехо тинцев, опасна даже простая пуля. «Самолет слева!»,— сказал кто-то D ларингофон, и Клюш кин, подняв голову, увидел далеко-далеко ма ленькую черную точку. Сразу нельзя было определить, куда идет / I ерой Советского Союза капитан А. Клюш кин (слева) и Герой кавицын. Советского Союза капитан В. Ру- Фото И. Михеева. самолет — к ним или от них, но уже ясно было, что это враг. Самолеты стремительно сближа лись, и скоро Клюш кин хорошо разглядел грузное зловеще-черное тело «Гамбурга» с гигантскими растопыренными ногами-подстав ками. Сначала «Гамбург» шел пря мо в лоб, но потом развернулся вправо и попытался с виража зай ти в хвост заднему самолету. Од нако Фокин оказался хитрее: в тот момент, когда «Гамбург» встал в вираж, Фокин, а за ним и вся пя терка, резко развернулись вправо и на форсированной скорости по шли в сторону, противоположную Констанце. Э го был единственно правильный' в таком положении ход, и все-таки ни Фокин, ни Рых лов, ни Клюш кин—никто не был уверен в том, что немцы поверят, будто торпедоносцы, шедшие вна чале курсом явно на Констанцу, на самом деле направляются во все не туда. Было несомненно, что «Гамбург» дал радио береговым постам, и когда Фокин, оставив противника далеко позади, снова лег на прежний курс и пошел к Констанце с максимальной скоро стью, Клюш кин понял, что он делает это не только для того, что бы окончательно оторваться от «Гамбурга», а главным образом для того, чтобы не слишком, от стать от радиограммы. КонстаНца возникла перед тор педоносцами не так, как обычно возникают города, когда самолеты подходят к ним на большой высо те и когда уже издалека видны заводские трубы и дымки и неяс ные пятна садов. Клюшкин снача ла увидел темную полоску берега, а потом как-то сразу на него на двинулся порт, огромные нефтяные баки, и тут он услышал громкую команду Фокина: «Принять боевой порядок», и это значило, что они 'должны разбиться на пары и так выходить в атаку. Д о цели оставалось не более трех километров, когда берег за блистал десятками вспышек— всту пила в дело румынская крупнока либерная артиллерия. Румыны стре. ляли тяжелыми 'снарядами не по самолетам, а по воде, и толстые, как столетние деревья, водянЫе столбы— самые опасные враги тор педоносцев — вытягивались вверх на двадцать—тридцать метров. П о том затрещали «Эрликоны», и воз дух над Констанцей наполнился грохотом и треском пушек и пуле метов и ревом низко летящих тор педоносцев. Тридцать метров, что бы там ни было! Клюш кин видел, как зажгли са молет летчика Видзиншвили, и не нужно было быть специалистом, чтобы понять, какие отчаянные усилия предпринимал летчик, что бы спасти машину, Хотя бы до того момента, когда можно будет сбро сить торпеду и отойти подальше от города. Но самолет спасти бы ло нельзя, уже нельзя было вооб ще назвать его самолетом—над во дой с бешеной -скоростью летел, полыхая, костер, и в ту секунду, когда оставшаяся пятерка пере скочила через волнорез, этот ко- j стер врезался в нефтяной бак на ! берегу,—видно в последнее мгно- 1вение Бидзиншвили успел рас смотреть эту последнюю в своей жизни цель. Потом Клюш кин уже ничего не видел, кроме эсминца, выраставше го перед ним с умопомрачительной быстротой. «Бросай!», — закричал Рыхлов. «Рано!»—сказал К лю ш кин; Рыхлов еще два раза крикнул: «Бросай!», прежде чем Клюш кин и в самом деле нажал кнопку. Взрыва торпеды Клюш кин не у с лышал. Лишь позже, много меся цев спустя, выйдя из госпиталя, он узнал результаты своего торпед ного удара. А в ту секунду, когда он нажал кнопку, какая-то страш ная сила сорвала с его головы плотно пригнанную каску и броси ла ее на пол, и Клюшкин ощутил невыносимую боль и скорее по чувствовал, чем увидел, как выте кает его глаз. Он заставил себя сказать: «Командир, я ранен». Кровь заливала лицо Клюшкина, и он больше ничего не видел, только .услышал новый удар сна ряда и какой-то странный, захле бывающийся хрип, и он понял, что у них плохо с моторами. С моторами было более чем пло хо— моторы отказали. Снаряд, ра зорвавшийся в кабине летчика, покромсал приборную доску и пе ребил систему электропроводки, питавшей все приборы. Рыхлов о т чаянным усилием удержал самолет Взаимодействие штурмовиков с десантом Майор И. Гончаров Штурмовикам нашей части при ходилось действовать, главным образом, совместно с десантом Ла дожской военной флотилии. Наше взаимодействие с моряка ми началось с момента подхода де сантных судов к берегу. Первая задача, поставленная нам, заклю чалась в том, чтобы мощными и очень точными штурмовыми удара ми обеспечить высадку десанта. Основной удар намечался по опор ному пун кту у устья реки Ту- локсы и вспомогательный — у устья реки Вйдлицы. Здесь, в опорных пунктах, были располо жены батареи, которые могли' по мешать высадке десанта. Первый приказ был получен ве чером. Через 30 минут была под нята восьмерка, которую я повел на цель. Зашли мы с озера, и одно временно я увидел, как с суши подходила к этой же цели четвер ка штурмовиков соседней части. Еще на подходе мы встретили сильный огонь вражеской зенитной артиллерии, мешавшей нам. П о этому пришлось распределить силы так—я повел четверку на опорный пункт, а вторая четверка занялась подавлением зенитной артиллерии. Тогда мы сделали два захода — бомбили опорный пункт, а затем, главным образом, штурмовали ЗА. На другой день с рассветом мы повторили удар по опорному п у н к ту противника. После первых уда ров, -которые обеспечивали высад ку десанта, надо было оградить десантные войска от контратак противника и не допускать подтя гивания вражеских резервов, что-, бы дать возможность десантникам' высадиться полностью, развер нуться и закрепиться. Так возникла задача окаймления, нашего десанта от воздействия про тивника. В связи с этим изменилась и тактика наших штурмовиков. Н а ши штурмовики приходили четвер ками к району высадки десантных войск и висели над ними в течение 30 минут, подавляя и уничтожая буквально все вражеское, что толь, ко могло поднять голову. После .каждого вылета экипажи докладывали о том, что они наблю дали в районе действий. Командир части сам принимал решение, ка кую группу и «а 'какую цель по слать. Так,, например, вернувшийся с задания капитан- Усачев доложил командиру, что на железнодорож-, ной станции скопилось 3 эшелона. Первую четверку туда повел стар ший лейтенант Котляревский, а вторую—я. В результате были раз громлены все три эшелона и взор ваны два склада. Дорога врага ока. залась закупоренной. В другой раз мы получили сооб щение, что на южном берегу од ной реки батарея мешает высадке наших войск. Скіда были посланы три четверки штурмовиков. Они уничтожили не только батарею, но и все ее боеприпасы. Это была очень сложная и серьезная работа, ибо штурмови кам приходилось действовать в непосредственной близости наших войск. В результате штурмовых и бомбовых ударов наши десантные войска сразу же заняли это место. В этот, второй день, летчики на шей части произвели десятки с а молето-вылетов, взаимодействуя с десантом. Сразу же после этого мы полу чили благодарность командования десантных войск ад обеспечение высадки десанта. от неизбежного, казалось бы, п а дения. Он уже не верил в спасение, и то, что он делал потом, было не сознательной борьбой за жизнь, а скорее механической привычкой летчика в деятельности, ин стин к тивным стремлением исправить сразу же все повреждения, какие только возможно исправить в воз духе. Эта привычка многим спасла жизнь. Она спасла и Рыхлова. Он увидел дым, почувствовал за пах горящей резины и, зажав ш тур вал правой рукой, левой попытал ся отсоединить проводннчок, к о торый при ударе оскол ка зам кнул ся на корпус самолета. Делал он это бездумно, ни на что не на деясь, с единственной целью пред отвратить пожар, ка к будто бы ножар был единственной опасно стью, угрожавшей самолету. И вдруг заработал правый мотор Рыхлов был к этому не готов, и самолет мгновенно развернуло вправо, на город. Это тоже было опасно, но теперь Рыхлов был го тов к борьбе, теперь он готов был сделать все, что было в чело веческих силах, чтобы спасти ма шину и экипаж. Он начал понемно гу увеличивать скорость и наби рать высоту, чтобы перескочить через дома, а сам в это время лихорадочно раз’единял сцепив шиеся вместе проводнички. На двадцатиметровой высоте самолет _шел над городскими зданиями I вдоль берега, «Эрликоны» продол- j жали неистовствовать, но Рыхлов уже не замечал ни «Эрликонов», ни людей на улицах — ничего. Пальцы его левой руки быстро ощупывали и расцепляли провод нички, и—наконец-то—он нашел нужный, и тотчас во весь голос, громко и торжествующе, заревел левый мотор. А Клюш кин в это время полу лежал на штурманском столике, положив голову иа руку и стараясь заставить себя не кричать, У него хватило самообладания и силы пе ребинтовать глаз, но больше сил не было, боль душила его, и он так и пролежал на столике до по садки. Он почувствовал удар о землю, потом Рыхлов выключил моторы, и наступила тишина. И вдруг Клюш кин услышал звуки марша. Он подумал, что бредит и что все это ему кажется, но когда его вы несли из самолета, он понял, что не бредит,—вся дивизия встречала их—летчики стояли при полковых знаменах, и оркестр играл марш. Рыхлов склонился над ним, и Клюш кин сказал ему тихо: «Спа сибо., -Саша, что домой привез»,—и потерял сознание. Рыхлов подошел к командиру, чтобы отдать рапорт, но командир сам шагнул к нему навстречу и обнял ег(>, а затем обнял Фокина, и Рукавицына, и Пояркова, и всех других. Рыхлов посмотрел на ча сы и очень долго, мучительно дол го подсчитывал, скол ько продол жался полет. Вышло 5 часов 10 минут. Тогда он попытался при помнить, скол ько времени они на ходились над целью, но сделать этого не сумел, и только через несколько месяцев, когда К лю ш кин вернулся из госпиталя, он как- то сказал ему: «А знаешь, Леша, мы пробыли над портом не больше 20 секунд, и еще 40 секунд я шел над городом, расцепляя провод нички». И оба удивились, что за такой короткий срок они так мно го успели увидеть и перечувство вать. Но обо всем этом они гово рили спустя несколько месяцев, а в тот день всем им очень хотелось спать, и они не знали, что теле граф уже отстукивает их фамилии с аэродромного узла связи в штаб ВВС, а оттуда в Военный Совет, а оттуда в М оскв у, и что вскоре в газетах появится У каз Президиума Верховного Совета, в котором б у дут перечислены фамилии К лю ш кина, Фокина, Рыхлова и Рукави- цыиа—четырех новых Героев Со ветского Союза, людей самой опасной и самой мужественной профессии. И. БАРУ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz