Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
10 сентября 1944 г., № 216 (286). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Г Е Р О И М О Р С К О Й А В И А Ц И И Мс тит ель I олько два раза в * своей боевой жизни привозил капитан Евге ний Петренко пробоины в самолете. Они были п о лучены в воздушном бою. Первый раз — 5 авгу ста 1941 г., второй — в конце августа 1941 г. К а к .в первом, так и во втором случае, Петренко сбил по самолету. Однако еще тогда капитан счи тал, что пробоины в само лете не красят летчика. На хвастовство некото рых товарищей насчет, то го, что вот, мол, как меня дощипали, Петренко о т вечал: — Нечего бахвалиться. В бою прозевал, а здесь гоголем ходишь. Еще тогда Петренко слыл среди морских лет чиков незаурядным истре бителем. С того времени прошло три года. Креп ко возмужал за это время капитан Петренко. Теперь это — окончательно со зревший воздушный воин, летчик с настоящим при званием истребителя. В воздухе Петренко хозяин. Машину свою он чувст вует, ка к собственное те ло. Все это к летчику при шло не само по себе. Отлич ный курсант авиашколы, с пер. вых дней войны взявший пра вильный курс на освоение мастер ства, о« стал прекрасным истреби телем сафоновской школы, челове ком, небо для которого — родная стихия. Успешные бои и победы капита на Петренко некоторые об’ясняют счастьем, другие — хитростью и умением, третьи — особым, петрен- ковским стилем боя. Сам летчик насчет своих успехов говорит про ще: — В бою соображать надо. Побе да слагается из осмотрительности, огня и маневра! Трудно рассказать о всех боях капитана Петренко. За войну он провел их около семидесяти. К а ж дый — школа, новые впечатления, тактические выводы. Были среди них тяжелые, когда капитан драл ся один против вчетверо превосхо дящего врага, были и сравнитель но легкие. Приходилось менять тактику, хитрить, обороняться и на ступать. Однако всем этим сраже ниям сопутствовали определенные законы, которых Петренко придер живается всегда. Эти законы п о могают летчику одерживать побе ды и возвращаться на свой аэро- дром без пробоин от огня истреби телей противника. Главное, что обеспечивает побе ду Петренко — это хорошая осмот рительность. -Капитан в бою не только видит все вражеские само леты, но и внимательно следит за каждой своей машиной. Просмат ривая воздух, он не бросается из стороны в сторону. Полета истре бителя по прямой Петренко также не признает. Он пилотирует свою машину так, чтобы каж д ую мину ту, даже секунду видеть все. Если он знает, что с ним лично, или с его группой дерется определенное число немецких истребителей, он всех их ни на минуту не выпускает из своей памяти: пошел в атаку на одну пару, об остальных не забы вает. К ак-то капитану одному при шлось драться против четырех «Меесершмиттов». Немцы разде лились попарно и применили т а к ти ку «заманивания» нашего летчи ка на л егкую добычу: пара, не при нимая боя, веером разошлась в стороны, а другая в это время под крадывалась к советскому истре бителю сзади. Петренко быстро разгадал хитрость немцев. Идя за ■врагом и даже ведя по нему огонь короткими очередями, ом помнил: где-то сзади, снизу или сбоку есть пара «Меесершмиттов» и боль. ЛЁ т ЩшШт Герой Советского Союза капитан Е. Петренко. Фото И, Михеева. шую часть внимания уделял им. С приближением этой пары капитан прекращал преследование и разво рачивался против нее. Так повторя лось несколько раз. В одной из по добных атак Петренко резко полез в гору за парой «стодевятых». Фа шистские самолеты стали терять высоту и расходиться в стороны. Этот момент для атаки был самым подходящим, тем более, что Пет ренко имел запас скорости. Неиску шенный пилот, собственно, так бы и поступил: зачем терять добычу. Но капитан знал, что другая вра жеская пара идет следом за ним и что через несколько секунд он сам потеряет скорость и окажется для нее такой же добычей. Петренко обдумал свое положение. И только после того, ка к ему удалось улу чить такое положение, когда герх- няя пара немцев, потеряв оконча тельно скорость, была бессильна что-нибудь сделать, переложил ма шину и стремительно понесся вниз. Это ошарашило нижнюю пару про тивника. Запас скорости помог ка питану мгновенно на отвесном пи кировании сблизиться с врагом и сбить его. Не менее характерен в этом от ношении и другой бой. Он прохо дил над немецким аэродромом при сопровождении «ГІетляковых». Еще не доходя до цели, Петренко заметил пару «М е -109», шедшую в стороне. «Спокойствие» врага, тем более, когда наши бомбардировщи к и уже приближались к цели, бы ло подозрительным. «Немецкие летчики подняты в воздух не для того, чтобы смотреть, как будут бомбить наши. Т ут что-то есть дру. гое, — решил Петренко. — Надо внимательно.смотреть за возду хом». И действительно, вскоре ка питан заметил новую пару «Ме- 109», заходящую в хвост нашим пикировщикам. Фашисты делали ставку на то, что советские истребители, заметив двух «Меесершмиттов», идущих в стороне, бросятся к ним и оставят подшефные самолеты без прикры тия. Уловка врагу не удалась. К о г да пара «Ме-109» стала прибли жаться к «Петляковым», Петрен ко вместе со своим ведомым раз вернулся на нее и заставил отвер нуть в сторону. Но преследовать врага было нельзя: капитан пом нил, что, кроме этой пары немцев, есть в стороне еще и другая. Пет ренко набрал высоту. Теперь в воздухе он насчитал восемь «сю - девятых». — В воздухе восемь «стодевя тых». Н и одного не выпускать из вида, — передал Петренко ведо мым. ........ _.J*. Д о л го продолжался тогда бой. Нахально лез ли немцы к пикировщи кам, но, сражаясь по пра вилу: «Атакуя одного, помни, что в воздухе еще семь», летчики во главе с капитаном Петренко не допустили врага до под шефных самолетов и вы играли воздушное сраже ние. Нет слов, осмотритель ность — закон для истре бителя. Однако можно уметь хорошо смотреть, вертеться в воздухе, про- вести десятки воздушных боев и не сбить ни одно го немецкого самолета. Осмотрительность тогда приобретает силу, когда летчик присовокупляет к ней отличное сочетание огня с маневром. Именно таков истребитель Пет ренко. Иначе, летая в ос новном на сопровожде ние, где главная задача не уничтожать врага, а не допустить его до при крываемых самолетов, он не мог бы сбить 13 не мецких машин р после 11 побед возвратиться на свой аэродром без единой пробоины. К а к же капитан Петренко соче тает осмотрительность с. огнем и маневром? Идя в атаку на самолет против ника, он продолжает внимательно следить за воздухом. Если видит, что второй немецкий самолет за шел ему в хвост, не рвет сразу же машину в сторону, не покидает атакуемого врага, а продолжает с ним сближаться, вести по нему огонь и для предосторожности от трасс идущего сзади фашиста, чуть скользит в сторону. Таким об. разом достигается сочетание осмот рительности, огня и маневра. Большую помощь капитану Пет ренко оказывает осмотрительность и для выбора тактических приемов боя, ведения огня. Если Петренко первым замечает противника, он выбирает такой маневр, который является для врага неожиданным и гибельным; если он прекрасно видит окружающую обстановку, значит ведет огонь уверенно, точно и с наивыгоднейших дистанций, причем всегда имеет время на то, чтобы обдумать, каким маневром лучше обеспечить точность огня Капитан Петренко воюет с ма стерством, присущим многим со ветским летчикам, закаливпы л.ія ь горниле Отечественной войны. Его мастерство постоянно оттачивает лютая ненависть к немца*. Недавно, после присвоения ему звания Героя Советского Союза, мы повстречались с Петренко. К а питан находился в готовности. Чуть сдвинув шлем и держа пере д собой записную книж ку, он что-то читал. — Что это у вас, товарищ капи тан? — спросил я. — Стихотворение, — ответил ге рой. 'Несколько строчек были обведе ны рамкой. Видимо, они задели в летчике что-то очень ему близкое. Вот эти строки: Прости, прощай. Что может дать рабыне Чугунная немецкая земля? Наверно на какой-нибудь осине Уж е готова для меня петля. Прости, родной. Забудь про эти косы. Они мертвы. Им больше не расти. Забудь калину, на калине—росы Про все забудь. Но только отомсти! И капитан Петренко мстит. М стит за любимую Р од и н у,. за родной украинский городок Шост- ка, разоренный немцами, за близко го родственника, расстрелянного фашистскими палачами в Киеве, за сестру и брата, угнанных на фа шистскую каторгу в Германию. К. ЗАРОДОВ . В СЕМЬЕ СЕВЕРОМОРЦЕВ = Младший лейтенант Н. Комиссаров = Самолет сделал прощальный кр у г над красивым южным горо дом, стоящим на берегу моря, и взял курс на север. Самолет вез самый ценный груз: в нем летели летчики-истребители, только что окончившие летное училище и те перь, полные радости, говорили; о предстоящих боях с заклятым вра гом. Радостно было то, что каж д о му из них представилась возмож ность внести свой вклад в дело победы. Заметно меняете» местность под крыльями машвны. Покрыто много километров длинного пути. Под на ми столица Родины — Москва. Са молет идет на посадку. Короткий отдых для экипажа — и снова в путь, тем же курсом: на север. Рельеф местности стал неузнаваем по сравнению с тем, который вид нелся несколько часов назад: о г ромные лесные массивы, болота, озера и редко населённые пункты . Вышли на реку. Несколько ми нут летим над нею и вскоре идем на посадку. Прилетели. На этом аэродроме нам предстояло ознакомиться с театром военных действий, с его климатическими особенностями и освоить ту материальную часть, на которой придется воевать. Здесь произошли памятные ветре, чи с людьми, которые рассказыва ли о своей боевой жизни. Герой Со ветского Союза гвардии майор К о валенко рассказывал нам о жизни и боевой деятельности дважды Героя Советского Союза Бориса Сафоно ва, о своих воздушных боях. Орде ноносец старший лейтенант Мала хов часто говорил о своих боевых вылетах, о дружбе летчиков и вза имной выручке в той части, в ко то рой он служил и воевал. — Счастье тому выпадет, кто будет служить в ней. Теперь она Краснознаменная, — говорил с гор достью Малахов. Это счастье и выпало на мою долю. С первых дней пребывания в ча сти нас, молодых летчиков, озна комили с историей, в которой опи сан весь боевой путь по настоящее время, бое-вые дела и подвиги летчиков. В боевом коллективе воспиталось много смелых защитников Родины, до конца преданных партии и на роду. Неувядаемой славой покры ли себя летчики Герои Советского Союза Панин, Адонкин, Рассадкин, Бурматов, лет чики-орденоносцы Харламов, Горбачев, Голиков, В л а -, сов. История части иа нас, моло ды *, произвела огромное впечатле ние, заро'нила в каждого любовь и большое доверие к бывалым вои нам части. Чтобы быть достойным этого бое вого коллектива, от нас требова. лось — в совершенстве овладеть машиной, понимать своего ведуще, го, не отрываться от него в бою, быть бесстрашным в воздушных схватках с врагом и с честью про должать замечательные традиции подразделения. Начались учебные полеты. Мы проходили курс ввода в строй бое вых летчиков, много нам уделяли внимания майор Т ульский ц Герой Советского Союза капитан Рассад, кин. Внимательно следили за на шим ростом старые боевые летчики Власов, Егоров, Зайцев, Анисимов. Они рассказывали об особенностях района полетов, о правилах техники пилотирования на доверенной нам материальной части, делились сво им боевым опытом. Все вопросы, которые возникали у нас, всегда раэ’яснялись с душой, с любовью, Я повседневно чувствую контроль этих летчиков, их заботу. А если что делаю не так, то они во-время указывают на недостатки и помо гают их устранять. Хочется сказать и о своем веду щем лейтенанте Егорове. Он молод годами, но богат боевым опытом. Мне, ка к ведомому, уделяет исключительно большое внимание. К аж ды й совместный полет мы раз бираем вместе, он делает замеча ния, указывает иа допущенные ошибки, которых в следующих по летах я всеми силами стараюсь не допускать. Е го замечания для меня — закон. Во всех отношениях он сл уж и т мне примером. М ного такж е уделяет внимания нам, молодым летчикам, старший лейтенант Власов. У него многому надо учиться и многое перенимать. Среди нас ходит поговорка: «Ле тать и воевать, ка к Власов». Н е д а А о мне впервые в жизни выпало Счастье участвовать в на несении удара по вражескому пор ту Вардэ. Полет проходил в с л о ж ных метеоусловиях, но с. постав ленной задачей я справился. Охватывает чувство гордости, когда видишь, что вместе с такими Летчиками, как Тульский и Пол ковников, Власов и Егоров идешь выполнять боевую задачу, а ведь все они выросли в боевом ко л лективе, в котором теперь нахо ж у сь и я. Полгода после снятия блокады С того дня, как'салю т над Невой возвестил о полном освобождении Ленинграда от блокады, прошло полгода. С первого дня ленинград цы взялись за восстановительные работы. Заводы переходят на вы пуск довоенной продукции. Одно из предприятий изготовило гидро генератор мощностью в 75 тысяч киловатт. Такой * агрегат сделал бы честь заводу и в довоенное время. Другой завод возобновил производство сложных станков. Снова отгружаются в различные районы страны галоши «Красного треугольника», ботинки «Скоро ход», пианино фабрики «Красный октябрь». Восстановлены многие текстильные фабрики. Резко изменялся внешний облик города. Почти исчезли с улиц про тивотанковые заграждения, завалы, баррикады, новой кровлей покры ваются крыши, пустыри на месте разрушенных домов превращаются в скверы. Силами ленинградцев восстановлены и открыты для по сетителей все сады и парки, в том числе Центральный парк к у л ь ту ры и отдыха. По Невскому про спекту и другим улицам курен руют тролейбусы. По Неве, Фон танке, по каналам города—баржи доставляют строительные материа лы, дрова. Курсируют речные трамваи к островам. Отремонтировано и подготовле но к включению больше 5,5 тысяч фонарей уличного освещения, иа улицах работают дорож гаки, ре монтируется гранитная «абереж- ПИСЬМО ИЗ Л ЕНИН ГРАД А пая канала Грибоедова, разрушен ная бомбой. 8 миллионов человеко часов отработали ленинградцы сверхурочно ма восстановлении го родского хозяйства. Рабочие и ра ботницы, учащиеся и служащие, артисты и професеора заботливо восстанавливали родной город. Ленинград снова становится крупнейшим культурным центром страны. Вернулись в родной город Государственный университет, Военно-Морская медицинская ака демия, институт физической к у л ь туры имени Лесгафта и другие высшие учебные заведения. Д ва д цать В У З ’ов начнут этот учебный год в Ленинграде. Отремонтирован заново Академический театр оперы и балета имени Кирова. Коллектив его артистов вернулся из эвакуации я начал первый за время войны сезон в родном городе. Вернулась также вся труппа Академического театра драмы имени Пуш кина. На кинофабрике студии Ленфильма снимается фильм «Вперед, Балти ка!», лоовящениый боевым дей ствиям моряков и героической обо рота Ленинграда. Т а к живет и. восстанавливается Ленинград. Снова, ка к до войны, в точные часы отходит и прибы вает «Красная стрела». Снова дей ствует са.мая короткая прямая те лефонная линия с Москвой. Снова приходят по Ш в е суда из Петро- крепости. Город-герой прнобре тает свой прежний облик, Н. Ш А Г И И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz