Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 10 сентября 1944 г., № 216 (286), В налете на береговые батареи противника участвовал эки паж гвардии капитана Усенко. Вместе с другими пикировщиками он уничтожил две батареи и взорвал большой склад боеприпасов. НА СНИМКЕ: гвардии капитан К. Усенко (справа), стрелок- радист гвардии лейтенант В, Косіромпев и штурман гвардии лей тенант Е. Кабанов. фото в Горбунова ---------------------♦ ♦ ---------------- Взаимодействие штурмовиков с пехотой при прорыве ----------- Майор А Успешное взаимодействие авиа ции с пехотой достигается прежде всего ясным н четким пониманием общей задачи. Это позволяет уста новить сроки и место действия авиации, разработать и примять снгііалы вызова и взаимного опоз навания, наладить связь и постоян ный обмен информацией о против нике. Без наличия хотя бы одного из этих условий ни о каком взаимо действии не может быть и речи. В районе С. накануне наступле ния советских наземных войск, на передовой линии нашей обороны появилась группа летчиков. Они прошли по ходам сообщений до проволочных заграждений и, поль зуясь указаниями пехотного офице ра, занесли на свои карты харак терные ориентиры, профиль немец ки х околов и место расположения его огневых средств. То были летчики — ведущие гр упп «Ильюшин-2». Им предстоя ло завтра взаимодействовать с на земными частями, поддерживать их наступление ударами по скопле ниям, коммуникациям, огневым точкам и по танкам врага. Летчики ушли, оставив у пехо тинцев своего представителя для руководства и связи. А на утро по немецкой обороне и прежде всего по его опорным пунктам штурмовики ‘нанесли мощный бомбо-штурмовой удар. Система огня немецкой обо роны была парализована, и наши наземные части услешнѳ преодоле ли сильную полосу укреплений про тивника и начали продвижение на запад. В дальнейшем, когда советские части развивали успех прорыва, произошло два интересных эпизода, показывающие какое огромное зна чение имеет своевременный обмен информацией между наземными си лами и действующими в воздухе самолетами. Радисты наземной станции пере хватили приказ командующего 9 немецкой армии генерал-полковни ка Моделя, вызывающего на по мощь бомбардировщиков. Об этом радисты немедленно сообщили авиационному командиру, а тот, в свою очередь, предупредил находя щиеся в воздухе самолеты. В ре зультате 22 «Хейнкеля» были вы- Ерибеков ....- 1 ' ------------- иуждеиы раскидать бомбы на под ходе,, где попало и, потеряв 4 ма шины, повернуть обратно. Во втором случае наземная раз ведка обнаружила тщательно за маскированное и овраге скопление немецких танков. Спустя короткое время, по танкам ударили штурмо вики. Скопление фашистской тех ники было превращено в груду ме- таллома. Пехотные части, не встре тив сколько-нибудь серьезного со противления, заняли еще один опорный пункт противника я тем самым заставили его отказаться от подготовляемой контратаки. Эта операция заняла всего лишь одни час. Умело пользуясь информацией с земли, летчики не оставались в долгу перед своими наземными друзьями. Они корректировали огонь батарей, предупреждали о готовящихся контратаках, о подхо. де подкреплений противника, пока зывали направления для нанесения удара ло врагу. Все это обеспечило высокую эффективность взаимо действия наземных и воздушных сил и позволило успешно выпол нить приказ о прорыве обороны противника. Часто пехотные части не имеют возможности предупредить наши самолеты по радио и пользуются подручными средствами. Применя ются для этой цели ракеты, стрелы из полотнищ, условные знаки, а иногда и залповый огонь из стрел кового оружия. Со всеми этими сиг налами надо быть знакомыми. Взаимодействуя с танками проры ва, штурмовики должны иметь сво его представителя на одном из тан ков. Это облегчает решение задач, диктуемых обстановкой. Таким образом, успех взаимодей ствия определяется хорошо органи. зованной координацией всех родов оружия, связью общевойсковых и авиационных командиров, своевре менностью вылета авиации, пра вильным нацеливанием и перенаце ливанием в воздухе. Решающую роль играет управле ние. Следовательно, необходимо вдумчиво подбирать людей для управления действиями авиации с земли, Герой Советского Союза гвардии капитан Д . Татаренко Прикрытие войск на поле боя Авиация Краснознаменного Балтийского флота принимала участие в боях на Ленинградском фронте и на Карельском перешейке в текущем году. Летчики генерал-лейтенанта авиации Самохина были, наряду с частями и соединениями Красной Армии, отмечены в приказах Верховного Главно командующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Ниже печатаем статью из опыта сов местных операций балтийской авиации с частями Красной Армии, заимствованную из газеты «Лет чик Балтики». ★ ★ ★ ПОДГОТОВКА К БОЕВОМУ ВЫЛЕТУ У спех прикрытия зависит от того, насколько тщательна наземная под готовка боевого вылета, от подбо ра групп, разработки маршрута и профиля полета, учета метеороло гической и воздушной обстановки. Наилучших результатов в при крытии войск можно достигнуть, как показал опыт, организацией четверок и шестерок истребителей над полем боя. В шестерке самоле тов ведущая пара подбирается из наиболее сильных летчиков. Вто рую пару могут составить молодые летчики. В состав третьей пары входят летчики, имеющие опыт воздушных боев с истребителями противника. Если летит четверка, тогда ве дущая пара мыслится ударной, а ведомая — сковывающей истреби тели противника. В этом случае важно, чтобы летный состав имел практику борьбы с бомбардировщи ками и истребителями врага. Распределение ролей в шестерке таково. Две пары атакуют бомбар дировщиков врага, а третья при крывает атакующих. При этом со вершенно необходимо, чтобы третья пара надежно прикрывала свои са молеты не только тогда, когда в воздухе уже обнаружены враже ские истребители, но и тогда, когда их присутствие еще не замечено. Такая необходимость обусловлена тем, что немецкие бомбардировщи ки, будучи атакованы нами, часто вызывают «а помощь свою истреби тельную авиацию. БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ В ВОЗДУХЕ Боевой порядок группы строится с момента взлета. Удачный взлет и сбор группы достигается в том случае, если шестерка или четвер ка одновременно выруливает на старт и взлетает а установленной последовательности попарно. Ведущий группы делает первый разворот на таком удалении, что бы все пять его самолетов могли срезать ему к р у г и пристроиться к третьему развороту. Затем группа ложится на курс и на маршруте на. бирает высоту. К а к только начался полет, веду щий группы подстраивает свой ра диоприемник на одну волну с ве дущими пар. После этого ведущие пар добиваются, чтобы ведомые на строились на такую же волну. При подходе к линии фронта ве дущий связывается по радио со станцией наведения и уточняет воз душную обстановку в районе пред стоящего патрулирования. Полет к этому району лучше всего вести строем фронта. Что дает строй фронта? Во-пер- вых, такой строй дает достаточную осмотрительность, обеспечивает, от внезапных атак вражеских истреби телей и позволяет быстро и четко производить групповой маневр. Л ю . бой самолет группы при таком строе может отбить внезапную атаку про тивника. В ходе патрулирования строй фронта, как наиболее удобный для поиска воздушного противника, может быть заменен строем пелен га пар или пеленга группы. Обычно это наступает в момент обнаруже ния самолетов противника. При этом ведущие занимают исходное положение для атаки, а ведомые охраняют их. Наличие истребителей, прикры вающих бомбардировщики, вы н уж дает нас выделять сковывающую пару. Она оберегает ударную чет верку от внезапных нападений ист ребителей противника в тот мо мент, когда она атакует бомбарди ровщики. Поучителен такой пример. Ш е стерка истребителей на высоте 4.QU0 метров несла барраж над п о лем боя. Боевой порядок — строй фронта. Спустя некоторое время, группа обнаружила пять «Ю-88», два «ФВ-190», два «Ме-109», кото рые шли на одной высоте с нашими истребителями. К а к только враг был замечен, ударная четверка ринулась в атаку. Тем временем прикрывающая третья пара начала галсировать со снижением над атакующей четвер кой, с превышением на 500 — 600 метров. Стремясь отбить атаку наших истребителей на бомбардировщики, «стодевятые» полезли в драку на самолеты ударной группы и не за метили, ка к сами были атакованы сковывающей группой. В резуль тате один «Ме-109» был сбит, а второй поспешно вышел из боя. Покончив с «мессерами», истре бители прикрытия сковали боем «Фокке-Вульфы». В итоге ударная группа в скоротечном бою уничто жила четыре вражеских .бомбарди ровщика, не имея даже пробоин ни на одном из нащнх самолетов. П РОФ И Л Ь ПОЛЕТА Прикрывая поле боя, важно не допустить самолеты противника к бревым порядкам наших войск, об’, сктам и т. п, Короче говоря, надо очищать небо и уничтожать само леты противника. Что надо знать, выбирая марш рут и профиль полета? ^Во-первых, не висеть над одним Об’ектом, на одной аысоте я по стоянной скорости; во-вторых, использовать солнце, облачность для внезапности атаки по противнику. Н о нужно помнить, что и противник старается исполь- вполне возможна внезапная атака атаки; в-третьих, надо атаковать про тивника внезапно, с малой дистан ции, ударом наверняка. С этой целью высоту полета сле дует держать в зависимости от ме теоусловий, характера задания и сложившейся обстановки. ■На линию фронта истребители обязательно приходят на возможно большей высоте — порядка 4 — 5 — 5,5 тысяч метров. Имея такую вы соту, можно брать большие скоро сти. А затем уж е за счет скорости набирают такую ж е высоту, причем весь профиль полета должен вы глядеть в виде растянутых верти кальных восьмерок. Возвращение с задания рекомен дуется также строем фронта, при чем осмотрительность летчиков не должна ослабевать — и теперь вполне возможна внезапная атака «охотников» врага. Бреющего полета следует избе гать и снижаться н ужно над своим аэродромом. Посадка производится последова тельно ларами, для обеспечения са- моприкрытия. Но не всегда при обнаружении противника строй фронта может ме. няться строем пеленга. Иногда это нецелесообразно, особенно, если противник замечен впереди и атако вать его приходится в лоб. Важна первая атака, чтобы рас строить боевые порядки врага, а затем бить его поодиночке. В этом случае следует атаковать прямо строем фронта с одновременным ис пользованием огневой мощи всех самолетов группы. Причем нужно стараться иметь максимальную с к о рость, чтобы после атаки ведущие могли выходить боевым разворо том. Проскочив мимо бомбардиров щика в безопасной от обстрела зо не и имея преимущество в высоте, надо вторично атаковать противни ка сверху сзади. После того, к а к проскочили ми мо бомбардировщиков, группа раз ворачивается либо боевым разворо том «все вдруг», либо попарно в разные стороны. И тогда строй фронта меняется строем пеленга, а ведомые выполняют свои функции, установленные в предполетной под готовке на земле. Преимущество такой атаки не только в том, что строй противника рассыпается, но и в том, что бом бардировщики сбрасывают бомбы беспорядочно, куда попало, незави симо, на своей ли они территории, или на нашей. •П У Т Ь В О К Е А Н Николай Флеров Я сопку над морем назвал Океанской. Она открывает отсюда пути Далеких и полных опасности странствий, Которыми нашим эсминцам итти. Здесь солнцу за темные скалы не скрыться, И блеск его, смотришь, и в ночь не угас — Оно над хребтами утесов искрится, Оно над морской заполярной столицей Свой суточный круг совершает сейчас. Последний маяк—облаками тумана Укрытый, как дымкою, остров Кильдин. Здесь путь от границы лежит к океану, От края земли до сверкающих льдин. В каких-то омытых волнами квадратах Подлодки фашистов крадутся в тиши. Напрасно! Акустики у аппаратов Услышат немецких подводных пиратов По звуку моторов, по шуму машин. Сигнальщик заметил: идут самолеты. Тревога зенитчиков к бою зовет. И знают бойцы орудийных расчетов Единственный верный с врагами расчет. Полна наиряженья дорога морская. Всегда Ледовитый горяч океан. Но вот, чуть не весь горизонт заполняя, Уже вырастает от края до края Идущий к советским портам караван. Идет он не знойной пустыней песчаной, Везет он не яства, не сласти, не шелк, — С огнем и металлом отряд караванный, Он к нашим причалам с боями прошел. Его провели до далекой стоянки Смотревшие смерти в лицо моряки. И вот уж, минуя в пути полустанки, Платформы несут эшелонами танки, Везут самолеты, моторы, станки! Когда же машину рабочие пустят И красноармейцы усядутся в танк, Пусть вапомнят они то, как слушал акустик Наполненный шумом войны океан. Как вышли минеры ему на подмогу, Как яростно били по борту валы; Что где-то простерлась в спокойствии строгом, Всегда беспокойная в море дорога, Идущая прямо от этой скалы.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz