Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 10 сентября 1944 г., № 216 (286), В налете на береговые батареи противника участвовал эки­ паж гвардии капитана Усенко. Вместе с другими пикировщиками он уничтожил две батареи и взорвал большой склад боеприпасов. НА СНИМКЕ: гвардии капитан К. Усенко (справа), стрелок- радист гвардии лейтенант В, Косіромпев и штурман гвардии лей­ тенант Е. Кабанов. фото в Горбунова ---------------------♦ ♦ ---------------- Взаимодействие штурмовиков с пехотой при прорыве ----------- Майор А Успешное взаимодействие авиа­ ции с пехотой достигается прежде всего ясным н четким пониманием общей задачи. Это позволяет уста­ новить сроки и место действия авиации, разработать и примять снгііалы вызова и взаимного опоз­ навания, наладить связь и постоян­ ный обмен информацией о против­ нике. Без наличия хотя бы одного из этих условий ни о каком взаимо­ действии не может быть и речи. В районе С. накануне наступле­ ния советских наземных войск, на передовой линии нашей обороны появилась группа летчиков. Они прошли по ходам сообщений до проволочных заграждений и, поль­ зуясь указаниями пехотного офице­ ра, занесли на свои карты харак­ терные ориентиры, профиль немец­ ки х околов и место расположения его огневых средств. То были летчики — ведущие гр упп «Ильюшин-2». Им предстоя­ ло завтра взаимодействовать с на­ земными частями, поддерживать их наступление ударами по скопле­ ниям, коммуникациям, огневым точкам и по танкам врага. Летчики ушли, оставив у пехо­ тинцев своего представителя для руководства и связи. А на утро по немецкой обороне и прежде всего по его опорным пунктам штурмовики ‘нанесли мощный бомбо-штурмовой удар. Система огня немецкой обо­ роны была парализована, и наши наземные части услешнѳ преодоле­ ли сильную полосу укреплений про­ тивника и начали продвижение на запад. В дальнейшем, когда советские части развивали успех прорыва, произошло два интересных эпизода, показывающие какое огромное зна­ чение имеет своевременный обмен информацией между наземными си­ лами и действующими в воздухе самолетами. Радисты наземной станции пере­ хватили приказ командующего 9 немецкой армии генерал-полковни­ ка Моделя, вызывающего на по­ мощь бомбардировщиков. Об этом радисты немедленно сообщили авиационному командиру, а тот, в свою очередь, предупредил находя­ щиеся в воздухе самолеты. В ре­ зультате 22 «Хейнкеля» были вы- Ерибеков ....- 1 ' ------------- иуждеиы раскидать бомбы на под­ ходе,, где попало и, потеряв 4 ма­ шины, повернуть обратно. Во втором случае наземная раз­ ведка обнаружила тщательно за­ маскированное и овраге скопление немецких танков. Спустя короткое время, по танкам ударили штурмо­ вики. Скопление фашистской тех­ ники было превращено в груду ме- таллома. Пехотные части, не встре­ тив сколько-нибудь серьезного со­ противления, заняли еще один опорный пункт противника я тем самым заставили его отказаться от подготовляемой контратаки. Эта операция заняла всего лишь одни час. Умело пользуясь информацией с земли, летчики не оставались в долгу перед своими наземными друзьями. Они корректировали огонь батарей, предупреждали о готовящихся контратаках, о подхо. де подкреплений противника, пока­ зывали направления для нанесения удара ло врагу. Все это обеспечило высокую эффективность взаимо­ действия наземных и воздушных сил и позволило успешно выпол­ нить приказ о прорыве обороны противника. Часто пехотные части не имеют возможности предупредить наши самолеты по радио и пользуются подручными средствами. Применя­ ются для этой цели ракеты, стрелы из полотнищ, условные знаки, а иногда и залповый огонь из стрел­ кового оружия. Со всеми этими сиг­ налами надо быть знакомыми. Взаимодействуя с танками проры­ ва, штурмовики должны иметь сво­ его представителя на одном из тан­ ков. Это облегчает решение задач, диктуемых обстановкой. Таким образом, успех взаимодей­ ствия определяется хорошо органи. зованной координацией всех родов оружия, связью общевойсковых и авиационных командиров, своевре­ менностью вылета авиации, пра­ вильным нацеливанием и перенаце­ ливанием в воздухе. Решающую роль играет управле­ ние. Следовательно, необходимо вдумчиво подбирать людей для управления действиями авиации с земли, Герой Советского Союза гвардии капитан Д . Татаренко Прикрытие войск на поле боя Авиация Краснознаменного Балтийского флота принимала участие в боях на Ленинградском фронте и на Карельском перешейке в текущем году. Летчики генерал-лейтенанта авиации Самохина были, наряду с частями и соединениями Красной Армии, отмечены в приказах Верховного Главно­ командующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. Ниже печатаем статью из опыта сов­ местных операций балтийской авиации с частями Красной Армии, заимствованную из газеты «Лет­ чик Балтики». ★ ★ ★ ПОДГОТОВКА К БОЕВОМУ ВЫЛЕТУ У спех прикрытия зависит от того, насколько тщательна наземная под­ готовка боевого вылета, от подбо­ ра групп, разработки маршрута и профиля полета, учета метеороло­ гической и воздушной обстановки. Наилучших результатов в при­ крытии войск можно достигнуть, как показал опыт, организацией четверок и шестерок истребителей над полем боя. В шестерке самоле­ тов ведущая пара подбирается из наиболее сильных летчиков. Вто­ рую пару могут составить молодые летчики. В состав третьей пары входят летчики, имеющие опыт воздушных боев с истребителями противника. Если летит четверка, тогда ве­ дущая пара мыслится ударной, а ведомая — сковывающей истреби­ тели противника. В этом случае важно, чтобы летный состав имел практику борьбы с бомбардировщи­ ками и истребителями врага. Распределение ролей в шестерке таково. Две пары атакуют бомбар­ дировщиков врага, а третья при­ крывает атакующих. При этом со­ вершенно необходимо, чтобы третья пара надежно прикрывала свои са­ молеты не только тогда, когда в воздухе уже обнаружены враже­ ские истребители, но и тогда, когда их присутствие еще не замечено. Такая необходимость обусловлена тем, что немецкие бомбардировщи­ ки, будучи атакованы нами, часто вызывают «а помощь свою истреби­ тельную авиацию. БОЕВЫЕ ПОРЯДКИ В ВОЗДУХЕ Боевой порядок группы строится с момента взлета. Удачный взлет и сбор группы достигается в том случае, если шестерка или четвер­ ка одновременно выруливает на старт и взлетает а установленной последовательности попарно. Ведущий группы делает первый разворот на таком удалении, что­ бы все пять его самолетов могли срезать ему к р у г и пристроиться к третьему развороту. Затем группа ложится на курс и на маршруте на. бирает высоту. К а к только начался полет, веду­ щий группы подстраивает свой ра­ диоприемник на одну волну с ве­ дущими пар. После этого ведущие пар добиваются, чтобы ведомые на­ строились на такую же волну. При подходе к линии фронта ве­ дущий связывается по радио со станцией наведения и уточняет воз­ душную обстановку в районе пред­ стоящего патрулирования. Полет к этому району лучше всего вести строем фронта. Что дает строй фронта? Во-пер- вых, такой строй дает достаточную осмотрительность, обеспечивает, от внезапных атак вражеских истреби­ телей и позволяет быстро и четко производить групповой маневр. Л ю . бой самолет группы при таком строе может отбить внезапную атаку про­ тивника. В ходе патрулирования строй фронта, как наиболее удобный для поиска воздушного противника, может быть заменен строем пелен­ га пар или пеленга группы. Обычно это наступает в момент обнаруже­ ния самолетов противника. При этом ведущие занимают исходное положение для атаки, а ведомые охраняют их. Наличие истребителей, прикры ­ вающих бомбардировщики, вы н уж ­ дает нас выделять сковывающую пару. Она оберегает ударную чет­ верку от внезапных нападений ист­ ребителей противника в тот мо­ мент, когда она атакует бомбарди­ ровщики. Поучителен такой пример. Ш е ­ стерка истребителей на высоте 4.QU0 метров несла барраж над п о ­ лем боя. Боевой порядок — строй фронта. Спустя некоторое время, группа обнаружила пять «Ю-88», два «ФВ-190», два «Ме-109», кото­ рые шли на одной высоте с нашими истребителями. К а к только враг был замечен, ударная четверка ринулась в атаку. Тем временем прикрывающая третья пара начала галсировать со снижением над атакующей четвер­ кой, с превышением на 500 — 600 метров. Стремясь отбить атаку наших истребителей на бомбардировщики, «стодевятые» полезли в драку на самолеты ударной группы и не за­ метили, ка к сами были атакованы сковывающей группой. В резуль­ тате один «Ме-109» был сбит, а второй поспешно вышел из боя. Покончив с «мессерами», истре­ бители прикрытия сковали боем «Фокке-Вульфы». В итоге ударная группа в скоротечном бою уничто­ жила четыре вражеских .бомбарди­ ровщика, не имея даже пробоин ни на одном из нащнх самолетов. П РОФ И Л Ь ПОЛЕТА Прикрывая поле боя, важно не допустить самолеты противника к бревым порядкам наших войск, об’, сктам и т. п, Короче говоря, надо очищать небо и уничтожать само­ леты противника. Что надо знать, выбирая марш­ рут и профиль полета? ^Во-первых, не висеть над одним Об’ектом, на одной аысоте я по­ стоянной скорости; во-вторых, использовать солнце, облачность для внезапности атаки по противнику. Н о нужно помнить, что и противник старается исполь- вполне возможна внезапная атака атаки; в-третьих, надо атаковать про­ тивника внезапно, с малой дистан­ ции, ударом наверняка. С этой целью высоту полета сле­ дует держать в зависимости от ме­ теоусловий, характера задания и сложившейся обстановки. ■На линию фронта истребители обязательно приходят на возможно большей высоте — порядка 4 — 5 — 5,5 тысяч метров. Имея такую вы­ соту, можно брать большие скоро­ сти. А затем уж е за счет скорости набирают такую ж е высоту, причем весь профиль полета должен вы­ глядеть в виде растянутых верти­ кальных восьмерок. Возвращение с задания рекомен­ дуется также строем фронта, при­ чем осмотрительность летчиков не должна ослабевать — и теперь вполне возможна внезапная атака «охотников» врага. Бреющего полета следует избе­ гать и снижаться н ужно над своим аэродромом. Посадка производится последова­ тельно ларами, для обеспечения са- моприкрытия. Но не всегда при обнаружении противника строй фронта может ме. няться строем пеленга. Иногда это нецелесообразно, особенно, если противник замечен впереди и атако­ вать его приходится в лоб. Важна первая атака, чтобы рас­ строить боевые порядки врага, а затем бить его поодиночке. В этом случае следует атаковать прямо строем фронта с одновременным ис­ пользованием огневой мощи всех самолетов группы. Причем нужно стараться иметь максимальную с к о ­ рость, чтобы после атаки ведущие могли выходить боевым разворо­ том. Проскочив мимо бомбардиров­ щика в безопасной от обстрела зо­ не и имея преимущество в высоте, надо вторично атаковать противни­ ка сверху сзади. После того, к а к проскочили ми­ мо бомбардировщиков, группа раз­ ворачивается либо боевым разворо­ том «все вдруг», либо попарно в разные стороны. И тогда строй фронта меняется строем пеленга, а ведомые выполняют свои функции, установленные в предполетной под­ готовке на земле. Преимущество такой атаки не только в том, что строй противника рассыпается, но и в том, что бом­ бардировщики сбрасывают бомбы беспорядочно, куда попало, незави­ симо, на своей ли они территории, или на нашей. •П У Т Ь В О К Е А Н Николай Флеров Я сопку над морем назвал Океанской. Она открывает отсюда пути Далеких и полных опасности странствий, Которыми нашим эсминцам итти. Здесь солнцу за темные скалы не скрыться, И блеск его, смотришь, и в ночь не угас — Оно над хребтами утесов искрится, Оно над морской заполярной столицей Свой суточный круг совершает сейчас. Последний маяк—облаками тумана Укрытый, как дымкою, остров Кильдин. Здесь путь от границы лежит к океану, От края земли до сверкающих льдин. В каких-то омытых волнами квадратах Подлодки фашистов крадутся в тиши. Напрасно! Акустики у аппаратов Услышат немецких подводных пиратов По звуку моторов, по шуму машин. Сигнальщик заметил: идут самолеты. Тревога зенитчиков к бою зовет. И знают бойцы орудийных расчетов Единственный верный с врагами расчет. Полна наиряженья дорога морская. Всегда Ледовитый горяч океан. Но вот, чуть не весь горизонт заполняя, Уже вырастает от края до края Идущий к советским портам караван. Идет он не знойной пустыней песчаной, Везет он не яства, не сласти, не шелк, — С огнем и металлом отряд караванный, Он к нашим причалам с боями прошел. Его провели до далекой стоянки Смотревшие смерти в лицо моряки. И вот уж, минуя в пути полустанки, Платформы несут эшелонами танки, Везут самолеты, моторы, станки! Когда же машину рабочие пустят И красноармейцы усядутся в танк, Пусть вапомнят они то, как слушал акустик Наполненный шумом войны океан. Как вышли минеры ему на подмогу, Как яростно били по борту валы; Что где-то простерлась в спокойствии строгом, Всегда беспокойная в море дорога, Идущая прямо от этой скалы.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz