Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
О П Ы Т А Л Е Т Ч И К О В К А Р Е Л Ь С К О Г О Ф Р О Н Т А ....................... СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ---------- ---------------------- ----- - 9 сентября 1944 г., № 2! 5 (285), Действия по сухопутным силам противника Т | етчики Карельского фронта за время войны с немецко-фашист- * ’ *с к и іѵш захватчиками накопили большой опыт, представляющий значительный интерес для личного состава ВВС Северного флота. Сегодня мы публикуем материалы об отдельных видах боевых дейст вий наших боевых товарищей, заимствованные из авиационной газеты «Воевал вахта». t Авиационная разведка и изучение целей перед операцией Цель авиационной разведки вскрыть замыслы противника, уста новить передний край и главную полосу обороны, промежуточные и отсечные полосы, противотанковые районы, определить степень готов ности, с о с т о и т е и развитие инже нерных сооружений. Эти данные позволяют командованию найти наиболее уязвимые места обороны лротивника и принять решение для нанесения удара. В период боев на р. Свирь авиа ционная разведка была организова ла очень широко. Была сфотогра фирована вся оборонительная по лоса противника. Участок, намечен ный для прорыва, был сфотографи ровал еще и перспективно. Истре бители, кроме того, вели -визуаль ную разведку железнодорожных станций и сухопутных коммуника ций, узлов снабжения и сосредото чения резервов. Была уточнена аэ родромная сеть и группировка авиа ции противника, В итоге авиаразведки были соз даны фотопланшеты, переданные потом в штабы .наземных частей. По ним изготовили карты, которые бы ли спущены до командиров ба тальонов. Авиационные штабы со ставили увеличенные с фотографии схемы и снабдили ими руководя щий состав до командиров эска дрилий. И летчики и команд ный состав наземных частей полу чили возможность детально изу чить цели и об’екты. Авиационная разведка обороны противника и его коммуникаций ведется непрерывно. Данные уточ няются. Изменения немедленно фиксируются и учитываются. Особенностью разведки на нашем театре являются ее специфические трудности, связанные с рельефом местности — лесисто-болотистой, лесисто-озерной и каменистой. Противник умело маскируется на этой местности, что порой не толь ко затрудняет, но делает невоз можным отыскание цели с возду ха, если особенности об’екта пред варительно не изучены по фото снимку или иным данным. Изуче ние целей по карте и фотосхемам трудностей не представляет. Имея фотоснимки цели, производят их привязку к карте и местности, за тем изучают характер цели, ее по ложение на местности, размеры, степень у-крепленности. В зависи мости от этих факторов избирают наряд самолетов и бомбовую на грузку для нанесения удара. Отыскание сухопутной цели в условиях нашего театра Доразведка цели перед нанесением удара Значение доразведки в ластуш ; тельных боях очень велико. Про- тивник находится в движении. С момента обнаружения его развед кой положение может измениться, н вылет ударных групп — оказать ся холостым. Чтобы избежать хо лостых вылетов и знать всегда точно состояние противника, в авиачастях Карельского фронта ведут постоянно доразведку непо средственно перед нанесением удара. Младший лейтенант А. Вишняков неоднократно вылетал на деразвед- ку. Он рассказывает о том, как его работа помогала ударным группам, находившимся в готовности № I, полностью заряженным. Однажды ему поручили доразведать дорогу между двумя населенными пункта ми. По данным разведки, движения противника на этой дороге не было. Однако успешное продвижение на шей пехоты вынудило врага пере брасывать автотранспортом людей и грузы. Возвратившись на аэро дром, т. Вишняков немедленно до ложил о результатах доразведки. Ш турмовики поднялись в воздух и обрушились на вражеские колонны. В другой раз им же на одной из станций был обнаружен эшелон, готовый к отправке, о котором ра нее не было известно. Тов. Вишня ков немедленно сообщил об этом, и группа, ведомая т. .Федосовым, разбила и сожгла эшелон. 1Іе будь доразведки, эшелон, безусловно, ушел бы по назначению. О своих полетах на доразведку т. Вишняков рассказывает; «Я избираю такой маршрут, где бы меня не могли сразу обнару жить, а для этого я не иду непо средственно по дороге, а не сколько в стороне, но так, что бы было видно движение. В тех местах, где дорога про ходит через густой лес и наблю дение со стороны затруднено, я пересекаю дорогу и ухож у от нее ■в другом направлении... Доразведку лучше всего вы полнять парой самолетов «Илью шин-2», так как, помимо лучшего наблюдения, они могут вести обо ронительный бой с истребителя ми противника и могут самостоя тельно решать задачу, требую щую немедленного вмешательст ва штурмовиков». Североморские летчики хорошо знают, что выполнение этой задачи сопряжено с известными трудно стями и требует особых навыков. В связи с этим интересны практи ческие выводы, сделанные нашими боевыми товарищами из опыта мно гочисленных вылетов на отыскание целей. Каковы цели, на отыскание ко торых вылетает наша авиация в ле. риод активных действий? Артиллерийские позиции поле вых, зенитных, тяжелых батарей, скопления живой силы и техники противника, огневые точки и ж и вая сила на переднем крае, транс порт в движении и на местах стоя нок. Майор т. Федотов, имеющий опыт выполнения подобных заданий, так определяет главное условие ус пешного отыскания цели: «Отыскание каждой из этих це лей имеет свои особенности. Но во всех случаях, когда заранее известно хотя бы приблизитель ное месторасположение цели, экипаж в процессе предполетной подготовки должен по карте крупного масштаба тщательно изучить рельеф окружающей ме стности и составить план оты скания цели, привязывая ее к си стеме характерных ориентиров». К а к опознать передний край? П о нескольким линиям траншей, впереди которых располагаются противотанковые препятствия — рвы, завалы, надолбы, проволочные заграждения. Перелет линии фрон та определяется также по вспыш кам выстрелов и ракетам. Очень важно, чтобы экипаж перед выле том детально изучил передний край обороны и линию боевого соприкос новения войск по последним дан ным. К а к опознать артиллерийскую позицию? Они располагаются в большин стве случаев на опушках лесов, на окраинах населенных пунктов, на обратных скатах высот. Зенитные батареи противник располагает в зависимости от их назначения. Е с ли они прикрывают передний край лротивника, их располагают *в ра диусе 2—3 километра от дислока ци и частей, чаще всего на поля нах, что обеспечивает круговое на блюдение, и на высотах. Если они прикрывают важный об’ект, бата реи расположены непосредственно ■в районе его расположения с уче том рельефа местности. В период отступления противник стягивает ЗА к переправам, мостам и насе ленным пунктам. Расположение полевых батарей определяется по открытым пози циям, капонирам земляного типа, по ■просекам, по лод’ездным путям и так называемым «задульным ко нусам». Д л я зенитных батарей характер ны круглые капониры и ходы сооб щения между ними. С высоты 500 метров видны и самые орудия. Про тивник располагает огневые точки на возвышенностях, при однообраз ном рельефе местности использует и небольшие превышения. іКак искать скопления войск? К а к правило, у населенных п у н к. тов и водных источников. Призна ки: чаще всего — дымы костров, печей, землянки, палатки, ходы со общения, тропы и дороги, ведущие в расположение гарнизонов. Майор т. Федотов приводит та кой факт: «Однажды я получил задачу нанести штурмовой удар по скоп лению войск противника у высо ты Н. С высоты 900 метров в указанном районе никаких приз наков противника обнаружить не удалось. Я сделал ложную атаку и с высоты 300 метров за метил левее возвышенности тро пу, а возле нее — замаскирован ные автомашины и несколько спрятанных в лесу домиков. Уточнив расположение цели, я ■повел группу на штурмовку вра жеского лагеря. В это время воз душный стрелок передал мне, что заметил одиночную пулемет ную очередь из леса по нашим самолетам. Это случайное об стоятельство подкрепило во мне уверенность, что цель найдена точно. Зенитный ого.нь, которым встречены были мы во время ата ки, доказал, что именно_здесь и располагаются вражеские вой ска». К а к распознавать транспорт в движении по дорогам? Эта задача — наиболее проста из всех задач по отысканию целей. Следует лишь иметь в виду, что противник при передвижении к р у п ных автоколонн растягивает ди станции между машинами. Полет вдоль дороги по направлению дви жения одиночных автомашин позво лит сразу установить, идет ли это колонна или, действительно, оди ночный грузовик. Иногда против ник вдоль шоссе, проходящего по лесу, прокладывает по обе сто роны параллельные пути, по к о торым и движутся скрытые от на блюдения с воздуха колонны. При легающие к обоим сторонам доро ги полосы следует особенно тща тельно просматривать. Бомбардировка укрепленной полосы противника Летчики Карельского фронта принимали участие в боях на бере гах р. Свирь, в районе Лодейного поля. Оборона противника на се верном берегу реки отличалась сильно разветвленной системой оборонительных сооружений—до тов, дзотов, блиндажей, траншей, проволочных заграждений. По этой укрепленной полосе и наносили массированные удары летчики Карельского фронта. Эф фективность действий авиации ха рактеризуется двумя показателями: 1) пехота успешно форсировала Свирь и также успешно преодо лела укрепленную полосу врага; 2) сотни авиабомб крупного калиб ра, как выявилось при осмотре района действий, точно попали по целям, разрушили и дезорганизо вали оборону лротивника и причи нили ему огромные потерн в живой силе и технике, расчистив путь на шей пехоте. Участники бомбардировок майор На Н-ском аэродроме. Подготовка к боевому полету. Фото В. Иванова. Фотохроника ТДСС т. Петров и лейтенант П. Гусев рассказывают: «Мы заблаговременно получа ли схемы, фотопланшеты и кар ты крупного масштаба того уча стка, который предстояло обра ботать. Материалы тщательно изучались летчиками и штурма нами и каждый экипаж ясно, на- память представлял себе свою цель, мог привязать ее к линей ным и точечным ориентирам к легко найти ее, а также полу чить исходные данные для бом бометания». Заранее также разрабатывались порядок взлета, сбора, строя, сле дования на цель, работы над целью и выполнения команд ведущего. Летчики и штурманы, участво вавшие .в наступательных опера- щиях, отмечают несколько важных .моментов в бомбардировке укреп ленной полосы противника. Это— тщательная отработка за ходов ла цель. Они, к а к правило, строились параллельно линии фронта: лучше перекрывалась цель и гарантировалось непопада ние по своим войскам. Это — отработка взаимодействия •с наземными войсками: обозначе ние переднего края, совместные действия с артиллерией по укреп ленной полосе. (Когда передний край не имеет характерных ориентиров (река, до рога и т. д.) необходима точная договоренность с наземными вой сками об обозначении переднего края ракетами и цветными дымами. Хорошо установить с наземными войсками радиосвязь на волне само летов: с земли наведут на цель, ко торую трудно обнаружить, проин формируют о воздушной обстанов ке. Большую важность приобретает вопрос о подборе типа и калибра бомб и длины серий. Следует при менять при бомбардировании ар тиллерийских позиций в скалах (если они хорошо защищены) ФАБ- 250 и ФАБ-500. В остальных с л у чаях лучше брать бомбы меньше го калибра, в частности, осколоч ные. Бомбометание и стрельба по точечным целям Н а летно-тактической конфе ренции гвардейского полка ш тур мовиков был подытожен опыт на ступательных боев н действий штурмовиков. Г вардии капитан Г. Васильев посвятил свое высту пление на конференции бомбомета нию и стрельбе по точечным це лям. «Для бомбометания по точеч ным целям,— говорил он, — наш самолет имеет прицел ВВ-1 с до полнительным штырем слева, на капоте мотора. На иных машинах на козырьке имеется дополни тельный крест с делениями, по которому также можно вести прицеливание. В боевых усло виях я пользуюсь прицелом пушки. Зайдя на цель под у г лом 90 градусов, я с полу пере воротом в вож у самолет и пи ки рование и беру цель в прицел пуш ки. К а к только цель вышла из прицела, сразу же сбрасываю бомбы. В таком случае они всегда ложатся точно. Вывод из •пикирования произвожу с разво ротом в «торону от зенитных орудии, одновременно снижаюсь и изменяю курс... Чтобы огонь пушек был при цельным, надо точно знать ди станцию. Определить ее не так сложно. Если у вас высота 400 метров, а угол пикирования 30 -градусов, то дистанция до цели равна 800 метрам. При такой ди станции по цели можно бить прямой наводкой. При этом цель надо взять точно в перекрестие и сделать лишь поправку на ве тер. При штурмовках автоколонн, сильно лрійкрытых зенитным о г нем, не рекомендуется захо дить строго вдоль колонны. Ес ли подойти к колонне .под углом 15 градусов, всегда можно об стрелять ее на всю длину, в то же время оставаясь в стороне от зениток противника. При штур мовках автоколонн на лесных и извилистых дорогах заход лучше делать вдоль дороги, так как в противном случае цель будет скрываться в лесу и за поворо тами». _
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz