Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

О П Ы Т А Л Е Т Ч И К О В К А Р Е Л Ь С К О Г О Ф Р О Н Т А ....................... СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК ---------- ---------------------- ----- - 9 сентября 1944 г., № 2! 5 (285), Действия по сухопутным силам противника Т | етчики Карельского фронта за время войны с немецко-фашист- * ’ *с к и іѵш захватчиками накопили большой опыт, представляющий значительный интерес для личного состава ВВС Северного флота. Сегодня мы публикуем материалы об отдельных видах боевых дейст­ вий наших боевых товарищей, заимствованные из авиационной газеты «Воевал вахта». t Авиационная разведка и изучение целей перед операцией Цель авиационной разведки вскрыть замыслы противника, уста­ новить передний край и главную полосу обороны, промежуточные и отсечные полосы, противотанковые районы, определить степень готов­ ности, с о с т о и т е и развитие инже­ нерных сооружений. Эти данные позволяют командованию найти наиболее уязвимые места обороны лротивника и принять решение для нанесения удара. В период боев на р. Свирь авиа­ ционная разведка была организова­ ла очень широко. Была сфотогра­ фирована вся оборонительная по­ лоса противника. Участок, намечен­ ный для прорыва, был сфотографи­ ровал еще и перспективно. Истре­ бители, кроме того, вели -визуаль­ ную разведку железнодорожных станций и сухопутных коммуника­ ций, узлов снабжения и сосредото­ чения резервов. Была уточнена аэ­ родромная сеть и группировка авиа­ ции противника, В итоге авиаразведки были соз­ даны фотопланшеты, переданные потом в штабы .наземных частей. По ним изготовили карты, которые бы­ ли спущены до командиров ба­ тальонов. Авиационные штабы со­ ставили увеличенные с фотографии схемы и снабдили ими руководя­ щий состав до командиров эска­ дрилий. И летчики и команд­ ный состав наземных частей полу­ чили возможность детально изу­ чить цели и об’екты. Авиационная разведка обороны противника и его коммуникаций ведется непрерывно. Данные уточ­ няются. Изменения немедленно фиксируются и учитываются. Особенностью разведки на нашем театре являются ее специфические трудности, связанные с рельефом местности — лесисто-болотистой, лесисто-озерной и каменистой. Противник умело маскируется на этой местности, что порой не толь­ ко затрудняет, но делает невоз­ можным отыскание цели с возду­ ха, если особенности об’екта пред­ варительно не изучены по фото­ снимку или иным данным. Изуче­ ние целей по карте и фотосхемам трудностей не представляет. Имея фотоснимки цели, производят их привязку к карте и местности, за­ тем изучают характер цели, ее по­ ложение на местности, размеры, степень у-крепленности. В зависи­ мости от этих факторов избирают наряд самолетов и бомбовую на­ грузку для нанесения удара. Отыскание сухопутной цели в условиях нашего театра Доразведка цели перед нанесением удара Значение доразведки в ластуш ; тельных боях очень велико. Про- тивник находится в движении. С момента обнаружения его развед­ кой положение может измениться, н вылет ударных групп — оказать ся холостым. Чтобы избежать хо лостых вылетов и знать всегда точно состояние противника, в авиачастях Карельского фронта ведут постоянно доразведку непо­ средственно перед нанесением удара. Младший лейтенант А. Вишняков неоднократно вылетал на деразвед- ку. Он рассказывает о том, как его работа помогала ударным группам, находившимся в готовности № I, полностью заряженным. Однажды ему поручили доразведать дорогу между двумя населенными пункта­ ми. По данным разведки, движения противника на этой дороге не было. Однако успешное продвижение на­ шей пехоты вынудило врага пере­ брасывать автотранспортом людей и грузы. Возвратившись на аэро­ дром, т. Вишняков немедленно до­ ложил о результатах доразведки. Ш турмовики поднялись в воздух и обрушились на вражеские колонны. В другой раз им же на одной из станций был обнаружен эшелон, готовый к отправке, о котором ра­ нее не было известно. Тов. Вишня­ ков немедленно сообщил об этом, и группа, ведомая т. .Федосовым, разбила и сожгла эшелон. 1Іе будь доразведки, эшелон, безусловно, ушел бы по назначению. О своих полетах на доразведку т. Вишняков рассказывает; «Я избираю такой маршрут, где бы меня не могли сразу обнару­ жить, а для этого я не иду непо­ средственно по дороге, а не­ сколько в стороне, но так, что­ бы было видно движение. В тех местах, где дорога про­ ходит через густой лес и наблю­ дение со стороны затруднено, я пересекаю дорогу и ухож у от нее ■в другом направлении... Доразведку лучше всего вы полнять парой самолетов «Илью­ шин-2», так как, помимо лучшего наблюдения, они могут вести обо­ ронительный бой с истребителя­ ми противника и могут самостоя­ тельно решать задачу, требую­ щую немедленного вмешательст­ ва штурмовиков». Североморские летчики хорошо знают, что выполнение этой задачи сопряжено с известными трудно­ стями и требует особых навыков. В связи с этим интересны практи­ ческие выводы, сделанные нашими боевыми товарищами из опыта мно­ гочисленных вылетов на отыскание целей. Каковы цели, на отыскание ко ­ торых вылетает наша авиация в ле. риод активных действий? Артиллерийские позиции поле­ вых, зенитных, тяжелых батарей, скопления живой силы и техники противника, огневые точки и ж и ­ вая сила на переднем крае, транс­ порт в движении и на местах стоя­ нок. Майор т. Федотов, имеющий опыт выполнения подобных заданий, так определяет главное условие ус­ пешного отыскания цели: «Отыскание каждой из этих це­ лей имеет свои особенности. Но во всех случаях, когда заранее известно хотя бы приблизитель­ ное месторасположение цели, экипаж в процессе предполетной подготовки должен по карте крупного масштаба тщательно изучить рельеф окружающей ме­ стности и составить план оты ­ скания цели, привязывая ее к си­ стеме характерных ориентиров». К а к опознать передний край? П о нескольким линиям траншей, впереди которых располагаются противотанковые препятствия — рвы, завалы, надолбы, проволочные заграждения. Перелет линии фрон­ та определяется также по вспыш­ кам выстрелов и ракетам. Очень важно, чтобы экипаж перед выле­ том детально изучил передний край обороны и линию боевого соприкос­ новения войск по последним дан­ ным. К а к опознать артиллерийскую позицию? Они располагаются в большин­ стве случаев на опушках лесов, на окраинах населенных пунктов, на обратных скатах высот. Зенитные батареи противник располагает в зависимости от их назначения. Е с­ ли они прикрывают передний край лротивника, их располагают *в ра­ диусе 2—3 километра от дислока­ ци и частей, чаще всего на поля­ нах, что обеспечивает круговое на­ блюдение, и на высотах. Если они прикрывают важный об’ект, бата­ реи расположены непосредственно ■в районе его расположения с уче­ том рельефа местности. В период отступления противник стягивает ЗА к переправам, мостам и насе­ ленным пунктам. Расположение полевых батарей определяется по открытым пози­ циям, капонирам земляного типа, по ■просекам, по лод’ездным путям и так называемым «задульным ко ­ нусам». Д л я зенитных батарей характер­ ны круглые капониры и ходы сооб­ щения между ними. С высоты 500 метров видны и самые орудия. Про­ тивник располагает огневые точки на возвышенностях, при однообраз­ ном рельефе местности использует и небольшие превышения. іКак искать скопления войск? К а к правило, у населенных п у н к. тов и водных источников. Призна­ ки: чаще всего — дымы костров, печей, землянки, палатки, ходы со­ общения, тропы и дороги, ведущие в расположение гарнизонов. Майор т. Федотов приводит та­ кой факт: «Однажды я получил задачу нанести штурмовой удар по скоп­ лению войск противника у высо­ ты Н. С высоты 900 метров в указанном районе никаких приз­ наков противника обнаружить не удалось. Я сделал ложную атаку и с высоты 300 метров за­ метил левее возвышенности тро­ пу, а возле нее — замаскирован­ ные автомашины и несколько спрятанных в лесу домиков. Уточнив расположение цели, я ■повел группу на штурмовку вра­ жеского лагеря. В это время воз­ душный стрелок передал мне, что заметил одиночную пулемет­ ную очередь из леса по нашим самолетам. Это случайное об­ стоятельство подкрепило во мне уверенность, что цель найдена точно. Зенитный ого.нь, которым встречены были мы во время ата­ ки, доказал, что именно_здесь и располагаются вражеские вой­ ска». К а к распознавать транспорт в движении по дорогам? Эта задача — наиболее проста из всех задач по отысканию целей. Следует лишь иметь в виду, что противник при передвижении к р у п ­ ных автоколонн растягивает ди­ станции между машинами. Полет вдоль дороги по направлению дви­ жения одиночных автомашин позво­ лит сразу установить, идет ли это колонна или, действительно, оди­ ночный грузовик. Иногда против­ ник вдоль шоссе, проходящего по лесу, прокладывает по обе сто­ роны параллельные пути, по к о ­ торым и движутся скрытые от на­ блюдения с воздуха колонны. При­ легающие к обоим сторонам доро­ ги полосы следует особенно тща­ тельно просматривать. Бомбардировка укрепленной полосы противника Летчики Карельского фронта принимали участие в боях на бере­ гах р. Свирь, в районе Лодейного поля. Оборона противника на се­ верном берегу реки отличалась сильно разветвленной системой оборонительных сооружений—до­ тов, дзотов, блиндажей, траншей, проволочных заграждений. По этой укрепленной полосе и наносили массированные удары летчики Карельского фронта. Эф­ фективность действий авиации ха­ рактеризуется двумя показателями: 1) пехота успешно форсировала Свирь и также успешно преодо­ лела укрепленную полосу врага; 2) сотни авиабомб крупного калиб­ ра, как выявилось при осмотре района действий, точно попали по целям, разрушили и дезорганизо­ вали оборону лротивника и причи­ нили ему огромные потерн в живой силе и технике, расчистив путь на­ шей пехоте. Участники бомбардировок майор На Н-ском аэродроме. Подготовка к боевому полету. Фото В. Иванова. Фотохроника ТДСС т. Петров и лейтенант П. Гусев рассказывают: «Мы заблаговременно получа­ ли схемы, фотопланшеты и кар­ ты крупного масштаба того уча­ стка, который предстояло обра­ ботать. Материалы тщательно изучались летчиками и штурма­ нами и каждый экипаж ясно, на- память представлял себе свою цель, мог привязать ее к линей­ ным и точечным ориентирам к легко найти ее, а также полу­ чить исходные данные для бом­ бометания». Заранее также разрабатывались порядок взлета, сбора, строя, сле­ дования на цель, работы над целью и выполнения команд ведущего. Летчики и штурманы, участво­ вавшие .в наступательных опера- щиях, отмечают несколько важных .моментов в бомбардировке укреп­ ленной полосы противника. Это— тщательная отработка за­ ходов ла цель. Они, к а к правило, строились параллельно линии фронта: лучше перекрывалась цель и гарантировалось непопада­ ние по своим войскам. Это — отработка взаимодействия •с наземными войсками: обозначе­ ние переднего края, совместные действия с артиллерией по укреп­ ленной полосе. (Когда передний край не имеет характерных ориентиров (река, до­ рога и т. д.) необходима точная договоренность с наземными вой­ сками об обозначении переднего края ракетами и цветными дымами. Хорошо установить с наземными войсками радиосвязь на волне само­ летов: с земли наведут на цель, ко ­ торую трудно обнаружить, проин­ формируют о воздушной обстанов­ ке. Большую важность приобретает вопрос о подборе типа и калибра бомб и длины серий. Следует при­ менять при бомбардировании ар­ тиллерийских позиций в скалах (если они хорошо защищены) ФАБ- 250 и ФАБ-500. В остальных с л у ­ чаях лучше брать бомбы меньше­ го калибра, в частности, осколоч­ ные. Бомбометание и стрельба по точечным целям Н а летно-тактической конфе­ ренции гвардейского полка ш тур­ мовиков был подытожен опыт на­ ступательных боев н действий штурмовиков. Г вардии капитан Г. Васильев посвятил свое высту­ пление на конференции бомбомета­ нию и стрельбе по точечным це­ лям. «Для бомбометания по точеч­ ным целям,— говорил он, — наш самолет имеет прицел ВВ-1 с до­ полнительным штырем слева, на капоте мотора. На иных машинах на козырьке имеется дополни­ тельный крест с делениями, по которому также можно вести прицеливание. В боевых усло­ виях я пользуюсь прицелом пушки. Зайдя на цель под у г ­ лом 90 градусов, я с полу пере­ воротом в вож у самолет и пи ки ­ рование и беру цель в прицел пуш ки. К а к только цель вышла из прицела, сразу же сбрасываю бомбы. В таком случае они всегда ложатся точно. Вывод из •пикирования произвожу с разво­ ротом в «торону от зенитных орудии, одновременно снижаюсь и изменяю курс... Чтобы огонь пушек был при­ цельным, надо точно знать ди­ станцию. Определить ее не так сложно. Если у вас высота 400 метров, а угол пикирования 30 -градусов, то дистанция до цели равна 800 метрам. При такой ди­ станции по цели можно бить прямой наводкой. При этом цель надо взять точно в перекрестие и сделать лишь поправку на ве­ тер. При штурмовках автоколонн, сильно лрійкрытых зенитным о г­ нем, не рекомендуется захо­ дить строго вдоль колонны. Ес­ ли подойти к колонне .под углом 15 градусов, всегда можно об­ стрелять ее на всю длину, в то же время оставаясь в стороне от зениток противника. При штур­ мовках автоколонн на лесных и извилистых дорогах заход лучше делать вдоль дороги, так как в противном случае цель будет скрываться в лесу и за поворо­ тами». _

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz