Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

Экипаж прославленного торпедоносца Северного флота В. Пирогова. В центре—командир экипа­ жа Герой Советского Союза гвардии капитан В. Пирогов. (Снимок сделан н апреле 1944 года). Фото И. Михеева. Герой Советского Союза гвардии капитан В. Пирогов Свободная „охота“ торпедоносца Основной принцип торпедной атаки в крейсерской операции— внезапность. Она диктуется тем, что торпедоносец-«охотник» один атакует цель, которая может быть хорошо защищенной. Поэтому фак­ тор внезапности атаки является для «охотника» первейшим зало­ гом успеха. Чем и как можно добиться вне­ запности-нападения на противника? Как известно, в любых условиях внезапность нападения достигает­ ся быстротой воздействия на про­ тивника. Иными словами, вражес­ кий корабль надо атаковать с хода. Атака с хода требует от летчика быстрых, продуманных действий, ибо она означает: как только цель обнаружена, сразу же. выходи в атаку. Отсюда следует вывод, что всегда надобно обнаружить цель первым, сблизиться с ней на макси­ мальной скорости и, сократив вре­ мя атаки, не дать противнику при­ нять какие-либо меры для отраже­ ния ее. Атака с ход» требует как можно меньше времени. Это обсто­ ятельство делает ее весьма слож­ ной 11 трудной в исполнении, так как экипажу приходится за очень короткое время производить необ­ ходимые расчеты (определение па­ раметра цели, прицеливание) и сбрасывать торпеду. Естественно, что успешное проведение такой атаки немыслимо без хорошей тре­ нировки экипажа па земле и на Полигоне. Лучше всего атаковать с хода, когда самолет до выхода в атаку имеет высоту 200— 150 метров. При больших высотах атака с хода бы­ вает или невозможна (нельзя поте­ рять высоту до цели по прямой), 'или «евыгодна. (теряется элемент внезапности). Одним из самых ответственных элементов атаки надо считать сближение торпедоносца с целью. Рекомендуется его производить таким образом, чтобы атака была, например, с курсовых углов 45-120 градусов. Поэтому, если цель об­ наружена впереди по носу, «охот­ ник» должен итти на нее не по пря­ мой, а в сторону с таким расчетом, чтобы в последующем атаковать с нужного курсового угла. Во время сближения с целью, как мы уже об этом говорили, эки­ пажу «охотника» приходится про­ изводить все расчеты. В них бу­ дут входить следующие элементы: а) какую цель атаковать, если их несколько; б) куда отходить после атаки; в) скорость хода цели; г) прицельные данные. Все это может сделать и пра­ вильно рассчитать только опытный Экипаж, имеющий достаточные на выки в быстром производстве рас четов атаки л хорошо оттрениро- ванный на полигоне. *) Окончание. Начало см. «Севе­ роморский летчик* ад 6 сентября. Атака с хода позволяет «охот­ нику» атаковать не только одиноч­ ные суда, но и корабли, идущие под прикрытием. Так Францев по­ топил подводную лодку под при­ крытием миноносцев. Это ему уда­ лось только благодаря элементу внезапности. Его атака была на­ столько неожиданной для немцев, что они не смогли разобраться в обстановке, и только, когда само­ лет был на малой дистанции, от­ крыли по нему рассеянный огонь. В ноябре прошлого года мне также довелось произвести весь­ ма характерную атаку по немецко­ му танкеру, который вместе с тре­ мя транспортами конвоировался несколькими тральщиками и сторо­ жевиками. Противник обнаружил наш экипаж только тогда, когда я сбросил торпеду на дистанции не более 600— 700 метров. Скоротечность атаки с хода тре­ бует быстрых решений экипажа и порой не дает возможности хорошо, по-настоящему прицелиться. Вви­ ду этого рекомендуется с хода атаковывать с более коротких ди­ станций, что будет как бы компен­ сировать ошибки экипажа в опре­ делении 'параметра цели и прице­ ливания. Всегда ли желательна и выгод­ на в крейсерском полете атака с хода? Отнюдь нет. В иных случа­ ях, где не требуется быстрога дей­ ствии, иначе говоря, когда цель слаба или совсем не защищена, атака с хода вредна, так как мож­ но промахнуться. Однажды такой случай был со мной. Мы обнаружили в полете оди­ ночный транспорт. По своему обыкновению я немедленно раз­ вернулся и пошел в атаку. Как и следовало ожидать, она оказалась безуспешной: торпеда прошла за кормой. В чем при­ чина? Она заключалась в моей по­ спешности. В данном случае атака с хода ничем не диктовалась, ибо цель была не защищена и, следо­ вательно, нам можно было спокой­ но разобраться в обстановке, а по­ том наверняка сбросить торпеду. Не всегда летчик может атако­ вать с хода, хотя это и было бы желательно. Иногда необходимо добиться внезапности скрытностью выхода в атаку. К примеру, если в момент обнаружения цели самолет имел большую высоту, которую невозможно потерять сразу, лучше всего спланировать на темную часть горизонта или на солнце, а затем уже заходить в атаку. В иных случаях следует использо­ вать рельеф местности: занять по­ зицию где-либо вне видимости за мысом, за островом или на берегу в лощине и, маскируясь фоном бе­ рега, атаковать противника. Однажды в одном из районов Се­ верной Норвегии гвардии капитан Шебанов обнаружил конвой про­ тивника. Дважды он пытался вый­ ти в атаку, но дважды ему еще с ди ­ станции 5—8 километров преграж­ дал путь огонь зенитной артилле­ рии и, кроме того, атаковывали 2 «Мессершмитта». В это время с противоположного направления шел самолет Героя Советского Союза гвардии капитана Зайцева. Увидя вначале стрельбу, а потом поняв всю сложившуюся обстанов­ ку над конвоем, Зайцев решил ис­ пользовать ее в своих интересах. Он отошел вначале в сторону, а по­ том, выбрав удобный момент, когда и «Мессершмитты» и зенитная ар­ тиллерия кораблей были заняты самолетом Шебанова, пошел в ата­ ку. Она была для немцев настолько внезапна, что те заметили самолет Зайцева поздно и не смогли вести по нему сосредоточенный огонь. Экипаж Зайцева в этой операции иотопил крупный немецкий транс­ порт. Характерна в этом отношении и другая атака Зайцева по фашист­ скому танкеру вблизи одного из вражеских портов. В ней Зайцев использовал наступившую темноту и то, что при выходе из порта ко н ­ вой противника не имел еще опре­ деленного ордера, позволяющего ему успешно противодействовать торпедоносцу. В результате танкер был потоплен, а самолет Зайцева не получил никаких повреждений, ибо немцы успели дать только не­ сколько очередей вдогонку. Анализируя эти два примера можно сделать вывод, что торне- доносцу-«охотнику» в каждом от­ дельном случае надо правильно оценивать обстановку в районе атаки и всегда умело использовать ее в своих целях. Многочисленные примеры крей ­ серских операций североморских торпедоносцев явствуют, что почти все они сопровождались атаками с коротких дистанций. Это об’яс- няется, главным образом, скрытным поиском цели и внезапностью атак. Однако внезапность атаки и скрыт­ ность в поиске ни в коем случае не должны являться для «охотника» самоцелью. Не всегда эти два благоприятные фактора достижимы в крейсерском полете. Однако эго не значит, что «охотник» в таких случаях вправе отказаться от атаки фашистского конвоя или судна. В начале этого года гвардии лей­ тенант Гнетов обнаружил конвой в составе 19 единиц. Он, не задумы­ ваясь, пошел в атаку и, несмотря на то, что еще на подходе противник встретил его самолет огнем зенит­ ной артиллерии, прорвался сквозь огненное кольцо внутрь конвоя и торпедировал транспорт. Итак, в крейсерском полете побе­ ду приносит не только хитрость и умение быстро и четко ориентиро­ ваться в обстановке, но и смелость и непоколебимая воля к победе. Без этого главного качества совет­ ского воина экипаж не может победить коварного и еще сильно­ го врага. „МЫ СМЕЛО БУДЕМ СМОТРЕТЬ ВАМ В ГЛАЗА" Ha-днях в наше подразделение ' пришло коллективное письмо мате­ рей — своим дочерям, находящим­ ся на Северном флоте. ГІеречитЬівая письмо, девушки- краснофлотцы вспоминали день прибытия в часть, первую по­ рученную работу. М ного труда вложено краснофлотцами-девушка- ми в обеспечение боевой работы летных частей. Письмо матерей с призывом — множить усилия в борьбе с немец- ко - фашистскими захватчиками, энергичней и самоотверженней по­ могать лепным частям громить вра­ га — нашло живой о ткл и к среди девушек. «За нас нашим родным матерям краснеть не придется. Наказ их мы выполним с честью, оказанное нам доверие оправдаем», — заявили тт. Файн, Шныркова, Ручкина, Ахмет- валеева, Калинина, Скворцова и многие другие. На следующий день девушки коллективно составили ответ на письмо матерей. «Здравствуйте дорогие, хорошие наши матери! H a-днях мы получили Ваше коллективное письмо. От всей д у ­ ши мы — девушки-сержанты и краснофлотцы — ваши дочери благодарим вас за письмо, согре­ тое родительской лаской, за теп­ лое материнское слово и за забо­ ту о нас. Родные наши! Нам также хотелось бы скорее встретиться с вами, обнять и крепко, крепко по­ целовать. Но война еще продол­ жается, и нам, ка к и всем бойцам, надо выполнять свой долг перед любимой Родиной. Письмо напомнило ваш наказ: всеми силами помогать громить врага и только с победой возвра­ щаться домой. Мы этот наказ вы­ полняем. Мы гордимся, что, нахо­ дясь в рядах Военно-Морского Флота, выполняя самую разнооб­ разную работу, вкладываем и свою лепту в дело скорейшего ; разгрома врага. Успехи в работе у нас есть: многие отмечены правительствен­ ными наградами, значками «От- ■ личный шофер», «Отличный сани­ тар», «Отличный связист», мно­ гие получили благодарности от командования за боевую работу. Образы Зои Космодемьянской, 15-летней белорусской девушки Сусаниной, Лизы Чайкиной, ком ­ сомольцев Краснодона и многих других навсегда останутся у нас в памяти, ка к примеры беззавет­ ного служения Родине. Мы стре­ мимся подражать им в своей ра­ боте. Мы неустанно совершенствуем свои специальности. В минуты свободного времени читаем книги, журналы, газеты, принимаем уча­ стие в организации и проведении культурного досуга, занимаемся спортом. Ни на минуту никто из нас не за­ бывает, что по возвращении домой нас спросят о боевых делах. Т о г­ да мы ответим: «В тяжелые для страны дни мы были в рядах за­ щитников нашей Родины и, сидя за рулем автомашины, ухаживая за ранеными бойцами- и команди­ рами, готовя іщщ у для бойцов, ведя учет и сохраняя военное им у­ щество, обеспечивая летчикам ме­ теосводки,— делали все для с к о ­ рейшей победы над врагом. Родные наши матери! Близится грозный час расплаты с немцами за все злодеяния, совершенные ими. У ж е недалек час победы над врагом. Скоро настанет счастли­ вая минута нашей долгожданной встречи, будет у нас о чем вам рассказать. Мы смело будем смот­ реть вам в глаза, ибо ваш наказ, доверие, оказанное нам, выполним с честью, к а к подобает к а ж ­ дому патриоту своей любимой Ро­ дины». Так ответили матерям девушки- бойцы, Майор С. ГАЛИЧИЙ . ВЕСТИ С БАЛТИКИ БОМБОВЫЕ УДАРЫ ПО КОРАБЛЯМ ПРОТИВНИКА В трудных метеорологических условиях летчики Балтики продол­ жают наносить бомбо-штурмовые удары по вражеским кораблям. Разведчики, ведомые Гориным, об­ наружили в Финском заливе не­ сколько быстроходных десантных барж. Неприятельские корабли дер­ жали курс на запад. Установив необходимые данные, Горин радировал командованию. Немедленно в воздух поднялись две группы «Ил-2», одной коман­ довал гвардеец Благодаров, вто­ рой — летчик Одальцов. К а к только наши самолеты при­ близились к дели, немцы открыли ураганный огонь. Не расстраивая боевых порядков, гвардейцы прорвали огневую заве­ су и пошли в атаку на врага. Пер выми удачно отбомбились из груп иы Благодарова гвардии старшиі лейтенанты Кузнецов и Шумилов Прямыми попаданиями бомб ош подорвали быстроходную десант ную баржу, которая вскоре пошл, ко дну. Вслед за гвардейцами -на цель за шли и остальные летчики. ІІуш еч но-пулеметным огнем они повреди ли две быстроходные десантньн <3аржи. В то время, когда производился бомбо-штурмовой удар, в воздухе происходили жаркие воздушные бои. Против группы наших истреби­ телей прикрытия действовало до двадцати «ФВ-190». Неоднократ­ ные атаки немецких самолетов ус­ пешно отбивались нашими летчи­ ками. Воздушный бой закончился побе­ дой балтийских истребителей. По одному «ФВ-190» сбили летчики Джапаридзе, Людяев и Липатов. Одного «ФВ-190» уничтожил капи­ тан Бешлетный в паре с летчиком Барекон. Воздушный бой вели не только наши истребители, но и штурмови­ ки, к которым прорвалось несколь­ ко самолетов противника. Точным пулеметным огнем стрелок «Илыо- аіина-2» младший сержант Пугачев сбил одного «ФВ-190». В тот же день гвардии лейтенант Баженов в Балтийском море обна­ ружил вражеский транспорт, кото­ рый шел в составе каравана, охра­ няемого боевыми кораблями. Лет- іик внезапно атаковал и потопил транспорт водоизмещением 6.000 гони. В освобожденной Белоруссии. Советские граждане, спасавшиеся в лесах от угона на немец­ кую каторгу, возвращаются в родные места. Слева— разбитый на­ шими артиллеристами тяжелый немецкий танк. Фото Л , Великжанниа. Фотохроника ТАСС СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К --------------------------- “ -------------------------- 8 сентябРя 1944 г- №214 (284 ).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz