Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
Экипаж прославленного торпедоносца Северного флота В. Пирогова. В центре—командир экипа жа Герой Советского Союза гвардии капитан В. Пирогов. (Снимок сделан н апреле 1944 года). Фото И. Михеева. Герой Советского Союза гвардии капитан В. Пирогов Свободная „охота“ торпедоносца Основной принцип торпедной атаки в крейсерской операции— внезапность. Она диктуется тем, что торпедоносец-«охотник» один атакует цель, которая может быть хорошо защищенной. Поэтому фак тор внезапности атаки является для «охотника» первейшим зало гом успеха. Чем и как можно добиться вне запности-нападения на противника? Как известно, в любых условиях внезапность нападения достигает ся быстротой воздействия на про тивника. Иными словами, вражес кий корабль надо атаковать с хода. Атака с хода требует от летчика быстрых, продуманных действий, ибо она означает: как только цель обнаружена, сразу же. выходи в атаку. Отсюда следует вывод, что всегда надобно обнаружить цель первым, сблизиться с ней на макси мальной скорости и, сократив вре мя атаки, не дать противнику при нять какие-либо меры для отраже ния ее. Атака с ход» требует как можно меньше времени. Это обсто ятельство делает ее весьма слож ной 11 трудной в исполнении, так как экипажу приходится за очень короткое время производить необ ходимые расчеты (определение па раметра цели, прицеливание) и сбрасывать торпеду. Естественно, что успешное проведение такой атаки немыслимо без хорошей тре нировки экипажа па земле и на Полигоне. Лучше всего атаковать с хода, когда самолет до выхода в атаку имеет высоту 200— 150 метров. При больших высотах атака с хода бы вает или невозможна (нельзя поте рять высоту до цели по прямой), 'или «евыгодна. (теряется элемент внезапности). Одним из самых ответственных элементов атаки надо считать сближение торпедоносца с целью. Рекомендуется его производить таким образом, чтобы атака была, например, с курсовых углов 45-120 градусов. Поэтому, если цель об наружена впереди по носу, «охот ник» должен итти на нее не по пря мой, а в сторону с таким расчетом, чтобы в последующем атаковать с нужного курсового угла. Во время сближения с целью, как мы уже об этом говорили, эки пажу «охотника» приходится про изводить все расчеты. В них бу дут входить следующие элементы: а) какую цель атаковать, если их несколько; б) куда отходить после атаки; в) скорость хода цели; г) прицельные данные. Все это может сделать и пра вильно рассчитать только опытный Экипаж, имеющий достаточные на выки в быстром производстве рас четов атаки л хорошо оттрениро- ванный на полигоне. *) Окончание. Начало см. «Севе роморский летчик* ад 6 сентября. Атака с хода позволяет «охот нику» атаковать не только одиноч ные суда, но и корабли, идущие под прикрытием. Так Францев по топил подводную лодку под при крытием миноносцев. Это ему уда лось только благодаря элементу внезапности. Его атака была на столько неожиданной для немцев, что они не смогли разобраться в обстановке, и только, когда само лет был на малой дистанции, от крыли по нему рассеянный огонь. В ноябре прошлого года мне также довелось произвести весь ма характерную атаку по немецко му танкеру, который вместе с тре мя транспортами конвоировался несколькими тральщиками и сторо жевиками. Противник обнаружил наш экипаж только тогда, когда я сбросил торпеду на дистанции не более 600— 700 метров. Скоротечность атаки с хода тре бует быстрых решений экипажа и порой не дает возможности хорошо, по-настоящему прицелиться. Вви ду этого рекомендуется с хода атаковывать с более коротких ди станций, что будет как бы компен сировать ошибки экипажа в опре делении 'параметра цели и прице ливания. Всегда ли желательна и выгод на в крейсерском полете атака с хода? Отнюдь нет. В иных случа ях, где не требуется быстрога дей ствии, иначе говоря, когда цель слаба или совсем не защищена, атака с хода вредна, так как мож но промахнуться. Однажды такой случай был со мной. Мы обнаружили в полете оди ночный транспорт. По своему обыкновению я немедленно раз вернулся и пошел в атаку. Как и следовало ожидать, она оказалась безуспешной: торпеда прошла за кормой. В чем при чина? Она заключалась в моей по спешности. В данном случае атака с хода ничем не диктовалась, ибо цель была не защищена и, следо вательно, нам можно было спокой но разобраться в обстановке, а по том наверняка сбросить торпеду. Не всегда летчик может атако вать с хода, хотя это и было бы желательно. Иногда необходимо добиться внезапности скрытностью выхода в атаку. К примеру, если в момент обнаружения цели самолет имел большую высоту, которую невозможно потерять сразу, лучше всего спланировать на темную часть горизонта или на солнце, а затем уже заходить в атаку. В иных случаях следует использо вать рельеф местности: занять по зицию где-либо вне видимости за мысом, за островом или на берегу в лощине и, маскируясь фоном бе рега, атаковать противника. Однажды в одном из районов Се верной Норвегии гвардии капитан Шебанов обнаружил конвой про тивника. Дважды он пытался вый ти в атаку, но дважды ему еще с ди станции 5—8 километров преграж дал путь огонь зенитной артилле рии и, кроме того, атаковывали 2 «Мессершмитта». В это время с противоположного направления шел самолет Героя Советского Союза гвардии капитана Зайцева. Увидя вначале стрельбу, а потом поняв всю сложившуюся обстанов ку над конвоем, Зайцев решил ис пользовать ее в своих интересах. Он отошел вначале в сторону, а по том, выбрав удобный момент, когда и «Мессершмитты» и зенитная ар тиллерия кораблей были заняты самолетом Шебанова, пошел в ата ку. Она была для немцев настолько внезапна, что те заметили самолет Зайцева поздно и не смогли вести по нему сосредоточенный огонь. Экипаж Зайцева в этой операции иотопил крупный немецкий транс порт. Характерна в этом отношении и другая атака Зайцева по фашист скому танкеру вблизи одного из вражеских портов. В ней Зайцев использовал наступившую темноту и то, что при выходе из порта ко н вой противника не имел еще опре деленного ордера, позволяющего ему успешно противодействовать торпедоносцу. В результате танкер был потоплен, а самолет Зайцева не получил никаких повреждений, ибо немцы успели дать только не сколько очередей вдогонку. Анализируя эти два примера можно сделать вывод, что торне- доносцу-«охотнику» в каждом от дельном случае надо правильно оценивать обстановку в районе атаки и всегда умело использовать ее в своих целях. Многочисленные примеры крей серских операций североморских торпедоносцев явствуют, что почти все они сопровождались атаками с коротких дистанций. Это об’яс- няется, главным образом, скрытным поиском цели и внезапностью атак. Однако внезапность атаки и скрыт ность в поиске ни в коем случае не должны являться для «охотника» самоцелью. Не всегда эти два благоприятные фактора достижимы в крейсерском полете. Однако эго не значит, что «охотник» в таких случаях вправе отказаться от атаки фашистского конвоя или судна. В начале этого года гвардии лей тенант Гнетов обнаружил конвой в составе 19 единиц. Он, не задумы ваясь, пошел в атаку и, несмотря на то, что еще на подходе противник встретил его самолет огнем зенит ной артиллерии, прорвался сквозь огненное кольцо внутрь конвоя и торпедировал транспорт. Итак, в крейсерском полете побе ду приносит не только хитрость и умение быстро и четко ориентиро ваться в обстановке, но и смелость и непоколебимая воля к победе. Без этого главного качества совет ского воина экипаж не может победить коварного и еще сильно го врага. „МЫ СМЕЛО БУДЕМ СМОТРЕТЬ ВАМ В ГЛАЗА" Ha-днях в наше подразделение ' пришло коллективное письмо мате рей — своим дочерям, находящим ся на Северном флоте. ГІеречитЬівая письмо, девушки- краснофлотцы вспоминали день прибытия в часть, первую по рученную работу. М ного труда вложено краснофлотцами-девушка- ми в обеспечение боевой работы летных частей. Письмо матерей с призывом — множить усилия в борьбе с немец- ко - фашистскими захватчиками, энергичней и самоотверженней по могать лепным частям громить вра га — нашло живой о ткл и к среди девушек. «За нас нашим родным матерям краснеть не придется. Наказ их мы выполним с честью, оказанное нам доверие оправдаем», — заявили тт. Файн, Шныркова, Ручкина, Ахмет- валеева, Калинина, Скворцова и многие другие. На следующий день девушки коллективно составили ответ на письмо матерей. «Здравствуйте дорогие, хорошие наши матери! H a-днях мы получили Ваше коллективное письмо. От всей д у ши мы — девушки-сержанты и краснофлотцы — ваши дочери благодарим вас за письмо, согре тое родительской лаской, за теп лое материнское слово и за забо ту о нас. Родные наши! Нам также хотелось бы скорее встретиться с вами, обнять и крепко, крепко по целовать. Но война еще продол жается, и нам, ка к и всем бойцам, надо выполнять свой долг перед любимой Родиной. Письмо напомнило ваш наказ: всеми силами помогать громить врага и только с победой возвра щаться домой. Мы этот наказ вы полняем. Мы гордимся, что, нахо дясь в рядах Военно-Морского Флота, выполняя самую разнооб разную работу, вкладываем и свою лепту в дело скорейшего ; разгрома врага. Успехи в работе у нас есть: многие отмечены правительствен ными наградами, значками «От- ■ личный шофер», «Отличный сани тар», «Отличный связист», мно гие получили благодарности от командования за боевую работу. Образы Зои Космодемьянской, 15-летней белорусской девушки Сусаниной, Лизы Чайкиной, ком сомольцев Краснодона и многих других навсегда останутся у нас в памяти, ка к примеры беззавет ного служения Родине. Мы стре мимся подражать им в своей ра боте. Мы неустанно совершенствуем свои специальности. В минуты свободного времени читаем книги, журналы, газеты, принимаем уча стие в организации и проведении культурного досуга, занимаемся спортом. Ни на минуту никто из нас не за бывает, что по возвращении домой нас спросят о боевых делах. Т о г да мы ответим: «В тяжелые для страны дни мы были в рядах за щитников нашей Родины и, сидя за рулем автомашины, ухаживая за ранеными бойцами- и команди рами, готовя іщщ у для бойцов, ведя учет и сохраняя военное им у щество, обеспечивая летчикам ме теосводки,— делали все для с к о рейшей победы над врагом. Родные наши матери! Близится грозный час расплаты с немцами за все злодеяния, совершенные ими. У ж е недалек час победы над врагом. Скоро настанет счастли вая минута нашей долгожданной встречи, будет у нас о чем вам рассказать. Мы смело будем смот реть вам в глаза, ибо ваш наказ, доверие, оказанное нам, выполним с честью, к а к подобает к а ж дому патриоту своей любимой Ро дины». Так ответили матерям девушки- бойцы, Майор С. ГАЛИЧИЙ . ВЕСТИ С БАЛТИКИ БОМБОВЫЕ УДАРЫ ПО КОРАБЛЯМ ПРОТИВНИКА В трудных метеорологических условиях летчики Балтики продол жают наносить бомбо-штурмовые удары по вражеским кораблям. Разведчики, ведомые Гориным, об наружили в Финском заливе не сколько быстроходных десантных барж. Неприятельские корабли дер жали курс на запад. Установив необходимые данные, Горин радировал командованию. Немедленно в воздух поднялись две группы «Ил-2», одной коман довал гвардеец Благодаров, вто рой — летчик Одальцов. К а к только наши самолеты при близились к дели, немцы открыли ураганный огонь. Не расстраивая боевых порядков, гвардейцы прорвали огневую заве су и пошли в атаку на врага. Пер выми удачно отбомбились из груп иы Благодарова гвардии старшиі лейтенанты Кузнецов и Шумилов Прямыми попаданиями бомб ош подорвали быстроходную десант ную баржу, которая вскоре пошл, ко дну. Вслед за гвардейцами -на цель за шли и остальные летчики. ІІуш еч но-пулеметным огнем они повреди ли две быстроходные десантньн <3аржи. В то время, когда производился бомбо-штурмовой удар, в воздухе происходили жаркие воздушные бои. Против группы наших истреби телей прикрытия действовало до двадцати «ФВ-190». Неоднократ ные атаки немецких самолетов ус пешно отбивались нашими летчи ками. Воздушный бой закончился побе дой балтийских истребителей. По одному «ФВ-190» сбили летчики Джапаридзе, Людяев и Липатов. Одного «ФВ-190» уничтожил капи тан Бешлетный в паре с летчиком Барекон. Воздушный бой вели не только наши истребители, но и штурмови ки, к которым прорвалось несколь ко самолетов противника. Точным пулеметным огнем стрелок «Илыо- аіина-2» младший сержант Пугачев сбил одного «ФВ-190». В тот же день гвардии лейтенант Баженов в Балтийском море обна ружил вражеский транспорт, кото рый шел в составе каравана, охра няемого боевыми кораблями. Лет- іик внезапно атаковал и потопил транспорт водоизмещением 6.000 гони. В освобожденной Белоруссии. Советские граждане, спасавшиеся в лесах от угона на немец кую каторгу, возвращаются в родные места. Слева— разбитый на шими артиллеристами тяжелый немецкий танк. Фото Л , Великжанниа. Фотохроника ТАСС СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К --------------------------- “ -------------------------- 8 сентябРя 1944 г- №214 (284 ).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz