Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; :ентября І 944 г,, № 208 (278). ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВОЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ Г | одвиги летчика Вик- * * тора Стрельцова, о которых мне хочется рас­ сказать, заметно выделя­ ют его из среды товари­ щей до оружию. Бла- - годаря этим подвигам мы стали свидетелями сла­ вы воина, которому Роди­ ла воздала высокую по­ честь присвоением зва­ ния Героя Советского 'Союза. Первый же командир Стрельцова увидел в мо­ лодом пилоте храброго и бесстрашного летчика, который воспринял войну, как суровую ш колу и прошел в ней путь непре­ рывного роста, путь от младшего лейтенанта до капитана. Теперь Стрельцов сме­ лый, опытный летчик. Д о ­ стиг этого он не сразу. Ьыли промахи и ошибки. Упорством и настойчи­ востью Стрельцов пре­ одолевал их. Одна из ошибок едва ие стоила ему жизни. Прикрывая военные об’екты, лет­ чик заметил приближавшееся зве­ но «Хейякелей». Это была первая встреча с воздушным противником. Стрельцов сблизился на дистан­ цию 100 метров, хотел уже дать очередь, как вдруг по кабине по­ лоснула трасса вражеских пуль Пули разбили фонарь, ранили штурмана, перебили переносицу са­ мому Стрельцову. Кровь мгновен: но залила глаза летчику, он пере­ стал видеть. Оставалось одно: по­ кинуть самолет. Мысли пронеслись в голове: бросить боевую машину? Но ведь это позор. Ни за что! — Штурман, командуй, а я пове­ ду машину!—приказал летчик. На аэродроме сразу опре­ делили, что со Стрельцовым что-то случилось. С трудом, по команде штурмана, летчик посадил машину па «взлетное иоле. После госпитального лечения он снова вошел it строй, стал настойчиво изучать тактику врага. Большое влияние на формирова­ ние летчика оказал дважды Герои Советского Союза Борис Феокти­ стович Сафонов. Правда, Стрель­ цов не служил непосредственно у Сафонова, но, находясь на одном с дим аэродроме, постоянно перени­ мал сафоновские методы борьбы с противником. 'Навсегда запомнил Стрельцов слова Сафонова: «Помни, что враг бежит, если ты смело идешь впе­ ред, если ты полон презрения к смерти, если ты не знаешь никакой другой цели, кроме одной—побе­ дить! Наши люди не отступают ни перед какими трудностями. Ста­ линские соколы великолепно по­ нимают, что в бою должно быть одно стремление—уничтожить вра­ га». Стрельцов впервые увидел мо­ ре в Заполярья, куда он прибыл весной позапрошлого года. Заполярье с его снеговыми за­ рядами, штормами и туманами не смутило его. Наоборот, Стрель­ цов как-то больше приободрил­ ся. Он настойчиво стал изучать театр и крепко полюбил море. Но как и прежде, в Стрельцове жил юношеский задор, остававшийся отличительной чертой его харак­ тера. Эта черта героя не раз сослу­ жила ему службу. Однажды группа наших бомбар­ дировщиков, в которой находился Стрельцов, произвела удачный на­ лет на аэродром противника. Во вражеском логове вспыхнули по­ жары: запылали самолеты, ангары, аэродромные сооружения. Без еди­ ной потери летчики возвращались обратно. 'Но Стрельцов не был удовлетворен: у него оставались снаряды, а привозить боезапас до­ мой он считал позором. В одном из фиордов летчик за­ метил большой транспорт. Цель была заманчивой, упускать ее не хотелось. Стрельцов спикировал и выпустил четыре снаряда. Они уда рили в палубу. Столб черного ды Герой Советского Союза капитан В. Стрельцов. ма и пламени высоко поднялся над фиордом. Довольный успехом, лет­ чик догнал самолеты и занял свое место э строю. Позднее выясни­ лось, что четырьмя снарядами был уничтожен нефтеналивной танкер противника водоизмещением 6000 т. В другой раз четыре наших само­ лета- вылетели яа разведку кораб­ лей противника. Один из самолетов вел Стрельцов. Вот что рассказа­ ли об этом полете шедшие вместе с ним летчики: «Стоял полярный день ц с четы­ рех тысяч метров море хорошо про­ сматривалось. Ярко-багровое солн­ це висело над самым горизонтом. Оно хорошо освещало водную по­ верхность. От города В. экипажи легли курсом на норд. Пройдя миль сорок, ведущий заметил на горизонте бурун вражеского ко ­ рабля. Это .возвращался в базу ми­ ноносец противника. Мы сбросили по миноносцу серию бомб. Корабль накренился, ,цо оставался на пла­ ву. Тут-то и взял себе слово Стрельцов. Па его самолете были снаряды, и летчик смело, несмот­ ря на яростный зенитный огонь, .ввел машину в пике. Снаряды уго­ дили в центральную часть и корму миноносца. Раздался сильный взрыв: фашистский корабль, о к у ­ тавшись клубом огня и дыма, че­ рез три минуты скрылся под во­ дой. Гибель миноносца была за­ фиксирована фотоаппаратом». Спустя несколько дней выясни­ лось, что ко дну пошел эсминец типа «Лнберехт-Маас», построен­ ный незадолго до войны, имевший около 2.000 тонн водоизмещения. Эсминец был вооружен пятыо 127- миллиметровыми пушками и во­ семью торпедными трубами. Его экипаж насчитывал 283 человека. Потопленный вражеский корабль был занесен на боевой счет Стрель­ цова, а летчик получил высокую награду: орден Красного Знамени'. Шли боевые дни, росло мастер­ ство воина, продолжала проявлять: ся его находчивость. ...Конвой союзников стоял на рейде у одного из островов Белого моря. Метеорологические условия были исключительно трудными: нарастал шторм, висела трехярус- ная облачность, видимость не пре­ вышала километра, а в верхних слоях возникало обледенение. Та­ кую погоду немцы избрали для на­ падения на конвой. Двадцать че­ тыре «Юнкерса» приближались к цели. 'Навстречу им поднялись советские самолеты. Машина Стрельцова, пробив об­ лачность, сразу же встретилась с пятью «10-88». Численное превос­ ходство не смутило летчика. На его стороне была внезапность. И смелая лобовая атака заставила противника свернуть с боевого курса. «Юнкерсы» рассыпались и, неприцельно сбросив бомбы, стали поспешно уходить. Стрельцов на­ сел на замыкающий «Юнкере», не­ сколькими очередями зажег фа­ шистскую машину. Она перевер- .нѵлась яа крыло и через несколько секунд горящим факе­ лом дошла в отвесное пике, врезавшись в воду недалеко от конвоя. Израсходовав весь бое­ запас, летчик принял ре­ шение итти на свой аэро­ дром. Развернувшись, он заметил, как с другого направления, маскируясь облачностью, к конвою приближалась еще гр уп ­ па «Юнкерсов». Остава­ лись считанные секунды. I яжелые фугасные бом­ бы вот-вот обрушатся на корабли. Стрельцова про­ низала мысль: не до пу­ стить противника к. к о н ­ вою, не допустить во что бы то ни стало. Он при­ нял дерзкое решение: не имея ни одного снаряда, ни одной пули, итти в ло­ бовую атаку на фашист­ ские машины. — Решил испытать, у кого нервы крепче,— го ­ ворил позднее Стрель­ цов.— Удар был рассчи­ тан на психику, немцы его не выдержали, ша­ рахнулись, неприцельно сбросили бомбы. Еще несколько атак имитировал летчик, и только убедившись, что а воздухе нет фашистских самолетов, вернулся на аэродром. Море, которое так полюбил Стрельцов, доставляло ему немало испытаний. Он знал: бой в о ткры ­ том море требует железной вы­ держки, стойкости и мастерства. Море1—не суша, оно беспощадно. Ми парашют, ни удачная посадка на воду не спасут экипаж. Выхо­ дов из боя над морем лишь два— победа или смерть. Победу вы­ игрывает тот, к т о лучше владеет оружием и своим самолетом. ...Две советских машины выле­ тели на прикрытие конвоя союзни­ ков. Одну вел Стрельцов. Само­ леты пересекли далекую параллель и через несколько минут обнару­ жили конвой. Продержавшись над кораблями положенное время, лег. чики легли на обратный курс. Штурман Стрельцова доложил, что горючего в обрез. К ак раз в это же время на встречном курсе пока­ зались два вражеских самолета. Они шли на конвой, неся под фю­ зеляжами торпеды. Советские летчики атаковали немцев. Те, видимо, никак не о ж и ­ дали, что у таких высоких шпрот им встретятся русские истребите­ ли. Фашисты развернулись, но уй ­ ти от наших самолетов оказалось нелегко. По одному из «Юнкерсов» Стрельцов произвел несколько атак. Экипажи видели, как враже­ ская машина, окутавшись дымом, ■стала уходить со снижением и че­ рез несколько минут врезалась в воду. Второй «Юнкере» поспешно скрылся и облаках. Это был пер­ вый воздушный бой у высоких ши­ рот Севера. Его выиграл советский летчик—Виктор Стрельцов. Довести машину до аэродрома помогла расчетливость. Едва само­ лет коснулся колесами знакомой дорожки, моторы остановились. 150 боевых вылетов совершил Виктор Стрельцов на бомбо-штур- мовые удары военно-морских баз и аэродромов противника, на прикры ­ тие торпедоносцев и конвоев. И не было еще случая, чтобы он не вы­ полнял задания. На боевом счету Стрельцова— вражеский эсминец, танкер и катер. Он сбил в о ткры ­ том море четыре самолета против­ ника и несколько самолетов под­ бил. Пятнадцать раз вылетал Стрельцов на прикрытие конвоев и никогда не подпускал к ним вра­ жеские самолеты. Штурмовыми ударами он уничтожил 10 танков и 25 автомашин противника, гр уж е ­ ных боеприпасами. — Исход сражения, — говорит Стрельцов, — решает зачастую не сила и не оружие, а инициатива, наступательный дух,, желание побе­ дить, готовность к самопожерт­ вованию. Воля к победе — самое сильное и грозное оружие. И тот, кто этой волей владеет, тот всегда выйдет победителем. Майор К. МУРАТХАНОВ. Надвигается полярная ночь Герой Советского Союза гвардии капитан Н. Б окий Встретим ее во всеоружии нашего мастерства ;м и ночью нещадно бить врага! Вуде? Скоро наступит полярная ночь. Летать будет труднее, особенно нам, истребителям. Но и полярная ночь не должна ослабить нашей боевой активности. Наоборот, уда­ ры по немцам с воздуха надо уси­ ливать. Бомбовые удары по портам, базам и кораблям противника должны стать еще эффективнее. Истребителям необходимо___цд,- ВЫСТГТЬ бДИТеЛЬПОСТЬ, OЫTЬJ^OTOЬЫ- Е гб т гп г врага и ночью ~5ез_іщама«а. За три года у нас 1накопился опыт ведения воздушной войны ночью. Участвовал в ночных опе­ рациях и я. Сегодня мне хочется, в связи с этим, напомнить о вещах, необходимых каждому летчику-се- вероморцу, особенно молодому или впервые встречающему долгую по­ лярную ночь. Самое важное в ночном полете — ориентировка. Знай район действий и его особенности — будет легче воевать. Видимость резко ограни­ чится, ориентировка — затруднит- 1ся. Первые ночи будут черными, беззвездными. Темень будет стоять стеной. Снег еще не выпадет, и земля внизу будет лежать сплош­ ным темным полем, на котором не­ легко различить даже реки, озера и береговую черту. Сумерки в светлые часы суток не облегчат положения: над остывающей зем­ лей повиснет густая дымка. В первые ночи лучший ориен­ тир — световой: фары автомашин, огни, световые маяки и другие сиг­ налы, которые надо отлично знать со всеми особенностями. По мере приближения зимы, ночи станут еще темнее, но появятся звезды, луна, северное сияние. Они облегчат ориентировку тому, кто с ними будет заранее знаком, хотя бы по рассказам бывалых северян. В лунную ночь, уапример, при взя­ тии курса на цель 270 градусов л у­ на будет у летчика по левому бор­ ту сзади под углом 45 градусов. При возвращении с задания луна будет уже справа, впереди, под углом 45—50 градусов. Компасный курс определить в таком случае нетрудно: он будет 90 градусов. В случае потери ориентировки ночью над территорией противни­ ка летчик не должен метаться из стороны в сторону. Спокойно взяв курс 60—90 градусов, надо выйти на береговую черту. Затем курсом 90— 100 градусов итти вдоль этой черты, пока не будет опознано местонахождение. При ночных налетах на наши об’екты и базы в прошлые гоДтг" немцы применяли самолеты «Юн- керс-88». Действовали они с близ­ лежащих аэродромов, поодиночке, с интервалом 3—5— 10 минут. Марш руты полета немцев были почти стандартными. В первое время мы долго не могли поймать немецкие самолеты. Были случаи, когда я попадал в воздушную струю иду­ щего «Юнкерса», но заметить его ,все же не мог. Однажды ночью наш летчик, ныне Герой Советско­ го Союза тов. Климов, сумел сбить «Ю-88». Д ело было так: за­ метив на высоте 4.000 метров зе­ нитные разрывы, Климов пошел на лих. Он находился в восточной стороне от разрывов, и «Юнкере» ,на светлой стороне горизонта был прекрасно виден. Увеличив число оборотов мотора и включив ноч­ ной прицел, Климов, не выпуская из виду врага, пошел на сближе­ ние. Подойдя на дистанцию 100— 50 метров сзади, под ракурсом 1/4, он дал длинную очередь. Трасси­ рующие пули на мгновенье осле­ пили Климова, и он потерял из ви­ ду «Юнкере». Тогда летчик отвер­ нул и зашел со стороны темной части горизонта и стал произво­ дить вертикальный маневр. Это по­ могло. «Ю-88» снова был обнару­ жен: он уходил на запад, со сни­ жением. Климов нагнал врага и расстрелял его. іНа следующую ночь удалось и мне на высоте 5.000 метров, над облаками, заметить «Ю-88» и с дистанции 100—50 метров длинной очередью подбить его. «Юнкере» произвел вынужденную посадку на нашей территории. Через несколько ночей еще од­ ного «Ю-88» сбил летчик Прончен- до. Добиться успеха нам помог приобретенный опыт ориентиров­ ки в полярную ночь. Три наших победы заставили немцев по­ являться у нас по ночам все реже, а затем и вовсе прекратить ночные полеты. Д о наступления долгой поляр­ ной ночи остались считанные дни. Нам надо тщательно подготовить­ ся к ночным бомбардировочным по­ летам и к отражению вражеских ночных бомбардировщиков. Медли­ тельность недопустима. Глубокому и всестороннему изучению рель­ ефа местности, тщательной трени. ровке в слепых полетах должно отводиться сейчас к а к можно больше времени во всей боевой учебе. о- Победа подводников Волны доходили до шести бал­ лов, плотный туман затруднял поиск врага, но подводники настой­ чиво искали противника. Сигналь­ щики Барвинский, Смольников и Бугаев тщательно наблюдали за морем. Не раз обнаруживали они плавающие мины. В походе коман­ дир вручил краснофлотцу Барвин- скому значок «Отличный подвод­ ник». В один из дней подлодка при­ близилась к вражеским берегам. Подняв перископ, командир уви­ дел у входа в фиорд немецкий эсминец, а около него два сторо­ жевых корабля. — В атаку! По команде мичман Голентов- ский выпустил торпеды. Три взры­ ва услышали, моряки во всех о т­ секах лодки. Командир снова поднял пери­ скоп. На месте трех фашистских кораблей стояло лишь облако чер­ ного дыма. Море было пустынно:. Три немецких корабля погрузи­ лись на дно. Благополучно вернувшись в ба­ зу, подлодка салютовала выстре­ лами в честь своей победы. -О— Письма из частей и подразделений Благородный поступок • Во время налета нашей авиации на вражеский порт Вадсэ самолет старшего лейтенанта Тамарова от зенитного огня получил серьезные повреждения. Летчик вынужден был садиться на посадочную пло­ щадку вблизи линии фронта. Нем­ цы заметили это и открыли по площадке артиллерийский огонь. Старшие -техник-лейтенанты Боус, Беляев и техник-лейтенант I лазов сразу же кинулись к под­ битой) машине. Случилось так, что фонарь кабины был поврежден осколками зенитно-го снаряда, и летчик сам не мог его открыть. Это грозило опасностью. Кроме того, на машине возник пожар. Не раздумывая, старший-техник лей­ тенант Беляев разбил фонарь и помог Тамарову вылезть из горя­ щей машины. Боус и Глазов, умело пользуясь огнетушителями и пес­ ком, быстро погасили горящий маслобак. 'Гехник-лейтенаит И. ШАПРИНГКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz