Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к ; :ентября І 944 г,, № 208 (278). ГЕРОИ МОРСКОЙ АВИАЦИИ ВОЛЯ ПОБЕДИТЕЛЯ Г | одвиги летчика Вик- * * тора Стрельцова, о которых мне хочется рас сказать, заметно выделя ют его из среды товари щей до оружию. Бла- - годаря этим подвигам мы стали свидетелями сла вы воина, которому Роди ла воздала высокую по честь присвоением зва ния Героя Советского 'Союза. Первый же командир Стрельцова увидел в мо лодом пилоте храброго и бесстрашного летчика, который воспринял войну, как суровую ш колу и прошел в ней путь непре рывного роста, путь от младшего лейтенанта до капитана. Теперь Стрельцов сме лый, опытный летчик. Д о стиг этого он не сразу. Ьыли промахи и ошибки. Упорством и настойчи востью Стрельцов пре одолевал их. Одна из ошибок едва ие стоила ему жизни. Прикрывая военные об’екты, лет чик заметил приближавшееся зве но «Хейякелей». Это была первая встреча с воздушным противником. Стрельцов сблизился на дистан цию 100 метров, хотел уже дать очередь, как вдруг по кабине по лоснула трасса вражеских пуль Пули разбили фонарь, ранили штурмана, перебили переносицу са мому Стрельцову. Кровь мгновен: но залила глаза летчику, он пере стал видеть. Оставалось одно: по кинуть самолет. Мысли пронеслись в голове: бросить боевую машину? Но ведь это позор. Ни за что! — Штурман, командуй, а я пове ду машину!—приказал летчик. На аэродроме сразу опре делили, что со Стрельцовым что-то случилось. С трудом, по команде штурмана, летчик посадил машину па «взлетное иоле. После госпитального лечения он снова вошел it строй, стал настойчиво изучать тактику врага. Большое влияние на формирова ние летчика оказал дважды Герои Советского Союза Борис Феокти стович Сафонов. Правда, Стрель цов не служил непосредственно у Сафонова, но, находясь на одном с дим аэродроме, постоянно перени мал сафоновские методы борьбы с противником. 'Навсегда запомнил Стрельцов слова Сафонова: «Помни, что враг бежит, если ты смело идешь впе ред, если ты полон презрения к смерти, если ты не знаешь никакой другой цели, кроме одной—побе дить! Наши люди не отступают ни перед какими трудностями. Ста линские соколы великолепно по нимают, что в бою должно быть одно стремление—уничтожить вра га». Стрельцов впервые увидел мо ре в Заполярья, куда он прибыл весной позапрошлого года. Заполярье с его снеговыми за рядами, штормами и туманами не смутило его. Наоборот, Стрель цов как-то больше приободрил ся. Он настойчиво стал изучать театр и крепко полюбил море. Но как и прежде, в Стрельцове жил юношеский задор, остававшийся отличительной чертой его харак тера. Эта черта героя не раз сослу жила ему службу. Однажды группа наших бомбар дировщиков, в которой находился Стрельцов, произвела удачный на лет на аэродром противника. Во вражеском логове вспыхнули по жары: запылали самолеты, ангары, аэродромные сооружения. Без еди ной потери летчики возвращались обратно. 'Но Стрельцов не был удовлетворен: у него оставались снаряды, а привозить боезапас до мой он считал позором. В одном из фиордов летчик за метил большой транспорт. Цель была заманчивой, упускать ее не хотелось. Стрельцов спикировал и выпустил четыре снаряда. Они уда рили в палубу. Столб черного ды Герой Советского Союза капитан В. Стрельцов. ма и пламени высоко поднялся над фиордом. Довольный успехом, лет чик догнал самолеты и занял свое место э строю. Позднее выясни лось, что четырьмя снарядами был уничтожен нефтеналивной танкер противника водоизмещением 6000 т. В другой раз четыре наших само лета- вылетели яа разведку кораб лей противника. Один из самолетов вел Стрельцов. Вот что рассказа ли об этом полете шедшие вместе с ним летчики: «Стоял полярный день ц с четы рех тысяч метров море хорошо про сматривалось. Ярко-багровое солн це висело над самым горизонтом. Оно хорошо освещало водную по верхность. От города В. экипажи легли курсом на норд. Пройдя миль сорок, ведущий заметил на горизонте бурун вражеского ко рабля. Это .возвращался в базу ми ноносец противника. Мы сбросили по миноносцу серию бомб. Корабль накренился, ,цо оставался на пла ву. Тут-то и взял себе слово Стрельцов. Па его самолете были снаряды, и летчик смело, несмот ря на яростный зенитный огонь, .ввел машину в пике. Снаряды уго дили в центральную часть и корму миноносца. Раздался сильный взрыв: фашистский корабль, о к у тавшись клубом огня и дыма, че рез три минуты скрылся под во дой. Гибель миноносца была за фиксирована фотоаппаратом». Спустя несколько дней выясни лось, что ко дну пошел эсминец типа «Лнберехт-Маас», построен ный незадолго до войны, имевший около 2.000 тонн водоизмещения. Эсминец был вооружен пятыо 127- миллиметровыми пушками и во семью торпедными трубами. Его экипаж насчитывал 283 человека. Потопленный вражеский корабль был занесен на боевой счет Стрель цова, а летчик получил высокую награду: орден Красного Знамени'. Шли боевые дни, росло мастер ство воина, продолжала проявлять: ся его находчивость. ...Конвой союзников стоял на рейде у одного из островов Белого моря. Метеорологические условия были исключительно трудными: нарастал шторм, висела трехярус- ная облачность, видимость не пре вышала километра, а в верхних слоях возникало обледенение. Та кую погоду немцы избрали для на падения на конвой. Двадцать че тыре «Юнкерса» приближались к цели. 'Навстречу им поднялись советские самолеты. Машина Стрельцова, пробив об лачность, сразу же встретилась с пятью «10-88». Численное превос ходство не смутило летчика. На его стороне была внезапность. И смелая лобовая атака заставила противника свернуть с боевого курса. «Юнкерсы» рассыпались и, неприцельно сбросив бомбы, стали поспешно уходить. Стрельцов на сел на замыкающий «Юнкере», не сколькими очередями зажег фа шистскую машину. Она перевер- .нѵлась яа крыло и через несколько секунд горящим факе лом дошла в отвесное пике, врезавшись в воду недалеко от конвоя. Израсходовав весь бое запас, летчик принял ре шение итти на свой аэро дром. Развернувшись, он заметил, как с другого направления, маскируясь облачностью, к конвою приближалась еще гр уп па «Юнкерсов». Остава лись считанные секунды. I яжелые фугасные бом бы вот-вот обрушатся на корабли. Стрельцова про низала мысль: не до пу стить противника к. к о н вою, не допустить во что бы то ни стало. Он при нял дерзкое решение: не имея ни одного снаряда, ни одной пули, итти в ло бовую атаку на фашист ские машины. — Решил испытать, у кого нервы крепче,— го ворил позднее Стрель цов.— Удар был рассчи тан на психику, немцы его не выдержали, ша рахнулись, неприцельно сбросили бомбы. Еще несколько атак имитировал летчик, и только убедившись, что а воздухе нет фашистских самолетов, вернулся на аэродром. Море, которое так полюбил Стрельцов, доставляло ему немало испытаний. Он знал: бой в о ткры том море требует железной вы держки, стойкости и мастерства. Море1—не суша, оно беспощадно. Ми парашют, ни удачная посадка на воду не спасут экипаж. Выхо дов из боя над морем лишь два— победа или смерть. Победу вы игрывает тот, к т о лучше владеет оружием и своим самолетом. ...Две советских машины выле тели на прикрытие конвоя союзни ков. Одну вел Стрельцов. Само леты пересекли далекую параллель и через несколько минут обнару жили конвой. Продержавшись над кораблями положенное время, лег. чики легли на обратный курс. Штурман Стрельцова доложил, что горючего в обрез. К ак раз в это же время на встречном курсе пока зались два вражеских самолета. Они шли на конвой, неся под фю зеляжами торпеды. Советские летчики атаковали немцев. Те, видимо, никак не о ж и дали, что у таких высоких шпрот им встретятся русские истребите ли. Фашисты развернулись, но уй ти от наших самолетов оказалось нелегко. По одному из «Юнкерсов» Стрельцов произвел несколько атак. Экипажи видели, как враже ская машина, окутавшись дымом, ■стала уходить со снижением и че рез несколько минут врезалась в воду. Второй «Юнкере» поспешно скрылся и облаках. Это был пер вый воздушный бой у высоких ши рот Севера. Его выиграл советский летчик—Виктор Стрельцов. Довести машину до аэродрома помогла расчетливость. Едва само лет коснулся колесами знакомой дорожки, моторы остановились. 150 боевых вылетов совершил Виктор Стрельцов на бомбо-штур- мовые удары военно-морских баз и аэродромов противника, на прикры тие торпедоносцев и конвоев. И не было еще случая, чтобы он не вы полнял задания. На боевом счету Стрельцова— вражеский эсминец, танкер и катер. Он сбил в о ткры том море четыре самолета против ника и несколько самолетов под бил. Пятнадцать раз вылетал Стрельцов на прикрытие конвоев и никогда не подпускал к ним вра жеские самолеты. Штурмовыми ударами он уничтожил 10 танков и 25 автомашин противника, гр уж е ных боеприпасами. — Исход сражения, — говорит Стрельцов, — решает зачастую не сила и не оружие, а инициатива, наступательный дух,, желание побе дить, готовность к самопожерт вованию. Воля к победе — самое сильное и грозное оружие. И тот, кто этой волей владеет, тот всегда выйдет победителем. Майор К. МУРАТХАНОВ. Надвигается полярная ночь Герой Советского Союза гвардии капитан Н. Б окий Встретим ее во всеоружии нашего мастерства ;м и ночью нещадно бить врага! Вуде? Скоро наступит полярная ночь. Летать будет труднее, особенно нам, истребителям. Но и полярная ночь не должна ослабить нашей боевой активности. Наоборот, уда ры по немцам с воздуха надо уси ливать. Бомбовые удары по портам, базам и кораблям противника должны стать еще эффективнее. Истребителям необходимо___цд,- ВЫСТГТЬ бДИТеЛЬПОСТЬ, OЫTЬJ^OTOЬЫ- Е гб т гп г врага и ночью ~5ез_іщама«а. За три года у нас 1накопился опыт ведения воздушной войны ночью. Участвовал в ночных опе рациях и я. Сегодня мне хочется, в связи с этим, напомнить о вещах, необходимых каждому летчику-се- вероморцу, особенно молодому или впервые встречающему долгую по лярную ночь. Самое важное в ночном полете — ориентировка. Знай район действий и его особенности — будет легче воевать. Видимость резко ограни чится, ориентировка — затруднит- 1ся. Первые ночи будут черными, беззвездными. Темень будет стоять стеной. Снег еще не выпадет, и земля внизу будет лежать сплош ным темным полем, на котором не легко различить даже реки, озера и береговую черту. Сумерки в светлые часы суток не облегчат положения: над остывающей зем лей повиснет густая дымка. В первые ночи лучший ориен тир — световой: фары автомашин, огни, световые маяки и другие сиг налы, которые надо отлично знать со всеми особенностями. По мере приближения зимы, ночи станут еще темнее, но появятся звезды, луна, северное сияние. Они облегчат ориентировку тому, кто с ними будет заранее знаком, хотя бы по рассказам бывалых северян. В лунную ночь, уапример, при взя тии курса на цель 270 градусов л у на будет у летчика по левому бор ту сзади под углом 45 градусов. При возвращении с задания луна будет уже справа, впереди, под углом 45—50 градусов. Компасный курс определить в таком случае нетрудно: он будет 90 градусов. В случае потери ориентировки ночью над территорией противни ка летчик не должен метаться из стороны в сторону. Спокойно взяв курс 60—90 градусов, надо выйти на береговую черту. Затем курсом 90— 100 градусов итти вдоль этой черты, пока не будет опознано местонахождение. При ночных налетах на наши об’екты и базы в прошлые гоДтг" немцы применяли самолеты «Юн- керс-88». Действовали они с близ лежащих аэродромов, поодиночке, с интервалом 3—5— 10 минут. Марш руты полета немцев были почти стандартными. В первое время мы долго не могли поймать немецкие самолеты. Были случаи, когда я попадал в воздушную струю иду щего «Юнкерса», но заметить его ,все же не мог. Однажды ночью наш летчик, ныне Герой Советско го Союза тов. Климов, сумел сбить «Ю-88». Д ело было так: за метив на высоте 4.000 метров зе нитные разрывы, Климов пошел на лих. Он находился в восточной стороне от разрывов, и «Юнкере» ,на светлой стороне горизонта был прекрасно виден. Увеличив число оборотов мотора и включив ноч ной прицел, Климов, не выпуская из виду врага, пошел на сближе ние. Подойдя на дистанцию 100— 50 метров сзади, под ракурсом 1/4, он дал длинную очередь. Трасси рующие пули на мгновенье осле пили Климова, и он потерял из ви ду «Юнкере». Тогда летчик отвер нул и зашел со стороны темной части горизонта и стал произво дить вертикальный маневр. Это по могло. «Ю-88» снова был обнару жен: он уходил на запад, со сни жением. Климов нагнал врага и расстрелял его. іНа следующую ночь удалось и мне на высоте 5.000 метров, над облаками, заметить «Ю-88» и с дистанции 100—50 метров длинной очередью подбить его. «Юнкере» произвел вынужденную посадку на нашей территории. Через несколько ночей еще од ного «Ю-88» сбил летчик Прончен- до. Добиться успеха нам помог приобретенный опыт ориентиров ки в полярную ночь. Три наших победы заставили немцев по являться у нас по ночам все реже, а затем и вовсе прекратить ночные полеты. Д о наступления долгой поляр ной ночи остались считанные дни. Нам надо тщательно подготовить ся к ночным бомбардировочным по летам и к отражению вражеских ночных бомбардировщиков. Медли тельность недопустима. Глубокому и всестороннему изучению рель ефа местности, тщательной трени. ровке в слепых полетах должно отводиться сейчас к а к можно больше времени во всей боевой учебе. о- Победа подводников Волны доходили до шести бал лов, плотный туман затруднял поиск врага, но подводники настой чиво искали противника. Сигналь щики Барвинский, Смольников и Бугаев тщательно наблюдали за морем. Не раз обнаруживали они плавающие мины. В походе коман дир вручил краснофлотцу Барвин- скому значок «Отличный подвод ник». В один из дней подлодка при близилась к вражеским берегам. Подняв перископ, командир уви дел у входа в фиорд немецкий эсминец, а около него два сторо жевых корабля. — В атаку! По команде мичман Голентов- ский выпустил торпеды. Три взры ва услышали, моряки во всех о т секах лодки. Командир снова поднял пери скоп. На месте трех фашистских кораблей стояло лишь облако чер ного дыма. Море было пустынно:. Три немецких корабля погрузи лись на дно. Благополучно вернувшись в ба зу, подлодка салютовала выстре лами в честь своей победы. -О— Письма из частей и подразделений Благородный поступок • Во время налета нашей авиации на вражеский порт Вадсэ самолет старшего лейтенанта Тамарова от зенитного огня получил серьезные повреждения. Летчик вынужден был садиться на посадочную пло щадку вблизи линии фронта. Нем цы заметили это и открыли по площадке артиллерийский огонь. Старшие -техник-лейтенанты Боус, Беляев и техник-лейтенант I лазов сразу же кинулись к под битой) машине. Случилось так, что фонарь кабины был поврежден осколками зенитно-го снаряда, и летчик сам не мог его открыть. Это грозило опасностью. Кроме того, на машине возник пожар. Не раздумывая, старший-техник лей тенант Беляев разбил фонарь и помог Тамарову вылезть из горя щей машины. Боус и Глазов, умело пользуясь огнетушителями и пес ком, быстро погасили горящий маслобак. 'Гехник-лейтенаит И. ШАПРИНГКИЙ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz