Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

2 — С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 5 сентября 1944 г., № 21 і (281). СООБЩЕНИЕ Чрезвычайной Государственной Комиссии По установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников О разрушениях памятников искусства и архитектуры в городах Петродворец, Пушкин и Павловск Всему миру известны величественные памятники искусства и архитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф), П уш кин (бывшее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие мировой архитектуры создавали в X V III и X IX веках дворцы, постройки, парки этих городов-музеев. Петродворец (Петергоф) Сил основан в 1705 году Петром Первым перічшачалыю, как место остановки по пути на остров Котлии, где была начата постройка кре­ пости 'Кронштадт. Здесь, на берегу Финского залива, б и ­ ли построены пристань ичіеббльшой дом, получивший название «Петров двор». С 1714 года на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петро­ дворца (Петергофа). По замыслу и под наблюдением са­ мого Петра в Петродворце строились дворцы — Монпле. зир, Марли, Эрмитаж, центральная часть Большого двор­ ца, большинство фонтанов, парков, гранитная фабрика са­ моцветов. Французский архитектор Лебрен построил в Петродворце замечательные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхний и Нижний парки; итальянец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Кваренги принад­ лежал Александровский дворец; знаменитый зодчий Во­ ронихин, вышедший из крепостных, дополнил Летний парк изящными павильонами. Замечательные дворцы и парки Петродворца получѣли широкую известность, как исключительные памятники мировой архитектуры X V III и X IX веков. Фонтаны Петродворца были изйестны во всем мире. Большой дворцовый парк с величественным фонта­ ном «Самсон» и каналом, выходящим в море, представлял собой исторический памятник, посвященный победе рус­ ского оружия над шведами под Полтавой. Бронзовая фи­ гура Самсона, разрывающего пасть льва, изображала историческую победу Петра Первого над Швецией (лев— государственный герб Швеции), которая открыла для России широкий' выход в европейские страны. Со времени Октябрьской .революции Петродворец стал местом, к у д а ежегодно приезжали тысячи э кс ку р ­ сий не только со всех концов Советского СоюЗа, но и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч ленинградцев, выезжало в Петродворец для отдыха в выходные дни. В течение двух веков создавались художественные архитектурные памятники — дворцы, парки, скульптуры !і городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Великие зодчие X V III и XIX веков: Квасов, Земцов, Растрелли, Кваренги, Ринальдй, Ворони­ хин, Фельтен, Нееловы, Камерон, Стасов, скульпторы — Гордеев, Мйртос, Демут^Малиновский, Козловский, жи­ вописцы—Скотти, Щедрин, Гонзага и другие своими про­ изведениями создали Царскому Селу заслуженную славу во всем мире. Памятники Царского Села тесно связаны с целым рядом крупнейших событий в истории России. В Екатери­ нинский дворец 6 июля 1757 года были привезены ключи и знамена завоеванного русскими войсками прусского го ­ рода Мемель. В дворцовых ларках были воздвигнуты: Чесменская колонна—-в память победы русского флота над турецким в 1770 году при бухте Чесме; Катульский обе­ лиск — в ознаменование победы в этом же году русских войск над турками при реке Кагул ь в Молдавии; Башня- руина — в честь Кучук-Кайнарджи кско го мира, заклю ­ ченного Россией с турками в 1774 году; Орловские воро­ та — в ознаменование побед русских войск под командо­ ванием графа Григория Орлова. В Царскосельском адми­ ралтействе была собрана исключительная по своей исто­ рической ценности коллекция гребных и парусных судов;, здесь же в адмиралтействе находился 'знаменитый гот- торпский глобус, сделанный по распоряжению герцога Готторпского в середине X V II века и в 1713 году пода­ ренный Петру Первому. Огромный глобус, внутренняя поверхность которого представляла звездное небо, вра- ніался в соответствии с движением земного шара, внутри глобуса были помещены стол и скамья на 10 человек. С Царским Селом связана деятельность лучших пред­ ставителей русской литературы: Ломоносова, Сумароко­ ва, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Чаадаева, Тю т­ чева, Гоголя. В Царскосельском лицее воспитывался ве- . ликий русский по‘эт А. С. Пуш кин. Великолепные Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрелли, Александров­ ский дворец, построенный там же Дж аком о Кваренги, Камероновы термы и Камероне ва галерея, носящие имя их знаменитого создателя, являлись лучшими образцами мировой архитектуры. Павловский дворец и парк в городе Павловск явля­ лись выдающимися памятниками архитектурного и садо­ во-паркового искусства. Дворец и парк создавали про­ славленные мастера архитектуры 'Камерон, Россини, В о­ ронихин, Бренна; скульпторы Мартос, Козловский, Де- мут-Малиновский, Прокофьев; живописцы Скотти, Щ е д ­ рин, Меттеилайтер, Гонзага. В 1823 году архитектор К . Росси в левом крыле дворца построил и отделал известную всему миру библиотеку. .Советский народ бережно хранил города-музеи —■ Петродворец, П уш ки н и Павловск, в которых были со­ средоточены памятники истории России, созданные твор­ чеством и трудом народа. Ежегодно затрачивались о г­ ромные средства на благоустройство этих городов и их парков, на работы по ремонту и реставрации дворцов, фон- танов и других построек. Во дворцах были помещены бес­ ценные сокровища русского и мирового искусства, ред­ чайшие образцы мебели, фарфора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностранных мастеров. К моменту вторжения немецких захватчиков в Петро­ дворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изделий, скульптуры ) и 11.700 ценнейших кни г дворцовых библио. тек. В нижних помещениях Екатерининского и Александ­ ровского дворцов города П уш ки н были сосредоточены гарнитуры мебели русской и французской работы X V I11 века, 600 предметов художественного фарфора конца X IX и начала XX веков, большое количество мраморных бю ­ стов, мелкой скульптуры, до 35.000 томов кни г дворцовой библиотеки. На основании документальных материалов, заявле­ ний и свидетельских показаний очевидцев, показаний не­ мецких военнопленных и тщательного расследования, проведенного Специальной Комиссией в составе: предсе­ дателя ленинградской городской комиссии генерал-лей- тенанта А. А. Кузнецова, председателя исполкома Ленин­ градского городского Совета депутатов трудящихся П. С. Попкова, главного архитектора Ленинграда Н. В. Бара­ нова, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, вице-президентов Академии наук СССР: ака­ демика А. А. Байкова, академика Л. А. Орбели, предсе­ дателя союза советских писателей Н. С. Тихонова, народ­ ной артистки СССР В. А. Мичуриной-Самойловой, члена- корреспондента Академии архитектуры СССР А. И. Ге- гелло, профессор» В. А. Мануйлова, начальника государ­ ственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н. Н. Белехова, директора государственного эрмитажа академика И. А. Орбели, доктора искусствоведческих наук профессора М . В. Доброклонского, профессора М . А. Фармаковского, кандидата архитектурных наук В. И. Пилявского, секретаря комиссии Л . И. Куприяно­ вой, а также на основании личного расследования фактов разграбления и разрушения памятников искусства и архи­ тектуры, произведенного членами Чрезвычайной Го су­ дарственной Комиссии академиком А. Н. Толстым и Н и ­ колаем митрополитом Крутицким , установлено: Немецкие громилы разграбили и разрушили памятники искусства Петродворца Ворвавшись в Петродворец 23 сентября 1941 года, немецкие за­ хватчики сразу же приступили к грабежу ценностей дворцов-музеев и вывозили имущество дворцов в течение нескольких месяцев. Из дворцов — Большого, Марли, Монплезир и Коттеджа они раз­ грабили и вывезли в Германию око­ ло 34.000 музейных экспонатов и среди них 4.950 предметов уникаль­ ной мебели — английской, итальян­ ской, французской и русской рабо­ ты екатерининского, александров­ ского н николаевского времени. Много редких сервизов фарфора иностранных и русских заводов Х Ѵ Ш и X IX веков' Немецкие ван­ далы содрали шелк, гобелены и другие декоративные материалы, украшавшие дворцовый зал. В ноябре 1941 года немцы сня­ ли бронзовую скульптуру Самсона работы скульптора Козловского и увезли ее. Жители Петродворца Е. С. Андреева и М . Р. Барабанова сообщили 'Комиссии, что в начале ноября 1941 года они видели маши­ ну, увозившую фигуру Самсона, прикрытую брезентом. На уступах водяной лестницы и фонтана «Самсон» были располо­ жены статуи реки Волхов в образе старика и реки Невы в образе жен. іцины. Немцы вывезли и эти статуи, также как и большую фонтанную бронозовую фигуру «бога морей» Нептуна, стоявшую в центре композиции Большого бассейна п Верхнем парке. Они вывезли в Гер­ манию художественные решотки, окружавшие парки. Разграбив музейные ценности, немецкие бандиты подожгли Боль­ шой дворец — гениальное творе­ ние зодчего Варфоломея Растрел­ ли. Во дворце полностью погибли: танцовальный зал, аудиенц-зал, па­ радная лестница и церковь, укра­ шенные деревянной золоченой резь­ бой, выполненной архитектором Растрелли, Бронный, Чесменский іи столовый залы, созданные Фелз- тэном, дубовая лестница и дубовый кабинет, отделанные тончайшей резьбой. При своем отступлении из Пет­ родворца немцы с помощью мин замедленного действия разрушили дворец Марли, Дворец имел тон­ чайшую лепную отделку и резьбу. Немцы разрушили Петровский •Монплезир. Они уничтожили все де­ ревянные части павильонов и гал- лереіі, внутреннюю отделку каби­ нета, спальни и китайских комнат; во время оккупации среднюю, наи­ более ценную в И'Сторцко- художе­ ственном отношении часть двор­ ца—превратили в ДОТ; в западном павильоне дворца устроили конюш­ ню и уборную. В помещениях Ас- самблейного корпуса немцы разоб­ рали полы, выпилили балки, унич­ тожили двери и окопные рамы, ободрали обшивку потолка. В парковом павильоне — Эрми­ таж гитлеровцы устроили пуле­ метно-артиллерийскую огневую, точку, уничтожив внутреннюю от­ делку здания и старинный пол’ем- ный механизм обеденного стола. В северной части парка, так на­ зываемой Александрии, они взо­ рвали дачу Николая II, полностью уничтожили деревянный офицер­ ский домик, Александрийские воро­ та, павильоны фонтана Адама, пи­ лон главных ворот Верхнего парка и Розовый павильон. Дворец Нико­ лая I—Коттедж немцы заняли под 'медицинский пункт, а в Фермер­ ском дворце разместили свой штаб. Все внутреннее убранство этих дворцов уничтожено. Немцы разрушили знаменитую фонтанную систему Петродворцо- вых парков. Они подорвали соеди­ няющую фонтанную линию на всем протяжении от плотины у «Розово­ го павильона» до Верхнего па.рка. Главная аллея Нижнего парка, идущая параллельно, на участке от канала до Александрии полностью вырублена; из Деревьев немцы сде­ лали заминированный завал. В центральной части Верхнего парка выкопан противотанковый ров После занятия Нового Петро­ дворца части 291-й немецкой пе­ хотной дивизии огнем тяжелых орудий полностью уничтожили зна­ менитый Английский дворец в Ста­ ром Петродворце, построенный по указу Екатерины 11 архитектором Кваренги. Немцы выпустили по дворцу 9 тысяч тяжелых артилле­ рийских снарядов. Вместе с двор­ цом уничтожен живописный А н г­ лийский парк и все парковые па­ вильоны. 316-й пехотный полк 212-й не­ мецкой дивизии артиллерийским огнем уничтожил так называемую «собственную Дачу Александра 11», построенную при Николае I. В Старом Петродворце немцы 'уничтожили все церкви, в том чи­ сле Знаменскую, в которой храни­ лись военно-исторические релик­ вии эпохи Отечественной войны 1812 года. Разрушен храм-музей Серафимовском монастыря с заме­ чательным иконостасом в стиле древнего северо-русского верхов­ ного зодчества. Установлено, что немецкие за­ хватчики преднамеренно, с целью разрушения включали дворцы и парки, имеющие историческое зна­ чение, в систему немецкой оборо­ ны. Об этом свидетельствует найден­ ный в одном из помещений Фер­ мерского дворца макет немецких укреплений ГІетродворцового райо­ на. На макете показаны важнейшие здания, зеленые массивы с их пла­ нировкой, водные зеркала, протоки и нанесены узлы сопротивления, минные поля и другие фортифика­ ционные сооружения немецких за­ хватчиков. Макет дает полное представление системы обороны немцев в Петродворце, в которую включены в качестве опорных у з ­ лов все дворцовые постройки бе­ реговой полосы: Марли, Эрмитаж, Иллюминационный дворец, Мон­ плезир и другие, Гитлеровские бандиты разрушили дворцы города Пушкин Разграбление и разрушение исто­ рических и художественных двор­ цов г. Пуш кин (Царское Село) про­ изводилось преднамеренно, но у ка ­ заниям высших -германских вла­ стей. Захваченный в плен в феврале 1944 года, капитан медицинской службы 61-й пехотной дивизии Хельмут Антее показал: «Мне из­ вестно, что в 1941 году в Герма­ нии была создана специальная к о ­ миссия «Кунсткомиссион». В функ­ ции этой комиссии входило изы­ мать дворцовое имущество в о к к у ­ пированных районах России ц все и г’ятое перевозить в Германию. Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имущество Пуш кинских дворцов грузила в эшелоны и вы ­ возила в Германию. Сколько было вывезено ценностей этих двор­ цов, я не знаю, но, во всяком сл у ­ чае, брали все. К а к мне известно, в Екатерининском дворце в городе П уш кин имелась комната, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран и вывезен в Германию». Значительную часть Екатеринин ского дворца не^мцы сожгли. В or ье погибла знаменитая Растрел- лиевская трехсотметровая анфила­ да парадных зал. Погибли знамени­ тые Антикамеры («Залы ожида­ ния»), отделанные Растрелли. Все стены Антикамер были покрыты зо­ лоченой резьбой, огромные потол­ ки затянуты великолепными хол­ стами работы художников середи­ ны X V III в.: Валлериани, Градиц- цы, Вельского и других. Не имея возможности снять эти огромные полотна, немцы изрезали замеча­ тельные произведения искусства на куски. Страшную картину разрушения представляет собой Большой з і л — гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны ваботы Торелли, Джордано, Брю- лова и других крупнейших италь­ янских и русских мастеров; содран и похищен старинный расписной китайский шелк X V III века со стен китайской гостиной и спальни Александра I и желтый шелк с тканым рисунком лебедей и фаза­ нов русской ручной работы X V III века, которым были обтянуты сте­ ны Малой столовой; погибли на­ борные паркеты из ценных пород дерева, выполненные по рисункам архитектора Ринальди. Разгромлена и разграблена изу­ мительная по своей внутренней о т­ делке дворцовая церковь — одно из лучших произведений Растрел­ ли. Иконостас церкви разбит, и ко­ ны вывезены, часть плафонов сре­ зана, а часть уничтожена, полы вы­ ломаны, лепные золоченые укра­ шения содраны. . Немцы разрушили личные комна­ ты Екатерины II, отделанные худо­ жественным стеклом, бронзой, фар­ фором, зеркалами, майоликой, ми­ ниатюрными фресками и наборным деревом. Они разбили на мелкие к у с ки все пластинки молочного, фиолетового и синего стекла, кото­ рыми были покрыты стены «Таба­ керки» и спальни Екатерины II. При отступлении в январе 1944 года немецкие захватчики подгото­ вили полное уничтожение того, что еще оставалось от Екатерининско­ го дворца и примыкающих к нему зданий. С этой целью в нижнем этаже сохранившейся части двор­ ца, а также под Камероновой гал- лереей было заложено 11 больших авиабомб замедленного действия весом от одной до трех тонн. Гитлеровские бандиты разгроми­ ли в Пушкине знаменитый Алек­ сандровский дворец, построенный в конце X V III века знаменитым зодчим Дж аком о Кваренги. (Окончание см. на 3 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz