Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 — С Е В Е Р О М О Р С К И Й Л Е Т Ч И К 5 сентября 1944 г., № 21 і (281). СООБЩЕНИЕ Чрезвычайной Государственной Комиссии По установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников О разрушениях памятников искусства и архитектуры в городах Петродворец, Пушкин и Павловск Всему миру известны величественные памятники искусства и архитектуры городов Петродворец (бывший Петергоф), П уш кин (бывшее Царское Село), Павловск. Лучшие зодчие мировой архитектуры создавали в X V III и X IX веках дворцы, постройки, парки этих городов-музеев. Петродворец (Петергоф) Сил основан в 1705 году Петром Первым перічшачалыю, как место остановки по пути на остров Котлии, где была начата постройка кре пости 'Кронштадт. Здесь, на берегу Финского залива, б и ли построены пристань ичіеббльшой дом, получивший название «Петров двор». С 1714 года на берегу Финского залива было развернуто огромное строительство Петро дворца (Петергофа). По замыслу и под наблюдением са мого Петра в Петродворце строились дворцы — Монпле. зир, Марли, Эрмитаж, центральная часть Большого двор ца, большинство фонтанов, парков, гранитная фабрика са моцветов. Французский архитектор Лебрен построил в Петродворце замечательные дворцы Марли и Эрмитаж, Верхний и Нижний парки; итальянец Растрелли создал Большой дворец; мастерству Джакомо Кваренги принад лежал Александровский дворец; знаменитый зодчий Во ронихин, вышедший из крепостных, дополнил Летний парк изящными павильонами. Замечательные дворцы и парки Петродворца получѣли широкую известность, как исключительные памятники мировой архитектуры X V III и X IX веков. Фонтаны Петродворца были изйестны во всем мире. Большой дворцовый парк с величественным фонта ном «Самсон» и каналом, выходящим в море, представлял собой исторический памятник, посвященный победе рус ского оружия над шведами под Полтавой. Бронзовая фи гура Самсона, разрывающего пасть льва, изображала историческую победу Петра Первого над Швецией (лев— государственный герб Швеции), которая открыла для России широкий' выход в европейские страны. Со времени Октябрьской .революции Петродворец стал местом, к у д а ежегодно приезжали тысячи э кс ку р сий не только со всех концов Советского СоюЗа, но и из многих зарубежных стран. До 150 тысяч ленинградцев, выезжало в Петродворец для отдыха в выходные дни. В течение двух веков создавались художественные архитектурные памятники — дворцы, парки, скульптуры !і городе Пушкин (Царское Село), бывшем до 1917 года царской резиденцией. Великие зодчие X V III и XIX веков: Квасов, Земцов, Растрелли, Кваренги, Ринальдй, Ворони хин, Фельтен, Нееловы, Камерон, Стасов, скульпторы — Гордеев, Мйртос, Демут^Малиновский, Козловский, жи вописцы—Скотти, Щедрин, Гонзага и другие своими про изведениями создали Царскому Селу заслуженную славу во всем мире. Памятники Царского Села тесно связаны с целым рядом крупнейших событий в истории России. В Екатери нинский дворец 6 июля 1757 года были привезены ключи и знамена завоеванного русскими войсками прусского го рода Мемель. В дворцовых ларках были воздвигнуты: Чесменская колонна—-в память победы русского флота над турецким в 1770 году при бухте Чесме; Катульский обе лиск — в ознаменование победы в этом же году русских войск над турками при реке Кагул ь в Молдавии; Башня- руина — в честь Кучук-Кайнарджи кско го мира, заклю ченного Россией с турками в 1774 году; Орловские воро та — в ознаменование побед русских войск под командо ванием графа Григория Орлова. В Царскосельском адми ралтействе была собрана исключительная по своей исто рической ценности коллекция гребных и парусных судов;, здесь же в адмиралтействе находился 'знаменитый гот- торпский глобус, сделанный по распоряжению герцога Готторпского в середине X V II века и в 1713 году пода ренный Петру Первому. Огромный глобус, внутренняя поверхность которого представляла звездное небо, вра- ніался в соответствии с движением земного шара, внутри глобуса были помещены стол и скамья на 10 человек. С Царским Селом связана деятельность лучших пред ставителей русской литературы: Ломоносова, Сумароко ва, Жуковского, Карамзина, Лермонтова, Чаадаева, Тю т чева, Гоголя. В Царскосельском лицее воспитывался ве- . ликий русский по‘эт А. С. Пуш кин. Великолепные Екатерининский дворец, воздвигнутый в городе Пушкин Варфоломеем Растрелли, Александров ский дворец, построенный там же Дж аком о Кваренги, Камероновы термы и Камероне ва галерея, носящие имя их знаменитого создателя, являлись лучшими образцами мировой архитектуры. Павловский дворец и парк в городе Павловск явля лись выдающимися памятниками архитектурного и садо во-паркового искусства. Дворец и парк создавали про славленные мастера архитектуры 'Камерон, Россини, В о ронихин, Бренна; скульпторы Мартос, Козловский, Де- мут-Малиновский, Прокофьев; живописцы Скотти, Щ е д рин, Меттеилайтер, Гонзага. В 1823 году архитектор К . Росси в левом крыле дворца построил и отделал известную всему миру библиотеку. .Советский народ бережно хранил города-музеи —■ Петродворец, П уш ки н и Павловск, в которых были со средоточены памятники истории России, созданные твор чеством и трудом народа. Ежегодно затрачивались о г ромные средства на благоустройство этих городов и их парков, на работы по ремонту и реставрации дворцов, фон- танов и других построек. Во дворцах были помещены бес ценные сокровища русского и мирового искусства, ред чайшие образцы мебели, фарфора, живописи, гобеленов и скульптуры русских и иностранных мастеров. К моменту вторжения немецких захватчиков в Петро дворце после эвакуации оставалось еще 34.214 различных музейных экспонатов (картин, художественных изделий, скульптуры ) и 11.700 ценнейших кни г дворцовых библио. тек. В нижних помещениях Екатерининского и Александ ровского дворцов города П уш ки н были сосредоточены гарнитуры мебели русской и французской работы X V I11 века, 600 предметов художественного фарфора конца X IX и начала XX веков, большое количество мраморных бю стов, мелкой скульптуры, до 35.000 томов кни г дворцовой библиотеки. На основании документальных материалов, заявле ний и свидетельских показаний очевидцев, показаний не мецких военнопленных и тщательного расследования, проведенного Специальной Комиссией в составе: предсе дателя ленинградской городской комиссии генерал-лей- тенанта А. А. Кузнецова, председателя исполкома Ленин градского городского Совета депутатов трудящихся П. С. Попкова, главного архитектора Ленинграда Н. В. Бара нова, митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, вице-президентов Академии наук СССР: ака демика А. А. Байкова, академика Л. А. Орбели, предсе дателя союза советских писателей Н. С. Тихонова, народ ной артистки СССР В. А. Мичуриной-Самойловой, члена- корреспондента Академии архитектуры СССР А. И. Ге- гелло, профессор» В. А. Мануйлова, начальника государ ственной инспекции по охране памятников Ленинграда Н. Н. Белехова, директора государственного эрмитажа академика И. А. Орбели, доктора искусствоведческих наук профессора М . В. Доброклонского, профессора М . А. Фармаковского, кандидата архитектурных наук В. И. Пилявского, секретаря комиссии Л . И. Куприяно вой, а также на основании личного расследования фактов разграбления и разрушения памятников искусства и архи тектуры, произведенного членами Чрезвычайной Го су дарственной Комиссии академиком А. Н. Толстым и Н и колаем митрополитом Крутицким , установлено: Немецкие громилы разграбили и разрушили памятники искусства Петродворца Ворвавшись в Петродворец 23 сентября 1941 года, немецкие за хватчики сразу же приступили к грабежу ценностей дворцов-музеев и вывозили имущество дворцов в течение нескольких месяцев. Из дворцов — Большого, Марли, Монплезир и Коттеджа они раз грабили и вывезли в Германию око ло 34.000 музейных экспонатов и среди них 4.950 предметов уникаль ной мебели — английской, итальян ской, французской и русской рабо ты екатерининского, александров ского н николаевского времени. Много редких сервизов фарфора иностранных и русских заводов Х Ѵ Ш и X IX веков' Немецкие ван далы содрали шелк, гобелены и другие декоративные материалы, украшавшие дворцовый зал. В ноябре 1941 года немцы сня ли бронзовую скульптуру Самсона работы скульптора Козловского и увезли ее. Жители Петродворца Е. С. Андреева и М . Р. Барабанова сообщили 'Комиссии, что в начале ноября 1941 года они видели маши ну, увозившую фигуру Самсона, прикрытую брезентом. На уступах водяной лестницы и фонтана «Самсон» были располо жены статуи реки Волхов в образе старика и реки Невы в образе жен. іцины. Немцы вывезли и эти статуи, также как и большую фонтанную бронозовую фигуру «бога морей» Нептуна, стоявшую в центре композиции Большого бассейна п Верхнем парке. Они вывезли в Гер манию художественные решотки, окружавшие парки. Разграбив музейные ценности, немецкие бандиты подожгли Боль шой дворец — гениальное творе ние зодчего Варфоломея Растрел ли. Во дворце полностью погибли: танцовальный зал, аудиенц-зал, па радная лестница и церковь, укра шенные деревянной золоченой резь бой, выполненной архитектором Растрелли, Бронный, Чесменский іи столовый залы, созданные Фелз- тэном, дубовая лестница и дубовый кабинет, отделанные тончайшей резьбой. При своем отступлении из Пет родворца немцы с помощью мин замедленного действия разрушили дворец Марли, Дворец имел тон чайшую лепную отделку и резьбу. Немцы разрушили Петровский •Монплезир. Они уничтожили все де ревянные части павильонов и гал- лереіі, внутреннюю отделку каби нета, спальни и китайских комнат; во время оккупации среднюю, наи более ценную в И'Сторцко- художе ственном отношении часть двор ца—превратили в ДОТ; в западном павильоне дворца устроили конюш ню и уборную. В помещениях Ас- самблейного корпуса немцы разоб рали полы, выпилили балки, унич тожили двери и окопные рамы, ободрали обшивку потолка. В парковом павильоне — Эрми таж гитлеровцы устроили пуле метно-артиллерийскую огневую, точку, уничтожив внутреннюю от делку здания и старинный пол’ем- ный механизм обеденного стола. В северной части парка, так на зываемой Александрии, они взо рвали дачу Николая II, полностью уничтожили деревянный офицер ский домик, Александрийские воро та, павильоны фонтана Адама, пи лон главных ворот Верхнего парка и Розовый павильон. Дворец Нико лая I—Коттедж немцы заняли под 'медицинский пункт, а в Фермер ском дворце разместили свой штаб. Все внутреннее убранство этих дворцов уничтожено. Немцы разрушили знаменитую фонтанную систему Петродворцо- вых парков. Они подорвали соеди няющую фонтанную линию на всем протяжении от плотины у «Розово го павильона» до Верхнего па.рка. Главная аллея Нижнего парка, идущая параллельно, на участке от канала до Александрии полностью вырублена; из Деревьев немцы сде лали заминированный завал. В центральной части Верхнего парка выкопан противотанковый ров После занятия Нового Петро дворца части 291-й немецкой пе хотной дивизии огнем тяжелых орудий полностью уничтожили зна менитый Английский дворец в Ста ром Петродворце, построенный по указу Екатерины 11 архитектором Кваренги. Немцы выпустили по дворцу 9 тысяч тяжелых артилле рийских снарядов. Вместе с двор цом уничтожен живописный А н г лийский парк и все парковые па вильоны. 316-й пехотный полк 212-й не мецкой дивизии артиллерийским огнем уничтожил так называемую «собственную Дачу Александра 11», построенную при Николае I. В Старом Петродворце немцы 'уничтожили все церкви, в том чи сле Знаменскую, в которой храни лись военно-исторические релик вии эпохи Отечественной войны 1812 года. Разрушен храм-музей Серафимовском монастыря с заме чательным иконостасом в стиле древнего северо-русского верхов ного зодчества. Установлено, что немецкие за хватчики преднамеренно, с целью разрушения включали дворцы и парки, имеющие историческое зна чение, в систему немецкой оборо ны. Об этом свидетельствует найден ный в одном из помещений Фер мерского дворца макет немецких укреплений ГІетродворцового райо на. На макете показаны важнейшие здания, зеленые массивы с их пла нировкой, водные зеркала, протоки и нанесены узлы сопротивления, минные поля и другие фортифика ционные сооружения немецких за хватчиков. Макет дает полное представление системы обороны немцев в Петродворце, в которую включены в качестве опорных у з лов все дворцовые постройки бе реговой полосы: Марли, Эрмитаж, Иллюминационный дворец, Мон плезир и другие, Гитлеровские бандиты разрушили дворцы города Пушкин Разграбление и разрушение исто рических и художественных двор цов г. Пуш кин (Царское Село) про изводилось преднамеренно, но у ка заниям высших -германских вла стей. Захваченный в плен в феврале 1944 года, капитан медицинской службы 61-й пехотной дивизии Хельмут Антее показал: «Мне из вестно, что в 1941 году в Герма нии была создана специальная к о миссия «Кунсткомиссион». В функ ции этой комиссии входило изы мать дворцовое имущество в о к к у пированных районах России ц все и г’ятое перевозить в Германию. Эта комиссия в 1941 и 1942 годах все ценное имущество Пуш кинских дворцов грузила в эшелоны и вы возила в Германию. Сколько было вывезено ценностей этих двор цов, я не знаю, но, во всяком сл у чае, брали все. К а к мне известно, в Екатерининском дворце в городе П уш кин имелась комната, стены которой были выложены янтарем. Янтарь был содран и вывезен в Германию». Значительную часть Екатеринин ского дворца не^мцы сожгли. В or ье погибла знаменитая Растрел- лиевская трехсотметровая анфила да парадных зал. Погибли знамени тые Антикамеры («Залы ожида ния»), отделанные Растрелли. Все стены Антикамер были покрыты зо лоченой резьбой, огромные потол ки затянуты великолепными хол стами работы художников середи ны X V III в.: Валлериани, Градиц- цы, Вельского и других. Не имея возможности снять эти огромные полотна, немцы изрезали замеча тельные произведения искусства на куски. Страшную картину разрушения представляет собой Большой з і л — гениальное творение Растрелли. Уничтожены уникальные плафоны ваботы Торелли, Джордано, Брю- лова и других крупнейших италь янских и русских мастеров; содран и похищен старинный расписной китайский шелк X V III века со стен китайской гостиной и спальни Александра I и желтый шелк с тканым рисунком лебедей и фаза нов русской ручной работы X V III века, которым были обтянуты сте ны Малой столовой; погибли на борные паркеты из ценных пород дерева, выполненные по рисункам архитектора Ринальди. Разгромлена и разграблена изу мительная по своей внутренней о т делке дворцовая церковь — одно из лучших произведений Растрел ли. Иконостас церкви разбит, и ко ны вывезены, часть плафонов сре зана, а часть уничтожена, полы вы ломаны, лепные золоченые укра шения содраны. . Немцы разрушили личные комна ты Екатерины II, отделанные худо жественным стеклом, бронзой, фар фором, зеркалами, майоликой, ми ниатюрными фресками и наборным деревом. Они разбили на мелкие к у с ки все пластинки молочного, фиолетового и синего стекла, кото рыми были покрыты стены «Таба керки» и спальни Екатерины II. При отступлении в январе 1944 года немецкие захватчики подгото вили полное уничтожение того, что еще оставалось от Екатерининско го дворца и примыкающих к нему зданий. С этой целью в нижнем этаже сохранившейся части двор ца, а также под Камероновой гал- лереей было заложено 11 больших авиабомб замедленного действия весом от одной до трех тонн. Гитлеровские бандиты разгроми ли в Пушкине знаменитый Алек сандровский дворец, построенный в конце X V III века знаменитым зодчим Дж аком о Кваренги. (Окончание см. на 3 стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz