Североморский лётчик. 1944, сентябрь.

2 СЕЙЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 сентября 1944 г., № 233 (303). Не укроется враг от разведчика! Гвардии подполковник С. Литвинов Первенец североморской авиации Каждый, кто бывал на команд­ ном пункте морских разведчиков, вероятно видел большие настоль­ ные часы. Эти часы указывают время суток, день, месяц и год, и даже фазы луны... Но ;не только хитроумными ме­ ханизмами, приводящими в дей­ ствие указатели самых разнооб­ разных календарных и астрономи­ ческих данных, дороги эти часы воинам нашей части. Часы, которые бережно хранятся на командном пункте, являются своеобразной ре­ ликвией: медная табличка, при­ крепленная к ним, иаПоминает, что это— первая награда, полученная североморскими летчиками-развед­ чиками, что это— приз, врученный еще в первый год существования нашей части лучшему звену, кото­ рым командовал тогда молодой лейтенант Андрей Стоянов. Пять лет отбивают время часы на командном пункте. Пять лет существует наша часть— первенец североморской авиации. Первое боевое крещение вновь сформированная часть получила в дни войны с белофиннами зимой 1939 — 40 гг. Заслуги шести наших воинов пе­ ред Родиной были отмечены тогда правительственными наградами. Проверенным и испытанным в боях коллективом вступили морские раз, аедчики в священную войну с не­ мецким фашизмом. В Июньские дни 1941 года первыми летчиками, вы ­ летевшими иа боевое задание, были разведчики старшие лейтенанты А. Баштырков и В. Киселев. С тех пор изо дня в день подни­ маются с заполярного аэродрома самолеты наших разведчиков, ухо­ дят в дали Баренцева моря, в глу­ бину вражеских тылов, чтобы вы­ следить врага на его коммуника­ циях, в его портах, в его базах, на его аэродромах... ГІо мере того, как увеличивалась наступательная сила нашей ударной авиации, по мере того, как возрастала активность нашего флота, все шире и многооб­ разнее становились задачи, разре­ шать которые были призваны мор­ ские разведчики. Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин требует от нас «изучать противника, улучшать раз­ ведку — глаза и уши армии, пом­ нить, что без этого нельзя бить врага наверняка». На сталинском требовании улучшать разведку воспитывались и росли наши лет­ ные кадры, отрабатывалась и со ­ вершенствовалась тактика северо­ морской разведывательной авиации, ■маетерство летчиков -разведчиков. Кому сейчас не известны подвиги таких мастеров разведки, как Герои Советского Союза Елькин и -Вербицкий, Суворов и Шейн, Тур­ ков и Селезнев, дела таких умелых и отважных разведчиков, как Наконечный, Платонов, Калейни- ков, Панкрашин, Авцыя, Попович, Рубаи, Батищев и другие. Все они являются зоркими глазами флота, их действия обеспечивают славные боевые дела не только ударной авиации, но и кораблей флота. Ряд летчиков-разведчиков еще в начале войны получили благо­ дарности от Первого Лорда Адми­ ралтейства, а Герой Советского Союза Елькин впоследствии был награжден английским орденом. И з пяти лет существования на­ шей части три с половиной года мы провели в боях. Теперь уже не шесть человек, а свыше 200 летчи­ ков, штурманов, стрелков, техни­ ков, мотористов награждены орде­ нами и медалями Советского Сою­ за. Шесть североморских разведчи- ков— Герои Советского Союза. Огромный опыт добыт нами в боях. Великолепная техника осна­ щает нашу часть. Беспредельная любовь к Родине и неиссякаемая ненависть к врагу наполняют серд­ ца североморских разведчиков. Они неутомимо ищут врага и находят его в самом отдаленном логове, на самых затаенных тропах — на море и на суше. Врагу не укрыться от зорких глаз Наших разведчиков! ---------• • --------- Капитан И. Калейников ПИТОМЦЫ НАШЕЙ ЧАСТИ Летчик-разведчик С. Панкрашин. Первыми в море вылетают раз­ ведчики... В североморской авиации ие бы­ ло еще торпедоносцев и штурмови­ ков, не было даже... истребителей и бомбардировщиков, когда в море вылетели воздушные разведчики Северного флота. Морские разведчики — пионеры североморской авиации. Когда гитлеровские полчища вероломно напали на Советский Союз, и фронт Великой Отече­ ственной войны протянулся от Ба­ ренцева моря до Черного моря, — старожилы аэродрома на берегу Кольского залива — летчики-раз­ ведчики имели наибольший опыт полетов в условиях Заполярья, Шла война, разрастались военно. воздушные силы флота, новые ча­ сти и подразделения заселяли за­ полярные аэродромы, новые виды авиационного оружия входили в строй... В новые полки и эска­ дрильи уходили бывалые северо­ морцы— морские разведчики, впи­ тавшие в себя опыт нашей части и ее традиции. Осенью 1941 года в краснозна­ менном полку, где воевал Борис Сафонов, была создана эскадрилья ночных и дневных бомбардировщи­ ков. Эта эскадрилья была уком­ плектована морскими разведчика­ ми. Бомбардировщиками стали на­ ши недавние товарищи Погодин, Стоянов, Кузин, Адинсков и дру­ гие. Все они были питомцами на­ шей части. Вскоре эскадрилья прославилась дерзкими бомбовыми ударами и внесла свою долю в счет побед сафоновского полка, вошедшего на Северном флоте в по-четные ряды морской гвардии. Год спустя формировался полк североморских торпедоносцев — будущий гвардейский краснозна­ менный полк. Немало летчиков и штурманов пришло в молодую торпедоносную авиацию Северного флота, опять-таки из боевых рядов морских разведчиков. Среди них были и отважные воины, своими мастерскими и бесстрашными тор­ педными атаками заслужившие впоследствии звание Героя Совет­ ского Союза,— Баштырков, Кисе­ лев, Гаврилов, Покало, Макаре­ вич. «Основополож ник североморск ой торпедоносной авиации Иван Гар­ буз, — вспоминает Герой Советско­ го Союза В. Киселев, — считал, что ■морские разведчики имеют все воз­ можности стать первоклассными торпедоносцами, ибо они владели теми «моряцкими» навыками, кото- Герой Советского Союза капитан Н . Т у р к о в По традициям отважных Знаменитый североморский раз­ ведчик Герой Советского Союза капитан Леонид Елькин некогда возглавлял .наше подразделение, и заложенные им боевые традиции, оставаясь на вооружении его со­ ратников и учеников, помогают всем нам активно участвовать в на­ пряженной борьбе Северного флота за полное изгнание немцев из со­ ветского Заполярья. Молодые раз­ ведчики, как и разведчики «ветера­ ны», свято берегут воинскую честь подразделения, стремятся развить и умножить священные для них традиции, чтобы явиться достой­ ными преемниками тех, чей герои­ ческий пример всегда стоит перед их глазами. Особенно быстро проявил свое воинское дарование лейтенант Панкрашин. Его специальностью стала фиксация ударов, наносимых нашей авиацией по конвоям и воен­ но-морским базам противника. Как известно, эта работа требует от летчика особого бесстрашия, так- как ,над целью ему приходится пребывать продолжительное время, чтобы сфотографировать цель до нанесения удара, во время удара и после удара, Три ордена Красного Знамени украшают сейчас грудь молодого разведчика, неоднократ­ но показывавшего образцы труд­ ной и ответственной работы фикса­ тора. Сейчас Панкрашин умело и бесстрашно выполняет и другие за­ дания командования по фотографи­ рованию важных об’ектов против­ ника, причем каждый его вылет обычно сопряжен с тем, что его самолет по нескольку раз оказы­ вается под ожесточенным зенитным огнем и под угрозой атак находя­ щихся в воздухе истребителей врага. Но не было случая, чтобы настойчивость и отвага хоть раз изменили удальцу— раз за разом он выполнял задания командования до конца. Это подлинно елькинская черта. Значительно вырос за последнее время и лейтенант Быстров. Еще совсем недавно он ходил ведомым на фиксацию ударов нашей авиа­ ции, а теперь он отлично выпол­ няет те же задачи самостоятельно, как ведущий: его доклады дают, как правило, полноценный и исчер­ пывающий материал. Одним из первых освоил Быстров и трудное искусство разведывательного по­ лета в ночных условиях на одно­ местном самолете. Т оварищи могут брать пример с Быстрова, памятуя, что близка полярная ночь и что от степени их подготовки во многом будет зависеть качество разведывательных полетов. До мая 1944 года младшему лей­ тенанту Рубану воевать не прихо­ дилось, но он исключительно бы­ стро сориентировался в трудно­ стях воздушной разведки на нашем театре и даже удивил бывалых летчиков своими способностями воздушного следопыта. За корот­ кий срок он совершил до 100 бое­ вых вылетов, в подавляющем боль­ шинстве— успешных. Недавно с ним произошел случай, характери­ зующий высокий патриотизм моло­ дого летчика и присущее ему по­ нимание воинского долга. У его самолета, находившегося в разве­ дывательном полете над вражеской военно-морской базой, неожиданно остановился мотор. Казалось, ги­ бель была неизбежна— самолет, пи­ кируя, падал к воде. И тут земля приняла радио Рубана: — Мотор остановился! Иду та­ раном на транспорт. Прощайте, друзья! Радистка, яепосредепшшо при­ Летчик-разведчик А. Быстров. рые необходимы, как воздух, торпе­ доносной авиации. В самом деле, каждый из нас имел долголетний опыт полетов над морем, каждый из нас прекрасно знал морской театр, и, наконец, мы, как моряки в полном смысле этого слова, безошибочно определяли класс корабля, его линейные размеры и элементы движения. «Словом, — говорил іГарбуз, — вам все карты в руки: наполовину вы уже торпедо­ носцы». Боевые дела автора этих вос­ поминаний и его товарищей, быв­ ших морских разведчиков — под- тверждают справедливость выска­ зываний капитана Гарбуза. Летной молодежи такие летчи­ ки, как майор Тульский или капи­ тан Грязнов, известны, ка к храбрые истребители,, мастера воздушных боев. А ветераны нашей части хо­ рошо помнят Тульского и Грязно- ва, как смелых морских разведчи­ ков. Н а протяжении пяти лет слова «морской разведчик» служили в североморской авиации синони­ мом летного маістерства, воинской отваги, неутомимого боевого труда. Хочется напомнить молодым истре­ бителям, что Василий Киселев и Андрей Баштырков, Андрей Стоя­ нов и Михаил Покало всегда про­ износили слова: «Я был развед­ чиком!»— с такой же гордостью, с какой Леонид Елькин и Михаил Вербицкий, Николай Турков и Петр Селезнев заявляли и заявля­ ют: — Я — разведчик! ------О— Старший техник-лейтенант Н. Пшеничный В ЛЮБУЮ ПОГОДУ..’ Для разведчика не существует «нелетной погоды». Разведчик ле­ тает непрерывно. Непрерывность боевой работы летчиков -разведни ков обус л авли- вает и непрерывность труда назем­ ных служб разведывательной ча­ сти: никаких передышек, никаких «антрактов!». «Машина к полету готова!»— обязаны мы в любую минуту доложить командиру экипа­ жа, хотя бы его машина только что вернулась из продолжительно­ го, многочасового полета. Мне вспоминается прошлогод­ няя осень. Крайне плохие метеоус­ ловия сократили действия авиации. Однако разведчики продолжали летать. Один из наших экипажей за короткий срок совершил в эту «нелетную» лору... 28 вылетов. Р а ­ ботать приходилось с огромным на­ пряжением, но зато, как гордились мы нашими летчиками: они одни поднимались в низкое, лохматое небо. И только голоса наших мото­ ров слышали мы в нависших над землей облаках... Нашим техникам', механикам и мотористам известно, насколько сложен полет одиночного самоле- нявшая эту радиограмму, в ужасе вскочила с места и стремглав бросилась к командиру части, чтобы передать ему страшную весть. Но минуты через две в эфи­ ре снова прозвучал спокойный голос Рубана: — Мотор работает! Иду домой. Оказывается, молодой летчик, направив свою машину с нерабо­ тающим мотором во вражеский ко­ рабль, настолько не терял до по­ следней секунды самообладания, что сумел, установив причины от­ каза мотора, снова запусгн"ь его и выйти победителем из своего, ка­ залось бы, «последнего пике». С л у ­ чай этот показывает, какое горя­ чее сердце, целиком, до последней капли крови преданнее Родине, бьется в отважном летчике, не за­ думавшемся перед тем, ' чтобы в решающую для него минуту про­ явить свойственное ему презрение к смерти и оказаться морально подготовленным к тому, чтобы повторить легендарный подвиг Г а ­ стелло. Несколько особняком от назван­ ных товарищей стоит колоритная фигура старшего лейтенанта По­ повича. Около 10 лет служит П о ­ пович в авиации в качестве авиа­ ционного техника, но летает он с 1943 года, так что по нраву может быть причислен к плеяде моло­ дых. До своего ранения он день за та, идущего без прикрытия в са­ мые отдаленные районы, проби­ вающегося сквозь облака и тума­ ны, снежные и дождевые заряды, летающего в условиях, где все зависит лишь от мастерства летчи­ ка и безотказности материальной части. Разведчик, уходя в полет, оставляет нам в залог свою жизнь, а жизнь летчика нам дороже соб­ ственной жизни. Около 800 вылетов довелось мне обеспечить в части морских разведчиков. О готовности машины к полету я докладывал Героям Со­ ветского Союза Елькину, Вербиц­ кому, Туркову и другим летчикам, которыми гордится и моя родная часть и вся североморская авиа­ ции. Техсостав разведывательной части с еще большим упорст­ вом и настойчивостью будет по­ могать боевой работе крылатых воинов, чтобы ускорить радостный час, когда, вернувшись с развед­ ки, летчик скаж ет нам: — Советское Заполярье и Барен­ цево іморе полностью очищены от ненавистного врага! днем, а то и по нескольку раз «а день, не зная устали, вылетал в разведку. По возвращении, с фото­ графирования ближних аэродромов противника он тут же вызывался лететь на фотографирование даль­ них аэродромов. Тем самым один летчик давал командованию исчер­ пывающие данные о дислокации вражеской авиации на один и тот же день. Надо учесть, что к а ж д ы й из таких полетов требовал от него огромного напряжения физических и моральных сил, так к а к протекал на больших высотах и над терри­ торией противника в его глубоких тылах, под обстрелом зенитной ар­ тиллерии и под угрозой нападения немецких истребителей. Традиции нашего подразделения и всей нашей части, это традиции смелого и настойчивого поиска врага в любом, самом потайном его логове. Это— традиции Елькина, Вербицкого, Суворова, Селезневу Они вошли в плоть и кровь нашей молодежи, стали нормой ее боево­ го поведения. Они будут продол­ жены и развиты в грядущих оже­ сточенных битвах за полное изгна­ ние немцев с советского Севера- Мастерство и настойчивость наших летчиков, (непрерывность и досто­ верность воздушной разведки л°„ могут нашему флоту и его ударно авиации вместе с Красной Арми* окончательно уничтожить осиное гнездо врага в Заполярья.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz