Североморский лётчик. 1944, сентябрь.
2 СЕЙЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 сентября 1944 г., № 233 (303). Не укроется враг от разведчика! Гвардии подполковник С. Литвинов Первенец североморской авиации Каждый, кто бывал на команд ном пункте морских разведчиков, вероятно видел большие настоль ные часы. Эти часы указывают время суток, день, месяц и год, и даже фазы луны... Но ;не только хитроумными ме ханизмами, приводящими в дей ствие указатели самых разнооб разных календарных и астрономи ческих данных, дороги эти часы воинам нашей части. Часы, которые бережно хранятся на командном пункте, являются своеобразной ре ликвией: медная табличка, при крепленная к ним, иаПоминает, что это— первая награда, полученная североморскими летчиками-развед чиками, что это— приз, врученный еще в первый год существования нашей части лучшему звену, кото рым командовал тогда молодой лейтенант Андрей Стоянов. Пять лет отбивают время часы на командном пункте. Пять лет существует наша часть— первенец североморской авиации. Первое боевое крещение вновь сформированная часть получила в дни войны с белофиннами зимой 1939 — 40 гг. Заслуги шести наших воинов пе ред Родиной были отмечены тогда правительственными наградами. Проверенным и испытанным в боях коллективом вступили морские раз, аедчики в священную войну с не мецким фашизмом. В Июньские дни 1941 года первыми летчиками, вы летевшими иа боевое задание, были разведчики старшие лейтенанты А. Баштырков и В. Киселев. С тех пор изо дня в день подни маются с заполярного аэродрома самолеты наших разведчиков, ухо дят в дали Баренцева моря, в глу бину вражеских тылов, чтобы вы следить врага на его коммуника циях, в его портах, в его базах, на его аэродромах... ГІо мере того, как увеличивалась наступательная сила нашей ударной авиации, по мере того, как возрастала активность нашего флота, все шире и многооб разнее становились задачи, разре шать которые были призваны мор ские разведчики. Верховный Главнокомандующий товарищ Сталин требует от нас «изучать противника, улучшать раз ведку — глаза и уши армии, пом нить, что без этого нельзя бить врага наверняка». На сталинском требовании улучшать разведку воспитывались и росли наши лет ные кадры, отрабатывалась и со вершенствовалась тактика северо морской разведывательной авиации, ■маетерство летчиков -разведчиков. Кому сейчас не известны подвиги таких мастеров разведки, как Герои Советского Союза Елькин и -Вербицкий, Суворов и Шейн, Тур ков и Селезнев, дела таких умелых и отважных разведчиков, как Наконечный, Платонов, Калейни- ков, Панкрашин, Авцыя, Попович, Рубаи, Батищев и другие. Все они являются зоркими глазами флота, их действия обеспечивают славные боевые дела не только ударной авиации, но и кораблей флота. Ряд летчиков-разведчиков еще в начале войны получили благо дарности от Первого Лорда Адми ралтейства, а Герой Советского Союза Елькин впоследствии был награжден английским орденом. И з пяти лет существования на шей части три с половиной года мы провели в боях. Теперь уже не шесть человек, а свыше 200 летчи ков, штурманов, стрелков, техни ков, мотористов награждены орде нами и медалями Советского Сою за. Шесть североморских разведчи- ков— Герои Советского Союза. Огромный опыт добыт нами в боях. Великолепная техника осна щает нашу часть. Беспредельная любовь к Родине и неиссякаемая ненависть к врагу наполняют серд ца североморских разведчиков. Они неутомимо ищут врага и находят его в самом отдаленном логове, на самых затаенных тропах — на море и на суше. Врагу не укрыться от зорких глаз Наших разведчиков! ---------• • --------- Капитан И. Калейников ПИТОМЦЫ НАШЕЙ ЧАСТИ Летчик-разведчик С. Панкрашин. Первыми в море вылетают раз ведчики... В североморской авиации ие бы ло еще торпедоносцев и штурмови ков, не было даже... истребителей и бомбардировщиков, когда в море вылетели воздушные разведчики Северного флота. Морские разведчики — пионеры североморской авиации. Когда гитлеровские полчища вероломно напали на Советский Союз, и фронт Великой Отече ственной войны протянулся от Ба ренцева моря до Черного моря, — старожилы аэродрома на берегу Кольского залива — летчики-раз ведчики имели наибольший опыт полетов в условиях Заполярья, Шла война, разрастались военно. воздушные силы флота, новые ча сти и подразделения заселяли за полярные аэродромы, новые виды авиационного оружия входили в строй... В новые полки и эска дрильи уходили бывалые северо морцы— морские разведчики, впи тавшие в себя опыт нашей части и ее традиции. Осенью 1941 года в краснозна менном полку, где воевал Борис Сафонов, была создана эскадрилья ночных и дневных бомбардировщи ков. Эта эскадрилья была уком плектована морскими разведчика ми. Бомбардировщиками стали на ши недавние товарищи Погодин, Стоянов, Кузин, Адинсков и дру гие. Все они были питомцами на шей части. Вскоре эскадрилья прославилась дерзкими бомбовыми ударами и внесла свою долю в счет побед сафоновского полка, вошедшего на Северном флоте в по-четные ряды морской гвардии. Год спустя формировался полк североморских торпедоносцев — будущий гвардейский краснозна менный полк. Немало летчиков и штурманов пришло в молодую торпедоносную авиацию Северного флота, опять-таки из боевых рядов морских разведчиков. Среди них были и отважные воины, своими мастерскими и бесстрашными тор педными атаками заслужившие впоследствии звание Героя Совет ского Союза,— Баштырков, Кисе лев, Гаврилов, Покало, Макаре вич. «Основополож ник североморск ой торпедоносной авиации Иван Гар буз, — вспоминает Герой Советско го Союза В. Киселев, — считал, что ■морские разведчики имеют все воз можности стать первоклассными торпедоносцами, ибо они владели теми «моряцкими» навыками, кото- Герой Советского Союза капитан Н . Т у р к о в По традициям отважных Знаменитый североморский раз ведчик Герой Советского Союза капитан Леонид Елькин некогда возглавлял .наше подразделение, и заложенные им боевые традиции, оставаясь на вооружении его со ратников и учеников, помогают всем нам активно участвовать в на пряженной борьбе Северного флота за полное изгнание немцев из со ветского Заполярья. Молодые раз ведчики, как и разведчики «ветера ны», свято берегут воинскую честь подразделения, стремятся развить и умножить священные для них традиции, чтобы явиться достой ными преемниками тех, чей герои ческий пример всегда стоит перед их глазами. Особенно быстро проявил свое воинское дарование лейтенант Панкрашин. Его специальностью стала фиксация ударов, наносимых нашей авиацией по конвоям и воен но-морским базам противника. Как известно, эта работа требует от летчика особого бесстрашия, так- как ,над целью ему приходится пребывать продолжительное время, чтобы сфотографировать цель до нанесения удара, во время удара и после удара, Три ордена Красного Знамени украшают сейчас грудь молодого разведчика, неоднократ но показывавшего образцы труд ной и ответственной работы фикса тора. Сейчас Панкрашин умело и бесстрашно выполняет и другие за дания командования по фотографи рованию важных об’ектов против ника, причем каждый его вылет обычно сопряжен с тем, что его самолет по нескольку раз оказы вается под ожесточенным зенитным огнем и под угрозой атак находя щихся в воздухе истребителей врага. Но не было случая, чтобы настойчивость и отвага хоть раз изменили удальцу— раз за разом он выполнял задания командования до конца. Это подлинно елькинская черта. Значительно вырос за последнее время и лейтенант Быстров. Еще совсем недавно он ходил ведомым на фиксацию ударов нашей авиа ции, а теперь он отлично выпол няет те же задачи самостоятельно, как ведущий: его доклады дают, как правило, полноценный и исчер пывающий материал. Одним из первых освоил Быстров и трудное искусство разведывательного по лета в ночных условиях на одно местном самолете. Т оварищи могут брать пример с Быстрова, памятуя, что близка полярная ночь и что от степени их подготовки во многом будет зависеть качество разведывательных полетов. До мая 1944 года младшему лей тенанту Рубану воевать не прихо дилось, но он исключительно бы стро сориентировался в трудно стях воздушной разведки на нашем театре и даже удивил бывалых летчиков своими способностями воздушного следопыта. За корот кий срок он совершил до 100 бое вых вылетов, в подавляющем боль шинстве— успешных. Недавно с ним произошел случай, характери зующий высокий патриотизм моло дого летчика и присущее ему по нимание воинского долга. У его самолета, находившегося в разве дывательном полете над вражеской военно-морской базой, неожиданно остановился мотор. Казалось, ги бель была неизбежна— самолет, пи кируя, падал к воде. И тут земля приняла радио Рубана: — Мотор остановился! Иду та раном на транспорт. Прощайте, друзья! Радистка, яепосредепшшо при Летчик-разведчик А. Быстров. рые необходимы, как воздух, торпе доносной авиации. В самом деле, каждый из нас имел долголетний опыт полетов над морем, каждый из нас прекрасно знал морской театр, и, наконец, мы, как моряки в полном смысле этого слова, безошибочно определяли класс корабля, его линейные размеры и элементы движения. «Словом, — говорил іГарбуз, — вам все карты в руки: наполовину вы уже торпедо носцы». Боевые дела автора этих вос поминаний и его товарищей, быв ших морских разведчиков — под- тверждают справедливость выска зываний капитана Гарбуза. Летной молодежи такие летчи ки, как майор Тульский или капи тан Грязнов, известны, ка к храбрые истребители,, мастера воздушных боев. А ветераны нашей части хо рошо помнят Тульского и Грязно- ва, как смелых морских разведчи ков. Н а протяжении пяти лет слова «морской разведчик» служили в североморской авиации синони мом летного маістерства, воинской отваги, неутомимого боевого труда. Хочется напомнить молодым истре бителям, что Василий Киселев и Андрей Баштырков, Андрей Стоя нов и Михаил Покало всегда про износили слова: «Я был развед чиком!»— с такой же гордостью, с какой Леонид Елькин и Михаил Вербицкий, Николай Турков и Петр Селезнев заявляли и заявля ют: — Я — разведчик! ------О— Старший техник-лейтенант Н. Пшеничный В ЛЮБУЮ ПОГОДУ..’ Для разведчика не существует «нелетной погоды». Разведчик ле тает непрерывно. Непрерывность боевой работы летчиков -разведни ков обус л авли- вает и непрерывность труда назем ных служб разведывательной ча сти: никаких передышек, никаких «антрактов!». «Машина к полету готова!»— обязаны мы в любую минуту доложить командиру экипа жа, хотя бы его машина только что вернулась из продолжительно го, многочасового полета. Мне вспоминается прошлогод няя осень. Крайне плохие метеоус ловия сократили действия авиации. Однако разведчики продолжали летать. Один из наших экипажей за короткий срок совершил в эту «нелетную» лору... 28 вылетов. Р а ботать приходилось с огромным на пряжением, но зато, как гордились мы нашими летчиками: они одни поднимались в низкое, лохматое небо. И только голоса наших мото ров слышали мы в нависших над землей облаках... Нашим техникам', механикам и мотористам известно, насколько сложен полет одиночного самоле- нявшая эту радиограмму, в ужасе вскочила с места и стремглав бросилась к командиру части, чтобы передать ему страшную весть. Но минуты через две в эфи ре снова прозвучал спокойный голос Рубана: — Мотор работает! Иду домой. Оказывается, молодой летчик, направив свою машину с нерабо тающим мотором во вражеский ко рабль, настолько не терял до по следней секунды самообладания, что сумел, установив причины от каза мотора, снова запусгн"ь его и выйти победителем из своего, ка залось бы, «последнего пике». С л у чай этот показывает, какое горя чее сердце, целиком, до последней капли крови преданнее Родине, бьется в отважном летчике, не за думавшемся перед тем, ' чтобы в решающую для него минуту про явить свойственное ему презрение к смерти и оказаться морально подготовленным к тому, чтобы повторить легендарный подвиг Г а стелло. Несколько особняком от назван ных товарищей стоит колоритная фигура старшего лейтенанта По повича. Около 10 лет служит П о пович в авиации в качестве авиа ционного техника, но летает он с 1943 года, так что по нраву может быть причислен к плеяде моло дых. До своего ранения он день за та, идущего без прикрытия в са мые отдаленные районы, проби вающегося сквозь облака и тума ны, снежные и дождевые заряды, летающего в условиях, где все зависит лишь от мастерства летчи ка и безотказности материальной части. Разведчик, уходя в полет, оставляет нам в залог свою жизнь, а жизнь летчика нам дороже соб ственной жизни. Около 800 вылетов довелось мне обеспечить в части морских разведчиков. О готовности машины к полету я докладывал Героям Со ветского Союза Елькину, Вербиц кому, Туркову и другим летчикам, которыми гордится и моя родная часть и вся североморская авиа ции. Техсостав разведывательной части с еще большим упорст вом и настойчивостью будет по могать боевой работе крылатых воинов, чтобы ускорить радостный час, когда, вернувшись с развед ки, летчик скаж ет нам: — Советское Заполярье и Барен цево іморе полностью очищены от ненавистного врага! днем, а то и по нескольку раз «а день, не зная устали, вылетал в разведку. По возвращении, с фото графирования ближних аэродромов противника он тут же вызывался лететь на фотографирование даль них аэродромов. Тем самым один летчик давал командованию исчер пывающие данные о дислокации вражеской авиации на один и тот же день. Надо учесть, что к а ж д ы й из таких полетов требовал от него огромного напряжения физических и моральных сил, так к а к протекал на больших высотах и над терри торией противника в его глубоких тылах, под обстрелом зенитной ар тиллерии и под угрозой нападения немецких истребителей. Традиции нашего подразделения и всей нашей части, это традиции смелого и настойчивого поиска врага в любом, самом потайном его логове. Это— традиции Елькина, Вербицкого, Суворова, Селезневу Они вошли в плоть и кровь нашей молодежи, стали нормой ее боево го поведения. Они будут продол жены и развиты в грядущих оже сточенных битвах за полное изгна ние немцев с советского Севера- Мастерство и настойчивость наших летчиков, (непрерывность и досто верность воздушной разведки л°„ могут нашему флоту и его ударно авиации вместе с Красной Арми* окончательно уничтожить осиное гнездо врага в Заполярья.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz