Североморский лётчик. 1944, октябрь.
-•* С е й е р о м о р с к и и л е і н и к , тября 19-14 \| Топить врага в дальних фиордах! Падение порта Киркенес К А Р Е Л Ь С К И Й Ф РОНТ , ‘26 октября. (Спец. корр. ТАСС). Войска франта, продолжая наступле ние на зап ад о т Петсамо и нанося лапландской- группировке немецкой армии большой урон п т ех нике и живой с иле, вышли на государственную границу СССР с Норвегией. Преследуя отступаю щие гитлеровские войска, советские части пере с ек л и государственную границу Норвегии и, п род вигаясь на зап ад в д о л ь побережья Баренцева моря, вышли к норвежскому городу Киркенес. П ор то вы й город Киркенес находится на о т ветвлени и Варангер-фиорда и представляет собой в аж н ую военно-морскую базу, сильно укрепленную германскими оккупантами. Киркенес является т а к ж е центром крупнейших в Норвегии залеж ей ж е л езной руды, эксплоатировавшнхся фашистскими захватчиками. Германское командование после оккупации превратило норвежский порт Киркенес в настоя щую крепость, ко то р ая должна была прикрывать многочисленные враж еские авиационные базы, а т а кж е базы д л я подводных лодок и надводных к о раблей, располож енные в фиордах северного побе р еж ья Скандин авского полуострова. Немецкий фл о т, базировавшийся здесь, пытался нарушать морские коммуникации союзников, соединяющие порты Англии к США с северными портами С о ветского Союза. Т еатр военных действий в Заполярья, на ко то ром развернулось сражение за Киркенес, представ., л яет собой чрезвычайные трудности д л я насту пающих. Болотисты е тундры пе р ем еж аю т ся к ам ен ными грядами, озерами, топкими болотами. К и л о метрах в 10 на восток от Киркенеса впадает в зз- лив широкая а многоводная река Пасви к-Э льва, пересеченная местами порогами и водопадами. Неприятельские части, сосредоточенные на подступах к городу Киркенес, занимали выгодные позиции, удобные д л я длительной обороны. Вы со ты, окруж ающие подступы к городу и го сп о д ствующие над низменной местностью, были сильно укреплены противником^. Н ем цы успели подтянуть сюда артиллерию, которая простреливала все п о д ходы к вражеским укреплениям- Л евы й ф л анг н е мецких позиций был прикрыт естественным рубе- ж ом— заливом Я рф ь орд е н. Войска К арельского фронта, продвинувшись с боями до 20 километров и выйдя на подступы к Киркенесуі неожиданно д л я противника совершили обходный маневр. Советские части переправились через залив Ярфьорден и нанесли немецкому г а р низону сокрушающий удар с фланга, о т к у д а про тивник меньше всего мог ож идать появления н а ших подразделений. Разгромив немецкие части, защищавшие город п порт, наши войска овладели важной военно-морской базой неприятеля в С евер ной Норвегии— городом и портом Киркенес. •Новая победа войск Красной Армий ставит под удар многочисленные неприятельские авиа ционные и морские базы, расположенные на севере Европы. С. МАЙОРОВ. КАК БЫЛИ ОБНАРУЖЕНЫ НЕМЕЦКИЕ СУДА Во вчерашнем номере нашей га- I деты со общ ал ось о том, что севе роморские летчики нанесли масси рованный у д а р по скоплению н е - 1 мецких судов в Тана-фиорде. Д а н - ' ные об этом скоплении судов бы ли доставлены командованию эки пажем разведчика капитана Во робьева. Наш корреспондент связался со штурманом экипажа лейтенантом Ни ко л аем Прониным. Bor что рас сказал т. Пропни о своем полете: Вылетели рано утром, когда бы ли еще густые сумерки. Темно та и 10-тибалльная облачность зат р у дн яли видимость. Однако свето вые маяки, которых у пае вполне достаточно, и пожар в одном из известных немецких портов, явля лись прекрасными ориентирами. Перед вылетом на задание нам было известно, что в Тана-фиорде до лж ны находиться немецкие суда, ибо еще ранее мы видели их ш ед шими по курсу, а разведчики, пос ле нас вылетавшие,—входящими в этот фиорд. В 8 часов утра мы были уже над целью . Однако вражеских кораб лей, как внимательно ни старались осматривать все шхеры и фиорди- ки— не нашли. Мож ет быть, немцы сумели за ночь вывести их из фи о р д а и направить западнее? Все могло быть. Мы взяли курс от своих берегов. Весь полет, кроме того, что в одном из заливов были нами найдены 1 немецкий транс порт, 4 GKP, 2 ОКА и 2 самоходные баржи, прошел без успеха. Крупно г о каравана, который искали, нигде не было. Н а обратном пути, подлетая к Тана-фиорду, я передал капитану .Воробьеву: — Зайдем сюда. Корабли, кото рые мы видели вчера, должны быть в фиорде. 'Командир экипажа дал согласие. Мы отвернули вправо и стали тщательно просматривать каждую .шхеру. В одной из них, располо женной в северо-западной части фиорда, заметили несколько к о раблей противника. Они стояли у высоких скалистых берегов. Эти берега, скрадывали их, и если бы мы находились на малой высоте, при которой угол перемещения са молета по отношению к кораблям очень большой, пожалуй не смог ли бы их заметить. В шхере шири ной не больше километра мы п од считали, стоявшими около берега, 5 миноносцев, 4 GKP, 4 СКА и 1 быстроходную баржу. Кроме того, ;в фиорд входило еще 5 миноисс- цсв. Заметив наш самолет, немцы остановили ход. Четыре миноносца повернули на юг, а один остался на месте. Я передал две радио граммы: одну о координатах на хождения судов, другую—-о мино носцах, выходящих из фиорда. 'Полет наш длился свыше трех часов, он протекал в сложных метеоусловиях. Но опыт, который имеет наш экипаж , помог выпол нить задание до конца. Что можно сказать о последней тактике морского противника на Севере, замеченной нашими воздушными разведчиками? Н ем цы, ввиду больших потерь, почти не применяют сейчас д л я перебро ски своих войск и снаряжения транспорты. На восток идут исклю чительно боевые корабли, ко то рые, как и транспорты, стараются «жаться» к берегу. При виде на ших самолетов, особенно типа тор педоносцев, фашисты начинают резко курсировать, менять курсы или просто отворачивать в какой- нибудь залив или бухту с целью сбить с толку советских летчиков. Однако североморские разведчики научились разгадывать уловки врага и находят немецкие корабли в дальних и ближних, в узких и широких фиордах и шхерах. НАЦИИ 1 ПЛАНЕР ДЛЯ ПЕРЕБРОСКИ ТАНКОВ В Англии вы пущен н о в ы й крупный тран спортный планер »Гамилькар“, пред назначенный для переброски легких танков и пушек. Буксирам для пла нера служат тя желые бомбарди ровщики. Размах крыла .Гамилька- ра“ равен 30 м. .Интеравиа*. НОВАЯ ПОБЕДА КАПИТАНА СТРЕЛЬНИКОВА іН-ОКИЙ А Э Р О Д Р ОМ . (По те лефону). 26 о ктября капитан Стрельников водил свою группу летчиков на свободную «охоту». В одном из фиордов Норвегии он обнаружил фашистский транспорт. Подойдя к противнику на б л и з к ую дистанцию, С трельников сбросил бомбы. Ц е л ь бы ла пора жена — немецкий транспорт 2.000 тонн р азвалился на две части, за горелся и пошел ко дну. Р е зу л ьтат бомбового удара о т лично сфотографировал летчик- комсомолец младший лейтенант Брайко. Маши ну капитана С т р е л ь никова готовил к вылету серж ан т Смирнов. Лейтенант Б. КОРОЛЕВ. — Советы бомбардира — 5. Бомби по прицелу Майор П. Шулин— опытный боевой штурман: с первых дней войны он прокладывает курс ы дальнему бомбардировщику на вражеские об’екты и коммуникации. За іплечами отважного бом бардира 202 боевых вылета, из них 62 ночью. Бомбы, сброшен ные штурманом Шулиным, громили стратегические и экономи ческие об’екты противника в Бухаресте, Плоешти, Констанце, Галаце, Сулине и других городах. 25 вражеских кораблей по топлены бомбами, сброшеин ыми майором Шулиным. Родина на градила его двумя орденами Красного Знамени, орденом Крас ной Звезды и медалями «За оборону Одессы» и «За оборону Севастополя». LJe бросай бомбы без учета ветра. При всех *■ условиях бомбометания умело используй при целы «ОПБ-1» и «:НКПБ-4-7>. В ночных атаках точно и согласованно взаи модействуй с самолетами-осветителями. Успех бомбардира зависит от точного расчета и решительных согласованных действий. Лучший друг штурмана-бомбардира—прицел. Люби, цени и знай его, штурман! Майор П. ШУЛИН ♦ ♦ ■■■■ * Некоторые выводы из одного воздушного боя Г‘ ардл “b e f Z HaHnt Недавно группе наших самолетов пришлось вести воздушный бой с вдвое превосходящим по чи сл ен ности врагом. Этот бой отличается от других, и характер его з а ставляет резко поставить вопрос о взаимодействии о тд ел ь ны х типов самолетов, о спайке и организован; ности в бою. П ри кры вая истребителей-бомбар дировщиков, мы заметили большую группу «Фокке-Вульфов» и «Мес- сершмиттові». 'Немцы подходили к нам эшелонированно: «фоккеры» ниже, «стодевятые» — выше. З а метив врага, истребители-бомбар дировщики во главе с летчиком А. Батраковым, решив, что д р а т ь с я не их д е л о , стал и отходить к своим берегам. Уход Батракова, во- первых, ослабил нашу общую г р у п пу и да л противнику перевес в с и лах, во-вторых, лишил нас в о зм ож ности противопоставить враж еской тактике взаимодействия дв у х групп свою тактику взаимодействия. Л етчи к А. Б атраков мож ет о б ’яс- нять свой уход десятками причин. Однако, я, к ак участник этого боя, считаю, что уходить Б атр ак ову из боя не следовал о . Истребитель- бомбардировщик не т о л ь к о д о лж ен бомбить, но и вести воздушный бой. 'Причем вести его он может очень успешно. Это подтверждено десятками примеров летчиками к а питана Сахарова, а т акж е боями летчиков Стрельникова и Ми троф а нова, которые и на эт о т раз, о став шись, успешно взаимодействовали с нами.. Основное зак лю чало сь в том, что А. Батр ак о в забыл о силе взаимной выручки, которая всегда приносит нашим летчикам победу. Имея преимущество в кол ичест ве, противник с ум е л построить свою тактику, как уже я сказал выше, на взаимодействии «ФВ-190» с «Ме-109». Собственно, такую т а к тику немцы применяли и раньше. «Фокке-Вульфы», к ак более ма невренные по горизонтали, о с та в а лись внизу и «втягивали» наших летчи к о в в вираж, «Меесершмит- ты» парами ходили вверху и о т т у да, прячась з а облаками, вы вал и вались на наши одиночные с ам о л е ты. При попытке набрать высоту снизу шли на нас в атаку «Фокке- Вульфы», на вираже нас с тар ал и сь «клевать» с ве р х у «мессеры». При таком полож ении д л я наших летчиков было главным сохранить компактность группы, ни в коем случае не отрываться ведомым от своих ведущих. О д н ак о в этом бою некоторые наши молодые л е т чики не поняли этого. И х ошибки в основном сводились к отрыву от ведущих, причем этот отрыв был в тот момент, к о гд а в ед ущ и е давали фор саж своему мотору. О то р в ав шись, летчики ходили по прямой и де л ал и фигуры координированно. Этим они да в ал и возможность п р о тивнику вести по ним прицельный огонь. Д а ж е был случай , когда, увидев у себя в хвосте немца, наш летчик п р о д о лж а л итти с креном 15—20 градусов. Д е л а я так, он не понимал, что этим п о д ст ав л я е т с е бя под удар. У ж если в бою стоит вопрос о ж изни и смерти, молодой летчик д о лж ен отбросить в сяк ую сверхосторожность, которая воо б щ е вредна д л я истребителя, и брать от самолета все, что он может дать. А наша машина я вляется прекрасным и стреби телем и на ней всегда можно побороть врага. Несмотря на трудность п р о в е денного нами боя, североморские летчики ни на минуту не упускали инициативы из своих рук. Оборо няясь, мы все время наступали. П р е имущество в силах не сп ас л о вра га. Наши летчи ки быстро н а х о д и ли слабы е места противника (кото рых бы л о ср ав н и тел ьн о много, что п оказы вало наличие у немцев мало, опытных истребителей) и удачно по л ьзо в ал и сь ими. К о г д а оди н «ФВ», у в л екш и сь атакой, п о д с т а в и л свое «пузо» под у д а р гвардии старшего лей тенанта Мухина, тот не у пусти л удобный момент и сбил врага. П о немецкому истребителю сбили и мы с гварди и капитаном Ди д ен к о . Н аш и победы даю т осно вание с д е л а т ь вывод, что враг не зн ает всех в озм ож ностей наших самолетов, и что при умелом взаи модействии, при хорош ей с летан ности пар можно успешно драться с немцами д а ж е при их явном коли чественном перевесе. Бой, который я опи сал выше, был д л я нас, в о бщ ей сложности, н ел егк им и не принес результатов, которые могли бы мы иметь при участии в б ою всех истребителей- бомб ар ди р овщ и к ов летчи ка А. Б а т ракова. Э т о т бой я в л я е т с я н а гл я д ным уроком д л я истребителей-бом бардировщиков, с которыми нам приходится де й с тв о в а ть вместе. А некоторым из них, в том числе А. Б атр ак о в у, с л е д у е т учесть, что истребитель-бомбардировщик мо ж е т у спеш но не т о л ь к о бомбить, но и вести воздушный бой. У ход истребителей-бомбардиров щиков дом о й без вст у п л е н и я в бой, е с л и так овой зав я зы в ае тс я с равными или превосходящими с и лами противника, о с л а б л я е т о б щую группу, р а спы л я ет ее и мо ж е т дорого обойтись не только нам — истреби телям прикрытия, но и истребителям -бомбардировщи кам.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz