Североморский лётчик. 1944, октябрь.

2 СЕЙЁРОМОЙСКИП Л ЕТ ЧИК 27 октября 1944 г.. № 256 (326). Ятака торпедоносцев Волынкина 14 октября группа торпедоносцев, ведомая т. Волынкиным, на­ несла удар по немецкому конвою. Пятерка наших самолетов потопила 4 корабля, в числе которых—два транспорта, шедшие под охраной 12 кораблей. Это была героическая атака, по дерзости почти не зна­ ющая себе равных. Печатаем ниже статью т. Волынкина и Больша­ кова—участников этой атаки и разведчиков тт. Леонова и Смирнова, наблюдавших результат удара. ХОРОШО ПОДГОТОВИШЬ ВЕДОМЫХ— ПОБЕДИШЬ Торпедная атака подобна шты­ ковой схватке. Летчик-торпедоно­ сец лицом к лицу сходится с про­ тивником, бьет в упор и явственно нндит гибель врага. Поэтому она также, как и штыковой бой, пред­ полагает в бойце присутствие вы­ соких моральных качеств—презре­ ния к смерти, стальной воли, на­ стойчивости, стремления победить во что бы то ни стало. Конечно, молодой летчик, при­ шедший в боевую часть, не обла­ дает в полной мере всеми этими качествами. Их у него нужно вос­ питать. Это обязанность каждого командира, подготавливающего се­ бе верных, надежных ведомых. Мои ведомые—офицеры Негу- ляев, Большаков, Попруженко и Вельдяскин, отличившиеся в тор­ педной атаке, проявили в бою под­ линный героизм. В ураганном огне они вели себя хладнокровно и умело, четко выполняли все мои команды. Но они не сразу - стали такими закаленными воинами. В конце прошлого года в нашу часть прибыл лейтенант Негуляев. Я его водил на первое боевое за­ дание. В этом полете Негуляеву трудно было выдержать нормаль­ ную дистанцию между самолета­ ми, необходимую для точного бом.- бометания. Он допускал ошибки в пилотировании. Но уже тогда в нем чувствовались задатки хорошего летчика. Негуляев настойчиво исправлял свои ошибки, мгновенно реагировал на каждое замечание ведущего и поэтому вскоре на­ учился класть бомбы точно в цель. Ведущему приходилось не толь­ ко учить молодых летчиков тех­ нике пилотирования. В этом же полете выявилось, что и Негу­ ляев, и Большаков, и другие лет­ чики неправильно маневрируют в -районе цели, излишне йолнуются. Между тем, летчики знали и рань­ ше правила хождения в строю и в школе, и в части им раз’ясняли эти непреложные авиационные законы. Значит, все дело здесь было з воспитании у них моральных ка­ честв стойкого воина. 'На земле, сразу же после поле­ та, все ошибки, допущенные в воздухе, тщательно анализирова­ лись. Всякое, даже незначительное уклонение от строя в зоне огня решительно осуждалось самими ж е товарищами — летчи­ ками. Одному молодому летчику было достаточно намека, другому необходимо строгое внушение, но никто не повторял своих ошибок после подобных разборов. Наши молодые воины стали уме­ лыми, стойкими летчиками-бомбар- дировщиками. Я знал, что мои ведомые смелые люди, с крепкими нервами и во­ лей, но я еще не был уверен, что они также решительно будут себя вести в ближнем бою—в торпед­ ной атаке. За несколько часов до полета я собрал экипажи своей группы и подробно разработал с ними все ІшШШШШшШШтт& Экипаж торпедоносца капитана Волынкина. НА С Н И М ­ КЕ : в первом ряду слева — командир эки паж а Волынкин, штурман Калиниченко; во втором ряду стрелок-ради ст Но- воженов, стрелок Дешкант. Фото Е. Гордеева. элементы удара. Каждый должен был итти только на указанную ему цель. Получив боевой приказ и послед­ ние данные о конвое, я накоротке собрал летчиков и штурманов. — Основной удар,—приказал я ведомым,—наносить по транспор­ там.—Только в том случае, если крайним экипажам будет неудобно строить заход на ядро конвоя — брать в прицел корабли эскорта. Взлетали звеном и парой и на первом же развороте наша пя­ терка собралась. Маршрут был очень дальний, поэтому нас не сопровождали истребители прикрытия. Метеоусловия по маршруту были сложными, сплош­ ная облачность, доходящая до ІОО метров, прижимала нас к воде. Шли по компасу и расчету времени. Ведущий штурман т. Ка­ линиченко точно вывел группу в район цели. В предполагаемой точке транспортов не оказалось. Но мы знали, что караван иде.г на запад и, развернувшись, пошли вдоль берегов догонять его. Как только мы j видели га ;сризонте дым кораблей, сразу ж е пошли мо­ ристее и на бреющем на .парал­ лельных курсах догнали конвой. У каравана я положил машину в вираж и отдал первую команду: — Развернуться фронтом! Ведомые быстро приняли коман­ ду. Слева от меня шел в атаку Вельдяскин, справа Большаков, Негуляев, Попруженко. Конвой открыл сильный загра­ дительный огонь. Водяные столбы поднимались выше машин. На­ пряжение боя нарастало. Машины прорвались сквозь охра­ нение. Группа стремительно сближа-. ласъ с караваном. Летчики четко реагировали на сигналы. За не­ сколько секунд до сбрасывания, самолет Вельдяскина загорелся. «як- С О < £ > Т- Но отважный летчик продолжал итти на цель и сбросил торпеду вместе со всеми. За 600—700 мет­ ров, от транспортов я дал команду. — Залп! Торпеды пошли а цель. Все про­ изошло так, как договорились на земле. Вельдяскин, Большаков, Негуляев и я торпедировали тран­ спорты, крайний правый Попру- жен-ко взял в прицел сторожевик (см. схему). Торпеда Вельдяскина взорвала транспорт водоизмеще­ нием 5—6 тысяч тонн, три цент­ ральных машины атаковали самый крупный транспорт в 10 тысяч тонн, хотя для этого Негуляеву пришлось довернуть. Торпеда Большакова прошла по носу тран­ спорта и попала в тралыццк. По­ пруженко потопил сторожевик. Я и Негуляев взорвали самый крупный транспорт. Все пять торпед попа­ ли в цель и потопили четыре судна противника, в том числе все ядро конвоя — 2 транспорта. Причина успеха состоит в от­ личной выучке и высоком мо­ ральном духе летного состава, Несмотря на яростный обстрел, летчики четко реагировали на команды и сбросили торпеды толь­ ко по моему сигналу. Чувство от­ ветственности, яростная ненависть к немцам, пытавшимся уйти от рас­ платы, помогли блестяще прео­ долеть все трудности. Я уверен, что все экипажи поступили бы так, как герой Вельдяскин. Каж ­ дый даже ценой жизни, презирая смерть, взорвал бы своей торпедой немецкий корабль. Позволю себе сделать некото­ рые выводы, Практика показала, что нельзя заходить в атаку сомкнутой парой. В этом случае площадь поражения увеличивается, и немцы сосредота чивают на ней плотный огонь. Осо­ бенно рискует в этом случае ведо­ мый, отставший от ведущего пары на 40—60 метров: немцы, бьющие с упреждением, могут его пора­ зить. Заходить в атаку всегда следует на минимальной высоте порядка 10—15 метров и подскакивать на 30 метров только перед сбрасыва­ нием торпеды. Огонь автоматов, как правило, не стелется по воде, трассы идут на высоте 30—50 мет­ ров. Ни в коем случае нельзя вхо­ дить в опадающие столбы воды: струя срывает обшивку. После сбрасывания торпеды нельзя разворачиваться параллель­ но каравану. Лучше всего на брею­ щем проскочить атакованное судно по носу или по корме. Капитан И . В О Л Ы Н К И Н . Гордимся доблестью друзей В этот день мы получили зада­ ние: зафиксировать результат тор­ педного удара группы капитана Во­ лынкина по немецкому конвою. Недалеко от цели мы встретили торпедоносцев Волынкина, вышед­ ших из атаки. Вскоре увидели полосу черного дыма, закрывшую весь горизонт. Видимость была очень плохая, на море стелилась дымка, поэтому не­ мецкие суда были обнаружены на­ ми не сразу. Только подлетев бли­ же, мы увидели, как горел огром­ ный транспорт водоизмещением 10— 12 тысяч тонн. Накренившись на борт, он медленно погружался в воду. Мы были на высоте, 200 мет­ ров и отчетливо видели, как пыта­ лись спастись обезумевшие от страха немцы. Они лихорадочно спускали шлюпки, прыгали за борт. Перегруженные лодки переверты­ вались вверх дном, и густая пелена нефти, расходившаяся по воде, за­ хлестывала фашистов. Сторожевые корабли открыли по нашей машине сильный огонь. Но разрывы ложились в 2—3 километ­ рах от самолета. Над караваном ходило два «Ме- 110». Немецкие летчики, увидев одинокий разведчик, развернулись для атаки. Но мы быстро отверну­ ли в облачность и, спустя несколь­ ко минут, подошли к каравану с противоположной стороны. Огром­ ный транспорт скрылся под водой, на его месте осталось только ог­ ромное нефтяное пятно. Очевидно, торпеда попала в машинное отде­ ление судна, взорвав все его жиз­ ненные центры. На поверхности людей больше не было, плавали только перевернутые лодки, бревна и другие деревянные части, за ко­ те рые несколько минут назад це­ плялись гитлеровцы. Вокруг второго транспорта и сто­ рожевиков на полном ходу цирку­ лировали шоносцы. Известив землю об успехе груп­ пы Волынкина, мы виовь отверну­ ли в облачность. Когда через несколько минут наш фиксатор вновь подошел к каравану, на воде уже не было второго транспорта водоизмеіце нием 5—6 тысяч тонн, одного сто рожевого корабля и тральщика На воде осталось всего лишь не сколько кораблей эскорта, кото ры.м больше нечего было охра­ нять. Мьг вновь радировали на базу о блестящей победе торпедоносцев Волынкина. Глубокий рейд отважных тор­ педоносцев навел панику на нем­ цев, следовавших вдоль норвеж­ ского побережья. Вражеские ко­ рабли скрылись в бухтах и портах. Мы видели, как три быстроходных десантных баржи забились в не­ большую бухточку и остановились. Сердце наполняется гордостью, когда видишь такие блестящие ус­ пехи советского оружия. Пять эки­ пажей уничтожили сотни немцев, пытавшихся удрать от расплаты. Летчики Волынкина с честью вы­ полнили боевой лозунг северомор­ цев: — Не выпустить живыми немцев с Севера! Молодцы, торпедоносцы! Мы гордимся вашей доблестью. М л а дш и й лейтенант Г. Л Е О Н О В . Л ей те н а н т А. СМ И Р Н О В . ПОБЕЖДАЮТ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ Я много раз летал в бой ведомым отважного летчика капитана Во­ лынкина. Вместе с ним мы бомбили транспорты и базы, взрывали скла­ ды и батареи врага. Многому на­ учил нас этот опытный командир. Он не жалеет ни сил, ни времени для того, чтобы подготовить из нас полноценных воздушных бойцов. Личным примером он воспитывает в нас настойчивость, презрение к смерти, взаимную выручку в бою. Как-то над целью я оторвался от группы. В этом районе находились вражеские истребители, и положе­ ние мое было опасным. Вдруг ка­ кой-то самолет также отстал от группы и, сбавив скорость, при­ строил меня к себе. Оказалось, это капитан Волынкин, рискуя своей жизнью, решил помочь мне отбиться от немцев. В каждом полете мы видели, как смело и бесстрашно прорывается наш командир к цели. Его не могли остановить ни атаки вражеских истребителей, ни яростный зенит­ ный огонь. Его смелость—нам всег­ да пример в бою. Мы готовы итти за ним на любое задание, в любой огонь: знаем-, что капитан Волын­ кин везде выручит, никогда не бро­ сит ведомого. Перед боевым вылетом наш ве­ дущий всегда собирает экипажи и подробно раз’ясняет им характер задания. Так было и в тот день, когда он водил нас на торпедный удар по каравану. Каждый из нас дал слово, что торпеду сбросит только в упор по вражеским кораблям. И все экипа­ жи с честью свое слово сдержали. С тарший лейтенант А. БОЛЬШАКОВ. Э к и п аж торпедоносца старшего лейтенанта Б о л ьш а- * R h h i v г п п а п я —• т К п п к ііп іи п а v/ А п ііа л ѵ I и ^ и с д и п и ѵ ц а кова. Внизу справа т. Б о л ьш ак ов Фото Е. Гордеева.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz