Североморский лётчик. 1944, октябрь.
2 СЕЙЁРОМОЙСКИП Л ЕТ ЧИК 27 октября 1944 г.. № 256 (326). Ятака торпедоносцев Волынкина 14 октября группа торпедоносцев, ведомая т. Волынкиным, на несла удар по немецкому конвою. Пятерка наших самолетов потопила 4 корабля, в числе которых—два транспорта, шедшие под охраной 12 кораблей. Это была героическая атака, по дерзости почти не зна ющая себе равных. Печатаем ниже статью т. Волынкина и Больша кова—участников этой атаки и разведчиков тт. Леонова и Смирнова, наблюдавших результат удара. ХОРОШО ПОДГОТОВИШЬ ВЕДОМЫХ— ПОБЕДИШЬ Торпедная атака подобна шты ковой схватке. Летчик-торпедоно сец лицом к лицу сходится с про тивником, бьет в упор и явственно нндит гибель врага. Поэтому она также, как и штыковой бой, пред полагает в бойце присутствие вы соких моральных качеств—презре ния к смерти, стальной воли, на стойчивости, стремления победить во что бы то ни стало. Конечно, молодой летчик, при шедший в боевую часть, не обла дает в полной мере всеми этими качествами. Их у него нужно вос питать. Это обязанность каждого командира, подготавливающего се бе верных, надежных ведомых. Мои ведомые—офицеры Негу- ляев, Большаков, Попруженко и Вельдяскин, отличившиеся в тор педной атаке, проявили в бою под линный героизм. В ураганном огне они вели себя хладнокровно и умело, четко выполняли все мои команды. Но они не сразу - стали такими закаленными воинами. В конце прошлого года в нашу часть прибыл лейтенант Негуляев. Я его водил на первое боевое за дание. В этом полете Негуляеву трудно было выдержать нормаль ную дистанцию между самолета ми, необходимую для точного бом.- бометания. Он допускал ошибки в пилотировании. Но уже тогда в нем чувствовались задатки хорошего летчика. Негуляев настойчиво исправлял свои ошибки, мгновенно реагировал на каждое замечание ведущего и поэтому вскоре на учился класть бомбы точно в цель. Ведущему приходилось не толь ко учить молодых летчиков тех нике пилотирования. В этом же полете выявилось, что и Негу ляев, и Большаков, и другие лет чики неправильно маневрируют в -районе цели, излишне йолнуются. Между тем, летчики знали и рань ше правила хождения в строю и в школе, и в части им раз’ясняли эти непреложные авиационные законы. Значит, все дело здесь было з воспитании у них моральных ка честв стойкого воина. 'На земле, сразу же после поле та, все ошибки, допущенные в воздухе, тщательно анализирова лись. Всякое, даже незначительное уклонение от строя в зоне огня решительно осуждалось самими ж е товарищами — летчи ками. Одному молодому летчику было достаточно намека, другому необходимо строгое внушение, но никто не повторял своих ошибок после подобных разборов. Наши молодые воины стали уме лыми, стойкими летчиками-бомбар- дировщиками. Я знал, что мои ведомые смелые люди, с крепкими нервами и во лей, но я еще не был уверен, что они также решительно будут себя вести в ближнем бою—в торпед ной атаке. За несколько часов до полета я собрал экипажи своей группы и подробно разработал с ними все ІшШШШШшШШтт& Экипаж торпедоносца капитана Волынкина. НА С Н И М КЕ : в первом ряду слева — командир эки паж а Волынкин, штурман Калиниченко; во втором ряду стрелок-ради ст Но- воженов, стрелок Дешкант. Фото Е. Гордеева. элементы удара. Каждый должен был итти только на указанную ему цель. Получив боевой приказ и послед ние данные о конвое, я накоротке собрал летчиков и штурманов. — Основной удар,—приказал я ведомым,—наносить по транспор там.—Только в том случае, если крайним экипажам будет неудобно строить заход на ядро конвоя — брать в прицел корабли эскорта. Взлетали звеном и парой и на первом же развороте наша пя терка собралась. Маршрут был очень дальний, поэтому нас не сопровождали истребители прикрытия. Метеоусловия по маршруту были сложными, сплош ная облачность, доходящая до ІОО метров, прижимала нас к воде. Шли по компасу и расчету времени. Ведущий штурман т. Ка линиченко точно вывел группу в район цели. В предполагаемой точке транспортов не оказалось. Но мы знали, что караван иде.г на запад и, развернувшись, пошли вдоль берегов догонять его. Как только мы j видели га ;сризонте дым кораблей, сразу ж е пошли мо ристее и на бреющем на .парал лельных курсах догнали конвой. У каравана я положил машину в вираж и отдал первую команду: — Развернуться фронтом! Ведомые быстро приняли коман ду. Слева от меня шел в атаку Вельдяскин, справа Большаков, Негуляев, Попруженко. Конвой открыл сильный загра дительный огонь. Водяные столбы поднимались выше машин. На пряжение боя нарастало. Машины прорвались сквозь охра нение. Группа стремительно сближа-. ласъ с караваном. Летчики четко реагировали на сигналы. За не сколько секунд до сбрасывания, самолет Вельдяскина загорелся. «як- С О < £ > Т- Но отважный летчик продолжал итти на цель и сбросил торпеду вместе со всеми. За 600—700 мет ров, от транспортов я дал команду. — Залп! Торпеды пошли а цель. Все про изошло так, как договорились на земле. Вельдяскин, Большаков, Негуляев и я торпедировали тран спорты, крайний правый Попру- жен-ко взял в прицел сторожевик (см. схему). Торпеда Вельдяскина взорвала транспорт водоизмеще нием 5—6 тысяч тонн, три цент ральных машины атаковали самый крупный транспорт в 10 тысяч тонн, хотя для этого Негуляеву пришлось довернуть. Торпеда Большакова прошла по носу тран спорта и попала в тралыццк. По пруженко потопил сторожевик. Я и Негуляев взорвали самый крупный транспорт. Все пять торпед попа ли в цель и потопили четыре судна противника, в том числе все ядро конвоя — 2 транспорта. Причина успеха состоит в от личной выучке и высоком мо ральном духе летного состава, Несмотря на яростный обстрел, летчики четко реагировали на команды и сбросили торпеды толь ко по моему сигналу. Чувство от ветственности, яростная ненависть к немцам, пытавшимся уйти от рас платы, помогли блестяще прео долеть все трудности. Я уверен, что все экипажи поступили бы так, как герой Вельдяскин. Каж дый даже ценой жизни, презирая смерть, взорвал бы своей торпедой немецкий корабль. Позволю себе сделать некото рые выводы, Практика показала, что нельзя заходить в атаку сомкнутой парой. В этом случае площадь поражения увеличивается, и немцы сосредота чивают на ней плотный огонь. Осо бенно рискует в этом случае ведо мый, отставший от ведущего пары на 40—60 метров: немцы, бьющие с упреждением, могут его пора зить. Заходить в атаку всегда следует на минимальной высоте порядка 10—15 метров и подскакивать на 30 метров только перед сбрасыва нием торпеды. Огонь автоматов, как правило, не стелется по воде, трассы идут на высоте 30—50 мет ров. Ни в коем случае нельзя вхо дить в опадающие столбы воды: струя срывает обшивку. После сбрасывания торпеды нельзя разворачиваться параллель но каравану. Лучше всего на брею щем проскочить атакованное судно по носу или по корме. Капитан И . В О Л Ы Н К И Н . Гордимся доблестью друзей В этот день мы получили зада ние: зафиксировать результат тор педного удара группы капитана Во лынкина по немецкому конвою. Недалеко от цели мы встретили торпедоносцев Волынкина, вышед ших из атаки. Вскоре увидели полосу черного дыма, закрывшую весь горизонт. Видимость была очень плохая, на море стелилась дымка, поэтому не мецкие суда были обнаружены на ми не сразу. Только подлетев бли же, мы увидели, как горел огром ный транспорт водоизмещением 10— 12 тысяч тонн. Накренившись на борт, он медленно погружался в воду. Мы были на высоте, 200 мет ров и отчетливо видели, как пыта лись спастись обезумевшие от страха немцы. Они лихорадочно спускали шлюпки, прыгали за борт. Перегруженные лодки переверты вались вверх дном, и густая пелена нефти, расходившаяся по воде, за хлестывала фашистов. Сторожевые корабли открыли по нашей машине сильный огонь. Но разрывы ложились в 2—3 километ рах от самолета. Над караваном ходило два «Ме- 110». Немецкие летчики, увидев одинокий разведчик, развернулись для атаки. Но мы быстро отверну ли в облачность и, спустя несколь ко минут, подошли к каравану с противоположной стороны. Огром ный транспорт скрылся под водой, на его месте осталось только ог ромное нефтяное пятно. Очевидно, торпеда попала в машинное отде ление судна, взорвав все его жиз ненные центры. На поверхности людей больше не было, плавали только перевернутые лодки, бревна и другие деревянные части, за ко те рые несколько минут назад це плялись гитлеровцы. Вокруг второго транспорта и сто рожевиков на полном ходу цирку лировали шоносцы. Известив землю об успехе груп пы Волынкина, мы виовь отверну ли в облачность. Когда через несколько минут наш фиксатор вновь подошел к каравану, на воде уже не было второго транспорта водоизмеіце нием 5—6 тысяч тонн, одного сто рожевого корабля и тральщика На воде осталось всего лишь не сколько кораблей эскорта, кото ры.м больше нечего было охра нять. Мьг вновь радировали на базу о блестящей победе торпедоносцев Волынкина. Глубокий рейд отважных тор педоносцев навел панику на нем цев, следовавших вдоль норвеж ского побережья. Вражеские ко рабли скрылись в бухтах и портах. Мы видели, как три быстроходных десантных баржи забились в не большую бухточку и остановились. Сердце наполняется гордостью, когда видишь такие блестящие ус пехи советского оружия. Пять эки пажей уничтожили сотни немцев, пытавшихся удрать от расплаты. Летчики Волынкина с честью вы полнили боевой лозунг северомор цев: — Не выпустить живыми немцев с Севера! Молодцы, торпедоносцы! Мы гордимся вашей доблестью. М л а дш и й лейтенант Г. Л Е О Н О В . Л ей те н а н т А. СМ И Р Н О В . ПОБЕЖДАЮТ СИЛЬНЫЕ ДУХОМ Я много раз летал в бой ведомым отважного летчика капитана Во лынкина. Вместе с ним мы бомбили транспорты и базы, взрывали скла ды и батареи врага. Многому на учил нас этот опытный командир. Он не жалеет ни сил, ни времени для того, чтобы подготовить из нас полноценных воздушных бойцов. Личным примером он воспитывает в нас настойчивость, презрение к смерти, взаимную выручку в бою. Как-то над целью я оторвался от группы. В этом районе находились вражеские истребители, и положе ние мое было опасным. Вдруг ка кой-то самолет также отстал от группы и, сбавив скорость, при строил меня к себе. Оказалось, это капитан Волынкин, рискуя своей жизнью, решил помочь мне отбиться от немцев. В каждом полете мы видели, как смело и бесстрашно прорывается наш командир к цели. Его не могли остановить ни атаки вражеских истребителей, ни яростный зенит ный огонь. Его смелость—нам всег да пример в бою. Мы готовы итти за ним на любое задание, в любой огонь: знаем-, что капитан Волын кин везде выручит, никогда не бро сит ведомого. Перед боевым вылетом наш ве дущий всегда собирает экипажи и подробно раз’ясняет им характер задания. Так было и в тот день, когда он водил нас на торпедный удар по каравану. Каждый из нас дал слово, что торпеду сбросит только в упор по вражеским кораблям. И все экипа жи с честью свое слово сдержали. С тарший лейтенант А. БОЛЬШАКОВ. Э к и п аж торпедоносца старшего лейтенанта Б о л ьш а- * R h h i v г п п а п я —• т К п п к ііп іи п а v/ А п ііа л ѵ I и ^ и с д и п и ѵ ц а кова. Внизу справа т. Б о л ьш ак ов Фото Е. Гордеева.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz