Североморский лётчик. 1944, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т н и к 25 октября 1944 г.. № 254 ( 3W ТОПИТЬ НЕМЦЕВ ДНЕМ И НОЧЬЮ! Л е й т е н а н т С. У р ы б и н ОТЫСКАНИЕ ЦЕЛИ И АТАКА НОЧЬЮ ИЗ tjOEBOTO ОПЫТА ЛЕТЧИКОВ БАЛТИКИ КОМБИНИРОВАННЫЕ УДАРЫ „ИЛЬЮШИНЫХ" ПО КОРАБЛЯМПРОТИВНИКА НА ПЕРЕХОДЕ И В БАЗАХ К ночному полету над морем надо тщательно подготовиться на земле. Штурмовик-ночник должен перед вылетом сообразовать свои действия с метеообстановкой, за­ ранее ясно представить себе в к а ­ ком именно месте, судя по данным разведки, находится цель. И тогда он производит расчеты, ибо оты­ скать цель ночью—задача с л о ж ­ ная. В лунную ночь обычно прихо­ дится отыскивать корабли по све­ товой дорожке. В темную ночь ц е­ лесообразно заведомо уклоняться от цели на юго-запад, т. к. северо- восток всегда просматривается лучше. В атаку также удобнее ит- тиі с темной стороны. В этом осо­ бенности поиска цели ночью. Почему ж е летчик и стрелок д а ­ ж е в темную ночь все же видят ц е л ь на море, хотя нет лунной д о ­ рожки, нет луны или она закрыта облаками? Поверхность моря «а северо- в о сток е всегда светлее и яснее 'просматривается чем на юго-запа­ де. Д е л о в том, что на нашем те а т­ ре в это время года полностью не затухает о тблеск вечерней зари. Д н ем ц ель при хорошей видимо­ сти видна на большом расстоянии. А ночью надо подойти к ней вплотную и только тогда ее увидишь. Днем можно иттп на большой высоте и это не по ­ мешает обнаружить цель. Другое д ел о ночью. Если лететь даже на средней высоте, вы увидите под самолетом один лишь туман. С трудом сквозь этот туман угады ­ ваешь водную поверхность. Но что-либо различить на водной по­ верхности едва ли возможно. Толь­ ко с небольшой высоты, слбдуя за лунной дорожкой, можно выйти на цель. К ак же должен поступать лет­ чик, чтобы найти цель по лунной дорожке? Ему необходимо заведо­ мо уклониться вправо от предпо­ ложенного места цели, так чтобы /цель обязательно попала в лунную дорожку с левой стороны. Обнару­ ж и в цель, летчик разворачивается д л я атаки опять же с выходом на лунную -дорожку. ' Что ж е летчик заметит в первую очередь? П р еж д е всего он увидит ^усы»—с л е д от корабля. «Усы» (Постоянный спутник кораблей. Д а ­ ж е если к орабль стоит, вода, обте­ кающ ая его корпус, создает вееро­ образное течение за кормой, л ет­ чик замечает блеск этого течения д аж е в темиу.ю ночь. Надо помнить об одном, что лет­ чик сможет заметить «усы» только в том случае, если он будет подхо­ ди ть к цели с темной стороны неба. Ордер кораблей, особенно в дви­ жении, обнаруживает себя скорее. Если одиночный корабль можно обнаружить по «усам» с высоты 900— 1.000 метров на расстоянии 100—200 метров, то ордер, в дви­ жении можно обнаружить в 500 метрах. На воде штурмовик успешно об­ наруживает цель, и штурмовые атаки ночью вполне целесообраз­ ны. Ночью обнаружить противнику ■наш штурмовик почти невозмож­ но. Враг только слышит наши мо­ торы и обычно открывает огонь по звуку. В одном из наших полетов, ког­ да мы были примерно в 5 километ­ рах от цели, противник открыл з а ­ градительный огонь и с кораблей и с берега. Огонь этот, конечно, не был прицельный, да и не мог быть прицельным. Зато он помог нам обнаружить три группы кораблей: одна группа'—8 вымпелов и две группы по 4 вымпела. Мы шли па­ рой и, сделав один заход, сбросили бомбы. Из атаки надо выводить на тем­ ную сторону—это правило, кото­ рым никогда нельзя пренебрегать. Если атакуешь несколько групп кораблей, лучше всегда наносить бомбовый удар по крайней группе, не открывая огня. Тогда противни­ ку обнаружить самолеты почти не­ возможно. В этих случаях против- Подразделение штурмовиков іГероя Советского Союза т. Г у ­ ляева нанесло несколько бом- бо-штурмовых ударов по кораб­ лям противника. Почти все удары являлись комбинированны­ ми. В них, как правило, участво­ вало две группы пикировщиков и группа, наносящая удар с малой высоты. Нам приходилось бить по немец­ ким кораблям и на переходе, и в базах. В своей статье я хочу под­ робно остановиться на этих двух вопросах, поделиться опытом на­ ших летчиков. Прежде всего, необходимо с к а ­ зать, что немцы изменили ме­ тод морских перевозок на на­ шем театре. Если раньше они проводили крупные конвои, порой насчитывающие 25—30 единиц, то сейчас их конвои сократились. Изменился и тоннаж проводимых транспортных судов. Теперь чаще всего встречаются мелкие тран­ спорты, баржи, шхуны, небольшие нефтеналивные суда и мотоботы. Это обстоятельство, да еще и то, что конвои обычно идут в непосредственной близости бер е ­ гов, в значительной степени за- ник открывает беспорядочный И рудн яло обнаружение цели, удар огонь уже после разрыва бомб. В ночных полетах большую пользу оказывают стрелки. Они в е ­ дут постоянное наблюдение' за районом полета', так как ночью им не приходится опасаться появления истребителей. Следует обратить внимание на одну особенность ночной атаки. При заходе на цель со стороны, противоположной свету луны, цель в момент пикирования иногда т е ­ ряется. Как ж е снова найти цель во время пикирования? Нахожу ее так: Выбираю немного машину из пи­ кирования и доворачиваю вправо млн влево. Теперь цель у меня снова где-то сбоку. А боковой об­ зор штурмовика удобнее носового. Теперь я вновь вижу корабли. Доворачиваю и совмещаю цель с Перекрестьем прицела. Пикировать ночью под тем же у г­ лом, что и днем—нецелесообраз­ но. Иначе можно потерять цель и легко врезаться в воду. Ведь ночь скрадывает высоту. Об этом тем более важно напомнить, что высо­ томер запаздывает с показаниями на 2—3 секунды. Дру гая особенность—пушечный огонь ночью слепит. Длинная о ч е ­ редь может повести к катастрофе. Кроме того, она демаскирует штур­ мовик. Вот почему, как правило, ночью надо поражать цель бомба­ ми, а вести пушечно-пулеметный огонь не следует. В заключение об эффективности удара. Ночь дает летчику несом­ ненные преимущества. Ему меньше угрожает зенитный огонь, и, сл е д о ­ вательно, летчик действует над целью спокойнее—точнее прице­ ливается. с малых высот и малых дистанций. Приведу один пример комбини­ рованного удара по конвою про­ тивника на переходе в районе К - В этот раз нам была поставлена з а ­ дача: группой с пикирования и группой с малой высоты нане­ сти удар по кораблям охранения конвоя, по которому д о нас билп другие группы. Вылетев в указанный район, мы 'Встретили неблагоприятную погоду (береговая черта и весь прибреж­ ный район были закрыты сплошной облачностью). Из-за этого при­ шлось вести поиски другой цели. ,Не теряя времени, я решил прой­ ти дальше вдоль берега. При вхо­ де в один из фиордов мы вдруг заметили свыше десятка немецких мелких судов. Противник шел у самого берега, маскируясь низкой облачностью. Я немедленно подал команду в е ­ дущему другой группы старше­ му лейтенанту Хилинскому у д а ­ рить по кораблям с пикирования с хода (этому благоприятствовало большое окно в облаке, висящем Старший лейтенант М. Тамаров над караваном), а сам приготовил­ ся к атаке с малой высоты. Перед нашей группой стояла большая трудность. Нам надо было пробить в стороне от конвоя облачность и парами прицельно выйти на конвой. Преодолеть эту трудность летчи ­ кам удалось благодаря хорошей слетанности группы и богатому опыту. Удар с малой высоты оказался весьма 'Эффективным. Три сторо­ жевых катера противника были п о ­ топлены прямым попаданием бомб. В этом значительную роль сыграл своевременный удар с пикирования группы Хилинского. Немцы до т о ­ го были ошеломлены ее ударом, что не успели выпустить ни одно­ го снаряда, дав нашим парам воз­ можность точно прицелиться и вы­ держать необходимую дистанцию. Согласованное и четкое взаимо­ действие ударных групп особенно важно и необходимо во время ком­ бинированных ударов по кораблям противника, стоящим на рейде или у причалов. В таких ударах для самолетов, действующих на малой высоте, выход в атаку представ­ ляет большую трудность, так как самолеты подвергаются интенсив­ ному обстрелу со стороны зенитной артиллерии кораблей, базы и бер е­ говых батарей. При выполнении такого рода з а ­ даний весьма целесообразно вы ­ дел ять две ударных группы. При­ чем, задачей одной из них будет нанесение удара с пикирования, а другой — удар с малой вы­ соты. Опыт учит, что л у ч ­ шим интервалом между удараі- ■ми является минута. Такой интер­ вал дает возможность второй группе в наиболее выгодных усл о ­ виях производить атаку, ибо груп­ па пикировщиков берет весь зенит, ный огонь на себя и отвлекает вни­ мание противника. Рассмотрим два характерных примера. Одн ажды двум -нашим группам штурмовиков предстояло потопить транспорты, стоящие на рейде севернее порта Киркенес. Ввиду плохих метеоусловий и с л а ­ бой подготовки удара я, как в ед у ­ щий группы, которая должна была бомбить с малой высоты, перед с а ­ мой целью потерял группу пики­ ровщиков. В результате первая группа упредила свой удар на 3—4 минуты' и когда к цели подхо. дили мы, немцы открыли силь­ ный зенитный огонь. Эго затруд. нило выход летчиков точно ца цель и особенно отход от нее. Не­ которые наши самолеты получили повреждения. Задача полностью не выполнена—вместо трех кораблей был потоплен только один. Иное д ел о получилось в другой раз, когда эти же груплві бомбили вражеские корабли в порту Вадсэ. Летчики, действующие с малой высоты, вышли в атаку вслед за пикировщиками и ударили примерно через минуту. В резуль- тате было потоплено 3 баржи и 6 мотоботов, кроме того 1 баржа сильно повреждена. Как мы строили маневр групп в атомі ударе? Перед целью группа удара с малой высоты оттягивает­ ся от пикировщиков примерно на 800— 1.000 метров и идет с прини­ жением на 200—250 метров. Пики­ ровщики входят в пикирование и принимают весь огонь зенитной ар­ тиллерии противника на себя. Ког­ д а последний самолет-пикиров­ щик выходит из атак», самоле­ ты группы удара с малой вы­ соты дошжны находиться на боевом курсе. Сближаться с целью лучше всего так: пары производят резкие несимметричные отвороты в стороны с последующим сниже­ нием, а перед сбрасыванием бомб скользят. Н а боевом курсе самоле­ ты должны находиться не более 2—3 секунд. Как только бомбы будут сброшены— резко перескэ- чить через корабль и сразу произ­ водить пологое скольжение со сни­ жением, Проведенные нашей группой ком­ бинированные удары показывают, что д л я истребителей непосред­ ственного прикрытия должна с т а ­ виться задача не только охранения ударной группы от воздушного противника. Мы практиковали по­ становку перед ними задачи подав­ ления огня зенитной артиллерии противника. Так, в одном из выле­ тов очень хорошо помогла штур­ мовикам четверка «Яковлевых», ведомая лейтенантом Дмитрии. Она во время атаки активно по­ давляла огонь малокалиберных зе­ ниток и да л а нам возможность бо­ лее свободно выйти в атаку. Заслуженная радость Летчик-истребитель гвардии лейтенант А. Беляев, сбивший по­ завчера немецкий самолет «Ю-52». Фото И- Михеева. Д е л о началось так. Старший лейтенант Василий Артамонов во главе группы истребителей выле­ тел на сопровождение торпедо­ носцев гвардии майора Волошина. Караван противника имел в своем составе достаточно сильный эскорт и приближение нашил с а ­ молетов вызвало сотни взрывов зенитных снарядов и десятки п ере­ крещивающихся красных трасс а в ­ томатов. Эта огненная шапка в о з ­ никла на высоте полета северомор­ ских торпедоносцев и постепенно приближалась к ним. Старший л е й ­ тенант Артамонов мог набрать вы ­ соту и, оставив под собой огнен­ ный вал, встретить торпедоносцев на выходе из атаки. В этом было его право, как истребителя с о ­ провождения, отвечающего за со­ хранность подшефных машин т о л ь ­ ко от самолетов противника. Но «Мессершмиттов» и «Фокке-Вуль- фов» над караваиом не было. Р е ­ шив, что с воздуха опасности нет, группа Артамонова разошлась чет­ верками в разные стороны, обх ва­ том обошла караван, готовясь, как будто, встретить свои ударные машины после сбрасывания тор ­ пед. Уловив момент, когда наши торпедоносцы вошли в зенитный о-гонь, Артамонов ударил сзади по немцам, ведущим огонь, поливая палубы кораблей эскорта своих пушек и пулеметов. Била четверка Артамонова, вторая чет­ верка оставалась наверху и н а­ блюдала за воздухом. Когда пер вая выходила из атаки, в нее шла вторая. Конечно, у немцев не хва­ тила выдержки: когда Артамонов «прочесал» палубы кораблей, ф а ­ шисты заметались, и зенитный огонь против торпедоносцев ослаб. Это помогло гвардии майору Во­ лошину правильно построить бое­ вой порядок своих самолетов, п о ­ топить миноносец и повредить крупный транспорт врага. В последующих вылетах стар­ ший лейтенант Богданов и капитан Калашников сделали то ж е самое, что и Артамонов. Теперь в случае отсутствия в воздухе истребите­ лей противника бить по зенитным точкам врага — стало правилом краснознаменцев. В том, что торпедоносцы во время боев за Петсамо нанес­ ли по врагу ’ ряд дерзких ударов, есть немалая доля ист- ребителей-краенознам'енцев. В с а ­ мом деле, если бы старший лей ­ тенант Артамонов находился во время атаки гвардии майора Воло­ шина на высоте, не исключеда в о з­ можность, чю торпедоносцы {іме- огнем ли &ы некоторые потери и из-за сильного зенитного огня не смогли бы так хорошо сбросить торпеды. Если бы лейтенант Савченко не п о ­ давил береговую зенитную бата­ рею во время сопровождения тор­ педоносцев Обухова, огонь ее, на­ правленный по отставшему торпе­ доносцу, мог поджечь его, или, в лучшем случае, сбить с боевого курса. Пушечная очередь, выпу­ щенная истребителем лейтенантом Половинным, заставила замолчать зенитный немецкий автомат в тот момент, когда пули его уже_ хле­ стали по одной из плоскостей тор­ педоносцам Атаки истребителей тт. Богданова, Ламокина, Паришку- ра и других рассредотачивали огонь врага и помогали летчикам ударной авиации прицельно сбра­ сывать торпеды. 15 октября, вместе со всеми се­ вером орца ми, истребите ли- красно- знаменцы радовались приказу товарища Сталина, благодаривше­ го воинов Севера за прорыв немец­ кой линии обороны и освобожде­ ние Печеиги. В числе войск, полу­ чивших благодарность Верховного Главнокомандующего, были и они, истребители сопровождения мор­ ской авиации... К. КРЕТОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz