Североморский лётчик. 1944, октябрь.
‘2 с е в е р о м о р с к и й л е т ч щ 22 октября 1944 г„ № 252 (322). Ночью над караваном врага На борту торпедоносца От нашего спец. корреспондента. Сигнал стартера—и наш самолет в воздухе. Над фонарем кабины сплошная темная пелена. Летчик ведет маши ну под кромкой облачности. Слабое северное сияние ранней осени, кое- где пробивающееся через облака, отсвечивается на иоде. Светлые блики, отражаясь <л поверхности штилевого моря, помогают экипа жу различать береговую черту. Стрелок-радист Устянский гасит лампочки подсвета. Советский берег остается поза ди. — Слева Петсамо,—взволнован но говорит стрелок-радист. Он внимательно всматривается в сум рак, но плотный туман скрывает скалистые берега. 'Нам понятно его волнение. Оно передается каждому. Там идут напряженные бои. Всем сердцем и мыслями экипаж сейчас с теми, кто изгоняет немцев с нашей зем ли. Хочется еще больше помочь родной пехоте, лихим десантникам морякам. — Сейчас и мы посчитаемся с немцем,— говорит штурман Мура тов. Впереди враг. Наступает насто роженное сосредоточенное спокой ствие. Спокойствие бойцов, уверен ных в своих силах, — Курс?—спрашивает летчик. Штурман отвечает. Самолет пересекает Варангер- фиорд. Через несколько минут должен показаться вражеский бе рег. Экипаж внимательно, до рези ® глазах, всматривается в темноту. Неожиданно мрак расступается от вспыхнувшего над морем яркого ■света. — 'Губанов сбросил осветитель ную бомбу,—поясняет Уотянский. Экипаж лейтенанта Губанова пылетел на час раньше нас. Он ужо заканчивал освещение своего района. Устянский доложил коман диру, 'что принял радиограмму с фл агмаліск ого к атера. — Работали хорошо. Спасибо. Эта оценка катерников относит ся к Губанову, но каждый, нахо дящийся на 'борту машины Казако ва, рад за успех товарищей. Устя.нск ий хотел связаться с іэтим экипажем, но не уідалось. Только с/пустя два часа на земле мы узнали, что машина Губанова попала в сильное «рему» в облаках {нисходящий поток). Самолет 400 метров камнем падал вниз. От сильного броска сорвало радио станцию, порвало антенну, штурман и стрелки ударились о стенки ка бин. Но экипаж продолжал выпол нять задание. — Прямо по курсу берег против, ника!—доложил штурман Муратов. Темная полоса земли стреми тельно надвигалась на самолет. (Казаков развернул машину и, сни зившись до 300 метров, пошел вдоль береговой ічерты. От сколь жения скорость возросла, пронзи тельный свист ветра стал еще рез не отдаваться в ушах. Вражеский берег безмолвен. Но тишина обманчива. В любой мо мент она готова разразиться тре ском! автоматных очередей и хлоп ками зенитных разрывов. Немцам теперь не до сна. Час расплаты с ненавистным врагом наступил. Поэтому так тревожно шарят по воде прожектора у Вардэ и Ки- бергенеса. Матросские десанты немцам чудятся и здесь. П О Д В И Г ВОЗДУШНЫХ СТРЕЛНОВ Участники боев за Печенгу севврамерские торпедоносцы гвардии капитан И. Сегедин (слева), гвардии младший лейте нант М Колбаса и гвардии младший лейтенант Ф. Бычков. Фото И. Михеева. Старшина Устянскиіі принимает •радиограмму с флагмана»: — Осветите район... Казаков быстро набирает высо ту. Точно в указанном месте наша -машина сбрасывает первую освети тельную бомбу. Медленно пока чиваясь от ветра, она опускается вниз. За ней тянется столб белого дыма, хорошо видимый на фоне темной воды. ^По требованию катерников штур ман Муратов сбрасывает в различ ных местах побережья—от Вардэ до Киркенеса^—еще несколько о с ветительных бомб. Вдруг горизонт озарила яркая всйышка взрыва. Он возник там, где мы светили -несколько минут назад. Багровое зарево, разраста ясь, ’закрыло весь северо-восток. Красные языки пожара потяну лись к темным облакам, отбрасы вая на них багряные отблески. Устянский принял новую ра диограмму с катера. — Я, номер... торпедировал транспорт противника. Значит, пожар на горизонте — это взрыв немецкого судна! Молодцы, катерники1! Прият но помогать таким,—с восхище нием говорит 'Казаков. Снова пересекаем Варангер- фиорд... На обратном маршруте погода резко ухудшается. Сплошная о б лачность прижимает самолет все ниже и ниже к морю. 200, 150, 100 метров показывает стрелка высо томера. Над машиной сплошная облачность, под плоскостями с т е лется туман. Видимость умень шается до 'предела. Вскоре пошел мелкий моросящий дождь. Водяная пелена плотно затянула стекла кабин, брызги захлестали по фю зеляжу. Вдруг самолет резко вздрог нул—-его повело в сторону. — В чем дело? — недоуменно спросил Муратов. — 'Обрезает правый .мотор,—от ветил Казаков.—Очевидно, обле денел карбюратор. .Положение серьезное, но спо койствие летчика передается все му экипажу. Радист Устянский продолжает вслушиваться в эфир, попрежнему четко вносит поправ ки в курс штурман. Три раза над ледяными водами Варангер-фиорда обрезал правый мотор. Н о каждый раз Казаков избавлял самолет от опасности дальнейшего обледенения. Когда не удалось пробиться за облач ность, он прижал машину к воде, .чтобы .хоть иемвого отогреть мо торы. 'Вибратором несколько раз прожигал свечи. Т еп е р ь моторы [работали нормально. — Прямо по курсу—земля!—ра- -Дер- Зару&е Ж^АВИАЦИИ НОВЫЙ МОТОР О б щ е с т в о „Ал- л и с с о н ” ( СШ А ) в е д е т п р о и з в о д с т в о н о в ы х 2 4 - ц и л и н д р о в ы х а в и а м о т о р о в м о щ н о с т ью с. с ох- око л о 3000 л жидкостным л аж ден и ем . Мо т о р к о м п а к тен и е го лобовая п л ощ ад ь л иш ь не- «АЛЛИССОН» много п р е в ыш а е т лоб о в ую площ ад ь п р е ж н и х мото ров. .Интераеиа*. дост.но кршшул штурман жигесь ближе к берегу. .— Іы гак обрадовался, хлк мат рос на кораве лле Колумба, кото рый первым увидел Америку, — не удержался от шутки Казаков. Но Ж по его голосу было слышно, что он доволен не меньше штурмана. I Впереди, перед самой машиной, показалась темная полоса берега. I Родная земля!... И после много дневного опасного плавания, и после кратковременного боевого полета .над вражескими водами, с одинаковой радостью узнает о ее приближений советский воин. — Идем точно,—доложил штур ман.—Так держать! Через 'несколько минут самолет осветил прожектор пропускного поста. Моторы заревели, но сразу же з ітихли. Летчик перевел винты на малый шаг и убрал газ. Заходим на посадку. Стал слышен свист ветра. Кабины озарились голубым светом посадочного прожектора. Небольшой толчок, и мы на земле. Через несколько минут на К‘П гвардии Старший лейтенант Каза ков докладывал командиру под разделения /Герою Советского Союза гвардии капитану Шка.руба': Задание выполнено. . Через день оперативная сводка Советского Информбюро сообща ла, что «торпедные катеры Север ного флота атаковали караваи н е мецких судов. Взорвано и потопле но два транспорта общим водоиз мещением в 10 тысяч тонн и сто рожевой корабль противника». Катерникам, нанесшим этот удар врагѵ, помогал экипаж гвардейца Казакова, с которым я имел счастье летать в эту ночь на выполнение задания. Г. С В И Р С К И Й . Утром 17 сентября две группы «Ильюшиных» вылетели вглубь Варангер-фиорда, чтобы нанести удар по обнаруженному конвою противника. Первую группу повел старший лейтенант Скопинцев, ве дущим второй группы был стар ший лейтенант Суровов. Уже в начале полета летчики встретили толстый слой облаков, тянувшийся до берегов противни ка-. Ведущий принял решение итти выше. Облачность затрудняла по лет, временами на пути летчиков вставали как бы отвесные стены. Не сворачивая с курса, штурмовики стремились вперед. Почти над са мой целыо, они услышали голос разведчика младшего лейтенанта Рубан:—«Конвой рядом». Впереди показалось небольшое окно. Штурмовики стали пикиро вать, во и этот незначительный просвет оказался сильно затяну тым облачностью. Пикировать сквозь облака пришлось почти ты сячу метров. Когда штурмовики вышли на цель, неожиданно появи лись истребители противника. Их было свыше двух десятков. Группами с разных направлений немцы атаковали наши самолеты. Над конвоем вспыхнул жесто кий бой. По штурмовикам били зе нитные орудия с кораблей и бере га, их атаковали самолеты против ника. Один из снарядов вы рвал поло вину элерона левой плоскости ма шины старшего лейтенанта Суро- вова. Десятки пробоин получил са . молет младшего лейтенанта Котля кова. Тяжелые ранения в ноги по лучили стрелки комсомольцы Петр Пятаев и Владимир Масарский. Немцы атаковали отовсюду. На крупном вражеском транспорте, сторожевом корабле и самоходной барже раздались взрывы. Пошел ко дну морской охотник неприяте ля, но зенитный огонь и атаки са молетов врага не ослабевали. — Справа «стодевятый», — услышал старший лейтенант Су ровой голос своего стрелка Вик тора Уварова — кавалера орде нов Отечественной войны первой Торпедоносцы Находясь в свободном по лете над морем, группа тор педоносцев и топмачтовиков ча сти Героя Советского Союза Борзова обнаружила и атаковала конвой противника, состоявший из четырех транспортов, четырех сто рожевых кораблей и тральщика. Комбинированным ударом наши летчики потопили два транспорта тонн. и второй степени. Уваров дал длинную очередь. «Мессершмитт» врезался в воду. Отбив пять атак немцев на свою машину, комсомолец Уваров уви дел, как в хвост другого «Илью шина» заходит вражеский истреби тель. Развернув пулемет, он по- слал длинную очередь в немца и тем отрезал атаку противника. Почти в то ж е время, истекавший кровью стрелок комсомолец Петр (Пятаев, превозмогая боль в ноге, нацелился в подошедший на ко роткую дистанцию «ФВ-;190». С трудом нажимая на гашетку, он успел опередить немца. Тот зады мил и повалился в воду. Так же храбро отражали атаки немцев воздушные стрелки—моло дой коммунист Николай Лидин и комсомолец Владимир Гуменный. Они сумели направить огонь своих пулеметов на одного из «ФВ-190» и ударами с различных направле ний сбросили его в море. Долго продолжался этот нерав- яый бой. Свято выполнили в нем свой воинский долг только что принятые в партию тт. Громыко, іКараченко и Савенко и мужествен ные комсомольцы Тепляков и Уша ков. Когда израненная машина млад шего лейтенанта Котлякова опу стилась на аэродроме и из кабины был извлечен тяжело раненый стрелок Петр Пятаев, у летчика, не .раз бывавшего в тяжелых сраже ни я х , на -глазал навернулись сле зы. Это были слезы гнева к врагу за кровь помощника, это были сле зы благодарности за выручку в бою. Все летчики штурмовики—уча стники этого исключительно тяже лого и напряженного боя тепло о т зыіваютея о своих воздушных стрелках и в первую очередь о коммунисте Николае Л идине, о воспитаннике ленинско-еталинско- га комсомола Петре Пятаеве, Вла димире Масарском, Владимире Гуменном, которые своим муже ственным поведением в бою сохра нили жизнь командирам. К апитан П. Е В Д О К ИМ О В . ВЕСТИ С БАЛТИКИ атакуют врага водоизмещением в 7.000 и 5!000 тонн. Через два часа, атаковал гвардии младший лейтенант Богачев враже ский конвой, состоявший из двух транспортов, двух сторожевых ко раблей и быстроходной десантной баржи. Прорвавшись сквозь загра дительный огонь, Богачев нанес удар по саімому крупному транс порту водоизмещением в 12.000 ТИМОФЕЙ УЛЬЯНЦЕВ Среди героев Октябрьской ре волюции и доблестных защитников ее завоеваний почетное место за нимает имя балтийского матроса- большевика Тимофея Ивановича Ульянцева. Выросший в 'русской рабочей семье, рано познавший все тяготы и невзгоды народной жизни в условиях самодержавного строя, пятнадцатилетний юноша Ульян- цев становится на путь револю ционной борьбы. Вращаясь среди рабочих Екатеринославских ж е лезный рудников, он распростра няет нелегальную большевистскую литературу, расклеивает на стенах заводских зданий революционные прокламации и воззвания. Революция 1905 г. всколыхнула всю страну. Она’ докатилась и до Екатеринослава, отозвавшись мощ ным эхом в его рудниках. На с о браниях басту-ющих рабочих п о явился молодой, увлеченный ро мантикой революционной борьбы агитатор. Простые зажигающие слова Тимоф ея г л у б о к о проникал® в народное сердце, волновали д у шу и звали к борьбе с ненавист ным режимом. За свои революци онные выступления он дважды по бывал в тюрьме. Война с немцами в 1914 году за стала его машинистом на крейсере «Россия». Ему было 26 лет, из к о торых пять были отданы суровой матросской службе на Балтийском флоте. Крейсер «Россия» был достоин своего великого имени.. Уже двад цать лет он честно носил Андреев ский флаг, а с началом войны за нял почетное место в рядах д ей ствующего флота. Он часто ходил в операции, участвовал в боях, появлялся у 'германских берегов, обеспечивая минные постановки. Каждый поход повышал дух коман ды. Матросы рвались в бой с н е навистным кайзеровским флотом. Но среди офицерского состава имелись немцы. Это были предате ли и Шпионы. Они отличались ж е стоким вращ ением с командой. Матросы ненавидели этих пособ ников врага. Особую ненависть пи тал к ним Ульянцев. Разве могла мириться с ними душа русского человека и дове рять свою жизнь и судьбу родного •корабля темным личностям? Дело доходило д о открытых выступле ний матросов против реакционного офицерства, кончавшихся чаще всего жестокой расправой с недо вольными. В 1915 году на ряде балтийских кораблей начались мас совые аіресты за сочувствие боль шевикам. Не избежал этой участи и Ульянцев. Царский суд пригово рил его к смертной казни, заме ненной затем восьмилетней катор гой. Февральская революция, уничто жившая ненавистное с а м о д е р ж а вие, освободила Ульянцева. Он возвратился в родной революцион ный Кронштадт. Здесь во всю ши,рь раскрылась его б о гаты р ская натура, как пламенного пропаган диста и агитатора идей б о л ьш е вистской партИи. 'Кронштадт, этот младший брат революционного Петрограда, на х о д и л с я во власти б о л ь ш е в и с т с к о го Совета. Сколько ни пы талось Временное правительство вм еш ать ся в его жизнь, оно никак не могло подчинить е г о своей власти Кронштадте готовились больше_ яистские кадры с о ц и а л и с т и ч е с к о революции. К о г д а р аздал ся призы В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz