Североморский лётчик. 1944, октябрь.

В боях при прорыве обороны немцев и за овладение ПЕТСАМО отличилис ь ... летчики ... генерал- майора авиации П р е о б р аж е н с к о г о , генерал-майора авиации К и д а л и п с к о г о , г енерал-майора авиации І І е т р у х и н а , полковника Ж а т ъ к о в а . . . Ид приказа Верховного Г л а вн оком а н д ующ его М ар ш а л а С о в е т ск о г о Союза И. Сталина. Бомбардировщики и торпедонос­ цы Северного ф л о т а в течение всех лет войны мужественно сра­ жали сь с лемецкими захватчиками « а д сушей и морем Заполярья. Они топили фашистские корабли на ближних и дальних коммуника­ циях ( П р о т и в н и к а , в его портах и базах. Они наносили чувствитель­ ные удары по вражеским аэродро­ м а м , жігли самолеты, батареи, в о ен ­ ные ск л ады немцев. Весной и осенью, зимой и летом, полярным днем и полярной ночью наши л е т ­ чики поднимались с летнего поля, унося п о д плоскостями своих ма­ шин торпеды и бомбы, и враг на своей шкуре изведал со круши тель­ ную силу ударов крылатых сев ер о­ морцев. Б ожесточенных боях с врагам выковались нерушимые традиции североморских торпедоносцев и бомбардировщиков и их верных друзей и защитников — истреби­ телей прикрытия. Воинское умение и мастерство, добытые в н епре­ станных торпедных атак ах и бом­ бовых налетах на врага, бесстрашие и отвага сталинских соколов с н о ­ вой силой сказались в дни с р а ж е ­ ния за Печешгу. Не дать н ем ­ цам уйти живыми, не дать их кораблям увезти уворованное напоследок добро, не д ать фри­ цам спасти свои поганые ш к у ­ ры, — вот к чему стремился к а ж ­ дый наш летчик, каждый эки ­ паж бомбардировщика и торпедо­ носца. 'Помогая войскам К ар ел ь­ ского фронта, кораблям и част ялу Северного флота освобождать ченгу от фашистской мрази, геро скимп подвигами развивали и мі жили наши летчики бессм ерті традиции іКиселева и Макаревич Лабилен копа и (Панин» Ярким примером беззаветного служения Родине и образцового выполнения воинского долга могут служить боевые дел а летчика-ком- муниста капитана Волынкина. Н е зная устали, стремясь нанести наибольший урон ненавистному ■врагу, Волынкин вместе со своим штурманом Калиниченко и с т р е л ­ ками Новоженовым и Дешкантом летали и зо дня в день, днем и и ночью. Н авсегда войдет в и сто ­ рию североморской авиации беспри­ мерна» по дерзости торпедная а т а ­ к а враж еск ого конвоя, произведен­ ная группой торпедоносцев под командованием капитана Волынки­ на.. Удар был нанесен на большом удалении от советских берегов, куда торпед он осцы .вышли без со ­ провождения истребителей. Н е ­ смотря н а сильное охранение к о н ­ воя миноносцами и другими мн о го ­ численными кораблями эскорта, не- смотря на наличие в воздухе в р а­ ж еских самолетов, капитан Волын­ кин и его ведомые — экипажи л е т ­ чиков Большакова, іПопруженко, Не- гуляева и Вель- дяскина, прорвав­ шись сквозь ярост­ ный зенитный огонь, дерзко выш­ ли о атаку. Все пить торпед, сбро­ шенные с ди стан - нии 600—700 мет­ ров, попали к а ж ­ дая в свою цель. Ѵч Два. тпансдоптамзб-_ ’ - щим водоизмеще­ нием в 1ч ООО тонн пошли на дно Ба- §§| ренцова моря. Эти транспорты, выйдя §1), из Киркенеса. то- ропливо уходили Щ : на вест, и летчики * а т. Волынкина не выпустили фаши- і- стов с Севера, утопили их. ! Никто из летчи- ЯН ков, добиваясь щ | этой трудной побе- дш ды, не думал о В | себе. Когда пря- . мым попаданием Н | вражеского сн аря­ да была подожже- W& на машина Волыін- * * кина, он, не схо­ д я с боевого курса, сумел сбить З а короткий период последних пламя, и т т а д а ю у ^ ^ ^ л и я - 'й щ е с напряженных боев нашими лет- ^ тшвт^ ттш" 1^ тштт-ът ^ чиками 'потоплено 9 кораб- 1 лей противника, в том числе ч 4 транспорта общим водой з- \ мещением д о 18.000 тонн, 1 мино­ носец и 4 других боевых корабля. Два транспорта- серьезно повреж ­ дены. Н о помимо нанесения бомб о - л п іан (Цнй#;ных ударов по конвоям лро- нант, Большаков и лейтенанты По -то н и к а на его коммуникациях и в пруженко и Н егудяев, вернувшись базах, наши летчики активно взаи- победителями на аэродром, могли модействовади с кораблями Север - с гордостью заявить: ного ф л о та и морскими десантами, — Бить врага с близкой дистан- высаживаемыми на вражеское л о ­ ции — значит бить его наверняка! бережье. Герой Советского Союза Бить врага наверняка — это тра- т. Шкаруба, тт. Волошин, Казаков, диция североморских торпедонос.- Губанов эффективно помогали тор- іцев! , педным катерам, отвлекая на себя Образцы отличной боевой работа вражеский огонь, уничтожая огне- показали в .дтПППЯюбождения Tie- вые точки противника, освещая ка- «енги и 'торпедоносцы-гвардейцы, тернякам раной их атак. Не раз ведомые большевиком Волоши- герои-катерники в ходе н апряж ен ­ ным Гвардейская слава торпеда- ного боя передавали и эфир свою носцев вновь прогремела над Ба- благодарность летчикам, обеспечи- рейдовым морем. Неутомимый воин вавшим им победу. Волошин, ведя в бой молодых лет- Ни днем, ни « чиков, настойчиво увеличивал счет покоя. П о ночам Герои Советского потопленных фашистских кораблей. Союза Пирогов, Рукавицы I I I - Никогда не будет забыт подвиг руб*, летчики Обухов Новицкий, комсомольца гвардии младшего Волынкин, Бычков, Черданцев и лейтенанта Колбаса, который, пре- ДР- держ али под непрестанным зрев смерть во имя победы, торпе- воздействием порты и базы нем- дировал фашистский миноносец. В «ев, препятствуя погрузке тр ан с- ;/ „ « 2 £ ж с атаке комсомолец Бычков портов и п одходу резервов, выпол- у л « • т я ж к о е повреждений .-,ра- ляли другие специальные задания Торпедоносцев « бом барди ро в­ щиков, к а к всегда, верно охран яли ис т ребите л и -к рас нознамеац ы . Свой в к л а д в д е л о освобож дения о т нем ец ких захватчиков Печенг­ ском земли внесли и те, к т о на родном аэродроме го тови л машины нашим летчикам и обеспечивал их удары по іврагу. С амолеты вы л ет а­ л и т о с торпедами, то с бомбами, вылетали непрерывно, в о зв р ащ а ­ л и сь иногда с более или менее з н а ­ чительными повреждениями, и «а долю инженеров, техников, мото­ ристов выпадала трудна.я задача — обеспечивать на земле постоянную .готовность боевых машин. П роник­ нутые тем ж е наступательным д у ­ хом, что .и наши летчики, са.ѵоот- верженны е труженики наземных сл уж б , такие, как тт. Коробец, О в ­ чинников, Куликов, Р адч ен ко, Ра- бин и другие, работали с п р е д е л ь ­ ным напряжением. Н ет большей награды для воина, чем благодарность н ашего в ел и к о ­ го в ож д я и полководц а то варищ а Сталина. И то, что товарищ Сталин в своем приказе, посвященном о с ­ в обож дению Печенги, уломяі.ѵ’л и летчи ков наших частей, я в л я е іс я д л я -всех нас н е т о л ь к о высокой честью , но требует о т к а ж д о г о из нас ещ е большей активности и с а ­ моотверженности в борьбе за о к о н ­ чательную и полную победу. Наши коммунисты и комсомоль­ цы достойно показали себя в боях с вратами. Героический подвиг гвардейцев Сыромятн.икова и Скна. рева в последнем ударе по кон­ вою—ярчайшее свидетельство т о ­ го, как глубоко и беззаветно п р е­ даны наши люди Родине, Партин, Сталину. Своим примером в бою, своим бессмертным подвигом они зовут нас всех вперед, к победе — л-с» *пути, указанному товарищем Сталиным. Более трех лет немцы, зарыв­ шись в землю, держались на З а ­ падной Лине, на Муста-Тунтури. Они хотели досидеть до конца войны. Не досидели! В течение н е ­ скольких дней, когда слились в о ­ едино наши удары с земли, с моря (и с высокого неба, и духа их п ога­ ного не осталось на Запаідной Л и ­ це, на Муста-Тунтури, в Лиинаха- маіри, в Луостари, в Петсамо! Но это лишь начало. Наша задача состоит .в том, что­ бы, полностью учтя опыт боев п о ­ следних дней, всем — от старшего командира до рядового летчика, от инженера д о моториста — еще б о ­ лее напрячь свои силы для того, чтобы добить врага на Севере, не выпустить из Заполярья ни одного живого немца. К этому нас обязы­ вает благодарность товарища Сталина. Генерал-майор авиации И. М. Кидалинский Истребители в Герои наступления Три г ода тому назад, когда гитлеровские д и ­ визии рвались к М ур ­ манску, чтобы захватить Кольский полуостров и базы Северного флота, : - т ѵ ; над полями ж естоких сражений реяли северо- ; ■морские истребители, ве- ,'ЧЛ домые Борисом Сафоно­ вым. Они прикры.нали наши наземные войска, Ш ж ! оборонявшие советское Заполярье, они штурмо- М ||1 вали колонны альпий- | | | | | | еких егерей, брошенных Ш1І1 Гитлером для захвата Шрш нашего Севера. Уж е в те трудные лето и осень WSrn 1941 года 'Борис Сафонов ЩНбЁ твердо верил, что неиз- ШШШ бежно наступит время, ШЩШ когда североморская • 1 ||||| авиация вместе с частя- ЩШІ ми Красной Армии и Военно-Морского Флота Я изгонит лютого врага с Я заполярной земли. Он мечтал о том времени, Ш когда краснозвездные Ш ІІІ истребительные машины будут уничтожать немцев, *Ц', ; бегущих из Петсамо по Я д о л г ам на Запад. Й § 1 ||| Исполнилась мечта Са- фонова: 15 октября то’варищ Сталин возве­ стил советскому народу об о с в о ­ бождении Петсамо (Печенги). Авиация Северного флота, в том числе и наследники Сафонова — североморские истребители — при­ няла активное участие в Оо-яѵ за очищение Петсамо о т немецких за ­ хватчиков. Дорого обошлись немцам три го­ да, проведенные на берегах ГІе- ченгского залива и в сопках Зап о ­ лярья. Бесследно исчезли в тряси­ нах северных болот и на дне Б а ­ ренцева моря хваленые эскадры 5-го германского воздушного ф ло­ та «Норд»: одна только северомор­ ская авиация (не считан армейской) уничтожила бол ее тысячи фашист­ ских самолетов. Из этого числа 676 машин, меченых свастикой, сбиты летчиками наших п о д р а зд е ­ лений. Морские истребители уничтожа­ ли немцев н е только в возду х е, но и на море: об этом свидетельству­ ют 128 потопленных ими фашист­ ских судов, в том числе 20 транс­ портов и танкеров, 1 миноносец, 4 тральщика, 6 сторожевых кораб­ лей, 23 морских катера, 54 мотобо­ та и т. д. .Но и этим не ограничи­ валась боевая деятельность аших истребителей. Свыше 4.000 убитых гитлеровцев, 20 огневых трчек, 175 автомашин, 30 складов числится на их счету. Я привел эти цифры, потому что они отчетливо показывают, на­ сколько активной и многообразной была в течение всего времени тон­ ны боевая работа истребительной авиации, и насколько значителен лакопленный ею опыт. Этот опі.т, приобретенный летчиками — с-, ратниками и учениками Бориса Са­ фонова, Петра. Сгибнева, Павла Ор- Каковы причины бое­ вых успехов наших ча­ стей, позволившие Им в боях за освобождение Петсамо (Печенги) з а ­ служить благодарность ....... Верховного Главно­ командующего Маршала Советского Союза т о в а­ рища Сталина? Если вы ­ делить основные причи­ ны, то они таковы: 1. Во всех предш е­ ствующих операциях и во всей системе боевой подготовки наш личный состав сумел отработать взаимодействие штурмо­ виков и истребителей. В результате этого мы не имели ни одной потери штурмовиков от истре­ бительной авиации про- ■; тивника и обеспечили, несмотря на большое со- средоточение вражеской авиации, значительную эффективность наших ударов по .кораблям в Н п военно-морских базах Н и немцев на Севере. 2 . Н ам удалось заранее ЯНН отработать вопросы, свя- ШиШШ? заиные со взанмодей- Ш Н ствием авиации с частями ш В и морской пехоты. Это привело к тому, что при нанесении ударов по переднему краю вражеской обороны, но ар­ тиллерийским батареям, по подхо­ дящим резервам противника, по его отходящим частям и контратакую ­ щим групНам — ни одного удара не было нанесено летчиками-севе­ роморцами мимо цели. 3 . В течение длительного време­ ни, предшествовавшего операции, было четко отработано взаимодей­ ствие всех наших частей с торп ед­ ными катерами. В результате была достигнута большая эффективность действий как летчиков, так и к а ­ терников. На угітех действий наших л е т ­ чиков в боях за освобождение П е т ­ само (Печенги) большое влияние оказало такж е и то, что буквально каждый экипаж был оттрентірован д л я бомбометания с низких высот по точечным целям. Весь личный сос*га.в был полон наступательного порыва и го то в ­ ности самоотверженно выполнять боевые задания, связанные с раз­ громом северной группировки н ем ­ цев. Работа протекала в условиях большого напряжения, когда п о­ давляющее большинство экипажей совершало по 5—6 вылетов в день. В период боев за овладение Пе- ченгой в одну только первую .по­ ловину октября штурмовики по к о ­ личеству бое;вьгх вылетав побили сентябрьский рекорд, тогда как ч и ­ сло вылетов в сентябре превышало палет за весь 1943 год. Н аряду со «стариками», наряду с .заслуженными летчиками-штур- мовиками и истребителями, отлич­ но проявила себя и наша м оло­ дежь, показавшая в этой операции отличные образцы .боевой работы. Штурмовики и истребители К о т ­ ляков, Ельтинов, Савенко. Иванов, На^урлава, фш р н о в , Г рамила, Г е н е р а л -м а й о р авиации И. Т. П ет р у хин лова и других славнейших га слан­ ных, ст ал фундаментом наших с е ­ годняшних по б ед , побед, отмечен­ ных приказом товарища Сталина. О с в а и в а я о п ы т прошлых боев, мы г о т о в и л и с ь к новым боям, н астойчи в о и упорно со в ерш ен ­ с т в о в а л и в о и н ск о е умение. И с к у с ­ ст в о и с т р е б л я т ь немцев, п о ст и г ­ н у то е в п р ош лы х боях и в н е­ п р еры в н о й учебе, с о с л у ж и л о л е т ­ чикам хор ош ую с л у ж б у , когда В ерх овный Главн о ком анд ующи й т о в а р ищ С т а л и н приказал очи сти ть со в е т с к о е З а п о л я р ь е от немецких гадов. В в о зд у х е , н ад суш ей и над мо­ р ем с р а ж а л и с ь наши и стребители в д н и б о ев за П етсамо. Сафоновский н а с т у п а т е л ь н ы й дух , ж а ж д а боя, с т р ем л е н и е <во что бы то ни ст ал о н айти и у н и ч т ож и т ь врага влад ели к а ж д ы м л етчи к ом — участником б о е в . Б о л ьш о й б оев ой путь — о т с т а р ­ ш его с е р ж а н т а д о капитана, т р и ж ­ ды о р д е н о н о с ц а и ком андира п о д ­ р а з д е л е н и я — п рош ел н а Севере л е т ч и к С ахаров. Особенно я рко с к а з а л и с ь е г о черты б есстраш ного б о й ц а и в о л е в о г о ком андира в г о ­ рячи е дн и н аш его наступления. По э — 6 вы л ет о в в д е н ь с о в ерш ал он с о с в о и м и л етчи к ами — т т , Павло­ вым, Н и к о л а е вы м , Молчано шм и д ругими . Многообразны были вы ­ п о л н я е м ы е ими задачи. Л е т ­ чи ками т. Сахарова за по­ сл едни е дни уничтожено до 600 немецких с о л д а т и офиц е­ ров, 54 автомашины, 15 повозок, взорвано 4 склада к 3 здания. С ла ­ ж енн о е взаимодействие с другими видами авиации и наземными вой­ сками привело к тому, что при большом- числ е боевых вылетои и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz