Североморский лётчик. 1944, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 8 октября 1944 г., № 240 (310) Бомбо - штурмовой удар несколькими заходами тот не В к л у б е штурмовиков собрались все л е т ч и к и части. К а к т о л ь к о командир начал р а с ­ сказ, в з а л е сразу стал о тихо. П р и ­ с у т с т в ующ и е с большим 'внима­ нием с л уш а ю т е г о слова. П р е ж д е , чем говорить о том, к а к п р о и зв о д и т ь бомбо-штурмовои у д а р н е ск о л ь ким и заходами, я д о л ж е н о стан о в и ться на .некоторых о с о б ен н о с тя х п о и с к а сухопутных ц е л е й іііа нашем театре, ибо этот вопрос п р е д с т а в л я е т трудности. Н е д а в н о , б у д у чи на передовом а э р о д р ом е , мне д о в е л о сь вместе со сво им в ед омым привести интерес­ ную т р ен и р о в к у в по и ск е с у х о п у т­ н ы х ц ел ей . К а к бы л о договорено с Наземным командованием , нам п р е д с т о я л о обнаружить группу бо й ц о в , п е р ед в и гающ ую ся по Н - с к о й до р о ге. П р и этом до в ы л е ­ т а мы зн ал и , что к аж д ы й Ооец б у ­ д е т м ас к и р о в а ть ся маскхалатом. В н а з н а ч е н н о е время мы поднялись в в о з д у х . В зяв намеченный к у р с , я решил вначале пройтись на д у с л о в л е н н ы м районом н а в ы ­ с о т е 800 метров. Предварительн о п р е д у п р е д и л ведомого, чтобы (смотрел в оба. «Ц ель» бы ла . о б н а р у ж е н а . Т о г д а я при нял р е ­ ш е н и е ум ен ьш и ть высоту полета д о 40 0 метров. И на этой высоте н и ч е го н а й т и не удалось. Т а к п о ­ с т е п е н н о мы дош л и д о бреющего по л е та . Л и ш ь пр о л е та я на брею- /щей вы со те, мы зам етили бойцов, к о т о р ы е , нак и н у в на себя м аскха­ л а т ы , с и д е л и ѵ обочины дороги. Ладо ск а за т ь , что и на бреющем По л ете <мы могли бы ничего не о б ­ н а р у ж и т ь , е с л и бы бойцы не про­ и з в о д и л и никаких движений. О т сю д а л а д о сдел ать вывод, что эффективный удар по переднему ^раю імогут наносить только те летчики, .которые хороімо умеют л е с т и поиск целей. Д а л е е командир остановился на х а р а к т е р и с т и к е о тдельных целей, к о т о р ы е 'B первую очередь могут с т а т ь мишенями д л я штурмовиков. іОн по д р о бно аса карте иі схемах р а о 'я си и л летчикам все особенно­ сти данных целей, их приметы и Гііаилучшие способы поиски. И з д е с ь т а к ж е бы л приведен харак- герный пример. - Э т а батарея располож ена .точно >и ц е н т р е небольшого по л у ­ о с тр о в а ,— указывая на карте, г о ­ ворил командир. — Что надо иметь л виду при поиске ее? Во-первых, и качестве ориен­ тиров могут служить располо­ ж енны й слева мыс, который х о ­ р о ш о известей и легко о б н ар уж и ­ в а е т с я , и полуостров, р асп о л ож ен ­ ный справа. Во-вторых, н адо знать, ,что с а м а б а тар ея находится на в о ­ сточном ск л о н е небольшой сопки. Командир подробно рассказал об о со бен н о стях нескольких це- ,'іей. Потом он сдел ал второй в ы ­ в о д : быстро отыскать цель может [только тот летчик, который отлич- ио изучил ее по карте, фотосним­ кам ^ ориентирной схеме, т. е. в с в я з и £ другими близлежащими от цели ориентирами. П о с л е короткого перерыва л е т ­ чики с л уш а л и основной вопрос К О М А Н Д И Р Д Е Л И Т С Я ОПЫТОМ БОЕВОЙ РАБОТЫ ПО ПЕРЕДНЕМУ КРАЮ ♦ занятий: «Бомбо-штурмовон удар г р у ппы «Ильюшин-2» несколькими доходами». I Известно, что перед ш ту рм о в и ­ к а м и мож ет быть поставлена з а ­ дача в о зд е й с тв и я п о к ак ом у -н и ­ б у д ь уча'стку обороны противника на пр о тяж ени и определ енн о го вре- мепи. Р еш ен и е этой задачи не мо- ,жет ограничиться одним заходом ^сбрасыванием бомб). R таких с л у . чаях н еобходимо произвести н е ­ с к о л ь к о зах о д о в на цель, в о зд е й ­ с т в о в а т ь на нее бомбами (мож ет б ы т ь сбрасывание бомб всех сра- 0 У и бомбометание в один или два за х о д а , со сбрасыванием бомб о т ­ дельными сериями) и п у л е м ет н о ­ пушечным огнем. Н а основе им еющегося опыта к ом ан д и р р азо бр ал дв е примерных ісхемы удара) несколькими за х о д а ­ ми. О д н а из них пр и ем л ем а в с л у ­ чае действия по целям, р а с п о л о ­ ж ен ным в н епосредственн ой б л и ­ з о с т и фронта, д р у гая в случае, ікогда ц е л ь н а х о д и т с я в глубине в р аж е с к о й обороны. К а к в первом, так и во втором случае б е р ется ва­ риант группы, состоящей и з 6 « И Л -2» и д в у х групп и с т р е б и т е ­ л е й— непосредственн ого п р и к р ы ­ т и я (четверка) и группы бо я (ш е­ стер к а). Рассмотрим подробно эти схемы. I) При ударе по цели, располо­ жений близко; к линии фронта, івся группа и зб и р а ет кратчайший [^маршрут и с л е д у е т д о передовой ли н и и обычным порядком. В з а ­ висимости от о бстановки ведущий за р а н е е о п р е д е л я ет ско р о сть, вы ­ со т у , направлени е захода, а такж е к о л и ч е с тв о за х о д о в на цель. П о ­ с л е д н е е необходимо о бязател ьн о , и б о в зависимости от избранного іведущнм к о л и честв а за х о д о в с о ­ ответственн о надо у становить и н ­ т е р в а л между парами «Илов». П о команде в е д у щ е г о ш ту рм о ­ вики нарами с определ енным ин- зерЪалом в х о д я г в пикирование. Сбросиів бомбы '(все или часть), па­ р ы л ож а т с я на круг, вы тянутый в рторопу своей территории. •! Ірп ,этом истребители н е п о с р ед ст в ен ­ н о г о прикрытия попарно занимают место с зад и и в н е кр у га первой н И горой пары {над своей т ер р и то ­ рией первая пара истребителей, в ы х о д ящ а я и з атаки, р еж е т круг и обеспечивает прикрытие третьей Пары «Илов») и строго д ерж атся «Ильюшиных». Группа боя прини­ мает особый боевой порядок, при к о то р ом к а ж д а я пара истребителей эш елон ирован но по высотам з а ­ нимает свое о п р е д е л ен н о е место. і)<ак это в данном слу ч ае показано на схеме. З д е с ь с л е д у е т указать, что п о ­ р я д о к б а р р аж а истребителей гр у п ­ пы боя д о лж е н строиться так, как /это показано на схем е с т р е л о ч к а ­ ми. Это п о зво л я ет всей шестерке одновременно вести наиболее у д о б ­ ный обзор направлений, наиболее вероятных д л я появления в р а ж е ­ ских истребителей. Вы тянутый к р у г в сторону своей территории д а е т во зм ож н о ст ь з н а ­ чительное время н аходиться вне обстр ел а З А противника, что п о з в о л я е т э к и п аж а м своб одно и ,хорошо по д го то ви ться к о ч е р е д н о ­ му удар у и наиболее н а д е ж н о о б е с ­ печивает б е зо пасно сть от в о з д е й с т ­ вия воздушного противника. — О д н а к о 'э т о о тню дь т е значит, ,что так а я схем а д о лж н а пр им е­ н я т ь с я везде. У д ар д о л ж е н всегда наноситься іс учетом обстановки, /Которая в к лю ч а е т в себя все во­ пр о сы , Связанные с характером цели, противодействием противни­ ка, метеообстановкой. 2) При ударе по цели, располо­ женной в іглубине вражеской обо­ роны, необходимо у чи ты вать ряд о б с то я те ль ств , которых іМы не учитывали, разбирая первую схему. П р е ж д е всего надо помнить, что группа го р азд о д о л ьш е б у д ет п о д вер гаться в о здейств ию п р о ­ тивника. Уж е хотя бы поэтому Первая к:хема невыгодна. О д н ак о на цели, р а сп о л ож е н н ы е поо д ал ь о т линии фронта, ин огда нуж н о п р о д о лж и т ел ь н о е в о зд е й с тв и е ави­ ации. К а к ж е л у чш е в так и х с л у ч а я х с тр о и т ь боевой п о р я д о к группы? В качестве примера к ом ан дир привел схему № 2 . И з нее видно, что ш турмовики принимают п о р я ­ до к неправильного кр у га, к а к это бы л о в первом слу ч ае , а д е л аю т п о ­ вторный зах о д элипсом с выходом т а к ж е на свою территорию. ІІрн этом от эк и п аж е й т р е б у е т с я отличное знание да н н о го района и особенно обороны противника. П о ­ с л е д н е е н еобходимо д л я того, ч т о ­ бы как можно меньше нах о д и т ьс я п о д о бстрелом ЗА . П о сл е занятий л е т ч и к и горячо о б с уж д а л и вопросы нанесения у д а ­ ров по немецкой обороне. Д. НИКОЛАЕВ. К чему приводит беспечность 'Недавно в нашем подразделении читься, что он стал виновником пр о и зош е л позорный с л у ч ай , с т а в ­ ший предметом с ер ь езн о го о б с у ж ­ д е н и я на партийном бюро. Л е т ч и к С т р е л ь н и к о в во зв р ат и л с я с з а д а ­ ния, н е выполнив п о ставл ен но й з а ­ дачи. В этом сам л етчи к н е п о в и ­ нен. У ж е в в о зд у х е С т р ел ьн и к о в о бн ар уж и л , что горючее на иісходе и п о в е р н у л обратно. К счастью , он б л а го п о л у ч н о привел с ам о л ет на свой аэродром. П о с л е п о сад к и было у с т а н о в ­ л ен о , что до п о лн и тел ьный ба'чек с горючим оказ'&лся незаправленным . Виновным в э т о м позорном с л у ч а е о к а з а л с я механик сам о л е та член ВіКП (б ) Смирнов. Е го резко к р и т и ­ ко в ал и за это на партийном бюро. (Но один ли См ир н о в виновен в этом позорном ф а к т е ? П е р е д с а ­ мым вы летом машину пр о вер ял техни к т. Посыпкин. О том, как п р о в о д и л а с ь эта проверка, го во р и ть не п ри ходится. Н а л и ц о грубое н а ­ рушение всех с ущ е с т в ующ и х у к а ­ заний о б о смо тр е машины п е р ед в ы л е т ом и бе зо т в ет ст в ен н о е о т н о ­ шение к поручен ному делу. М е х а н и к д р у г о го с а м о л е т а к о м ­ сом о л е ц т. Р а ц с о р в а л н е д а в н о в ы л е т одной и з машин. С л у ч и л о с ь э т о потому, что он п л о х о за к р еп и л пр о б ку , в р е зу л ь т а т е чего а н т и ­ ф р и з вы те к н а землю. Тов. Р а ц с ч и т а е т с я к о м с о м о л ь ­ ским активистом , он — член бюро іВЛКСМ части. К а к ж е могло е л у - чре зв ыч айн ог о п р он сше с тей я ? Тов. Р а ц п о д ч и н е н старшему т е х н и к у п о д р а з д е л е н и я — члену іВКЛ(іб) К и р ь я к о в у . К то , к а к не К и р ь я к о в , о б я з а н н е ст и о т в е т ­ с тв е н н о с ть за р у к о в о д с т в о п о д ­ чиненным, п р и ви ва т ь е м у вы сокое с о зн а н и е в ы п о л н я е м о го д о л г а? К и р ь я к о в ж е сам н е в е д е т борьбу с ф а к т а м и р а з г и л ь д я й с т в а , ни разу не в зы ск и в а л он и с т. Рац. А в з ы с к и в а т ь с м е х а н и к а е с т ь за что: он не р аз н а р уш а л и н с т р у к ц и и и н а с т а в л е н и я по э к с п л о а т а ц и и с а м о л е т а , п л о х о с л у ­ ш а е т у к а з а н и я и с о в е т ы т о в а р и ­ щ ей, к и ч и тс я зн аниями, к о то ры х на самом д е л е у н е го к р ай н е мало. П а р т и й н о е бюро ч а с ти п р е д л о ж и л о к о м с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и п р и ­ в л е ч ь т. Р а ц к о т в е т с т в е н н о с т и Н а д о п о л а га ть , ч т о э т о т у р о к п р и ­ несет п о л ьзу . Б о л ь ш а я д о л я вины за эти п р о ­ и сш е с т в и я л е ж и т н а тт. К и р ь я ­ н о в е и П о с ы п к и н е . Они не т о л ь к о не ч у в с т в ую т о т в е т с т в е н н о с т и за в о с п и т а н и е п о д ч и н е н н ы х , н о и м и ­ р я т с я с н а р уш е н и ям и и н с т р у к ц и й и н а с т а в л е н и й , не в з ы с к и в а ю т за их на р уш е н и е . Б е с п е ч н о с т ь , с к о ­ т о р о й о т н о с я т с я К и р ь я к о в и По - сы л к и н к в ы п о л н е н ию за д а н и й к ом ан д о в ан и я , т е р п и м а б ы т ь не м о ­ ж ет . Майор Н. М АМ УШ КИН . о — МАШИНА ПОШЛА В БОИ О с к о л о к в р а ж е с к о г о с н ар яд а пер еб ил у п р а в л ен и е эл е р о н ом и п о в р е д и л в о зд уш ны й винт машины с та рш е го л ей те н а н т а Тамарова. Л е т ч и к пр и вел «И лы ош и н -2 » на свой аэр о др ом . В течени е ночи т ех н и че ск и й э к и п а ж п о д р у к о в о д ­ ством с та рш е го т ех н и к -л е й т е н а н т а Герасимова пр о и зв ел ремонт. М е х а н и к и з а м е н и л и винт, п р о и з ­ вел и м о н т аж о т р е м о н т и р о в а н н о й п л о с к о сти . В о в р ем я эт о й р аботы о т л и ч и л и с ь м е х а н и к с т а рш и й с е р ­ ж а н т П о п о ви ч и т е х н и к -л е й т е н а н т У к о м л е ц к и й . В т о т ж е д е н ь машина вновь п ош л а в бой. Инженер-майор В. НАСОНОВ. [~|о родной стране В ГОРОДЕ Н е м ец к о -ф а- ШАХТЫ ш и с т с к и е ок- ВОССТАНОВЛЕН к у п ан ты на- ТРАМВАЙ несли к о л о с ­ с ал ьный ущ е р б комм у нальном у х о зя й ст ву го р о д а Ш ах ты . Пол- но'стью были у н и ч т ож е ны пути и вагоны трам вая, ко то ры й с в я з ы в а л •многие ш ах ты с центр ом города. Сейчас у ж е в о сс т ан о в л е н о 15 к и ­ лом ет р о в тр ам в ай н о го пути. В в о сс т ан о в л е н и и т р ам в ая актив- Немецкая оборона ГДЕ ИСКАТЬ НЕМЕЦКИЕ ОГНЕВЫЕ СРЕДСТВА Ручны е пу л ем еты и ча с ть п р о ­ тивотанковых о р у д и й немцы располагаю т на переднем крае или близ него; с та н к о вы е п у л е м е ­ ты— на п л ощ ад к а х , о т ст о ящ и х до 2 0 0 метров за первой транш еей; минометы — в 300-500 м етрах, на обр атны х с к а т а х высот, с двумя- тремя запасными позициями; т я ж е ­ л ы е противотанковы е п уш к и и по л к о вы е п уш к и—д о 1 .0 0 0 метров в глубину, за противотанковыми рвами и естественными у к р ы т и я ­ ми; диви зионн ая а р ти л л е р и я — за второй и третьей л ини ями т р а н ­ шей; сам о х о дны е пуш к и и т а н к и— за командными высотами в у к р ы ­ тиях, в лесу, на п р о с е к а х и о п уш ­ ках. В се огневы е ср ед с т ва — это т о ­ чечные цели д л я авиации и их п о ­ р а ж е н и е требует отличной п о д г о ­ товки л ет чи к о в в этой о бл асти ГДЕ ИСКАТЬ РЕЗЕРВЫ НЕМЦЕВ Б а та л ьо н н ы й резерв силой р о ­ ты — в 1 или 1,5 км. от перед- Окончание. Начало см. «Севе­ роморский летчик» за 7 октября. н е го к р ая в у к ры ти я х ; п о л к о в о й— си л о й д о б а т а л ь о н а— в 2 или 3 км., .в тр ет ье й линии транш ей ; д и в и з и ­ онный—д о 3 б а т а л ь о н о в— в у к р ы ­ т ы х м естах и в 4 — 6 км. от п е р е д ­ него кр ая ; к о р п у с н о й—д о 2 п о л ­ к о в— во второй о бо р о н и тел ьн о й п о ­ л о се , при п р о ры в е— часто на ф л а н ­ г а х прорыва; армейский о п е р а т и в ­ ный — 1 — 2 п ех о тны х , 1 — 2 т а н к о ­ в ы х или м о тори зован ны х д и в и зи й— в тр ет ье й о б орон ительн ой по л о с е, в 20— 50 км. о т ф р о н т а ; ф р о н то в о й или группы армий в с о с т а в е 2 — 3 дивизий, 1 — 2 тан к о вы х или м о то ­ ризо ванны х ди ви зий и др у ги х ч а ­ с т е й — в н еп о ср ед ств ен н о й б л и з о ­ сти от армейских, на т ы л о в ы х о б о ­ р о ни тел ьны х позициях. ГДЕ ИСКАТЬ КОМАНДНЫЕ ПУНКТЫ И УЗЛЫ СВЯЗИ НЕМЦЕВ Р о т ны е — в 200 - 300 м етрах о т п ер ед н ей траншеи; б а т а л ь о н ­ ные —• там ж е, в о т се ч ны х п о ­ зи циях; п о л к о вы е — за тр ет ье й траншеей, в районе р а сп о л ож ен и я по л к о во й артиллерии. Э т и к о м а н д ­ ные пу н кты соединены ходами с о ­ общ ен и я и обесп еч ены для кру­ говой обороны: д и ви зио нны е—в 4-6 клм. о т переднего края. ное участие принимают трудящиеся города. 26 МИЛЛИОНОВ Н а консерн* БАНОК ны х за в о д а х КОНСЕРВОВ У з б е к и с т а н а в р а зга р е п е р е р а б о т к а ф р у к т о в и о в о щ е й н о в о г о у р о ж а я . У ж е в ы р аб о та н о 26 м и л л и о н о в банок ф р у к т о в ы х и о в о щ н ы х к о н с е р в о в и почти 6 . 0 0 0 т о н н д р у г о й п р о д у к ­ ции. Е. Михайлов КАК РАСПОЛАГАЕТСЯ ЗЕНИТНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ НЕМЦЕВ З н а ч и т е л ь н а я е е ч а с ть вы де л я е т с я к п е р е д н е м у к р аю . В р а й ­ о н а х , г д е п р о т и в н и к ж д е т на­ ш и х ш ту р м о в и к о в , много М 3 А и з е н и т н ы х п у л е м е т о в . П р и к р ы в а ю т ­ с я З А т а к ж е р е зе р в ы , артгруппи- р о в к и и п у т и п о д в о з а . ПОДАВЛЕНИЕ Н Е М Е Ц К О Й ОБОРОНЫ С ВОЗДУХА С о в е т с к а я а в и а ц и я э ф ф е к т и в ­ но д е й с т в у е т по н е м е ц к о й обо­ роне, и с т р е б л я я т е х н и к у и ж и ьую с и л у в р а г а и п р о к л а д ы в а я пути н а с т у п а ю щ е й п е х о т е чер е з д е з о р ­ г а н и зо в а н н ую у д а р а м и с воздуха н е м е ц к ую о б о р о н у . Н а и б о л е е яр­ к им п р имером д е й с т в и й авиации по о б о р о н и т е л ь н о й с и с т е м е противни­ ка я в л я е т с я б о е в а я р а б о та ш ту рм о ­ в и к о в « а Л е н и н г р а д с к о м фронте, с ев е р н ее Л е н и н г р а д а . Приводим с о к р а щ е н н о е и з л о ж е н и е статьи п о д п о л к о в н и к а Н. Д о м у щ е й о вы ­ в о д а х из э т о й операц ии. Л е с и с т о - б о л о т и с т а я местность, к а м е н ь и гр ан и т по сл уж и л и f>r ли ч ным и у с л о в и ям и д л я создания

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz