Североморский лётчик. 1944, октябрь.

2 “ с е в е р о м о р с к и й л е т ч и к 6 октября 1944 г., № 238 (308), ГВАРДЕЙЦЫ ТОРПЕДОНОСНОЙ АВИАЦИИ Гвардии подполковник Б. Сыромятников = = . Война в с т у п и л а а свою п о сле д­ нюю с та д ию . Приближается час пашей о к о н ч а т е л ь н о й победы . Но п р е д с т о я т е щ е ож есто ч ен ны е р е ­ ш а ю щ и е бои. Н е д а л е к и тот день, к о г д а п е р е д североморц ами будет п о с т а в л е н а з а д а ч а п р и л ож и т ь все их у с и л и я к тому, чтобы у ни что ­ ж и т ь всех н ем цев, засевши х в З а ­ п о л я р ь е .Наши летчики, штурманы и с т р е л к и , за к а л е н н ы е в прошлых о о н х , в о сп и тан ны е іна славны х бо е ­ вы х т р а д и ц и я х л у чш и х сынов н а ­ ш е й 'части, с тр е м я тс я изо дня в д е н ь с о в е рш е н с т в о в а т ь свое м а ­ с т е р с т в о , неп р е ст ан н о готовясь к п р е д с т о я щ и м с х ва т к а м с врагом и п р о д о л ж а я наносить ему чувстви­ т е л ь н ы е удары на его комм у н и к а ­ ц и я х , в п о р т а х и военно-морских базах. В р я д а х наших л етчи ков мы в и д им м ногих отважных и умелых во ино в, неоднократно проверенных іі .жестоких битвах над морем и с у ­ шей, воинов, іпо которым стремят­ с я равняться наши молодые кадры. Герои Советского Союза Францев, Шкаруба, Галкин, такие летчики и штурманы, к а к Казаков, Волошин, Скнарев, Л е б е д е в и другие, имею­ щи е на своем боевом счету не о д ­ н у п о б е д у , п о л ь зую т с я у всего личного со с та в а заслуженным и непререкаемым авторитетом. О н е ­ к о т о р ы х подвигах лучших людей части я х о ч у р асс к аза т ь в этой статье. Э к и п а ж гв а р д и и лейтенанта Г у ­ б а н о в а н е о д н о к р а т н о п о к а зы в ал об. р а з ц ы п р е в о с х о д н о й боевой работы в к а ч е с т в е ф и к с а т о р а бомбоударов н аш и х л е т ч и к о в . И звестно, что р а ­ б о т а ф о т о гр а ф а -ф и к с а т о р а требует и с к лю ч и т е л ь н о г о мастерства, х и т ­ рости, с м е к а л к и , вы держ к и, н а ­ сто й ч и в о с ти и напористости при вы п о л н е н и и задан и я : один, без о х ­ р а н ен и я ис тр е б и те л ям и , он д о лж ен ■строго в ы д е р ж и в а т ь к у р с д л я фо- т о с ’е м к и п о д непрерывным и о ж е ­ с т о ч е н н ы м о гн ем зениток п р о т и в ­ ника. В с ем и перечисленными к ач е ­ с т в а м и и п о л н о й мере о бл а д а ет ы кнпаж (гвардии лейтенанта Г у б а ­ нова. (Недавно Г у б а н о в отлично зафнк с и р о в а л р е зу л ь т а т ы дневного бом- б о у д а р а на Вард». Вместо того, что бы ф о т о гр а ф и р о в а ть с 3—4 т ы ­ сяч м ет р о в , е м у пришлось пройти н а д о б ’е к т о м с ’емкн на высоте 1.400 метров, другими словами — в п р е д е л а х д о с я га е м о с т и огня а в т о ­ матов. О с н о в н а я группа бомбарди­ ро вщ и ко в , ш е дш а я под прикрытием и с тр еби тел ей сопровожд ени я, уже о т ош л а от ц ел и , к огда над ней п о ­ я в и л с я оди но кий советский само­ л ет -ф о т о гр а ф . Естественно, что на н е м о дн ом с р а з у ж е со ср е д о т о ч и л ­ ся в е с ь о г о н ь зенитной артиллерии вр ага. Н у ж н о бы л о проявить и с к лю ­ чи те л ь н о е х л ад н о к р о в и е и м астер­ с т в о , чтобы выполнить за д а чу и не б ы т ь п о в р еж д ен ным . О т м е ч у , ічто гвардейский эки паж В сентябре летчики Северного флота нанесли несколько бомбо-штурмовых ударов по кораблям и переднему краю противника. Бомбами североморской авиации потоплено более десяти вражеских судов. НА СНИМКЕ: оружейники готовят бомбы. Фото И . Михеева. заверил он командование. Лит- вак с т а л воевать ещ е злее. Во второй своей атаке он подошел к обнаруженному им танкеру д а ­ ж е на слишком б л и зк ую д и с т а н ­ цию (250 метров) и поразил его торпедой: не взорвавшись, торпеда п р ош л а сквозь к о р п у с корабля. В тр етьем своем боевом полете он потопил транспорт водоизмещением « 3 ты сячи тонн, проявив при этом подлинный героизм. И с к лю ч и т е л ь н ую неутомимость в своей боевой р аботе про явл яет и гвардии манор Волошин, издавна зареком ендовавший с еб я в к а ч е с т ­ ве смелого бомбардировщика и т о р ­ п едоносца. Гак у ж слож и л о с ь, ч го но х арактеру выполняемой нм б о е ­ вой работы ему пришлось с та ть мастером при выполнении самых разнообразных задан и й как днем, т ак it ночью, как в одиночном п о ­ лете, гак и в к ач естве в ед ущ его групп, как во взаимодействии с тактическими группами авиации, так и во взаимодействии с нашими надводными кораблями. Н едав н о гварди и майор Волошин в течение дву х с у т о к пробыл в воздухе 21 чаѵ и выполнял т р и эгоѵі самые разнообразные по своему характеру зад а н и я в дневное и ночное время. Хорошие боевые качества п р о я в ­ л я ет и наша летная .молодежь, п р е ­ емники старых гвардейских т р а ­ диций. Молодой летчик гвардии I м ладший лей тенант Б атраков по- Г у б а н о в а не за мы к а е т свою боевую ^,ал ,іа‘Днях в т я ж е л ы й переплет, р а б о т у о д н о й т о л ь к о фиксацией всего личного состава п о л ьзу ется например, гвардии старший с е рж а н т Ж у к . На его боевом с ч е ту н е ­ с к о л ь к о сбитых с ам о л ето в п р о т и в ­ ника. Воюя на С е в е р е с первых д н ей войны, он участв о в ал более чем в д е с я т и то р п ед ны х атакчх. В одн ом из п о с л ед н и х вылетоу о н спас ж и зн ь э к и п а ж у гвардии л е й ­ тенанта Г убанова, выбив и з -п о д хвоста е го с а м о л е т а и с тр е б и те л ь противника*, р ухнувший затем в воду. Т р иж ды отмеченный правитель, ствеиными нагр адам и гвардии с та р , ший с е р ж а н т А сеев — о тли чный с т р е л о к и связист. Он пр о в о д и ’ сейчас огромную работу по п е р е д а - іе боевого опыта стр е л ко в -р а д и - сто в своим молодым товарищ ам . Г варди и с тарший с е рж а н т Гэ'зри- ченко я вил ся одним из первых и н и ­ циаторов фотографирования наших бомбоударов п о портам и базам п р о ­ тивника. Д о с то й ны й сп о д в иж н и к героического Е вге н и я Францева, участвовавший во всех его п о б е ­ дах, гвардии старшин а Антипичев, так ж е, к ак и многие д р у г и е с т р е л . ки-радисты и в о зд уш ны е с т р е л ­ ки — п р о д о лж а т е л и боевой с л а вы ' ѵ. воспреемники боевого м аст ер с т ­ ва Г ер о я С о в етско го Сою за Б а - дю к а . П р и всем этом н е л ь зя о ставить б е з внимания я то т ф ак т, что в н а ­ ш ей с р ед е ещ е н а х о д я т ся о т д е л ь ­ ные товарищи, к о то ры е н е д о с т а ­ точно прон икнуты сознанием о т в е т ­ ственности с то ящ и х п е р ед нами з а ­ дач. И х д е й с т в и я м о гу т зап я тн ать наше доб рое имя. Например, л е т ­ чи к Л е д о в о й во время т р ен и р о в о ч ­ ных п олетов, п р о я в л я я х а латн о сть при расч ете на п о с а д к у , д в а ж д ы вы в о д и л из с тр о я м атериальную часть. Э т о т офицер, повидимому, не х о чет пон им ать ценности д л я нас к а ж д о г о б о е в о го самолета, о с о ­ бенно на д анном этапе войны, к о г ­ да в о зр а ст ающ а я активность нашей авиации тр еб у е т наибо л ее по л н о го и эфф ек т и в н о го использовани я к а ж ­ дой боевой машины. Сейчас, к о г д а война в сту п и ла в свою п о с л ед нюю и р еш ающ ую с т а ­ дию, в е с ь л ичный с о с т а в д о л ж е н п р и л ож и т ь максимум усилий, ч т о ­ бы все б е з и с к лю ч е н и я задачи, к о ­ торые п е р е д нами с т а в я т с я в д е л е о ко н ч ат ел ь н о го р а згр ом а врага, б ы ­ л и выполнены так, к а к п о д о б а е т гвардейцам -краснозн ам енцам . О некоторых особенностях самолетовождения ночью р е з у л ь т а т о в бомбометания других л ет ч и к о в. Он часто летает и ночью на б о е в ы е за д а н и я , притом на д р у ­ гом типе сам о л ето в , работа к о т о ­ р ы х с в я з ан а с обеспечением опера­ ц и й торпедныіх катеров. И здесь ■доблестный э к и п аж во -главе со с в о и м к ом ан диром п р о я в л я ет себя т а к ж е с л у чш ей стороны, что отме­ ч а ю т и н аш и друзья-катерники. Г у б а н о в — парторг п о д р а зд е л е ­ ни я. Своим поведением в бою он п о д т в е р ж д а е т авангардную роль комм у н и с та в т ех яростных сх ват­ к ах , к о то ры е повседневн о разы гры ­ ваю тся т е п е р ь в заполярном небе. М у ж е с т в е н н ы м примером он пока­ зы в а е т своим соратникам, как на­ д о воевать. К числу передовых летчиков ча­ с т и п р и н а д л е ж и т т а к ж е гвардии с т а рш и й лейтенант Литвак. З а по­ с л е д н е е время ему довелось т р иж ­ д ы в к р е й с е р с к и х полетах произво­ д и т ь то р п ед ны е атаки по кораблям пр о ти в н и к а. П о с л е того, как в п е р ­ вый раз е г о то р пед а прошла за кор. мой тр ан с п о р т а, он честно и откры ­ то з а я в и л о д о п ущ енно й им ошиб­ ке, не с т а р а я с ь п оды скать с е ­ бе в о пр ав дание каких-либо из. івиняющих « об’ектиеных обстоя­ т ел ь с т в » — «Ну , в следующий р аз у меня мимо не пройдет!», — Н а д ц е л ью о с к о л о к н еп р и я тель­ с к о г о с нар яд а т я ж е л о ранил е го в л е в ую руку. Он почти л и п п л с я в о зможности у п р а в л я ть самолетом. С иск лю чи тел ьным муж еством п е ­ ренес мол о до й воин это испытание. И с т е к а я кровью, он прео до л ел все тр у дно сти м аршрутного полета и о тли чн о п р о и звел п о сад к у на е в г е м аэродроме. Тем самым он спас жи зн ь эки паж у и сохранил б о е чую машину. Хорошо показали себя в первых ж е бо евы х вылетах и экипажи г в а р ­ дии м ладших лейтенантов Бы чко ва и Черданцева. Оба летчика совсем недавно вступили в строй, но уж е сейчас о них м ож н о говорить, к ак о молодой гва р д е й с к о й поросли. Они полны ж а ж д ы боя, всегда рвутся в полет. К акой бы силы ни до сти гал зенитный огонь над цел ью , ничто не м ож ет застави ть их свернуть с боевого курса, о т о р ­ ваться -от ведущего. Мне не р а з Приходилось водить их на бомбар­ дировку военно-морских баз п р о ­ тивника, и д о лж ен сказать, что их боевое поведение не оставлял о ж е ­ лать лучшего. Н е л ьзя говорить о победах н а ­ ших летчиков, не упомянув о с л а в ­ ных дел ах их боевых соратников— стрелков-радистов и воздушных стрелков. Большим уважением у С а м о л е т о в ож д е н и е ночью я в ­ л я ет с я бо л е е трудным , по с р а в ­ нению с дневным, и тр еб у е т от летного состава б о л ьш о г о опы та. В отли чие от др у ги х т еа тр о в у нас, на Севере, оно за тр у д н я е тс я е щ е и частыми снежными зарядами, попа- д а я в которые, сам о л е т о б л е д е н е- вает (температура в за р я д а х бы в а ет от 0° д о минус 7°) и стан о в и тся тр у дн о управляемым . Эти особенности и требую т от летчи ков-н очни ков тщ а т е л ь н о й по д го т о вк и к а ж д о г о вы лета. В чем за к лю ч а е т с я эта п о д го то вк а, каки е основны е эл е м ен ты в х о д я т в нее? П ер в о е, что о т н о си тс я к п о д г о ­ т овке — э т о п р о к л а д к а о сн о в н о го и запасного маршрутов. Вторым, не менее важ ным ф а к ­ тором п о д го т о в к и к ночному в ы л е ­ ту, я в л я е т с я тщ а т е л ь н ы й и придир- чивый п р едпо л етный осмотр м а т е ­ риальной части. Особое внимание при этом с л е д у е т о бр ащ а ть на о с ­ вещение кабины а эр о н а в и га ц и о н ­ ными огнями, на о б я зат ел ь н о е п р и ­ крепление всех шнуров, т ак к ак в ночном полете бо л ьшин ств о в р е м е ­ ни приходится у д е л я т ь на о р и е н т и ­ ровку по компасу и земным о р и е н ­ тирам. Д а ж е свет т ак о й лампочки, как Э С Б Р -2 и то о с л е п л я е т ш т у р ­ мана в полете, и эта лампочка д о л ж н а б ы т ь за к р аш ен а в какой- либо цвет. Н е с л е д у е т н и к о гд а з а ­ бывать и о п о д го т о в к е к ночному вы лету к и с л о р о д н о г о о б о р у д о в а ­ ния, л ет н о го обмундирования. С а м о л е т о в ож д е н и е в л у н н ую ночь по ч ти ничем не о т л и ч а ет ся от дневного. Р а з н и ц а л иш ь в том, что ночью л етный с о с т а в видит зем лю бл иж е п о д собой, т. е. п о д н е б о л ь ­ шими в ер т и к а л ьным и углами. Н а м н о г о т р у д н е е во дить сам о л е т в т ем н ую ночь. Во время ее, о с о ­ бенно к о гд а нет с н еж н о г о покрова, отли чить зем лю о т поверхности воды б ы в а е т почти невозможно. О д н а к о д л я опы тного эк и п аж а , д л я штурмана, ко то ры й с е р ь е з н о п о д ­ ходит к п о д го т о в к е ночного в ы л е ­ та и и з у ч е н ию м аршрута, н и как ая темная ночь не стр ашна. Незам ен и- мыми с р едствам и с а м о л е т о в о ж д е ­ ния :в т ем н ую н о ч ь я в л яю т с я радио и с л у ж б а Т О С . Е сл и э к и п аж б у д е т хорошо знать, к ак р аботает на е го самолете р адио по л у к ом пас, к ак о пр е д е л и ть расч етно е место, он н и ­ к о гд а не п о т ер я е т о риентировку. О п р е д е л я т ь расч етно е место очень просто. О р и ен т и р у я с ь по двум р ади о стан ц и ям и п р авил ьно о т к л а ды в а я истинные р а д и о п е л е н ­ ги, мож но все гд а найти район н а ­ х ож д е н и я самолета. Е сли э к и п аж по т ер я е т о риентировку, рн может, Зима не застанет врасплох В Н -с к о й части прошли комсо­ мольские собрания с вопросом об участии ком сом о л ьцев в п о д го то в ­ ке к зиме. П о сл е д о к л а д о в и нж е ­ неров выступали комсомольцы. С пециалисты тт. Рабин, Шестаков и другие обм енялись опытом п о д ­ готовки боевых машин к зиме, внесли пр е д л ож ен и я . Н а собрании вы ступили оф и це р ц -коммунисты тт. К о р н еев и К а л аш н и к о в . Они поставили ко нк р етны е задачи п е ­ ред ком сом о л ьцам и , призвали по­ казать пример в преодолении л ю ­ бых тру дно стей. Вскоре после собрания началась горячая работа. К о м с ом о л е ц Ше- с та к о в ни н а минуту не о т х о д и л от с ам о л е та , тщ а т е л ь н о готовя к а ж д у ю д е т а л ь , т р е б у ю щ у ю с п е ­ ц и ал ьн о го у х о д а в зимних у с л о ­ виях. А к о гд а с а м о л е т у х о д и л в в о зду х , Ш е с т а к о в б р а л в р у к и л о ­ пату и п р и ним ался за отепление землянки. Хороший пример показы ваю т т а к ж е к о м со м о л ь цы тт. Смирн ов и Ховрин, члены бюро В Л К С М тт. Ш у р и л о и К о р як и н . Ч л е н бюро т. Щ е х и н сво ев р ем ен н о о б е сп еч и ­ вает тех ни ческий с о с т а в н е о б х о д и ­ мыми м атериалами. П е р вы м и п о д го т о ви л и свою м а ­ шину к зиме к ом сом о л ь цы тт. Н а у ­ мов и іКиселев. Б р и г а д а во г л а ­ ве с ком сом о л ь ц ем т. К уш о б е с п е ­ чила п о д р а зд е л е н и е дровами. Х о ­ рошо п о р а б о т ал и на з а го т о в к е их ком сом о л ьцы Т им у к о в , П е р в о в , З а ­ харов и другие. М н о г и е из них п о ­ лучи ли б л а го д а р н о с т и о т к о м а н ­ дования п о д р азд ел ен и й . Зим а не за ст а н ет нас врасплох. П о с л е на п р яж ен н о го т р у д о в о го дня, чл ен бюро В Л К С М части т. Р а б и н собирает за м ет к и и ту т ж е вы п у ск а ет боевой л и с то к , п о с в я ­ щ енный итогам работы . Лейтенант В. ДИКАЧ. -- О--- САМООТВЕРЖЕННЫЙ ТРУД ТЕХНИКА Ш т у рм о в и к «И лы ош и н -2 » в е р ­ н у л с я из боя с п о в р е ж д ен н ы м м о ­ тором. Д л я того, что бы зам ен ить в ыш е дш и й и з с т р о я агр егат, н е о б ­ х о димо бы л о за т р а т и т ь о к о л о с у ­ ток н а п р яж ен н о го т р у д а . З а д е л о в зя л с я старший т е х н и к -л е й т е н а н т Фен у хин. Н о ч ью , при с ве т е пе р ен о сны х ламп, о н п р и с т у п и л к р або те и з а ­ менил п о в р е ж д е н н ую д е т а л ь за 8 часов. Б о л ьш о е м ас т е р с т в о и с м е ­ к а л к а п ом о гл и т е х н и к у до ср о чн о вы п о л н и т ь задан и е к ом ан до в ан и я . У тром эт о т ш ту р м о в и к снова в ы ­ л ет е л на бо е в о е за д а н и е . Инженер-майор В. НАСОНОВ. зная зар ан ее, на к а к и х ч а с то тах р а ­ бо тает т а или иная р а д и о с т а н ц и я , выйти на нее, а затем , в за в и с и м о ­ сти о т м е с т а н а х о ж д е н и я этой станци и, в з я т ь к у р с н а с в о й а э р о ­ дром. У меня в п р а к т и к е бы л с л у ­ чай, к о г д а , в о з в р а щ а я с ь с задан и я , я по п ал в с и л ь н ы е за р я д ы . О р и е н ­ т и р о в а т ь с я по м естн о сти бы л о не в о зм ож н о . Т о л ь к о б л а г о д а р я р а ­ д и о мы выш л и т о г д а на с в о й а э р о ­ дром. Ѳ т о т с л у ч а й и р я д др у ги х п о к а зы в аю т , что р а д и о с р е д с т в а я в л яю т с я н е за м ен и мым и д л я ш т у р ­ мана при с а м о л е т о в о ж д е н и и ночью . ' В о с о б о т р у д н ы х п о л ож е н и я х э к и п а ж у д л я п р а в и л ь н о й о р и е н т и ­ ровки -ночью м о гу т помочь с р е д ­ с тв а Т О С (т е х н и ч е с к о г о о б е с п е ч е ­ ния с а м о л е т о в о ж д е н и я ) . В марте 1944 г о д а мне п р и ш л о с ь у ч а с т в о ­ вать в ночной т о р п е д н о й а т а к е по к а р а в а н у врага. П о г о д а бы л а ч р е з ­ вычайно п л о х ая: с п л ош н ы е зар яды , туман, почти п о л н о е о т су т ст в и е видимости. В о з в р ащ а я с ь с з а д а ­ ния, я в ы с к о ч и л на к а к ую - т о мне н е и зв е ст н ую б е р е г о в у ю черту. Но в д р у г я у в и д е л м аяк. З н а я , какой это м аяк и к а к он р аб о та е т, мы о п ­ р е д е л и л и с в о е м есто и п р ишл и на аэродром . В з а к лю ч е н и е х о ч е т с я п о с о в е т о ­ вать л е т ч и к а м и ш ту рм анам -н о чни - кам: »ітобы успешно выполнять за­ дания ночью, надо тщательно гото­ виться к ним, особое внимание об­ ращая на изучение маршрута, ра­ дио и средства ТОС. Гвардии майор А. СКНАРЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz