Североморский лётчик. 1944, октябрь.
§ октября 1944 г., № 237 (307). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Страница старшин и сержантов ГОРДИС Ь СВОИМ ЗВАНИЕМ, ОПР А ВДЫВ АЙ ЕГО! Сержант авиации С ержант Морозов, — отре комендовал себя немного на супившийся, с подчеркнуто стро гим лицом, юноша. Он сидел в зем лянке и читал какую-то не особен но толстую книгу. — Вот «Падением Парижа» Ильи Эренбурга занялся, — как бы изви няясь, проговорил Морозов. Сер жант был в новой фланелевке с ме далями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда» и в черных, тщательно выглаженных брюках. На плечах его фланелевки аккур а т но прикреплены погончики, на к о торых пришито по три золотых по лоски. Сегодня у Морозова выходной день. Внешний вид сержанта и то, как он четко отрекомендовался, назва:в свое звание и фамилию, г о ворили о дисциплинирлванн >ети этого человека, о том, что он по- настоящему уважает свое воин ское звание. .Николай Морозов работает сей час механиком самолета. Он—к ан дидат в члены 'ВКЛ(б), комсорг подразделения. Прид я в сен тябре 1939 года в ряды К рас ной Армии, Морозов попал в ШМАС, которую окончил в мае 1940 года в должности отделенно го командира-мотористов. [Война застала Нико л ая Морозо ва на одном из аэродромов, близ г. Чита. Он работал тогда мотори стом на истребителе «И -16». В 12.00 22-го июня Морозов вместе со всем личным составом полка прослушал выступление по радио Заместителя Председател я Сове та Народных Комиссаров тов. М о лотова и ровно через 20 минут вы ехал на Западный фронт. Белая Церковь, Гомель, Рогачев — вот места, в которых пришлось быть Морозову в суровые дни лета и осени 1941 года. Это была для мо лодого младшего командира-мо- ториста настоящая закалка воли, физической выносливости и мо рального духа. С утра до вечера Морозов находился тогда около своего истребителя. По 6—7 раз в день машина поднималась в воз дух и почти каждый вылет сопро вождался воздушным боем. Много работы было механику, а еще б о л ь ше мотористу Морозову. Частен ь ко их самолет возвращался с д е сятками пробоин. Мастерских по близости не было, нехватало лю дей и на специальные ремонтные бригады. Поэтому Морозов со своим механиком проводили ремонт сами, иногда по несколько суток подряд не уходя на отдых. Причем работали часто под бомбежками и штурмовками, вражеских «Юнкер- сов» и «Мессершмиттов». Эти дни сам Морозов называет днями формирования характера, когда он из мечтательного кол хозного счетовода стал суровым человеком, закаленным младшим командиром авиации. В марте 1942 года Николай Мо розов после нескольких месяцев пребывания в запасных полках был зачислен в истребительный полк морской авиации, и котором нахо дится и по сей день. С этим пол ком он воевал под Ленинградом, за что получил медаль за оборону герода-героя. Затем прибыл на Север. Как и прежде, работал Мо розов всегда честно и очень много. Вначале был мотористом и готовил к вылетам самолеты таких летчи ков, как Герой Советского Союза капитан Тарасов, известный истре битель-бомбардировщик Павел С а харов. Сравнительно недавно Николай Морозов, как один из лучших мото ристов, назначен механиком само лета. Сержанту доверили большой и ответственный участок работы. Это доверие не пришло к нему са мо по себе, «за выслугу лет». Оно завоевано Морозовым напряжен ным трудом, настойчивым совер шенствованием своих знаний. Как. бы ни было трудно, Морозов ни когда не забывал, что он младший командир, что на его погонах зо лотые полоски, и всегда старался учиться, своей дисциплинирован ностью, постоянной подтянуто стью и культурой в труде поддер живать честь сержанта советской авиации. Некоторые товарищи иногда г о ворили Морозову: «Что наш труд? Завинтить, отвинтить да сма зать — вот наше дело». Моро зов всегда горячо возражал про тив этого: «Завинтить, отвин тить да смазать тоже надо уметь, тем более на таком сложном виде оружия, как самолет. Но ведь мы прежде -всего сержанты, старшины. Воинские звания обязы вают нас учиться, постоянно повы шать культуру труда». Такое понимание своей роли по могло сержанту Морозову стать механиком самолета, кандидатом в члены В'КП(б). Своим 'честным, самоотвержен ным трудом сержант авиации Мо розов бьет врага, приближая день нашей победы. К. КРЕТОВ. - о — Авторитет механика Дорошенко | ^ а к а я бы трудная работа ни предстояла, мы знаем: механик Дорошенко справится. Он не раз Доказывал, что на него всегда и во всем можно положиться. Наши ме ханики учатся у Дорошенко быстро качественно ремонтировать ма- ШИ«У. всегда держ ать ее в боевой готовности. Все в подразделении помнят, как останавливал Дорошенко свой штурмовик ,на прифронтовом аэро дроме. Вражеский снаряд пробил Дорадиатор. Антифриз вытек. Дорошенко заверил командова- е’ ч™ к УТРУ он введет машину "Р°И- Взяв в помощь двух мо- бп с*3’ механик приступил к ра- СТР° стемнело. При свете ереносных ламп люди снимали ^арудование, агрегаты. Метель Рутила снежные вихри, заметала али, лежавшие на стеллажах. К жя,,ЯТИпасам утра старший сер- d,JT Дорошенко доложил, что машина введена в строй. То, что за Л Р° механикоп обычно делают л угкн>Дорошенко с помощью У мотористов сделал за ночь. еРез несколько дней Доро- «енко пришлось заменять на своей л е т . м°тор. Меньше, чем за той*" ° Н « « « « « л е я и с этой рабо- Старший сержант Дорошенко — мастер своего дела. У него учатся многие механики. Он не ждет, когда его попросят помочь подго товить машину. Дорошенко сам спешит на помощь. Когда вышел из строя самолет старшего сержан та П-о-кидина, Дорошенко, закон чив осмотр своего «Ильюшина», помог товарищу. Моторист Ивин готовился .сдать зачеты на меха ника. Он часто обращался к Д о рошенко за советом. И механик рассказывал мотористу устройство мотора и самолета. Немало време ни они провели вместе за учебой. Теперь Ивин—механик. Своим ро стом он во многом обязан старшему сержанту. Кандидат в члены партии тов. Дорошенко—механик самолета, на котором летает Герой Советского Союза капитан Синицын. Немало боевых вылетов своего прославлен, лого командира обслужил старший сержант. За самоотверженную работу он награжден медалью «За боевые заслуги». Уважают в нашем подразделении старшего сержанта Дорошенко. Уважают за мастерство, за сметку, за золотые руки. Старший техник;-лейтенант в. вишняков. Они обеспечили 25 побед ОРОШАЯ слава в краснознаменной истреби тельной части идет об ѳтих младших коман дирах. Все они механики самолетов — хозяева боевых истребителей. Сотни вылетов на сопро вождение, прикрытие главной базы и на развед ку совершили летчики на обслуживаемых этими механиками самолетах. 25 немецких бомбарди ровщиков іи истребителей сбито летчиками краснознаменной части на 'их машинах. НА СНИМКЕ (слева направо): старшина Ларионов А. И., сержант Данилин Н. Г., стар ший сержант Дарегородцев Ф. П. Фото |И. Михеева. КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ МЛАДШИЙ КОМАНДИР Капитан А. Малиновский К ч а с т я х авиации большой процент личного состава составляют ■младшие командиры. В отличие от других боевых частей, здесь мно гие младшие командиры не имеют подчиненных. Они поставлены на определенные участки работы, име ют каждый специальность и отве чают каждый за свой труд. Такое своеобразие создает у некоторых старшин и сержантов неправиль ное -мнение: «Какой я младший командир, когда у меня ни одного подчиненного»,— рассуждают они. Такие рассуждения приводят к тому, что некоторые младшие командиры перестают интересо ваться своим положением, не сле дят за продвижением но зва нию, за соблюдением положенной формы одежды. -Как-то раз одному младшему командиру, получивше му очередное звание сержанта, я сказал: «Что же, вы, еще одну лыч ку,не пришьете? Ведь вы теперь не младший сержант». Сержант помялся, а потом ответил: «Мне все равно. От звания ничего у ме ня не изменилось. Был мотористом и останусь им». Такие рассужде ния, конечно, неправильны. И они могут быть только у людей, кото рые не понимают того, что повы шение в звании и в должности две вещи тождественные и что очеред ное воинское звание дается не каждому. Оно признак зрелости воина, его роста. Повышение в зва нии должно являться настоящим праздником для младшего коман дира. Оно должно служить для него началом еще большего роста. Я истребитель, но знаю, что в нашей ударной авиации есть та кие младшие командиры-стрелки, которые считают себя пассажира ми в машине. Сел в кабину к дер жись за пулемет. Это неправильно. Такой стрелок обычно не растет. В нашем подразделении служит лет чиком младший лейтенант Родин. Недавно он одержал первую победу—сбил «Фокке-Вульфа». В прошлом Родин—воздушный стре лок, младший командир. Желание расти, совершенствоваться сделало из него офицера и хорошего летчи ка. Подобных примеров много и в других наших подразделениях. Отсутствие подчиненных и необ ходимость самому выполнять в ся кую работу рождает у некоторых младших командиров из техниче ского состава такие рассуждения. Такие товарищи забывают, что они младшие командиры, что на их плечах погоны с золотыми п о лосками. Само воинское звание обязывает их быть не мастеровыми, «умеющими отвинтить да завин тить», а квалифицированными ма стерами своего дела, культурными хозяевами машин. Собственно, потому, что они квалифицирован ные воины и дано им воинское звание. Иначе бы они его не Полу чили. Особое положение младших командиров авиации, при котором им приходится выполнять иногда работу офицеров, порождает у не которых, недальновидных сер жантов и старшин,—заносчивость. К летчикам или техникам-офи.це- рам они начинают относиться как к равным, называя их на «ты». Такое наиибратств-о иначе, как распущен ностью назвать -нельзя. В частях североморской авиации большинство младших командиров своим поведением показывает при мер настоящего, честного с л у ж е ния Родине. Не только на службе, но и в быту они всегда вежливы и культурны. На таких млад ших командиров и со стороны любо посмотреть. Таковы, напри мер, в нашем подразделении с тар шины тт. Боровков и Киселев, оружейный мастер т. Борцев, мо торист т. Д-удин. Очень плохо выглядят на этом фоне большинства младших коман диров такие, которые не допони- мают того, о чем я говорил выше. В нашем подразделении служит старшин сержант Минибаев. Р аб о тает он хорошо, а вот за своим обмундированием смотрит плохо и ходит обычно грязным. Или взять сержанта Сенцова. Че-м об’яснить, что по его вине не вылетел не так давно на задание один наш истре битель? Тем, что Сеінцов не всегда серьезно, -как положено младшем) командиру, подходит к поручение му делу, недостаточно работает над повышением своих знаний. Сержант, старшина—это воин, ко торый должен быть на голову вы ше рядового во всем. Причисление военнослужащего к когорте млад ших командиров, независимо от того, имеет он подчиненных или нет, уже говорит само за себя. Сержант, старшина Должны высо ко и с достоинством нести свое воинское звание. Сержанты, если хотят, чтобы их авторитет был непререкаем, обя заны постоянно повышать свой идейный уровень, совершенство ваться по специальности, овладе вать культурой. Некоторые дума ют: дл я того, чтобы овладеть культурой, достаточно прочитать: несколько книг. Ничего подобного. Выступая на собрании партийного актива г. Москвы 2 октября 1940 года, М. И. Калинин говорил: «По нятие о культуре очень широко — от умывания лица до последних высот человеческой мысли». Младшие командиры — ближай шая опора офицерского состава. Всем своим поведением как на службе, так и в -быту они обязаны быть примером для подчиненных. — О— БОЕВЫЕ ДРУЗЬЯ Ч а с т о лейтенанта Марковского можно увидеть на стоянке у своей машины. В свободное от по летов время он помогает своему механику, старшему сержанту К о злову, приводить материальную часть в порядок, дает советы, об легчающие его труд. Однажды во время боевого п о лета летчик услышал перебой в работе мотора. Прилетев на аэро дром, он сказал об этом механику. Марковский несколько раз в день приходил к машине и помо гал (Козлову. Летчик и механик вместе проверили установку маг нето, зазоры и контакты. На одном из магнето мотор сбавлял 150 обо ротов. К концу дня старший сер жант -Козлов нашел неисправ ность. Помощь летчика намного ускорила устранение дефекта. Машина старшего сержанта К о з лова всегда в строю. Механик не жалеет ни сил, ни времени для т о го, чтобы его «Ильюшин» был а порядке. И лучшей благодарностью ему всегда служат слова летчика Марковского, сказанные после по лета: — Машина работала нормально. Неразрывной боевой дружбой связаны летчик Марковский и м е ханик Козлов. Вместе они громят врата—и Родина по достоинству оценила их заслуги. Лейтенант Марковский награжден орденом Красного Знамени, старший с е р жант Козлов—медалью «За боевые заслуги». Старший техник-лейтенант Л. ЛИВШИЦ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz