Североморский лётчик. 1944, октябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК, о октября 1944 г., ,№ 237 (307). Максимально и умело использовать истребитель - бомбардировщик О бое на сопровождении ИЗ ДОКЛАДА СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА АНУЧИНА Летчикам нашей части продол жительное время приходилось со провождать «Ильюшиных» в груп пе непосредственного прикрытия. Осаошия наша задача при этом была прикрыть штурмовиков до цели, дать возможность им нане сти эффективный удар и привести их на свой аэродром без потерь. Дл я того, чтобы достичь боль шего эффекта и прикрытии, веред вылетом следует детально дого вариваться с ведущим «Ильюши ных». Время вылета, место и высо та встречи в воздухе, маршрут к цели, заход на цель, особенности атаки и сбор после нее — все эти вопросы должны обсуждаться еіце на земле. Сам ход прикрытия лучше строить следующим порядком, К месту встречи с подшефными само летами иітти на высоте ниже по лета «Илов». Это поможет быстрее их обнаружить. 'К. цели рекомен дуется подходить на одной высоте с прикрываемыми самолетами, т .е. на бреющей. Такая высота полета лишает противника возможности засечь наши самолеты локацион ными средствами и скрывает их от визуального наблюдения. Около цели, когда штурмовики набирают высоту, группа непосредственного прикрытия должна занять место в боевом порядке, т. е. находиться сзади «Илов» на 100—200 метров и выше их на 50—100 метров. Выход штурмовиков в атаку—ответствен ный момент, и здесь место наших самолетов—как можно ближе, к «Ильюшиным». Во время полетов от дели груп па непосредственного прикрытия, строя маневр пересекающейся змейки, все время находится с пре вышением над штурмовиками на 50— 100 метров. Здесь следует учитывать то положение, что «ИЛ-2» сливается с местностью и его легко потерять нэ виду. По этому истребителям прикрытия, особенно во время отхода ударной группы от іцели, надо отлично ве сти наблюдение за воздухом, гак организовать осмотрительность, чтобы видеть все. Свободный воздушный бой груп па непосредственного прикрытия не ведет, ибо он вызывает отрыв от подшефных самолетов. Как же лучше действовать нашим летчи кам при появлении самолетов про тивника? Когда вражеские истре бители обнаружены, но находятся еще на расстоянии 1—2 клм. от нашей группы, надо внимательно наблюдать за ними. При попытке немцев итти в атаку,—открыть за градительный огонь. Натолкнув шись на него, фашисты, как прави ло, отворачивают в сторону. Значит при появлении самолетов против ника группа непосредственного прикрытия должіна вести бой с про тивником отсечками. Приведу один пример. Во главе шестерки непосредственного при крытия я сопровождал «Ильюши ных». До цели дошли нормально. Вражеский конвой прикрывался с воздуха двумя «Ме-109», четырьмя «ФВ-190» и одним «ФВ-189». Оце нив обстановку и силы врага, я принял следующее решение: две наши пары самолетов шли с внут ренней стороны конвоя (со стороны моря) с задачей прикрытия выхода «Ильюшиных» из атаки, а одна па ра пошла вокруг конвоя и обязана была прикрыть штурмовиков, вы ходящих из атаки последними. Я со своим ведомым и пара летчика Ер- ,милина сделали все так, как и было задумано. Ведущий же третьей пары тов. Ващенко, увидя «ФВ-189», атаковал его и оторвал ся от группы. В результате «е до конца выполнил свою задачу, и за жатый четверкой «Фокке-Вуль- фов», дорого поплатился. Спрашивается, была ли необхо димость дл я Ващенко обязательно атаковать «ФВ-189». Не было. Ва- Недавно в Н-ской части со стоялась леіно-тактическая кон ференция. Целью ее было разо брать основные вопросы приме нении истребителя-бомбардиров щика в бою, обобщить накоплен ный по этому вопросу опыт с тем, чтобы и будущем более эффек тивно использовать истребитель- бомбардировщик. Выступления некоторых летчи ков на конференции, записанные старшим лейтенантом В. Жаби ным, мы помещаем ниже. щенко допустил грубую ошибку, которая только по счастливой случайности не привела к тому, что немцы не атаковали «Ильюшиных» со стороны суши. Н а обратном пути «Мессершмнт- ты» все время парами ходили в стороне. Они’несколько раз пыта лись прорваться к «Илам», но им это сделать не удавалось, так как наши самолеты не отлучались от своих штурмовиков. Этот пример наглядно показы вает, что летчикам непосредствен ного прикрытия следует всегда, в любой обстановке лишь отсекать вражеских истребителей, а не свя зываться с ними боем, т. к. послед нее всегда ведет к ослаблению за щиты ударной группы. Бомбометание ИЗ ДОКЛАДА СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА И, ЕДУШ С получением задачи на бомбо метание, как и при подготовке к сопровождению, требуется тщ а тельная подготовка операции на земле. О чем нужно особенно точ но договориться на земле? О по рядке бомбометания, захода в ата ку и выхода из нее. На маршруте и при подходе к цели никаких радиоразгоіюров допускать нельзя. Говорить можно только при появлении самолетов противника. Даже если летчик по какой-либо причине возвращается с задания, он должен, об этом уве домить ведущего не по радио, а эволюциями своего самолета. Лучшим боевым порядком выхо да в атаку я считаю строй фронта. Основной наш недостаток, имевший место раиее, заключался в том, что отдельные летчики сильно'от тягивались друг от друга, наруша ли этот строй. Я, например, чтобы собрать ве домых перед входом а пикирова ние, убирал газ. Здесь важно, что бы ведомые летчики не проскочили ведущего. А такие случаи у нас были. Когда ведущий убирал газ и производил змейки, ведомые в это время не сбавляли скорости и вы рывались вперед. При атаке транспортов на истре бителе-бомбардировщике лучше всего строить заход с носовых или курсовых углов. Угол пикирования брать 70 градусов. Более выгодной высотой ввода в пикирование я считаю 2.000—2.500 метров. Во время пикирования большую ско рость развивать не следует, т. к. наш тип самолета имеет свойство уходить влево. Расскажу о двух своих вылетах на свободную «охоту». Однажды, вылетев четверкой, я. обнаружил в море небольшой вра жеский транспорт. Погода тогда была плохая и пришлось бомбить с горизонтального полета. От од ной бомбы транспорт загорелся, но не затонул. Тогда я решил обстре лять вражеское судно. Наши оче реди помогли бомбам потопить транспорт противника. Отсюда вы вод: если есть возможность, истре. битель-бомбардировщик не только должен бомбить морскую цель, но и обстреливать ее. Во второй вылет мы потопили немецкий транспорт и СКР. Доби лись успеха потому, что бомбили с малой высоты и одновременно двумя способами: летчик Ващен ко—с бреющего, я—с пикирова ния. На нашем истребителе-бомбар дировщике можно достичь доволь но точного бомбометания. Д л я это го следует постоянно совершен ствоваться, стремиться от самоле та взять все, что он может дать. Сила—в осмотрительности ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ПОПОВА Д л я летчика, летающего на лю бом типе самолета, осмотритель ность — закон. Можно отлично владеть машиной, неплохо соче тать огонь с маневром, но если с л а ба у летчика осмотрительность, он легко станет жертвой врага. Я хочу остановиться лишь на одном примере, показывающем, к чему приводит недостаточная осмотрительность летчика и отрыв его от общей группы. Я был в группе непосредствен ного прикрытия старшего лейте нанта Ермилина. На подходе «Илов» к цели нас связали боем «Ме-109», барражирующие над не мецким караваном. После нанесе ния удара штурмовики ушли д о мой с ударной группой «Яков». Нам же пришлось продолжать отход от каравана, ведя воздушный бой. По независящим от меня причинам от казали пулеметы. Немного з а мешкавшись с ними, я оторвался от ведущего. После этого боец я был плохой. Оставалось одно—догнать «Илов» и прикрыть их до по садки. Найдя «Ильюшиных», я со снижением пошел к ним. Заметив над штурмовиками какие-то само леты, ослабил наблюдение за за д ней полусферой. Когда оглянулся назад, то увидел «стодевятого», идущего на меня в атаку. Н е знаю почему, но немец, не открыв огня, проскочил меня и, сделав неболь шой разворот вправо, стал уходить. Тогда я мог бы быть очень легкой добычей врага. Из этого случая я сделал вывод: при любых обстоя тельствах быть осмотрительным (особенно внимательно наблюдать за задней полусферой), никогда не отрываться от своей группы. 0 действиях ведомого ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЕЙТЕНАНТА ДЕМИКОВА Ведомый к выполнению своей задачи должен подходить творче ски. В одной из операций мне при шлось итти ведомым у старшего лейтенанта Анучина, Над целью я заметил справа, снизу «Ме-109». Немец набирал высоту. Д л я меня был удобный случай атаковать врага. Но видя, что он не угрожает Нашим самолетам, и зная закон в е домого—не отрываться о т ведущ е го, я остался на месте. В результа те правильно принятого решения мы не потеряли тогда ни одного своего самолета и дали штурмови кам возможность спокойно отбом биться. Однако обстановка иногда с к л а дывается так, что ведомому прихо дится нарушать свой основной за кон. У меня был случай, когда во время разведки мы с ведущим н а толкнулись на «ФВ-189» и попы тались его атаковать. Во время на шей атаки, внимательно следя за задней полусферой, я заметил, что сзади к наім приближаются 4 «Ме-і109». Все было ясно: где-то поблизости немецкий конвой. Это для нас, разведчиков, было глав ным. Четверка'немцев заходила на нас в атаку по парам: одна — с бреющего, вторая— сверху, сзади. Из правого пеленга я быстро раз вернулся на врага и отразил его атаки. Сделав это, я заставил нем цев драться по одному. Последнее спасло наше положение. Разведав полностью погоду и обнаружив конвой, мы благополучно верну лись на свою базу. Ведомый не должен механически итти сзади ведущего. Он — истре битель и во всех случаях _дол- жен правильно оценивать обста новку, Техник-лейтенант П. Лытнин за время войны обслужил свыше 500 боевых вылетов. Советское правительство высоко оценило его самоотверженную работу, наградив медалью «За боевые заслуги». Фото И. Михеева. ♦ ........— = Больше организованности в преследовании врага Лейтенант Г. Дмитрии Воздушная обстановка на Севере сейчас такова, что если завя зывается бой, то он строится на принципе нашего наступ ления, преследования врага. П о этому гвардии капитан Коло- миец в своей статье «Преследова ние врага в бою»*) вполне своев- ременно поднял вопрос о повы шении организованности при пре следовании противника, улучшении взаимодействия при этом между своими самолетами. В связи с полным нашим господ ством в небе врага и в связи с тем, что немецкие летчики все чаще стали уходить от боя, у некоторых североморских истребителей появи лись факты самоуспокоения, за знайства. «От нас враг бежит, мы все можем», — рассуждают такие летчики. Самоуспокоенность роди ла случаи неорганизованности и недисциплинированности в бою. -В чем заключается эта неоргани зованность? Недавно произошел такой факт. В воздушном бою лет чик Гредюшко погнался за «Ме- 109». Он подошел к нему на малую дистанцию и хотел открыть огонь. В это время «Мессершмитта», ата кованного тов. Гредюшко, заметил другой наш летчик и, не сообра зуясь с обстановкой, свалился на него. Гредюшко, чтобы не сто л к нуться с подошедшим к нему «на помощь» самолетом, вынужден был отвернуть в сторону. Немецкий летчик воспользовался этим, дал форсаж -мотору своего самолета и ушел от преследования. Враг был упущен благодаря нашей плохой организации, А разве нельзя было тому летчику, который заметил Гредюшко, преследующего «Мес сершмитта», не итти самому на врага, а прикрыть нашего летчика? Можно. Успех был бы тогда обес печен. Подобный случай был и в моей практике, но я поступил иначе, а отсюда и результаты получились совершенно другие. Дело было так. Имея запас высоты над всей группой самолетов ведущих бой, я заметил, как старший лейтенант Швечков, отделившись от своих, погнался за «стодевятым». Его ни кто не прикрывал. Оценив обста новку, я решил помочь Швечкову. Ясно, что здесь помощь моя нужна была не огнем. Его хватало и у Швечкова. Я остался в стороне от старшего лейтенанта, выше его. Если бы Швечкова попытались ата ковать другие немецкие истребите ли, я отбил бы их атаку. Это, во- первых. А во-вторых, преимущество в высоте давало мне возможность в любую минуту, если Швечков по какой-нибудь причине станет упу скать немца, нагнать его и добить. Самоуспокоенность родила у не которых летчиков и другой вид *) См. «Североморский летчик» за 13 сентября. неорганизованности в преследова нии врага. Считая, что силы про тивника уменьшились, некото рые североморские истребители предпочитают ходить парами, чет верками,, а иногда и по одному. В случае, если кому-нибудь из наших летчиков требуется помощь, такие товарищи забывают о ней. Взять, к примеру, недавно проведенный моей парой бой с шестеркой немец ких истребителей. Почему так с л у чилось, что при большом числе н а ших самолетов нам с летчиком Старковым пришлось вдвоем в т е чение 25 минут вести бой против втрое превосходящего врага? Ведь фактически здесь получилось так, что, преследуя, атакуя врага и по могая товарищам, мы попали в «тиски» шести немцев и вынужде ны были с боем отходить к своим берегам. А разве при количествен ном соотношении истребителей, к о торое мы имели, нельзя было за ставить противника удирать от нас? Конечно, можно. Но и здесь нехватило организации. Сейчас для борьбы и преследо вания истребителей противника у нас выделяются специальные груп пы. Это очень хорошее дело. Хо телось, чтобы эти группы были бо лее гибкими, более настойчиво искали врага, а то в одном из по следних вылетов группа специаль ного назначения слишком далеко находилась от основной группы и не видела истребителей против ника. Говоря об организации в пресле довании немецких самолетов, нель зя не остановиться на использова нии радио. О радиоразговорах в воздухе уже много писалось ранее. Я хочу сделать только не сколько замечаний. Ведомые д о лж ны понять, что чем меньше они будут использовать радио, тем больше у нас будет порядка в воз духе. Разве обязательно ведомым каждый раз (да ещ е по несколько подряд!) передавать о появляю щихся самолетах врага? Конечно, нет. Тем более, когда немецкие самолеты находятся далеко. Для того, чтобы показать ведущим замеченные самолеты противника, достаточно бывает дать трассу в их направлении или выйти вперед и покачиванием с крыла на крыло дать сигнал: «В стороне самолеты противника». Наши летчики-истребители име ют все возможности, чтобы бить врага всеми силами, которых у нас вполне достаточно. Надо только поднять еще выше организован ность в преследовании самолетов противника и повести более эф фективную борьбу за то, чтобы всеми летчиками и до конца выпол нялся Основной девиз и с т р е б и т е л я . и бить «Постоянно искать его наверняка». врага
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz