Североморский лётчик. 1944, октябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК, о октября 1944 г., ,№ 237 (307). Максимально и умело использовать истребитель - бомбардировщик О бое на сопровождении ИЗ ДОКЛАДА СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА АНУЧИНА Летчикам нашей части продол­ жительное время приходилось со­ провождать «Ильюшиных» в груп­ пе непосредственного прикрытия. Осаошия наша задача при этом была прикрыть штурмовиков до цели, дать возможность им нане­ сти эффективный удар и привести их на свой аэродром без потерь. Дл я того, чтобы достичь боль­ шего эффекта и прикрытии, веред вылетом следует детально дого­ вариваться с ведущим «Ильюши­ ных». Время вылета, место и высо­ та встречи в воздухе, маршрут к цели, заход на цель, особенности атаки и сбор после нее — все эти вопросы должны обсуждаться еіце на земле. Сам ход прикрытия лучше строить следующим порядком, К месту встречи с подшефными само­ летами иітти на высоте ниже по­ лета «Илов». Это поможет быстрее их обнаружить. 'К. цели рекомен­ дуется подходить на одной высоте с прикрываемыми самолетами, т .е. на бреющей. Такая высота полета лишает противника возможности засечь наши самолеты локацион­ ными средствами и скрывает их от визуального наблюдения. Около цели, когда штурмовики набирают высоту, группа непосредственного прикрытия должна занять место в боевом порядке, т. е. находиться сзади «Илов» на 100—200 метров и выше их на 50—100 метров. Выход штурмовиков в атаку—ответствен­ ный момент, и здесь место наших самолетов—как можно ближе, к «Ильюшиным». Во время полетов от дели груп­ па непосредственного прикрытия, строя маневр пересекающейся змейки, все время находится с пре­ вышением над штурмовиками на 50— 100 метров. Здесь следует учитывать то положение, что «ИЛ-2» сливается с местностью и его легко потерять нэ виду. По­ этому истребителям прикрытия, особенно во время отхода ударной группы от іцели, надо отлично ве­ сти наблюдение за воздухом, гак организовать осмотрительность, чтобы видеть все. Свободный воздушный бой груп­ па непосредственного прикрытия не ведет, ибо он вызывает отрыв от подшефных самолетов. Как же лучше действовать нашим летчи­ кам при появлении самолетов про­ тивника? Когда вражеские истре­ бители обнаружены, но находятся еще на расстоянии 1—2 клм. от нашей группы, надо внимательно наблюдать за ними. При попытке немцев итти в атаку,—открыть за­ градительный огонь. Натолкнув­ шись на него, фашисты, как прави­ ло, отворачивают в сторону. Значит при появлении самолетов против­ ника группа непосредственного прикрытия должіна вести бой с про­ тивником отсечками. Приведу один пример. Во главе шестерки непосредственного при­ крытия я сопровождал «Ильюши­ ных». До цели дошли нормально. Вражеский конвой прикрывался с воздуха двумя «Ме-109», четырьмя «ФВ-190» и одним «ФВ-189». Оце­ нив обстановку и силы врага, я принял следующее решение: две наши пары самолетов шли с внут­ ренней стороны конвоя (со стороны моря) с задачей прикрытия выхода «Ильюшиных» из атаки, а одна па­ ра пошла вокруг конвоя и обязана была прикрыть штурмовиков, вы­ ходящих из атаки последними. Я со своим ведомым и пара летчика Ер- ,милина сделали все так, как и было задумано. Ведущий же третьей пары тов. Ващенко, увидя «ФВ-189», атаковал его и оторвал­ ся от группы. В результате «е до конца выполнил свою задачу, и за­ жатый четверкой «Фокке-Вуль- фов», дорого поплатился. Спрашивается, была ли необхо­ димость дл я Ващенко обязательно атаковать «ФВ-189». Не было. Ва- Недавно в Н-ской части со­ стоялась леіно-тактическая кон­ ференция. Целью ее было разо­ брать основные вопросы приме­ нении истребителя-бомбардиров­ щика в бою, обобщить накоплен­ ный по этому вопросу опыт с тем, чтобы и будущем более эффек­ тивно использовать истребитель- бомбардировщик. Выступления некоторых летчи­ ков на конференции, записанные старшим лейтенантом В. Жаби­ ным, мы помещаем ниже. щенко допустил грубую ошибку, которая только по счастливой случайности не привела к тому, что немцы не атаковали «Ильюшиных» со стороны суши. Н а обратном пути «Мессершмнт- ты» все время парами ходили в стороне. Они’несколько раз пыта­ лись прорваться к «Илам», но им это сделать не удавалось, так как наши самолеты не отлучались от своих штурмовиков. Этот пример наглядно показы­ вает, что летчикам непосредствен­ ного прикрытия следует всегда, в любой обстановке лишь отсекать вражеских истребителей, а не свя­ зываться с ними боем, т. к. послед­ нее всегда ведет к ослаблению за­ щиты ударной группы. Бомбометание ИЗ ДОКЛАДА СТАРШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА И, ЕДУШ С получением задачи на бомбо­ метание, как и при подготовке к сопровождению, требуется тщ а­ тельная подготовка операции на земле. О чем нужно особенно точ­ но договориться на земле? О по­ рядке бомбометания, захода в ата­ ку и выхода из нее. На маршруте и при подходе к цели никаких радиоразгоіюров допускать нельзя. Говорить можно только при появлении самолетов противника. Даже если летчик по какой-либо причине возвращается с задания, он должен, об этом уве­ домить ведущего не по радио, а эволюциями своего самолета. Лучшим боевым порядком выхо­ да в атаку я считаю строй фронта. Основной наш недостаток, имевший место раиее, заключался в том, что отдельные летчики сильно'от­ тягивались друг от друга, наруша­ ли этот строй. Я, например, чтобы собрать ве­ домых перед входом а пикирова­ ние, убирал газ. Здесь важно, что­ бы ведомые летчики не проскочили ведущего. А такие случаи у нас были. Когда ведущий убирал газ и производил змейки, ведомые в это время не сбавляли скорости и вы­ рывались вперед. При атаке транспортов на истре­ бителе-бомбардировщике лучше всего строить заход с носовых или курсовых углов. Угол пикирования брать 70 градусов. Более выгодной высотой ввода в пикирование я считаю 2.000—2.500 метров. Во время пикирования большую ско­ рость развивать не следует, т. к. наш тип самолета имеет свойство уходить влево. Расскажу о двух своих вылетах на свободную «охоту». Однажды, вылетев четверкой, я. обнаружил в море небольшой вра­ жеский транспорт. Погода тогда была плохая и пришлось бомбить с горизонтального полета. От од­ ной бомбы транспорт загорелся, но не затонул. Тогда я решил обстре­ лять вражеское судно. Наши оче­ реди помогли бомбам потопить транспорт противника. Отсюда вы­ вод: если есть возможность, истре. битель-бомбардировщик не только должен бомбить морскую цель, но и обстреливать ее. Во второй вылет мы потопили немецкий транспорт и СКР. Доби­ лись успеха потому, что бомбили с малой высоты и одновременно двумя способами: летчик Ващен­ ко—с бреющего, я—с пикирова­ ния. На нашем истребителе-бомбар­ дировщике можно достичь доволь­ но точного бомбометания. Д л я это­ го следует постоянно совершен­ ствоваться, стремиться от самоле­ та взять все, что он может дать. Сила—в осмотрительности ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ МЛАДШЕГО ЛЕЙТЕНАНТА ПОПОВА Д л я летчика, летающего на лю ­ бом типе самолета, осмотритель­ ность — закон. Можно отлично владеть машиной, неплохо соче­ тать огонь с маневром, но если с л а ­ ба у летчика осмотрительность, он легко станет жертвой врага. Я хочу остановиться лишь на одном примере, показывающем, к чему приводит недостаточная осмотрительность летчика и отрыв его от общей группы. Я был в группе непосредствен­ ного прикрытия старшего лейте­ нанта Ермилина. На подходе «Илов» к цели нас связали боем «Ме-109», барражирующие над не­ мецким караваном. После нанесе­ ния удара штурмовики ушли д о ­ мой с ударной группой «Яков». Нам же пришлось продолжать отход от каравана, ведя воздушный бой. По независящим от меня причинам от­ казали пулеметы. Немного з а ­ мешкавшись с ними, я оторвался от ведущего. После этого боец я был плохой. Оставалось одно—догнать «Илов» и прикрыть их до по­ садки. Найдя «Ильюшиных», я со снижением пошел к ним. Заметив над штурмовиками какие-то само­ леты, ослабил наблюдение за за д ­ ней полусферой. Когда оглянулся назад, то увидел «стодевятого», идущего на меня в атаку. Н е знаю почему, но немец, не открыв огня, проскочил меня и, сделав неболь­ шой разворот вправо, стал уходить. Тогда я мог бы быть очень легкой добычей врага. Из этого случая я сделал вывод: при любых обстоя­ тельствах быть осмотрительным (особенно внимательно наблюдать за задней полусферой), никогда не отрываться от своей группы. 0 действиях ведомого ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ ЛЕЙТЕНАНТА ДЕМИКОВА Ведомый к выполнению своей задачи должен подходить творче­ ски. В одной из операций мне при­ шлось итти ведомым у старшего лейтенанта Анучина, Над целью я заметил справа, снизу «Ме-109». Немец набирал высоту. Д л я меня был удобный случай атаковать врага. Но видя, что он не угрожает Нашим самолетам, и зная закон в е ­ домого—не отрываться о т ведущ е­ го, я остался на месте. В результа­ те правильно принятого решения мы не потеряли тогда ни одного своего самолета и дали штурмови­ кам возможность спокойно отбом­ биться. Однако обстановка иногда с к л а ­ дывается так, что ведомому прихо­ дится нарушать свой основной за­ кон. У меня был случай, когда во время разведки мы с ведущим н а­ толкнулись на «ФВ-189» и попы­ тались его атаковать. Во время на­ шей атаки, внимательно следя за задней полусферой, я заметил, что сзади к наім приближаются 4 «Ме-і109». Все было ясно: где-то поблизости немецкий конвой. Это для нас, разведчиков, было глав­ ным. Четверка'немцев заходила на нас в атаку по парам: одна — с бреющего, вторая— сверху, сзади. Из правого пеленга я быстро раз­ вернулся на врага и отразил его атаки. Сделав это, я заставил нем­ цев драться по одному. Последнее спасло наше положение. Разведав полностью погоду и обнаружив конвой, мы благополучно верну­ лись на свою базу. Ведомый не должен механически итти сзади ведущего. Он — истре­ битель и во всех случаях _дол- жен правильно оценивать обста­ новку, Техник-лейтенант П. Лытнин за время войны обслужил свыше 500 боевых вылетов. Советское правительство высоко оценило его самоотверженную работу, наградив медалью «За боевые заслуги». Фото И. Михеева. ♦ ........— = Больше организованности в преследовании врага Лейтенант Г. Дмитрии Воздушная обстановка на Севере сейчас такова, что если завя­ зывается бой, то он строится на принципе нашего наступ­ ления, преследования врага. П о ­ этому гвардии капитан Коло- миец в своей статье «Преследова­ ние врага в бою»*) вполне своев- ременно поднял вопрос о повы­ шении организованности при пре­ следовании противника, улучшении взаимодействия при этом между своими самолетами. В связи с полным нашим господ­ ством в небе врага и в связи с тем, что немецкие летчики все чаще стали уходить от боя, у некоторых североморских истребителей появи­ лись факты самоуспокоения, за ­ знайства. «От нас враг бежит, мы все можем», — рассуждают такие летчики. Самоуспокоенность роди­ ла случаи неорганизованности и недисциплинированности в бою. -В чем заключается эта неоргани­ зованность? Недавно произошел такой факт. В воздушном бою лет­ чик Гредюшко погнался за «Ме- 109». Он подошел к нему на малую дистанцию и хотел открыть огонь. В это время «Мессершмитта», ата­ кованного тов. Гредюшко, заметил другой наш летчик и, не сообра­ зуясь с обстановкой, свалился на него. Гредюшко, чтобы не сто л к ­ нуться с подошедшим к нему «на помощь» самолетом, вынужден был отвернуть в сторону. Немецкий летчик воспользовался этим, дал форсаж -мотору своего самолета и ушел от преследования. Враг был упущен благодаря нашей плохой организации, А разве нельзя было тому летчику, который заметил Гредюшко, преследующего «Мес­ сершмитта», не итти самому на врага, а прикрыть нашего летчика? Можно. Успех был бы тогда обес­ печен. Подобный случай был и в моей практике, но я поступил иначе, а отсюда и результаты получились совершенно другие. Дело было так. Имея запас высоты над всей группой самолетов ведущих бой, я заметил, как старший лейтенант Швечков, отделившись от своих, погнался за «стодевятым». Его ни­ кто не прикрывал. Оценив обста­ новку, я решил помочь Швечкову. Ясно, что здесь помощь моя нужна была не огнем. Его хватало и у Швечкова. Я остался в стороне от старшего лейтенанта, выше его. Если бы Швечкова попытались ата­ ковать другие немецкие истребите­ ли, я отбил бы их атаку. Это, во- первых. А во-вторых, преимущество в высоте давало мне возможность в любую минуту, если Швечков по какой-нибудь причине станет упу­ скать немца, нагнать его и добить. Самоуспокоенность родила у не­ которых летчиков и другой вид *) См. «Североморский летчик» за 13 сентября. неорганизованности в преследова­ нии врага. Считая, что силы про­ тивника уменьшились, некото­ рые североморские истребители предпочитают ходить парами, чет­ верками,, а иногда и по одному. В случае, если кому-нибудь из наших летчиков требуется помощь, такие товарищи забывают о ней. Взять, к примеру, недавно проведенный моей парой бой с шестеркой немец­ ких истребителей. Почему так с л у ­ чилось, что при большом числе н а­ ших самолетов нам с летчиком Старковым пришлось вдвоем в т е ­ чение 25 минут вести бой против втрое превосходящего врага? Ведь фактически здесь получилось так, что, преследуя, атакуя врага и по­ могая товарищам, мы попали в «тиски» шести немцев и вынужде­ ны были с боем отходить к своим берегам. А разве при количествен­ ном соотношении истребителей, к о ­ торое мы имели, нельзя было за­ ставить противника удирать от нас? Конечно, можно. Но и здесь нехватило организации. Сейчас для борьбы и преследо­ вания истребителей противника у нас выделяются специальные груп­ пы. Это очень хорошее дело. Хо­ телось, чтобы эти группы были бо­ лее гибкими, более настойчиво искали врага, а то в одном из по ­ следних вылетов группа специаль­ ного назначения слишком далеко находилась от основной группы и не видела истребителей против­ ника. Говоря об организации в пресле­ довании немецких самолетов, нель­ зя не остановиться на использова­ нии радио. О радиоразговорах в воздухе уже много писалось ранее. Я хочу сделать только не­ сколько замечаний. Ведомые д о лж ­ ны понять, что чем меньше они будут использовать радио, тем больше у нас будет порядка в воз­ духе. Разве обязательно ведомым каждый раз (да ещ е по несколько подряд!) передавать о появляю­ щихся самолетах врага? Конечно, нет. Тем более, когда немецкие самолеты находятся далеко. Для того, чтобы показать ведущим замеченные самолеты противника, достаточно бывает дать трассу в их направлении или выйти вперед и покачиванием с крыла на крыло дать сигнал: «В стороне самолеты противника». Наши летчики-истребители име­ ют все возможности, чтобы бить врага всеми силами, которых у нас вполне достаточно. Надо только поднять еще выше организован­ ность в преследовании самолетов противника и повести более эф фективную борьбу за то, чтобы всеми летчиками и до конца выпол­ нялся Основной девиз и с т р е б и т е л я . и бить «Постоянно искать его наверняка». врага

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz