Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 ноября 1944 г., Хв 283 (353). ПА Т РИОТ РОДИНЫ ВАСИЛИЙ БЕЛОУСОВ С детства в памяти Василия Бе лоусова осталась одна картина ужаса, которая не потеряла ясно сти и по сей день. ...Ветхая крестьянская изба. Го лодные дня лета 1918 года. Ма ленький Василий вместе с сестрен кой, плача, ходили по пятам матери, -выпрашивая хлеб. Хлеба не бы ло. Рожь, что вызревала на окрест ных полях, вытаптывалась кошт- пен, ее косили пулеметные очереди и пожарища. За деревней шел бой. На третий день выстрелы прибли зились, потом псе стихло. Красные ушли — в деревню ворвались бе лые. Один белогвардеец спешил коня у избы Белоусовых и быстро вбежал в нее. — Молока и хлеба! ...рявкнул ои, шевеля усами. — Ничего нет. — отвечала мать. — У... у, гадюка, — сквозь зубы процедил белогвардеец и ткнул штыком в грудь матери Белоусова. Женщин®, обливаясь кровыо, пова лилась на пол. Василий и сестра копошились вокруг нее, горько плача. — Позже,, когда я а 1934 году пришел на службу в авиацию Крас ной Армии, — вспоминает Бело .усов, —- когда я стал разбираться в политических вопросах — то твер до решил навсегда остаться в ря дах вооруженных сил моей Роди ны и оберегать ее народ от такого же несчастья, которое мне при шлось видеть в далеком детстве. В кадры Военно-Морского Фло та Василий: Белоусов пришел по зову своих патриотических чувств, как и все советские офицеры. Ин тересен путь этого товарища — от рядового краснофлотца до старше, го техник-лейтенанта морской авиации; от моториста «И-б», до техника звена первоклассных ист ребителей миріа «Яковлевых». До Отечественной войны Бело усову трижды пришлось пройти че. рез пламя боев. Он был в числе участников, отражавших агрессора на далыге-восточных землях, обе регал от немецкого нашествия братьев по крови западных бело- руссов в 1939 году, а в декабре то го же года с первыми самолетами- истребителями прибыл на Север ный флот, чтобы громить ішоцко- ровских «наполеонов», мечтавших! о «великой Финляндии до Урала». То были, конечно, не такие войны, какую русский народ ведет в наши дни, но в них техник Белоусов чер пал опыт, концентрировал его в своем сознании и практике. Опыт для боевой работы — необ ходимое условие. іНа войне всегда нужен выигрыш во времени, а его достигнуть можно только при условии, когда своей техни кой будешь владеть лучше,, неже ли противник. Еще в первое .время боевой работы па Дальнем Во стоке Василий Белоусов по нял, что от техника, кроме гаран тии на безопасность вылета, тре. буется еще и быстрота. Ідце тогда опытный механик вносил рациона лизацию в обслуживание полетов, и результатом этого являлся бы стрый вылет его машины. Она' под нималась скорее всех, и летчик бы. стрее других мог достичь на ней желаемой высоты. И тогда, на заре творческого труда техника авиации, советское Старший техник-лейтенант В. Белоусов. Фото Н. Огаркова. ми фугасками, разрывающимися у капониров. Ветераны Севера пом нят, как бесстрашный техник вы- правительство высоко оценило! пускал самолет среди рвущихся заслуги Василия Белоусова, на-j бомб. і И если .машина была подби- градив его медалью «За отвату». | таѵ то он целыми сутками, напря- „ „ I гая энергию, восстанавливал ее. Первая награда Белоусова сде лала свое благородное дело. По сей день механик помнит величе ственное здание в московском Кремле, первую встречу с Ми хаилом Ивановичем Калининым, ощущает его горячее пожатие руки. ;И когда бывает тяжело, Бе лоусова выручает это дорогое воспоминание, и все трудности, ка- ковы бы они ни были, становятся простыми, легко преодолимыми. Отечественную войну Василий Белоусов встретил здесь, .на Севе ре. К тому времени он был техни ческим руководителем эвена «И-15 бис».. История Севера долго будет Хранить золотые страницы первых боев североморских летчиков, ге роически сражавшихся с противни, ком, превосходящим нас по численности. 'Годы не сотрут имен героев битв, и среди них скромное место отведено мужественному труженику фронта — офицеру тех нической службы авиации Бело усову. Навстречу врагу он не под нимался в воздух, не отражал фа шистских налетов, но и не со гнул колея перед ненавистным вірагом, перед его воющи- Чнсгка оружия на торпедоносце. Фото И. Михеева. Было приказано: «Стоять на смерть!», Белоусов выполнял. Сурово лето твое, 41 год, « тяжелое, Но тем яр че ты вскрыл величие советских людей. Мы сейчас вспоминаем то .время и сказочными кажутся его герои. Вот он простой русский человек Василий Белоусов. За первых три с половиной месяца войны он об служил свыше 1.000 боевых выле тов, 60 раз производил ремонт. Цифры велики. Но они раскроют ся полнее, если .мы вспомним, что немцы ежедневно бомбили аэро дром, а иногда и по 2 — 3 раза в день. Это были непрерывные бои, где воля, нервы и мужество тех ника побеждали огонь и металл врага. Осенью 1941 года Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР авиаполк, в котором служил Бело усов; был награжден орденом Красного Знамени. Высокую пра вительственную награду получали 4 лучших воина полка, люди раз ных боевых специальностей. И ере. ди них был Белоусов. Вторая встреча с Михаилом Ива- новичем Калининым, который от имени советского народа благода рил героев, еще больше взволнова. ла офицера Белоусова. Он стал требовательнее ж себе и настойчи вее в работе. I На вооружение наших частей приходили новые машины, среди них были и заграничные. Но Бело усов всегда преуспевал в технике , Он учил также работе на новой технике своих подчиненных, среди которых сейчас see награждены орденами и медалями Советского Союза. Он гордятся своими воспи танниками, а подчиненные гордят ся им, учатсяі на его личном при мере. Четвертый год, свято выполняя долг перед Родиной, трудится В а силий Белоусов. На четвертом го ду воины североморцы изгнали немцев из Печенги и Северной Норвегии. Много патриотов сража. лось за родной Север и среди низе старший техник -лейтенант Василий Белоусов. За четыре года его зве но обслужило несколько тысяч са молетовылетов. Если перевести это на боевой итог, то Белоусов и его техники обеспечили уничтожение многих сотен немецких солдат и офицеров, десятки фашистских са молетов и много другой техники эрага. Руки техника возвратили к жизни целое подразделение само летов. Горячее слово благодарно сти выразила Родина своему сыну. Она наградила его двумя орденами Красной Звезды и медалью «За от. вагу». іНаш народ любит своих героев, сш ценит и славит их. Этой слаі ы достиг и Ваісилий Белоусов, про- шедший свою воинскую закалку в огне четырех войн. А, ТИПАНОВ. Как мы сокращаем сроки подготовки вооружения Инженер по вооружению старший техник-лейтенант И. ПЕТУХОВ Во .время боев за Печенгу в Кир кенес действия летчиков нашей части были особо напряженными. Обстановка требовала почти каж дый день совершать по нескольку боевых вылетов» причем зачастую интервалы между вылетами огра ничивались несколькими часами или даже минутами. Все это, естественно, потребовало значи тельного сокращения сроков под готовки .материальной части и осо бенно вооружения. ■Наряду с потребностью более быстрой предполетной подготовки, перед вооруженцамн в это время стояла также одна совершенно но вая задача, которую им не прихо дилось выполнять ранее. Боевые задания предусматривали примене ние тяжеловесных бомб. Надо бы ло буквально за несколько часов освоить подготовку, подвеску и снаряжение этого нового оружия. Как мы добились сокращения сроков подготовки вооружения? Прежде всего в первый же день было установлено время, затрачи ваемое ранее на подготовку всей части к вылету. Оно определилось полутора часами, что, конечно, не могло ни в коей мере удовлетво рить командование. В итоге этой контрольной проверки выявился ряд оплошностей в организации всего процесса подготовки. Нам стало ясно, что тяжелые бомбы весом 5.00— 1.000 кг., сбрасыва емые ранее с развозящих ав томашин .где попало, забирают очень много времени на подкатку их к самолету. В отдельных эки пажах в подвеске бомб техниче ский состав пОчти не участвовал. Лебедки, замки и прочее имуще ство не было закреплено за само летами. Вооруженны всей группой по 5— 7 человек работали вместе, поочередно обслуживая самолеты. (После того, как были установ лены причины задержек в подго товке вооружения, я решил нако ротке собрать всех техников-воо- ружеицев. Перед ннаиі был постав, лен вопрос о резком сокращении времени подвески бомб. Здесь вы яснилось еще несколько неполадок в нашей работе. Старший техник- лейтенант Зырянов заявил, что иногда к самолетам подвозятся бомбы, снаряженные в плохую тару и это намного затягивает время подвески. Старшина М аска- лец привел несколько примеров халатного и безучастного отноше ния в подготовке вооружения со стороны некоторым механиков са молетов. Поде лившись мнениями, мы наметили ряд мероприятий по усовершенствованию своей работы. Что это были за мероприятия? Во-первых, мы завели такой поря, док, при котором запасные бом. бы всегда находились попарно впереди или сзади самолета. С работниками базы, которые занимаются развозкой бомб, договорились об обязательном размещении бомб в определенных местах. Контроль осуществляется дежурным по линейке данного подразделения. Тара запасных, бомб всегда должна быть полурас крыта (на одном стяжном болту).' Во-вторых, все оборудование под. вески бомб.— лебедки, замки и про чее строго раскрепили за самоле тами. В-третьих, обязали весь тех нический экипаж принимать уча- стне в подвеске бомб на своих ма шинах и раскрепили за каждым с амолетом специалиста-вооружен. ца, который контролирует и руко водит подготовкой вооружения. Строгое выполнение этих меро. ириятий с первого дня дало свои результаты. Время предполетной подготовки значительно сократи лось. Однако в варианте тяжелых бомб оно иопрежнему оставалось неудовлетворительным. Надо было как-то усовершенствовать процесс подвески. И тут мы предложили ввести следующее: не подтаскивать бомбы, а накатывать на них са молет. Такое предложение сразу было воспринято во всех подразде лениях. Оно намного сократило время и значительно облегчило подвеску. В итоге проведенных мероприя тий и некоторый новшеств, срок подготовки вооружения нашего бомбардировщика стал в два с по ловиной раза меньше прежнего. Так подготавливались машины к очередному вылету уже на третий день боевой работы. Борьба эа сокращение сроков подготовки к вылету ни-в коей ме ре не должна ослаблять качества контроля вооружения. У нас был позорный случай отказа пулемета иа машине летчика Батракова. Про- изошел он по причине слабого контроля вооружения перед выле том со стороны техника по воору жению техник-лейтенанта ИІинка- рецкого и механика самолета. На жалобы летчика о ненормальной работе пулемета а предыдущем вылете никто не обратил внимания, хотя в рабочей тетради механика и было записано о дефекте. В ре зультате пренебрежительного от ношения т. Шинкарецкого, не про верившего своевременно состояние оружия, в очередном вылете пуле мет отказал. іНаши некоторые стрелки-ради сты и воздушные стрелки . иногда забывают о своей от. ветствениости за оружие, пло хо смотрят за ним, рассуждая так: «Я летаю и моя хата с краю— вычистит за меня пулемет дядя». Такие рассуждения вредны и неправильны. За оружие отвечает его хозяин. Поэтому надо сразу же после возвращения с задания, если производилась стрельба, не теряя времени, приводить оружие в по рядок. Опыт работы вооружеицеа по обеспечению боевой работы летчи ков в наступательных боях’ пока зал, что при хорошей, продуманной, организации подготовки вооруже ния к вылету можно добиться зна чительного сокращения времени. Хороший я надежный контроль оружия полностью обеспечивает его безотказное действие в бою. Дело теперь за тем, чтобы обоб щать этот опыт, добиваться еще лучших успехов в обеспечении бое вых вылетов, 4fe&sdhM І^ ^ Ш И Д Ц И И Английским ми нистерством авиа ционной промыш ленности поруче но фирме .Брис толь" проектиро вание и постройка транспортного са молета-гиганта. Полетный вес машины оценива ется в 100—200 т., число пассажир ских мест: днев ных— 150, спаль ных от 70 до 75. В отношении на- САМОЛЕТ ГИГАНТ мечаемых к ус тановке моторов можно предполо жить, что будут использованы ли бо уже существу ющие типы мото ров, либо усовер шенствованные мо торы, которые дол жны появиться к моменту готовно сти самолета. Вполне вероятно, что к атому вре мени появятся мо торы со взлетной мощностью поряд ка ЗООи л. с. Для 100 тонного само лета потребуется 8 таких моторов. Моторы вероят но будут сгруп пированы в пар ные агрегаты и снабжены соосны ми винтами, вра щающимися в про тивоположны! на правлениях. ,Ф ляйт*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz