Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 30 ноября 1944 г., Хв 283 (353). ПА Т РИОТ РОДИНЫ ВАСИЛИЙ БЕЛОУСОВ С детства в памяти Василия Бе­ лоусова осталась одна картина ужаса, которая не потеряла ясно­ сти и по сей день. ...Ветхая крестьянская изба. Го­ лодные дня лета 1918 года. Ма­ ленький Василий вместе с сестрен­ кой, плача, ходили по пятам матери, -выпрашивая хлеб. Хлеба не бы­ ло. Рожь, что вызревала на окрест­ ных полях, вытаптывалась кошт- пен, ее косили пулеметные очереди и пожарища. За деревней шел бой. На третий день выстрелы прибли­ зились, потом псе стихло. Красные ушли — в деревню ворвались бе­ лые. Один белогвардеец спешил коня у избы Белоусовых и быстро вбежал в нее. — Молока и хлеба! ...рявкнул ои, шевеля усами. — Ничего нет. — отвечала мать. — У... у, гадюка, — сквозь зубы процедил белогвардеец и ткнул штыком в грудь матери Белоусова. Женщин®, обливаясь кровыо, пова­ лилась на пол. Василий и сестра копошились вокруг нее, горько плача. — Позже,, когда я а 1934 году пришел на службу в авиацию Крас ной Армии, — вспоминает Бело .усов, —- когда я стал разбираться в политических вопросах — то твер до решил навсегда остаться в ря­ дах вооруженных сил моей Роди­ ны и оберегать ее народ от такого же несчастья, которое мне при­ шлось видеть в далеком детстве. В кадры Военно-Морского Фло­ та Василий: Белоусов пришел по зову своих патриотических чувств, как и все советские офицеры. Ин­ тересен путь этого товарища — от рядового краснофлотца до старше, го техник-лейтенанта морской авиации; от моториста «И-б», до техника звена первоклассных ист­ ребителей миріа «Яковлевых». До Отечественной войны Бело­ усову трижды пришлось пройти че. рез пламя боев. Он был в числе участников, отражавших агрессора на далыге-восточных землях, обе­ регал от немецкого нашествия братьев по крови западных бело- руссов в 1939 году, а в декабре то го же года с первыми самолетами- истребителями прибыл на Север­ ный флот, чтобы громить ішоцко- ровских «наполеонов», мечтавших! о «великой Финляндии до Урала». То были, конечно, не такие войны, какую русский народ ведет в наши дни, но в них техник Белоусов чер­ пал опыт, концентрировал его в своем сознании и практике. Опыт для боевой работы — необ­ ходимое условие. іНа войне всегда нужен выигрыш во времени, а его достигнуть можно только при условии, когда своей техни­ кой будешь владеть лучше,, неже­ ли противник. Еще в первое .время боевой работы па Дальнем Во­ стоке Василий Белоусов по­ нял, что от техника, кроме гаран­ тии на безопасность вылета, тре. буется еще и быстрота. Ідце тогда опытный механик вносил рациона­ лизацию в обслуживание полетов, и результатом этого являлся бы­ стрый вылет его машины. Она' под­ нималась скорее всех, и летчик бы. стрее других мог достичь на ней желаемой высоты. И тогда, на заре творческого труда техника авиации, советское Старший техник-лейтенант В. Белоусов. Фото Н. Огаркова. ми фугасками, разрывающимися у капониров. Ветераны Севера пом­ нят, как бесстрашный техник вы- правительство высоко оценило! пускал самолет среди рвущихся заслуги Василия Белоусова, на-j бомб. і И если .машина была подби- градив его медалью «За отвату». | таѵ то он целыми сутками, напря- „ „ I гая энергию, восстанавливал ее. Первая награда Белоусова сде­ лала свое благородное дело. По сей день механик помнит величе­ ственное здание в московском Кремле, первую встречу с Ми­ хаилом Ивановичем Калининым, ощущает его горячее пожатие руки. ;И когда бывает тяжело, Бе­ лоусова выручает это дорогое воспоминание, и все трудности, ка- ковы бы они ни были, становятся простыми, легко преодолимыми. Отечественную войну Василий Белоусов встретил здесь, .на Севе­ ре. К тому времени он был техни­ ческим руководителем эвена «И-15 бис».. История Севера долго будет Хранить золотые страницы первых боев североморских летчиков, ге­ роически сражавшихся с противни, ком, превосходящим нас по численности. 'Годы не сотрут имен героев битв, и среди них скромное место отведено мужественному труженику фронта — офицеру тех­ нической службы авиации Бело­ усову. Навстречу врагу он не под­ нимался в воздух, не отражал фа­ шистских налетов, но и не со­ гнул колея перед ненавистным вірагом, перед его воющи- Чнсгка оружия на торпедоносце. Фото И. Михеева. Было приказано: «Стоять на­ смерть!», Белоусов выполнял. Сурово лето твое, 41 год, « тяжелое, Но тем яр­ че ты вскрыл величие советских людей. Мы сейчас вспоминаем то .время и сказочными кажутся его герои. Вот он простой русский человек Василий Белоусов. За первых три с половиной месяца войны он об­ служил свыше 1.000 боевых выле­ тов, 60 раз производил ремонт. Цифры велики. Но они раскроют­ ся полнее, если .мы вспомним, что немцы ежедневно бомбили аэро­ дром, а иногда и по 2 — 3 раза в день. Это были непрерывные бои, где воля, нервы и мужество тех­ ника побеждали огонь и металл врага. Осенью 1941 года Указом Пре­ зидиума Верховного Совета СССР авиаполк, в котором служил Бело­ усов; был награжден орденом Красного Знамени. Высокую пра­ вительственную награду получали 4 лучших воина полка, люди раз­ ных боевых специальностей. И ере. ди них был Белоусов. Вторая встреча с Михаилом Ива- новичем Калининым, который от имени советского народа благода­ рил героев, еще больше взволнова. ла офицера Белоусова. Он стал требовательнее ж себе и настойчи­ вее в работе. I На вооружение наших частей приходили новые машины, среди них были и заграничные. Но Бело­ усов всегда преуспевал в технике , Он учил также работе на новой технике своих подчиненных, среди которых сейчас see награждены орденами и медалями Советского Союза. Он гордятся своими воспи­ танниками, а подчиненные гордят­ ся им, учатсяі на его личном при­ мере. Четвертый год, свято выполняя долг перед Родиной, трудится В а­ силий Белоусов. На четвертом го­ ду воины североморцы изгнали немцев из Печенги и Северной Норвегии. Много патриотов сража. лось за родной Север и среди низе старший техник -лейтенант Василий Белоусов. За четыре года его зве­ но обслужило несколько тысяч са­ молетовылетов. Если перевести это на боевой итог, то Белоусов и его техники обеспечили уничтожение многих сотен немецких солдат и офицеров, десятки фашистских са­ молетов и много другой техники эрага. Руки техника возвратили к жизни целое подразделение само­ летов. Горячее слово благодарно­ сти выразила Родина своему сыну. Она наградила его двумя орденами Красной Звезды и медалью «За от. вагу». іНаш народ любит своих героев, сш ценит и славит их. Этой слаі ы достиг и Ваісилий Белоусов, про- шедший свою воинскую закалку в огне четырех войн. А, ТИПАНОВ. Как мы сокращаем сроки подготовки вооружения Инженер по вооружению старший техник-лейтенант И. ПЕТУХОВ Во .время боев за Печенгу в Кир­ кенес действия летчиков нашей части были особо напряженными. Обстановка требовала почти каж ­ дый день совершать по нескольку боевых вылетов» причем зачастую интервалы между вылетами огра­ ничивались несколькими часами или даже минутами. Все это, естественно, потребовало значи­ тельного сокращения сроков под­ готовки .материальной части и осо­ бенно вооружения. ■Наряду с потребностью более быстрой предполетной подготовки, перед вооруженцамн в это время стояла также одна совершенно но­ вая задача, которую им не прихо­ дилось выполнять ранее. Боевые задания предусматривали примене­ ние тяжеловесных бомб. Надо бы­ ло буквально за несколько часов освоить подготовку, подвеску и снаряжение этого нового оружия. Как мы добились сокращения сроков подготовки вооружения? Прежде всего в первый же день было установлено время, затрачи­ ваемое ранее на подготовку всей части к вылету. Оно определилось полутора часами, что, конечно, не могло ни в коей мере удовлетво­ рить командование. В итоге этой контрольной проверки выявился ряд оплошностей в организации всего процесса подготовки. Нам стало ясно, что тяжелые бомбы весом 5.00— 1.000 кг., сбрасыва­ емые ранее с развозящих ав­ томашин .где попало, забирают очень много времени на подкатку их к самолету. В отдельных эки­ пажах в подвеске бомб техниче­ ский состав пОчти не участвовал. Лебедки, замки и прочее имуще­ ство не было закреплено за само­ летами. Вооруженны всей группой по 5— 7 человек работали вместе, поочередно обслуживая самолеты. (После того, как были установ­ лены причины задержек в подго­ товке вооружения, я решил нако­ ротке собрать всех техников-воо- ружеицев. Перед ннаиі был постав, лен вопрос о резком сокращении времени подвески бомб. Здесь вы­ яснилось еще несколько неполадок в нашей работе. Старший техник- лейтенант Зырянов заявил, что иногда к самолетам подвозятся бомбы, снаряженные в плохую тару и это намного затягивает время подвески. Старшина М аска- лец привел несколько примеров халатного и безучастного отноше­ ния в подготовке вооружения со стороны некоторым механиков са­ молетов. Поде лившись мнениями, мы наметили ряд мероприятий по усовершенствованию своей работы. Что это были за мероприятия? Во-первых, мы завели такой поря, док, при котором запасные бом. бы всегда находились попарно впереди или сзади самолета. С работниками базы, которые занимаются развозкой бомб, договорились об обязательном размещении бомб в определенных местах. Контроль осуществляется дежурным по линейке данного подразделения. Тара запасных, бомб всегда должна быть полурас­ крыта (на одном стяжном болту).' Во-вторых, все оборудование под. вески бомб.— лебедки, замки и про­ чее строго раскрепили за самоле­ тами. В-третьих, обязали весь тех­ нический экипаж принимать уча- стне в подвеске бомб на своих ма­ шинах и раскрепили за каждым с амолетом специалиста-вооружен. ца, который контролирует и руко­ водит подготовкой вооружения. Строгое выполнение этих меро. ириятий с первого дня дало свои результаты. Время предполетной подготовки значительно сократи­ лось. Однако в варианте тяжелых бомб оно иопрежнему оставалось неудовлетворительным. Надо было как-то усовершенствовать процесс подвески. И тут мы предложили ввести следующее: не подтаскивать бомбы, а накатывать на них са­ молет. Такое предложение сразу было воспринято во всех подразде­ лениях. Оно намного сократило время и значительно облегчило подвеску. В итоге проведенных мероприя­ тий и некоторый новшеств, срок подготовки вооружения нашего бомбардировщика стал в два с по­ ловиной раза меньше прежнего. Так подготавливались машины к очередному вылету уже на третий день боевой работы. Борьба эа сокращение сроков подготовки к вылету ни-в коей ме­ ре не должна ослаблять качества контроля вооружения. У нас был позорный случай отказа пулемета иа машине летчика Батракова. Про- изошел он по причине слабого контроля вооружения перед выле­ том со стороны техника по воору­ жению техник-лейтенанта ИІинка- рецкого и механика самолета. На жалобы летчика о ненормальной работе пулемета а предыдущем вылете никто не обратил внимания, хотя в рабочей тетради механика и было записано о дефекте. В ре­ зультате пренебрежительного от­ ношения т. Шинкарецкого, не про­ верившего своевременно состояние оружия, в очередном вылете пуле­ мет отказал. іНаши некоторые стрелки-ради­ сты и воздушные стрелки . иногда забывают о своей от. ветствениости за оружие, пло­ хо смотрят за ним, рассуждая так: «Я летаю и моя хата с краю— вычистит за меня пулемет дядя». Такие рассуждения вредны и неправильны. За оружие отвечает его хозяин. Поэтому надо сразу же после возвращения с задания, если производилась стрельба, не теряя времени, приводить оружие в по­ рядок. Опыт работы вооружеицеа по обеспечению боевой работы летчи­ ков в наступательных боях’ пока­ зал, что при хорошей, продуманной, организации подготовки вооруже­ ния к вылету можно добиться зна­ чительного сокращения времени. Хороший я надежный контроль оружия полностью обеспечивает его безотказное действие в бою. Дело теперь за тем, чтобы обоб­ щать этот опыт, добиваться еще лучших успехов в обеспечении бое­ вых вылетов, 4fe&sdhM І^ ^ Ш И Д Ц И И Английским ми­ нистерством авиа­ ционной промыш­ ленности поруче­ но фирме .Брис­ толь" проектиро­ вание и постройка транспортного са­ молета-гиганта. Полетный вес машины оценива­ ется в 100—200 т., число пассажир­ ских мест: днев­ ных— 150, спаль­ ных от 70 до 75. В отношении на- САМОЛЕТ ГИГАНТ мечаемых к ус­ тановке моторов можно предполо­ жить, что будут использованы ли­ бо уже существу­ ющие типы мото­ ров, либо усовер­ шенствованные мо­ торы, которые дол­ жны появиться к моменту готовно­ сти самолета. Вполне вероятно, что к атому вре­ мени появятся мо­ торы со взлетной мощностью поряд­ ка ЗООи л. с. Для 100 тонного само­ лета потребуется 8 таких моторов. Моторы вероят­ но будут сгруп­ пированы в пар­ ные агрегаты и снабжены соосны­ ми винтами, вра­ щающимися в про­ тивоположны! на­ правлениях. ,Ф ляйт*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz