Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 28 ноября 1944 г., № 218 (355). МОЛОДОЙ ЛЕТЧИК, УЧИСЬ НА БОЕВОМ ОПЫТЕ СЕВЕРОМОРСКИХ АСОВ ! Так нас воспитывал Сафонов «Для учения нет старости». — гласит русская пословица. Любил так говорить и Сафонов. Помню всех нас, прибивших из училища, собрал он и сказал: — Поучились в школе, теперь поучимся здесь. Хотя тогда ещ е было мирное ііремя, на такое заявление коман дира нас ошеломило: «снова учиться». Сафонов проверил наши знания и начал заниматься с нами с са мых азов. Только теперь, провое вав 3 с лишним года, я понял, как правильно делал Борис Феоктисто вич. И д л я меня, учившегося вое вать у Сафонова, прошедшего все невзгоды и радости войны, очень больно бывает сейчас наблюдать когда отдельные молодые летчики, только что пришедшие из учили щ а или даж е немного повоевав шне, начинают отлынивать от учебы, считая себя чуть ли не академиками летного дела. Ко нечно, окончив учи.пище, такие л е т чики получают -немалые знания но -считать себя законченными пилотами они не имеют никаких оснований. Здесь, на полевом аэро дроме, в бою получает летчик окончательную зрелость. Я не буду разбирать этот во прос подробно. Он ясен каждому На примере того, как учил лас воевать Сафонов, как учился он сам., я расскажу, насколько важ но летчику, если он хочет быть настоящим воином, повседневно учиться, совершенствоваться, Лю бовь к полетам, к учебе Сафонов прививал -нам с первых дней прихо да в часть. Он очень строго и .ревно стно следил за выполнением к аж дого пункта Наставления и сурово наказывал нарушителей. Летали мы тогда с утраі до вечера. Так на зываемая «группа Сафонова» раньше всех уезжала на аэродром и позже всех возвращалась с него. В ночь на 22 июня 1941 года мы были подняты но боевой треьоге. Прослушав днем выступление по радио товарища Мологова, Борис Феоктистович Сафонов сказал: — Будем доучиваться в боях, на шкуре тех, кто не дал доучиться. Уже тогда, в первый день вой ны, Сафонов считал, что из-за бое вых действий не может прекра титься учеба', и сразу же принялся за перестройку ее на новые рель сы, основанием которых был боевой опыт. Если сейчас молодые летчики могут учиться <на опыте старших товарищей, то тогда опыта не бы ло, надо было его добыть в бою. И этим очень умело занимался Сафонов. Первое, с чем мы столкнулись в боях — это было преимущество врага в силах. Нам приходилось вестн бои с втрое1—вчетверо пре восходящим противником. Конеч но, о каких-то особых тактиче ских приемах говорить тогда было нельзя, но и уступать врагу Сафо нов не хотел. И вот тогда родился у нас лозунг: «Вс-e за одного и один за всех!». Д ел о началось так. В воздушном бою погиб летчик Антипин. Гибель товарища все мы тяжело пережили. Особенно горь ко перенес ее Сафонов. Борис Феоктистович долго думал, ре шал и яршцел к выводу, о к о т о -! ром рассказал нам. По его указа нию были созданы специальные Гвардии капитан В. МАКСИМОВИЧ боевые звенья и пары, летчики в бою обязаны были защищать друг друга, если даж е угрожает смерть. Запрещалось выходить из боя даже а том случае, если кон чался боезапас. «Наилучшео сред ство обороны в бою—нападение. Оставаясь без патрон — старайся нападать, своей смелостью наводи на противника страх», — говорил Сафонов. Часто п короткие минуты между боевыми вылетами Сафонов про водил с нами разборы полетов и всегда, при любых обстоятель ствах, напоминал о строгом выполнении Наставлений по поле там и воздушному бою. Как-то раз один из наших летчиков, вер нувшись на аэродром после боя, сделал ряд замысловатых фигур и чуть не разбился. Сафонов крепко тогда отругал этого летчика, — Разае так вас учили летать, разве читали вы о гакил фигурах в наставлениях? — говорил он. — Лучше бы энергию дл я боя побе регли. Так может делать только лихач, а не летчик. Во время подготовки- боевых летчиков Сафонов отличал 3 основ ных фактора:, которыми в совер шенстве должны были владеть летчики: і) маневр; 2) огонь и 3) осмотрительность. В жизни эти факторы ои проводил а соответ ствии с Наставлениями, ни на шаг не отступая от них, а лишь только дополіняя и развивая. Под маневром Сафонов понимал сближение с противником и заня тие выгодной позиции дл я атаки с использованием метеообстановки, рельефа 'местности и солнца. По строению правильного маневра учил нас Сафонов на л и іч й о м при мере. Однажды шестеркой мы барражировали над линией фрон та. Шесть «Ю-87» под прикры тием «Ме-109», которые шли выше «Юнкерсоа», используя облач ность, пробивались к нашим об'ек- там. А облачность тогда была к у чевая, до 8 баллов. Сафонов, ма скируясь ею, повел нас на сбли жение с врагом. Найдя окно в об лаках, мы выскочили в него и вне запно атаковали «Юнкерсов», в результате чего сразу ж е сбили 5 «Ю-57». іКогда мы вернулись на аэродром, Сафонов сказал: «Рань ше мы облачности, обычно, боя лись потому, что немец оттуда', как правило, появлялся. Сегодня же облачность нам сослужила службу. Значит ів будущем будем услугами ее всегда пользоваться». Гут же Борис Феоктистович под робна разобрал все особенности в использовании облачности и дал нам ряд советов и указаний. Пра вильность своих слов Сафонов подтвердил Наставлением, в кото ром тут ж е зачитал пункт об ]использовании летчиком в о время іполетов облачности. Также учил нас Сафонов пользо- ваться в бою рельефом, местности и солнцем-. Вторым фактором победы для истребителя дважды Герой Совет ского Союза считал огонь. О том, какое большое внимание Сафонов уделял вооружению и стрельбе, уже много говорилось ранее. Д о статочно напомнить, что Наставле ние по стрелковой подготовке С а фонов всегда имел при себе и ежедневно по нескольку раз обра щался к нему. Максимальной ди станцией для открытия огня Сафо нов считал 200 метров, практиче ски ж е вел огонь с 60 — 25 метров. «Большая дистанция — короткая очередь, малая дистанция—длин ная очередь»,—вот правило Сафо нова. Об осмотрительности Борис Феоктистович Сафонов всегда го ворил: «Осмотрительность нуж на с момента посадки в к а бину. В полете.—смотри в оба». О том, что Сафонов а полете был всегда зорок, говорит следующий факт: п 20 воздушных боях, прове денных имеете о Сафоновым, не было случая, чтобы противник первым обнаруживал нас. Это всегда помогало Сафонову одер живать победу над врагом. Так, повседневно дерясь с в р а гом, уничтожая его, Сафонов с о вершенствовал свою боевую выуч ку, искал новые тактические приемы. Всю боевую деятельность дважды Герой Советского Союза подкреплял Наставлениями и уста вами. Молодым летчикам наДо помнить это и ни в коем случае не успокаиваться ва успехах, как бы они велики ни были. Основой о с нов для летчика должны служить Наставления. В строгом выполне нии их, которое требуется и на войне,—успех и жизнь. Воздушный стрелок, трижды врдвноноеец гвардии старший сержант Дмитрий Гавриченко — участник потоп ления многих транспортов противника. Совместный торпедо-бомбовый удар по конвоям противника 4fs&C/hU ъ НАЦИИ Модифицировав шей бомбардиров щик .Мустанг* — A-3S (США ) при п и ки ро ван ии р а з ви в ает скорость в 720 км. час. М ак сим альная с к о рость его полета по горизонтали «МУСТАНГ» А-36 превышает 610 км. час. Скорость на бора высоты рав на, примерно, 0,8 ки. мин. Потолок —9.000 мт. Вооружение с о стоит из 12,7 мм. пулеметов, нахо дящихся в носовой части самолета н в плоскостях. .Мустанг* — А- 36 снабжен че тырьмя гндравли- ч х к нм я тормоза ми для п ики р о ва н и я , •Зршннг. 2, Тактические приемы взаимодействия Одним из первых и наиболее ус пешных примеров взаимодействия различным видов авиации является операция, проведенная английски ми іВВС по итальянским кораблям в баае Таранто. В этой операции участвовали разведывательная, бомбардировочная и торпедоносная авиация. Тоірпедоіюсцы наносили удар по главным целям — линей ным кораблям'; бомбардировочная и разведывательная авиация обеспе чивала их действия. Много успешных торпедо-бомбо. вых удароа по транспортам против ника нанесено на вражеских ком муникациях силами нашей авиации. Торпедоносная авиация начала свою боевую деятельность именно совместными действиями с бом бардировщиками. Это было в нача ле Отечественной войны. П одраз деление торпедоносцев совместно с бомбардировщиками вылетело для уничтожения обнаруженного транспорта противника-. Н а подхо де к порту С. совместным ударом торпедоносцев и бомбардировщи ков с двух направлении означен ный транспорт был уничтожен. С тех пор советские торпедоносцы и бомбардировщики наносят непре рывные удары по кораблям и тран спортам противника. Полностью оправдали себя сов местные действия торпедоносцев и со штурмовиками. Однажды две; пары торпедонос цев и обеспечивающие их штурмо вики под прикрытием самолетов- истребителей дальнего действия вылетели с задачей уничтожения транспортов, обнаруженных воз душной разведкой на северных морских коммуникациях противни ка. Самолеты следовали к району цели в общем походном порядке. Маршрут полета был избран в удалении от береговой черты на і0— 12 кЛ'М., т. е. вне видимости с берега. Высота полета обеспечива ла невозможность использования противником радиолокационных средств. Этим достигалась скрыт- ность подхода наших самолетов к транспортам. Когда был обнаружен конвой противника, состоящий из пяти транспортов и кораблей охра- дения, который прикрывался ист- *) Окончание. Начало см. в «Се вероморском летчике», № 280 за 26 ноября. Подполковник М . В ЕЙ С ребительной авиацией, командир взаимодействующей группы принял решение об ударе. При этом были определены: исходные позиции для начала сближения с транспортами торпедоносцев и штурмовиков; мо менты ударов и распределены цели дл я атаки. П о команде командира группы торпедоносцев, истребите ли дальнего действия атаковали и связали боем истребителей против ника; -штурмовики начали сближе ние с конвоем с заданного направ ления. В момент, когда штурмови ки своим пушечно-пулеметным о г нем воздействовали на огневые средства кораблей охранения, тор педоносцы атаковали транспорты противника. В результате правильной оценки обстановки и распределения об’ек- тов д л я атаки, хорошей организа ции взаимодействия и стремитель но проведенной атаки было унич тожено три транспорта противника. При выделении средств и опре делении тактических приемов со в местного торпедо-бомбового удара по транспортам противника в море необходимо прежде всего исходить из того, что: удар торпедоносцев и бомбарди ровщиков может быть произведен совместно по одному транспорту или одновременно по нескольким транспортам, идущим в общем по ходном ордере; торпедоносцы и бомбардировщи ки наносят удары раздельно по двум и более транспортам, Совместный удар может быть одновременным или несколько ра стянутым по времени. Действия сил по нейтрализации огневых средств противника и по сковыванию его в маневрировании должны предшествовать подходу ударных сил к позиции залпа и должны быть непрерывными в про цессе всей атаки, но наиболее ин тенсивными в момент нахождения торпедоносцев на позиции залпа. Кроме того, долж ен быть обеспе чен выход из атаки торпедоносцев и бомбардировщиков. Совместный удар лучше произ водить в минимально короткий о т резок времени. Только в том сл у чае, когда д л я уничтожения транс портов привлечены силы, боевые средства которых при одновремен ном ударе нельзя использовать с должной эффективностью, совмест. ный удар про изводите я эшелониро вание по времени. Но и в этом случае желательно, чтобы атаки были непрерывными и с разных на правлений. Чем меньше интервал между отдельными атаками, тем более эффективно и с м-еньшнми потерями буд у т использованы, бое вые средства. При определении тактических приемов необходимо также учиты вать эффективность действия обес печивающих групп. П оследова тельность действий ударных и сковывающих групп долж на у ста навливаться, -исходя из более целе- -сообразного использования боевых средств. При этом ' выходящие в атаку группы свое движение должны уравнивать по впереди летящим группам, учитывая дей ствие их оружия. Направление заходов и дистан ции залпа избираются и з сообра жений: достижения наибольшего эффекта атаки, максимального рассредоточения огня зенитной артиллерии противника, наиболее целесообразного прикрытия истре бителями своего боевого порядка. При сложившейся обстановке, к о гд а торпедная атака и бомбоме тание возможны только с одного направления и при том в узко ограниченном секторе, торпедо носцы и бомбардировщики идут на различных высотах. В этом случае высота полета и интервал между группами выбирается т а ким образом, чтобы бомбометание не было опасным дл я последую щей группы бомбардировщиков или торпедоносцев. ■Надо помнить, что если первая группа обеспечения не сумела нейтрали зоват ь артилле рииски й огонь кораблей охранения, то эти корабли должны быть уничтожены ударной группой, выходящей в атаку в первом эшелоне. Этим бу дет обеспечен подход к позиции залпа последующим ударным группам. Выполняя совместный торпедо-бомбовый удар, группы, атакующие первыми, должны по стоянно наблюдать .за аргумента ми движения цели и о маневриро вании- цели передавать группам, выходящим в атаку во втором а последующих эшелонах. ■В заключение хочется сказать, что успех совместного удара во многом зависит o r четкости, боево го управлении атакующим» груп пами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz