Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 28 ноября 1944 г., № 218 (355). МОЛОДОЙ ЛЕТЧИК, УЧИСЬ НА БОЕВОМ ОПЫТЕ СЕВЕРОМОРСКИХ АСОВ ! Так нас воспитывал Сафонов «Для учения нет старости». — гласит русская пословица. Любил так говорить и Сафонов. Помню всех нас, прибивших из училища, собрал он и сказал: — Поучились в школе, теперь поучимся здесь. Хотя тогда ещ е было мирное ііремя, на такое заявление коман­ дира нас ошеломило: «снова учиться». Сафонов проверил наши знания и начал заниматься с нами с са ­ мых азов. Только теперь, провое­ вав 3 с лишним года, я понял, как правильно делал Борис Феоктисто­ вич. И д л я меня, учившегося вое­ вать у Сафонова, прошедшего все невзгоды и радости войны, очень больно бывает сейчас наблюдать когда отдельные молодые летчики, только что пришедшие из учили­ щ а или даж е немного повоевав шне, начинают отлынивать от учебы, считая себя чуть ли не академиками летного дела. Ко­ нечно, окончив учи.пище, такие л е т ­ чики получают -немалые знания но -считать себя законченными пилотами они не имеют никаких оснований. Здесь, на полевом аэро­ дроме, в бою получает летчик окончательную зрелость. Я не буду разбирать этот во­ прос подробно. Он ясен каждому На примере того, как учил лас воевать Сафонов, как учился он сам., я расскажу, насколько важ но летчику, если он хочет быть настоящим воином, повседневно учиться, совершенствоваться, Лю ­ бовь к полетам, к учебе Сафонов прививал -нам с первых дней прихо да в часть. Он очень строго и .ревно­ стно следил за выполнением к аж ­ дого пункта Наставления и сурово наказывал нарушителей. Летали мы тогда с утраі до вечера. Так на­ зываемая «группа Сафонова» раньше всех уезжала на аэродром и позже всех возвращалась с него. В ночь на 22 июня 1941 года мы были подняты но боевой треьоге. Прослушав днем выступление по радио товарища Мологова, Борис Феоктистович Сафонов сказал: — Будем доучиваться в боях, на шкуре тех, кто не дал доучиться. Уже тогда, в первый день вой­ ны, Сафонов считал, что из-за бое­ вых действий не может прекра­ титься учеба', и сразу же принялся за перестройку ее на новые рель­ сы, основанием которых был боевой опыт. Если сейчас молодые летчики могут учиться <на опыте старших товарищей, то тогда опыта не бы­ ло, надо было его добыть в бою. И этим очень умело занимался Сафонов. Первое, с чем мы столкнулись в боях — это было преимущество врага в силах. Нам приходилось вестн бои с втрое1—вчетверо пре­ восходящим противником. Конеч­ но, о каких-то особых тактиче­ ских приемах говорить тогда было нельзя, но и уступать врагу Сафо­ нов не хотел. И вот тогда родился у нас лозунг: «Вс-e за одного и один за всех!». Д ел о началось так. В воздушном бою погиб летчик Антипин. Гибель товарища все мы тяжело пережили. Особенно горь­ ко перенес ее Сафонов. Борис Феоктистович долго думал, ре­ шал и яршцел к выводу, о к о т о -! ром рассказал нам. По его указа­ нию были созданы специальные Гвардии капитан В. МАКСИМОВИЧ боевые звенья и пары, летчики в бою обязаны были защищать друг друга, если даж е угрожает смерть. Запрещалось выходить из боя даже а том случае, если кон­ чался боезапас. «Наилучшео сред­ ство обороны в бою—нападение. Оставаясь без патрон — старайся нападать, своей смелостью наводи на противника страх», — говорил Сафонов. Часто п короткие минуты между боевыми вылетами Сафонов про­ водил с нами разборы полетов и всегда, при любых обстоятель­ ствах, напоминал о строгом выполнении Наставлений по поле­ там и воздушному бою. Как-то раз один из наших летчиков, вер­ нувшись на аэродром после боя, сделал ряд замысловатых фигур и чуть не разбился. Сафонов крепко тогда отругал этого летчика, — Разае так вас учили летать, разве читали вы о гакил фигурах в наставлениях? — говорил он. — Лучше бы энергию дл я боя побе­ регли. Так может делать только лихач, а не летчик. Во время подготовки- боевых летчиков Сафонов отличал 3 основ­ ных фактора:, которыми в совер­ шенстве должны были владеть летчики: і) маневр; 2) огонь и 3) осмотрительность. В жизни эти факторы ои проводил а соответ­ ствии с Наставлениями, ни на шаг не отступая от них, а лишь только дополіняя и развивая. Под маневром Сафонов понимал сближение с противником и заня­ тие выгодной позиции дл я атаки с использованием метеообстановки, рельефа 'местности и солнца. По­ строению правильного маневра учил нас Сафонов на л и іч й о м при­ мере. Однажды шестеркой мы барражировали над линией фрон­ та. Шесть «Ю-87» под прикры­ тием «Ме-109», которые шли выше «Юнкерсоа», используя облач­ ность, пробивались к нашим об'ек- там. А облачность тогда была к у ­ чевая, до 8 баллов. Сафонов, ма­ скируясь ею, повел нас на сбли­ жение с врагом. Найдя окно в об ­ лаках, мы выскочили в него и вне­ запно атаковали «Юнкерсов», в результате чего сразу ж е сбили 5 «Ю-57». іКогда мы вернулись на аэродром, Сафонов сказал: «Рань­ ше мы облачности, обычно, боя­ лись потому, что немец оттуда', как правило, появлялся. Сегодня же облачность нам сослужила службу. Значит ів будущем будем услугами ее всегда пользоваться». Гут же Борис Феоктистович под­ робна разобрал все особенности в использовании облачности и дал нам ряд советов и указаний. Пра­ вильность своих слов Сафонов подтвердил Наставлением, в кото­ ром тут ж е зачитал пункт об ]использовании летчиком в о время іполетов облачности. Также учил нас Сафонов пользо- ваться в бою рельефом, местности и солнцем-. Вторым фактором победы для истребителя дважды Герой Совет­ ского Союза считал огонь. О том, какое большое внимание Сафонов уделял вооружению и стрельбе, уже много говорилось ранее. Д о ­ статочно напомнить, что Наставле­ ние по стрелковой подготовке С а­ фонов всегда имел при себе и ежедневно по нескольку раз обра­ щался к нему. Максимальной ди­ станцией для открытия огня Сафо­ нов считал 200 метров, практиче­ ски ж е вел огонь с 60 — 25 метров. «Большая дистанция — короткая очередь, малая дистанция—длин­ ная очередь»,—вот правило Сафо­ нова. Об осмотрительности Борис Феоктистович Сафонов всегда го­ ворил: «Осмотрительность нуж ­ на с момента посадки в к а­ бину. В полете.—смотри в оба». О том, что Сафонов а полете был всегда зорок, говорит следующий факт: п 20 воздушных боях, прове­ денных имеете о Сафоновым, не было случая, чтобы противник первым обнаруживал нас. Это всегда помогало Сафонову одер­ живать победу над врагом. Так, повседневно дерясь с в р а­ гом, уничтожая его, Сафонов с о ­ вершенствовал свою боевую выуч­ ку, искал новые тактические приемы. Всю боевую деятельность дважды Герой Советского Союза подкреплял Наставлениями и уста­ вами. Молодым летчикам наДо помнить это и ни в коем случае не успокаиваться ва успехах, как бы они велики ни были. Основой о с ­ нов для летчика должны служить Наставления. В строгом выполне­ нии их, которое требуется и на войне,—успех и жизнь. Воздушный стрелок, трижды врдвноноеец гвардии старший сержант Дмитрий Гавриченко — участник потоп­ ления многих транспортов противника. Совместный торпедо-бомбовый удар по конвоям противника 4fs&C/hU ъ НАЦИИ Модифицировав­ шей бомбардиров­ щик .Мустанг* — A-3S (США ) при п и ки ро ван ии р а з ­ ви в ает скорость в 720 км. час. М ак ­ сим альная с к о ­ рость его полета по горизонтали «МУСТАНГ» А-36 превышает 610 км. час. Скорость на­ бора высоты рав­ на, примерно, 0,8 ки. мин. Потолок —9.000 мт. Вооружение с о ­ стоит из 12,7 мм. пулеметов, нахо­ дящихся в носовой части самолета н в плоскостях. .Мустанг* — А- 36 снабжен че­ тырьмя гндравли- ч х к нм я тормоза­ ми для п ики р о ва­ н и я , •Зршннг. 2, Тактические приемы взаимодействия Одним из первых и наиболее ус­ пешных примеров взаимодействия различным видов авиации является операция, проведенная английски­ ми іВВС по итальянским кораблям в баае Таранто. В этой операции участвовали разведывательная, бомбардировочная и торпедоносная авиация. Тоірпедоіюсцы наносили удар по главным целям — линей­ ным кораблям'; бомбардировочная и разведывательная авиация обеспе­ чивала их действия. Много успешных торпедо-бомбо. вых удароа по транспортам против­ ника нанесено на вражеских ком­ муникациях силами нашей авиации. Торпедоносная авиация начала свою боевую деятельность именно совместными действиями с бом­ бардировщиками. Это было в нача­ ле Отечественной войны. П одраз­ деление торпедоносцев совместно с бомбардировщиками вылетело для уничтожения обнаруженного транспорта противника-. Н а подхо­ де к порту С. совместным ударом торпедоносцев и бомбардировщи­ ков с двух направлении означен­ ный транспорт был уничтожен. С тех пор советские торпедоносцы и бомбардировщики наносят непре­ рывные удары по кораблям и тран­ спортам противника. Полностью оправдали себя сов­ местные действия торпедоносцев и со штурмовиками. Однажды две; пары торпедонос­ цев и обеспечивающие их штурмо­ вики под прикрытием самолетов- истребителей дальнего действия вылетели с задачей уничтожения транспортов, обнаруженных воз­ душной разведкой на северных морских коммуникациях противни­ ка. Самолеты следовали к району цели в общем походном порядке. Маршрут полета был избран в удалении от береговой черты на і0— 12 кЛ'М., т. е. вне видимости с берега. Высота полета обеспечива­ ла невозможность использования противником радиолокационных средств. Этим достигалась скрыт- ность подхода наших самолетов к транспортам. Когда был обнаружен конвой противника, состоящий из пяти транспортов и кораблей охра- дения, который прикрывался ист- *) Окончание. Начало см. в «Се­ вероморском летчике», № 280 за 26 ноября. Подполковник М . В ЕЙ С ребительной авиацией, командир взаимодействующей группы принял решение об ударе. При этом были определены: исходные позиции для начала сближения с транспортами торпедоносцев и штурмовиков; мо­ менты ударов и распределены цели дл я атаки. П о команде командира группы торпедоносцев, истребите­ ли дальнего действия атаковали и связали боем истребителей против­ ника; -штурмовики начали сближе­ ние с конвоем с заданного направ­ ления. В момент, когда штурмови­ ки своим пушечно-пулеметным о г ­ нем воздействовали на огневые средства кораблей охранения, тор­ педоносцы атаковали транспорты противника. В результате правильной оценки обстановки и распределения об’ек- тов д л я атаки, хорошей организа­ ции взаимодействия и стремитель­ но проведенной атаки было унич­ тожено три транспорта противника. При выделении средств и опре­ делении тактических приемов со в­ местного торпедо-бомбового удара по транспортам противника в море необходимо прежде всего исходить из того, что: удар торпедоносцев и бомбарди­ ровщиков может быть произведен совместно по одному транспорту или одновременно по нескольким транспортам, идущим в общем по­ ходном ордере; торпедоносцы и бомбардировщи­ ки наносят удары раздельно по двум и более транспортам, Совместный удар может быть одновременным или несколько ра­ стянутым по времени. Действия сил по нейтрализации огневых средств противника и по сковыванию его в маневрировании должны предшествовать подходу ударных сил к позиции залпа и должны быть непрерывными в про­ цессе всей атаки, но наиболее ин­ тенсивными в момент нахождения торпедоносцев на позиции залпа. Кроме того, долж ен быть обеспе­ чен выход из атаки торпедоносцев и бомбардировщиков. Совместный удар лучше произ­ водить в минимально короткий о т ­ резок времени. Только в том сл у ­ чае, когда д л я уничтожения транс­ портов привлечены силы, боевые средства которых при одновремен­ ном ударе нельзя использовать с должной эффективностью, совмест. ный удар про изводите я эшелониро­ вание по времени. Но и в этом случае желательно, чтобы атаки были непрерывными и с разных на­ правлений. Чем меньше интервал между отдельными атаками, тем более эффективно и с м-еньшнми потерями буд у т использованы, бое­ вые средства. При определении тактических приемов необходимо также учиты­ вать эффективность действия обес­ печивающих групп. П оследова­ тельность действий ударных и сковывающих групп долж на у ста­ навливаться, -исходя из более целе- -сообразного использования боевых средств. При этом ' выходящие в атаку группы свое движение должны уравнивать по впереди летящим группам, учитывая дей­ ствие их оружия. Направление заходов и дистан­ ции залпа избираются и з сообра­ жений: достижения наибольшего эффекта атаки, максимального рассредоточения огня зенитной артиллерии противника, наиболее целесообразного прикрытия истре­ бителями своего боевого порядка. При сложившейся обстановке, к о гд а торпедная атака и бомбоме­ тание возможны только с одного направления и при том в узко ограниченном секторе, торпедо­ носцы и бомбардировщики идут на различных высотах. В этом случае высота полета и интервал между группами выбирается т а ­ ким образом, чтобы бомбометание не было опасным дл я последую ­ щей группы бомбардировщиков или торпедоносцев. ■Надо помнить, что если первая группа обеспечения не сумела нейтрали зоват ь артилле рииски й огонь кораблей охранения, то эти корабли должны быть уничтожены ударной группой, выходящей в атаку в первом эшелоне. Этим бу­ дет обеспечен подход к позиции залпа последующим ударным группам. Выполняя совместный торпедо-бомбовый удар, группы, атакующие первыми, должны по­ стоянно наблюдать .за аргумента­ ми движения цели и о маневриро­ вании- цели передавать группам, выходящим в атаку во втором а последующих эшелонах. ■В заключение хочется сказать, что успех совместного удара во многом зависит o r четкости, боево­ го управлении атакующим» груп­ пами.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz