Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 25 ноября 1944 г., № 279 (349). Вот уже полгода этот экипаж летает вместе. Летчик лей тенант Константин Моисеев, штурман старший лейтенант Геннадий Двинских, стрелок-радист Николай Лазарев и воз душный стрелок Григорий Хижниченко, встретившись на по левом аэродроме, по-настоящему подружились между собой. Около 30 боевых вылетов совершили эти товарищи вме сте. Они летали «а торпедометание и бомбежку, били по не мецким портам и караванам. Во время одной свободной «охо ты» экипаж лейтенанта Моисеева повредил крупный тран спорт противника. Н а с н и м к е (слева направо): старший лейтенант Г. Двин ских, лейтенант К. Моисеев, стрелок-радист Н. Лазарев и воз душный стрелок Г. Хкжниченко. Фото Ю. Бузько. Первый морской штурмовик Имя дважды Героя Советского! ряды Союза гвардии подполковника Алексея Мазуренко широко из вестно на всех флотах нашей Ро дины. Оно неразрывно связано с боевыми делами штурмовой авиа ции Балтийского, Баренцева и Черного мо-рей. Алексей Мазуреп ка— один из первых морских лет* чихов, которых мы называем оя- анерлміміітурмов.иками и которые проложили грозному «Ильюшин-2» путь а море. ...Это были тяжелые сентябрь ские дни 1941 года. Враг бешено рвался к Ленинграду. Не счи таясь с огромными потерями в живой силе и технике, бросая в бой все новые и новые дивизии, немцы пытались любой ценой овла деть городом Ленина. Мужествен ные защитники с тяжелыми боями оставляли Нарву, Кингисепп. Ко- порье... В эти тяжелые дни младший лейтенант Алексей Мазуренко, пе ребазировавшийся вместе со своей частью уже на третий аэродром, впервые подошел к новому, при бывшему на вооружение балтий ских! летчиков, штурмовику «Ильюшин »2». Обстановка была таковой, что группе летчиков, вы деленной для освоения новой ма териальной части, отводились б ук вально считанные часы. Большая колонна немецких танков подходи ла к важному об’екту. Надо было как можно быстрее подняться в воздух и силой нового оружия при остановить движение врага. Бал тийцы блестяще оправились с этой дерзкой задачей. Их штур мовка внесла страх и смятение Совместный торпедо-бомбовый удар по конвоям противника I. Организация удара Уничтожение одиночных транс портов или конвоев противника со средоточенным торпедо-бомбовым ударом требует организованного взаимодействия участвующих авиа ционных сил. Опыт боевых дейст вий показывает, что там, где до стигнута четкая организация, там совместные торпедо-бомбовые уда ры дают болыпой эффект. И на оборот, там, где нет должного взаи модействия, там противник с мень шими потерями производит свои переброски морем. Успешность действий авиации во многом зависит также и от того, насколько организация совместно го удара « планирование действий поняты личным составом ударных я обеспечивающих групп. Следует учитывать, что четкое знание ха рактера боевых действий и по ставленной задами каждой груп пой, экипажем, участвующих в сов местном торпедо-бомбовом ударе особенно необходимо потому, что удаір производится как одновре менно по одному или нескольким транспортам, идущим в конвое, так и в ряде случаен эшелокированно по времени, т. е. в условиях, когда действия одной группы не будут видны командиру другого взаимо действующего с ним подразделе ния. * Для лучшей подготовки к нане сению совместного удара очень по лезно организовать личное обще ние командиров взаимодействую щих и обеспечивающих подразде лений {групп, экипажей). Совместный то'рпедо-бомбовый удар по кораблям или транспортам Противника требует точного опре деления назначения и места каж дого подразделения в решении по ставленной задами. При этом долж но быть заранее четко обусловлено, кто наносит главный удар по ос новным целям я кто этот удар обеспечивает, воздействуя на ко рабли охранения. Основанием для определения со става взаимодействующих групп и их расположения при совместном Подполковник М. ВЕЙС ударе, в первую очередь должны служить мощность используемого оружия к маневренные возмож ности атакуемой цели. В случае, коігда совместный удар по транс порту противника или нескольким транспоотам, идущим в одном кон вое, производится торпедоносцами и бомбардировщиками, л редпочте ние в определении исходных пози ций для начала атаки и позиции залпа должно быть отдано торпе доносцам, ибо при применении тор педного оружия по кораблям до стигается большая вероятность по падания, кроме того, разрушитель ное действий торпед более велико. Состав обеспечивающих групп, действующих главным образом по кораблям охранения, определяется исходя из необходимости непре рывной нейтрализации их огневых средств на период атаки транспор тов и вьгхада из атаки ударных п сковывающих групп. Эти дейст вия должны быть при подходе ударных и сковывающих групп к позиции залпа наиболее интенсив ными. На ближайших коммуникациях противника задачу по уничтоже нию или по нейтрализации огне вых средств конвоя наиболее эф фективно решает штурмовая авиа ция. Об этом свидетельствует хотя бы торпедная атака, проведенная под руководством гвардии лейте нанта Г агиева. В этом случае штурмовики, обеспечивая атаку, пулеметно-пушечным огнем нейт рализовали огонь кораблей охране, ния. Это дало возможность торпе доносцам с короткой дистанции атаковать и, несмотря на маневри рование транспорта, добиться попа- дания в него торпедой. Вслед за определением основно го назначения каждого подразде ления (группыі), участвующего в торпедо-бомбовом ударе и его обеспечении, должна быть опреде лена последовательность их дей ствий. Практика показывает, что дви жение транспортов противника обеспечивается сильным прикры тием как боевыми кораблями, так и авиацией. Корабли охранения следу&т на таком удалении от трате портов, при котором их места обычна совпадают с позицией тор педного залпа. Таким образом, ко рабли охранения являются суще ственным препятствием для успеш ных действий торпедоносцев по транспортам, идущим в конвоях. Из изложенного следует, что удар ным группам торпедоносцев и бом бардировщиков, наносящим сов местный удар по транспортам, при ходится преодолевать значительное противодействие кораблей охране ния. Это обстоятельство требует, чтобы еще до подхода, ударной и сковывающих групп к цели кораб ли охранения, мешающие дейст виям торпедоносцев и бомбарди ровщиков, были бы либо уничтоже ны, либо нейтрализованы их огне вые средства Следовательно, обес печивающие ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ВЫХО- дить в атаку первыми и своими боевыми средствами воздейство вать на корабли охранения, меша ющие эффективному использова нию оружия, предназначенного для уничтожения основной цел» — транспортов противника. В случаях, когда транспорта при крываются истребительной авяаі- цией противника или следуют вблизи береговой черты, т. с. в ус ловиях, когда противник может ис пользовать истребителей, для отра. жения атаки необходимо участие oneративно взаимодействующих сил авиации. При организации совместного удара нельзя забывать также о по лучении данны-х о результатах вы полнения поставленной задачи, не обходимых для принятия правиль ного решения по последующим действиям до полного уничтожения обнаруженных в море транспортов противника. Кто, когда и какие ре зультаты фиксирует, устанавли вается в соответствии с обстанов кой, в которой предполагается на носить торпедо-бомбовый удар. немцев, которые, потеряв значительное количество своих танков и пехоты, вынуждены были повернуть вспять. Таким было первое знакомство Алексея Мазу- ренко со своей новой машиной, ставшей его могучим оружием, неизменно приносящим победу над врагом Несколько последующих выле тов на штурмовку вражеских тан ковых колони и войск выдвинули молодого штурмовика Мазуренко в ■число лучших боевых летчиков части. Летая тогда еще ведомым, не раз отличался Мазуренко своей находчивостью, трезвым расчетом, умением выйти из самого затруд нительного положения. Так од нажды при выполнении боевого за дания в трудных метеоусловиях, при сильном противодействии про тивника, группа штурмовиков ото рвалась от ведущего, Мазуренко быстра сориентировался в обста новке, проявил инициативу, умело .вывел товарищей из зоны зенитно го огня и привел всю группу на свой аэродром. С тех пор он стал одним из лучших ведущих малых и больших групп балтийских штур мовиков. Многочисленные полеты Мазу- ретіко над сушей, в которых ему приходилось выполнять различные задания, все больше и больше убеждали летчика в том, что пре красный самолет «Ильюшин-2» может быть с успехом использован и в качестве пикирующего бомбаір- дировщика для действий по мор ским целям. Вскоре его подразде ление, наряду с действиями по сухопутью, совершает ряд успеш ных налетоів на вражеские порты и конвои. Это был первый опыт при менения «Ильюшин-2» для борьбы с немецким флотом. Он был бы стро. подхвачен в других частях и подразделениях и вскоре стал до стоянием североморцев. Учась и совершен ствуясь в каж дом боевом вылете, извлекая из каждой атаки новое, необходимое И ценное, Мазуренко и его летчи ки добиваются замеча тельных успехов в опе рациях на море и на с у ше. К лету 1942 года, когда гвардии капитану Алексею Мазуренко бы. ло присвоено высокое звание Героя Советского Союза, на его личном и групповом счету числи лось 26 уничтоженных немецких кораблей, 195 автомашин, 42 танка, 95 зенитных орудий, сотни вражеских солдат и офи церов. Такой, поистине богатырский счет, имел герой менее, чем за год боев с немцами. В начале июня 1943 го. да грозные «Ильюшин-2» впервые появились над водами Баренцева .мо ря. Их вел испытанный воин Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Мазуренко. Об наружив врага, штурмо вики обрушили на него всю ярость внезапного штур мового удара. ІНемцы, никс/гда не испытывавшие здесь, на Севере, налетов «іИльюшиных-2», в страхе метались. Несколько скла,дов, пор- товы'Х сооружений было превраще но в пепел во вражеском порту. Это был первый ѵдар сев е р ом о р ских штурмовиков. Он дал воз можность определить -то большое будущее, которое зат*ем принад лежало «Ильюшиным» в Запо лярье. Вслед за несколькими налетами на неприятельские порты, по при меру Балтики, Мазуренко повел своих ведомых в море. Атаковав немецкий конвой в непосредствен ной близости от базы, штурмовики потопили два и повредили одно фашистское судно. В этом налете большое умение и. мужество 'Пока зал тогда еще методой штурмовик лейтенант Гуляс». Преодолевая за весы огня, он точно вышел на цель и прямым попаданием бомб потопил немецкий транспорт водо измещением п 5 тысяч тонн. Победа Гуляева была первой победой севе роморских штурмовиков на море. — Полеты над морем опаснее, чем над сухопутным театром, но тем серьезнее должна быть под готовка к полету над водой, тем больше чести летчику, громящему караваны врага на его морских коммуникациях, — учил северо морских штурмовиков Герой Со ветского Союза Алексей Мазурен ко. Достойные своего учителя, штур мовики-североморцы в боях с не навистным врагом показали заме чательные образцы мужества и отваги, мастерства и воинского умения. Подвиги и боевые дела учеников Мазуренко, ныне Героев Советского Союза Гуляева, Сини цына, Катунина, Маркина, летчи ков Суравова, Тамарова, Евдоки мова и многих других— живое во площение традиций первого мор ского штурмовика. Свыше года Алексей Мазу ренко вновь водит свой красно звездный «Ильюшин» над просто рами Балтики. В дни, когда вой ска Ленинградского фронта я мо ряки .Краснознаменной Балтики стремительным ударом прорвали оборону немцев под Ленинградом и успешно развивали свое насту» пление, с новой силой штурмовали врага гвардейцы-штурмовики. Не сколько раз они отмечались в приказал Верховного Главно командующего, а, отличившись в боях за Ропшу, удостоились наи менования «Ропшинских». Как всегда, и о эти дни исключитель ное мужество проявил Герой Со ветского Союза Алексей Мазу ренко. — Ведущий'— это душа и мозг группы штурмовиков. Он ведет летчиков сквозь зенитный огонь, своим мастерством, точным расче том вселяет в них непоколебимую уверенность в победе, — говорит Мазуренко. Поэтому всегда в наиболее от ветственные и трудные задания впереди гвардейцев он идет сам Однажды во время боев за Ригу гвардии подполковник со своей Дважды Герой Советского Союза гвардии подполк&чник А. Мазуренко. группой вылетел на крупный конвой противника. Плотная стена огня преградила балтийцам подхо ды к цели. Казалось, никто не а силах будет ринуться в это пекло. Но герой не свернул с курса. Он стремительно вырвался на кара ван. Два немецких истребителя набросились на .машину ведущего, однако и это не спасло фашистов, С боем штурмовики вошли в атаку и потопили пять вражеских ко- рцблей. Совсем недавно, возглавляя сво их питомцев, Мазуренко блестяще выиграл еще одно ожесточенное морское сражение. Пренебрегая смертельной опасностью, гвардей цы ібез прикрытия дерзнули нане сти удар по конвою немце», силь но охранявшемуся с воздуха. Про-^ рвавшись к цели с боем, «Ильюши ны» обрушили свой сокрушитель ный удар на фашистские корабли. В результате его гвардии подпол ковник Мазуренко прямым попада нием бомб потопил еще один не мецкий корабль, доведя свой лич ный счет до полусотни кораблей противника. Д. НИКОЛАЕВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz