Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ Л Е Т Ч И К 25 ноября 1944 г., № 279 (349). Вот уже полгода этот экипаж летает вместе. Летчик лей­ тенант Константин Моисеев, штурман старший лейтенант Геннадий Двинских, стрелок-радист Николай Лазарев и воз­ душный стрелок Григорий Хижниченко, встретившись на по­ левом аэродроме, по-настоящему подружились между собой. Около 30 боевых вылетов совершили эти товарищи вме­ сте. Они летали «а торпедометание и бомбежку, били по не­ мецким портам и караванам. Во время одной свободной «охо­ ты» экипаж лейтенанта Моисеева повредил крупный тран­ спорт противника. Н а с н и м к е (слева направо): старший лейтенант Г. Двин­ ских, лейтенант К. Моисеев, стрелок-радист Н. Лазарев и воз­ душный стрелок Г. Хкжниченко. Фото Ю. Бузько. Первый морской штурмовик Имя дважды Героя Советского! ряды Союза гвардии подполковника Алексея Мазуренко широко из­ вестно на всех флотах нашей Ро­ дины. Оно неразрывно связано с боевыми делами штурмовой авиа­ ции Балтийского, Баренцева и Черного мо-рей. Алексей Мазуреп­ ка— один из первых морских лет* чихов, которых мы называем оя- анерлміміітурмов.иками и которые проложили грозному «Ильюшин-2» путь а море. ...Это были тяжелые сентябрь­ ские дни 1941 года. Враг бешено рвался к Ленинграду. Не счи­ таясь с огромными потерями в живой силе и технике, бросая в бой все новые и новые дивизии, немцы пытались любой ценой овла­ деть городом Ленина. Мужествен­ ные защитники с тяжелыми боями оставляли Нарву, Кингисепп. Ко- порье... В эти тяжелые дни младший лейтенант Алексей Мазуренко, пе­ ребазировавшийся вместе со своей частью уже на третий аэродром, впервые подошел к новому, при­ бывшему на вооружение балтий­ ских! летчиков, штурмовику «Ильюшин »2». Обстановка была таковой, что группе летчиков, вы­ деленной для освоения новой ма­ териальной части, отводились б ук­ вально считанные часы. Большая колонна немецких танков подходи­ ла к важному об’екту. Надо было как можно быстрее подняться в воздух и силой нового оружия при остановить движение врага. Бал тийцы блестяще оправились с этой дерзкой задачей. Их штур­ мовка внесла страх и смятение Совместный торпедо-бомбовый удар по конвоям противника I. Организация удара Уничтожение одиночных транс­ портов или конвоев противника со­ средоточенным торпедо-бомбовым ударом требует организованного взаимодействия участвующих авиа­ ционных сил. Опыт боевых дейст­ вий показывает, что там, где до­ стигнута четкая организация, там совместные торпедо-бомбовые уда­ ры дают болыпой эффект. И на­ оборот, там, где нет должного взаи­ модействия, там противник с мень­ шими потерями производит свои переброски морем. Успешность действий авиации во многом зависит также и от того, насколько организация совместно­ го удара « планирование действий поняты личным составом ударных я обеспечивающих групп. Следует учитывать, что четкое знание ха­ рактера боевых действий и по­ ставленной задами каждой груп­ пой, экипажем, участвующих в сов­ местном торпедо-бомбовом ударе особенно необходимо потому, что удаір производится как одновре­ менно по одному или нескольким транспортам, идущим в конвое, так и в ряде случаен эшелокированно по времени, т. е. в условиях, когда действия одной группы не будут видны командиру другого взаимо­ действующего с ним подразделе­ ния. * Для лучшей подготовки к нане­ сению совместного удара очень по­ лезно организовать личное обще­ ние командиров взаимодействую­ щих и обеспечивающих подразде­ лений {групп, экипажей). Совместный то'рпедо-бомбовый удар по кораблям или транспортам Противника требует точного опре­ деления назначения и места каж­ дого подразделения в решении по­ ставленной задами. При этом долж­ но быть заранее четко обусловлено, кто наносит главный удар по ос­ новным целям я кто этот удар обеспечивает, воздействуя на ко­ рабли охранения. Основанием для определения со­ става взаимодействующих групп и их расположения при совместном Подполковник М. ВЕЙС ударе, в первую очередь должны служить мощность используемого оружия к маневренные возмож­ ности атакуемой цели. В случае, коігда совместный удар по транс­ порту противника или нескольким транспоотам, идущим в одном кон­ вое, производится торпедоносцами и бомбардировщиками, л редпочте­ ние в определении исходных пози­ ций для начала атаки и позиции залпа должно быть отдано торпе­ доносцам, ибо при применении тор­ педного оружия по кораблям до­ стигается большая вероятность по­ падания, кроме того, разрушитель­ ное действий торпед более велико. Состав обеспечивающих групп, действующих главным образом по кораблям охранения, определяется исходя из необходимости непре­ рывной нейтрализации их огневых средств на период атаки транспор­ тов и вьгхада из атаки ударных п сковывающих групп. Эти дейст­ вия должны быть при подходе ударных и сковывающих групп к позиции залпа наиболее интенсив­ ными. На ближайших коммуникациях противника задачу по уничтоже­ нию или по нейтрализации огне­ вых средств конвоя наиболее эф­ фективно решает штурмовая авиа­ ция. Об этом свидетельствует хотя бы торпедная атака, проведенная под руководством гвардии лейте­ нанта Г агиева. В этом случае штурмовики, обеспечивая атаку, пулеметно-пушечным огнем нейт­ рализовали огонь кораблей охране, ния. Это дало возможность торпе­ доносцам с короткой дистанции атаковать и, несмотря на маневри­ рование транспорта, добиться попа- дания в него торпедой. Вслед за определением основно­ го назначения каждого подразде­ ления (группыі), участвующего в торпедо-бомбовом ударе и его обеспечении, должна быть опреде­ лена последовательность их дей­ ствий. Практика показывает, что дви­ жение транспортов противника обеспечивается сильным прикры­ тием как боевыми кораблями, так и авиацией. Корабли охранения следу&т на таком удалении от трате портов, при котором их места обычна совпадают с позицией тор­ педного залпа. Таким образом, ко­ рабли охранения являются суще­ ственным препятствием для успеш­ ных действий торпедоносцев по транспортам, идущим в конвоях. Из изложенного следует, что удар­ ным группам торпедоносцев и бом­ бардировщиков, наносящим сов­ местный удар по транспортам, при­ ходится преодолевать значительное противодействие кораблей охране­ ния. Это обстоятельство требует, чтобы еще до подхода, ударной и сковывающих групп к цели кораб­ ли охранения, мешающие дейст­ виям торпедоносцев и бомбарди­ ровщиков, были бы либо уничтоже­ ны, либо нейтрализованы их огне­ вые средства Следовательно, обес­ печивающие ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ВЫХО- дить в атаку первыми и своими боевыми средствами воздейство­ вать на корабли охранения, меша­ ющие эффективному использова­ нию оружия, предназначенного для уничтожения основной цел» — транспортов противника. В случаях, когда транспорта при­ крываются истребительной авяаі- цией противника или следуют вблизи береговой черты, т. с. в ус­ ловиях, когда противник может ис­ пользовать истребителей, для отра. жения атаки необходимо участие oneративно взаимодействующих сил авиации. При организации совместного удара нельзя забывать также о по­ лучении данны-х о результатах вы­ полнения поставленной задачи, не­ обходимых для принятия правиль­ ного решения по последующим действиям до полного уничтожения обнаруженных в море транспортов противника. Кто, когда и какие ре­ зультаты фиксирует, устанавли­ вается в соответствии с обстанов­ кой, в которой предполагается на­ носить торпедо-бомбовый удар. немцев, которые, потеряв значительное количество своих танков и пехоты, вынуждены были повернуть вспять. Таким было первое знакомство Алексея Мазу- ренко со своей новой машиной, ставшей его могучим оружием, неизменно приносящим победу над врагом Несколько последующих выле­ тов на штурмовку вражеских тан­ ковых колони и войск выдвинули молодого штурмовика Мазуренко в ■число лучших боевых летчиков части. Летая тогда еще ведомым, не раз отличался Мазуренко своей находчивостью, трезвым расчетом, умением выйти из самого затруд­ нительного положения. Так од­ нажды при выполнении боевого за­ дания в трудных метеоусловиях, при сильном противодействии про­ тивника, группа штурмовиков ото­ рвалась от ведущего, Мазуренко быстра сориентировался в обста­ новке, проявил инициативу, умело .вывел товарищей из зоны зенитно­ го огня и привел всю группу на свой аэродром. С тех пор он стал одним из лучших ведущих малых и больших групп балтийских штур­ мовиков. Многочисленные полеты Мазу- ретіко над сушей, в которых ему приходилось выполнять различные задания, все больше и больше убеждали летчика в том, что пре­ красный самолет «Ильюшин-2» может быть с успехом использован и в качестве пикирующего бомбаір- дировщика для действий по мор­ ским целям. Вскоре его подразде­ ление, наряду с действиями по сухопутью, совершает ряд успеш­ ных налетоів на вражеские порты и конвои. Это был первый опыт при­ менения «Ильюшин-2» для борьбы с немецким флотом. Он был бы­ стро. подхвачен в других частях и подразделениях и вскоре стал до­ стоянием североморцев. Учась и совершен ствуясь в каж ­ дом боевом вылете, извлекая из каждой атаки новое, необходимое И ценное, Мазуренко и его летчи­ ки добиваются замеча­ тельных успехов в опе­ рациях на море и на с у ­ ше. К лету 1942 года, когда гвардии капитану Алексею Мазуренко бы. ло присвоено высокое звание Героя Советского Союза, на его личном и групповом счету числи­ лось 26 уничтоженных немецких кораблей, 195 автомашин, 42 танка, 95 зенитных орудий, сотни вражеских солдат и офи­ церов. Такой, поистине богатырский счет, имел герой менее, чем за год боев с немцами. В начале июня 1943 го. да грозные «Ильюшин-2» впервые появились над водами Баренцева .мо­ ря. Их вел испытанный воин Герой Советского Союза гвардии капитан Алексей Мазуренко. Об­ наружив врага, штурмо­ вики обрушили на него всю ярость внезапного штур­ мового удара. ІНемцы, никс/гда не испытывавшие здесь, на Севере, налетов «іИльюшиных-2», в страхе метались. Несколько скла,дов, пор- товы'Х сооружений было превраще­ но в пепел во вражеском порту. Это был первый ѵдар сев е р ом о р ­ ских штурмовиков. Он дал воз­ можность определить -то большое будущее, которое зат*ем принад­ лежало «Ильюшиным» в Запо­ лярье. Вслед за несколькими налетами на неприятельские порты, по при­ меру Балтики, Мазуренко повел своих ведомых в море. Атаковав немецкий конвой в непосредствен­ ной близости от базы, штурмовики потопили два и повредили одно фашистское судно. В этом налете большое умение и. мужество 'Пока­ зал тогда еще методой штурмовик лейтенант Гуляс». Преодолевая за­ весы огня, он точно вышел на цель и прямым попаданием бомб потопил немецкий транспорт водо­ измещением п 5 тысяч тонн. Победа Гуляева была первой победой севе­ роморских штурмовиков на море. — Полеты над морем опаснее, чем над сухопутным театром, но тем серьезнее должна быть под­ готовка к полету над водой, тем больше чести летчику, громящему караваны врага на его морских коммуникациях, — учил северо­ морских штурмовиков Герой Со­ ветского Союза Алексей Мазурен­ ко. Достойные своего учителя, штур­ мовики-североморцы в боях с не­ навистным врагом показали заме­ чательные образцы мужества и отваги, мастерства и воинского умения. Подвиги и боевые дела учеников Мазуренко, ныне Героев Советского Союза Гуляева, Сини­ цына, Катунина, Маркина, летчи­ ков Суравова, Тамарова, Евдоки­ мова и многих других— живое во­ площение традиций первого мор­ ского штурмовика. Свыше года Алексей Мазу­ ренко вновь водит свой красно­ звездный «Ильюшин» над просто­ рами Балтики. В дни, когда вой­ ска Ленинградского фронта я мо­ ряки .Краснознаменной Балтики стремительным ударом прорвали оборону немцев под Ленинградом и успешно развивали свое насту» пление, с новой силой штурмовали врага гвардейцы-штурмовики. Не­ сколько раз они отмечались в приказал Верховного Главно­ командующего, а, отличившись в боях за Ропшу, удостоились наи­ менования «Ропшинских». Как всегда, и о эти дни исключитель­ ное мужество проявил Герой Со ­ ветского Союза Алексей Мазу­ ренко. — Ведущий'— это душа и мозг группы штурмовиков. Он ведет летчиков сквозь зенитный огонь, своим мастерством, точным расче­ том вселяет в них непоколебимую уверенность в победе, — говорит Мазуренко. Поэтому всегда в наиболее от­ ветственные и трудные задания впереди гвардейцев он идет сам Однажды во время боев за Ригу гвардии подполковник со своей Дважды Герой Советского Союза гвардии подполк&чник А. Мазуренко. группой вылетел на крупный конвой противника. Плотная стена огня преградила балтийцам подхо­ ды к цели. Казалось, никто не а силах будет ринуться в это пекло. Но герой не свернул с курса. Он стремительно вырвался на кара­ ван. Два немецких истребителя набросились на .машину ведущего, однако и это не спасло фашистов, С боем штурмовики вошли в атаку и потопили пять вражеских ко- рцблей. Совсем недавно, возглавляя сво­ их питомцев, Мазуренко блестяще выиграл еще одно ожесточенное морское сражение. Пренебрегая смертельной опасностью, гвардей­ цы ібез прикрытия дерзнули нане­ сти удар по конвою немце», силь­ но охранявшемуся с воздуха. Про-^ рвавшись к цели с боем, «Ильюши­ ны» обрушили свой сокрушитель­ ный удар на фашистские корабли. В результате его гвардии подпол­ ковник Мазуренко прямым попада­ нием бомб потопил еще один не­ мецкий корабль, доведя свой лич­ ный счет до полусотни кораблей противника. Д. НИКОЛАЕВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz