Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
оября СГ -гЕРОМОРГ.к ип л е т ч и к Воспитание молодых летчиков Кончая летное училище, молодой летчик еще не до конца понимает -сложности if трудности выполне ния боевых заданий. Нередко мо лодые товарищи считают, что они вполне подготовлены для боевой работы и по приходе в часть с пер вых же дней получат самолет и будут драться с врагом. Но ка.к только Оми -переступают порог ча сти, их снова сажают за учебу, ибо молодому летчику необх *дим еще целый комплекс знании, которого он не мог получить в училище. И плохо, когда не сразу бывает so- н-ята в с я важность учебна-подгото- вите-льнога периода. Мне приходи лось слышать от молодых това рищей словам полные досады п обиды: — В школе меня учили несколь ко лет. А когда приехал — здесь мне тоже «академию» дают. Ког д а же воевать буду? В таких случаях молодежи нуж но доказать необходимость учебы я части перед боевой работой. Луч- ще всего эта доказательство стро ить на удаічных примерах ввода в строй предшествующего пополне ния. -Несколько месяцев назад к нам прибыли из училища младшие лей тенанты тт. Стрелец, Караченко и Грамило. Конечно, и они рассуж дали так же, как и в-се молодые летчики — со школьной скамьи прямо в бой! Но им серьезно при шлось засесть за изучение района предстоящих боерых действий, осо бенностей северного театра в на вигационном и метеорологическом отношении. -Вместе с этим пред стояло пройти летную подготовку, причем начать с простого полета по кругу. Вначале при проработке плано вой таблицы очередных трениро- вочн ы іх полетов мне 'ч аст о прихо дилось подмечать на лицах летчи ков иедоівольство: «Вот опять учи лище!». Н о первый же день поле тов в условиях северного аэродро ма, -гдѳ чаще -всего приходится ле тать с боковым ветром, при деся тибалльной облачности, с проходя щими зарядами, убедил -молодых летчиков в тсхм, что школьной под готовки для боевой работы на Се вере недостаточно. Как и ожи далось, а первые дни тренировоч ных полетов у молодых наблюда лись значительные ошибки даже в технике пилотирования. Так, взле тая парой, младший лейтенант Ка- раченка не выдержал направления взлета — резко уклонился вправо. Это привела к тому, что пришлось прекратить взлет. Долгое время Караіченко и Грамило при полете группой не могли сохранять и вы держивать свое место в строю, а у т. Грамило, к тому же, не лади лось с посадкой: он плохо умел пользоваться механизмом выпуска шасси. Выявив недостатки каждого лет чика, мы помогали устранять их в процессе всей летной подготовки. Наша работа быстра сказалась, и молодые летчики с каждым днем все ближе подходили к требова ниям, пред'яв-ленным боевой рабо той в условиях Заполярья. Вскоре нам довелось участво вать в боях за освобождение Пе- ченги. В них получили боевое кре щение и наши молодые летчики. В первом же бою они поняли цену той подготовки, которую получили в части. Мы поддерживали наступ ление Красной Армии и морской пехоты -с оперативного аэродрома. Ограниченная его величина, частые боковые ветры, доходящие до 15 м/сек., низкая облачность, мно жество препятствий — потребовали от летчиков большого опыта. Но уже была твердая уверенность в молодежи, которая смело летала, невзирая на трудности. И мы не ошиблись: молодежь не отставала от наших «стариков» и выдержала с честью боевое напряжение. Лет чики Стрелец, Грамило, Кара-чен- ко, Савенко и их товарищи делали по 3—4 вылета в день. Они пока зали себя мастерами штурмовки по скоплению вражеских вой-ск, делая над целью по 4—5 заходов и эф фективна расходуя боекомплект. Когда молодые летчики дости гают успеха, их нельзя захвали вать. Давая их вылету соответст вующую оценку,—ошибок, как бы они малы ни были, нельзя упускать из вида. Учить молодежь в про цессе боя — только в пользу. Мы так и делали. Капитан П. ЕВДОКИМОВ. За любимый Север «•9 3 0ЛЦЬ*Ю j с кот орою вместе мера, вовек разлю бит ь нельая ». В. МАЯКОВСКИЙ . В своем приказе № 95 от 1 мая 1944 г. товарищ Сталин указывал: «Дело состоит теиерь в том, чтобы очистить от фашистских за хватчиков всю нашу землю и вос становить государственные грани цы Советского Союза по всей ли- j нии, от Черного моря до Ба-ренцова моря». Полгода спустя эта задача была выполнена. «Отныне и навсег да наша земля свободна от гитле ровской нечисти», — сказал вели кий вождь в своем докладе 6 нояб ря 1944 года. Сейчас, когда Запо лярье очищено от врага, с особым чувством оглядываешься на прой денный здесь путь, смотришь на землю, ради которой -пришлось пе ренести многое. В эти дни как-то ярче вспоми нается рождение североморской авиации, ее люди, много лет тому назад начавшие осваивать Север. Тогд-а первые самолеты, вы груженные с барж, остались на пристани: отвозить их было неку да. Тогда летчики и техники, с по мощью небольшой груп-пы красно флотцев, -проложили по болоту д о рогу и начали расширять посадоч ную площадку. Затем они засыпа ли оораіг, пересекавший аэродром, соорудили три капонира. -Вскоре в воздух поднялся первый «У-2», пи лотируемый летчиком Сиіневым, а несколько позже была готова пло щадка и для скоростных истреби телей. Первый аэродром вошел в строй. С этого аэродрома мы начали боевые действия против белофин нов. Тот период выдвинул много выдающихся летчиков: -Героя Со ветского Союза Серебрякова, Ва- лентика, Белова- и других. Здесь же мы остались служить и в мирное вре-м-я, непрерывно улучшая и рас ширяя площадку. Много труда и усилий было вло жено в борьбу с заполярной сти хией. Приспособлений для расчист ки дорог не было, пурга заметала капониры, землянки, под’еадные пути. Технический состав каждое утро откапывал занесенные снегом самолеты. Небольшая группа лю дей вынесла на своих плечах -все трудности зарождения северомор ской авиации. Отечественную войну на Севере первым начало подразделение бом бардировщиков, где я был рядовым пилотом, и истребители. В наших рядах -были замечательные летчики Сафонов, Коваленко, Покровский, Адонки-н, Орлов, получившие впо следствии звание Героя Советско го Союза. Мне пришлось первому вылететь на разведку аэродрома Луостари, занятого врагом. Вслед за мной сю- ИЛЯТВА БОЕВЫХ ДРУЗЕЙ На-днях в комсомольской орга низации, где комсоргом Виктор Кондратов, проводилось собрание, посвященное памяти летчи-ка-ком- сомольца Анатолия Селиверстова. Иігформацию о боевом пути- погиб шего сделал командир подразделе ния. — Селиверстов,—говорил коман дир, — был хорошим товарищем и оставил о себе светлую память. Анатолий Селиверстов служил при- мером храбрости. Он совсем недав но встул-нл в строй боевых летчи ков, но успел уже многое сделать. В трех боевых -вылетах добился двух побед — потопил грузо-пас- сажнрское судно и тральщик про тивника. Образ скром'ного това рища и храброго истребителя-бом бардировщика должен служить примером для нас. Наш долг — жестоко отомстить врагу за друга и бойца. После командира первым полу чил слово друг Селиверстова — младший лейтенант Са-ранчин. — С Анатолием мьг вместе учи лись и вместе начали воевать. Ха рактерная черта его — упорство в учебе, стремление перенимать все лучшее, чем обладают старшие то варищи. Это и сыграла свою роль: Селиверстов первым из нашей груп пы добился успеха, чем снискал себе большое уважение и любовь. Сейчас его нет среди нас, но вме сте с нами ом -пспрежнем.у будет ходить в атаки, сбрасывать смерто носный груз на головы: врага. Мы отомстим за Анатолия Селиверсто ва! Затем- выступили авиаспециали сты тт. Солдатов и Панков, кото рые Поклялись отлично готовить материальную часть, чтобы на ней летчики' еще сильнее громили нем цев, мстя за Анатолия Селивер стова. Собрание единогласно приняло решение еще сильнее наносить удары по врагу, бить немцев толь ко наверняка,, как бил их Анатолий Селиверстов; написать письмо ро дителям Селиверстова и в родной город, где он учился и работал, о его мужественном поведении в бою и верности 'Родине до конца. Лейтенант Б. КОРОЛЕВ. да пришли бомбардировщики, ведо мые майорами Цецорины-м и Фир- совым, которые нанесли первый бомбовый удар по немцам. Воевали мы напряженно. Бывали дни, когда летчики совершали по 3—4 боевых вылета, слали на аэродроме, не раздеваясь по нескольку суток. Советское Заполярье стало сви детелем массового героизма своих защитников. Североморцы отбили два наступления немцев на Мур манск. Летчики помогли пехотин цам перемолоть фашистских еге рей. Тысячи гитлеровцев остались лежать в «долине смерти», скошен ные нашим огнем.. В те дни почти после каждого вылета командова ние наземными войсками об’являло нам благодарность. В боях за Заполярье отличились все народы нашей страны. Москва и Ленинград, Белоруссия н За кавказье, Украина и республики Средней Азии прислали сюда сво их лучших сынов- В сопках Запо лярья они готовили победу Роди ны. И эта земля, сопки и шхеры по бережья, которые советские -воины, не жалея жизни, очищали- от вра жески.» десантов, стали- для всех родными, ибо нет для человека до роже земли, на которой он защи щал свою свободу, где пролили кровь его друзья и боевые това рищи. В поэме «Хорошо» Влади мир Маяковский так выразил это чувство: «...землю, которую завоевал и полуживую вынянчил, где с пулей встань, с винтовкой ложись. ! В боях за освобождение древней Печенги отличился гвар дии сержант Иван Данилов. В составе своего экипажа он омл участником разгр імі немецкого конвоя. > Учеба партийного актива Парторги и комсорги — первая опора командира в политической работе. Они помогают коммуни стам и комсомольцам повышать свой идейный уровень, разъяс няют им требования приказов вождя. Чтобы партийные руково дители, многие из которых не име ют достаточного опыта практиче ской работы-, смогли организовать контроль над политическим само образованием коммунистов, необ ходимо, чтобы они сами серьезно и настойчиво овладевали марксист ско-ленинской наукой, изучали бы практику партийно-комсомольской работы. В помощь неосвобожденным парторгам и комсоргам политотдел и партийное бюро нашей части про водят занятия, семинары, беседы, помогающие молоды-м партийным руководителям в их повседневной работе. Недавно мы провели семи нар па-рторгов и комсоргов, на ко тором обсуждали вопросы воспита ния сержантского состава. После ознакомления с указаниями Глав ного Политуправления, коммуни- где каплей льешься с масса-ми,— с такою землею пойдешь на жизнь, на труд, на праздник и на смерть». И за эту землю шли на бой луч шие наши люди. За- -нее- шел на ог ненный таран Илья Ка-туник, за нее не щадили жизни герои Кисе лев, Баштырков и Сыромятников. Ожесточенные схватки выдвинули много новых героев. Все они люби ли и любят эту землю. Защитники Севера в неимоверно трудных условиях отстояли Мур манск — дорогу в мир. И молодым воинам, недавно ставшими северо морцами, нужна воспринять каче ства тех, кто вынес на своих пле чах всю тяжесть первого этапа войны в Заполярья, нужно любить землю нашу так, как ее любят ве тераны боев, лучшие летчики и техники. С Заполярьем у нас свя заны трудные годы -войны. Здесь мы перенесли много невзгод, но тем сильнее мы любим эту землю, которая ныне -полностью очищена от врага. «...Землю, где воздух, как сладкий морс, бросишь и мчишь, колеся, — Но землю, с которою вместе мерз, вовек разлюбить нельзя». Майор Б. ХАМДОХОВ. сты поделились опытом этой рабо ты. Парторг т. Губанов рассказал о том, как он организовал встречу стредков-радистов с Героем Со ветского Союза т. Ба-дюком. В за ключение семинара был прочитан доклад о текущем моменте. Спустя некоторое время мы вновь собрали партийных и комсо мольских активистов. Заместитель по -политчасти сделал для них до клад: «Свято хранить боевые тра диции гвардейцев». Член партий ного бюро части рассказал, что требуется от партийных и комсо мольских организаций для быстро го обучения и ввода в строй моло дого летного состава. Партийное бюро части учит, на правляет молодых партийных ру ководителей, помогает им. Но од ними беседами и консультациями, конечно, .нельзя ограничивать уче бу неосвобожденных парторгов и комсоргов. Главным вяд-о-м подго товки попрежнему остаются инди видуальные самостоятельные за-ня. тия активистоѢ. И те из них, кто занимается самостоятельно, как правило, умело организуют учебу молодых коммунистов. Настойчиво работает над собой парторг подразделения гвардии старший лейтенант т. Орлов. Не смотря на то, что он много времени уделяет обучению молодых штур манов, его каждый вечер можно увидеть за самостоятельной поли тической учебой. Не мепее двух часов в день.уделяет Орлов этому делу, изучая «-Краткий курс исто рии партии», первоисточники марк сизма-ленинизма. За последние несколько месяцев т. Орлов прочитал много художе ственной литературы. Среди про читанных книг — произведения Льва Толстого, Стендаля, расска зы Чехова-, морские рассказы Но викова-Прибоя и другие. Познания, приобретаемые парт оргом Орловым, помогают ему ор ганизовать и цедеустремить учебу коммунистов. -Не случайно в этой партийной организации устраива лись товарищеские собеседования по 4-й главе Краткого курса исто рии партии, молодые коммунисты обсуждают вопросы философии, знакомятся с трудами Плеханова. Молодые летчики и штурманы коммунисты тт. Гаврилов, Долго пятов, Чердаінцев и другие серьез но и глубоко изучают марксистско- ленинскую теорию. Неплохо рабо тает над повышением своего идей ного уровня парторг старший тех ник-лейте нант О всянникоп. Идейный рост партийного актива повышает его авторитет, помогает лучше справляться с обязанностя ми. Гвардии капитан г. п» и г о р ы : в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz