Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

5 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТ.ЧЩ 22 ноября 1944 г.. № 276 (346) Молодой летчик Евгений Фран­ цев в короткий срок завоевал се­ бе широкую известность не. только на Северном флоте, но и на других флотах, как отважный истребитель вражеских подводных лодок, как смелый, решительный и находчи­ вый торпедоносец, чьи вылеты на «охоту» дорого обошлись нем­ цам в Заполярья. Свою тактику он сформулировал коротко: «Обнару­ жить— потопить!». В течение 3 -4 месяцев он вместе со своим 'эки­ пажем одержал 6 побед, потопив 2 подводные лодки, 2 транспорта, танкер и мотобот противника. ■К этим блестящим результатам Францев пришел не случайно. Бо­ лее двух лег он подготавливал себя для войны, стремился в со­ вершенстве изучить сложную тех­ нику самолетов и управление ими, воспитывал в себе качества, необ­ ходимые для того, чтобы быть в состоянии одерживать победы над врагом сильным и многочисленным. В этой статье мне хочется оста­ новиться на некоторых чертах Евгения Францева— летчика и че­ ловека. I. В УЧИЛИЩ Е С первого своего полета на «ПО-2» Францев понял, что на­ учиться в совершенстве управлять самолетом дело не легкое, но он решил во что бы то нИ стало стать хозяином той стихии, которую че­ ловечество столетиями стремилось покорить себе. Францев всегда очень внимательно прислушивался к замечаниям инструктора, акку­ ратно записывал их себе в спе­ циальную тетрадь, наблюдал за по­ летами товарищей, стараясь под­ мечать их ошибки с тем, чтобы не допу'скать таких же в дальнейшем самому. Он настойчиво и упорно изучал матчасть самолетов и тео­ рию полетов. Трудности, которые он встречал, только усиливали его желание преодолеть <их. Одновре­ менно он много читал и выписы­ вал интересующие его места в дневник. Вот некоторые из этих записей: «Вчера закончил читать «Овод» Войнич. Эта книга мне очень пон­ равилась. Я был в восхищении, да и сейчас восхищаюсь мужеством и силой воли героя романа. Такой во­ ле можно позавидовать! Сколько он перенес мучений! И все это ра­ ди правого дела, ради идеи, для освобождения от религиозного гнета. Сильная натура! Джемма — верная подруга, преданная жен­ щина. В книге мне больше всего понравились упорный характер и сила воли Овода». Францева увлекают книги, в ко­ торых он находит героя, достой­ ного подражания. Из книги Ро- мэн-Роллана «Жан Кристоф» он выписал характерные слова: «Препятствия только укрепляют волю человека. Когда ничто не ме­ шает действию, у души бывает го­ раздо меньше поводов двигаться вперед». Очень интересуется Францев в тот период н нашей советской ли­ тературой. В центре интересов Францева, конечно, были политические события, ход действий на фронтах Великой Отечественной войны. В дневнике есть такая запись: «Прочитал речь товарища Кали­ нина. Михаил Иванович глубоко оценил текущий момент войны. Его речь вселяет еще большую уверенность в неминуемость нашей скорой победы. Он говорит, что одержанные нами пока-что победы, это только цветики, а ягодки будут впереди. Он говорит о боевом, ге­ ройском духе наших бойцов, о том, как постепенно сводится к нулю былое превосходство немцев в тан. ках и авиации. Превосходно! Он благословляет нас на новые ■победы! Мне очень нравится, как говорит Калинин: просто, делови­ то. убедительно». В училище Францев вел обшир­ ную переписку со многими товари- щами-фронтовикам'и, а частно­ сти— с сестрой и братом, бывшими на фронте. Его очень огорчало, что Герой Советского Союза гвардии старший лейтенант П. Галкин ■ й >. ЗНгч Экипаж прославленно- 1 го североморского торпе-. доносца: командир эки- І! пажа Герой Советского: Союза Е. Францев, штур- j ман экипажа Герой Со- \ ветского Союза П. Гал-[ кин и стрелок-радист С. Антипичев. Фото Г. Кресмлна, он не может вместе с ними сра­ жаться на поле боя. «Со мной творится что-то неладное,— запи­ сывает он в дневнике.— Как в гла­ за ребятам смотреть буду, как с родителями говорить, что Коле, дорогому брату, раненому на фрон­ те, скажу? А Миле, славной фрон­ товичке, дорогой любимой сестрен­ ке, как посмотрю в глаза?.. Хочет­ ся поскорее на фронт, воевать. Сей­ час здорово бьют гансов. Как бы я хотел быть вместе с нашими на­ ступающими и разящими врагов воинами! Когда же, наконец?!.. Из письма Веры узнал, что 10 мая под Ленинградом геройской смертью погиб ее брат Миша Плеханов. Как тяжела утрата друга... Буду жив— отомщу гитлеровской своло­ чи за всех вас, дорогие товарищи! Месть! На занятиях по текущей поли­ тике узнал о новых страш­ ных зверствах немецких варва­ ров — 53 тысячи убитых в Киеве! Это черт знает, что за изверги! Пятнадцать дней шла расправа с жителями: приводили партии людей, заставляли их ко­ пать могилы и затем расстрелива­ ли, заполняя ямы трупами мирных людей. И детей живыми закапы­ вали! Я бы зубами рвал этих вар­ варов! Всем, что будет под рукой, буду бить беспощадно фашистскую сволочь. За Колю отомщу! За то­ варищей, за Родину — -вперед к победе! Скорее бы на фронт'». Как раз в ѳто время Францев | начал осваивать «Петлякова-2». — ' «Пе-2»— отличная машина, — запи- сывает он.— Надо ее быстро осво­ ить и бить зверей, гадов». М і ю г о подобных записей содер­ жат дневники Евгения Францева. В них он запечатлел свою жгучую ненависть и презрение к врагу, свое страстное стремление, как можно скорее попасть на фронт, чтобы уничтожить, как можно больше врагов своей любимой Родины. В училище он не только научился ле­ тать, но и научился ненавидеть немцев. Все его мысли и чувства были проникнуты глубоким патрио­ тизмом, не находившим, как ему казалось, действенного выхода до тех пор, пока не наступил долго­ жданный момент: вместе со своим другом по училищу Петром Гне- товым он, наконец, получил воз­ можность .на своей грозной машине померяться силами с врагом. 2. В БОЯХ НАД МОРЕМ После окончания училища Фран­ цев попал в запасной полк, но как топько представился удобный слу­ чай он сумел добиться исполнения своей заветной мечты и был назна­ чен на Север, в полк тЪрпедонос- цев. Правда, сперва его постигло разочарование: первое время при­ шлось только наблюдать, как дру­ гие летают в бой, а самому уда­ валось лишь изредка сделать не­ сколько учебных полетов. Но Францев быстро понял, что те зна­ ния, которые он вынес из училища, здесь, в боевой обстановке, недоста­ точны. Поэтому он стал вниматель­ но прислушиваться к рассказам опытных летчиков-торпедоносцев, расспрашивал их, как лучше вести бой с истребителями противника, как уклоняться от огня зенитной артиллерии, и на тренировочных полетах с еще большим упорством стремился добиться свободного уп­ равления машиной, стараясь раз­ вить в себе все качества, необхо­ димые летчику - торпедоносцу. Взлетев, он следил за тем, чтобы в воздухе ни одно мгновение не про­ падало у него бесцельно, не допу­ скал ни одного неосмысленного движения, а/ для этого перед вы­ летом он продумывал самым тща­ тельным образом весь предстояв­ ший ему полег. Наконец, наступил долгождан­ ный день. Однако, своими первыми вылетами Францев остался недо­ волен: противник упорно не попа­ дался ему на> глаза и раз за разом ему приходилось возвращаться домой с торпедой. И все же эти безрезультатные вылеты принесли ему большую пользу, дав поня­ тие о том, что значит летать в Ба­ ренцевом море... Свою первую атаку на немецкий сторожевой корабль Францев про­ вел неудачно: цель успела укло­ ниться от торпеды. Эта неудача сильно огорчила Францева, но тем ■настойчивее продолжал он летать на свободную «охоту», с каждым разом в поисках Противника заходя все дальше и дальше вглубь его коммуникаций. Вторая атака увенчалась полным успехом: от торпеды, сброшенной Францевым, пошла ко дну враже­ ская подводная лодка. 3. ТА КТИ Ч ЕС КИ Е П РИ ЕМЫ Настойчивость, упорство и ма- стерство обеспечивали Фраи- цеву одну победу за другой. Францев никогда не уставал учить­ ся, обобщая свой опыт и опыт, на­ капливаемый его друзьями. Резуль­ татом этой работы по изучению опыта североморской торпедонос­ ной авиации должна была явиться статья «Тактические приемы ,крей­ серов-похотников». Приведу не. которые отрывки из набросков к этой статье: «Преимуществом крейсе.рского полета является то, что хорошо подготовленный экипаж может об­ наружить конвой противника в дальних фиордах и на дальних •вражеских коммуникациях, при­ чем появление самолета-торпедо­ носца, как правило, оказывается для противника неожиданным. У г ­ роза, создаваемая крейсерскими действиями наших торпедоносцев, вынуждает противника максималь­ но растягивать охрану своих ком­ муникаций и держать в постоян­ ной готовности все средства бе­ реговой и зенитной артиллерии, а так же команды эскортирующих и эскортируемых кораблей на боль­ шом протяжении коммуникаций (от Тромсе до Киркенеса). Постоянная угроза появления советских само­ летов-торпедоносцев держит лич­ ный состав немецких конвоев под непрерывным страхом и влияет на его моральное состояние. (Преимуществом к рейюерского полета является и то, что самолет- «охотник» может полностью ис­ пользовать в своих интересах ме­ теорологическую обстановку, из­ бирая наивыгоднейшие условия для производства атаки. Он может зай­ ти незамеченным и со стороны бе­ рега, и из-за острова, и со стороны солнца, а так же из зарядов. Лю ­ бые метеорологические условия таят в себе возможность их выгод­ ного использования для атаки. Крейсерский полет, обычно рас­ считываемый на дальний радиус, позволяет наносить удары по наи­ более .крупным целям, . ибо в ближних районах крупные цели по­ падаются сравнительно редко и то под сильным прикрытием, а в даль­ них районах противник обычно снижает число кораблей эскорта. При этом нередки случаи, когда крупные транспорты или танкеры следуют там вообще без охраны. На дальних коммуникациях отсут­ ствует и истребительное прикры­ тие конвоев, что в свою очередь облегчает действия самолета-тор­ педоносца». Далее Францев подробно оста­ навливается на тех качествах, ко­ торыми должны обладать члены экипажа, торпедоносца-«охотни- ка», чтобы оказаться в состоянии полностью использовать все пре­ имущества дальнего крейсерского полета. Он отмечает: «1) Летчик должен безукориз­ ненно владеть техникой пилотиро­ вания, чтобы суметь в течение 5— 6 часов вести машину в сложной метеорологической обстановке, чреватой всяческими неожиданно­ стями и, при том, на малой высоте. Он должен быть готов на осмыс­ ленный риск при атаке обнаружен­ ных кораблей и быть преисполнен воли к победе. Весь полет должен быть пронизан для него одной мыслью: обнаружить и потопить! Его преданность Родине должна быть при этом рассчитана на то, чтобы не только уничтожить дан­ ного врага, но и на то, чтобы со- хранить экипаж и самолет для б у ­ дущих <юев и новых побед. Летчик, так же, как и штурман, обязан отлично знать район на п о л ­ ный радиус самолета и ясно п ред­ ставлять себе морскую обстановку на каждый данный момент, хорошо знать все базы противника, их про­ тивовоздушную оборону, знать, где расположены вражеские наблюда. тельные посты, отлично представ­ лять себе систему противовоздуш­ ной обороны всей береговой черты противника. 2) Штурман должен отлично вла. деть всеми способами самолето­ вождения, досконально изучить конфигурацию берегов противника с бреющего полета, уметь приме­ нять все способы ориентировки. Желательно, чтобы перед вылетом он имел возможность подробно изучить синоптическую карту те­ кущего дня. 3) Стрелок-радист должен уметь быстро и четко передавать и при­ нимать радиограммы, обеспечивая экипажу непрерывную и беспере­ бойную связь с землей. 4) Весь экипаж в целом должен обладать хорошей осмотрительно­ стью, так как самолет, находящий­ ся в полном одиночестве у бере­ гов противника, может в любую минуту подвергнуться нападению истребителей врага. Экипаж дол­ жен быть отлично слетан, пред­ ставляя единое целое. Такому эки­ пажу обеспечена победа». К тому времени, когда Францев одержал свои первые крупные ус­ пехи _ и накопил значительный боевой опыт, к нам в часть прибы­ ло много новых молодых экипажей из училища. Все свои знания Фраи- цев, уже превратившийся из рядо­ вого летчика в командира звена, стремился передать этим еще не­ опытным экипажам. Он добивался того, чтобы каждый член экипажа полностью овладел своим делом и ясно представлял себе, что от не­ го может потребоваться во время полета.Он не уставал повторять: «Летчик-торпедоносец должен уметь отлично управлять машиной йа малой высоте, иметь хороший глазомер, быстро соображать (мгно­ венно принимать травильное ре­ шение), обладать большой настой­ чивостью в достижении поставлен­ ной задачи или принятого реше­ ния. Все эти качества должны быть особенно хорошо развиты у т орпедоносца- «охотник а». Необхо- димо иметь большой запас отваги, сочетаемой с точным расчетом». 4. ТО РП ЕДНАЯ АТАКА «Торпедная атака, —-■ говорил Францев, — это каждый раз сызно. ва штурм Измаила, и. необходимо воспитать в себе суворовские чер­ ты, чтобы взять лловучую враже­ скую крепость, сокрушить ее и вернуться домой победителем. В торпедной атаке, как нигде бо­ лее, к месту слова: «врага бьют не числом, а уменьем». Ведь один с а ­ молет—экипаж в 3 человека—идет на вражеский конвой, на тысячи вражеских солдат и матросов,_ на обученную прислугу вражеской ко­ рабельной артиллерии. Сколько огня направлено на один этот с а ­ молет! Сколько раз кажется, что самолет находится в неразрываемом огненцом кольце! Нечеловеческим усилием воли вырываешь машину в сторону, скользишь, падаешь и, наконец, выводишь. Караван в 20— 25 вымпелов имеет огня достаточ­ но, чтобы встретить полсотни са­ молетов, а ты идешь на него один с торпедой наперевес, под ураган­ ным огнем артиллерии, автоматов и пулеметов, подвергаясь яростный атакам вражеских истребителей, идешь один вперед на врага с і«- визом: «Утопить — победить!». М какой восторг охватывает тебя, когда, вырвавшись из моря огня, ты еще раз видишь внизу под со­ бой бушующее пламя: это—взрыв, это — победа.!». Авторитет Францева в воз­ духе и на земле для всех нас непререкаем: мы всегда ви­ дим в нем верного и отважного сына нашей великой Родины, од- ного из тех, кто в строю северо­ морских торпедоносцев покрыл себя неувядаемой славой. Предан­ ный сын Родины, он прославил се ­ бя мастерством своих отважных торпедных ударов по ненавистному врагу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz