Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 2 ноября 1944 г.. ,№ 261 (331) Советские летчики—соколы нашей Родины! Беспощадно уничтожайте врага на земле, в воздухе и на море! Да здравствуют советские летчики! ИЗ Призывав ЦК В Щ 6 ) X ХХѴМ ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Советы бомбардира - 6. Ночь— твоя союзница Тактическое взаимодействие авиации С ТОрПеДНЫМИ КаТераМИ Стариш^лейтенант А. Николаев обеспечен. Так, в практике проводимых нами сов местных операций мы всегда прибегали к тща тельному изучению предстоящего задания не только с летчиками, но и с катерниками. Очень часто при этом проводились совместные групповые упражнения и іпроигрыши задания. Однако как ни велико для организации хорошего взаимодействия в бою значение предварительной подготовки и проработки задания, все же решающую роль иг рает правильное, грамотное руководство опера цией участвующих в ней ведущих офицеров. По этому в своей статье я хочу подробно остановить ся на нескольких операциях, в которых приходи лось участвовать подразделению капитана т. Са харова и, в частности, моей группе истребителей, разбирая их |по отдельным этапам. 740 часов—таков итог летной работы ночью гвардии май ора Андрея Николаевича Волошина. С. первых дней Отече ственной войны он выполняет различные задания. 20 раз на са молете «МДР-6» майор Волошин вылетал разведывать погоду над Берлином, обеспечивая полеты дальних бомбардировщиков. С осени 1941 года Андрей Волошин воюет на крайнем Се вере. Он водил ночыо североморских бомбардировщиков бом бить передний край немцев, его военные об’екты и коммуника ции. Проводил караваны союзников в наши порты, ходил на раізведку вражеских конвоев, на дерзкие низкие торпедные удары. Кавалер ордена Нахимова II степени и трех орденов Красного Знамени гвардии майор Волошин считается заслу женным летчиком-иочником Севера. Летом и осенью этого года североморские ка терники в тесном взаимодействии с авиацией про вели ряд совместных операций по разгрому немец ких конвоев в Баренцевом море. Известно, что почти все эти операции были успешными- противник нес большие потери при отсутствии или совеем незначительных наших потерях. Сказа лась огромная роль правильного, Грамотного так тического взаимодействия. Как показал опыт, оно достигается прежде всего еще на земле, задолго до выполнения зада ния. Можно с уверенностью сказать, что если летчики совместно с катерниками своевременно договорятся о том, как им лучше действовать в боевой обстановке и правильно проработают груп повое упражнение, успех операции наверняка будет Комсомольцы нашей части пока зывают образец выполнения воин ского долга. Своими боевыми д е лами они приближают час оконча тельного освобождения советской земли от немецко-фашистских за хватчиков. Недавно во время вы полнения задания отличились наши летчики — комсомольцы Буканов, Тангелов, Паришкура, Ламонин, Медведев, члены комсомольского бюро части Савченко и Соколов. Вражеская зенитная артиллерия преградила путь торпедоносцам. Тогда командиры групп истреби телей старшие лейтенанты Богда нов и Артамонов приняли решение подавить огонь зенитной батареи. Меткие очереди наших истребите лей заставили замолчать вражеские пулеметы. Торпедоносцы в это время выполнили свою задачу. На другой день комсомольское "бюро части рекомендовало этих товари щей в кандидаты ®КП(б). Высокой ■чести быть кандидатом ВКП(б) они заслужили своей боевой рабо той. Следует отметить летчика—чле на бюро ВЛКСМ лейтенанта Сав ченко. Каждый его боевой вы,чет заслуживает похвалы .командова ли®. Тов. Савченко—отличный лет чик и хороший агитатор. В свобод ное между полетами время он бе седует с летчиками и техниками о I боевой работе, критикует недостат. ки, организует выпуск боевых листков. По его инициативе в под разделении старшего лейтенанта Артамонова организован шахмат ный турнир. Успешную боевую работу л е т чиков обеспечивают механики. День и ночь не отходят от своих машин Рабив, Киселев, Данилин и другие. Когда самолеты в воздухе, старший сержант Рабин не остает ся без дела. Он быстро собирает материал и через несколько минут технический состав уже читает свежий номер «Боевого листка». После возвращения летчиков на странице листка появляется итог их боевой работы. Л у чших комсомол ьце в — техя и• ков тт. Власьева, Орлова, Шеста кова, Данилина бюро части реко мендовало в партию. іМолодежь, прибывшая в часть, подает заявления в комсомол. Младший сержант Ащаулов и краснофлотец Новожилов на бюро заявили,.что они будут следовать примеру лучших комсомольцев ча сти и отдадут все свои силы на разгром немцев. Свои слова они оправдывают на практической ра боте. Лейтенант В. ДИКАЧ . Советские юноши и девушки! С'амоотвер - жеино трудитесь на помощь фронту, овладе вайте техникой производства, военным делом, показывайте образцы трудовой дисциплины г Да здравствует советская молодежь! ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК ВКП(б) К XXVII ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Д ЛЯ .ПРИКРЫТИЯ ТК «а п е реходе чаще всего выделяется четверка или шестерка истребите лей. Ведущий истребителей до вы лета договаривается с командиром группы или групп катеров о месте встречи, а также о порядке при крытия. Как правило, местом встре чи служит открытое море, т. к. торпедные катеры с целью внезап ного выхода ва вражеские воды всегда следуют мористее. Поэтому летчикам надо уметь хорошо ориентироваться .в море, а главное вести точный расчет движения ТК. 'При плохой видимости ил» во время суме'рок заранее устанавли ваются сигналы, благодаря к ото рым ТК наводят на себя самолеты. Надо т акж е иметь ввиду, что ра диосвязь «а катерах должна ра ботать с момента взлета д о посад ки наших самолетов. К ак лучше строить порядок при крытия ТК до цели? Как лучше держаться в воздухе по отноше нию к катерам? Практика показывает, что истре бителям лучше всего от ТК нахо диться на удалении 1—2 клм. и хо дить парами, рассредоточив группу по высотам, как это показано на первой схеме. В нескольких опера циях, когда мне приходилось на Схема № I • иию от ТК и направлению барра жа. Как показано на второй схеме, они располагаются в трех, наибо лее вероятных для появления про тивника, направлениях. Причем первая пара ходит на удалении 800—1.000 метров от второй, а третья на 1.500—2.000 и является кай бы парой боя. Подобная .расстановка сил наи более удобна д л я хорошего п о ст роения наблюдения за воздухом и за ТК, д л я наблюдения ведущего за своими ведомыми. Кроме того, она ничем не стесняет ведущих пар, которые, сообразуясь с обста новкой, принимают свои решения. Схема № 2. переходе прикрывать ТК, я рас-1 средота-чивал группу следующим образом. Первая, яараі (чаще всего пара іведущего) ходит на высоте 300—400 метров и занимается то л ь ко поиском цели (конвоя), а т акж е наведением катеров на цель. Вто рая на высоте 500—600 м. и о тве чает за нижнюю полусферу, лишая возможности истребителей и штур мовиков противника внезапно ата ковать ТК с бреющего полета. Третья пара на высоте 800—1.000 м. прикрывает ТК сверху. При этом •следует заметить, что ведущим третьей пары должен выделяться наиболее опытный летчик, т. к. ему чаще всего приходится первому обнаруживать неприятельские с а молеты. Его паре лучше всего хо дить на скорости 230 — 250 миль, чтобы в любой момент можно было сделать необходимый маневр. Кроме эшелонирования по высо там, пары прикрытия занимают определенный порядок по удал*. 2. ПОИСК ЦЕЛИ И НАВЕДЕНИЕ НА НЕЕ Г РУППЫ ТК ТА ЗАДАЧА , как правило, осуществляется одной парой истребителей прикрытия (чаще всего парой ведущего). Ведущая пара, ведя поиск, про сматривает и наблюдает за сторо ной противника, периодически вы в о д я вперед катеров на 5, а иногда ■на 10 клм. Такой метод позволяет очень быстро отыскивать цель (конвой). В практике своих по ле тов мы неоднократно убеждались в этом. Так, например, ,в операции 15 сентября этого года, будучи ве дущим пары, я очень быстро обна ружил немецкий конвой. После того, как цель будет об наружен», остается навести на нее ТК. З д е с ь первостепенную и глав ную роль имеет хорошо отлажен ная связь между ведущими пары самолетов и группы катерников. П р еж д е всего сообщается ведуще му группы ТК о том, что конвой найден, даются все данные о конвое противника: его 'численность, ход, направление и боевой порядок. Д а лее ведущая пара, снижаясь до бре. ■ющей высоты, разворачивается на противника, чем дает направление ■нахождения цели. Иногда можно давать также очереди трассирую щих снарядов, что неоднократно применялось нашей группой. Приведу пример наведения мной группы ТК в операции 15 сен тяб ря. Обнаружив крупный немецкий конвой, я немедленно об этом п е редал ведущему группы ТК капи тану 3-га ранга т. Федорову. П о ск о л ьку катеры были разделены на две группы, нам вначале пришлось наводить на конвой группу т. Ф е дорова, а потом группу капитан- лейтенанта Решетько. Д о цели бы л о значительное расстояние: Это затрудняло наведение катеров. Нам пришлось несколько раз показы вать направление цели (при этом два раза мы давали очереди трас сирующих снарядов). Проведя пер. вую группу и обеспечив ей при крытие остальными экипажами, я со своей парой таким же образом навел и группу Решетько. К ак уже говорилось выше, г л а в ное а наведении катеров на ц е л ь - наличие отличной связи. Д л я того, чтобы не было разнобоа и путани цы, надо своевременно догово риться на земле такж е и об услов ных знаках,, сигналах и прочем. Схема №3. І. П РИК РЫТИ Е ТК НА ПЕРЕХОДЕ ДО ЦЕЛИ і і о ч ь союзница бомбардировщика, если он постиг всю сложность ночного полета; Изучи в совершенстве навигационные особен- ] ности вождения самолета ночью. Вникай в бога тый опыт старших, анализируй каждый свой вы- ; лет, не знай предела в учебе—добьешься успеха наверняка. Никогда не забывай правило: кто отлично ле тает и бомбит днем, тот хорошо будет летать и бомбить ночью. Гвардии майор А Волошин. МОЛОДЫЕ ВОИНЫ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz