Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЁТЧИК 18 ноября 1 9 « г., № 273 (343). МОЛОДОЙ ЛЕТЧИК! УЧИСЬ НА БОЕВОМ ОПЫТЕ СЕВЕРОМОРСКИХ АСОВ! Что я перенял у Сгибнева Время, когда знаменитый северо морский ас Герой Советского Союза Петр Сгибнев показал свои способности но всей широте, было характерно тем, что североморские летчики, пересев на более совер шенные истребители, встретили в воздухе немецких асов, специально присланных сюда из-под Берлина и нэ-под Парижа на новых модерни зированных истребителях — «Ме- 109 ф». Борьба развивалась, глав ным образом, по линии искания но вых тактических приемов. И пер вое, что я перенял у Сгибнева, — умение быстро реагировать на так тику врага, постоянно вносить но вое, более совершечшое в свою тактику. Это новое Сгибнев кру пинку за крупинкой добывал л по летах, в боях. А летал он очень много и к полетам у него была всегда особая страсть. По 7 — 8 вылетов в день делал герой и поч ти каждый из них сопровождался воздушным боем. Бывало прилетит Сгибнев из боя усталый, возбужден ный, приляжет отдохнуть, но стоит раздаться телефонному звонку, как он уже на ногаас и, получив очередное задание, первым бежит к машине. «На земле жить скучно, в зоздухе веселее». — любил гово рить Сгибнев. Такая любовь к полетам, любовь к бою сочетались у Сгибнева с по стоянной учебой, с творческим подходом к каждому своему выле ту, бою. Несмотря на большую з а - ; груженность боевой работой, он в; короткие минуты между вылетами 1 очень много говорил нам сам и чи тал из газет о тактике врага, о нашей тактике. Обдумывая каж дый свой шаг в бою, он нередко обращался к кому-нибудь из сво их летчиков: «Пойдем подеремся, я новый маневр придумал». Все статьи п газетах «Сталинский со кол», «Красная звезда» и других, касающиеся авиации, он изучал, а наиболее ценные вы-резал и скла дывал в свою тетрадь, к которой ежедневно возвращался по не скольку раз. іВ своей эскадрилье он завел подшивки иочти всех га зет и крепко отчитывал писаря, если оказывалось, что какой-нибудь но мер, особенно «Сталинского соко ла», отсутствовал. Прилетев из боя и заметив в нем новое, Сгибнев на чинал вспоминать, где он об этом читал ранее, и на вопросы о многих новых тактических приемах захо дил всегда ответ в газете ил» в специальных книжках, выпущен ных в помощь летчикам. Очень большое внимание уделял Сгибнев не только изучению вра жеской тактики, но и конструктив ных особенностей немецких само летов. Схемы «Ме-109», «Ю-88» и «Ю-87» находились всегда в план шете у Сгибнева. Часто, обосновы вая свою атаку, он вынимал их и доказывал ее эффективность. К осени 1942 года в одну из наших мастерских были привезены тро фейные «Мессершмитты-109» и «Юнкерсы-88». Узнав об этом, Сгибнев сразу же решил организо вать в эту мастерскую экскурсию. Надо было видеть, с какой страстью изучал герой нражеские машины, с которыми приходилось ему встречаться в воздухе. Он не сколько раз забирался в кабину, просматривал все зоны осмотра, за тем вылезал из кабины и прове рял, сравнивал конструкцию со схемой. (Когда мы ехали обратно, Сгибнев сказал: «Севодня я убе дился, что «10-88» вполне смело можно атаковать в лоб, только не строго, а иод углом градусов 30». Нас заинтересовало такое утверж дение Сгибнева, ибо до этого ата ка «Ю-88» в лоб считалась бес смысленной. Приехав домой, мы попросили героя обосновать свое утверждение. Сгибнев охотно со гласился. Оказывается, осматривая «Юігкерс», .он убедился, что во время атаки в лоб под 30 градусов ни летчик, ни штурман <'Ю-88» не могут вести по нашему истребите лю огонь. В то же время спереди тот и другой члены немецкого эки- пажа ничем не защищены. Правда, при выходе из атаки наш самолет попадает под огонь. Но это на мгновение, и наш летчик снова ухо лил в мертвое пространство. Учебу Сгибнев проводил не толь- ко в дни затишья, но и между бое выми вылетами. Однажды летчик Лопатин, вернувшись с задания, сделал во время посадки неболь шого «козла». Сгибнев сразу же сел вместе с Лопатиным на учеб ную машину и произвел несколько взлетов и посадок. Затем был дан снова боевой вылет, н оба летчика пересели на боевые машины. По добных случаев было немало. Принципиальный и очень стро гий подход ко всем особенностям воздушной атаки помог Сгнбневу сделать целый ряд выводов, кото рые внесли важные новшества в наши приемы воздушной борьбы. Немцы, имея в тог период более маневренные по вертикали самоле ты, заставили наших летчиков пе рейти к оборонительному кругу и в любом бою, стараясь быть вы ше, сковывали наш маневр. У на ших летчиков получалась своего рода «карусель». Конечно, такая тактика не могла удовлетворить нас. Больше всего над тем, как ее изменить, думал Сгибнев. 10 мая 1942 года мы вылетели на прикрытие наших наземных войск. При подходе к месту прикрытия я заметил 6 «Ме-109» и 6—8 «Ю-87». Сразу же услышал и голос Сгиб нева: — Логинов, набирай высоту, — передавал он. Я со своей четверкой незамед лительно выполнил приказание. Бой прошел успешно. Моя чет верка, находящаяся на высоте, ск о вывала вертикальный маневр вра га и заставляла его драться на ви ражах. Прилетев домой, Сгибнев собрал всех нас и сказал: — Отныне деремся эшелоннро- ванно по высотам. Через день, 12 мая, мы снова вы летели на выполнение того же з а дания. Этот бой был разработан за ранее. Он длился 25 минут и был построен на эшелонировании по высотам и наращивании сил в бою. Этот бой резко изменил наше п о ложение в воздухе: наши летчики после него перешли к более а к тивному наступлению. Чтобы з а крепить новшества, найденные в тактике и рассказать о них всем нашим летчикам, Сгибнев написал тогда специальную статью под на званием: «Умело противодейство вать тактике врага», которая была помещена вначале в местной мно готиражке, а затем и в «Красном флоае». Постоянная учеба, анализ боев помогали Сгибневу очень быстро разгадывать все уловки врага. Д л я того, чтобы подтвердить это, при веду один пример. Вернувшись из боя. летчик Животовский расска зал нам, что его чуть не сбили. «Вступил в бой с тремя «стодевя- тыми», — рассказывал Животов ский, — прошло інемного времени— и один немец исчез. Думаю: т е перь будет легче с двумя спра виться. А оказывается, третий ни куда не ушел: он выжидал удоб ного случая, чтобы сбить меня». Сгибнев, выслушав Животовского, сказал: «Точно. Такую тактику немцы применяли и на западном фронте. Об этом я читал. Теперь будем воевать по правилу: «Где двое «стодевятых», ищи третьего». Кроме постоянного желания драться, учиться д о вылетов, во время них и после, я перенял от Сгибнева стремление сделать п ер вую атаку ошеломляющей для врага, начав бой, доводить его до победного конца. Было много с лу чаев у Сгибнева, когда он, рискуя собой, шел в атаку с одной лишь целью — не потерять внезапность, первым наівязать противнику бой. Однажды при отражении налета на Мурманск мы заметили группу «Юнкерсов». Положение наше для атаки было невыгодным. Но если перестраиваться — значит дать возможность врагу заметить нас ц организовать оборону. Сгибнев снизу пошел на «Юнкерсов» з ата ку, ошеломил их своим пояіпле- нием и заставил рассыпаться. Семь «Ю-87» сбили мы тогда. — Сила истребителя в первой атаке, — говорил Сгибнев. Те основные законы боев, к ото рым я научился у Сгибнева, всегда помогают мне более успешно драться с врагом, более грамотно и здраво оценивать ошибки и поло жительные стороны молодых л ет чиков. Гвардии майор С. ЛОГИНОВ. - Советы бомбардира - 8. Строго соблюдай место в строю Старший лейтенант Борис Петрович Маслов начал воевать с 1942 года. Более 100 раз Маслов обрушивал мощь своего ору жия на немцев. Во время боев за Печенгу он днем и ночью во дил свой самолет на об’екты немцев. За боевые заслуги совет ское правительство наградило старшего лейтенанта Маслова двумя орденами Красного Знамени, орденом Красной Звезды и медалью «За оборону Кавказа». Компактность и.маневренность группы дости гаются строгим соблюдением своего места в строю. Компактная и слетанная группа — неприступна для истребителей противника. Строго соблюдай свое место в строю. Четко взаимодействуй с ве дущим в маневре, бомбометании и ведении огня. Никогда не отставай. Вышедших из строя и отстающих—как закон—сбивают. Старший лейтенант Б. МАСЛОВ. ВЕРТИКАЛЬНЫЙ м ан е в р На морской дороге Сложна, утомительна и ответст венна служба воздушных развед чиков. Долгое время нужно внима тельно всматриваться в однообраз ную морскую поверхность, чтобы не остались незамеченными немец кие хищники — подводная лодка или мина. Уже неоднократно на этой службе отличился сержант т. Журавлев. Вот и в этот день экипаж вылетел, чтобы провести по морю наш конвой. Долго летал гидросамолет над морем. Члены экипажа чувствовали уже уста лость, но никто не ослабил бди тельности. — Слева по курсу мина!—вдруг раздался голос Журавлева. Скоро нашил» тральщикам были сообщены точные координаты ми ны, и ее обезвредили. Позже Ж у равлев обнаружил еще две враже ские мины. Корабли безопасно прошли по своему курсу. В том есть заслуга к сержанта т. Журавлева. И. ПАЛКИН. Советские артиллеристы Крупный боевой успех выпал на долю артиллеристов-гвар- дейцев Георгии Куликова, Григория Стрельцова н Бориса Дани лова. Их орудие приняло на себя удар крупной группы немецких солдат. Осколком было разбито прицельное приспособление, но расчет продолжал стрельбу, целясь по каналу ствола. Когда ору дие окончательно вышло из строя, гвардейцы-артиллеристы взя лись за автоматы и вместе с пехотинцами двинулись в атаку. Отважные артиллеристы награждены орденами и медалями. НА СНИМКЕ: Борис Данилов (слева), Григорий Стрельцов (в центре) н Георгий Куликов. Фото В. Тарасеввча. Фотохроника ТАСС, В современной тактике воздуш ного боя успех решают: быстрая перемена скоростей—от минималь ной до максимальной и, наоборот, возможность получить преимуще ство в высоте, откуда легче занять выгодную позицию для атаки; рез кая смена скоростей и высот, что лишает противника ведения точно го огня. Все эти главные элемен ты передовой тактики боевых дей ствий истребительной авиации во площены в вертикальном маневре. Вот почему наши североморские асы Герои Советского Союза Т а расов, Диденко, Коломиец и др у гие, отлично применяющие верти кальный маневр в бою, не знают поражений. Опыт показал, что летно-такти ческие данные самолета исчерпать до предела можно лишь на верти кальном маневре. Но дается это нелегко, ибо боевая вертикаль яв ляется сложным элементом воздушного боя. Неоценимую услугу по примене нию вертикального маневра в бою окажет летчику четкая отработка таких фигур, как петля, иммельман, боевой разворот с малым креном при вводе. Высший пилотаж, а тем более вертикальный— не самоцель для летчика*-истребите ля, а средство достижения безупречной техники пилотирования своего самолета. Летчик, хорошо освоивший выпол нение вертикальных фигур, в с л ож ные моменты боя, без ориентиров ки относительно земли, может пе ревести свою машину в безопасное или выгодное для себя положение. Таким образом, его внимание пол ностью, или в'большей степени, сосредоточено на динамике боя, на расстановке сил своих и против ника. Не менее важное значение в вертикальном маневре имеет сл е танность пары. Иногда ведущий, потерявший своего ведомого, д о кладывает: «Я резко пошел вверх, а ведомый отстал и потер я.тся*. В таких случаях, ведущие говорят, что ведомый «зазевался». В дей ствительности, дело обстоит д а л е ко ле так. Чаще всего ведомый отрывается по причине слабой тех ники пилотирования, т. к. мало опытный летчик, естественно, не может сделать той вертикали, к а кую сделает опытный истребитель, в данном случае, его ведущий. Ведущему следует обеспечивать свое прикрытие задолго до боя, т. е. в тренировочных вылетах. Он должен учить своего ведомого резким согласованным маневрам, всесторонне контролировать инди видуальную тренировку своего мо лодого' напарника, своевременно подмечать его ошибки, указывать методы исправления их. Нужно всегда помнить, что за минимум тренировочной программы, прой денный молодым летчиком, нико гда не подготовить искусного воздушного бойца. Большая доля воспитания молодого истребителя падает на групповые учебно-тре нировочные вылеты. >К групповым вылетам на пило таж нужно приступать только после того, когда ведомый при обретет твердые навыки владения машиной на вертикальном маневре, полученные в индивидуальной тренировке. Отрабатывая верти кальный маневр в группе, молодой летчик должен д ел ать со своим ведущим резкие горки, боевые развороты, крутое пикирование. При дополнительной подготовке можно парой проделать петлю. Фигурные групповые полеты, кроме пилотажного навыка, в молодом летчике развивают уверенность в себе и хорошую осмотрительность. Тренировочные полеты группой— зачетный период в летно-учебной практике молодого истребителя. Поэтому во время их нужно со зд а вать условия молодому летчику, может быть( более сложные, чем в настоящем бою. Будет не лишним, если полеты пройдут с непрерывными горизонтальными и вертикальными маневрами. Так тренировал себе боевых напарни ков истребитель Мельдизик. И не случайно, его школа дала за ко роткий срок достойных воспитан ников: Зимина, Гончаренко, Кужа нова и других, в совершенстве по стигших сложность тактики совре менного воздушного боя и овладев ших боевой вертикалью, которая помогла им одерж ать не одну победу. Майор И. ТОМАШЕВСКИИ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz