Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК - Г ноября 1944 г., № 272 (342). Гвардии старший лейтенант Е. Гредюшко Чему меня научила боевая практика Прежде чем расска­ зать а проведенных боях на «Аэрокобре» с «Ме- 109», мне хочется немно­ го остановиться на самой .машине. Д в а с лишним года полетов па «Аэро кобре» твердо закрепили ва мне убеждение, что <сМе-109» не превосходит ее по скорости п усту­ пает тіо маневренности Хорошие маневренные ка­ чества «Аэрокобры» дают нашему летчику большие преимущества в воздуш ном бою. Н адо только уметь отлично пилотиро­ вать эту машину, знать асе ее качества и недо­ статки. У некоторых летчиков существует мнение, что «ЛэрокоОра» не выходит нз штопора. На практике я убедился совершенно в обратном. Этот самолет легко выходит из штопо­ ра и сам срыв в штопор при перетягивании ручки на вираже предотвра­ щается даже незначи­ тельной отдачей ручки от себя. Кроме того, срыв а штопор самолет пре­ дупреждает резким рыв­ ком в обратную сторону. Интерес­ но также отметить, что не все ма­ шины, даже одной н той же се­ рии, имеют одинаковую тенден­ цию к штопору. Мне пришлось тщательно опробовать в воздухе два самолета одной серии и я за­ метил большую разницу в нх по­ ведении. Одна из машин почти совсем не имела тенденция к што­ пору, даже на малой высоте к при резком перетягивании ручки на ви­ раже; в то время, как друга» — имела определенный предел даль­ ше которого тшіуть ручку на вира­ же было нельзя, Отсюда, время виража этой машины оказалось значительно большим. Желая улучшить устойчивость самолета, я, для достижения более передней центровки, произвел перестановку груза. Но это положительных ре­ зультатов и« дало. Разница в по­ ведении двух машин так и оста­ лась. Тенденция к штопору зависит и от акеллоатацнк самолета в воз­ духе. В бою над Кнркенесом у ме­ ля произошел такой случай. В ви­ раже с «Ме-109» я перетянул руч­ ку н допустил несколько преду­ преждающих штопор рывков. В результате радиус моего виража значительно увеличился и мне пришлось сделать около двух кру­ гов, прежде чем удалось зайти в хвост «Ме-109». Раньше же мне удавалось заходить в хвост «сто- девято.му » не сделав даже полного круга. іКроме легкого штопорення «Аэрокобра.» имеет еще одну суще ственную особенность, которую так ж е летчику необходимо учи тывать. Этой особенностью являет­ ся ее инертность, когда самолет, как бы, «не идет за газом». Он хо­ рошо сохраняет скорость, но срав­ нительно медленно ее набирает. Это мешает летчикам ходить строем и иногда в бою приводит к отрыву ведомого от ведущего. Как практически влияет на бой с «Ме-109» инертность «Аэрокобры»? Однажды мне довелось итти за «стодевятым» на крутой горке. Я видел, что .мой самолет очень б и ­ стро сближается с немцем н, к а­ залось, что стоило мне немного убрать газ, как я бы мог столкнуть­ ся с врагом. Однако зная, что на крутой горке «Аэрокобра» вначале догоняет «стодевятого», а потом скорости обеих машин уравни­ ваются, я газ не прибрал. Расчет оказался правильным. Примерно на дистанции 20 метров скорости наших самолетов уровнялись и мне с двух очередей удалось зажечь «стодевятого». Стоило бы мне, немного убрать газ, как «мессер» ушел бы, На пикировании полу, чается обратное явление. «Аэро- кобра» от «стодевятого» вначале несколько отстает, а затем доволь­ но быстро сближается с ним. Вьще я говорил, что дз-за ЗАМЕТКИ О ВОЗДУШНОМ . АЭРОКОБРЫ " С . МЕ-109 Гвардии старший лейтенант Е. Гредюшко. инертности машины ведомый пары в бою при резком маневре ведуще­ го иногда отрывается от него. Это является результатом неумения летчика бороться с инертностью самолета. Поэтому ведущему необ­ ходимо, следить за ведомым и уметь, видя что он отрывается, во­ время подхватывать своего напар­ ника маневром в его сторону. Для предотвращения отрыва ведомого, ведущему не следует бесцельно метаться, что иногда приходится наблюдать в бою. Мы много говорим о взаимной выручке в бою. Несомненно этот вопрос, имеет огромное значение. Но случается, что ведущий, увле­ каясь атакой мало следит за ведо­ мым, а отсюда не имеет возможно­ сти во-время прнттн ему па по­ мощь. Мне это хорошо известно потому, что я два года ходил в е­ домым и достаточно подобного наблюдал. В большинстве случаев, если меня атаковали сзади, то о т ­ ражать атаки, приходилось самому, причем после отражения атаки на­ ходить своего ведущего, как пра­ вило, уже не удавалось и я при­ страивался к «первому попавшемуся нашему самолету. Это был резуль­ тат того, что ведущие не всегда видели угрожающую ведомому опасность. Отсюда задача ведуще­ го пары—не только уметь быстро оценить обстановку боя, принять правильное исходное положение для атаки, умело выйти нз нее, но и оберегать своего ведомого. В одном нз воздушных боев у меня был ведомым гвардии лейте­ нант ІІилюс. Это был новичок, не бывавший еще в боях. Вверху я заметил четверку «стодевятых» и стал за ней следить. Вскоре уви­ дел, как ведущий немецкой четвер­ ки пикированием пошел в атаку на гвардии лейтенанта ГІилюса. Пи- люс этого не замечал. Я сделал резкий правый разворот и зашел в хвост «Мессе.ршмитту» в то время, когда он открыл уже огонь по с а ­ молету моего ведомого. Мои о че­ реди заставили «стодевятого» сд е­ лать переворот и войти в пикиро­ вание, на котором я и добил врага. іПилюс в это время шел уже за мной. Этот случай был для моло­ дого летчика наглядным уроком осмотрительности. Характерен а этом отношении и другой бой с «Ме-109», про­ исшедший при охране наши.х тор­ педных катеров с воздуха. Ведо­ мым был также один из новичков. Следуя последней парой в левом кругу, над катерами справа внизу, мы заметили шестерку «Ме-109». Сделав правый отворот, я пошел в атаку. Атакуя, заметил, что по­ следняя пара «стодевятых» сразу же пошла вверх. В это время я сидел в хвосте у ведомого второй немецкой пары. Дистанция до него была метров 30—40. В общем — СВЯЗИСТЫ В НАСТУПЛЕНИИ БОЕ добыча верная. Но тут я заметил, что верхняя па­ ра фашистов атаковывает моего ведомого. Как ни велико было желание сбить немца, пришлось бросить его и боевым раз- воротом пойти на врагов, приближающихся к мое­ му напарнику. Видя мою атаку, немцы стали ухо­ дить от нее горкой. Н а­ верху их перехватил наш летчик, который одного немца сразу же сбил. В своей тактике немцы стараются всячески хит­ рить. В одном из боев мне довелось наблюдать совершенно беспорядоч­ ные действия противника, «ме-іиу» по одиночке атаковывали первый п о ­ павшийся наш самолет и когда я такому одиночке зашел в хвост и с бли з­ кой дистанции открыл по нему огонь, он беспоря­ дочно начал метаться из стороны в сторону и оказался, в конце кон ­ дов, моей добычей. П о ­ добный бой мог бы са- моуслокоить наших л ет ­ чиков. Однако гвардей­ цы знали, что против­ ник является на самом деле не таким слабым, каким он оказался в этом бою. На следующий день мы вели снова бой. И действи­ тельно, немцы вели себя уже ина­ че. ,Я был тогда ведомым у гвар­ дия старшего лейтенанта Голодни- кова. Н а д аэродромом висело небольшое облако. Заметив, что под его кромку вошла четверка і«стодевятьіх», я стал внимательно за лен следить. Один немец о’то- щел от облачности и пошел в ата­ к у на наших истребителей-бом­ бардировщиков. Остальные три остались под самой облачностью. Голодников атаковал уходящего ^стодевятого», который, сделав пе­ реворот, пошел под прикрытие ісвоей ЗА. Я шел вслед за ним, не прекращая наблюдения за той об ­ лачностью, которой маскировались три '«стодевятых». Все вышло как Я предполагалось. Три немца, ви­ дя, что мы оторвались от группы, [Пошли на нас в атаку. По радио я передал об этом Голодникову, а сам развернулся в контратаку. Хитрость протішникѵ не удалась. Часто молодых летчиков интере- сует вопрос: можно ли на «Аэро- кобре» догнать «Ме-109» или уйти От него, если попадешь в условия, при которых нельзя продолжать бой? Н а практике, я убедился, что («Аэрокобра» имеет на высоте о т 4 до 5 'тысяч метров скорость значи­ тельно большую, чем «Ме-109» и (Д овол ьно легко его догоняет. На малых высотах, в частности на бреющей высоте, она догоняет f«Me-109» и уходит от него только ,на форсаже. Однажды передо мною встала задача выйти из боя. Я был тогда один, а «стодевятых» четверка, к тому ж е у меня на исходе было горючее и перестало стрелять во­ оружение. Бой происходил на вы ­ соте. 'Решая задачу выхода нз боя, я выбрал момент когда пара сто- девятых после лобовой атаки п о ­ шла горкой вверх (вторая пара бы ­ ла в это время значительно выше). Сделав переворот, и войдя в о т ­ весное пикирование с полным га- зом^ я быстро оторвался от врага и ушел от него. Анализируя проведенные бои с «Ме-109» я пришел к выводу, что, зная все преимущества и н едо­ статки «Аэрокобры», можно весь­ ма успешно вести бой со «стодевя- тым», причем огонь по нему н еоб ­ ходимо открывать с наиболее к о ­ роткой дистанции. Все то, о чем я говорил выше, подсказала боевая практика. М о ­ лодым летчикам сл едует обращать самое серьезное внимание на изу­ чение всех особенностей «Аэро­ кобры» и, садясь л нее, помнить: на этом истребителе, при правиль­ ном его использовании «Мессер- лімитта-109» можно успешо бить. За время Отечественной войны связисты старшего лейтенанта О си ­ пова обеспечили десять тысяч самолетовылетов. Особенно горячей порой для связистов было наступ­ ление Красной Армии и моряков Северного Флота в Печенгской о б ­ ласти. Многим офицерам, сержан­ там и краснофлотцам подразделе­ ния пришлось работать в непосред- ственнной близости с противником, обеспечивая взаимодействие авиа­ ции с кораблями и морской пехотой. Лейтенант Ефименко, по зад а­ нию командования , оасположился с группой радистов на госпоі-.т- вующей Еьісоте, контролирующей выход из вражеского залила. Тщ а­ тельно выполняя свои обязанности, свяеисты внимательно смотрели за порученным участком. Однажды немцы попытались вывести из зали- ва 30 морских единиц. Это намере­ ние врага разоблачил вахтенный расчет сержанта Бурлікзва, ксто- рый немедленно установил связь с нашими торпедными катерами и навел их на цель. В Варангер-фи- орде разгорелся жаркий боЭ, 'з к о ­ тором катерники уничтожили 24 корабля немцев. К о гд а на по­ мощь эскорту конвоя пошли ье- мецкне торпедные катеры, ради­ сты, наблюдавшие за ходом боя, быстро предупредили наших катер­ ников о наращивании немецких сил. В десантных операциях морской пехоты связисты такж е принима­ ли активное участие и получили высокую оценку своей работы. В этих операциях отличились св я ­ зисты: Бурлаков, Паячеяко, Шев­ ченко, Таскаев, Последов, Весе- лоз, Горбунов и много других. Командование высоко оценило нх заслуги. Большой процент личного состава награжден медалями и о р ­ денами Советского Союза. Сейчас в подразделении прохо­ дит кропотливая учеба и обмен боевым опытом. Лейтенант Л. ОРЛОВ, Лейтенант А. НОВИКОВ. -О " ИНИЦИАТИВА КОММУНИСТОВ РЕМОНТНИКОВ Боевая работа летных частей в период наступательных операций на Севере потребовала от ремонт­ ных органов и в частности от ра­ ботников ПАРМ 'а не только о г ­ ромного напряжения, но и большой изобретательности. Отсутствие о т ­ дельных запасных частей застави­ ло работников ПАРМ 'а проявлять находчивость и итти на определен­ ный технический риск. В нашей ча­ сти вследствие специфических условий аэродрома часто выходили из строя покрышки переднего ко ­ леса шасси, а запасных на складе не было. Такое полож е­ ние могло рез­ ко снизить со­ став машин и отразиться на боевой работе летчиков п наи­ более ответст­ венный момент. На помощь пришел ПАРМ, возглавляемый старшим тех­ ник - лейтенан­ том, коммуни­ стом тов. Качук. Ему была постав­ лена задача — подогнать п о ­ крышку и камеру от колес с а ­ молета другой конструкции, к о ­ торые имелись в наличии и обес­ печить ввод в строй материаль­ ной части. Д л я этого следовало изготовить специальную втулку, на которой должно было монтиро­ ваться колесо. Коммунисты тт. Качук и Попов блестяще справились с поставлен­ ной задачей. Изготовив своими си ­ лами формовку для отливки бол­ ванки втулки и, тщательна про­ думав сплав изготовляемой втулки, обеспечивающий надежность экс- плоатации, они приступили к о т ­ ливке. Преодолевая трудности и неудачи, тт. Качук и Попов н а ­ стойчиво продолжали дело. Опыт с отливкой болваики удался. Теперь предстояло оконча тельно обработать ее. Токарь П А РМ ’а комсомолец т. Королев и механик т. Макейчев приложили все силы и мастерство, в ре­ зультате которых втулка была окончательно обработана я подо­ гнана. О ее внешнем виде можно судить по публикуемому фото. Благодаря находчивости ра­ ботников ПАРМ ’а задание было выполнено, самолеты своевремен­ но вошли в строй и сейчас многие из них летают с коле­ сами новой кон ­ струкции. Все опасения на ненадежность колес оказались безоснователь­ ными. Новое колесо выдер. ж ало все испы­ тания и твердо закрепилось и эксплоатации. П родолжая следить, за х о ­ дом монтажа и постановкой колес на самолеты, работни­ ки ПА РМ ’а установили, что монтаж и замена колес зани­ мают у технического состава очень много времени. Так, первая замена колеса потребовала до 2-х часов работы. Посоветовавшись со старшим техник-лейтенантом т. Бе- лосоховым о возможности со к р а­ щения времени, затрачиваемого на замену колес, ПА РМ изготовил специальное приспособление. С помощью этого приспособления на монтаж и замену колеса сейчас за­ трачивается всего 10 минут. Своей плодотворной работой коммунисты ПАРМ ’а, помогли н а­ шим летчикам успешно бить врага на Севере. Майор И. ГРОМОВ. ЗсгАУ&еэнжоі ГЕЛИКОПТЕР С РЕАКТИВНЫМ В Англии запа­ тентована конст­ рукция геликоп­ тера с реактивным двигателем. Ротор геликоп­ тера приводится в действие реактив­ ной струей, направ­ ленной на лопасти. Струя газа и воз­ духа высокой тем­ пературы подает­ ся от энергоуста­ новки в полую часть воздушного ротора и or него проходит по кана­ лам, расположен­ ным внутри лопас­ тей. Ротор не имеет механического привода, что обес- ДВИГАТЕЛЕМ печивает его боль­ шую устойчивость при под'еме и п о ­ садке. Конструкция требует дополни­ тельных усо в ер ­ шенствований, но является вполне реальной для при­ менения. „Эрллеи* МАРКИРОВОЧНЫЕ БОМБЫ В английской авиации применя­ ются специальные .маркировочные" бомбы, начинен­ ные разноцветным магнием. Взрыва­ тель с часовым механизмом о б ес ­ печивает взрыв такой бомбы в воздухе над целью. Цветное пламя, горящее в течение трех минут, о б ­ легчает бомбарди­ ровку об 'еш а . ,и и т 0 р«виа*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz