Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 ноября 1944 г.. № 270 (310). Боевой авторитет командира Унас очень часто и много гово­ рят об авторитете командира. О д ­ нако не всегда и не все этот вопрос понимают правильно. Если офицер- командир хочет, чтобы его автори­ тет был нысок, он должен быть примером во всем. На выполнение самых ответственных, трудных бое­ вых заданий должен лететь коман­ дир. Если перед его летчиками ставится сложная задача, требую­ щая большого напряжения сил, если в подразделении у некоторых летчиков понижается настроение а свяэи с потерями или неудачными вылетами—его место в бою. во гла. се своих экипажей, идущих на за­ дание. Однажды летчикам подразделе­ ния гвардии майора Логинова пришлось в один день выполнять два задания. В первом летчики ве­ ли трудный бой и потеряли одного из своих товарищей. Через час по­ ступил новый приказ. Настроение у некоторых товарищей было по­ давленным. Второе задание было более сложным: увеличивался ра­ диус полета и лететь предстояло в условиях сильного ухудше­ ния метеообстановки. Логинов со­ брал летчиков и сказал: — Полечу сам. Задание сложное и выполнить его нужно с честью. Боевое стремление командира воодушевило летчиков. Они-смело и успешно провели тогда бой. Гвар­ дии майор Логинов сбил немецкий истребитель. (На выполнение самых сложных, ответственных задач ходят также всегда и гвардии капитаны тт. Максимович, Коломиец и Диденко. В бою задача командира под­ держать наступательный дух, ибо переход к обороне всегда рождает у летчиков неправильное, преуве­ личенное представление о силах противника. Недавно гвардии ка­ питану Диденко пришлось про­ вести бой с вдвое превосхо­ дящим врагом. Сам бой шел с отходом к своим берегам. Однако Диденко ни на минуту не терял наступательного темпа. Три вражеских самолета сбили в этом бою наши летчики. іНе меньшее значение для успеха сражения имеет боевой призыв командира. В трудную минуту ила. стный и спокойный голос веду, т е го может оказать неоценимую услугу. Кроме того, бое ной призыв в воздухе поднимает уверенность летчиков в своей силе, разжигает наступательный порыв. Командиры наших подразделений при блоки- Гвардии подполковник Д. Маренко роаке немецкого аэродрома часто пользовались этим способом увле­ чения летчиков в боіі. Слыша при­ зыв ведущего, истребитель всегда смелее дерется, а о командире своем в любой обстановке ска­ жет: «Это настоящий боевой командир». Иногда от летчиков, особенно молодых, доводится слышать: «С этим командиром можно игти хоть в огонь, хоть в воду,—-всегда «су­ хим» выведет». Это очень высокая оценка. Она обычно дастся тому, кто дерзко и умно руководит боем, кто добивается большого эффекта и не имеет потерь. Для того, что­ бы командир мог добиться подоб­ ного успеха в своей работе, он обя. зан постоянно совершенствоваться, критически подходить ко всем вы­ летам, являть собой пример. Авторитет командира но многом зависит и от того, насколько он умеет воспитывать летный со­ став, учить его воес:;ть. Как правило, из летчика, с которым «повозишься» при вводе его в строй, получается потом отличный воин. Д л я него авторитет коман­ дира, который его учил, непрере­ каем. 'Покажу это на примере гвар­ дии лейтенанта Пилюс. С первых вылетов мы поняли, что из него может быть хороший истребитель, но если за ним не проследить пер­ вое время, он быстро может ока­ заться жертвой врага (Пилюс в бою был горяч). Мы сделали сле­ дующее: распределяя летчиков по парам, ставили Пилюса ведомым в среднюю группу с таким расчетом, чтобы напарником его и сзади иду­ щими летчиками были опытные истребители. Пилюс не мог при та­ ком построении оторваться от группы и всегда на его глазах проходили все действия опытных товарищей. Вскоре гвардии лейте­ нант научился воевать, стал хо­ дить ведущим пары. Теперь он один из лучших летчиков части. Но время разбора полета коман­ дир должен быть справедливым. Все недостатки он обязан вскры­ вать строго и до конца. Всегда, при любых обстоятельствах, он обязан сказать летчику правду в глаза. В одном из боев мы понесли потери. Виноваты в этом были са­ ми? погибшие, хотя не всем это бы­ ло ясно и кое-кто пытался сва­ лить вину гибели на превосходство сил противмика. Доказать летчи ку, который был в этом бою, что он ошибается—вещь не легкая, тем более, когда вопрос идет о жизни и смерти. Малейшая ошибка командира могла вызвать неверие в его слона. Чтобы не было различ­ ных толкований и мнений, мы со ­ брали летный состав и раз’яснили, что если бі>? летчики, которых мы потеряли, н бою более смело экс- плоатироваля самолет, а не ограни­ чивались уходом от атаки врага креном 16 — 20°, они остались бы живы. Простой и убедительный разбор удовлетворил летчиков. Реальный разбор ошибок в других боях также помогал нам укреплять авторитет командирского слова, ко. торого летчики ждут и всегда принимают, как должное. Боевые качества командира неотделимы от его умения отлично пилотировать самолет, доскональ­ но знать его. Можно прекрасно драться, но не уметь хорошо взле­ теть, произвести посадку, и тогда ни о каком боевом авторитете го­ ворить нельзя. Слушая «нотацию» командира, летчик всегда должен чувствовать, что указывающий ему старший товарищ никогда подоб­ ного сам не допустит. Тогда лет­ чик поверит словам командира полностью й будет быстро исправ­ лять свои недостатки. Как уже я сказал выше, главное для поддержания боевого автори­ тета командира—личный пример в бою. Если командир будет смелым в бою, если сумеет расчетливо про­ изводить разработку всех опера­ ций, четко руководить боями, если в знании машины, в эксплоатации ее у него не будет себе соперни­ ков,—боевой авторитет командира будет непререкаем. Герои наступления н с инолаи ѵ*УРовов Когда командира спрашивают: «Кто из летчиков подразде­ ления в бою служит примером стойкости и отваги, кто свято выполняет победный девиз штурмовиков?» он отвечает: «Стар­ ший лейтенант Николай Суровое». Бесстрашный и опытный летчик, он прославил свое имя во многих боях с врагом. Слава его еще больше утвердилась, когда Красная Армия и Северный флот уничтожали осиное гнездо немцев в Печенге. В дни наступления его группа потопила 18 морских единиц, много повредила нх и нанесла большой урон живой силе против­ ника. НА СНИМКЕ: старший лейтенант Н. Суровое. СВЯЗЬ В ПОЛЕТЕ На долю стрелков-радистов и вообще связи в боевом вылете ло­ жится большая ответственность за достижение общего успеха. Однажды над целью вдруг пре­ кратила работу внутренняя связь на самолете летчика ТІ. Причи­ на этому оказалась очень про­ стой. Летчик, переключая нейт­ ральный газ, задел рукавом рукоятку регулятора громкости ОПУ, произвольно вывел ее в левое крайнее положение. Слыиіи мюсть внутри самолета, сильно упала. Работа моторов на полной мощности еще больше ухудшала Г. Капитан Гапоненко Морская подготовка летчиков-торпедоносцев Несмотря іга многообразие бое­ вой работы, выполняемой нашей торпедоносной авиацией, все же основной задачей ее по прежнему остается воздействие по военному и транспортному флоту противника ла морских коммуникациях, вклю­ чительно до портов и военно-мор­ ских баз. іПри крейсерских полетах оди­ ночных самолетов-торпедоносцев на поиск и торпедирование кораб­ лей противника наі его отдаленных коммуникациях, при нанесении тор­ педных ударов высотных и низких торпедоносцев, а также при взаи­ модействии их с другими такти­ ческими грушами авиации (штур­ мовиками, бомбардировщиками и истребителями прикрытия), нако­ нец, .при тактическом взаимодейст­ вии торпедоносцев с кораблями флота, — во всех случаях настоя­ тельно требуется повышенная мор­ ская подготовка летчик а-торпедо­ носца. Морская подготовка летного со- стааа должна быть целеустремле- на прежде всего на привитие навы­ ков в определении классов и типов кораблей, на умение определять в полете тоннаж кораблей, их разме­ ры, курсовые углы, скорость хода, а также ла умение определять по­ ходные ордера кораблей, расстоя­ ние до конвоя в целом, расстояние от кораблей охранения до охраняе­ мых транспортов. Для этого лет­ ный состав торпедоносцев должен Гвардии майор Д. Калинин повседневно развивать глазомер, ибо его отсутствие отрицательно сказывается на качестве произво­ димых атак. Имел место случаи, когда лет­ чик, определив дистанцию до ко­ рабля-цели, брал соответствующее упреждение на скорость хода ко­ рабля в сбрасывал торпеду, на­ деясь на верный успех атаки. Од­ нако торпеда проходила далеко за кормой корабли или корабль успе­ вал уклониться от следа торпеды маневрированием или изменением хода. В первом случае летчик ошибся в определении дистанции, ■которая в действительности оказа­ лась в 3—4 раза больше. Торпеда проходила до пересечения с кур­ сом корабля большее время, к о ­ рабль успевал пройти больше взя­ того летчиком упреждения, и тор­ педа проходила далеко за кормой корабля-цели. Сбрасывание тор ісды с боль­ шой дистанции дает возможность кораблю своевременно уклониться от следа торпеды. Наглядно в этом можно убедиться на двух безус­ пешных атаках летчика Василенко, который, пренебрегая прицелом и неправильно определив дистанцию до корабля, взял очень малое упреждение. Торпеда прошла за кормой транспортаі. В другой раз, обнаружив транспорт противника водоизмещением 6.000 тонн, Васи­ ленко проявил поспешность и, не определив точно элементы движе­ ния корабля, сбросил торпеду с дистанции, не обеспечивающей встречу ее с кораблем-целью. От­ сутствие глазомера и пренебреже­ ние прицелом привели к безре­ зультатности двух торпедных атак. Наиболее верен удар с короткой дистанции, но и короткая дистан­ ция сбрасывания торпеды также может привести к промаху, если летчик при сближении с кораблем- целью не будет следить за изме­ нением элементов его движения. Кораблем-целью на полигоне при отработке летным составом низко­ го торпедометаяия крайне необхо­ димо поочередно выделять воен­ ные корабли различных классов и типов и крупные транспорты. Это даст положительные результаты в боевом применении торпедного оружия нашей авиацией, а личный состав кораблей на практике изу­ чит тактику самолетов-торпедонос. цев и отработает задачу по укло­ нению от выпущенных ими тор­ пед. При таких учениях личный состав кораблей я авиации найдет общий язык для предстоящих сов­ местных действий на море, отрабо­ тает взаимодействие самолетов- торпедоносцев с кораблями флота. ее и на боевом курсе летчик со штурманом не имел связи. Это при­ вело к неточному бомбометанию. Сброшенные бомбы не нанесли урона вражеским кораблям. Как видно из примера, произ­ вольность выключения СПУ, бес контрольное™ за его работой п по­ лете свели на нет всю подготовку вылета, все усилия экипажа, стре­ мившегося достигнуть успеха. Сле. довательно, контроль за работой внутренней и внешней связи необ­ ходим на всем протяжении полета— от взлета до посадки—силами все­ го экипажа. Большое значение при ударе по врагу имеет внешняя связь, осо­ бенно на самолетах, выполняю­ щих задачи разведки и доразведки. Мне кажется, что перед такими вылетами будет не вредно прово­ дить проигрыш полета со стрелка- ми-радистами подразделения, во избежание случаев невыполнения боевых задач по вине службы свя­ зи. Как-то на дорззведку погоды в район коммуникаций противника вылетал экипаж в составе летчика капитана Протас и стрелка-ради­ ста Кузнецова. Ударная группа на. ходилась в готовности № 1, ожи­ дала радиодонесения с борта само- лета-разведчика. Через час после вылета экипажа доразведки, была получена радиограмма: «Над целью облачность 10 баллов, высота 400 метров, видимость 15 клм.». Командир, руководивший ударной группой, вторично запросил экипаж разведчика о состоянии погоды в районе цели. Стрелок-радист Куз­ нецов, принявший радиограмму с земли с требованием донести о по­ годе, доложил об этом командиру экипажа, Штурман дал новые све­ дения. Однако Кузнецов, видя, что погода над целью «прежняя», решил передать первый текст ра­ диограммы. А между тем во вто­ ром тексте была бы уточнена вы­ сота облачности: вместо 400—4.000 Метров, Командир группы бомбардиров­ щиков, получив радиограмму от са. молета доразведки, в которой со­ общалось, что погода без измене­ ний, принял решение: полет на бом- боудар отменить. После же посад­ ки самолета летчика Протас выяс­ нилось, что погода над целью бы­ ла совсем не такой, какой ее дава­ ли в радиограммах, т. е. высота облачности была 4.000 метров, а не 400, как об этом сообщал сержант 'Кузнецов. Ввиду халатного отношения к своим обязанностям стрелок-ра­ дист Кузнецов сорвал вылет на­ ших бомбардировщиков для удара по противнику. Пример хорошего обеспече­ ния связи показывают стрелки- радисты старшины тт. Олейник и Марейчук. Не так давно, вы* полняя задание по связи на борту самолета старшего лейте­ нанта Афонина, стрелок-радист Марейчук в донесении с воз­ духа указывал, что обнаружил в квадрате іН. конвой противника, перечислил количественный состав его и дал состояние погоды: об­ лачность 6—8 баллов, высота 360 метров, видимость 15—20 клм. Ровно через 3 минуты была полу­ чена вторая радиограмма, в кото­ рой т. Марейчук дал поправку вы­ соты облачности. Действительная высота в этот момент была 2.300 метров. В дальнейшем, находясь все время над конвоем, он сооб­ щал по радио данные передвиже­ ния этого конвоя через каждые Ю—15 минут. Вылетевшие группы бомбардировщиков были наведены точно на конвой противника по ра­ дио самолета, на котором нахо­ дился Марейчук. В результате его четкой работы наши бомбардиров­ щики одержали значительный ус­ пех. В дополнение к своей уже выполненной задаче т. Марейчук зафиксировал на фотопленку по­ топление кораблей противника. Связистам подразделения надо лично присутствовать при поста­ новке задач перед экипажем, да­ вать свои советы по использова­ нию радиосвязи, правильного при­ менения ее, чтобы радиосвязь была полноценным и безотказным орга­ ном б о е м г о управления,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz