Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 15 ноября 1944 г.. № 270 (310). Боевой авторитет командира Унас очень часто и много гово рят об авторитете командира. О д нако не всегда и не все этот вопрос понимают правильно. Если офицер- командир хочет, чтобы его автори тет был нысок, он должен быть примером во всем. На выполнение самых ответственных, трудных бое вых заданий должен лететь коман дир. Если перед его летчиками ставится сложная задача, требую щая большого напряжения сил, если в подразделении у некоторых летчиков понижается настроение а свяэи с потерями или неудачными вылетами—его место в бою. во гла. се своих экипажей, идущих на за дание. Однажды летчикам подразделе ния гвардии майора Логинова пришлось в один день выполнять два задания. В первом летчики ве ли трудный бой и потеряли одного из своих товарищей. Через час по ступил новый приказ. Настроение у некоторых товарищей было по давленным. Второе задание было более сложным: увеличивался ра диус полета и лететь предстояло в условиях сильного ухудше ния метеообстановки. Логинов со брал летчиков и сказал: — Полечу сам. Задание сложное и выполнить его нужно с честью. Боевое стремление командира воодушевило летчиков. Они-смело и успешно провели тогда бой. Гвар дии майор Логинов сбил немецкий истребитель. (На выполнение самых сложных, ответственных задач ходят также всегда и гвардии капитаны тт. Максимович, Коломиец и Диденко. В бою задача командира под держать наступательный дух, ибо переход к обороне всегда рождает у летчиков неправильное, преуве личенное представление о силах противника. Недавно гвардии ка питану Диденко пришлось про вести бой с вдвое превосхо дящим врагом. Сам бой шел с отходом к своим берегам. Однако Диденко ни на минуту не терял наступательного темпа. Три вражеских самолета сбили в этом бою наши летчики. іНе меньшее значение для успеха сражения имеет боевой призыв командира. В трудную минуту ила. стный и спокойный голос веду, т е го может оказать неоценимую услугу. Кроме того, бое ной призыв в воздухе поднимает уверенность летчиков в своей силе, разжигает наступательный порыв. Командиры наших подразделений при блоки- Гвардии подполковник Д. Маренко роаке немецкого аэродрома часто пользовались этим способом увле чения летчиков в боіі. Слыша при зыв ведущего, истребитель всегда смелее дерется, а о командире своем в любой обстановке ска жет: «Это настоящий боевой командир». Иногда от летчиков, особенно молодых, доводится слышать: «С этим командиром можно игти хоть в огонь, хоть в воду,—-всегда «су хим» выведет». Это очень высокая оценка. Она обычно дастся тому, кто дерзко и умно руководит боем, кто добивается большого эффекта и не имеет потерь. Для того, что бы командир мог добиться подоб ного успеха в своей работе, он обя. зан постоянно совершенствоваться, критически подходить ко всем вы летам, являть собой пример. Авторитет командира но многом зависит и от того, насколько он умеет воспитывать летный со став, учить его воес:;ть. Как правило, из летчика, с которым «повозишься» при вводе его в строй, получается потом отличный воин. Д л я него авторитет коман дира, который его учил, непрере каем. 'Покажу это на примере гвар дии лейтенанта Пилюс. С первых вылетов мы поняли, что из него может быть хороший истребитель, но если за ним не проследить пер вое время, он быстро может ока заться жертвой врага (Пилюс в бою был горяч). Мы сделали сле дующее: распределяя летчиков по парам, ставили Пилюса ведомым в среднюю группу с таким расчетом, чтобы напарником его и сзади иду щими летчиками были опытные истребители. Пилюс не мог при та ком построении оторваться от группы и всегда на его глазах проходили все действия опытных товарищей. Вскоре гвардии лейте нант научился воевать, стал хо дить ведущим пары. Теперь он один из лучших летчиков части. Но время разбора полета коман дир должен быть справедливым. Все недостатки он обязан вскры вать строго и до конца. Всегда, при любых обстоятельствах, он обязан сказать летчику правду в глаза. В одном из боев мы понесли потери. Виноваты в этом были са ми? погибшие, хотя не всем это бы ло ясно и кое-кто пытался сва лить вину гибели на превосходство сил противмика. Доказать летчи ку, который был в этом бою, что он ошибается—вещь не легкая, тем более, когда вопрос идет о жизни и смерти. Малейшая ошибка командира могла вызвать неверие в его слона. Чтобы не было различ ных толкований и мнений, мы со брали летный состав и раз’яснили, что если бі>? летчики, которых мы потеряли, н бою более смело экс- плоатироваля самолет, а не ограни чивались уходом от атаки врага креном 16 — 20°, они остались бы живы. Простой и убедительный разбор удовлетворил летчиков. Реальный разбор ошибок в других боях также помогал нам укреплять авторитет командирского слова, ко. торого летчики ждут и всегда принимают, как должное. Боевые качества командира неотделимы от его умения отлично пилотировать самолет, доскональ но знать его. Можно прекрасно драться, но не уметь хорошо взле теть, произвести посадку, и тогда ни о каком боевом авторитете го ворить нельзя. Слушая «нотацию» командира, летчик всегда должен чувствовать, что указывающий ему старший товарищ никогда подоб ного сам не допустит. Тогда лет чик поверит словам командира полностью й будет быстро исправ лять свои недостатки. Как уже я сказал выше, главное для поддержания боевого автори тета командира—личный пример в бою. Если командир будет смелым в бою, если сумеет расчетливо про изводить разработку всех опера ций, четко руководить боями, если в знании машины, в эксплоатации ее у него не будет себе соперни ков,—боевой авторитет командира будет непререкаем. Герои наступления н с инолаи ѵ*УРовов Когда командира спрашивают: «Кто из летчиков подразде ления в бою служит примером стойкости и отваги, кто свято выполняет победный девиз штурмовиков?» он отвечает: «Стар ший лейтенант Николай Суровое». Бесстрашный и опытный летчик, он прославил свое имя во многих боях с врагом. Слава его еще больше утвердилась, когда Красная Армия и Северный флот уничтожали осиное гнездо немцев в Печенге. В дни наступления его группа потопила 18 морских единиц, много повредила нх и нанесла большой урон живой силе против ника. НА СНИМКЕ: старший лейтенант Н. Суровое. СВЯЗЬ В ПОЛЕТЕ На долю стрелков-радистов и вообще связи в боевом вылете ло жится большая ответственность за достижение общего успеха. Однажды над целью вдруг пре кратила работу внутренняя связь на самолете летчика ТІ. Причи на этому оказалась очень про стой. Летчик, переключая нейт ральный газ, задел рукавом рукоятку регулятора громкости ОПУ, произвольно вывел ее в левое крайнее положение. Слыиіи мюсть внутри самолета, сильно упала. Работа моторов на полной мощности еще больше ухудшала Г. Капитан Гапоненко Морская подготовка летчиков-торпедоносцев Несмотря іга многообразие бое вой работы, выполняемой нашей торпедоносной авиацией, все же основной задачей ее по прежнему остается воздействие по военному и транспортному флоту противника ла морских коммуникациях, вклю чительно до портов и военно-мор ских баз. іПри крейсерских полетах оди ночных самолетов-торпедоносцев на поиск и торпедирование кораб лей противника наі его отдаленных коммуникациях, при нанесении тор педных ударов высотных и низких торпедоносцев, а также при взаи модействии их с другими такти ческими грушами авиации (штур мовиками, бомбардировщиками и истребителями прикрытия), нако нец, .при тактическом взаимодейст вии торпедоносцев с кораблями флота, — во всех случаях настоя тельно требуется повышенная мор ская подготовка летчик а-торпедо носца. Морская подготовка летного со- стааа должна быть целеустремле- на прежде всего на привитие навы ков в определении классов и типов кораблей, на умение определять в полете тоннаж кораблей, их разме ры, курсовые углы, скорость хода, а также ла умение определять по ходные ордера кораблей, расстоя ние до конвоя в целом, расстояние от кораблей охранения до охраняе мых транспортов. Для этого лет ный состав торпедоносцев должен Гвардии майор Д. Калинин повседневно развивать глазомер, ибо его отсутствие отрицательно сказывается на качестве произво димых атак. Имел место случаи, когда лет чик, определив дистанцию до ко рабля-цели, брал соответствующее упреждение на скорость хода ко рабля в сбрасывал торпеду, на деясь на верный успех атаки. Од нако торпеда проходила далеко за кормой корабли или корабль успе вал уклониться от следа торпеды маневрированием или изменением хода. В первом случае летчик ошибся в определении дистанции, ■которая в действительности оказа лась в 3—4 раза больше. Торпеда проходила до пересечения с кур сом корабля большее время, к о рабль успевал пройти больше взя того летчиком упреждения, и тор педа проходила далеко за кормой корабля-цели. Сбрасывание тор ісды с боль шой дистанции дает возможность кораблю своевременно уклониться от следа торпеды. Наглядно в этом можно убедиться на двух безус пешных атаках летчика Василенко, который, пренебрегая прицелом и неправильно определив дистанцию до корабля, взял очень малое упреждение. Торпеда прошла за кормой транспортаі. В другой раз, обнаружив транспорт противника водоизмещением 6.000 тонн, Васи ленко проявил поспешность и, не определив точно элементы движе ния корабля, сбросил торпеду с дистанции, не обеспечивающей встречу ее с кораблем-целью. От сутствие глазомера и пренебреже ние прицелом привели к безре зультатности двух торпедных атак. Наиболее верен удар с короткой дистанции, но и короткая дистан ция сбрасывания торпеды также может привести к промаху, если летчик при сближении с кораблем- целью не будет следить за изме нением элементов его движения. Кораблем-целью на полигоне при отработке летным составом низко го торпедометаяия крайне необхо димо поочередно выделять воен ные корабли различных классов и типов и крупные транспорты. Это даст положительные результаты в боевом применении торпедного оружия нашей авиацией, а личный состав кораблей на практике изу чит тактику самолетов-торпедонос. цев и отработает задачу по укло нению от выпущенных ими тор пед. При таких учениях личный состав кораблей я авиации найдет общий язык для предстоящих сов местных действий на море, отрабо тает взаимодействие самолетов- торпедоносцев с кораблями флота. ее и на боевом курсе летчик со штурманом не имел связи. Это при вело к неточному бомбометанию. Сброшенные бомбы не нанесли урона вражеским кораблям. Как видно из примера, произ вольность выключения СПУ, бес контрольное™ за его работой п по лете свели на нет всю подготовку вылета, все усилия экипажа, стре мившегося достигнуть успеха. Сле. довательно, контроль за работой внутренней и внешней связи необ ходим на всем протяжении полета— от взлета до посадки—силами все го экипажа. Большое значение при ударе по врагу имеет внешняя связь, осо бенно на самолетах, выполняю щих задачи разведки и доразведки. Мне кажется, что перед такими вылетами будет не вредно прово дить проигрыш полета со стрелка- ми-радистами подразделения, во избежание случаев невыполнения боевых задач по вине службы свя зи. Как-то на дорззведку погоды в район коммуникаций противника вылетал экипаж в составе летчика капитана Протас и стрелка-ради ста Кузнецова. Ударная группа на. ходилась в готовности № 1, ожи дала радиодонесения с борта само- лета-разведчика. Через час после вылета экипажа доразведки, была получена радиограмма: «Над целью облачность 10 баллов, высота 400 метров, видимость 15 клм.». Командир, руководивший ударной группой, вторично запросил экипаж разведчика о состоянии погоды в районе цели. Стрелок-радист Куз нецов, принявший радиограмму с земли с требованием донести о по годе, доложил об этом командиру экипажа, Штурман дал новые све дения. Однако Кузнецов, видя, что погода над целью «прежняя», решил передать первый текст ра диограммы. А между тем во вто ром тексте была бы уточнена вы сота облачности: вместо 400—4.000 Метров, Командир группы бомбардиров щиков, получив радиограмму от са. молета доразведки, в которой со общалось, что погода без измене ний, принял решение: полет на бом- боудар отменить. После же посад ки самолета летчика Протас выяс нилось, что погода над целью бы ла совсем не такой, какой ее дава ли в радиограммах, т. е. высота облачности была 4.000 метров, а не 400, как об этом сообщал сержант 'Кузнецов. Ввиду халатного отношения к своим обязанностям стрелок-ра дист Кузнецов сорвал вылет на ших бомбардировщиков для удара по противнику. Пример хорошего обеспече ния связи показывают стрелки- радисты старшины тт. Олейник и Марейчук. Не так давно, вы* полняя задание по связи на борту самолета старшего лейте нанта Афонина, стрелок-радист Марейчук в донесении с воз духа указывал, что обнаружил в квадрате іН. конвой противника, перечислил количественный состав его и дал состояние погоды: об лачность 6—8 баллов, высота 360 метров, видимость 15—20 клм. Ровно через 3 минуты была полу чена вторая радиограмма, в кото рой т. Марейчук дал поправку вы соты облачности. Действительная высота в этот момент была 2.300 метров. В дальнейшем, находясь все время над конвоем, он сооб щал по радио данные передвиже ния этого конвоя через каждые Ю—15 минут. Вылетевшие группы бомбардировщиков были наведены точно на конвой противника по ра дио самолета, на котором нахо дился Марейчук. В результате его четкой работы наши бомбардиров щики одержали значительный ус пех. В дополнение к своей уже выполненной задаче т. Марейчук зафиксировал на фотопленку по топление кораблей противника. Связистам подразделения надо лично присутствовать при поста новке задач перед экипажем, да вать свои советы по использова нию радиосвязи, правильного при менения ее, чтобы радиосвязь была полноценным и безотказным орга ном б о е м г о управления,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz