Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
И ноября 1944 г.. № 267 (33; СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК Парторганизация растет за счет лучших людей В боях за очищение советского С евера от немецких захватчиков нетчики подразделения т. Анучина добились значительных боевых успехов. В ‘первых боевых вылетах на сопровождение штурмовиков, в сложных метеоусловиях, при си ль ном противодействии истребителей противника и зенитной артиллерии, истребители, ведомые своим б ое вым командиром т. Анучиным, обеспечили надежное прикрытие «Ильюшкиых», а в завязавшемся во зд уш н о м бою сбили 2 самолета противника. Как и всегда; в первых рядах воздушных воинов шли коммунисты и комсомольцы. Кандидат в члены БКП (б) л ей тенант т. Демиков личным приме ром мужества и высокого мастер ства вдохновлял летчиков под разделения на боевые подвиги. В боях за П етсамо т. Д еми ков произвел наибольшее к о л и чество боевых вылетов. Он м а стерски провел 2 воздушных боя, в каждом из которых сбил по о д ному вражескому самолету. Ком мунист Демиков — гордость на шей части. .Ha-днях он награжден вторым орденом Красного З н а мени. Огромное желание вступить в ряды партии является ярким по ка зателем беззаветной преданности наших летчиков, техников и млад ших специалистов, офицеров, сер жантов и краснофлотцев делу Ленина — Сталина. За период активных боевых д е й ствий на Севере в парторганиза цию подано 8 заявлений о приеме в члены ВК'П(б) и 7 заявлений о приеме в кандидаты партии. Вот что пишут в своих заявлениях вступающие в партию летчики. Командир эвена кандидат в ч л е ны ВКП(б) тов. Ермилин в заявле нии о приеме в члены партии пи сал: «Прошу партийную организа цию принять меня в члены ВКП(б). Я хочу добивать немцев в Запо лярье только коммунистом». Тов. Ермилин опытный боевой летчик. Его грудь украшена орденом Красного Знамени и орденом. Крас ной Звезды . Принятые кандидатами а члены ВКП(б) летчики тт. Шабанов и Скоморохин на деле показали свою кровную принадлежность к партии большевиков. Они надежно при крывали штурмовиков при нанесе нии ими бомбо-штурмовых ударов по врагу и успешно ведут воздуш ные бои. Тов. Шабанов, летая ве домым у тов. Демиков а, умело обе регает в воздушном бою своего ве дущего. Он трижды обеспечивал победу своему командиру. В пе риод боев за Петсамо тов. Шаба нов произвел 10 боевых вылетов. Командование части дало высокую оценку боевой работе Шабанова. Вместе с летчиками вступают в партию и их боевые друзья — ме ханики и младшие специалисты. Принятый в кандидаты ВКП(б) ме ханик т. Вознесенский является одним из лумших специалистов подразделения. Принятый в члены ВКП(б) т. Ви. нокуров продолжительное время работал на обслуживании учебных полетов. С переходом на боевой самолет т. Винокуров значительно улучшил свою работу. В настоящее время им обслужено около 100 бое вых вылетов. Организующая роль партийной организации, коммунистов и комсо мольцев в дни напряженных боев с немецкими захватчиками прояв ляется с исключительной силон. Боевой авторитет коммунистов и всей парторганизации неизмеримо возрос, ибо коммунисты сражают ся за Родину, не жалея- ни своих сил, ни самой жизни. Вот почему так велико стремление беспартий ных вступить в ряды большевист ской партии. Майор И. ГРОМОВ. Тактическое взаимодействие а в и а ц и и с торпедными катерами Восемь побед числится на личном счету летчика-истребите- ля т. Власова. В воздушных боях в паре с т. Власовым сражается его ведомый т. Бужинский. На фото — вернувшиеся из полета т. Власов (справа) и т. Бужинский обсуждают проведенный бой с фашистскими самолетами. Фото И. Михеева. пасами, рассчитанными на пора жение бронированных немецких машин к ак в воздухе, так и на земле. Когда в действующие части с т а ли поступать новые самолеты, сложная воздушная обстановка резко изменилась в нашу пользу. Отличающийся высокой маневрен ностью и простотой управления, советский истребитель «Яков лев-1», ставший массовым воздуш ным оружием, успешно вел бои с основным немецким истребителем «Мессершмитт-109». Немцы терпе ли поражения, и это заставило их прибегнуть к ряду конструктор ских ухищрений с целью модерни зации своих машин класса истре бителей. Вскоре в воздухе появи лись обновленные модели «Ме- 109» с более мощным вооруже нием и моторами. Вслед з а тем немцы выпустили новую машину того ж е класса— «ФВ-190». Н а деясь на мощное вооружение свое го нового самолета, немцы пола гали, что «Фок ке -©ул ьф - І 90» даст им, то, чего не могли добиться их пилоты на «Мессерішмиттах», т. е. полное господство в воздухе. Однако первые же воздушные бои разочаровали противника. На ши «Яковлевы» свободно вели бой •с «ФВ-190» и, как правило, почти всегда одерживали победу. В то же время советская авиационная промышленность приступила к с е рийному производству истребителя «Лавочкин-5», который по живуче сти и маневренности значительно превзошел новую немецкую маши ну. Это был очередной выигрыш в технической борьбе с немцами. В противовес немецким машинам бомбардировочного типа наши авиационные конструкторы созда ли отличные модели «Петляков-2», «Туполев-2», «Петляков-8» и др., которые полностью оправдали се бя в бомбардировочных операциях различного профиля. Одним из по следних образцов наших бомбар дировщиков явился самолет «ТУ-2» конструктора Туполева. Эта машина по своим габаритам и по летному весу не превышает дру гих моделей подобного класса. Но вместе с тем она намного превос ходит большинство зарубежных бомбардировщиков по своей грузо- под’емноетиі. «ТУ-2» обладает зна чительной дальностью действия, скоростью полета, прекрасно во- 4. СБОР ГРУППЫ ТК И ПОМОЩЬ АВИАЦИИ О ЫХОД ТК из атаки, как пра- *■' вило, обеспечивается поста новками дымзавес и ввиду того, что каждый катер атакует опреде ленную цель, отход их бывает раз розненный, по одному, по два. Это обстоятельство возлагает на груп пу самолетов прикрытия задачу по мощи ТК в сборе. Как практически может осуще ствляться сбор ТК? Командир группы, который почти во всех случаях атакует первым, на выхо де примерно в 8—10 клм. о.т кон воя уменьшает ход или совсем останавливается для сбора кате ров, выходящих из атак. Иногда катера сами следуют правильным курсом к месту сбора. Но зачастую они, минуя дымзавесы, берут неправильные курсы, противник же в это время стремится атаковать ТК, пока они не собрались в груп пу. В этих случаях (а я бы сказал в каждой операции) летчикам не обходимо навести ТК іна флагман ский катер, оказать помощь кате рам, потерявшим ориентировку. Нам неоднократно приходилось помогать катерникам а сборе их группы. Например, в операции 15 сентября один отставший катер быстро и хорошо навел лейтенант Кириченко. В этот раз получилось так, что свой отставший катер о с новная группа ТК приняла за мор ской охотник противника. Когда он начал с помощью Кириченко сближаться с группой, ведущий передал: «Кто идет слева сзади меня?», «Буду открывать огонь». Поняв, в чем дело, Кириченко от ветил: «Это свой 216. Навожу его на вас». Этот пример показывает, какую большую помощь окаізали летчи ки каітерникам в момент их выхода из атаки. Другой пример можно привести из операции 19 августа, когда моя группа прикрывала к а т е ра капитана 2-го ранга т. -Коршу н о в а ^ В этой операции участво вали две группы ТК. Когда к а т е ра іКоршуіновиіча, выполнив зад а ние и собравшись в группу стали отходить домой, группа каштан- лейтенанта т. Ефимова, запоздав с атакой, взяла неправильный курс обратного следования. На помощь катерникам опять пришли летчики. ■Мы подошли к ТК и на запрос т. Ефимова, каким ему следовать курсом,, дали исчерпывающий о т вет. Больше того, летчики привели катерников д о самой базы. 5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В ВОЗДУШНОМ БОЮ р АВНО как летчики в момент * обеспечения катерам торпед ной атаки, подавляя артиллерий ский огонь кораблей противника, как бы участвуют в морской бою, так и катерники, отсекая неприя тельские самолеты, заходящие в атаку на наших летчиков, являют ся участниками воздушного боя. Два эти момента совместной опе рации наиболее важны и по сущ е ству решают ее исход. За последнее время немцы, тер пя крупные поражения на море от I действий североморских торпедных і катеров, всяіческн пытались уси- • лить охрану конвоев. Это у с и л е -; ние шло как по линии выделения і морских охотников, так и по л и -; ним посылки в район каравана ист- j ребителен. Причем истребители' Старший лейтенант А. Н И К О Л А Е В . дух е было весьма вероятным, т к. катера в операции имели крупный успех. Это хорошо знали наши л ет чики. Прикрытие торпедных к а т е ров они вели двумя группами, к о торые находились на разных высо тах: одна выше, а четверка веду щего на вы соте 700 — 800 метров. Неподалеку от своих берегов С а харов заметил шестерку приближа ющихся самолетов противника. Причем немцы шли растя.іѵ го: па ра впереди и ниже, а остальные как бы прикрывали переднюю пару. Такой порядок врага дал в о зм ож ность ведущему сразу догадаться о его замыслах. — Передняя пара с бомбами, — решил капитан и тут ж е дал лри- -V І I АІОіИЛХОв AesS> L » ( - т Схема № 5, * Продолжение'. Начало см. «Се вероморский летчик» за 2 и 3 нояб ря. оружен и чаще всего может дей ствовать без сопровождения истре бителей. Результаты созидательной рабо ты нашей авиапромышленности в годы Отечественной войны., поми мо приведенных фактов, характе ризуются следующими двумя циф рами, дающими яркое представле ние о возрастающих боевых каче ствах нашей авиационной техники. Так, скорость нашего отечествен ного самолета-истребителя по срав нению с 1940 годом возросла бо лее чем на 150 процентов, а ско- ропод’емность—более чем на 200 процентов. Причем эти показатели далеко не являются пределом. Творческая мысль наших авиацион ных конструкторов — созидателей моторов, самолетов и вооруже ния—неустанно работает «ад еще более совершенными образцами. П о классу истребителей такой машиной является, наПример, вновь .выпущенный самолет «Яковлев-3». Это самый легкий из всех истре бителей, состоящих на вооружении как у нас, так и у противника. По своим маневренным качества», о со бенно на вертикальных фигурах высшего пилотажа, он превосходит противника, с одной стороны, пыта ются нанести удар по ТК, для чего вооружаются мелкими бомбами, с другой — вести борьбу с истреби телями прикрытия. Вот здесь-то и важно наличие четкого, умелого взаимодействия между ТК и прикрывающей авиа цией. Летчикам нашего подразделения в практике прикрытия ТК несколь ко раз приходилось иметь встречи с истребителями противника. Н а до сказать, что всегда мы выходи ли победителями в воздушных б о ях. В этом немалая заслуга и к а терников, которые дружным огнем своих автоматов крепко помогали своим товарищам в воздухе. Взаимодействие ТК с истребите лями противника во время ведении воздушного боя заключается в том, что истребителями прикрытия (осо бенно, когда противник имеет ко личественное преимущество) время от времени используется огонь ав томатов дл я своего прикрытия. Иногда ж е катерники могут о к а зать самую активную помощь л ет чикам, выбивая противника б у к вально из-под хвоста. Разберем один наиболее хар ак терный совместный бой. Истребите ли прикрытия капитана Сахарова прикрывали ТК на обратном марш руте. Появление противника в воз- лучшиа образцы существующих с а молетов этого класса. В то же время скорость «Яковлева-3» д а л е ко оставляет за собой скорость ■всех самолетов противника. На протяжении Отечественной войны врагу не удалось качествен но превзойти наши самолеты. Чис ленное превосходство, которое имели немцы в первый период войны, ликвидировано нашей авиа промышленностью, резко увели чившей выпуск самолетов, и теми большими потерями, которые понес враг в воздушных боях. Советское воздушное оружие сильно тем, что в его создании, усовершенствова нии и эксплоатации принимают са мое активное участие все—о т к он структора до рядового механика и летч ик а—-непосредет ве нного участ ника воздушных боев. Впереди предстоят (крупные воздушные сражения. Обеспечивая в них успех нашим летчикам, с о ветская авиапромышленность при ложит все усилия к тому, чтобы насытить действующие части военмо-воздушных сил еще более совершенными самолетами, мото рами, вооружением и оборѵдова нием. казаяие ведущему пары Молчано ву оставаться на прикрытии к а т е ров, а сам решил вступить в бой. Кроме того, Сахаров сообщил о своих планах истребителям, нахо дившимся на высоте, и командиру группы катеров. Расчеты Сахарова были точны. Пара немцев, которая шла впереди, действительно имела под плоско стями бомбы и решила сразу о т бомбиться по ТК. Но путь ее п р е градил Сахаров со своим ведомым. Д ав заградительную очередь, от которой поспешили отвернуть фашисты, капитан сорвал первую атаку врага. Произведя другую атаку, Сахаров вынудил немцев сбросить бомбы на воду. Теперь завязался воздушный бой. Четыре немецких истребителя заметили нашу группу, находив шуюся на высоте и, отойдя в сто рону, пошли с набором. Пара «Ме-109» вступила в бой с парой Сахарова. Первая атака была на встречных курсах. Потом бой про должался на виражах. Одному из «Мессершмиттов» удалось почти в самом начале боя зайти Сахарову в хвост. Это заметили катерники и немедленно открыли по врагу з а градительный огонь. Атака немца была сорвана. Через некоторое время, когда Сахаров заходил в хвост ведущему фашисту, ведомый немец опять оказался на близкой дистанции и вот-вот начинал вести огонь. И опять капитана выручили комендоры с ТК. Дружным огнем они заставили отвернуть немца в сторону. А Сахаров спокойно про должал сближаться с другим нем цем и в упор сбил его (см. с х е му № 5). Вскоре две победы одерж али и истребители, ведущие бой на высо те. Немцы потерпели явное пора жение и поспешно вышли из боя. Такой успех нашим летчикам о б ес печили смелые и решительные д е й ствия, своевременная раізгадка з а мысла яротивника и хорошее взаи модействие с торпедными к ат е рами. Итак, что необходимо для хоро шего взаимодействия ТК -с авиа цией во время ведения совместного воздушного боя? И з приведенного примера ясно, что д л я этого надо грамотно оценить обстановку, р а з гадать замысел врага, обеспечить прикрытие катеров специальной группой, иметь группу боя на в ы соте и в нужный момент получить поддержку от катеров.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz