Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

2 СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК 1 ноября 1911 г. № 260 (330) КРАСНОФЛОТЦЫ И ОФИЦЕРЫ ВОЕННО МОРСКОГО ФЛОТА! Сильнее удары по морским коммуникациям врага! Топите корабли и транспорты противника, очищайте морские просторы от гитлеровской нечисти! Беспощадно истребляйте гитлеровских захватчиков на море и на суше! Да здравствуют советские военные моряки! ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК ВКП(б) К XXVII Г0Д0ВЩИНЕІВЕЛИК0Й ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. Сделаем полярную ночь нашей верной союзницей! КРЕПЧЕ НОЧНЫЕ УДАРЫ ПО КОРАБЛЯМ ВРАЕА Летом этого года, действуя по коммуникациям и портам противника, североморские штурмовики, бомбардировщики и торпедоносцы одержали немало побед на море. Уничтожение большого числа фашистских боевых кораблей и транспортов явилось ценным вкладом в дело победы воинов Красной Армии и моряков Северного флота в сражении за родную Печенгу. Од­ нако нами сделано далеко не все. 6 Наступление сухопутных и морских сил Карельского фрон­ та продолжается. Летчикам попрежнему предстоит трудная, но почетная задача—поддерживать это наступление с воздуха, ■громить конвои немцев, тгерёрезать коммуникации, не давать врагу возможности маневрировать на них. Эти требования, пред'я'вленные обстановкой—нелегки, тем более, что наступает полярная ночь, которая значительно затруднит боевую работу авиации. Однако, несмотря на это, активность нашего воздей­ ствия на противника должна и ночью неуклонно возрастать. Мы уже получаем хорошие известия о ночных, налетах бал­ тийских штурмовиков на коммуникации, врага. Они неоднократ­ но успешно громили суда противника в осенней темноте, хотя успехи доставались нелегко. Трудности здесь состоят в. том, что о т летного состава по­ требуется усиленная тренировка в отработке навигационных на­ выков слепого полета, поиска кораблей противника ночью, эле­ ментов ночных атак. Особо важную роль в ночных действиях ударной авиации, играет взаимодействие со своими кораблями и самолетами, обеспечивающими удар. Как правило, ночной налет на конвои эффективнее проходит при подсветке, во взаимодей­ ствии с кораблями, а это, в свою очередь, требует повышенной морской подготовки экипажа-ночника, совершенного владения радиосвязью. ‘Вместе с практической тренировкой летчику-ноч- нику необходимо повысить и уровень своих теоретических зна­ ний, так как ночной полет требует большей инициативы и само­ стоятельности действий. Боевой вылет ночью имеет свои поло­ жительные стороны. Ночью лучше, чем в какое либо другое вре­ мя суток, достигается, внезапность налета. Д л я экипажа менее опасны средства противовоздушной обороны. Атакованные ко­ рабли, ввиду плохой видимости, не могут использовать эфф ек-' тнвно маневры уклонения от торпеды или бомбы. Оставаясь не­ замеченным и неуязвимым, экипаж может долгое время воздей­ ствовать ка базы противника и его корабли. Противник изматы­ вается, что пр№ последующих атаках порождает панику, демо­ рализует, снижает способности сопротивления. Наславу поработала североморская авиация летним поляр­ ным днем. У нас есть все возможности, чтобы и полярной ночью успешно уничтожать вражеские корабли, громить немец­ кие конвои. Дело только за нами, летчиками. Ночь не должна скрыть от наших ударов фашистские ко­ рабли. 'Будем бить немцев ночью так же беспощадно, как били их днем! Герой Советского Союза гвардии калитан К. ШКАРУБД. Гвардии майор А. ВОЛОШИН. Гвардии старший лейтенант К. КУТЫЧКИН. Майор П. ШУЛИН. ----- О— Потоплено еще 8 немецких судов СБИТО 2 ФАШИСТСКИХ САМОЛЕТА 29 октября наши летЧикн нанесли несколько бомбо-штурмовых ударов ;по кораблям врага. В полдень группа штурмовиков, ведомая старшим лейтенантом Скопинцевым, под прикрытием истребителей т. Петрова, бомба.ми я снарядами с пикирования потопила в порту Вардэ 1 транспорт водо­ измещением 2.000 тонн, 1 буксир и 4 мотобота. В Гуль-фиорде (восточная часть Тана-фиорда) североморскими летчиками потоплен 1 МО, записанный наі личный счет истребителей- бомбардировщиков капитана Сахарова, и 1 СКР, повреждены I тран­ спорт 1.500 тонн: водоизмещением' и 2 СКР- Истребители-бомбардировщики, капитана Стрельникова сбросили бомбы по поселку. В воздушном бою, при, сопровождении бомбарди­ ровщиков, капитан Калашников сбил «Me-109», лейтенант Калекин — «ФВ-190». ГЕРОИ БОЕВ В ЗАПОЛЯРЬИ Старший лейтенант Иван Едуш НАЦИИ ИСТРЕБИТЕЛЬ ТЕМПЕСТ» Новый англий­ ский одноместный истребитель Х а у -. кер „Темпест* снабжен бескла­ панным 18-цилин­ дровым мотором „Центавр* мощ­ ностью в 2000 л. с. Скорость полета нового истребите­ ля превышает 640 км. час. Самолет приспособлен к высотным полетам и отличается бы­ стротой набора высоты. „Интеравиа" Сои, пре- Среди прибывших в э с к а ­ дрилью капитана Адонкина летчиков нового пополнения, младший лейтенант Иван Едуш был самым молодым. Тогда, в октябре 1942 года, ему исполнилось 18 лет. Р у ­ мяный, чуть ниже среднего роста, с голубыми глазами он больше пбходил на деся­ тиклассника, чем на летчн- ка-истребителя прифронто. вого аэродрома. Может быть именно поэтому он тогда меньше своих сверстников пользовался доверием стар­ ших. — Присматривайтесь пока. Осваивайте лучше машину. Станет в воздухе спокойнее, займемся и с вами, — гово­ рил командир всякий раз, когда !Едуш появлялся сре­ ди летчиков, возвративших­ ся из боя. В воздухе действительно было неспокойно. «Юнкер- сы» и «Месеершмитты» ры. скали в небе. Они появля­ лись над нашей территорией, появлялись над нашими аэ­ родромами и н агл о 'л езли ч надеясь на свое численное во сходство. Однажды в октябрьский день Едушу, все еще «присматривающе­ муся»,, довелось впервые в жизни наблюдать с земли за воздушным боем. Четверка «Харрикейнов», барражировавшая над аэродромом, встретилась с шестью «стодевяты- мп». «Харрикейны» стали в замк­ нутый круг и виражили, прикрывая друг другу хвост, а «мессеры» то набирая горку, то пикируя вниз, атаковали. 'Молодые летчики стояли у под­ ножья сопки, неподалеку от командного пункта. Все они с за­ вистью смотрели на разгоревшееся воздушное сражение, на стойкую и самоотверженную оборону с т а р ­ ших товарищей, стараясь 'запом­ нить каждый их маневр. — Отворачивай, а то собьет! почти во весь голос выкрикнул вдруг 'Едуш, когда один «стодевя- тый» заходил а хвост отставшему «Харрикейну». (Наблюдавшие одновременно уви­ дели камнем падающую машину и услышали глухую протяжную эржконовскую очередь. «Харри- кейн» упал за соседней сопкой. іЧерез несколько секунд оттуда поднялось облако густого ры­ жего дыма... Едуш и его товарищи бросились к месту падения само­ лета, но немногое довелось им увидеть: обгорелый остов фюзе­ ляжа и пятно запекшейся крови на сидении— все, что осталось от т о ­ варища, мужественно сражавшего­ ся с врагом, но допустившего ошибку... Под вечер Едуша вызвал коман­ дир. Они сделали несколько поле­ тов на УТИ-4 по кругу, потом пи­ лотировали в зоне, а когда произ­ вели последнюю посадку, капитан сказал: — Молодцом, румяный! Дело пойдет. Еще пару дней, н «И -16» получишь. Взволнованный н радостный, Едуш вернулся в. землянку и долго не мог в тот вечер уснуть. «■Командир сказал, что дело пой­ дет, что через пару дней мне дадут «И-16»,—думал младший лейте­ нант. К ак была бы рада мать, если бы узнала, что ее сын впервые под­ нимался в воздух и скоро пойдет в бой вместе с друзьями!.. Внезапно в памяти возникли обгорелый фю­ зеляж, лужица крови на сидении, рыжее облако дыма, глухая и про­ тяжная очередь «Эрликона».., Старший лейтенант И. ЕДУШ. Вспомнился родной Таганрог, ко­ торый тогда терзали немцы и где оставалась мать... В полутемной землянке Иван Едуш думал о мести фашистам. Он тихонько открыл чемодан, достал блок-нот и сделал в нем первую запись: «До сегодняшнего дня я никог­ да не думал так долго о жизни. Мгновение, в течение которого потерял свою жизнь мой неизвест­ ный товарищ, оставило в душе неописуемый отпечаток. Он хоро­ шо дрался! Правильно сказал поэт: .«Это счастье—умереть не даром». Вскоре после этого младший лейтенант Едуш вошел в строй боевых экипажей и вместе с ними начал летать на боевые задания. Быстро втянувшись п боевую ра­ боту, которая почти ежедневно начиналась на рассвете и заканчи­ валась поздним вечером, он забро­ сил свой дневник. 'Но то, что пере- думалось в памятный октябрьский вечер, что было записано в днев;- нике,—он помнил всегда. Изредка он перечитывал свою первую за ­ пись в блок-ноте и с каждым разом росли сомнения. — Все ли правильно здесь н а­ писано?—переспрашивал Едуш с е ­ бя. — Нет... Ведь этот летчик мог и не погибнуть, если бы справился с виражом и во-время заметил з а ­ ходящего в хвост «мессера». Жи ть и только жить! Драться и только драться! Ну, а если погибать, то так, чтобы не даром, чтобы рань­ ше победить самому, чтобы и мертвому шагнуть вперед, к побе- до, сокрушая врага,—ответил он однажды сам себе и рядом с пер­ вой записью изложил свои новые мысли,—мысли выросшего, креп, нущего воздушного бойца. Чем больше летал Едуш на бое­ вые задания, чем больше ему при­ ходилось встречаться в бою с вра­ гом, тем лучше он понимал, что в воздушном бою есть свои законы, соблюдение которых приносит победу. Едуш анализировал бои первого командира своей эскадрильи — дважды Героя Советского Союза Бориса Сафонова, бои капитана Адонкина и других северо­ морских асов. Когда эскадрилья получи­ ла - новую материальную часть, Едуш с юношеским задором и энергией отдался освоению самолета. Главным качеством истребителя он считал умение владеть ма­ шиной так, чтобы слиться с ней. И Едуш добился этого. Он, как никто другой в части, пилотировал свой бое­ вой самолет. Не было с л у ­ чая, чтобы в учебном бою в хвост его машины мог кто- либо зайти, в то время как Едуш легко «атаковывал» почти всех, В летних и осенних боях . прошлого года лейтенант одержал четыре воздушных победы. Он нападал на врага стремительно и дерзко. Б у ­ дучи уже опытным летчиком и командиром звена, молодой с е ­ вероморский ас очень часто гово­ рил летчикам своего подразделе­ ния: — Атакуйте врага с задней по ­ лусферы. Начинайте атаку н е с т р о ­ го с хвоста, а тогда, когда против­ ник находится немного ниже и впереди. Имея превышение (а оно всегда достигается маневром), круто пикируйте и только на в£г— ходе из пикирования оказывайтесь в хвосте противника. Такая атака трудна и скоротечна, но она вне­ запна и всегда принесет победу. С новой силой обрушил свой гнев на врага летчик 'Иван Едуш в 1944 году, когда ему пришлось воевать на истр еби тел е-бомбардировщи к е. Десятки раз он в дерзких н але­ тах на вражеские порты и конвои встречался лицом к лицу со смертью. Но думая о победе, Едуш всегда был победителем. За ко ­ роткое время он потопил несколь­ ко немецких кораблей, в «иоле которЫ'х—к рупный транс порт. -Все таким же молодым, как и два года назад, но уж е закаленным и мужественным, встретил он бои за Печенгу и с первых же дней стал активным их участником. 12 октября, ко гд а его шестерка гото­ вилась к вылету на сопровождение штурмовиков, Едуш заявил своим летчикам: — Если встретится противник — ни в коем случае не допускать его к «Ильюшиным». Д аж е если нем­ цев будет вдвое, втрое больше — будем драться насмерть. Победа или смерть!.. 12 октября старший лейтенант Иван Едуш э неравном бою с пре­ восходящим по количеству вра­ гом показал высокое мастерство, беспредельную отвагу. Когда н е­ мецкий истребитель зашел в хвост ведомому младшему лейтенанту Серебрякову, Едуш немедленно бросился на выручку боевому д ру ­ гу и сбил немца. Д. НИКОЛАЕВ. -- о- 48.000 ПРАЗДНИЧНЫХ 'КУЙБЫШЕВ. (ТАСС). К ом со ­ мольцы 'города на свои средства приготовили детям фронтовиков 48.000 праздничных подарков. В пакеты вложены шоколад, кон- феты, орехи, печенье. В Октябрь­ ские праздники в школах, детских домах, садах и яслях подарки бу- ПОДАРКОВ ДЕТЯМ дут вручены детям. Комсомольцы побывают на квартирах фронтови­ ков и преподнесут подарки малы­ шам. Н есколько десятков тысяч праздничных подарков для детей фронтовиков готовят коллективы заводов и фабрик.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz