Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК- 5 ноября 19-44 г., № 264 Ш4). Майор Т. Дзино Авиация Северного флота в боя за освобождение Совет ского Заполярья/ 1 ноября в 21 час столица .нашей і более кораблей охранения. Против- АЛ У Л , / " Ѵ ЛГ r t . ' l лт r f W A X . i r 1 _ _ _ _ _ _ _ _ ] Родины Москв-а от имени 'Родйиы •/ салютовала доблестным войскам \ К арельского фронта и морякам Се- I верного флота, завершившим пол- I мое освобождение Печенгской об- ц и л а с т и от немецких захватчиков. i f 4 Войска К арел ьского фронта, во * I взаимодействии с соединениями и , кораблями Северного флота, в грудных условиях Заполярья за короткое время .разгромили наго- \ л ойу немецкую группировку, нане­ сли противнику колоссальный уроін ц счистили советский Север от иемецких захватчиков. ■Каждый m нас знает, что мема- ' л ая засл у га а этом принадлежит северомЬр&ким летчикам. Вот по­ чему с затаенным дыханием бой­ цы и офицеры Военно-Воздушных Сил Северного флота 1 ноября слушали с л о в а приказа вождя: «В боях за освобождение Печенг­ ском области отличились... л ет­ чики... «генерал-майора авиации Преображенского, генерал-майора авиации Кидалинского, .генерал- м-айора авиации Петрухина, пол. ков ника Жатькова... .подполковни­ к а Литвинова...», За отличные боевые ; действия / Верховный' Главнокомандующий М арш ал Советского Союза товарищ С талин об ’я-внл благодарность войскам (Карельского фронта, . а т акж е соединениям И кораблям Северного флота, участвовавшим., в бо ях за освобождение ЙёчёнгекОй' : области. Заслужить, благодарность то- , варища Сталина — это значит быть 1 удостоенным высшей чести, испы­ тать великую радость и достой­ ную гордость. Летчики-северо­ морцы заслужили эту великую честь своим упорным трудом,, сво- і им героизмом, сайоотвер/кеіпі.о-' стіыо и преданностью Радинй! Лет- і чнкц-ееоероморіцы успешна в ы п о л ­ няли основную задачу, стоявшую, перед ними •— йо срьгйу морских -терсволок противника. В условиях 'северного театра, где бездо.рожье я вляется одним из основных ф ак­ торов, влияющих па характер бое­ вых операций, а воздушный транс­ порт, в си л у сложной метеороло­ гической обстановки, не всегда мо­ ж е т б и т ь широко использован, .... морские перевозки являются ос­ новным кан-алом, питающим сухо­ путны й ф ронт противника, его ф л о т, авиацию и промышленность. И звестно, что противник на про- ГЯіЖФНИМ .оілпй г ___ у я іж е п и и з § й войны пополнял Ъвйю северную группировку вой­ сками , военной техникой, боеприпа­ сами, снаряженном и продуктами !питания морским путем, через лой- ТІЛ Вар-ангер-фиорда. С Севера он -вывозил никел ь, в котором герман- 1с к а я промышленность испытывает о с т р ую н уж д у. Поэтому с первых I дн ей войны на коммуникациях, ! -пролегающих в!д о л ь берегов С е ­ верной Норвегии, происходило ин ­ тенсивное д виж ение транспортов и других кораблей, занимающихся перевозками. В начальный период воины н ем ец ки е транспорты при­ ходи ли в порты Варангер-фиіордаі-в один о чку , с незначительным охра­ нением., в любое время суток. Н а ­ ш а а.внация, п о мере ее роста, н е­ п реры в но н аращивал а удары по транспортам врага в море на п ер е­ в о д е и в его базах. Это заставило п р о т и в ни к а изменить тактику : вме­ с т о о т д ел ь ны х транспортов все ч ащ е и чащ е с т а л и обнаруживать­ с я большие конвои, когда" на один тр ан сп о р т приходил ось по 5 — 7 п ник стал использовать темное вре I мя суток, плохую погоду, а при наличии хорошей погоды при-кры- 1вал конвой с воздуха, большим ко- і личеством истребителей. Но от Iэтого ему было не легче. Изменя­ л а с ь и наша тактика, а наши- лет- уіики, обогащаясь боевым опытом и внедряя новые, тактические прие­ мы, все больше и больше от прав- ляли на дно Баренцева моря тран­ спортов и боевых кораблей против- /інйка с- ценными грузами, войсками и боеприпасами. Несмотря на яростное сопротивление противни­ ка-, его потери изо дня в день I росли. В 1941 году .было потоплено 8 единиц, из "лйас 6 транспортов, 1 миноносец, 1 подводная лодка — .общим водоизмещением 21.200 . тонн. В 1942 году было потоплено 13 [единиц, из них 7 транспортов, 2 танкера — общим водоизмеще­ нием около, 60.000 тонн. В 1943 году было потоплено 108 единиц, из них 58 транспортов, 6 танкеров, общим водоизмещением свыше 450.000 тонн. За 10 месяцев 1944 года наши, летчики- пустили ко дну 376 раз­ личных кораблей, в том числе 4 миноносца,: 2 -подводных .лодки, свыше 60. транспортов -■- общим водоизмещением- около 370.000 тонн. ■ - Всего, за период войны потопле­ но 505 различных, кораблей и тран­ спортов противника, общим.: водо­ измещением около 1 миллиона тонн. Это тол ько потопленные кораб­ ли, а если к этому прибавить сот­ ни поврежденных и- выведенных [из строя, то станет ясным, какие ^громадные-.потери.іпоцес противник и» море ;в результате действий н авей авиации; станет ясным, как велика! бы л а месть североморских летчиков за ПоІштку немцев захва­ тить наши ‘зщ ,т, поработить наш ■ народ, за- гігёзы и "'кровь наших (матерей,- отцов' и детей. Н е без ос­ нования можно предполагать, что (многие немецкие корабли, которые /мы считаем іювренодекными, давно I покоятся н а ід н е морском и оброс­ ли ракушками—и только, возмож­ но, после войны удастся устано­ в и т ь время и место их гибели. -505 потопленных кораблей и тран­ спортов противника, груженных боеприпасами, снаряжением, про­ довольствием, войсками и различ­ ной боевой техникой -— таков один из вкл ад ов североморских- летчи- дс-в в общее дело разгрома немцев на Севере к создания предпосылок ідля освобождений Печенгской об ­ расти. Велики потери противника- на -мо­ ре. Вот почему он сейчас, краду-; чиеь из фиорда в фиорд в плохую^ •погоду и в темное время суток,? старается- провести свои конвои, j Днем и ночью, в хорошую и «плохую погоду, в портах, и. в море на переходе, самоотверженно, не щадя с'воей жизни, — бьют врага наши летчи ки не давая ему пере­ дышки. Когда . по приказу товарища-. Сталина наши -войска на- . чали освобождение Печенгской области от немецких захватчиков,' авиация Северного ф л о та непре­ рывно наносила м-сщные удары по врагу в воздухе, на море и на с у ­ ше..Октябрь 1944 г. был самым на­ пряженным месяцем за весь период войны на Севере. «Живыми немцев не выпускать!» — с этими словами летали натай летчики топить немецкие'корабли. і Только за период даст ул ател ь­ ны х операций было потоплено 136 /различных кораблей противника, j общим водоизмещением свыше '86.000 трин. В числе потопленных 16 транспортов, 2 миноносца, 14 історожевыіх кораблей, 7 тральщи­ к о в и другие. Кроме того, было-, по­ вреждено и выведено из строя 45 [различных кораблей, общим водо­ измещением свыше 73.000 тонн. В /потоплении кораблей отличились і летчики генерал-майора авиации .^Кидалинского, гвардии подпояков- ; ник-а Сыромятникова, гвардии п о д ­ полковника Ефремова, полковника Жатькова, майора 'Павлова, гене­ рал-майора авиации Петрухина. майора Бабернова. Вторую, очень важную и т яж е ­ лую задачу — по борьбе -.-с авиа- цие-й противника в. воздухе и на его аэродромах — севером-орсШе л ет­ чики также выполнили Ш честыо- Есл-й в начальный период войны (противник, сосредоточив большое количество авиации на Мурман­ ском направлении, совершал н але­ ты на Мурманск, на- наши порты, базы и аэродромы, То уже- в теч е­ ние всего 1943 года іг особенно в 1944 году, противник не мог себе позволить такой <фоСкош:й>>, т. к. летчики гея^іраіяЩайОіра авиации Гіетруіииз ,ис Зё%ТЧ'ики нанесли 'ему большой урон,-и заставили пе- рейти к обороне. Обороняя наши базы'; І|Шздромы конвои •от налётов Немецкой івиации, наши летчики провели ifflefro крупных, .успешных воздуш ­ ных боев, в. результате которых Немцы потеряли сотНл с в о іх само­ летов и, летчиков и среди них не одни десяток хвалены* асов. I Овладевая новой материальной jчастью,-изучая тактические приемы противника и противопоставляя Іим свои,, наши истребители выросли ів подлинных мастеров воздушного боя и, перейдя, к активным пасту­ шатёдыш м действиям в воздухе, 'завоевали полное господство. В жарких схватках с врагом наши летчики показали, как сильно «отрезвляет» противника, советское оружие, находящееся в . руках большевиков. Боевой счет, на­ чатый в 1941 году дважды [Героем Советского Союза Сафо­ новым, доведен североморскими летчиками в 1944 году д о 933 с а ­ молетов противника-, сбиты-х в воз­ душных боях. Кроме того, в ре» зультате успешных ударов по аэ- •родромам противника', уничтожен ана земле 121 самолет. I 1аким образом, всего за время (войны противник потерял только от ударов нашей авиации 1054 р а з ­ личных самолета. Вот -почему с наі чал а 1943 года, все реже и реже об’являлись воздушные тревоги, вот почему противник вынужден был, не успевая восполнить поте­ ри, перейти к обороне. .Только за период наступательных опера­ ций, наши летчики сбили в воз­ душных боях 56 самолетов против­ ника. ч: - \ Это -второй вкл ад северо­ морских летчиков в общ ее дело разгрома немцев на Севере и « 0 3 - .ра.ния предпосылок дл я освобож ­ дения Печенгской области. •| Не_менее значительный урон был Занесен противнику нашими в о з­ душными силами и на сухопутном участке фронта. Систематическими Ударами по аэродромам противни­ ка нашей штурмовой и бомбарди- е коло года назад в первом- же боевом полете экипаж лей­ тенанта Негуляева открыл свой боевой счет. Точным бом­ бовым ударом он отправил на дно моря немецкий транспор С тех пор молодые воздушные воины непрерывно увеличивали этот счет пооед. I Особенно отличился ртот экипаж в дерзкой торпедной ата­ ке, в которую он ходил в группе капитана Волынкина. Торпе­ доносец Негуляев шёл справа £>т командира и в атаку вышел на головную часть ікаравана іпротивника. Невзирая на ураганный огонь береговых батарей и «эрликонов» эскорта, летчик д о ­ вернул самолет, ворвался -,в середину Конвоя и.® упор но огром­ ному транспорту сбросил торпеду. Совместно с капитаном Во­ лынкиным этот молодой экипаж потопил тогда вражеское с у д ­ но водоизмещением в 10 тыс. тонн. НА ОНИМКЕ: отважный экипаж торпедоносца. Слева направо: воздушный .стрелок Леонов, штурман лейтенант Ков- зеридзе, летчик лейтенант Негуляев, стрелок-радист Струков. -: - ___ ___________,'_____ Фото Н. Б у зько.________ Летчики истребители-бомбардировщики о свобожд ения Печенгской области. Н-ского краснознаменного полка — участники Фото И. Михеева. ровочнон авиациеи — кроме- унич- тоженйых самолетов, разрушались логовища противника, его землян­ ки, дома, различные сооружения, взлетали в воздух -склады боепри­ пасов, выіводились из строя летные ‘ пол», уничтожались точки ЭЛ. -Особенно велики заслуги штурі мовиков в подавлении и уничтоже­ нии береговых батарей и полевой, артиллерии противника на перёд» I нем крае. П о сл е уда.роа по бата­ реям, последние надолго «замол­ кали!» и не могли вести огонь по нашим наземным войскам, кораб­ лям и военным об’ектам. В -результате действий всех ви­ до в авиации п о переднему краю : обороны противника за период войны уничтожено: свыше 7.000 солд ат и офицеров, свыше 300 ав­ томашин, 226 повозок с грузами, ;более 100 лошадей, 11 артбатарейг взорвано 90 различных складов, 5 мостов и переправ; разрушено 2 электростанции, около 40 малых и .больших причалов. Уничтожено; много другой боевой техники, выз­ вано 230 взрывов, свыше 4 2 0 -оча­ гов пожара; подавлен огонь 40 а-ртбатарей, 25 зенитных батарей и многих других огневых точек. Мно­ го боевой техники противника по­ вреждено и выведено из строя. В период наступательных one-' раций наши летчики тесно взаимо­ действовали с наступающей мор-; ской..пехотой; поддерживая ее, на-; носили мощные бомбо-штурмовые! удары по войскам противника, по его узлам сопротивления, п о . его огневым точкам. Только за период операции на­ ш ей авиацией уничтожено 138 ав­ томашин, 1 трактор, 56 повозок с различными грузами,.2190 солдат и ’офицеров, 12 ск л ад ов с боеприпа­ сами и горючим, подавлен огонь 10 j артбатарей среднего калибра, 3 ми­ нометных батареи, 9 батарей ЗА, 27 'батарей МЗА , 13 зенитно-пуле­ метных точек, вызвано 29 взрывов, 42 очага пожара. Таков ■ третий вклад североморских летчиков в общее дело разгрома немцев на Сейере и освобождения Печеяг- екдй области! Много различной боевой технк-' ки противника повреждено и выве- Ідено из .строя. Лучшей оценкой |боевой работы наших летчиков на. и о л е боя являются отзывы на­ дземных войск и командиров, частей, участвовавших при прорыве оборо- |ны противника на перешейке по­ л у о ст р о в а Средний. Эти отзывы помещены в «Североморском лет­ нике» № 250 о т 20 октября 1944 г. Когда появлялись наши штурмо­ вики на п о л е боя, бойцы востор­ женно кричали: «Смотри! Смотри! Наши летят!» После того, как са- молоты, сбросив, бомбы, начинали штурмовать передний край немцев -ну лемет но -пуше чным огнем, наши боііцы кричали: «Смотри! „Смотри! -Куски фрицев летят!». Большую работу, .как is течение .всей войны, т а к и в период насту­ пательных операций — проделали летчики подполковника Литвино- Iва. Чаще всего им приходилось ле- :тать в плохую погоду и на предель­ ный радиус. Э то они обнаружива­ ли, конвой и отдельные корабли противника на коммуникациях, в фиордах, портах и базах. По их сигналам вылетали на удары ло конвоям наши торпедоносцы, бом- і бардировншки, штурмовики. Это ‘они непосредственно следили за работой портов и баз н а всем се­ верном побережья Норвегии, за ;| ідислокацией авиации противника н а его аэродромах, за движением войск противника на сухопутном участке.фронта^ Они вскрывали бе­ реговую оборону противника и Ьборон-у его переднего края, на­ блюдали за. результатами ударов нйшей торпедоносной, бомбардиро- )вочной и штурмовой авиаций и фиксировали их,. 1 Они были глазами . И ушами командования и освещали всю бое- вую деятельность противника на Ігеатре. Слово «разведчик» звучит гордо и почетно. 1 Правительство высоко оценило боевые дел а наших частей и сое­ динений, наградив Лучшие из них орденами .Красного Знамени и при­ своив: наименование «П еченгских». Боевыми делами наши летчики заслужили благодарность товарища Сталина............ '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz