Североморский лётчик. 1944, ноябрь.
3 ноября 1944 г., № 262 (332). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК РОЛЬ ЛЕТЧИКА В НОЧНОМ ПОЛЕ Т Е Герой Советского Союза капитан В. Рукавицын Общеизвестно, что роль штурма на в ночном бомбоударе исключи тельно велика, особенно при дей ствиях по таким целям, как кораб ли. 'На штурман без соответствую щей согласованности! в работе с летчиком никогда не сможет д о биться успеха. Ориентировка, отыскание цели, расчеты по бомбометанию — все это проводит штурман. На особен ностях его работы а условиях ночи я останавливаться не буду. В своей статье постараюсь разобрать неко торые вопросы, касающиеся работы летчика в ночном полете. •Ночное бомбометание по кораб лям врага иімеет дл я летчика свои положительные и отрицательные стороны. Темнота ночи, например, скрадывает от ПВО врага наши с а молеты и позволяет летчику: сни жаться над целью на минимальную высоту; обманывая врага (заходом с темной стороны горизонта, с при. глушенными, моторами), быть в его зенитном огне непродолжительное время. К отрицательным сторонам ноч ного бомбометания относится т р у д ность ориентировки и правильного выдерживания самолета на боевом курсе. Однако эти отрицательные стороны для умелого летчика не представляют чего-то непреодоли мого. Что же требуется от нас, летчи ков, для того, чтобы бить по ко раблям противника ночью точно? Самым ответственным элементом при любом бомбовом ударе являет ся строгое выдерживание боевого курса. Особенно это относится к бомбометанию ночыо. Как бы точ но штурман ни производил расчеты, если летчик на боевом курсе пове дет машину с креном или неболь шим снижением, бомбы не попадут в цель. А вести самолет ночыо! точно по горизонтали труднее, чем ' днем. У меня однажды был сл еду ющий случай. 1В составе группы я наносил бомбовый удар по судам противника, стоявшим в одном из вражеских портов. Увлекшись управлением самолета, я не заме тил, что на цель иду со снижением и в результате, несмотря на точ ность расчетов штурмана, бомбы наши упали не на корабли, а на бе рег. Д л я того, чтобы на боевом курсе держать самолет строго по гори зонту, летчик обязан в совершен стве знать пилотажные приборы и верить их показаниям'. При ночных полетах от своеобразности метео условий у летчика получается иногда искаженное представление о положении самолета по отноше нию и к горизонту и к местности. Так, например, в лунную ночь поче му-то всегда кажется, что самолет идет с креном, хотя приборы пока зывают обратное. И вот здесь-то нужно заставить себя верить не собственному ощущению, а прибо рам (конечно, тщательно выверен ным ещ е днем). У нас был такой случай: в темную ночь, когда гори зонта видно не было, взлетать нам пришлось в направлении моря. Три экипажа взлетели благополучно, четвертый же, оторвавшись от зем ли, почему-то не стал набирать вы соту, а пошел со снижением. На .другой день подобный факт едва не повторился с другим летчиком. Оказывается, оба эти случая произошли потому, что летчики принимали воду (чуть бле стящую) за горизонт и, не веря приборам, шли на нее. Если летчик хочет успешно ле тать ночью, он обязан .всю армату ру кабины знать наизусть и управ лять ею автоматически. Иначе мо жет получиться следующая карти на: летчику понадобится перевести какой-нибудь рычаг, а расположе ние его он забудет. Днем это еще полбеды — в кабине светло. А ночыо, чтобы разыскать этот рычаг, надо «лазить» с фонариком. На это уходит время и летчик отрывается от управления машиной. Подобные случаи иногда у нас встречаются. Приходится порой с отдельными летчиками выдерживать «бооьбу» и за то, чтобы во время ночного по лета они вовсе выключали огни в кабине. Приборы наши светящиеся Они дают возможность без посто ронних огней грамотно управлять машиной. Однако некоторые това рищи,'независимо от этого, включа ют огни. У нас был когда-то л ет чик Евстигнеев. Он настойчиво утверждал, что без включенных огней в кабине взлетать нельзя. Все наши обратные доказательства и даже «провоз» Евстигнеева без включенных огней не помогли. Од. нажды, при ночной бомбардировке вместе с Евстигнеевым, мы со штурманом заметили какой-то с а молет, проскочивший мимо нас с освещенной кабиной. Не было сом нения в том, что это был Евстиг неев, тем более летчик из того по лета іне вернулся — самолет с освещенной кабиной в ночном не бе хорошая цель дл я немцев и ма шина Евстигнеева была, очевидно, сбита. і В короткой статье трудно разо брать все элементы, обуславливаю щие усіпех ночного бомбоудара по- кораблям врага. Летчик должен помнить, что ночной вылет являет ся более сложным и требует от него тщательной подготовки, как к отношении техники пилотирования, ■так и в аэронавигации. Тактическое взаимодействие авиации с торпедными катерами Старший лейтенант А . Никол пев 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТК ТОРПЕДНОЙ АТАКИ И ВЫХОДА ИЗ НЕЕ В ЫХОД (КАТЕРОВ в торп ед ную атаку наиболее сложный и ответственный этап во всей опе рации. Об этом можно судить хотя бы по тому, что во время выхода ТК в атаку наши группы приходят в соприкосновение с противником на море;. Встреча с истребителями врага также вероятнее всего в этот момент, т. е. у самой цели. Когда ТК перед выходом в ата ку начинают постановку дымзавес, все охранение вражеского конвоя, а также береговые батареи сосре дотачивают свой огонь на катерни ках. Наибольшую опасность при этом представляет огонь с кораб лей охранения и особенно огонь морских охотников противника. П о этому с ними и приходится преж де всего вести борьбу истребите лям прикрытия. Мы имеем ряд примеров, говоря щих о том, как важна поддержка ТК с воздуха во время постановки дымзавес. Однажды, когда катер т. Чернявского вышел вперед от группы и приготовился ставить дымзавееу, по нему немцы с о средоточили почти весь свой огонь и выслали группу морских охотни ков. Прикрывая этот катер, нам пришлось несколькими заходами атаковывать МО противника. Толь ко это дало возможность Черняв скому выполнить задание. После постановки дымзавесы, когда основная группа ТК начинает развертываться д л я выхода на бое вой курс, ведущие пар истребите лей должны особо тщательно ве сти наблюдение за противником, засекай места, откуда ведется по катерам наиболее сильный огонь. Выбран себе цели для штур мовки., пары опнем своих пулеме тов подавляют огневые точки про- тивникач Штурмовка должна стро иться последовательно: одна пара штурмует, другая прикрывает и н а п о р о т . Подобная организация огневой помощи Т;К имеет весьма большое значение на успешный вы ход катерников в атаку. Ка.к лучше всего прикрывать ТК во время атаки? К моменту их подхода к цели обычно высы- j лается еще группа самолетов для поддержки предыдущей группы. В этом случае одна из групп нахо дится па высоте от 600 до 1.000 м. над катерами и занимается только наблюдением за воздухом. При по явлении истребителей противника ее задача отбить все их атаки. Д р у гая группа, как мы уже говорили, помогает катерам в морском бою, подавляя огневые точки на кораб лях охранения. (См. схему № 4). К а к пример обеспечения летчи ками выхода ТК в атаку, можно привести одну из последних сов местных операций. В ней хорошо действовали все наши группы. Н а до сказать, что конвой, по кото рому наносили удар торпедные ка- теры, в этот раз был сильно защи щен кораблями охранения, из кото рых до десяти было морских охот ников. Однако несмотря на это, операция прошла весьма успешно без единой нашей потери. Когда ведущий катерников капитан 3-го ранга Федоров подал команду «Атака», ТК начали постановку дымзавес. В это время корабли охранения открыли по катерам сильный артиллерийский огонь. Ви дя это, я своей парой и пара лейте нанта Кириченко начали штурмо вать огневые точки противника, а старший лейтенант Савчук четвер кой вел наблюдение за воздухом и катерами, выходящими из атаки. На выходе ТК поставили снова дымзавееу, но один катер не успел скрыться за. ней. Противник сразу набросился на него. Особенно угро жали катеру морские охотники нем цев. Один из них сблизился на к о роткую дистанцию и начал вести огонь почти в упор. Командир к а тера лейтенант Успенский немед ленно запросил нашей помощи. П о мощь была оказана и Успенский благополучно вышел из атаки. '/■ 3 , Ъ е н о п р и к р ы т и я ’/ ' Х и Р н ч К Н Х О I — <2е£> * / $ ш о ш сш ч ін н я '/' Продолжение. № 261, Начало см в Схема JA 4. ЛЕТОПИСЬ ОКТЯБРЯ 3 ноября (21 октября) 1917 года 3 ноября состоялось партийное совещание по вопросу о воору женном восстании. На совещании присутствовал В. И. Ленин. В этот же день представители полковых комитетов Петроградского гарнизона призвали руководящим органом! военных частей Петрогра да Военно-Революционный 'комитет. Это означало, что влияние боль шевиков в войсках выросло настолько, что в решающий момент вос стания части Петроградского гарнизона станут на сторону революции и поддержат вооруженное восстание пролетариата. Собрание Волковых (комитетов показало, что курс партии на во оруженное восстание опирался на реальную {поддержку не только рабочего класса, но и большинства армии И Народа. Капитан Г. ЗОТОВ. 4 Ж Щ РЗ ф - J r,w'-rт т Ш ш щ Беседа Ленина и Сталина с красногвардейцами. НЕ СЧИТАЯСЬ С ТРУДНОСТЯМИ На долю личного состава нашей части выпала сложная задача. В нескольких километрах от линии фронта, в тяжелых климатических условиях нужно было создать аэ родром — форпост североморской авиации. Приходилось работать под бом бежками и артиллерийским обстре лом, но ничто не смогло поколебать нашего духа и воли. У всех было одно желание: в срок и как мож но лучше выполнить задание коман дования. Вдали от основных баз вырастал новый мощный об’ект, обслужива ющий боевые действия морских летчиков. Трудности лишь закали ли нас, подготовили для выполне ния- приказа товарища Сталина по изгнанию немцев из советского З а полярья. Уже с первых дней использова ния нашего аэродрома комсомоль цы заняли авангардную роль во всех отраслях боевой работы. Много летчиков и техников зн а ют комсомолку лейтенанта меди цинской службы т. Злобину. В дни, особенно напряженные для северо морской авиации, она сутками д е журит у санитарной машины. Мно го жизней советских летчиков спасла она., своевременно оказы вая медицинскую помощь. Были случаи., когда Варя Злобина, рискуя собственной жизнью, не взирая ,на рвущиеся бомбы или снаряды, бежала к опустившемуся: израненному самолету, чтобы с п а сти" его экипаж. Однажды после вражеской бом бежки загорелся склад части. М у жественно отстаивали комсомоль цы военное добро от огня. В спасе нии воинского имущества отличи лась комсомолка Татьяна Чадром- цева, которую командование награ дило медалью «За отвагу». Напряженно работая на аэродро ме, комсомольцы находили время для учебы> совершенствовали свои специальности. Комсомолец Макаров, без отры ва от своей основной работы, изучил автомобиль и сдал з а четы на автоводителя третьего класса. Сержанты Оборин, Д а вы дов и другие стали офицерами. Красноармеец Ефремов пришел к нам малоопытным шофером. Сейчас он является одним иэ грамот ных водителей, освоил техни ку специальных машин. Учеба Да ром не прошла. Ее плоды пол ностью сказались в момент насту пательных действий нашей авиации в боях за Петсамо, когда нашей ча сти приходилось обслуживать вы леты большого числа самолетов различных типов. Успех и четкость вылетов зави сели от своевременности подачи на аэродром горючего и боеприпасов. Эту задачу выполняли краснофлот цы автороты. И здесь комсомоль цы показали образцы трудового героизма. За день комсомолец Б е д рик производил свыше 35 с а моле тозаправок. 'K началу наступлени! автотранспортники отремонтирова ли весь автопарк и в период на ступления у шоферов был закон— после работы не отдыхать, пока не подготовишь свою автомашину к следующему дню. З а успешное выполнение заданий по обеспечению наступательных действий --североморской авиации комсомольцы Сини.цын, Бедрин ц Пронин награждены медалями «За боевые заслуги». Во всех трудностях и лишениях мы всегда вспоминаем о клятве комсомольцев, данной великому Сталину в день 25-летия ВЛКСМ , и нет преград нашим возможностям ■и силам, чтобы не выполнить этой клятвы. Комсомольцы нашей части хоро шо понимают, что впереди еще мно го боевых тягот и лишений, враг еще не добит, и чтобы уничтожить его окончательно, нужно полно* напряжение сил всей молодежи. Как бы тяж ел о ни было — клягву. данную вождю, мы выполним до конца. Комсорг части И. ЛУКАЧЕВ. ПРОВЕРКА БОЕМ Готовясь к боям за советское З а полярье, комсомольцы нашей части на собраниях, проведенных в под разделениях, приняли конкретные решения, мобилизующие членов ВЛКСМ и несоюзную молодежь на успешное выполнение приказов командования. Комсомольцы в боях за Петсамо и Киркенес умело и мужественна сражались с врагом. Летчики младшие лейтенанты Ш а банов, Чуранов и Ершов, отражая атаки немецких самолетов, дали возможность сбить своим ведомым по одному самолету противника. Особенно отличился в этих боях комсомолец лейтенант Дегтев, ко торый лично сбил один самолет неприятеля. Лейтенант Д егтев за умение и мужество, проявленное в баях, награжден .вторым орденом Красного Знамени. Комсомольцы-механики, оружей ники, мотористы помогали летчи кам выполнять боевую задачу. Безотка'зно работало оружие, к о торое готовил оружеііник Коро- бейникоіз. Из подготовленного им вооружения сбито 3 самолета вра га. На машинах, обслуживаемых авиамеханиками Атряхиным и Ни колаенко, сбито по два самолета противника. Лейтенант М. ДАВЫДОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz