Североморский лётчик. 1944, ноябрь.

3 ноября 1944 г., № 262 (332). СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК РОЛЬ ЛЕТЧИКА В НОЧНОМ ПОЛЕ Т Е Герой Советского Союза капитан В. Рукавицын Общеизвестно, что роль штурма­ на в ночном бомбоударе исключи­ тельно велика, особенно при дей­ ствиях по таким целям, как кораб­ ли. 'На штурман без соответствую­ щей согласованности! в работе с летчиком никогда не сможет д о ­ биться успеха. Ориентировка, отыскание цели, расчеты по бомбометанию — все это проводит штурман. На особен­ ностях его работы а условиях ночи я останавливаться не буду. В своей статье постараюсь разобрать неко­ торые вопросы, касающиеся работы летчика в ночном полете. •Ночное бомбометание по кораб­ лям врага иімеет дл я летчика свои положительные и отрицательные стороны. Темнота ночи, например, скрадывает от ПВО врага наши с а ­ молеты и позволяет летчику: сни­ жаться над целью на минимальную высоту; обманывая врага (заходом с темной стороны горизонта, с при. глушенными, моторами), быть в его зенитном огне непродолжительное время. К отрицательным сторонам ноч­ ного бомбометания относится т р у д ­ ность ориентировки и правильного выдерживания самолета на боевом курсе. Однако эти отрицательные стороны для умелого летчика не представляют чего-то непреодоли­ мого. Что же требуется от нас, летчи­ ков, для того, чтобы бить по ко­ раблям противника ночью точно? Самым ответственным элементом при любом бомбовом ударе являет­ ся строгое выдерживание боевого курса. Особенно это относится к бомбометанию ночыо. Как бы точ­ но штурман ни производил расчеты, если летчик на боевом курсе пове­ дет машину с креном или неболь­ шим снижением, бомбы не попадут в цель. А вести самолет ночыо! точно по горизонтали труднее, чем ' днем. У меня однажды был сл еду ­ ющий случай. 1В составе группы я наносил бомбовый удар по судам противника, стоявшим в одном из вражеских портов. Увлекшись управлением самолета, я не заме­ тил, что на цель иду со снижением и в результате, несмотря на точ­ ность расчетов штурмана, бомбы наши упали не на корабли, а на бе­ рег. Д л я того, чтобы на боевом курсе держать самолет строго по гори­ зонту, летчик обязан в совершен­ стве знать пилотажные приборы и верить их показаниям'. При ночных полетах от своеобразности метео­ условий у летчика получается иногда искаженное представление о положении самолета по отноше­ нию и к горизонту и к местности. Так, например, в лунную ночь поче­ му-то всегда кажется, что самолет идет с креном, хотя приборы пока­ зывают обратное. И вот здесь-то нужно заставить себя верить не собственному ощущению, а прибо­ рам (конечно, тщательно выверен­ ным ещ е днем). У нас был такой случай: в темную ночь, когда гори­ зонта видно не было, взлетать нам пришлось в направлении моря. Три экипажа взлетели благополучно, четвертый же, оторвавшись от зем­ ли, почему-то не стал набирать вы­ соту, а пошел со снижением. На .другой день подобный факт едва не повторился с другим летчиком. Оказывается, оба эти случая произошли потому, что летчики принимали воду (чуть бле­ стящую) за горизонт и, не веря приборам, шли на нее. Если летчик хочет успешно ле­ тать ночью, он обязан .всю армату­ ру кабины знать наизусть и управ лять ею автоматически. Иначе мо­ жет получиться следующая карти­ на: летчику понадобится перевести какой-нибудь рычаг, а расположе­ ние его он забудет. Днем это еще полбеды — в кабине светло. А ночыо, чтобы разыскать этот рычаг, надо «лазить» с фонариком. На это уходит время и летчик отрывается от управления машиной. Подобные случаи иногда у нас встречаются. Приходится порой с отдельными летчиками выдерживать «бооьбу» и за то, чтобы во время ночного по­ лета они вовсе выключали огни в кабине. Приборы наши светящиеся Они дают возможность без посто­ ронних огней грамотно управлять машиной. Однако некоторые това­ рищи,'независимо от этого, включа­ ют огни. У нас был когда-то л ет­ чик Евстигнеев. Он настойчиво утверждал, что без включенных огней в кабине взлетать нельзя. Все наши обратные доказательства и даже «провоз» Евстигнеева без включенных огней не помогли. Од. нажды, при ночной бомбардировке вместе с Евстигнеевым, мы со штурманом заметили какой-то с а ­ молет, проскочивший мимо нас с освещенной кабиной. Не было сом­ нения в том, что это был Евстиг­ неев, тем более летчик из того по­ лета іне вернулся — самолет с освещенной кабиной в ночном не­ бе хорошая цель дл я немцев и ма­ шина Евстигнеева была, очевидно, сбита. і В короткой статье трудно разо­ брать все элементы, обуславливаю­ щие усіпех ночного бомбоудара по- кораблям врага. Летчик должен помнить, что ночной вылет являет­ ся более сложным и требует от него тщательной подготовки, как к отношении техники пилотирования, ■так и в аэронавигации. Тактическое взаимодействие авиации с торпедными катерами Старший лейтенант А . Никол пев 3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТК ТОРПЕДНОЙ АТАКИ И ВЫХОДА ИЗ НЕЕ В ЫХОД (КАТЕРОВ в торп ед­ ную атаку наиболее сложный и ответственный этап во всей опе­ рации. Об этом можно судить хотя бы по тому, что во время выхода ТК в атаку наши группы приходят в соприкосновение с противником на море;. Встреча с истребителями врага также вероятнее всего в этот момент, т. е. у самой цели. Когда ТК перед выходом в ата­ ку начинают постановку дымзавес, все охранение вражеского конвоя, а также береговые батареи сосре­ дотачивают свой огонь на катерни­ ках. Наибольшую опасность при этом представляет огонь с кораб­ лей охранения и особенно огонь морских охотников противника. П о ­ этому с ними и приходится преж ­ де всего вести борьбу истребите­ лям прикрытия. Мы имеем ряд примеров, говоря­ щих о том, как важна поддержка ТК с воздуха во время постановки дымзавес. Однажды, когда катер т. Чернявского вышел вперед от группы и приготовился ставить дымзавееу, по нему немцы с о ­ средоточили почти весь свой огонь и выслали группу морских охотни ков. Прикрывая этот катер, нам пришлось несколькими заходами атаковывать МО противника. Толь­ ко это дало возможность Черняв скому выполнить задание. После постановки дымзавесы, когда основная группа ТК начинает развертываться д л я выхода на бое­ вой курс, ведущие пар истребите­ лей должны особо тщательно ве­ сти наблюдение за противником, засекай места, откуда ведется по катерам наиболее сильный огонь. Выбран себе цели для штур­ мовки., пары опнем своих пулеме­ тов подавляют огневые точки про- тивникач Штурмовка должна стро­ иться последовательно: одна пара штурмует, другая прикрывает и н а п о р о т . Подобная организация огневой помощи Т;К имеет весьма большое значение на успешный вы ­ ход катерников в атаку. Ка.к лучше всего прикрывать ТК во время атаки? К моменту их подхода к цели обычно высы- j лается еще группа самолетов для поддержки предыдущей группы. В этом случае одна из групп нахо­ дится па высоте от 600 до 1.000 м. над катерами и занимается только наблюдением за воздухом. При по­ явлении истребителей противника ее задача отбить все их атаки. Д р у ­ гая группа, как мы уже говорили, помогает катерам в морском бою, подавляя огневые точки на кораб­ лях охранения. (См. схему № 4). К а к пример обеспечения летчи­ ками выхода ТК в атаку, можно привести одну из последних сов­ местных операций. В ней хорошо действовали все наши группы. Н а­ до сказать, что конвой, по кото­ рому наносили удар торпедные ка- теры, в этот раз был сильно защи­ щен кораблями охранения, из кото­ рых до десяти было морских охот­ ников. Однако несмотря на это, операция прошла весьма успешно без единой нашей потери. Когда ведущий катерников капитан 3-го ранга Федоров подал команду «Атака», ТК начали постановку дымзавес. В это время корабли охранения открыли по катерам сильный артиллерийский огонь. Ви­ дя это, я своей парой и пара лейте­ нанта Кириченко начали штурмо­ вать огневые точки противника, а старший лейтенант Савчук четвер­ кой вел наблюдение за воздухом и катерами, выходящими из атаки. На выходе ТК поставили снова дымзавееу, но один катер не успел скрыться за. ней. Противник сразу набросился на него. Особенно угро­ жали катеру морские охотники нем­ цев. Один из них сблизился на к о ­ роткую дистанцию и начал вести огонь почти в упор. Командир к а ­ тера лейтенант Успенский немед­ ленно запросил нашей помощи. П о ­ мощь была оказана и Успенский благополучно вышел из атаки. '/■ 3 , Ъ е н о п р и к р ы т и я ’/ ' Х и Р н ч К Н Х О I — <2е£> * / $ ш о ш сш ч ін н я '/' Продолжение. № 261, Начало см в Схема JA 4. ЛЕТОПИСЬ ОКТЯБРЯ 3 ноября (21 октября) 1917 года 3 ноября состоялось партийное совещание по вопросу о воору­ женном восстании. На совещании присутствовал В. И. Ленин. В этот же день представители полковых комитетов Петроградского гарнизона призвали руководящим органом! военных частей Петрогра­ да Военно-Революционный 'комитет. Это означало, что влияние боль­ шевиков в войсках выросло настолько, что в решающий момент вос­ стания части Петроградского гарнизона станут на сторону революции и поддержат вооруженное восстание пролетариата. Собрание Волковых (комитетов показало, что курс партии на во­ оруженное восстание опирался на реальную {поддержку не только рабочего класса, но и большинства армии И Народа. Капитан Г. ЗОТОВ. 4 Ж Щ РЗ ф - J r,w'-rт т Ш ш щ Беседа Ленина и Сталина с красногвардейцами. НЕ СЧИТАЯСЬ С ТРУДНОСТЯМИ На долю личного состава нашей части выпала сложная задача. В нескольких километрах от линии фронта, в тяжелых климатических условиях нужно было создать аэ­ родром — форпост североморской авиации. Приходилось работать под бом­ бежками и артиллерийским обстре­ лом, но ничто не смогло поколебать нашего духа и воли. У всех было одно желание: в срок и как мож­ но лучше выполнить задание коман­ дования. Вдали от основных баз вырастал новый мощный об’ект, обслужива­ ющий боевые действия морских летчиков. Трудности лишь закали­ ли нас, подготовили для выполне­ ния- приказа товарища Сталина по изгнанию немцев из советского З а ­ полярья. Уже с первых дней использова­ ния нашего аэродрома комсомоль­ цы заняли авангардную роль во всех отраслях боевой работы. Много летчиков и техников зн а­ ют комсомолку лейтенанта меди­ цинской службы т. Злобину. В дни, особенно напряженные для северо­ морской авиации, она сутками д е ­ журит у санитарной машины. Мно­ го жизней советских летчиков спасла она., своевременно оказы ­ вая медицинскую помощь. Были случаи., когда Варя Злобина, рискуя собственной жизнью, не взирая ,на рвущиеся бомбы или снаряды, бежала к опустившемуся: израненному самолету, чтобы с п а­ сти" его экипаж. Однажды после вражеской бом­ бежки загорелся склад части. М у­ жественно отстаивали комсомоль­ цы военное добро от огня. В спасе­ нии воинского имущества отличи­ лась комсомолка Татьяна Чадром- цева, которую командование награ­ дило медалью «За отвагу». Напряженно работая на аэродро­ ме, комсомольцы находили время для учебы> совершенствовали свои специальности. Комсомолец Макаров, без отры ­ ва от своей основной работы, изучил автомобиль и сдал з а ­ четы на автоводителя третьего класса. Сержанты Оборин, Д а вы ­ дов и другие стали офицерами. Красноармеец Ефремов пришел к нам малоопытным шофером. Сейчас он является одним иэ грамот­ ных водителей, освоил техни­ ку специальных машин. Учеба Да­ ром не прошла. Ее плоды пол­ ностью сказались в момент насту­ пательных действий нашей авиации в боях за Петсамо, когда нашей ча­ сти приходилось обслуживать вы­ леты большого числа самолетов различных типов. Успех и четкость вылетов зави­ сели от своевременности подачи на аэродром горючего и боеприпасов. Эту задачу выполняли краснофлот­ цы автороты. И здесь комсомоль­ цы показали образцы трудового героизма. За день комсомолец Б е д ­ рик производил свыше 35 с а моле тозаправок. 'K началу наступлени! автотранспортники отремонтирова­ ли весь автопарк и в период на­ ступления у шоферов был закон— после работы не отдыхать, пока не подготовишь свою автомашину к следующему дню. З а успешное выполнение заданий по обеспечению наступательных действий --североморской авиации комсомольцы Сини.цын, Бедрин ц Пронин награждены медалями «За боевые заслуги». Во всех трудностях и лишениях мы всегда вспоминаем о клятве комсомольцев, данной великому Сталину в день 25-летия ВЛКСМ , и нет преград нашим возможностям ■и силам, чтобы не выполнить этой клятвы. Комсомольцы нашей части хоро­ шо понимают, что впереди еще мно­ го боевых тягот и лишений, враг еще не добит, и чтобы уничтожить его окончательно, нужно полно* напряжение сил всей молодежи. Как бы тяж ел о ни было — клягву. данную вождю, мы выполним до конца. Комсорг части И. ЛУКАЧЕВ. ПРОВЕРКА БОЕМ Готовясь к боям за советское З а ­ полярье, комсомольцы нашей части на собраниях, проведенных в под­ разделениях, приняли конкретные решения, мобилизующие членов ВЛКСМ и несоюзную молодежь на успешное выполнение приказов командования. Комсомольцы в боях за Петсамо и Киркенес умело и мужественна сражались с врагом. Летчики младшие лейтенанты Ш а ­ банов, Чуранов и Ершов, отражая атаки немецких самолетов, дали возможность сбить своим ведомым по одному самолету противника. Особенно отличился в этих боях комсомолец лейтенант Дегтев, ко ­ торый лично сбил один самолет неприятеля. Лейтенант Д егтев за умение и мужество, проявленное в баях, награжден .вторым орденом Красного Знамени. Комсомольцы-механики, оружей­ ники, мотористы помогали летчи­ кам выполнять боевую задачу. Безотка'зно работало оружие, к о ­ торое готовил оружеііник Коро- бейникоіз. Из подготовленного им вооружения сбито 3 самолета вра­ га. На машинах, обслуживаемых авиамеханиками Атряхиным и Ни­ колаенко, сбито по два самолета противника. Лейтенант М. ДАВЫДОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz