Североморский лётчик. 1944, май.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ ГЧИ!С Посадка гвардии лейтенанта _____ ^ Ш к £ л Т д><ншь( О сбитых самолетах и израсходованном боезапасе — -===== Напитан В. Бурмагпов = е =^ е — В подразделении, где т. Бабернов, некоторые летчики, бу дучи участниками последних воздушных боев, позволили себе такой расход боеприпасов, который является недопустимьі5г. В связи с этим редакция обратилась к капитану В. БУРМАТОВУ, сбившему 11 немецких самолетов, с просьбой высказать па страницах газеты свое мнение по этому вопросу и поделиться опытом ведения точного прицельного огня, В практике автора публикуем ой ниже статьи капитана В. Бур- ійатова имел место случай, когда он сбил фашистский самолет, из расходовав всего 3 пушечных пат рона. Как это произошло, расска зывает сам автор. §К этой статье я не хочу разбн- рать подробно все тактиче ские ошибки, которые встречаются у летчиков при ведении огня по не приятельским самолетам. Мне хо чется поставить этот же вопрос несколько по иному. Всегда ли мы, летчики, выпуская пушечные и пулеметные очереди, ду маем об израсходовании бое запаса? Мне кажется, нет. Ко нечно, бои на сопровождении, ко торые мы в большинстве ведем, от личаются от обычных воздушных сражений. Иногда приходится * стрелять только для того, чтобы отсечь противника от прикрывае мого самолета, нисколько не думая о его поражении. Однако на это требуется не так уж много боеза паса, а расходование патронов у отдельных летчиков как во время боев на сопровождении, так и при обычных, несмотря на отсутствие у них побед, велико. Значит, главное не в этом. Главное в том. что некоторые летчики не умеют: как следует вестп огонь по про тивнику, тратят впустую боезапас Прилетает такой летчик на дром, посмотрит, что у него патро нов осталось на одну очередь и сконфуженно разводит руками: — Кажется, немца в прицеле ви дел, бил по нему крепко, а ре зультатов нет... Почему так случается? Потому, что такой летчик при стрельбе или очень спешит, а по этому, увидев в прицеле врага, без всяких расчетов открывает огонь по нему, или не сочетает в бою огня с маневром. Опыт подсказывает, что итог всякого воздушного боя зависит не от количества израсходованно го боезапаса. Если летчик стре ляет прицельно, то ему достаточно дать по вражескому самолету од- иу-три очереди, как противник бу дет сбит. Известна точность стрельбы дважды Героя Советско го Союза т. Сафонова, летчиков нашей части тт. Тульского, Рас- садкина и других. Они не тратят впустую боезапас, при любых ус ловиях ведут только прицельный огонь. У меня лично был случай, когда с трех пушечных патронов я сбил «Ме-109». А как было дело? В четверке истребителей я шел I ведомым у капитана Харламова. I Заметив в стороне воздушный бой, I который вели наши летчики, мы ! поспешили на помощь. Превосход ство в высоте дало возможность j внезапно атаковать врага. В первой же атаке, на пикировании, мой командир сбил одного «стодевя- тсго»-. Ведущий фашист, видя участь своего' напарника, пошел на а^ро- вертикаль. Я находился выше ка питана Харламова и поэтому мне j было выгоднее атаковывать ухо- ! дившего іщерх немца. - Атакуй, прикрою, — скоман довал Харламов. Я пошел за «мессером». Дис танция между нами быстро со кращалась. Только тогда, когда я находился метрах в 15—10 от «Мессершмитта» и он во всем пла не укладывался в моем прицеле, я открыл огонь. На глазах у всех летчиков от «стодевятого» отле тел хвост и, кувыркаясь, он беспо рядочно полетел вниз. Вести огонь мне в этом бою больше не при шлось. После посадки на аэро дром, оружейники проверили рас ход боезапаса. Оказалось, что f выпустил всего три снаряда. Что обеспечило мне эту победу? Прицельный огонь и очень близ кая дистанция. Во время атаки я мог бы открыть огонь много рань ше, но от этого пользы было ма ло: во-первых, я израсходовал бы больше боезапаса, а, во-вторых, неправильно рассчитав упрежде ние, мог бы промахнуться, живым упустить врага и раньше времени обнаружить себя. Для того, чтобы не портить "впу стую дорогостоящие нам снаряды пушек и патроны пулеметов, лет чик должен стараться бить по противнику с близкой дистанции, наверняка, прекрасно знать ско рость всех неприятельских само летов, до автоматизма отработать определение упреждений для вы носа точки прицеливания, стре лять всегда только по прицелу-, стараться вести огонь короткими очередями, использовать авиа пушки исключительно, как сред ство ближнего боя, не горячиться при ведении огня. Для отработки воздушной стрельбы необходимо пройти хо рошую учебу. Здесь много зависит от самого летчика. Если он, стре ляя по конусу, будет подбирать ракурсы, с которыми встретится в бою, не будет «зависать» около цели—в будущем боезапас впу стую расходовать. не будет. Технику пилотирования следует отрабатывать с одновременной ра ботой с прицелом. В бою нужно тек заверщать маневр, чтобы вы вести свою машину на самолет противника и, лишь чуть-чуть под вернув, открыть точный, прицель ный огонь. Практически отраба тывать это можно так: перед ка ким-нибудь задуманным маневром выбрать цель для стрельбы и по сле маневра стараться подводить самолет под эту цель. Так произ-. еодить несколько раз. Наши летчики имеют все воз можности, чтобы бить врага на смерть малым количеством патро нов. Нехватает у нас иногда толь ко выучки, которая, как говорят, дело наживное. Мы не можем и не должны терпеть такого поло жения, когда отдельные летчики на уничтожение одного фашист ского самолета тратят тысячи патронов. Для уничтожения врага Родина дает нам боезапас в до статочном количестве. Долг дат чика:—израсходовать его не впу стую/ а, в цель, на -уничтожение і немца. ПАРТИЙНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ НРУГЛ 0 Г 0 ДНЯ скованную посадку. Под'ехала са нитарная машина. Штурман Лу говой и стрелок Чередниченко, легко раненые- в бою, были не медленно отправлены в госпиталь. Губанов проводил своих боевых друзей, затем подошел к самолету. И тут только он увидел, как по бита его машина. Он медленно обошел вокруг нее, внимательно посмотрел на правую «ногу» шас си, с которой слетел ігневматик, на искромсанный руль глубины, винт, и покачал головой. Его блед ное лицо, с которого не сошло напряжение боя'гіі глаза еще отра жали в себе ярость воздушной схватки. - -— Молодец,—сказал командир, осмотрев самолет - Губанова. — Действительно прилетел не. на машине, ,а на мастерстве. ® На поврежденном торпедоносце сразу же закипела работа. Техни ки в течение одной ночи приго товили его к транспортировке и отбуксировали в мастерские. Вскоре машину снова введут в строй. Наступил полярный день, от крывший неограниченные возмож ности для боевых действий севе роморской авиации. Сейчас у са молетных стоянок беспрерывно кипит напряженная боевая работа, круглы* сутки взлетают и садятся машины. Эти изменения значительно ус ложнили партийно-политическую работу среди личного состава. Зимой для проведения бесед, лек ций и. политинформаций мы вече рами собирали людей подразделе ния и даже всей части, теперь та кой возможности нет. К тому же наши парторги—это летчики, очень много летающие, и им подчас бы вает нелегко выкроить время для проведения партийных мероприя тий. - Опыт последних дней показал, что в этих условиях всю систему воспитания необходимо перенести непосредственно в звено д упор делать на индивидуальную работу с летным и техническим составом. Важно, чтобы сами командиры и старшие техники звеньев, летчики и механики самолетов повседневно воспитывали подчиненный им лич ный состав. Надо учесть, что командир звена или старший техник лучше других знает когда и ка кие группы людей и в какое вре мя бывают свободны. Они, пра вильно используя эти часы, могут довести до сведения офицеров и сержантов сводку , информбюро, дежать их в курсе событий. Как мы организуем партийную работу в условиях круглого дня? Возьмем к примеру такую важную кампанию, как подписка на воен ный заем. Весь упор был нами сделан именно на_. звено. Здесь все люди собраны вместе, каждый знает о местонахождении товари щей. Ясно, *іто и раз’яснительную работу при такой компактности коллектива вести легче. В резуль тате подписка прошла исключи тельно быстро и организованно. СОВЕТЫ Приведу другой пример. Утром 10 мая, в день освобождения Се вастополя, мы получили листовки, посвяшенные этой блистательной победе Красной Армии. Созывать общие митинги не представилось возможным: И мы опять пошли в звенья. Там собрали отдельные группы людей, рассказали нм о содержании листовки, пропели бе седы, в которых показали воин скую доблесть,, высокое мастер ство советских войск и призвали летчиков и механиков новыми боевыми 'делами ответить на ус пехи Красной Армии. Характер но, в этой работе самое активное участие приняли лучшие летчики, техники и механики* тт. Воробьев, Максимов, Качанов, Король, Ива нов и другие. Таким образом, с важным радостным событием нам удалось своевременно ознакомить весь личный состав и привлечь к участию в политической работе передовых воздушных бойцов. Все эти товарищи, несмотря на загру женность, стали активными агита торами и помощниками пдрторгов. Они регулярно прово'дят беседы с летчиками и со своими экипажами, охотно выполняют партийные по ручения. Первый опыт подтверждает, что пути выбраны нами правильно. Главное—мы приобщили к деятель ной общественной жизни широ кий актив. Это, несомненно, поло жительный фактор. Нельзя, конечно, сказать, что уже полностью решена задача пе рестройки партийной работы. На ми сделаны только первые шаги. Однако и эти крупицы ' опыта убеждают нас в необходимости всячески расширять и распростра нять его на все звенья. Это помо жет нам лучше организовать по литическое воспитание личного состава и мобилизовать его на вы полнение боевых задач части. Капитан Ф. МОШКОВ. ТЕХНИКУ И МЕХАНИКУ К а к и з б е г н у т ь п е р е г р е в а м а с л а а полете на м о т о р а х „ А л л и с о н “ С наступлением летнего време ни на некоторых моторах «Алли сон» в полете появляются слу чаи перегрева масла. Профилакти ческие работы иногда не дают должных результатов. Не так давно с разрешения ин женера, мы сняли клапан вязко сти и заглушили тройник отвода масла в бою на одном из моторов. Таким образом, ход масла полно стью отвели на радиаторы. Ре зультаты получились неплохими—- масло греться в полете прекра тило. Мы считаем, что в случае, если промывка клапана вязкости, кото рую у нас производят, не внесет изменений в температурный ре жим масла при работе мотора в воздухе, то можно пойти по пути выключения клапана вязкости. Гвардии старший техник-лейтенант А. СТАКАНОВ . На этом снимке наш фотокор респондент И. Михеев зафикси ровал машину, на которой воз-. враТился из боевого вылета летчик-торпедоносец гвардии лейтенант Губанов. Вверху в ова лах: командир экипажа О. Губа нов (в центре), штурман Луговой (слева) и воздушный стрелок Че редниченко (справа). Вот как было дело: і / і дут! — крикнул молодень- кий моторист, первым заме тивший самолеты. — ИдутІ—разнеслось по стоян кам. Техники и летчики высыпали из землянок навстречу прилетевшим друзьям. У самолета Губанова правая «ьога» шасси не встала на 'замок, и летчик пошел на второй круг. Как летчик, сумеет посадить машину? Снарядами ей разбило ноловину рул-ей глубины, фюзе ляж, винт, перебило маслосистему, один мот;ор вышел из строя. Пра вый пневматик висел рваными клочьями. Посадка была сопряже на с большим риском. Но гвардии Когда скорость немного по гасла, летчик у края аэродрома развернул самолет. Сразу стало тихо. Губанов еще несколько мгнове ний сидел в кабине, прислуши ваясь к непривычной тишине.. За тем открыл фонарь и медленно вылез на плоскость. К машине бежали техники, летчики, -боерые друзья, которые только минуту назад, волнуясь, смотрели на ри- Губанова лейтенант Губанов трезво оценил обстановку. Он решил не ломать самолет и садиться на шасси. Ава рийно дожав правую «ногу», он пошел на посадку. Летчик не,, был уверен, что из-за повреждений «ноги» машина не свалится на плоскость. Поэтому, чтобы не пе регораживать взлетную полосу, он перетянул посадочный знак. Щитки не выпускались: в балло нах не было воздуха. Как только самолет коснулся земли, Губанов выключил моторы. Но винтьг- все еще тянули и не давали развора чиваться. Машина бежала вперед, громыхая на ободе правого коле-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz