Североморский лётчик. 1944, май.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕ ГЧИ!С Посадка гвардии лейтенанта _____ ^ Ш к £ л Т д><ншь( О сбитых самолетах и израсходованном боезапасе — -===== Напитан В. Бурмагпов = е =^ е — В подразделении, где т. Бабернов, некоторые летчики, бу­ дучи участниками последних воздушных боев, позволили себе такой расход боеприпасов, который является недопустимьі5г. В связи с этим редакция обратилась к капитану В. БУРМАТОВУ, сбившему 11 немецких самолетов, с просьбой высказать па страницах газеты свое мнение по этому вопросу и поделиться опытом ведения точного прицельного огня, В практике автора публикуем ой ниже статьи капитана В. Бур- ійатова имел место случай, когда он сбил фашистский самолет, из­ расходовав всего 3 пушечных пат рона. Как это произошло, расска­ зывает сам автор. §К этой статье я не хочу разбн- рать подробно все тактиче­ ские ошибки, которые встречаются у летчиков при ведении огня по не­ приятельским самолетам. Мне хо­ чется поставить этот же вопрос несколько по иному. Всегда ли мы, летчики, выпуская пушечные и пулеметные очереди, ду­ маем об израсходовании бое­ запаса? Мне кажется, нет. Ко­ нечно, бои на сопровождении, ко­ торые мы в большинстве ведем, от­ личаются от обычных воздушных сражений. Иногда приходится * стрелять только для того, чтобы отсечь противника от прикрывае­ мого самолета, нисколько не думая о его поражении. Однако на это требуется не так уж много боеза­ паса, а расходование патронов у отдельных летчиков как во время боев на сопровождении, так и при обычных, несмотря на отсутствие у них побед, велико. Значит, главное не в этом. Главное в том. что некоторые летчики не умеют: как следует вестп огонь по про­ тивнику, тратят впустую боезапас Прилетает такой летчик на дром, посмотрит, что у него патро­ нов осталось на одну очередь и сконфуженно разводит руками: — Кажется, немца в прицеле ви­ дел, бил по нему крепко, а ре­ зультатов нет... Почему так случается? Потому, что такой летчик при стрельбе или очень спешит, а по­ этому, увидев в прицеле врага, без всяких расчетов открывает огонь по нему, или не сочетает в бою огня с маневром. Опыт подсказывает, что итог всякого воздушного боя зависит не от количества израсходованно­ го боезапаса. Если летчик стре­ ляет прицельно, то ему достаточно дать по вражескому самолету од- иу-три очереди, как противник бу­ дет сбит. Известна точность стрельбы дважды Героя Советско­ го Союза т. Сафонова, летчиков нашей части тт. Тульского, Рас- садкина и других. Они не тратят впустую боезапас, при любых ус­ ловиях ведут только прицельный огонь. У меня лично был случай, когда с трех пушечных патронов я сбил «Ме-109». А как было дело? В четверке истребителей я шел I ведомым у капитана Харламова. I Заметив в стороне воздушный бой, I который вели наши летчики, мы ! поспешили на помощь. Превосход­ ство в высоте дало возможность j внезапно атаковать врага. В первой же атаке, на пикировании, мой командир сбил одного «стодевя- тсго»-. Ведущий фашист, видя участь своего' напарника, пошел на а^ро- вертикаль. Я находился выше ка­ питана Харламова и поэтому мне j было выгоднее атаковывать ухо- ! дившего іщерх немца. - Атакуй, прикрою, — скоман­ довал Харламов. Я пошел за «мессером». Дис­ танция между нами быстро со­ кращалась. Только тогда, когда я находился метрах в 15—10 от «Мессершмитта» и он во всем пла­ не укладывался в моем прицеле, я открыл огонь. На глазах у всех летчиков от «стодевятого» отле­ тел хвост и, кувыркаясь, он беспо­ рядочно полетел вниз. Вести огонь мне в этом бою больше не при­ шлось. После посадки на аэро­ дром, оружейники проверили рас­ ход боезапаса. Оказалось, что f выпустил всего три снаряда. Что обеспечило мне эту победу? Прицельный огонь и очень близ­ кая дистанция. Во время атаки я мог бы открыть огонь много рань­ ше, но от этого пользы было ма­ ло: во-первых, я израсходовал бы больше боезапаса, а, во-вторых, неправильно рассчитав упрежде­ ние, мог бы промахнуться, живым упустить врага и раньше времени обнаружить себя. Для того, чтобы не портить "впу­ стую дорогостоящие нам снаряды пушек и патроны пулеметов, лет­ чик должен стараться бить по противнику с близкой дистанции, наверняка, прекрасно знать ско­ рость всех неприятельских само­ летов, до автоматизма отработать определение упреждений для вы­ носа точки прицеливания, стре­ лять всегда только по прицелу-, стараться вести огонь короткими очередями, использовать авиа­ пушки исключительно, как сред­ ство ближнего боя, не горячиться при ведении огня. Для отработки воздушной стрельбы необходимо пройти хо­ рошую учебу. Здесь много зависит от самого летчика. Если он, стре­ ляя по конусу, будет подбирать ракурсы, с которыми встретится в бою, не будет «зависать» около цели—в будущем боезапас впу­ стую расходовать. не будет. Технику пилотирования следует отрабатывать с одновременной ра­ ботой с прицелом. В бою нужно тек заверщать маневр, чтобы вы­ вести свою машину на самолет противника и, лишь чуть-чуть под­ вернув, открыть точный, прицель­ ный огонь. Практически отраба­ тывать это можно так: перед ка­ ким-нибудь задуманным маневром выбрать цель для стрельбы и по­ сле маневра стараться подводить самолет под эту цель. Так произ-. еодить несколько раз. Наши летчики имеют все воз­ можности, чтобы бить врага на­ смерть малым количеством патро­ нов. Нехватает у нас иногда толь­ ко выучки, которая, как говорят, дело наживное. Мы не можем и не должны терпеть такого поло­ жения, когда отдельные летчики на уничтожение одного фашист­ ского самолета тратят тысячи патронов. Для уничтожения врага Родина дает нам боезапас в до­ статочном количестве. Долг дат­ чика:—израсходовать его не впу­ стую/ а, в цель, на -уничтожение і немца. ПАРТИЙНАЯ РАБОТА В УСЛОВИЯХ НРУГЛ 0 Г 0 ДНЯ скованную посадку. Под'ехала са­ нитарная машина. Штурман Лу­ говой и стрелок Чередниченко, легко раненые- в бою, были не­ медленно отправлены в госпиталь. Губанов проводил своих боевых друзей, затем подошел к самолету. И тут только он увидел, как по­ бита его машина. Он медленно обошел вокруг нее, внимательно посмотрел на правую «ногу» шас­ си, с которой слетел ігневматик, на искромсанный руль глубины, винт, и покачал головой. Его блед­ ное лицо, с которого не сошло напряжение боя'гіі глаза еще отра­ жали в себе ярость воздушной схватки. - -— Молодец,—сказал командир, осмотрев самолет - Губанова. — Действительно прилетел не. на машине, ,а на мастерстве. ® На поврежденном торпедоносце сразу же закипела работа. Техни­ ки в течение одной ночи приго­ товили его к транспортировке и отбуксировали в мастерские. Вскоре машину снова введут в строй. Наступил полярный день, от­ крывший неограниченные возмож­ ности для боевых действий севе­ роморской авиации. Сейчас у са­ молетных стоянок беспрерывно кипит напряженная боевая работа, круглы* сутки взлетают и садятся машины. Эти изменения значительно ус­ ложнили партийно-политическую работу среди личного состава. Зимой для проведения бесед, лек­ ций и. политинформаций мы вече­ рами собирали людей подразделе­ ния и даже всей части, теперь та­ кой возможности нет. К тому же наши парторги—это летчики, очень много летающие, и им подчас бы­ вает нелегко выкроить время для проведения партийных мероприя­ тий. - Опыт последних дней показал, что в этих условиях всю систему воспитания необходимо перенести непосредственно в звено д упор делать на индивидуальную работу с летным и техническим составом. Важно, чтобы сами командиры и старшие техники звеньев, летчики и механики самолетов повседневно воспитывали подчиненный им лич­ ный состав. Надо учесть, что командир звена или старший техник лучше других знает когда и ка­ кие группы людей и в какое вре­ мя бывают свободны. Они, пра­ вильно используя эти часы, могут довести до сведения офицеров и сержантов сводку , информбюро, дежать их в курсе событий. Как мы организуем партийную работу в условиях круглого дня? Возьмем к примеру такую важную кампанию, как подписка на воен­ ный заем. Весь упор был нами сделан именно на_. звено. Здесь все люди собраны вместе, каждый знает о местонахождении товари­ щей. Ясно, *іто и раз’яснительную работу при такой компактности коллектива вести легче. В резуль­ тате подписка прошла исключи­ тельно быстро и организованно. СОВЕТЫ Приведу другой пример. Утром 10 мая, в день освобождения Се­ вастополя, мы получили листовки, посвяшенные этой блистательной победе Красной Армии. Созывать общие митинги не представилось возможным: И мы опять пошли в звенья. Там собрали отдельные группы людей, рассказали нм о содержании листовки, пропели бе­ седы, в которых показали воин­ скую доблесть,, высокое мастер­ ство советских войск и призвали летчиков и механиков новыми боевыми 'делами ответить на ус­ пехи Красной Армии. Характер­ но, в этой работе самое активное участие приняли лучшие летчики, техники и механики* тт. Воробьев, Максимов, Качанов, Король, Ива­ нов и другие. Таким образом, с важным радостным событием нам удалось своевременно ознакомить весь личный состав и привлечь к участию в политической работе передовых воздушных бойцов. Все эти товарищи, несмотря на загру­ женность, стали активными агита­ торами и помощниками пдрторгов. Они регулярно прово'дят беседы с летчиками и со своими экипажами, охотно выполняют партийные по­ ручения. Первый опыт подтверждает, что пути выбраны нами правильно. Главное—мы приобщили к деятель­ ной общественной жизни широ­ кий актив. Это, несомненно, поло­ жительный фактор. Нельзя, конечно, сказать, что уже полностью решена задача пе­ рестройки партийной работы. На­ ми сделаны только первые шаги. Однако и эти крупицы ' опыта убеждают нас в необходимости всячески расширять и распростра­ нять его на все звенья. Это помо­ жет нам лучше организовать по­ литическое воспитание личного состава и мобилизовать его на вы­ полнение боевых задач части. Капитан Ф. МОШКОВ. ТЕХНИКУ И МЕХАНИКУ К а к и з б е г н у т ь п е р е г р е в а м а с л а а полете на м о т о р а х „ А л л и с о н “ С наступлением летнего време­ ни на некоторых моторах «Алли­ сон» в полете появляются слу­ чаи перегрева масла. Профилакти­ ческие работы иногда не дают должных результатов. Не так давно с разрешения ин­ женера, мы сняли клапан вязко­ сти и заглушили тройник отвода масла в бою на одном из моторов. Таким образом, ход масла полно­ стью отвели на радиаторы. Ре­ зультаты получились неплохими—- масло греться в полете прекра­ тило. Мы считаем, что в случае, если промывка клапана вязкости, кото­ рую у нас производят, не внесет изменений в температурный ре­ жим масла при работе мотора в воздухе, то можно пойти по пути выключения клапана вязкости. Гвардии старший техник-лейтенант А. СТАКАНОВ . На этом снимке наш фотокор­ респондент И. Михеев зафикси­ ровал машину, на которой воз-. враТился из боевого вылета летчик-торпедоносец гвардии лейтенант Губанов. Вверху в ова­ лах: командир экипажа О. Губа­ нов (в центре), штурман Луговой (слева) и воздушный стрелок Че­ редниченко (справа). Вот как было дело: і / і дут! — крикнул молодень- кий моторист, первым заме­ тивший самолеты. — ИдутІ—разнеслось по стоян­ кам. Техники и летчики высыпали из землянок навстречу прилетевшим друзьям. У самолета Губанова правая «ьога» шасси не встала на 'замок, и летчик пошел на второй круг. Как летчик, сумеет посадить машину? Снарядами ей разбило ноловину рул-ей глубины, фюзе­ ляж, винт, перебило маслосистему, один мот;ор вышел из строя. Пра­ вый пневматик висел рваными клочьями. Посадка была сопряже­ на с большим риском. Но гвардии Когда скорость немного по­ гасла, летчик у края аэродрома развернул самолет. Сразу стало тихо. Губанов еще несколько мгнове­ ний сидел в кабине, прислуши­ ваясь к непривычной тишине.. За­ тем открыл фонарь и медленно вылез на плоскость. К машине бежали техники, летчики, -боерые друзья, которые только минуту назад, волнуясь, смотрели на ри- Губанова лейтенант Губанов трезво оценил обстановку. Он решил не ломать самолет и садиться на шасси. Ава­ рийно дожав правую «ногу», он пошел на посадку. Летчик не,, был уверен, что из-за повреждений «ноги» машина не свалится на плоскость. Поэтому, чтобы не пе­ регораживать взлетную полосу, он перетянул посадочный знак. Щитки не выпускались: в балло­ нах не было воздуха. Как только самолет коснулся земли, Губанов выключил моторы. Но винтьг- все еще тянули и не давали развора­ чиваться. Машина бежала вперед, громыхая на ободе правого коле-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz