Североморский лётчик. 1944, май.

няют д р у г р д ело в ая спаі У г в ардии па лонова с ,вал гв ардии ч а с т ь СЕВЕРОМОРСКИЕ ЛЕТЧИК Ш K j d I a л ь с н х к ы П у т ь гвардии лейтенант Н. МАТВЕЕВ к первой победе 9 мая над нашей т ер ри т о ри ей Я сбил <<Фокке-Вудьф-190». Это была моя перв ая победа. Сам процесс боя протекал с ко р о т еч ­ но. Барражируя в з а д а н н о й з о ­ не, увидел под .собой р а з ры вы зенитных снарядов и од н о в р е ­ менно по радио у с лыш а л ком а н ­ ду; «Идите на ра зры вы , а т а к у й ­ те!». Полупереворотом о к а з а л с я в разрывах. ІІо ним о п р е д е л и л направление полета п р о т и в н и ­ ка. Метрах в 300—400 от меня впереди $ -противозенитным м а ­ невром шла п а р а «ФВ-190». Н ем ­ цы также зам е ти ли н аш и с а ­ молеты и пы т али с ь на бр ею ­ щем; маскируясь маетностью , j яти- от- пр е сл едо в ани я . Убе- дввщпсь, что ведомый и д е т за хной, я прибавил г а з и с т а л д о ­ гонять немца. С б л и ж е н и е про- ' р с х оЙ Р І очень ■быстро. О г л я ­ нулся .еще раз, в в о з д у х е с ам о ­ летов п ро тивни ка б о л ь ш е .н е было. «Фокке-Вульфы» м а н е в р и р о ­ вали,, а позтому в е с т и о гон ь длинными оч ередями бы ло н е ­ выгодно. Сбли зившись н а 150 . метров, я д а л д в е оч ер еди . Трассы прошли впер еди н ем е ц ­ кого ізамоле та. Видимо, я ош иб ­ ся в скорости е г о п о л о т а и н е ­ правильно в зял у п р еж д е н и е , прекратив огонь, я п р о д о лж а л сближаться -.и по у т очн енным данным, вести огонь коро ткими очередями. В едущий н ем е ц о т ­ валил вправо и с к р ы л с я . В е д о ­ мый, по-которому я в ел о гонь, дарещед на ор еющий п о л е т и Оросал машину с к ры л а на крь:-. Ш -Когда іЯ с б л и з и л с я с ним на дшанщда 50—30 метров, д ал двѳ длинных о ч ер е д и , «Ф ок к е - йульф»:.вздрогнул и р е з к о сба- іщ^шрос-ть. Чтобы н е проско- чьть немца, я о т в а л и л вв ерх влево, а затем вно в ь с в а л и л шш к у на него. Ещ е п у л е м е т ­ ная очередь, я «Фокке-Вульф»* свалился в сопки. Как видно из о п и с а н и я , э т о т бойимел ма ло х а р а к т е р н о г о . Но могу.- ліі я с к а за т ь , что п е р в а я моя победа — с л у ч а йн о с т ь , счастье'’ — Нет. Д о э т о г о в ка- нѵетве ведомого мн е приш л о с ь участвовать в .7 в о з д уш ны х , £юях. Они н под го то ви ли почву для первой победы : Основное, что. обеспечило мне у с п е х — правильное понимание в о з д у ш ­ ной обстановки, ум е н и е в и д е т ь вдаль. Взять хотя 'бы п е р вы й этап боя, когда я у с лыш а л по радио о том, что в в о з д у х е н а ­ ходится противник и м н е н у ж ­ ноего атаковывать. Р а н ьш е при шой обстановке яі н а ч и н а л м е ­ таться, крутить головой и тол- мало что понимал. .Однажды, к о г д а второй р а з фшплось в с т р е т и т ь с я с про 'Ивниеом, мы б а р р аж и р о в а л и ЩЯ аэродромом. У-слышав по №Дио, что самол еты н еп ри я тѳ - на ДРУГОЙ об’ект, мы им нап ео ° р е з . Не помню, Р-ко прошло времени , как - Радио я у с л ы ш а л -команду: мной!»-.Цока о см а т р и в а л с я , напарники к у д а - т о и с ч е з ­ а й ^егался один н а в е р х у и стал ...разглядывать идущ ий Е1|изу бой. *Юнкврс-87» о т д е ­ л и л с я от оощей сх в а тки и ухо ­ дил. «Надо атаковать» , — р е ­ шил я и п о гн ал с я за ним. /Расстояние, мйяеду с ам ол е ­ т ам и с о кр ащ ало сь оч ен ь м е д ­ ленно . Б о я с ь по т ер я ть ори ен ­ тировку , о г л я н у л с я н а з а д в н а ­ д еж д е н ай ти свои самолеты . Д е й с т в и т ел ьн о , с зади меня ш ли д в а и с тр еби тел я . Не р а з о ­ брав, что э т о за машины , я п р и с т р о и л с я к ним ме трах в 50—80 но ин тер в алу . Ведущий п ары , рядом, с которой теп ер ь я шел, сделал, боевой разворот. Ко гда н а к р е н и л а с ь его машина, я увидел: на к ры л ь ях кресты . Ото были «Мессершмитты». Я п о пы т а л с я открыть огонь, но приц ел и вооруж ени е о к а з а л и с ь но включенными. Оторвавшись от в р а г а , еще несколько р а з п р и с т р а и в а л с я к ра зличным с амол ет ам , но все были с д р у ­ гих аэродромов. «Поутюжив»1 вп у с т ую во здух , я один пришел ■на а эродром . Р а з о ч а р о в ан и й посла этого боя было немало. Несколько д н е й ходил, как у горелый . Ко г­ д а в с е ул е гло с ь , то ясно у в и ­ д е л свои ошибки . В следую - (Щем бою о б ст ано вк у оценивал боле е з д р а в о и а т аки п рои зв о ­ д и л не механически,, а с о з н а ­ т ельно . Умению ви д е т ь научили меня д в а по следующих боя. В одном ■ка них мы о ч ен ь по здно з а м е ­ т или ис т р еби т ел ей противника i t t -мцы о б н а р уж и л и н а с п ер вы ­ ми и вы б р али выгодную по зи ­ цию д л я а таки . В первом же э т а п е боя они в з я л и и н и ц и а т и ­ ву в свои руки. Всю машину мою т о гд а «Месеершмитты» «исклевали». В д р у гой раз в в о зд уш н ом бою я г н а л с я за о д ­ ним «стодевятым1». Увл ек ся а т а ­ кой и , н е о б р ащ а я внимания,, в ел огонь. В это время у с лы ­ ш ал г л у х ой у д а р в мой самолет. Н а д головой прол е т ели трассы . Б и л д р у г о й «Месеершмитт». Э ти д в а с л у ч а я крепко меня н ау ч ил и . После них я вним а ­ т е л ь н о с т а л смо тре т ь з а в о з д у ­ хом и п е р е д каждой а т акой ооя-. з а т е л ь н о о см а т р и в а т ь заднюю .полусф еру , 'Более тр у дным этапом было н а у ч и т ь с я ве с ти прицельную с т р ел ь б у . В п ер вых боях, как пр ави ло , л е тч и к оп еш и т с о т ­ к ры ти ем о г н я и у н е г о н и к о г д а н е х в а т а е т в р ем ени на то, что­ бы п ри ц е л и в а т ь с я . Т а к было в н а ч а л е и у меня. Но один с л у ­ ч ай з а с т а в и л бы т ь более х л а д ­ нокровным . Ведомым у гвардии к а п и т а н а Л о гин о в а я шел выше п р и кры вас мого шт у рмови к а . При о т х о д е о т цели заметили , что к «Ильюшину» п р и с т р а и ­ в а е т с я «Me-Ю9». Мы н ах о д и ­ л и с ь в т аком положении, что, в е д я о гон ь по «Мессершмитгу», мо гли поп а ст ь по «Илу». При­ ш ло с ь дол го р а с счи ты в а т ь , чтобы т очно у д ари т ь по врагу . В с е эти бои подготовили мою п е р в ую победу. Они помогли н а у ч и т ь с я з д р а в о оц ени в а ть об ст ановк у , бы стро о б н а р уж и ­ в а т ь в р а г а и приц ел ьными оч е­ р ед ями сби в а т ь его. о в о с т и ьаруб~еэрсной т п & х н и к Р у ч н о й п у л е м е т д л я п а р а ш ю т и с т о в Для вооружения ^ервканских па- ИШютистов при­ д е т с я ручной Г ^ . М - 3 “ ка- Ра Н.4 мм. Машины всегда в строю МЕХАНИКИ СТАРШЕГО ТЕХНИК-ЛЕЙТЕНАНТА ' т. БЕЛОУСОВА БЕЗУКОРИЗНЕННО ГОТОВЯТ МАТЕРИАЛЬНУЮ ЧАСТЬ К БОЯМ Большую и напряженную ра­ боту выполняет за последнее время технический состав н а ­ шего подразделения. Трое ме­ хаников -самолетов под руісо водством с т арш е го техник -лей ­ т е н а н т а т. Белоусова готовят к боям истребители. Недавно механикам пришлось об еспечивать подряд два выл е ­ та на сопровождение. Время между, ними было очень о г р а ­ ниченное. Проводив самолеты в первый полет, старший т е х ­ ник-лейт енант т. Белоусов соб ­ рал механиков и д е т а л ьн о р а ­ зобрал обязанности каждого в подготовке следующего вы ­ лета. Эго помогло. Как только истребители прои звели по с ад ­ ку, механики быстро принялись з а их осмотр, запр а вк у горю­ чим. Все работали очень четко. По первой ж е р акете истреби ­ т ели вырулили на с т арт и бла ­ гополучно ушли на задание. П о сл е проведения этой опе­ рации , перед нашими ле тчик а ­ ми командование поставило з а ­ дачу : вести непрерывную р а з ­ ведку отдаленной немецкой б а ­ зы, Все полеты на р азведку j протекали над морем иа брею­ щем. -Это требовало хорошей работы материальной 'части, особенно моторов. Круглые с у т ­ ки трудились тт. Николаев, 'Панков и Морозов. Оніьпосле каждого вылета внимательно осматривали вс о агрегаты с а ­ молетов, вслушивались в рав ­ номерный шум моторов. Если были -какие неполадки, у с т р а ­ няли их т у т же. Вернувшись с задания , летчик т., Тарасов по­ ж алов ался на тряску мотора. Чере-з 30 минут Тарасов должен был снова вылетать на р а зв ед ­ ку. Хорошее: знание м а т ери аль ­ ной части помогло старшему техник -лейтенанту т. Б ел о у со ­ ву немедленно обиаруясить д е ­ фект: свечи, расположенные с внутренней стороны одного из блоков, были заменены. Свыше 60 боевых вылетов об ­ служили за последнее время механики подразделения, гото­ вя к боям по два истребителя каждый. Лучшей оценкой их работы являются успехи, кото­ рых достигли летчики по д р а з­ деления. Старший лейтенант Г. ГРИШКОВ. Первый успех — молодого летчика Вес пулемета — около 4 кг., ско ­ рострельность — 450 выстрелов в минуту. При пер е ­ носке пулемет складывается в небольшой ящик и не подвергает­ ся воздействию соленой воды. „Пбпюляр Байне*, О одной из последних операций летчик-истребитель младший лейтенант И. Албул вгіервые участвовал в воздушном бою. Пятерка североморских истребителей под командованием лейтенанта Митрофанова встретилась тог­ да с двадцатью «Мессершмиттами» и «Фокне-Вульфами», Свято выполняй свой долг поі прикрытию штурмовиков, младший лейтенант И. Албул, отбивая настойчивые атаки немцев, сбил неприятельский самолет. Это бьша первая победа миладяго летчика в .педвоте воздушном бою, НА СНИМКЕ: младший лейтенант И, Албул1. Фото И. Михеева. М. Мсаковскчй Под балтийскую гармошку Что за славные ребята, — Талько встреча норотнз. Приезжали из Кронштадта Н н*м четыре моряна. И словами, и делами, И собою хороши. Если девушка посмотрит — Остается без души. Нан сойд утся все четыре, Да с гармошкою пройду т, — За собою на- буксире Всю оиолицу ведут. Наши парни присмирели: Видно, зависть их берет, Что/ девчат в одну неделю Покорил Балтийский флот. А девчапгам то ли дело — Левым глазом подмигну ■ь! Дескать, суша надоела, Надо на море взглянуть. (Под балтийскую гармошку Сами ходят каблуки. Только жалко, что весною Ночи больно норотки. А еще в груди тревога, А еще душа болит, Что кронштадтская дорога Расставаться нам велит. Расставаться, разлучаться, — А разлука тяжела... Ох, и жаль, что нету моря Возле нашего села. Новые фильмы о советских моряках „Малахов курган Т ема гер о и че с ко й обороны * Севастополя—бла год а тн ая тома для искусства, литературы , музыки. На всем огромном п р о с тр а н ­ стве н аш е го фронта, на -суш е, на воде и под водой советские воины вм есте со всем советским народом прои зно ся т в е л и ч е с т ­ венное слово — Севастополь, •качс символ, и непобедимой с то й к о с ти , и б е з гр а н и ч н о г о м у ­ ж ес тв а , и высоты советско го военного и с к у с с тв а , и м а с тер - стерства, и массово го ге р о и зм а , и пр е зр ени я к см ер ти во- имя ЖИЗНИ, во имя Родины , ®о имя победы... Этой тем е и б у д е т посвящ ен /фильм ,«М ал ахов к у р г а н » . А в ­ тор с ц е н ар и я Борис Войтехо® . с т а в я т к а р т и н у реж иссеры Д Х е йф иц и А . З а р х и . о б с у ж д а е м с т а т ь ю „ Т Е Х Н И К — Э Т О К О М А Н Д И Р ” Летчик и техник Во многих истребительных экип аж ах — по два, в экипажах торпедоносцев — по три офице­ ра. К ним о тн о с я т с я летчики и техники. Они помогают один дру гому в воспитании, подчи ­ ненного им сержантско го » р я ­ дового состава. Там, где- летчик и техник д ей стви тельно допол- др у га „— в эк ипа же йк а , дружба. лейтенанта’ т. За- амолет обслужи- старший те-хник- т. Троян. Тов. Троян зн а л материальную самолета, имел большой опыт эк спло а тации ее. У тов. З а ц а л е н о в а опыта, это го н а бы­ ло, машину он з н а л также нэдо- с таточно глубоко. Однако он был командиром экипажа. Г в а р ­ дии л е й т е н а н т т. Зап ал ено в пр авильно оценил свое положе­ ние. —- Ч тобы иметь н е п р е р е к а е ­ мый а в т о р и т е т у подчин енны х, над о н е только иметь право ком анд ов ать ими, но и п р е к р а с ­ н о зн а ть свое дело, а т а к ж е ту м а тер и ал ьн ую часть , . которую. они эксплоатируют, — зая вил т. Запаленов. Гв ардии лейтенант настойчи­ во учился сам, иногда отделы ные непонятные вопросы вы яс ­ нял у техника. Авторитет е г о в ■глазах техника быстро вырос. Зап ал енов стал влиять на с в о ­ их подчиненных не тодько властью, но и знаниями. Всеми способами гвардии лейтенант- с т ар ал с я поднять а в т о ри т е т своего техника тов. ,Троян. Последний, был в кур с е всех боев. Экипаж болел за успехи с во его командира. З а п а ­ ленов быстро рос, как летчик. Сейчас он — командир звена. Вырос до старшего техника з в е ­ на и т. Троян. Однако во взаимоотношениях между летчиком и техником у на с в о тдельных случ а ях есть и серьезные недостатки. - Т р у д т ехника з,вена~ — боль­ шой труд. От того’, как он мобилизует личный с о с т а в на подготовку с ам о л е т а к- боям, зави си т у сп ех воздушного с р а ­ жения,, жизнь, летчика. Это н а ­ до понимать каждому коман­ д и р у э к и п а ж а . Он д о л ж е н у в а ­ ж а т ь т р у д те х н и ка , и ч у в с тв о ­ вать в нем перв ейш ую о п о р у не только в боевой работе, но и в воспи тании своих п о д ч и н е н ­ ны х . У нас есть о тдельны е пр им е ­ ры, ко гд а молодой л е т ч и к , с т а ­ новясь ком андиром з к н п а ж а . (Сразу ж ѳ за зн а е т с я . — Я л е тч и к, ком а нд и р э к и п а ­ ж а . Ч т о м н е техник» я воюю, а н е он, — ки чливо заявл яет т а ­ кой , товарищ . В повседневной работе он прен ебреж ительно о тн о с и тс я к своему т е х н и к у * не п о д д е рж и ­ вает его офицерский авторитет. Т а к о й л е т ч и к подрывает ав то ­ р и те т те х н и к а , к а к офицера, и те р я е т в его лиц е свою опору и пом ощни ка. Л е т ч и к и т е х н и к — офицеры э ки п аж а . Д о л г летчи ка всэып способами поддерживать своего те х н и к а ,-о п и р а ть с я н а н е г о в повседневной ра,богэ. Это помо­ ж е т оф и ц ѳр у -т е х н и к у расти , у к р е п и т огх> ав тори тет в г л а ­ за х подчинённых. Гвардии напитан С. ЛО ГИ НО В .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz