Североморский лётчик. 1944, май.
95 мая Ш 4 Г., ЭД 123 (193). ......... ...................... ................................... .. СЕВЕРОМОРСКИП ЛЕТЧИК В небе Покрышкин! На пункте, наведения все были возбуж дены. Гене рал, не отры-. Еая глаз от неба, беспре рывно вел ра- яноразговор с командирами эскадрилйй: - Семени шин, слуш'ай- /е: справа іва «мю№- ра»!.. Глинки. Глинки, не ув лекайтесь!.. Прикройте Ко- мелькова!.. Фадеев, иди те на «Юнкер- * сов»!.. Наумов, атакуйте... Майор ’подошел в генералу и доложил: - На подлете Покрышкин... И в это жѳ мгновение! .наш радист услышал немецкую команду, которая повторялась пять раз: - Внимание, внимание-! В небэ Покрышкин! Небо гудело. Стреляли пуш- і;ни пулеметы. Свистели бом бы, визжали моторы истре бителей, идущих., по вертикали ввысь. Наблюдавшим за боем казалось, что самолеты стал киваются лбами, врезаются винтами, цепляются плоскостя ми, таранят друг друга. Й в этом вавилонском столпотворе нии всеі видели и угадывали истребитель Покрышкина. Его узнавали-по летному «почер ку», по дерзким- поступкам, по умному расчету. В этом столк новении сотен машин, в этом ■небесном' хаосе Покрышкин .чувствовал себя, как рьгба в йоде. Он атаковал, во-время увертывался, неожиданно и резко шел вниз, свечой подни мался к обла кам, делал крутые вира жи, подстре ливая «лапот ников», как он презрительно называл -тя желые немец кие бомбово зы... Блеснул огонь, затем белый дым. как длинная живая лента, повис за ХЕО- стом падаю щего немецко го самолета, блеснул па рашют, и пи лот герман ской воздуш ной эскадры спустился в плен. Это пулемет Покрыш- кина смертельно ранил врага. ■Немцы вновь начали кричать: — Внимание, внимание! В иебѳ Покрышкин! Покрышкин ни разу не был побежден. А однажды... Покрышкин атаковал автоко лонну с немецкими солдатами, обстрелял ее на бреющем поле те, но не успокоился и вторич но, а затем я в* третий раз -по шел в атаку.. -Снаряд неприя тельского орудия . попал в мо- 'тор, Машина загорелась и ста ла падать. Покрышкина. спа сло хладнокровие. Он с тру дом вывел горящую машину (из пике-, приземлился на вра жеской территории, выскочил и. 'прячась в кустарниках и балках, ушел ,к, фронту. Па пе редовой линии он істал в ряды бойцов и хорошо дрался с нем цами, как пехотинец. # =!ч :г ...На счету дважды Героя Со ветского Союза Александра По крышкина 53 сбитых им лично немецких самолета. Я* КОВ Иванов хо тел доказать, что таран при хорошей тех нике пилотирования мо жет стать таким же обычным приемом воз душного боя, как и вся кий другой. Первым на Черно- морьи он пришел пос ле тарана на аэродром с неповрежденной маши ной. Тѳлько вннт был слегка погнут. Теперь он стремился” ко второй проверке. ...Группа „Юнкерсов" шла на бомбежку горо да. Иванов разогнал их строй, заставил фаши стов сбросить бомбы в море, а затем к самим отправиться вслед за бомбами. Он не таранил врага—подбил меткой очередью. Иванов был уже неда леко от своего аэродро ма, когда увидел огром ный ,Дорнье-215“. Он бросился ему наперерез. У него оставалось очень мало боезапаса. Послед няя очередь, и пулемет заглох. „Дорнье* дрогнул, про валился вниз, но скоро выровнялся и пошел дальше. Он был подбит, но не добит. Вот, казалось бы, же ланный случай для вто рой проверки! Ноне для .Дорнье0 строил Иванов свои расчеты. Слишком тяжелая машина. Тара- нить ее—значит итти почти на. верную гибель. Отпустить? Дать ему сбросить бомбы, вернуть ся, взять новый груз, что бы опять бомбить Се с-тополь? Четыре челове ка экипажа, почти полто ры тонны бомб, дорогая машина... А он один на легком „ястребке".—Нет, выпустить врага нельзя... Яков Иванов форсиро вал мотор, чтобыдогнать „Дорнье". Он простился с надеждой таранить еще дюжину вражеских машин и показать всеау миру, что русский таран не только страшный, но эрь В ЭТОТ ЧТО Čму жизни — 10К33л і ь и надежный способ 6«: Он отдавал миг Родине то, дороже возможность свою идею. Снова, как хронометр, работают рука и глаз... Даже сквозь грохот моторов бил слышен треск. Рухнул „Дорнье". Но спустился в море и наш .ястребок*. Так отдал Родине свою жизнь Герой Советского Союзз Яков Иванов. Для спасения друга ТАН ВОЮЮТ ГВАРДЕЙЦЫ Шесть .истребителей, ведо- діке Героем Советского Союза гвардии капитаном Цоколае- •вьім, во время барража были атакованы восемью dVIe-109». Летчики Цоколаева вступили вбой1с немцами и, умело взаи модействуя, сбили четыре «Ме-109».. В этот момент к ли нии фронта проходили две группы «Ю-87» числом до 15ма шин. У наших гвардейцев го рючее и боеприпасы были уже на исходе. Все же Цоколае-в вновь собрал свою группу и повелее в лобовую атаку. Снова загорелась жаркая -схватка, е результате которой немцы не досчитались .пяти «Ю-87». Цоко- лаев со своим ведомым Гераси менко сбил два «Ю-87» и два «Ме-109». Не успели гвардейцы собраться, чтобы лечь на об ратный .курс, как в районе боев показалась еще Одна группа бомбардировщиков противника. И хотя патронные ящики у со ветских истребителей были уже | пусты, все же летчики не ушли. Доколаев собрал всю группу и 'сомкнутым строем двинулся против немцев-. Фашисты, сбро сив бомбы .на свои же войска, поспешили удрать. — Впереди «Рама», иду в ата ку!—передал по радио гвардии лейтенант Боевский, шедшему с ним в паре гвардии лейтенан ту Кальсину. Удар был точен. Через мину ту «Фокке-Вульф» пошел вниз и врезался в землю. Но тут Боевский почувство вал, что его самолет резко те ряет скорость. Летчик понял, в чем дело. — Кальсин,—передал он то варищу,—у меня подбит мотор, но попытаюсь дотянуть до своих. Однако. Кальсину, внима тельно следившему за всеми эволюциями машины- Боевско го, стало ясно, что из этой по пытки ничего не выйдет. Он продолжал барражировать над снижавшимся .самолетом, что бы предупредить' возможную опасность е воздуха:. Подбитая и воспламенившаяся машина приземлилась на территории противника. Каль-син решил во что бы то ни стало спасти товарища. В любую минуту здесь могли За народ и партию Когда в. неравной схватке четырех с шест надцатью решался вопрос, о лшзни и смерти, лейтенант Георгий Чиликов, не задумываясь, пошел на таран. «Мессершмитт» -камнем упал вводу. Чиликов пытался сохранить свом> ра неную машщ-гуі.и сделал все, чтобы нормаль но ее досадить. Но управление не поддава-' лось воле летчика. Земля была улье близка, когдаЧиликов-выбросился. Парашют не успел полностью раскрыться, и лейтенант ударился о землю. Силы оставляли его. Подбежавшим Оойцамон успел только сказать: «Передайте товарищам, что я еще мало сделал для Роди- Ны и умираю за свой народ и партию. Бере гите любимую Родину. Смерть, немцам!». Наглядный урок Двое гвардейцев, Цапов и его ведомый, вылетели на. задание и повстречали против ника.. Как проходил бой, можно проследить по Радкоразговору между ведущим' и ведомым, ьот что, - буквально, передавал Цапов ведо мому; , — Ваима ішо, иду .©атаку... Смотри, вот а прицеливаюсь... Стрелять еще рано... Те- ЛеРь, видишь, я бью... Смотри, сейчас он нач- В6т падать... Вот он падает... Видел?! Ч Т О Б Ы Б Ы Т Ь Е Щ Е З Л Е Е Вокзалы и склады боезапасов в Берлине, бензобаки и артиллерийские склады в Штет тине, военные казармы и аэродромы в Дан циге и Кенигсберге^ танкодромы под Двин ском и Новгородом, стальные .чудовища, дви гавшиеся по дорогам Пскова и Луги, уничто жались Василием Гречишниковым точно и в сроки, в любую погоду. И когда Гречишников возвращался к себе на аэродром, он спокойно выходил из кабины самолета и докладывал командиру: — Задание выполнено. Все в порядке. Проверка, подтверждала, что Василий Гре чишников выполнил задание, но он почему-то всегда преуменьшал сделанное. — Слушайте, -товарищ Гречишников, — по стоянно говорил командир, — почему вы пре уменьшили то, что сделали? — Видите ли, товарищ командир, — отве чал Гречишников*, — мне сверху но. всегда бывает видно... Скажу больше — товарищи смеяться будут... Скажу меньше — сам> злее буду, потому что мне хочется сделать больше,,, п о я в и т ь с я п р и в л е ч е н н ы е -пале ни ем с а м о л е т а н ем ец к и е с о л д а ты . К р уж а с ь , л ет чи к вы и с к и в а л 'м е с т о д л я 1 п осадки . Пыль, п о д н я т а я с амол е том Б оевско го во в р ем я п о с а д к и , помогла о п р е д е л и т ь н а п р а в л е н и е в е тра. П л о щ а д к а бы л а слишк ом м а л а д л я с к о р о с т н о го с а м о л е т а и, кроме5 того, покры та кочк ами и б у г р ами . Г в а р д е й ц у п р иш л о с ь з а й т и на, второй круг. П о д п р ы г и в а я н а н еро в н о стя х , и с т р е б и т е л ь о с т а н о в и л с я вбли зи от м а ш и н ы Б оевско го . Н е вы к люч а я мотора, К а л ь с и н вы с к очи л из кабины , добелсал д о с ам о л е т а Б о е в с к о г о и вм е с т е с ним в з о р в а л г о р ящ ую м ашину . Л е т ч и к и -вдвоем залезли в Кабину самолета Кальсина. — Устраивайся в фю з е л яж е ,— сказал К а л ь с и н товарищу и по мог ему сесть поудобнее. Н а ч и н а л о с ь с а м о е т р у д н о е : в з л е т с ч р е з вы ч а й н о м а л е н ь кой н еровной пл ощ а д ки . Н е с к ол ьк о раз, р е в я мотором и п о д н и м а я т у ч и пыли , с ам о л е т тщ е т н о п ы т а л с я о т о р в а т ь с я от земли . Петр К а л ь с и н сно в а и .снова выводил' м аш и н у на с т ар т. Након ец , ему у д а л о с ь п о д н я т ь с а м о л е т в в о здух . Ч е р ез н е с к о л ь к о м и н у т л е т чи ки были на своем а э род ром е . Вся ч а ст ь г о р я ч о п р и в е т с т в о в а л а д в у х о т в аж н ы х д р у з е й , б л а г о родный п о д в и г о д н о г о из к о т о рых бы л д о с т о и н м уж е с т в а другого. Семь фашистских кораблей за два с половиной месяца 21 января 1944 года экипаж гвардии лейтенанта Францева одержал свою первую побзду, а 3-го апреля на его боевом счету было уже семь фашистских кораблей, в том числе 2 тран спорта общим водоизмещением -в 14 тысяч тонн, танкер в 10 тысяч тонн, две подводные лодки и мотобот. Все эти побе ды были одержаны героическим экипажем в короткий срок, причем потоплением подводных лодок гвардии лейте нант Францев открыл новую страницу в истории боевого применения торпедоносной авиации: до него еще не было слу чая гибели подводной лодки от удара авиационной торпеды. Молодой 22-летний офицер стал грозой фашистских конвоев в Баренцевом море.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz