Североморский лётчик. 1944, май.

СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О ф Ц С.СС VC?*- - .- na^at -ь. X : ШгзЩШШ&Ш. :'г £ Jeen'bio 1941 года ѵ -* один из наіинх ист­ ребительных полков при­ крывал -переправу. Де­ сять дней подряд полк слерживал наседавшие армады немецких истре­ бителей и бомбардиров­ щиков. В воздухе про­ исходили жестокие бои. Наши истребители дра­ лись изо всех сил, но полк нес потери. В один из таких дней на аэродроме находилось шесть машин. Обстанов­ ка говорила за то, что придется'выдержать еще несколько боев. Комап днр полка учел это и отдал приказ: — Вынести знамя на старт! И вот на взлетной по­ лосе аэродрома заколы­ халось алое полотнище. Командир, приехав на старт за несколько ми­ нут до взлета, обратился к- летчикам с кратким напутствием. Он напом­ нил летчикам, что им придется драться с пре­ восходящими силами вра­ га, но выразил уверен­ ность, что сталинские богатыри с честыо вы­ полнят свой долг. — Вас провожает в бои наше знамя,—ска­ зал командир. Не опо­ зорьте полковую святы­ ню... Едва командир произ­ нес эти слова, как над аэродромом появились 15 „Ме-110“. Немцы ре­ шили блокировать аэро­ дром и безнаказанно рзз- бить нашу переправу. Первые бомбы уже упа­ ли на летное поле. Коман­ дир приказал: — По машинам! Защи­ щайте знамя... Летчики бросились к самолетам, а командир под огнем врага бросил­ ся туда, где развевалось знамя. Вскоре он упал, потом с усилием поднял­ ся и; шатаясь, добрался к знамени, мимо которо­ го проносились идущие на взлет машины. Опасность была вели­ ка, но каждый летчик хоть на секунду бросал взгляд на драгоценное алое полотнище и ране­ ного командира. Нетруд­ но понять, какие чувст­ ва обуревали в этот мо­ мент сердца пилотов. ...В воздухе шла яро­ стная драка. Шестерка советских истребителей сражалась с врагом на­ стойчиво и умело. Через восемь минут боя пять , Me-110“ уже горели на земле. На двенадцатой минуте к ним прибави­ лось еще, четыре враже­ ских самолета! В бою летчик комсо­ молец Черненко, прота­ ранив два немецких са­ молета и получив восемь ранений, выпрыгнул с парашютом. Коснувшись земли, летчик настойчиво потребовал: „Несите ме­ ня к знамени*. И когда над героем склонилось красное полотнище, он поцеловал его край. Чер­ ненко скончался, но кровь его навсегда запе­ чатлелась на полковом знамени. Пятерка :.оставшихся, истребителей, . отогнав противника от аэродро­ ма, бросилась к перепра­ ве и здесь врезалась в группу немецких бомбар­ дировщиков. Сталинские соколы смело вели бой, они упорно защищали честь своего полка, бое­ вое знамя! Когда летчики отстоя­ ли переправу и возвра­ тились на аэродром, они первым делом поіііли. к знамени, у которого сто­ ял весь забинтованный бледный командир. Стар­ шин лейтенант Светланов доложил майору: — В бою над перепра­ вой сбито шесть „Ю-87“ , бомбометание противни­ ка сорвано... Командир полка, пере­ дав знамя начальнику штаба, , поблагодарил летчиков и скомандовал: — Под знамя, смирно! То были минуты тор жества воинской чести О них люди полка ни когда не забудет... Богатыри русского неба Первый таран Замечательный русский лет­ чик, автор «мертвой петли», штабс-капитан II. Н. Нестеров два раза в течение 2G августа 1914 года безуспешно пытался догнать большой австрийский самолет типа «Альбатрос», осо­ бенно досаждавший нашим лет­ чикам. Когда э то т самолет поя­ вился в прѳтнй раз, Нестеров, по словам очевидцев, так спе­ шил, что, садясь на свой двух­ местный аппарат типа «Моран- Сольнье», даже не привязался к, сиденью. На слова поручика Кованысо: — «Что же ты бу­ дешь делать, возьми хоть браунинг»,—последовал ответ: «Ничего, я как-нибудь обой­ дусь!». «Моран-Сельнье» быст­ ро взлетел, набрал высоту и ринулся сверху ,на неприятель­ ский самолет. Удар был нане1- сен винтом между двумя несу­ щими поверхностями враже­ ской машины, которая рухнула на землю, похоронив под собою трех австрийских летчиков. Русский самолет некоторое- вра­ ля снижался по спирали, а за­ тем при одном из резких дви­ жений Нестеров выпал из него и разбился насмерть. В исто­ рии авиации это был первый воздушный бой. Нестеров до конца выполнил перед отечеством свой долг русского офицера. Он грудью встретил врага в смертельном бою. Г роза немцев В дни первой мировой войны ру сс кий ас- К а з а к о в вырабо тал свой соб ст венный прием в о з ­ д уш н о г о боя. Он обычно смело ш ел на таран , от которого про ­ т ивник с т а р а л с я у клони ться. В э то т момент с- р а с с т о я н и я 15 — 20 метров Ка зак о в в упор р а с ­ ст р ел и в а л в р а г а п у л ем ет ным огнем . Таким приемом К а з а к о ­ ву удалось сбить 22 немецких машины. Слава о русском асе прока­ тилась по всей Германии. Не­ мецкие летчики боялись одного Ьг о имени. На борьбу с ним по сьілались лучшее пилоты. Од­ нажды Казаков, ранив в бою одного из них. заставил его приземлиться,опустился рядом я стал допрашивать. Немец со­ общил. что имеет специальное задание сбить русского летчика Казакова и был очень удивлен, узнав от своего победителя, что он и есть летчик Казаков. Русский витязь На борту самолета нашего известного аса Евграфа Круте- ня была изображена голова русского витязя. «Русский ви­ тязь»—так называли Крутеня и его товарищи. Эмблема, на самолете полностью соответ- ■ствовала сильному, твердому и 'мужественному характеру са­ мого летчика. Весной 1917 года Евграф Крутень, вылетев в разведку и находясь над заливом, заме­ тил идущего в стороне от него немца. Ни минуты не раэдумы ,вая, Крутень ринулся в атаку, заставил врага сни­ зиться и сесть. Обитый немец, -лейтенант, оказался опытным летчиком. Крутень начал было допрашивать пленного, но в это время услышал шум мото­ ра. Это обеспокоенный долгим отсутствием лейтенанта коман­ дир немецкого авиаотряда ра­ зыскивал своего летчика. Сни­ зившись над деревней, немец­ кий командир увидел стояв­ ший на земле самолет и, при­ няв его за самолет своего лей­ тенанта, стал кружиться над безлюдной деревней и подавать сигналы. Крутень бросился; в кабину своего «Ныопора». Быстро под­ нявшись в воздух, он набрал высоту и стремительно атако­ вал сверху. Удар был неожи­ данный. Немец начал сопро­ тивляться. открыл стрельбу, но 'Крутень обдал его огнем из своего" пулемета. Через не­ сколько минут немецкий само­ лет с черным крестом’ лежал на земле. Сбитый летчик оказалс я майором, командиром герман­ ского отряда истребителей Майор был невредим, но пре­ дельно растерян: очень уж быстро он встретился со своим, лейтенантом... в русском плену. П ер вы й ас ,. О Н Р У Ж Е Н Ы С О В Е Г С Н И М И И С Т Р Е Б И Т Е Л Я М И ! ! ! - Па численное- превосходство еврей авиации полагалось в на­ чале войны немецкое командо­ вание, направляя в сентябре Н;41 года эшелоны) бомбарди­ ровщиков и истребителей гро­ мить передний край нашей обо­ роны на Мурманском направле­ нии. 15 сентября командующе­ му 5-м воздушным флотом «ііорд» генерал-полковнику Штумпфу доложили, что 52 ма­ шины — «Юнкереы» и «Ме-есе-р- шмитты» — поднялись с аэро­ дромов Х е б у г т е и и Луостари, взяв к у р с к расположению со­ ветских войск. Но не прошло и часа, как трясущийся штабной офицер положил перед генерал- полковником Штумпфом текст панической радиограммы с бомбарднровщн- ф.т;агмайского К3.1 «Окружены советскими ист­ ребителями! Нас- истребляют!». Сколько же было их, северо- мороких истребителей, «окру­ живших» 52 фашистских.само­ лета? Их было семеро, семеро отважных, воевавших не чи­ слом, а умением, - и во .главе славной семерки, дрался кры­ латый богатырь Заполярья — Борис Феоктистович Сафонов.. «Юнкереы», подвергаясь не­ прерывным^ атакам сафоновцев: пустились наутек, сбросив свой бомбовый груз на расположе­ ние своих же войск. В этот день Сафонов сбил фашистских самолета, а его со ратшші еще 10, не потеряв прі этом ни одного. ПРИКРЫВАЯ НОНВОЙ... Утром 30 мая 1942 года под­ полковник Сафонов, капитан 'Орлов иі старший лейтенан г Покровский ушли далеко в мо­ ре, чтобы прикрыть союзниче­ ские суда от налетов враже­ ской аниаиии. В тот момент, когда наши истребители появились над ко­ раблями, Сафонов! заметил С> ■«Юнкерсов-88», заходивших на конвой. Первый из них уж 1на­ чал пикировать. Преграждая путь фашисту, Сафонов ринул­ ся на него в атаку. «Юнкере» беспорядочно сбросил бом­ бы и попытал­ ся уйти на бреющем поле­ те. Он совер­ шал всевоз­ можные эво­ люции, лишь бы избежать смертоносного огня сафонов­ ских пулеме­ тов. Но Сафо­ нов обычным коротким и точным уда­ ром сперва уничтожил фа­ шистского 'стрелка, а следующей оче редыо поджег вражескую ма ‘шину. Задымив, она тяжел- -рухнула в морскую пучину. Второго «Юнкерса» Сафоно поймал в прицел, когда тот вы ходил из пике. Пристроившие ему в хвост, Сафонов не выпу скал его из-под огня до тех ш>[ пока враг, об’ятый пламено.ѵ не упал в море. Вслед за тем Сафонов сбил третьего «Юнкерса», одержа свою 25 победу за 11 месяце .войны. Ценой гер< ического се мопожертвовЕ ния дважд: Герой Совет ского Союз Борис Феоі тистович Се фонов убер{. от врага сою:, ничеекпй коі вой, гружены важнейшим! военными грі зами длянуж его любимоі сражаюшейс: с фашизмом Родины, При ударе по фашистским кораблям «Ильюшин-2» старше­ го лейтенанта Кротевича и младшего лейтенанта Быкова был подбит и загорелся. Кро- тевлч п Быков могли восполь-' зеваться парашютами, но это грозило им позорным фашист­ ским пленом. Летчики-комму­ нисты предпочли другой путь. Недрогнувшей рукой повел П О Д В И Г 'Кротевіг горящую машину грузом еще непстраченнь бомб на фашистский корабль врезался в е<го борт. Во имя победы, во имя вели кого будущего любимого нар< да Кротевич и Быков отдал свои жизни, навеки обессм"! тив свои имена в памяти др> зой, народа и благодарных пс томков. „ЕСЛИ МЕНЯ СОБЬЮТ..." «Если меня собьют в море над вражеским карав,аном, я обязательно врежусь В’ фашист­ ский корабль», — как-то сказал лейтенант Горбачев, і Дело было не в море, а над аэродромом противника. На подходе к дели машина Гор­ бачева была повреждена и вдруг задымила, но мужественный летчик продолжал итти по курсу, не отставая от товарищей. Вот и летное поле врага! Заработали пуш­ ки п пулеметы советских машин. Не покидая строя, яростно стрелял и Горбаче®. Его само­ лет был окутан дымом, из мотора уже выры­ вались языки пламени. Немны заметили под­ битую советскую машину н сосредоточили на ней свой огонь.. Еще мгновение, и все увиде­ ли, как Горбачев обрушил свой самолет в пике н горящим факелом врезался в скопле­ ние-.зенитных автоматических пушек. Силь­ ный взрыв потрясі воздух,.. Так лейтенант Александр Горбачев нанес крагу свой последний смертоносный удар. В одну минуту Однажды утромі над Ханко на высоте К метров появился бомбардировщик «Ю-88». Аі тоненко и Бринько встретили его. - Всего в< семь патронов истратил Антоненко и одиі надцать — Бринько. Фашистский самолет э: горелся, как факел, и врезался в землю. Во: душный бой продолжался одну минуту. Туда, где погиб друг В бою погиб один из замечательных летчі кові-балтийцбів. С оі слезами на глазах пршш майор Да та Акаев в эскадрилью, взял каі точку погибшего, положил ее В' карман, вОзл сердца, и сказал летчикам: — Кто пойдет со мной туда; где иогиб он Вперед выступили все. Даша Акаев от< брал тех, кто летал с погибшим — Г о л и к о в» Никитина, Максюту, полетел с ними, пр рвался через неистовый зенитный огонь^ уничтожил пель, которую тот не успел пор зить,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz