Североморский лётчик. 1944, май.
СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК О ф Ц С.СС VC?*- - .- na^at -ь. X : ШгзЩШШ&Ш. :'г £ Jeen'bio 1941 года ѵ -* один из наіинх ист ребительных полков при крывал -переправу. Де сять дней подряд полк слерживал наседавшие армады немецких истре бителей и бомбардиров щиков. В воздухе про исходили жестокие бои. Наши истребители дра лись изо всех сил, но полк нес потери. В один из таких дней на аэродроме находилось шесть машин. Обстанов ка говорила за то, что придется'выдержать еще несколько боев. Комап днр полка учел это и отдал приказ: — Вынести знамя на старт! И вот на взлетной по лосе аэродрома заколы халось алое полотнище. Командир, приехав на старт за несколько ми нут до взлета, обратился к- летчикам с кратким напутствием. Он напом нил летчикам, что им придется драться с пре восходящими силами вра га, но выразил уверен ность, что сталинские богатыри с честыо вы полнят свой долг. — Вас провожает в бои наше знамя,—ска зал командир. Не опо зорьте полковую святы ню... Едва командир произ нес эти слова, как над аэродромом появились 15 „Ме-110“. Немцы ре шили блокировать аэро дром и безнаказанно рзз- бить нашу переправу. Первые бомбы уже упа ли на летное поле. Коман дир приказал: — По машинам! Защи щайте знамя... Летчики бросились к самолетам, а командир под огнем врага бросил ся туда, где развевалось знамя. Вскоре он упал, потом с усилием поднял ся и; шатаясь, добрался к знамени, мимо которо го проносились идущие на взлет машины. Опасность была вели ка, но каждый летчик хоть на секунду бросал взгляд на драгоценное алое полотнище и ране ного командира. Нетруд но понять, какие чувст ва обуревали в этот мо мент сердца пилотов. ...В воздухе шла яро стная драка. Шестерка советских истребителей сражалась с врагом на стойчиво и умело. Через восемь минут боя пять , Me-110“ уже горели на земле. На двенадцатой минуте к ним прибави лось еще, четыре враже ских самолета! В бою летчик комсо молец Черненко, прота ранив два немецких са молета и получив восемь ранений, выпрыгнул с парашютом. Коснувшись земли, летчик настойчиво потребовал: „Несите ме ня к знамени*. И когда над героем склонилось красное полотнище, он поцеловал его край. Чер ненко скончался, но кровь его навсегда запе чатлелась на полковом знамени. Пятерка :.оставшихся, истребителей, . отогнав противника от аэродро ма, бросилась к перепра ве и здесь врезалась в группу немецких бомбар дировщиков. Сталинские соколы смело вели бой, они упорно защищали честь своего полка, бое вое знамя! Когда летчики отстоя ли переправу и возвра тились на аэродром, они первым делом поіііли. к знамени, у которого сто ял весь забинтованный бледный командир. Стар шин лейтенант Светланов доложил майору: — В бою над перепра вой сбито шесть „Ю-87“ , бомбометание противни ка сорвано... Командир полка, пере дав знамя начальнику штаба, , поблагодарил летчиков и скомандовал: — Под знамя, смирно! То были минуты тор жества воинской чести О них люди полка ни когда не забудет... Богатыри русского неба Первый таран Замечательный русский лет чик, автор «мертвой петли», штабс-капитан II. Н. Нестеров два раза в течение 2G августа 1914 года безуспешно пытался догнать большой австрийский самолет типа «Альбатрос», осо бенно досаждавший нашим лет чикам. Когда э то т самолет поя вился в прѳтнй раз, Нестеров, по словам очевидцев, так спе шил, что, садясь на свой двух местный аппарат типа «Моран- Сольнье», даже не привязался к, сиденью. На слова поручика Кованысо: — «Что же ты бу дешь делать, возьми хоть браунинг»,—последовал ответ: «Ничего, я как-нибудь обой дусь!». «Моран-Сельнье» быст ро взлетел, набрал высоту и ринулся сверху ,на неприятель ский самолет. Удар был нане1- сен винтом между двумя несу щими поверхностями враже ской машины, которая рухнула на землю, похоронив под собою трех австрийских летчиков. Русский самолет некоторое- вра ля снижался по спирали, а за тем при одном из резких дви жений Нестеров выпал из него и разбился насмерть. В исто рии авиации это был первый воздушный бой. Нестеров до конца выполнил перед отечеством свой долг русского офицера. Он грудью встретил врага в смертельном бою. Г роза немцев В дни первой мировой войны ру сс кий ас- К а з а к о в вырабо тал свой соб ст венный прием в о з д уш н о г о боя. Он обычно смело ш ел на таран , от которого про т ивник с т а р а л с я у клони ться. В э то т момент с- р а с с т о я н и я 15 — 20 метров Ка зак о в в упор р а с ст р ел и в а л в р а г а п у л ем ет ным огнем . Таким приемом К а з а к о ву удалось сбить 22 немецких машины. Слава о русском асе прока тилась по всей Германии. Не мецкие летчики боялись одного Ьг о имени. На борьбу с ним по сьілались лучшее пилоты. Од нажды Казаков, ранив в бою одного из них. заставил его приземлиться,опустился рядом я стал допрашивать. Немец со общил. что имеет специальное задание сбить русского летчика Казакова и был очень удивлен, узнав от своего победителя, что он и есть летчик Казаков. Русский витязь На борту самолета нашего известного аса Евграфа Круте- ня была изображена голова русского витязя. «Русский ви тязь»—так называли Крутеня и его товарищи. Эмблема, на самолете полностью соответ- ■ствовала сильному, твердому и 'мужественному характеру са мого летчика. Весной 1917 года Евграф Крутень, вылетев в разведку и находясь над заливом, заме тил идущего в стороне от него немца. Ни минуты не раэдумы ,вая, Крутень ринулся в атаку, заставил врага сни зиться и сесть. Обитый немец, -лейтенант, оказался опытным летчиком. Крутень начал было допрашивать пленного, но в это время услышал шум мото ра. Это обеспокоенный долгим отсутствием лейтенанта коман дир немецкого авиаотряда ра зыскивал своего летчика. Сни зившись над деревней, немец кий командир увидел стояв ший на земле самолет и, при няв его за самолет своего лей тенанта, стал кружиться над безлюдной деревней и подавать сигналы. Крутень бросился; в кабину своего «Ныопора». Быстро под нявшись в воздух, он набрал высоту и стремительно атако вал сверху. Удар был неожи данный. Немец начал сопро тивляться. открыл стрельбу, но 'Крутень обдал его огнем из своего" пулемета. Через не сколько минут немецкий само лет с черным крестом’ лежал на земле. Сбитый летчик оказалс я майором, командиром герман ского отряда истребителей Майор был невредим, но пре дельно растерян: очень уж быстро он встретился со своим, лейтенантом... в русском плену. П ер вы й ас ,. О Н Р У Ж Е Н Ы С О В Е Г С Н И М И И С Т Р Е Б И Т Е Л Я М И ! ! ! - Па численное- превосходство еврей авиации полагалось в на чале войны немецкое командо вание, направляя в сентябре Н;41 года эшелоны) бомбарди ровщиков и истребителей гро мить передний край нашей обо роны на Мурманском направле нии. 15 сентября командующе му 5-м воздушным флотом «ііорд» генерал-полковнику Штумпфу доложили, что 52 ма шины — «Юнкереы» и «Ме-есе-р- шмитты» — поднялись с аэро дромов Х е б у г т е и и Луостари, взяв к у р с к расположению со ветских войск. Но не прошло и часа, как трясущийся штабной офицер положил перед генерал- полковником Штумпфом текст панической радиограммы с бомбарднровщн- ф.т;агмайского К3.1 «Окружены советскими ист ребителями! Нас- истребляют!». Сколько же было их, северо- мороких истребителей, «окру живших» 52 фашистских.само лета? Их было семеро, семеро отважных, воевавших не чи слом, а умением, - и во .главе славной семерки, дрался кры латый богатырь Заполярья — Борис Феоктистович Сафонов.. «Юнкереы», подвергаясь не прерывным^ атакам сафоновцев: пустились наутек, сбросив свой бомбовый груз на расположе ние своих же войск. В этот день Сафонов сбил фашистских самолета, а его со ратшші еще 10, не потеряв прі этом ни одного. ПРИКРЫВАЯ НОНВОЙ... Утром 30 мая 1942 года под полковник Сафонов, капитан 'Орлов иі старший лейтенан г Покровский ушли далеко в мо ре, чтобы прикрыть союзниче ские суда от налетов враже ской аниаиии. В тот момент, когда наши истребители появились над ко раблями, Сафонов! заметил С> ■«Юнкерсов-88», заходивших на конвой. Первый из них уж 1на чал пикировать. Преграждая путь фашисту, Сафонов ринул ся на него в атаку. «Юнкере» беспорядочно сбросил бом бы и попытал ся уйти на бреющем поле те. Он совер шал всевоз можные эво люции, лишь бы избежать смертоносного огня сафонов ских пулеме тов. Но Сафо нов обычным коротким и точным уда ром сперва уничтожил фа шистского 'стрелка, а следующей оче редыо поджег вражескую ма ‘шину. Задымив, она тяжел- -рухнула в морскую пучину. Второго «Юнкерса» Сафоно поймал в прицел, когда тот вы ходил из пике. Пристроившие ему в хвост, Сафонов не выпу скал его из-под огня до тех ш>[ пока враг, об’ятый пламено.ѵ не упал в море. Вслед за тем Сафонов сбил третьего «Юнкерса», одержа свою 25 победу за 11 месяце .войны. Ценой гер< ического се мопожертвовЕ ния дважд: Герой Совет ского Союз Борис Феоі тистович Се фонов убер{. от врага сою:, ничеекпй коі вой, гружены важнейшим! военными грі зами длянуж его любимоі сражаюшейс: с фашизмом Родины, При ударе по фашистским кораблям «Ильюшин-2» старше го лейтенанта Кротевича и младшего лейтенанта Быкова был подбит и загорелся. Кро- тевлч п Быков могли восполь-' зеваться парашютами, но это грозило им позорным фашист ским пленом. Летчики-комму нисты предпочли другой путь. Недрогнувшей рукой повел П О Д В И Г 'Кротевіг горящую машину грузом еще непстраченнь бомб на фашистский корабль врезался в е<го борт. Во имя победы, во имя вели кого будущего любимого нар< да Кротевич и Быков отдал свои жизни, навеки обессм"! тив свои имена в памяти др> зой, народа и благодарных пс томков. „ЕСЛИ МЕНЯ СОБЬЮТ..." «Если меня собьют в море над вражеским карав,аном, я обязательно врежусь В’ фашист ский корабль», — как-то сказал лейтенант Горбачев, і Дело было не в море, а над аэродромом противника. На подходе к дели машина Гор бачева была повреждена и вдруг задымила, но мужественный летчик продолжал итти по курсу, не отставая от товарищей. Вот и летное поле врага! Заработали пуш ки п пулеметы советских машин. Не покидая строя, яростно стрелял и Горбаче®. Его само лет был окутан дымом, из мотора уже выры вались языки пламени. Немны заметили под битую советскую машину н сосредоточили на ней свой огонь.. Еще мгновение, и все увиде ли, как Горбачев обрушил свой самолет в пике н горящим факелом врезался в скопле ние-.зенитных автоматических пушек. Силь ный взрыв потрясі воздух,.. Так лейтенант Александр Горбачев нанес крагу свой последний смертоносный удар. В одну минуту Однажды утромі над Ханко на высоте К метров появился бомбардировщик «Ю-88». Аі тоненко и Бринько встретили его. - Всего в< семь патронов истратил Антоненко и одиі надцать — Бринько. Фашистский самолет э: горелся, как факел, и врезался в землю. Во: душный бой продолжался одну минуту. Туда, где погиб друг В бою погиб один из замечательных летчі кові-балтийцбів. С оі слезами на глазах пршш майор Да та Акаев в эскадрилью, взял каі точку погибшего, положил ее В' карман, вОзл сердца, и сказал летчикам: — Кто пойдет со мной туда; где иогиб он Вперед выступили все. Даша Акаев от< брал тех, кто летал с погибшим — Г о л и к о в» Никитина, Максюту, полетел с ними, пр рвался через неистовый зенитный огонь^ уничтожил пель, которую тот не успел пор зить,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz