Североморский лётчик. 1944, май.

Герой Советского Союза гвардии майор А. Карасев штурмовика верхних разрывов выводил, ма­ шину из пике я в период выво­ да сбрасывал бомбы на цель. Потам, перескочив загради­ тельную зону, если позволяла цмь, снова, переводил самолет в пике. Как правило, немцы- не успевают поставить вторую за­ веду огня. Такое маневрирова­ ние требует от летчика бы­ стрых грамотных решений не­ посредственно над целью и опять-таки не допускает ша­ блона и повторений. Немцы изучают нашу такти­ ку и, безусловно, однообразные действия наши, как правило, приводят к лишним потерям. Теперь остановимся на во­ просах маневрирования в зоне действия малокалиберной зе­ нитной артиллерии. Здесь стрельба в основном ведется по прицелу и контролируется трассами пуль. При атаках пунктов, насы­ щенных МЗА, на средних высо­ тах, действия штурмовиков по­ чти ничем не отличаются оіт тех, о которых, мы рассказыва­ ли выше. Но как показывает практика, в этих случаях на­ иболее эффективно применение скольжения. Энергичное сколь­ жение с креном в 10 град. — 15 град, позволяет быстро изме­ нить направление полета и тем .самым затруднить прицельную стрельбу. Маневр скольжением особенно выгоден при выходе из атаки, при этом маневриро­ вать нужно и по вертикали. Действия летчика должны быть четкими, энергичными, так как автоматы быстрее, чем зенит­ ные орудия переносят огонь по .самолету, изменившему курс и высоту. 'Особенно высокой выучки, отличного расчета ц быстроты требуют от летчика-нітурмови- ка действия на малых высотаіх, под облачностью порядка 100 - 400 м. При низкой облачности штур­ мовики, идя бреющим полетом, должны анезапно выскакивать на высоту 100 — 150 м. и нѳ- медленно переходить в атаку. На, такой высоте нельзя зааи- сать без скорости или делать длительные площадки. Здесь .нужен буквально математиче­ ский расчет, т. к. раннее выска­ кивание приведет к малой эф- фективности удара, а опозда- ние может совершенно сорвать атаку. Мастерство штурмовика достигается длительной упоР' ной тренировкой. Зато как бы­ вает приятно потом чувствовать всю мощь своих уда-ров, нано­ симых врагу. В дни разгрома немцев под : Ленинградом лейтенант г № оною со своим ведомым в tot • ние трех дней (при облачно^ т 75 - 150 м. и видимости 1—8 км.) произвел 11 Bb!f 9T„1 При этом он уничтожил 4та ка, больше 30 автомашин, св ше 5 орудий я до двухсот мецкях солдат и ОфиЦв*х*М лучив только одну пробоину споем самолете. Как же действовал этот № лодой мастер щт>фм°в ; Майор .4. Климов К а к м ы г о т о в и м б о е в ы е з а д а н и я Ш к і л Г ■Ьбйкы п о с л е д н и х о п е р а ц и й ------------------- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК В р о д н о м с е л е 2 . Противозенитный маневр Наш аэродром ближе всех расположен к линии фронта. Бомбардировками, засылкой нч. требителей-охотников немцы всячески стараются помешать подготовке к вылету, самому вылету, посадке,; работв всех служб обеспечения и особен­ но-боевой учебе. Помогут ли трудности Сокра­ тить эффективность наших ударов и приостановить .нуж­ ную нам учебу? Конечно, нет. Об этом говорят цифры боевой работы. Летчики аэродрома за короткий срок совершили сотни боевых вылетов, в. результате которых потоплено 18 различ­ ных кораблей врага и сбито 13 немецких самолетов. Кроме то­ го, много уничтожено построек, складов и живой силы про­ тивника. Эти успехи были достигнуты благодаря тщательной подго­ товке каждого боевого вылета. Систематическая учеба, лэтно- тактические учения, встречи авиационных и наземных командиров, отработка взаимо­ действия и взаимопонимания летчиков., артиллеристов, пе­ хотинцев и. катерников, при­ влечение офицеров авиабазы к общим проигрышам, а непо­ средственных исполнителей — к тренировкам по боевым рас­ писаниям — все это оказывает большую .помощь в деле увели­ чения эффективности, ударов. . Немалую роль- в этом играет к взаимная согласованность, слаженность в работе истреби­ телей и штурмовиков. Базиро­ вание их на одном аэродроме дало возможность . так отрабо­ тать боевые действия, что штурмовики за четыре месяца не имели н и . одной потери. Здесь опять-таки сказалась си­ стематическая учеба, которая проводится вместе штурмови­ ками а истребителями. Перед каждым, вылетом ре­ монтные бригады и ПАРМ при-' водятся у нас в полную боевую готовность. При возвращении подбитого самолета с задания они обязаны быстро, тут же, произвести ш'о ремонт с таким расчетом, чтобы не. задержать очередной вылет. Чтобы показать наглядно, как мы готовим боевое задание, — опишу два боевых дня. Об ударе по переднему краю обороны противника во взаимо­ действии с корректировщиком и наземной артиллерией нам стало известно заблал’овремеи- детальная проработка задания обеспечили выполнение трех вылетов болъшг.х групп наших самолетов без елиной потери и с хорошими результатами. Да­ же налеты врал. ■ ской авиации на наш аэродром не помешали нам своевременно произвести все вылеты. . Отлично в этой операции по-; работали летчик старший лей-! тенант Рольбин, Открывший навигацию на дальнюю цель, и его ведомые. Неплохо спра­ вилась со своей задачей груп­ па ведущего лейтенанта. Су- рсвова. Хорошо поработали и ' истребители. В результате это-1 г j удара был взорван склад! боеприпасов и выведены и з 1 строя два орудия. j Настойчивость приносит успех В первой статье мы говорили о противозенитном маневре «Ил-2» при сопроводительном огне»'противника. Но, как изве­ стно, немцы применяют и дру­ гие. способы стрельбы, а имен­ но стрельбу подвижной и непо­ движной затесами. Так немцы обычно стреляют во время пи­ кирования штурмовиков на цель, т. е. в момент, когда са­ молеты идут с возрастающей •скоростью по прямой. Однажды нам было приказа­ но нанести удар по пункту М., где находился узеи связи про­ тивника, прикрывавшийся боль­ шим количеством средств ПВО. Когда мы подходили к цели. .немцы не открывали огня, но .кале, только пошли в атаку, гитлеровцы поставили мощную заградительную завесу, и мы .попали б зону поражения зе­ нитным огнем. Некоторые само­ леты получили повреждения. Чтобы в дальнейшем избежать подобных неприятностей, мы хорошенько изучил}! способ стрельбы завесой и стали ус­ пешно применять свои методы маневрирования. При наличии погоды штурмо­ вики переводят самолет в пи­ кирование обычно на высоте 900 — 1.300 м. Противник же успевает поставить завесу на высоте 200 — 600 м. Хорошо натренированному летчику не­ трудно и в этом случае укло­ ниться от огня. Я лично при таком положении не раз манев­ рировал следующим образом. Ка 150 — 200 м, е ь ш й самых Большая работа-была прове­ дена. по обеспечению самих вы­ летов. ІІо специальному указа­ нию были созданы команды, в задачу которых входила встре­ ча самолетов, не базирующихся на нашем аэродроме. Аварий­ ная и стартовая команды полу­ чили инструктаж. Ремонтная бригада приняла готовность. Четкая организация вылетов, Гвардии лейтенант Л. Гречіішкин -чн е командирами были, кавалер ор­ дена Александра Невского По­ пович и Герой Советского Сою­ за Балашов. Гавриченко, непре­ рывно совершенствуясь, стре­ мился во всем и всегда быть достойным своих учителей. Став комсомольским органи­ затором подразделения, он хо­ рошо поставил помощь комсо­ мольской организации молодо­ му сержантскому составу. Ор­ ганизовал собеседование о во­ оружении самолета. Поручил комсомольцам Емел ьяненко, Чередниченко, Колотиленко по­ могать молодым стрелкам в их боевом совершенствовании. Сам провел беседы о боевом пути подразделения, о его тради­ циях., о мужественных летчи­ ках, о славных дэлах комсо­ мольцев Большакова, Богомоло­ ве. и других. Перед боевым вылетом Гаври­ ченко, проверив свой пулемет, всегда обойдет экипажи, по­ говорит с молодыми стрелками, идущими в первые торпедные атаки. Так было, когда в пер­ вый полет собирались комсо­ мольские экиіпажи Титова и Ле­ дового. От всех комсомольцев Гаври­ ченко требует настойчивого изучения своего дела, неустан­ ного совершенствования. Сам ко. За, несколько дней до этой операции мы провели военную игру, учение по связи, изучили цель по фотоснимкам и органи­ зовали встречу летчиков с ар­ тиллеристами. Само задание бь-до проработано со всеми его участниками. Взлет проводил­ ся в условленное время, строго по плановой таблице: Коррек­ тировщик под прикрытием истребителей стал «наводить» артиллеристов на вражескую батарею. Еще рвались снаря­ ды, выпускаемые нашими ар­ тиллеристами, а на батарею противника пара за парой че­ рез установленные интервалы шли «Ильюшины». Их прикры­ вали находящиеся в воздухе истребители. Теперь уже ар­ тиллеристы наводили наши са­ молеты на цель. В результате хорошей организации, четкого действия и меткого бомбоме­ тания, умелого взаимодействия с артиллеристами батарея про­ тивника была сильно поврежде­ на и долгое время не вела огня. На другой день нам было да­ но более сложное задание. Бомбо-штурмовой удар должен был наноситься но одной из отдаленных батарей немцев. Туда да' еще с перегрузочным вариантом наши летчики ле­ тели . впервые. Характерных ориентиров было недостаточно, на, маршруте к цели и около нее , находились посадочные площадки противника. Надо было, экономить горючее и скрытно пробираться к самой цели. Все это требовало тща­ тельной организации, беспере­ бойного обеспечения дополни­ тельных самолетов и проведе­ ния умелой отсечки и ПВО. Как мьг решили все эти. во­ просы? Задание проработали тща­ тельно. Вначале с ведущими групп и их заместителями (штурмовики присутствовали .все],: а затем в каждой группе- отдельно. Штурмовики тща­ тельно изучили цель по фото­ снимкам, истребители ознако­ мились с' ней. Два торпедоносца шли на боевое задание. И вдруг в море на ведущем самолете лопнул маслорадиатор мотора. Летчик не повернул обратно. Он про­ должал настойчиво итти к це­ ли. На горизонте показались дым­ ки. Три вражеских эсминца шли в свою ба,зу. Немцы открыли огонь, когда торпедоносцы;были от них' еще на значительном расстоянии. Еще до сбрасывания торпеды, на боевом курсе поврежденный мотор был разбит прямым по­ паданием снаряда. Но самолет неуклонно шел вперед... Весь экипаж увидел, как осе­ дал в- воду и вскоре скрылся в волнах подорванный эсминец... Эту. машину вел Попович, штурманом у него- шел K0f4e- лаевский, стрелком-радистом — Бадюк, ныне Герой Советского Союза. С этими мужественными ‘•людьми, и летел в бой воздуш­ ный стрелок Дмитрий Гаври­ ченко. Гавриченко воспринял на­ стойчивость, смелость своих боевых товарищей, их умение бить врага наверняка. Он со­ вершил уже свыше 80 боевых вылетов. При его участии было потоплено 14 транспортов. Его затьея от выполнения задачи, Гавриченко, предупредив эки­ паж, выставил из нижнего лю­ ка аппарат, висевший у него на ремне чере-з плечо, и заснял момент бомбоудара. Снимок опять оказался хорошим. Так настойчивость, которую Гавриченко перенял у героев, и на этот раз принесла ему успех. Аіі олодой летчик-истребитель лейтенант Ф. 3, Лепеле'нко на подступах к родным местам сбил 5 немецких само­ л е т а . Командование части разрешило отважному летчи­ ку слетать в его родное село Башмачка Солонянского рай­ она, Днепропетровской области, освобожденное Нрасной Армией от немецких оккупантов. НА СНИМКЕ : летчик Лепеленмо беседуefr с отцом и матерью. Фото В. Малышева. Фотохроника ТАСС он старается всегда быть при­ мером. Когда перед стрелками-ради- стами была поставлена задача добиться фиксации результа­ тов торпедных атак, Гавричен­ ко решил во что бы то ни стало достичь успеха. Из первого же полета он привез снимок, под­ тверждающий результат атаки. Вскоре комсорг опять выле­ тел на. боевое задание.' Когда группа торпедоносцев подошла к цели, море застилала, дымка. — Наверное, но выйдет сн мок, — подумал Гавриченко и даже отложил фотоаппарат, Над караваном о-н увидел, что дымка чуть-чуть разошлась. Немедленно снова взялся за фотоапйтарат. Ни зенитный огонь, ни опасность быть ата­ кованным воздушным против­ ником не заставили его отка-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz