Североморский лётчик. 1944, май.
Герой Советского Союза гвардии майор А. Карасев штурмовика верхних разрывов выводил, ма шину из пике я в период выво да сбрасывал бомбы на цель. Потам, перескочив загради тельную зону, если позволяла цмь, снова, переводил самолет в пике. Как правило, немцы- не успевают поставить вторую за веду огня. Такое маневрирова ние требует от летчика бы стрых грамотных решений не посредственно над целью и опять-таки не допускает ша блона и повторений. Немцы изучают нашу такти ку и, безусловно, однообразные действия наши, как правило, приводят к лишним потерям. Теперь остановимся на во просах маневрирования в зоне действия малокалиберной зе нитной артиллерии. Здесь стрельба в основном ведется по прицелу и контролируется трассами пуль. При атаках пунктов, насы щенных МЗА, на средних высо тах, действия штурмовиков по чти ничем не отличаются оіт тех, о которых, мы рассказыва ли выше. Но как показывает практика, в этих случаях на иболее эффективно применение скольжения. Энергичное сколь жение с креном в 10 град. — 15 град, позволяет быстро изме нить направление полета и тем .самым затруднить прицельную стрельбу. Маневр скольжением особенно выгоден при выходе из атаки, при этом маневриро вать нужно и по вертикали. Действия летчика должны быть четкими, энергичными, так как автоматы быстрее, чем зенит ные орудия переносят огонь по .самолету, изменившему курс и высоту. 'Особенно высокой выучки, отличного расчета ц быстроты требуют от летчика-нітурмови- ка действия на малых высотаіх, под облачностью порядка 100 - 400 м. При низкой облачности штур мовики, идя бреющим полетом, должны анезапно выскакивать на высоту 100 — 150 м. и нѳ- медленно переходить в атаку. На, такой высоте нельзя зааи- сать без скорости или делать длительные площадки. Здесь .нужен буквально математиче ский расчет, т. к. раннее выска кивание приведет к малой эф- фективности удара, а опозда- ние может совершенно сорвать атаку. Мастерство штурмовика достигается длительной упоР' ной тренировкой. Зато как бы вает приятно потом чувствовать всю мощь своих уда-ров, нано симых врагу. В дни разгрома немцев под : Ленинградом лейтенант г № оною со своим ведомым в tot • ние трех дней (при облачно^ т 75 - 150 м. и видимости 1—8 км.) произвел 11 Bb!f 9T„1 При этом он уничтожил 4та ка, больше 30 автомашин, св ше 5 орудий я до двухсот мецкях солдат и ОфиЦв*х*М лучив только одну пробоину споем самолете. Как же действовал этот № лодой мастер щт>фм°в ; Майор .4. Климов К а к м ы г о т о в и м б о е в ы е з а д а н и я Ш к і л Г ■Ьбйкы п о с л е д н и х о п е р а ц и й ------------------- СЕВЕРОМОРСКИЙ ЛЕТЧИК В р о д н о м с е л е 2 . Противозенитный маневр Наш аэродром ближе всех расположен к линии фронта. Бомбардировками, засылкой нч. требителей-охотников немцы всячески стараются помешать подготовке к вылету, самому вылету, посадке,; работв всех служб обеспечения и особен но-боевой учебе. Помогут ли трудности Сокра тить эффективность наших ударов и приостановить .нуж ную нам учебу? Конечно, нет. Об этом говорят цифры боевой работы. Летчики аэродрома за короткий срок совершили сотни боевых вылетов, в. результате которых потоплено 18 различ ных кораблей врага и сбито 13 немецких самолетов. Кроме то го, много уничтожено построек, складов и живой силы про тивника. Эти успехи были достигнуты благодаря тщательной подго товке каждого боевого вылета. Систематическая учеба, лэтно- тактические учения, встречи авиационных и наземных командиров, отработка взаимо действия и взаимопонимания летчиков., артиллеристов, пе хотинцев и. катерников, при влечение офицеров авиабазы к общим проигрышам, а непо средственных исполнителей — к тренировкам по боевым рас писаниям — все это оказывает большую .помощь в деле увели чения эффективности, ударов. . Немалую роль- в этом играет к взаимная согласованность, слаженность в работе истреби телей и штурмовиков. Базиро вание их на одном аэродроме дало возможность . так отрабо тать боевые действия, что штурмовики за четыре месяца не имели н и . одной потери. Здесь опять-таки сказалась си стематическая учеба, которая проводится вместе штурмови ками а истребителями. Перед каждым, вылетом ре монтные бригады и ПАРМ при-' водятся у нас в полную боевую готовность. При возвращении подбитого самолета с задания они обязаны быстро, тут же, произвести ш'о ремонт с таким расчетом, чтобы не. задержать очередной вылет. Чтобы показать наглядно, как мы готовим боевое задание, — опишу два боевых дня. Об ударе по переднему краю обороны противника во взаимо действии с корректировщиком и наземной артиллерией нам стало известно заблал’овремеи- детальная проработка задания обеспечили выполнение трех вылетов болъшг.х групп наших самолетов без елиной потери и с хорошими результатами. Да же налеты врал. ■ ской авиации на наш аэродром не помешали нам своевременно произвести все вылеты. . Отлично в этой операции по-; работали летчик старший лей-! тенант Рольбин, Открывший навигацию на дальнюю цель, и его ведомые. Неплохо спра вилась со своей задачей груп па ведущего лейтенанта. Су- рсвова. Хорошо поработали и ' истребители. В результате это-1 г j удара был взорван склад! боеприпасов и выведены и з 1 строя два орудия. j Настойчивость приносит успех В первой статье мы говорили о противозенитном маневре «Ил-2» при сопроводительном огне»'противника. Но, как изве стно, немцы применяют и дру гие. способы стрельбы, а имен но стрельбу подвижной и непо движной затесами. Так немцы обычно стреляют во время пи кирования штурмовиков на цель, т. е. в момент, когда са молеты идут с возрастающей •скоростью по прямой. Однажды нам было приказа но нанести удар по пункту М., где находился узеи связи про тивника, прикрывавшийся боль шим количеством средств ПВО. Когда мы подходили к цели. .немцы не открывали огня, но .кале, только пошли в атаку, гитлеровцы поставили мощную заградительную завесу, и мы .попали б зону поражения зе нитным огнем. Некоторые само леты получили повреждения. Чтобы в дальнейшем избежать подобных неприятностей, мы хорошенько изучил}! способ стрельбы завесой и стали ус пешно применять свои методы маневрирования. При наличии погоды штурмо вики переводят самолет в пи кирование обычно на высоте 900 — 1.300 м. Противник же успевает поставить завесу на высоте 200 — 600 м. Хорошо натренированному летчику не трудно и в этом случае укло ниться от огня. Я лично при таком положении не раз манев рировал следующим образом. Ка 150 — 200 м, е ь ш й самых Большая работа-была прове дена. по обеспечению самих вы летов. ІІо специальному указа нию были созданы команды, в задачу которых входила встре ча самолетов, не базирующихся на нашем аэродроме. Аварий ная и стартовая команды полу чили инструктаж. Ремонтная бригада приняла готовность. Четкая организация вылетов, Гвардии лейтенант Л. Гречіішкин -чн е командирами были, кавалер ор дена Александра Невского По пович и Герой Советского Сою за Балашов. Гавриченко, непре рывно совершенствуясь, стре мился во всем и всегда быть достойным своих учителей. Став комсомольским органи затором подразделения, он хо рошо поставил помощь комсо мольской организации молодо му сержантскому составу. Ор ганизовал собеседование о во оружении самолета. Поручил комсомольцам Емел ьяненко, Чередниченко, Колотиленко по могать молодым стрелкам в их боевом совершенствовании. Сам провел беседы о боевом пути подразделения, о его тради циях., о мужественных летчи ках, о славных дэлах комсо мольцев Большакова, Богомоло ве. и других. Перед боевым вылетом Гаври ченко, проверив свой пулемет, всегда обойдет экипажи, по говорит с молодыми стрелками, идущими в первые торпедные атаки. Так было, когда в пер вый полет собирались комсо мольские экиіпажи Титова и Ле дового. От всех комсомольцев Гаври ченко требует настойчивого изучения своего дела, неустан ного совершенствования. Сам ко. За, несколько дней до этой операции мы провели военную игру, учение по связи, изучили цель по фотоснимкам и органи зовали встречу летчиков с ар тиллеристами. Само задание бь-до проработано со всеми его участниками. Взлет проводил ся в условленное время, строго по плановой таблице: Коррек тировщик под прикрытием истребителей стал «наводить» артиллеристов на вражескую батарею. Еще рвались снаря ды, выпускаемые нашими ар тиллеристами, а на батарею противника пара за парой че рез установленные интервалы шли «Ильюшины». Их прикры вали находящиеся в воздухе истребители. Теперь уже ар тиллеристы наводили наши са молеты на цель. В результате хорошей организации, четкого действия и меткого бомбоме тания, умелого взаимодействия с артиллеристами батарея про тивника была сильно поврежде на и долгое время не вела огня. На другой день нам было да но более сложное задание. Бомбо-штурмовой удар должен был наноситься но одной из отдаленных батарей немцев. Туда да' еще с перегрузочным вариантом наши летчики ле тели . впервые. Характерных ориентиров было недостаточно, на, маршруте к цели и около нее , находились посадочные площадки противника. Надо было, экономить горючее и скрытно пробираться к самой цели. Все это требовало тща тельной организации, беспере бойного обеспечения дополни тельных самолетов и проведе ния умелой отсечки и ПВО. Как мьг решили все эти. во просы? Задание проработали тща тельно. Вначале с ведущими групп и их заместителями (штурмовики присутствовали .все],: а затем в каждой группе- отдельно. Штурмовики тща тельно изучили цель по фото снимкам, истребители ознако мились с' ней. Два торпедоносца шли на боевое задание. И вдруг в море на ведущем самолете лопнул маслорадиатор мотора. Летчик не повернул обратно. Он про должал настойчиво итти к це ли. На горизонте показались дым ки. Три вражеских эсминца шли в свою ба,зу. Немцы открыли огонь, когда торпедоносцы;были от них' еще на значительном расстоянии. Еще до сбрасывания торпеды, на боевом курсе поврежденный мотор был разбит прямым по паданием снаряда. Но самолет неуклонно шел вперед... Весь экипаж увидел, как осе дал в- воду и вскоре скрылся в волнах подорванный эсминец... Эту. машину вел Попович, штурманом у него- шел K0f4e- лаевский, стрелком-радистом — Бадюк, ныне Герой Советского Союза. С этими мужественными ‘•людьми, и летел в бой воздуш ный стрелок Дмитрий Гаври ченко. Гавриченко воспринял на стойчивость, смелость своих боевых товарищей, их умение бить врага наверняка. Он со вершил уже свыше 80 боевых вылетов. При его участии было потоплено 14 транспортов. Его затьея от выполнения задачи, Гавриченко, предупредив эки паж, выставил из нижнего лю ка аппарат, висевший у него на ремне чере-з плечо, и заснял момент бомбоудара. Снимок опять оказался хорошим. Так настойчивость, которую Гавриченко перенял у героев, и на этот раз принесла ему успех. Аіі олодой летчик-истребитель лейтенант Ф. 3, Лепеле'нко на подступах к родным местам сбил 5 немецких само л е т а . Командование части разрешило отважному летчи ку слетать в его родное село Башмачка Солонянского рай она, Днепропетровской области, освобожденное Нрасной Армией от немецких оккупантов. НА СНИМКЕ : летчик Лепеленмо беседуefr с отцом и матерью. Фото В. Малышева. Фотохроника ТАСС он старается всегда быть при мером. Когда перед стрелками-ради- стами была поставлена задача добиться фиксации результа тов торпедных атак, Гавричен ко решил во что бы то ни стало достичь успеха. Из первого же полета он привез снимок, под тверждающий результат атаки. Вскоре комсорг опять выле тел на. боевое задание.' Когда группа торпедоносцев подошла к цели, море застилала, дымка. — Наверное, но выйдет сн мок, — подумал Гавриченко и даже отложил фотоаппарат, Над караваном о-н увидел, что дымка чуть-чуть разошлась. Немедленно снова взялся за фотоапйтарат. Ни зенитный огонь, ни опасность быть ата кованным воздушным против ником не заставили его отка-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz