Североморский лётчик. 1944, май.

Гйппдии старший лейтенант И. Диденко 21 мая 1944 г., X 120 (100'. СЕВЕРОМОРСКИЙ л е т ч и к Штопор на самолете „Белл-Аэрокобра“ Теоиіика пилотирования на «Беілл-Аэрокобре» несколько £ложнее, модемах, разом, чем на! других са- Гланным же мне кажется, оо- с.теж- том, „ость заключается что этот самолет требует от 1 ,'тчика исключительной точно­ сти в пилотировании, на лю­ бит грубого (приближенного) гяСчета в маневре и не про- т е т летчику даже малейших нарушений На'ста'вления по по­ летам Не только штопор, но и бял других фигур на «Ведал- Аэрояобре'» представляют из­ вестн ую трудность для летчи­ ка который никогда этих фи­ гур не<делал на данном типе самолёта и отчетливо себе не представляет, как эти фигуры нуцсно делать. Для летчика, хорошо испытавшего свой са­ молет и умеющего грамотно владеть им на всех режимах к фигурах, явление штопора — очень редко. Вольше того, оно не представляет никакой опас­ ности.' В моэй летной практике, ког­ да я впервые самостоятельно ■вылетел' на самолете' «Белл- •Аэрокобра», было два весьма поучительных случая. Герой Советского Союза гвар­ дии капитал Покровский, зани­ жавшийся тогда вывозкой мо­ лодых летчиков, разрешил мне пойти в .зону и там самому ^прочувствовать машину». Гіое- .г->обыкновенных виражей и пе­ реворотов в горизонтали, кото­ рые получались у меня отлично, ярешил, попробовать разогнать машину и взять горку с после­ дующим входом в вираж. Надо сказать, что на. выпол­ нение этой эволюции я шел уверенно, ибо до этого имел за ротами солидный налет на маогих отечественных истреби­ телях. На тем не менее я со­ рвался в штопор. В какой-то, я исам.тогда не понял, момент, когда скорость упала до 90 миль, машина вдруг повали­ лась на пр&вюе крыло и опу­ стила нос. Мен» в это время рывком отбросило от сидения так сильно, что ноги потеряли педали. Находясь в согнутом поло­ жении, я по инерции потянул ручку на себя. Прошли мгнове­ ния—самолет оставался неуп­ равляемым. Потом он вдруг поднял нос, резко перевернул­ ся. и я вновь оказался прижа­ тым к сидению. Нащупан педа­ ли, я поставил нейтральна но- №.. дал примерно на 3/4 ручку от себя и полностью газ. Само­ лет стал послушным, и я на 800 метрах вышел из штопора (на-- чал! штопорить на высоте 2.000 метров). Па земле обо всем случившем­ ся н о своих действиях доло­ жил командиру. После его раз’- я.снений и указаний мне стало ясно, что главной причиной моего обратного штопора были слабая координация действий рулями на выходе из горки и потеря скорости. Командир крепко пробрал меня за то, что я шел на выполнение фигур высшего пилотажа с незаконт- ренными ремнями, что явилось причиной потери управления рулем поворота, и обратил мое внимание на постоянное на- Перед боем Глухо охают пушки во мране, Тяжно стонет земля в забытьи. Я берусь в ожиданьи атами Перечитывать письма, твои Пусть огарок чадит, догорая, П /с т ь землянка сыра и те!сна>— Эта ночь у переднего кран За пределами яеи и сна. Вдруг от строк твоих, милых и грустных, Прооветлеея вдали небосклон И опять я студент- первокурсник, И в тебя до. смешного влюблен В темный угап забившись с тетрадкой. Сторонясь любопытных друзей, Я стихи сочиняю украдкой О ровеснице русой моей. И в мечтах, по-ребячый туманных, Смутный сом наяву полюбя, Я клянусь, ка(н клянутся в романах, Что готов умереть за тебя, Знаю* ты улыбнешься на это, Скажешь просто: зачем умирать!,. Одицоко дождавшись рассвета, Я заветную спрячу тетрадь! Иан всеі близко... А минула ровно Десять щедрых любви нашей лет! Раздвигая накатника бревна* Бьеіт в лицо ослепительный свет. Глгухо охают пушки во мраке, Пролетают снаряды, трубя,.. Я сигнал различаю к атаке, Я иду под огонь за тебя. Нинолай РЫЛЕНКОВ, блюдейие- за шариком «Пионе­ ра». Вскоре после этого мне при­ шлось опять пилотировать в зоне. Набрав побольше высоту, я поставил себе целью во что бы то ни стало отработать кру­ тую горку с последующим вхо­ дом в вираж. Это было необхо­ димо для боя. Точно так же, как и в первый раз, машина повалилась на правое крыло и сделала рывка­ ми через крыло полтора витка. Но сейчас у меня были ноги на месте. Я дал до отказа левую ногу, полностью ручку от себя, д самолет-, сделав еще полвит­ ка, вышел из штопора. Но увы! Тут же он свалился на левое крыло. Пришлось теперь давать правую ногу, полностью газ и, как только машина выравня­ лась, ставить нейтрально ноги, что не было сделано мной пе­ ред этим. Вторично из штопора я вышел на высоте 1.000 метров. Тут же, в воздухе, я понял причину своей ошибки. И на этот раз в конце горки был потерян ша­ рик «Пионера»,, что говорило о слабой координации действий рулями. Поняв это,я решил еще раз повторить маневр. Третья попытка принесла мне успех. ,Как видно из приведенных примеров, самолет «Белл-Аэро- кобра» в момент перехода с горки в вираж имеет тенден­ цию штопора в сторону вира- -жа. Однако, при правильной ко­ ординации действия рулей, вы­ держивании необходимой ско­ рости, эта. тенденция исчезает я самолет послушно подчиняет­ ся воле летчика. . -Из практического опыта пи­ лотировании на самолете «Велл-Аэрокобра» можно сде­ лать следующие выводы: 1. Никогда не итти на выпол­ нение фигур с незаконтренны- ми ремнями; 2. Координированно действо­ вать рулями, следя за показа­ наями «Пйонера»; 3. Идя на пилотаж, регулиро­ вать триммер руля поворота на скорость 250—270 миль в пас; - 4 При выходе машины из штопора не запаздывать ста­ вить ноги в нейтральное поло­ жение; 5. После выхода из штопора, набрать скорость 220—250 миль :іг только после этого перехо­ дить в. горизонтальный полет. Л ■ітм 9 2I I ' - ^ -.....-і Стрелии-радисты Н-ской части. Сл&ва направо: гвар­ дии старший сержант Д. Гавриче}нко и гвардии сержант И. Войц&в—дважды орденоносцы. Фото И. Михеева. Борьба с немецкими самолетами, блокирующими аэродром Противник с целью блокиров­ ки нашего аэродрома иногда практикует налеты одиночными самолетами и группами с при­ крытием своих истребителей. Приходят немцы на цель на высоте 8.000—5.000 метров и с планирования сбрасывают бом­ бы1. Уход из атаки производят с принижением в направлении своего аэродрома под прикры­ тие зенитной артиллерии. При встрече с бомбардиров­ щиками наши истребители не стараются влезть в бой всеми силами сразу, а разделяются ка несколько групп. Одна из зтих групп предназначается для удара по бомбардировщи­ кам, остальные—для борьбы с истребителями. Удар по бом­ бардировщикам мы наносим стремительно и стараемся с первой же атаки разбить их строй. Р азби ты е по одиночке немцы н ачин ают м ета ть ся З д е с ь за д а ч а л е т ч и к а—н е д а т ь им возможности уйти б е з н а к а ­ занно. Огонь .по противнику н адо вести приц ел ьный , по н аиболее уязвимым местам : мо ­ тору, бензобакам, р а с п о л ож е н ­ ным в ц ен троплан е, и к абине ст релк а и летчика. Начин ать его лучше с хвоста и вести .вдоль фюзеляжа. Выходи ть из атаки нужно на большой с к оро ­ с т и вниз под крыло с п о с л е ­ дующим резким уходом вверх. Борьб а с. немецкими самол» - тами, блокирующими наш а э р о ­ д р ом ,—-большое и о т в е т с т в е н ­ ное дело . О н а б у д е т ещ е бол ее успешной, если служба ПВО в с е г д а своевременно буд ет и н ­ формировать о появл ении н е ­ п рияте л ьс кой авиации . Лейтенант И. НУЖАН08: sdtiUНо в о с т и ^ з с с р ^ б ^ е ^ н о й т е х н и к и НОВЫЙ МОРСКОЙ РА З В ЕД Ч И К Обще с т во „Кэр т и с с“ (США) выпус­ тилоновуюкон­ струкцию мор­ ского самолета- разведчика, но­ сящего назва­ ние „Сигалл". На самолете установлен мо­ тор „Рэнджер" мощностью 500 л. с. с воздуш­ ным охлажде­ нием. Крейсер­ ская скорость полета свыше 300 км|час. Характерной особенностью самолета яв­ ляются отогну­ тые вверх кон­ соли плоскостей (очевидно, для у ме н ь ше ния сопротивления при пробеге по большой волне). „АвИЭЙШ вН ” . I l l Каи - Л л е > о и к ы Г е р о й С о в е т с к о г о С о ю з а г в а р д и и м а й о р А . К а р а с е в Противозенитный маневр штурмовика За время О т е ч е с т в е н н о й вой- „ я произвел с в ы ш е 240 ус- ■тпных ш т у рм о вы х в ы л е т о в и плпй ьТн с к а з а т ь ’ ч т о у с п е х вы- І!ил <ия их д о с т и г н у т г л а в - пни о°Ра’30'м б л а г о д а р я п р а ­ вильному п рим ен ению протпіво- нитного м ан ев р а. ■ * 1 * 1 Г°ДУ. на втором меся-- бит п!!НЫ’ мой сам °л е т был под- nnJL м зенитной артиллерии ^ротивиика, и мне пришлось ит- <ѵт„а вынУ:кДениую пос адку на спѵчЛ-3 наших аэродромов. Этот з?лѵл, с т а в и л меня, серьезно ся наД тем, как нужно згн^РИровать’ чтобы обмануть ц,,.г. чиков противника и укло- И* о ги я - В соседнем Шет.1 дивизионе я хоро- °'знак°м и л ся со всеми отпр ^ й И и се!£Г>етами зенитной JiHe «в -^ртиллеРиеты дали «coppwl0 полезных сведений „ Г - к°торые я использо- д-в Дальнейшей работе. ТОГ(>’ чтобы у сп еш но водить противозенитный Каждый летчик должен хорошо знать методы и спосо­ бы зенитной стрельбы против­ ника. Немцы ведут огонь по само­ летам в основном тремя спосо­ бами: первый — на прямое по­ ражение сопроводительным ог­ нем, второй — неподвижной за­ градительной завесой и тре­ тий — подвижной- заградитель­ ной завесой. В* этой статье мне хочется рассказать о маневрировании при стрельбе противника на. прямое поражение. Когда самолет находится примерно за 9 км. от батареи^ на Н-1.000—1.500 м., зенитчики получают от дальномерщиков .все необходимые для стрельбы данные — скорость, направле­ ние и высоту полета. Эти три величины необходимы для то­ го, чтобы точно взять упрежде­ ние, Естественно, что, если летчш не будет маневриро­ вать, вероятность встречи сна- 'ряда, с самолетом, значительно возрастет. Поэтому примерно I за 9 км. до линии фронта я -обычно начинаю маневриро­ вать, меняя через каждые 10 15 секунд скорость, высоту з направление полета. Чтобы швести противника в заблужде­ ние и не дать ему возможность оирѳдэлить, на какую цель ,идут іштурмовики, нужно маневриро­ вать грамотно, с учетом обста­ новки, не допуская при этом шаблона. В чем секрет манев­ рирования? Разберем на при­ зере. На дистанцию 5.000 мт. :снаряд летит 18 секунд. Само­ лет идет со скоростью 100 \мт. /сек. Значит, зенитчики ■должны брать упреждение на 1.800 мгг. точно по высоте и {направлению летящего самоле­ та. Допустим, что летчик отвер­ гнул самолет на 20 градусов .влево и набрал 50 мт. высоты. . ••Снаряд, следовательно, разор­ я е т ся вправо ниже машины. ‘ Так как снаряд летит 18 секунд, а. темп стрельбы 4 —5 секунд, дока зенитчики увидят^разрыв, [они до старым данным выпу­ стят еще 3—4 снаряда. Вот и нужно использовать этот мо­ мент для того, чтобы пере­ хитрить артиллеристов. Я лич­ но при этом отворачиваю маши­ ну.влево еще на 5—10 градусов, зная, что по этой линии еще должны разорваться 2—3 сна­ ряда. После разрыва послед­ него я разворачиваюсь прямо на черные шапки разрывов. Если при этом еще потеряна высота, то действенность зенитного ог­ ня значительно снизится. Еще раз повторяю, что манев­ рирование нужно изменять при каждом повторном полете. В течение полутора месяцев нам пришлось по 3 — 4 раза в день летать на один из пунк­ тов, где немцы сосредотачива­ ла большие силы. Первые три дня мы не встречали сильного противодействия ЗА противни­ ка, а потом немцы подтянули средства ПВО и встречали нас сильным огнем. Как же мы по­ ступали в этих случаях? Один удар мы наносили пря­ мо с ходу, ошеломляя против­ ника внезапностью. Потом на малой высоте выскакивали в район болот, разворачивались и •вторично штурмовали цели, об­ наруженные во время первой атаки. Другой раз мы заходили с .левым разворотом, вставали в левый круг и атаковали сред­ ст ва противника, включая и зе н и т ны е батареи . Следующий р аз д е л а л и з а х о ды с тыла, п р о ­ к л а д ы в а я м а рш р у т по з а б о л о ­ ч енным местам. Е с л и при п е р ­ вой атак е на п одход е к цели мы м ан ев ри ро в али , д е л а я левый, правый , потом о п я т ь л евый р а з ­ вороты на р азрывы , то при сле­ дующих з а х о д а х о тв орачив али ■только от разрывов. Ино гд а мы щ л и с набором высоты , д е л а я н е з н а ч и т е л ь ны е площадки , д р у ­ гой р аз л е т е л и с по терей вы со ты . Ма н евриров али и меняли скорость. Причем интересно, ко гд а мы шли н а м а лых ск оро ­ стях, р а з ры вы были д а л е к о вп ереди самол е тов, а к о гд а на бол ьши х скоростях — сн а р я ды р в а л и с ь з а хвостом. Надо ск а зать , что некоторые летчики, ст р ем я сь сократить в р ем я н ахож д ени я в зон е зе­ нитно го о гня, обычно п о с т еп е н ­ н о у в е л и чи в аю т с к оро с ть поле т а . Немецкие 5кге» зени тчики , у ч и ты в а я это о б с то ят ел ь ств о , к выр а бо т анным д анным с к о р о ­ с т и обычно п риб а вл яют 25 — 50 проц., и бы в а л и случ аи , к о г ­ д а летчики, с т р ем я с ь бы с т р е е выскочить и з-под обс тр е л а, п о ­ п а д а л и в зон у д е й с т в и т е л ь н о г о о г н я . Конечно, д л я того, чтобы с р е ди р а з ры в о в сн а р я д о в ум ен ьши т ь скорость, нужно об- (Окончание см, на 4 стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz